Административное право. Административно-правовые формы и методы государственного управления Виды социального управления в административном праве

Предисловие

Фондовые лекции могут быть использованы студентами юридических специальностей при изучении дисциплины «Административное право ».

Целью изучения дисциплины «Административное право» является формирование и развитие профессиональной культуры студентов, совершенствование творческих качеств будущего юриста, приобретение практических навыков, необходимых для осуществления ими профессиональной деятельности.

При изучении дисциплины решаются следующие задачи:

Обеспечение усвоения студентами понятий, категорий и институтов государственного управления;

Формирование у студентов представлений об административно-правовых нормах и отношениях; субъектах административного права; административном принуждении и административной ответственности; основах административно-правовой организации управления экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами;

Выработка у студентов навыков пользования нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, образующие предмет административного права.

Изучение дисциплины предполагает логическое сочетание лекционных и семинарских занятий, а также самостоятельной работы студентов над учебным материалом.

Данные лекции написаны с учетом изменений в области законодательства и юриспруденции, и рекомендованы для использования при подготовке и проведении практических занятий, при выполнении самостоятельных и контрольных работ, при подготовке к экзамену по курсу.

Управление, государственное управление, исполнительная власть

Вопросы к теме:

1. Понятие, содержание и виды управления. Социальное управление.

2. Понятие, признаки и виды государственного управления. Соотношение понятий исполнительной власти и государственного управления.

3. Особенности исполнительной власти. Исполнительная и распорядительная деятельность.

Понятие, содержание и виды управления. Социальное управление.

Управление — это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления. В качестве объекта управления выступают различные явления и процессы: человек, коллектив, социальная общность, механизмы, технологические процессы, аппараты. Управление как процесс воздействия субъекта на объект управления немыслимо без системы управления, под которой, как правило, понимается механизм, обеспечивающий процесс управления, т. е. множество взаимосвязанных элементов, функционирующих согласованно и целенаправленно. Участвующие в процессе управления элементы объединяются в систему с помощью информационных связей, конкретнее — по принципу обратной связи.

«Управлять» — значит «направлять, руководить» (о чем-то заботиться, выполнять что-то по поручению, исполнять и распоряжаться). В 60-х гг. XX в. сформировалось новое научное направление — кибернетика , предметом изучения которой стали процессы управления в различных областях. Используя математический аппарат, математическую логику и теорию функций, удалось объединить важнейшие достижения теории автоматического регулирования, информатики и многих других сфер научного знания. Эта наука изучает вопросы управления, связи, контроля, регулирования, приема, хранения и обработки информации в любых сложных динамических системах. При этом управление рассматривается на высоком уровне абстракции, а особое значение придается процедурам управления, его принципам, закономерностям и связям многочисленных элементов, образующих единую систему.


Понятие «система», раскрывающее сущность управления, характеризуется наличием следующих признаков: задачи и цели; субъекты и объекты управления; функции; организационная структура; единство, самостоятельность и взаимозависимость элементов системы; определенные формы и методы деятельности.

Под управлением в самом общем смысле можно понимать целенаправленное воздействие субъекта управления на объекты управления в целях создания эффективно функционирующей системы на основе информационных связей и отношений. Весьма точное определение управления дал Г. В. Атаманчук: управление — это целеполагающее, т. е. созидательное, продуманное, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную жизнедеятельность, которое может быть осуществлено как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные органы и структуры (государственные органы, политические партии, общественные объединения, предприятия, общества, союзы и проч.).

Следует отметить , что сущность управления на протяжении многих десятилетий остается неизменной.

Определяя понятие «управление», классик менеджмента А. Файоль называет шесть следующих функций (операций):

1) технические (производство, выделка и обработка);

2) коммерческие (покупка, продажа и обмен);

3) финансовые (привлечение средств и распоряжение ими);

4) страховые (страхование и охрана имущества и лиц);

5) учетные (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика и т. д.);

6) административные (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

Раскрывая смысл административной операции, ученый поясняет:

- «Управлять — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать;

Предвидеть, т. е. учитывать грядушее и вырабатывать программу действия;

Организовывать, т. е. строить двойной — материальный и социальный — организм предприятия;

Распоряжаться, т. е. заставлять персонал надлежаще работать;

Координировать, т. е. связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия;

Контролировать, т. е. заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям».

В литературе рассматриваются несколько видов систем: технические системы (энергосистема, информационно-вычислительная сеть, технологический процесс и проч.); социально-экономические системы (отрасли, отдельные предприятия, сфера обслуживания и др.); организационные системы, основным элементом которых является сам человек. Как правило, большинство членов общества входят в одну или несколько организаций, т. е. организационные отношения — характерная черта человеческого бытия.

Люди входят в организацию для решения задач посредством процессов управления. Организация — это сознательное объединение людей, характеризующееся началами системности, разумной организованности, структурированности и преследующее достижение определенных социальных целей и решение общественно значимых задач. В каждой организации имеют место управленческие процессы, необходимые для достижения ее целей и задач.

Любому управленческому процессу свойственны следующие характерные черты:

1) необходимость создания и функционирования законченной системы;

2) целенаправленное воздействие на систему, результатом которого становится достижение упорядоченности отношений и связей, способных выполнять поставленные задачи;

3) наличие субъекта и объекта управления в качестве непосредственных участников управления;

4) информация как главное связующее звено между участниками управления;

5) наличие иерархии в структуре управления (элементы, подсистемы, отрасли, области);

6) использование различных форм подчинения объекта управления субъекту управления, в рамках которых используются различные методы, формы, способы, средства и приемы управления.

Традиционно выделяются следующие виды управления:

1) механическое, техническое управление (управление техникой, машинами, технологическими процессами);

2) биологическое управление (управление процессами жизнедеятельности живых организмов);

3) социальное управление (управление общественными процессами, людьми и организациями).

Каждый из данных типов управления отличается назначением, качественным своеобразием, специфическими особенностями, интенсивностью совершаемых управленческих функций и операций.

Социальное управление

Под социальным управлением понимается управление в сфере человеческой, общественной деятельности; управление общественными отношениями, процессами в обществе, поведением людей и их коллективами, организациями, в которых осуществляют трудовую или служебную деятельность люди. Совместная общественная деятельность людей осуществляется в различных областях, например в процессе производства и потребления материальных благ, в социально-политической, идеологической, этической, культурной, семейной сферах. Протекаемые в указанных областях процессы, отличающиеся порой особой сложностью и важностью, требуют руководства, т. е. приведения отношений в законченную систему, создания упорядоченности общественных связей. В каждой сфере, обладающей качественным своеобразием, приемлемы лишь специальные системы управленческой организации.

Таким образом, управленческое начало обязательно, в частности, и для социальной системы, в которой выделяются два участника управления — субъект и объект с прямыми и обратными связями между ними.

Сущность социального управления раскрывается в процессе анализа следующих его характеристик:

1) управление — процесс сознательно-волевого воздействия конкретного субъекта управления на соответствующие объекты;

2) управление — деятельность, построенная на конкретных принципахосуществления управленческих действий, достижения определенных целей управления и решения административных задач;

3) управление представляет собой функциональное социально-правовое явление, т. е. публичное управление характеризуется множеством осуществляемых административных функций;

4) управление организуется и осуществляется специально подготовленными субъектами управления,для которых управление является профессией, профессиональной деятельностью;

5) управление представляет собой управленческий процесс,систему административных процедур, имеющих конкретное правовое содержание;

6) управление осуществляется либо для достижения общих управленческих задач, либо для решения управленческих дел в конкретных областях социальной или государственной жизни (управление внутренними делами, управление в области иностранных дел, охрана общественного порядка, управление в области финансов, управление в сфере юстиции, управление строительным комплексом страны);

7) управление может рассматриваться как конкретная закрытая организационная система,построенная на определенных правовых основаниях; т. е. это отдельная организация, которая имеет конкретные цели и задачи управления, организационное строение, полномочия и структуру, взаимодействует с другими организациями.

Содержанием социального управления является упорядочение общественных отношений, регулирование организации и функционирования социального порядка и общественных объединений, обеспечение условий для гармоничного развития личности, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Во всех этих случаях объектом управления становятся социально-волевые связи, поведение человека и его действия. Однако человек — это и субъект социального управления, которое осуществляется им в отношении других людей. В каждом конкретном случае субъектом социального управления выступают как отдельные личности, так и организации: государственные, общественные, международные.

Социальное управление включает понятие социально-управленческой деятельности, которое является более широким по отношению к термину «управление». Управленческая деятельность предполагает наличие практического элемента в осуществлении управления, т. е. характеризуется непосредственным осуществлением функций социального управления — исполнением норм, правил, организацией, руководством, координированием, учетом и контролем.

Создание организационной структуры социального управления — необходимое, но недостаточное условие достижения поставленных цели и задач управления. Реальность управления обеспечивается такими его качествами, как организованность, ответственность, подчиненность, сила, воля. Взятые в совокупности, они образуют новое качество — властность управления, т. е. наделение субъекта управленческой деятельности необходимыми полномочиями для успешной реализации возложенных на него управленческих функций.

Таким образом, управление неотделимо от понятий «власть», «государственная власть». Властность управления обусловливает возникновение организационных связей, обеспечивающих подчинение участников совместной общественной деятельности желанию субъекта управления, его «господствующей» воле. Власть — это необходимое средство регулирования социальных процессов; она формирует единую, отвечающую публичным интересам организационно-управляющую волю и обеспечивает создание социального порядка, демократических основ жизни общества.

Властность социального управления включает и такое социальное явление, как авторитет. Социальное управление должно обеспечивать взаимодействие двух факторов: с одной стороны, властных полномочий и авторитета субъекта управления и управления (в широком смысле — авторитета государства), а с другой — добровольного исполнения людьми и их организациями социальных норм, сознательного подчинения субъекту власти и управления, а также его предписаниям. Баланс этих явлений и создает необходимое качество социальной управленческой деятельности.

Социальное управление характеризуется тем, что оно:

1) возникает в связи с потребностью организации и регулирования деятельности людей и их организаций, а также установления стандартов их поведения и действий;

2) направлено на достижение целей и задач управления, заключающихся в удовлетворении публичных интересов путем осуществления совместной деятельности людей;

3) использует имеющиеся властные полномочия и функции;

4) осуществляется на началах подчиненности участников управленческой деятельности единой управляющей воле субъекта управления (лица, коллектива, организации).

Социальное управление включает несколько видов, различающихся по целям, задачам, функциям, субъектам и их полномочиям, а также процедурам управления:

1) государственное управление (управление в области организации и функционирования государства, государственной исполнительной власти);

2) местное управление (муниципальное управление, местное самоуправление, коммунальное самоуправление);

3) общественное управление (управление в общественных объединениях и некоммерческих организациях);

4) коммерческое управление (управление в коммерческих организациях, созданных в целях извлечения прибыли и распределяющих полученную прибыль между их участниками).

В целях организации самой системы этих органов и обеспечения правовых режимов их работы, т. е. для проведения позитивной управленческой деятельности для решения государственных задач и исполнения нормативных правовых актов (осуществление действий по организации деятельности самих исполнительных органов государственной власти , совершенствованию института государственной службы , разработка и принятие нормативных правовых актов);

  • внешнее государственное управление осуществляется органами исполнительной власти в целях реализации «внешних» (в том числе иногда и принуждающих) полномочий, т. е. полномочий, адресованных субъектам права (физическим и юридическим лицам), не входящим в структуру государственной администрации (например, осуществление деятельности по регистрации и лицензированию);
  • внутриорганизационное государственное управление - осуществление исполнительно-распорядительных функций органами законодательной (представительной) власти, судами, прокуратурой и иными государственными органами, традиционно не относящимися к исполнительным органам государственной власти.
  • Государственное управление урегулировано публичным (административным) правом, при этом отдельные государственно-управленческие вопросы подлежат частноправовой (гражданско-правовой) регламентации. Поэтому следует различать суверенное государственное управление и управление, осуществляемое в частноправовых формах. Эти виды управления характеризуются различными правовыми формами. Если государственное управление осуществляется в форме публичного права , то тогда говорят о суверенном (публичном) управлении, реализуемом самим государством (его органами, государственными служащими) либо от его имени; если управленческая деятельность установлена частным правом, то здесь речь идет о частноправовом управлении.

    Суверенное управление - это управление «принуждающее» (правоохранительное, атакующее, «нападающее», ограничивающее права субъектов права, жесткое), т. е. применяющее меры административного принуждения . В данном случае контрольно-надзорные органы и должностные лица применяют меры обеспечительного, предупредительного, пресекательного, наказательного и восстановительного характера. Здесь возможно временное ограничение реализации прав и свобод граждан, права распоряжения объектами собственности физических и юридических лиц. Принудительное управление осуществляется в основном полицейскими и другими контролирующими органами, в задачи которых входит обеспечение общественного порядка, предотвращение правонарушений , защита общества от опасностей. Главным принципом «принуждающего» управления является законность .

    В отечественной административно-правовой литературе последних десятилетий проблемы «частноправового» управления не затрагиваются. Такой вид управления имеет место в тех случаях, когда само государство не выступает в роли суверенного участника правоотношений . Поэтому оно предполагает равноправие государства как участника частноправовых отношений, т. е. участвует в общей конкурентной экономической жизни, получает финансовые доходы , увеличивает свое состояние или продает его, совершая при этом соответствующие действия. Деятельность, осуществляемая в частноправовых формах, направлена на достижение государственно-управленческих целей и решение государственно-правовых задач путем участия в экономической жизни.

    Частная область государственного управления охватывает материальные (экономические) потребности управления, т. е. когда государство выступает в качестве частного предпринимателя и заключает различные договоры . К ним относятся, например, договоры купли-продажи , которые имеют целью обеспечение управления необходимыми для управленческой деятельности материалами (формирование и обеспечение деятельности персонала управления, приобретение материалов, техники, канцелярских принадлежностей, земельных участков для возведения административного здания), договоры подряда с дорожно-строительными предприятиями, договоры лизинга и договоры на сервисное обслуживание, трудовые договоры со служащими и рабочими, находящимися на публичной службе. Государство участвует в этих договорах в качестве не только заказчика и потребителя , но и субъекта, желающего получить экономическую (финансовую) прибыль как самостоятельный предприниматель на равных с другими предпринимателями.

    Управление, в процессе осуществления которого используются частноправовые средства и механизмы, может также осуществляться как хозяйственная деятельность органов публичной власти по обеспечению «нормального» существования общества (например, государственное обеспечение электроэнергией, газом, водой, теплом; организация самими городами, поселками и другими административно-территориальными единицами уборки мусора, очистки сточных вод, ликвидации вредных веществ и т. д.). Такое управление, которое можно назвать созидающим, «положительным», является необходимым атрибутом современного социального государства . «Положительное» управление - это забота государства о нормальном существовании людей; это и управление образованием, и социальным строительством (строительством жилья на льготных условиях для определенных категорий населения), и управление в области здравоохранения, экономики , транспорта, электроснабжения, водоснабжения и т. д. Подобная форма организации управления распространена во многих странах, причем она допускается лишь в определенных случаях. Там, где не имеется четкого правового регулирования со стороны государства, положительное управление могут осуществлять частные предприятия .

    Управление с точки зрения его организации в принципе одинаково во всех сферах, однако следует различать общее управление и особенное (специальное) управление. Общее управление предназначено для любого вида управленческой деятельности и реализуется одинаковыми механизмами, формами и методами независимо от отраслей и сфер управленческой деятельности. Особенное управление распространяется на конкретные сферы и области - финансы , строительство , сельское хозяйство , горное дело, внутренние и иностранные дела и т. д.

    Большинство учёных XXI века проводят исследования человека с точки зрения его с окружающим миром. Подобные действия помогают выделить наиболее эффективные способы Следует отметить, что процесс поиска начался задолго до появления существующей цивилизации. Интересен тот факт, что уже во времена Древнего Рима люди знали: наиболее удачным «изобретением» регулирования общественных отношений является право. С того времени эта концепция не утратила своей силы.

    На сегодняшний день в Российской Федерации практически вся жизнедеятельность граждан регулируется при помощи правовых норм различных отраслей юридической науки. Это позволяет, прежде всего, государству осуществлять повсеместный контроль и диктовать свою волю. Однако большое количество вопросов вызывает сам процесс управления, который осуществляет уже упомянутая в статье государственная власть. Сам термин «управление» имеет несколько достаточно интересных значений. Что касается государства, то тут существует своя специфика - как юридическая, так и практическая. В статье рассмотрим понятие управления и виды управления через призму соответствующей юридической отрасли - административного права.

    Многогранность термина

    Прежде чем рассматривать понятие управления и виды управления в административном праве, нужно обратить внимание на многогранность этого термина вообще. Следует отметить, что он используется сразу в нескольких отраслях человеческой жизнедеятельности. Исходя из этого, характеристику термина можно давать совершенно по-разному.

    В философии управление понимается как определённая деятельность каких-либо субъектов, направленная на достижение цели или ряда целей. Во время подобной деятельности происходит изменение какого-либо объекта. Философское понятие дало отправной толчок для создания «классического» универсального термина. Таким образом, управление, сущность, понятия, виды которого будут представлены в статье, - это специфический процесс контроля, организации, планирования и мотивации, который необходим для достижения поставленных целей. Что касается специфики данной категории, то она отлично прослеживается в военной и административной среде.

    Специфика военного управления

    Ранее мы уже отметили тот факт, что понятие управления и виды управления в военной среде имеют собственную специфику. То же самое можно сказать и про административное право. Особенности этой отрасли будут представлены далее в статье. Что касается военного дела, управление, понятие, признаки, виды которого представлены ниже, - это комплекс мероприятий, целью которых является координация действий отдельных военных формаций. При этом субъекты управления должны поддерживать в этих формациях надлежащего уровня организацию, что будет отвечать основным требованиям обороноспособности государства.

    Существует несколько видов управления в военном деле, а именно:

    • Управление всеми войсками - это процесс координации и поддержания общей боеготовности на всех эшелонах вооруженных сил государства.
    • Управление воздушным движением позволяет координировать деятельность авиации военной направленности.
    • Управление формированиями возникает по большей части во время непосредственного военного конфликта, когда из разных отраслей вооружённых сил формируются единые структурированные боевые единицы.

    Таким образом, учитывая приведённую спецификацию, можно сделать вывод, что военное управление имеет ряд характерных признаков.

    Что такое административное право?

    Теперь попробуем разобраться в специфике Ведь именно через призму данной отрасли мы будем рассматривать понятие управления и виды управления. Следует заметить, что данная отрасль на просторах Российской Федерации является относительно молодой. Она была сформирована в СССР и частично Российской Империи - прародительнице современной России. Изначально это была сугубо полицейская отрасль правовой системы государства. Однако ближе к XXI веку учёные выяснили, что процесс управления, как и иные механизмы в стране, подчиняется определённым правовым закономерностям. При анализе специфики процесса управления стало понятно, что он является предметом административного права, так как вобрал в себя публичные черты. Таким образом, правовая отрасль существенно преобразилась.

    На сегодняшний день административное право исходит именно от управления, так как оно считается основным предметом регулирования отрасли. Отсюда следует, что содержание, признаки и виды управления можно выделять, изучать и рассматривать в пределах административной науки.

    Управление в административном праве

    Общее понятие и виды управления в административном праве исследуются учёными повсеместно, потому что это является наиболее приоритетным вопросом в современной России. Именно в пределах этой правовой отрасли и по совместительству науке изучаются наиболее спорные моменты координирования общественной жизни посредством государственной власти. Иными словами, рассматриваются вопросы взаимодействия государственных органов всех эшелонов и граждан как в совокупности, так и по отдельности.

    Учитывая все вышепредставленные особенности, можно сделать вывод, что управление (понятие, признаки, виды которого будут представлены далее) в административном праве - это действия, имеющие распорядительный характер. Они направлены на организацию функционирования достаточно сложных систем с целью обеспечения сохранности и качества деятельности последних. В зависимости от особенностей систем выделяют разные типы и виды управления в административном праве.

    Следует отметить тот факт, что управление административной отрасли имеет собственную структуру. Это позволяет более эффективно и качественно реализовать данную категорию при реальном регулировании общественных отношений.

    Структура административного управления

    Понятие управления и его виды напрямую связаны со структурой этой специфической категории. Ранее мы уже указали, что именно благодаря структурированности управления оно имеет высокий уровень эффективности в процессе регулирования общественных отношений. Как правило, выделяют три основных структурных элемента: объект, субъект и содержание. Субъектом управления всегда являются люди. Некоторые ученые вносят в число субъектов органы государственной власти, что является в корне неверным. Ведь даже органы госвласти фактически состоят из людей. Следует отметить, что субъекты делятся на две большие группы: единоличные (отдельные граждане РФ) и коллегиальные (социальные группы). Помимо общественных отношений, объектом управления являются системы, например формации людей, всевозможные явления (экономические, правовые и т. п.).

    Наиболее интересный и важный элемент - содержание управления. Он характеризует тот пакет отношений, который фактически регулируется при реализации Помимо того, к содержанию относятся конкретные способы воздействия на эти правоотношения, так как они осуществляются с использованием определённых методов и способов. По сути, содержательный элемент представленной административно-правовой категории - это сам «корень» государственного процесса управления. На основе его выделяются различные типы рассматриваемого в статье института.

    Основные типы управления в административном праве

    Нужно заметить, что виды и признаки управлениявыделяются лишь посредством анализа отдельных типов этой категории административного права. Теоретиками отрасли выдвигалось множество гипотез по данному вопросу на протяжении многих лет. Основная проблема заключалась в том, что учёные не могли прийти к общему согласию по поводу типологии управления в административном праве. Сказывался тот факт, что управление, сущность, понятие и виды которого представлены в статье, является действительно сложной структурой. Тем не менее была создана типология, состоящая из четырёх элементов, которая существует по сей день. Она предлагает следующие типы управления в административном праве:

    • Технический тип управления, то есть координация деятельности объектов на основе общепринятых правил физики, математики и т. д.
    • Биологическое управление вобрало в себя способы влияния на те или иные объекты с учётом природных законов.
    • Социальный тип является одним из наиболее сложных. Его особенности проявляются в структуре и способах регулирования, о чём будет рассказано далее.
    • Ключевым типом в административном праве является государственное управление. В процессе анализа затрагиваются такие проблематики, как суть государства, взаимодействие страны и социума, власти и отдельных граждан.

    Таким образом, представленная типология является «стандартом» отечественного административного права. Исследование её элементов позволяет увидеть понятие и виды форм управления, ключевые особенности не только института управленческой деятельности, но и всей отрасли правового регулирования.

    Виды управления в административном праве

    Понятие и методы управления - это неразрывно связанные между собой термины, которые фактически дополняют друг друга. Но их суть наиболее ярко прослеживается через определённые виды представленной в статье категории. Следует отметить тот факт, что многие люди достаточно часто путают понятия «типы» и «виды». В данном случае нужно помнить, что видом называется определённая совокупность методов и способов воздействия на конкретные социальные отношения. А тип, в свою очередь, является лишь отдельной целевой сферой направленности. Понятие управления и его виды,как уже было указано ранее, являются взаимодополняющими. Таким образом, различные совокупности методов в административном праве можно выделить, исходя из дефиниции термина.

    На сегодняшний день теоретиками административного права выделено три основных вида, а именно:

    • государственное управление;
    • коллективное;
    • семейное.

    Как мы понимаем, общее понятие и виды управления, представленные выше, позволяют раскрыть суть этого специфического правового института. Поэтому их необходимо рассматривать в отдельности друг от друга. Следует заметить, что мы отмечаем управление как институт административного права, так как представленная в статье категория объединяет в себе не только определенный набор методов и способов, но также однородные правовые нормы регулирования.

    Государственное управление: понятие и методы

    Понятие управления, его признаки и видыв призме административного права прямо зависят от государства. Фактически в данной отрасли институт администрирования является исходным от высших органов власти в стране. Государственное управление, в свою очередь, вобрало в себя наиболее важные методы и принципы деятельности государственных органов. Что оно собой представляет? Таким образом, государственное управление - это вид деятельности государственных органов, а также их должностных лиц, направленный на реализацию заданного политического курса. Исполнителям этого вида не интересны источники существующего курса, так как они лишь приводят его положения в форму реального исполнения.

    Основным методом при осуществлении государственного управления, как правило, является императивный. Это совершенно не удивительно, если учесть факт наличия права властного веления, которым наделено государство в лице своих основных органов. Некоторые учёные достаточно часто приписывают осуществление государственного управления лишь органам исполнительной власти РФ. Эта теория является по большей части ошибочной. Потому что судебная и законодательная власть также вносят свои нотки в процесс регулирования общества. В некоторых случаях законодательная власть более важна, чем иные ветви, потому что именно законодательные органы в Российской Федерации имеют наивысший приоритет.

    Принципы государственного управления

    • Правовые. Этот аспект объединил в себе концепции правопорядка и законности, а также приоритетность прав и свобод человека и гражданина. Помимо этого, правовой подход закрепляет в себе принцип главенствующего места Конституции в иерархии нормативно-правовых актов и всей правовой системы.
    • Политические принципы - это по большей части идеи воплощения политической доктрины. На сегодняшний день в России все больше развивается тенденция к тому, что государственная власть существует для максимального воплощения идеи народовластия. Политический подход фактически является протестом любого рода дискриминации, нарушения свободы слова и т. п.
    • Управленческий подход закрепляет принципы эффективности, экономичности и результативности государственного управления.
    • Последней совокупностью является «группа принципов Песика», которая была разработана в XX веке польским учёным Пшечем Песиком. Особенность группы в том, что она объединила в себе несколько относительно однородных принципов осуществления государственного управления. Таким образом, создаётся единое положение о том, что государственная власть должна быть «удобной» для народа. Она не может нарушать права граждан того или иного государства, а наоборот, должна поддерживать и обеспечивать их. Эффективность власти должна проявляться, прежде всего, в здоровье нации и внешнеполитическом благополучии.

    Ранее мы уже указали, что содержание, признаки и виды управления государственной направленности во многом зависят от представленных выше принципов. По сути, именно благодаря данным принципам в Российской Федерации деятельность органов власти имеет максимальный уровень эффективности в процессе регулирования общественных отношений. Необходимо также учитывать тот факт, что понятие, виды, функции управления в административном праве во многом «строятся» на исходных положениях отрасли и института.

    Социальное управление в административном праве

    Специфическим видом в административной отрасли является социальное управление. Оно имеет следующие особенности:

    • Объектом воздействия всегда выступают люди, то есть социум.
    • Все возникающие отношения в процессе социального управления носят диспозитивный, правовой характер.
    • Этот вид управления строится на основе приоритета воли человека, а не властного веления государства.
    • Субъектами, как правило, выступают в большей части люди и их сформированные группы. Что касается органов власти, то в структуре социального управления это специальный субъект.

    Таким образом, на основе представленных особенностей можно сделать вывод, что, в отличие от государственного, социальное управление возникает в среде взаимодействия граждан. При этом органы власти лишь в некоторых случаях играют «вспомогательную» роль.

    Заключение

    Итак, понятие управления и его виды кратко были представлены в этой статье. Следует отметить, что вопрос о роли граждан и органов власти в процессе организации управления любого рода является приоритетным направлением изучения как в рамках представленного института, так и административного права в целом. Помимо этого, изучение управленческих правоотношений необходимо для организации эффективной работы органов власти, однако это уже не предмет данной статьи.

    Чтобы стать высококвалифицированным юристом, необходимо знать не одну отрасль права, в т.ч. необходимо знать и основные понятия административного права. Чтобы помочь начинающим юристам и студентам юридического факультета, мы скомпоновали всю необходимую информацию об (всё об) административном праве, рассмотрим: понятия, виды, нормы, особенности, признаки, субъекты, источники, функции, принципы и многое другое об административном праве, что называется "От и До".

    Содержание статьи (навигация):

    Рассматриваемые основные понятия административного права

    Понятие Административного права и его признаки

    Понятие Административного права, как отрасли права

    Сначала раскроем понятие административного права с точки зрения отрасли права. Термин "Административное право " коротко и простыми словами - это отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных регулировать общественные отношения с органами исполнительной власти, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.

    Рассмотрим полное определение административного права в РФ. Административное право - отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.

    Понятие Административного права, как науки

    А теперь раскроем понятие административного права с точки зрения науки (административно-правовая доктрина). Термин "Административное право " как наука коротко и простыми словами - это часть российской правовой науки, система научных взглядов и представлений, знаний и теоретических положений об отрасли административного права и о предмете его регулирования.

    Рассмотрим полное определение административного права в РФ как науки. Наука "Административное право" - это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления, о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития.

    Признаки административного права

    Правоведами относительно давно расписаны признаки административного права. Существуют следующие признаки отрасли административное право:

    • является одной из основополагающих отраслей публичного права;
    • представляет собой совокупность юридических норм;
    • имеет обособленный предмет правового регулирования – управленческие отношения, возникающие как в сфере государственного управления, так и в других сферах;
    • имеет свой метод правового регулирования;
    • обладает внутренней согласованностью, состоит из определенных элементов;
    • имеет внешнее выражение, т.е. закрепляется в определенных формах-источниках.

    Понятие норм, виды норм административного права, особенности и структура норм

    В данном разделе мы Вам объясним что означает термин нормы административного права и подробно опишем виды административного права, а точнее виды норм административного права. Также, детально распишем структуру норм административного права и особенности норм административного права.

    Понятие нормы административного права

    Часто задают вопрос про понятие нормы административного права, поэтому мы решили его здесь изложить. Административно-правовые нормы - это установленные государством правила поведения, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной власти.

    Нормы административного права в Российской Федерации определяют порядок создания, реорганизации и упразднения органов исполнительной власти, их перечень, цели и задачи их деятельности, компетенцию и другие стороны правового статуса этих органов, их структуру и процедуру деятельности. Распространяются они и на организацию местного самоуправления, и порядок взаимодействия его органов с органами государственной власти.

    Нормы административного права устанавливают, кроме того, порядок создания, реорганизации и упразднения управляемых объектов – предприятий, учреждений и организаций и регулируют многие стороны их деятельности независимо от форм собственности, их взаимоотношения с органами государственной администрации. Нормы административного права закрепляют также порядок прогнозирования, планирования и ценообразования, распределения материальных ресурсов, регулирования заработной платы.

    Структура норм административного права

    Итак, Структура нормы административного права – способ и форма взаимосвязи ее элементов. Такими элементами являются гипотеза , диспозиция и санкция . Вместе с тем нормам административного права присуще и поощрение.

    Выделяемые элементы структуры норм административного права :

    • Гипотеза характеризует условия, при которых должны применяться предписания соответствующей правовой нормы. Фактически гипотеза предусматривает обстоятельства, служащие основанием возникновения, изменения, прекращения административных правоотношений. Гипотеза обычно отсутствует в административно-правовых нормах, регулирующих организацию и деятельность, а равно определяющих полномочия органов государственного управления, их должностных лиц. В административно-правовых нормах, предусматривающих составы административных правонарушений, гипотеза сливается с диспозицией. Гипотеза может находиться также не в самой административно-правовой норме, а в общих положениях нормативного акта (вводная часть, преамбула) и даже в других правовых положениях.
    • Диспозиция - это формулировка правила должного поведения. Данный элемент структуры административно-правовой нормы выражается в прямых предписаниях, устанавливающих обязательные правила поведения, запреты, ограничения на те или иные действия.
    • Санкция - это указание на меры ответственности, применяемые в случае нарушений административно-правовой нормы. Чаще всего санкции предусматривают меру дисциплинарного или административного воздействия на нарушителя.

    Особенности норм административного права

    Выделяют следующие особенности норм административного права :

    • являются разновидностью юридических норм;
    • объектом регулирования выступают особого рода общественные отношения – управленческие;
    • административно-правовые нормы – средство реализации публичных интересов в сфере государственного управления;
    • устанавливаются органами государственной власти, местного самоуправления, администрацией предприятий, учреждений, организаций;
    • содержатся в нормативных правовых актах различной юридической силы (законах и подзаконных нормативных правовых актах);
    • имеют представительно-обязывающий характер;
    • обеспечиваются мерами государственного принуждения;
    • преследуют цель обеспечения должного управленческого порядка;
    • во многих случаях регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права (финансового, земельного, экологического, трудового и др.).

    Виды административного права (виды норм)

    Виды административного права, а точнее виды административно-правовых норм хорошо исследованы в юридической литературе и изучена многими правоведами. Поэтому можно провести различную классификацию административно-правовых норм в зависимости от оснований, которые лежат в основе проводимой классификации. Перечислим существующие виды административно-правовых норм.

    По целевому назначению:

    • Регулятивные – содержащие правила созидательной, нормальной деятельности;
    • Охранительные – призванные обеспечить защиту, охрану урегулированных юридическими нормами отношений.
    • Материальные . Юридически закрепляют комплекс обязанностей, прав, а также ответственность участников регулируемых общественных отношений, т. е. фактически их административно-правовой статус.
      Например , ФЗ-79 «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 определяет государственную службу в качестве профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Эта норма статична, т. к. лишь фиксирует возможность приобрести охарактеризованный в ней в общей форме статус государственного служащего.
    • Процессуальные . По своему назначению определяют (регламентируют) процедуру или порядок реализации обязанностей и прав, устанавливаемых нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений.
      В частности , они определяют порядок поступления на государственную службу и ее прохождения.

    По методу воздействия:

    • Обязывающие , т.е. содержащие юридическое предписание действовать в предусмотренных нормой условиях должным образом.
      Например , для совершения определенных видов работ необходимо получить лицензию (официальное разрешение); при приеме на государственную службу соответствующие должностные лица обязаны издать приказ; возникающее коммерческое объединение обязано пройти государственную регистрацию в органах юстиции и т.п.
    • Запрещающие , т.е. предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой.
      Например , общим является запрещение действий (бездействия), подпадающих под признаки административных правонарушений (КоАП РФ); запрещается рассмотрение жалобы должностным лицом, чьи действия являются предметом жалобы гражданина и т.п.
    • Уполномочивающие (дозволительные) , т.е. предусматривающие возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Налицо разрешение, дающее возможность выбора того или иного варианта действий (бездействия), но в рамках определенного правового режима, создаваемого данной нормой.
      Например , гражданину предоставлена возможность самостоятельно решать вопросы, связанные с практической реализацией его субъективных прав и свобод в сфере государственного управления (например, право на обжалование неправомерных действий должностных лиц). Если речь идет, например, о должностных лицах, то применительно к ним дозволительные нормы означают самостоятельный выбор определенного варианта поведения, но не произвольного, а одного из предлагаемых данной нормой. Так, должностные лица, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия, могут применять к нарушителю соответствующих правил поведения одну из предусмотренных административно-правовой нормой меру административного принуждения.
    • Стимулирующие (поощрительные) , т.е. обеспечивающие должное поведение с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия на участников регулируемых управленческих отношений.
      Например , налоговые или иные льготы, применение льготного кредитования и т. д.
    • Рекомендательные , т.е. дающие возможность поисков наиболее целесообразных вариантов решения определенных задач.
      Например , рекомендации по наиболее эффективной организации работы государственных налоговых инспекций по применению санкций за нарушения налогового законодательства.

    По предметам действия:

    • По действию в пространстве (территориальному масштабу): общефедеральные, действующие на территории субъекта РФ или региона, межотраслевые, отраслевые, локальные (внутриорганизационные). Действие административно-правовых норм в пространстве связано с положением органа, издавшего акт;
    • По кругу лиц: общеобязательные для всех субъектов, для специальных субъектов (отдельных групп лиц).

    По юридической силе:

    • законодательные акты;
    • подзаконные акты – могут содержаться в указах Президента, постановлениях Правительства, приказах и постановлениях ведомственных органов, постановлениях глав администраций.

    По сроку действия:

    • Временные . Если срок действия нормы заранее установлен, значит, она временная, срочная. Срочная норма, если её досрочно не отменят, прекращает действие автоматически, когда наступает заранее названная дата;
    • Постоянные . Постоянные нормы действуют неопределенное время, срок их действия заранее не определяется, они имеют силу до тех пор, пока не будут отменены.

    По адресу, регулирующие:

    • административно-правовой статус гражданина;
    • административно-правовой статус коммерческих организаций;
    • административно-правовой статус общественных объединений и иных некоммерческих организаций;
    • административно-правовой статус органов исполнительной власти;
    • административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений;
    • административно-правовой статус государственных служащих;
    • различные вопросы организации и деятельности звеньев исполнительной власти.

    По масштабу действия:

    • федеральные нормы;
    • нормы субъектов РФ;
    • нормы местного самоуправления.

    По объекту регулирования:

    • Общие , регламентирующие наиболее важные стороны административного регулирования и имеющие широкое применение. Такие нормы направлены на все сферы и отрасли государственного управления;
    • Межотраслевые , регламентирующие все или несколько отраслей государственного управления, имеющие при этом специальный характер. Например, административные нормы, имеющиеся в таможенном законодательстве;
    • Отраслевые , регулирующие управленческие отношения, возникающие в определенных отраслях исполнительной власти.

    По действию во времени:

    • срочные , для которых определен срок действия;
    • бессрочные , т.е. срок их действия не указан и они действуют до отмены компетентным органом.

    Понятие Субъекта административного права и их виды

    Понятие Субъекта административного права

    Сначала раскроем понятие субъектов административного права. Термин "Субъект Административного права " коротко и простыми словами - это конкретный участник административно-правовых отношений, в которые он вступает либо по собственному желанию (усмотрению), либо в силу- обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой.

    Рассмотрим полное определение субъектов административного права в РФ. Субъект административного права - это конкретный участник отношений, которые отвечают особым признакам, закрепленным в нормах административного права, обусловливающим возможность приобретать и реализовывать права и обязанности на основании таких норм, в каковые он вступает либо по собственному желанию (усмотрению), либо в силу- обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой.

    Например , гражданин может оспорить принятое органом исполнительной власти постановление в суде, если считает, что оно нарушает принадлежащие ему права и свободы. Вместе с тем он может не оспаривать данного постановления. Должностное лицо, занимающее в органе исполнительной власти государственную должность государственной службы, обязано защищать права и свободы граждан и в необходимых случаях принимать соответствующие меры по их обеспечению. Прокурор обязан при наличии достаточных оснований возбудить производство по делу об административном правонарушении; данное постановление является реализацией его правового статуса. Примеры реализации субъектами административного права своего правового статуса весьма и весьма многочисленны.

    Традиционно субъектом административного права считается физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законодательством нормами участвуют в осуществлении публичного управления, реализации функций исполнительной власти.

    Виды субъектов административного права

    • индивидуальные субъекты (физическое лицо, гражданин, лицо без гражданства, иностранец, должностное лицо и т.д.);
    • коллективный субъект (физическое лицо: участники митинга, демонстрации, пикетирования, забастовки и т.п.; юридическое лицо, организация, структурное подразделение, государство, орган местного самоуправления и т.д.);
    • специальный субъект .

    Под индивидуальным субъектом административного права понимается физическое лицо (человек), участвующее в административных правоотношениях. С учетом особенностей административного права, в котором подавляющее большинство правоотношений носят характер «властиподчинения», индивидуальные субъекты имеют ряд особенностей, существенно отличающие их от субъектов других отраслей права. В зависимости от того в качестве какой стороны в административных правоотношениях участвует индивидуальный субъект, определяется его правоспособность и дееспособность.

    В качестве коллективных субъектов административного права выступают различные организации и объединения. При этом в административном праве коллективный субъект совсем не обязательно должен обладать статусом юридического лица. Так в качестве коллективного субъекта в административном праве признаются участники митинга, демонстрации, пикетирования, забастовки и т.п. В качестве субъектов административного права выступают органы исполнительной власти государства и местного самоуправления, предприятия и учреждения, общественные организации и объединения и т.п.

    Административное право предусматривает также понятие специального субъекта , чей правовой статус имеет ряд особенностей, отличающий его от других субъектов административного права. Выделяют следующие специальные субъекты административного права: члены административных коллективов; субъекты административной опеки; субъекты разрешительной системы; жители территорий с особым административно-правовым режимом; субъектов административного надзора и др.

    Предмет административного права

    В этом параграфе раскроем понятие предмет административного право. Термин "Предмет отрасли административного права " коротко и простыми словами - общественные отношения, которые урегулированы нормами административного права.

    Рассмотрим полное определение предмета отрасли административного права в РФ. Предмет административного право - совокупность общественных правоотношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти, иных государственных органов и должностных лиц, на предприятиях, в учреждениях и организациях.

    В предмет административного права входят три области правоотношений, а именно:

    1. управленческие правоотношения – представляют собой исполнительно-распорядительную деятельность. В рамках данных правоотношений непосредственно реализуются цели, задачи, функции, полномочия исполнительной власти;
    2. организационные правоотношения – вспомогательные. Организационные правоотношения реализуются в процессе формирования состава государственных органов, распределения между ними прав, обязанностей и ответственности в целом при формировании структуры управления;
    3. контрольные правоотношения – как и любой другой вид деятельности, осуществление государственного управления контролируется специализированными органами. В какой-то мере контрольные полномочия характерны для любого государственного органа, но для некоторых органов данная функция является основной. Методом административно-правового регулирования является совокупность средств и способов воздействия на управленческие отношения, на поведение их участников.

    Понятие Источников административного права их Виды и её Система

    Возможно Вас интересует, что же такое источники административного права? Поэтому мы решили в данном разделе рассмотреть трактовку термина источника административного права, виды источников и систему источников.

    Понятие Источников административного права

    Рассмотрим полное определение источников административного права в РФ. Источники административного права - это внешние конкретные формы выражения административно-правовых норм, т.е. имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы (иначе нормативные акты).

    Виды источников административного права

    Также, часто люди интересуются о том какие бывают виды источников административного права, далее подробнее о них поговорим.

    Правовые источники административного права подразделяются на следующие виды :

    • федеральные источники права (принимаемые федеральными государственными органами и действующими на территории всей страны);
    • источники права субъектов РФ (принимаемые органами государственной власти субъектов РФ и действующие на территории этого субъекта).

    К числу федеральных правовых источников административного права относятся:

    • конституция РФ;
    • международно-правовые договора и соглашения;
    • федеральные конституционные законы; федеральные законы;
    • постановления Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ;
    • правовые акты, устанавливающие правовой статус федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств;
    • нормативные акты федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

    На уровне субъектов РФ источниками административного права являются:

    • законодательные и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов (конституции республик - субъектов РФ, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов);
    • правовые акты органов местного самоуправления, их администрации и исполнительных органов, принимаемые в пределах предоставленных им полномочий.

    Система источников административного права и её особенности

    Выделяют шесть особенностей системы источников административного права (СИАП):

    1. Административное законодательство образует его ядро (в отличие от системы источников уголовного права);
    2. административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (в соответствии со );
    3. многообразие источников;
    4. состоит в огромном числе входящих в СИАП источников;
    5. мобильность и изменчивость СИАП;
    6. сложность систематизации административно-правовых норм и невозможность их единой кодификации.

    Методы административного права и их суть

    Административное право использует для регулирования административных отношений различные приемы и способы. И в первую очередь методы, свойственные для всех (или многих) отраслей права. Сравнивая с методологией общей теории права, можно сказать, что все это применимо к методу административного права. Любая отрасль права, в том числе и административное, использует три основных метода :

    1. Предписание : установление определенного порядка действий - предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма;
    2. Запрет : запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). Так, запрещено направлять жалобы граждан на рассмотрение тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы; виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисциплинарную ответственность;
    3. Дозволение : предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора. Это - «жесткий» вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности при решении, например, вопроса о применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры административного воздействия (наказания) либо освобождения его от ответственности.
      Также Дозволение выражается в предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, то есть совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, это имеет место при реализации субъективных прав. Например, гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные. Это - «мягкий» вариант дозволения. В связи с этим надо подчеркнуть, что фактически дозволительные варианты управляющего воздействия обладают всеми чертами официального разрешения на совершение определенных действий.

    Согласно другой классификации в теории права выделяются два основных метода правового регулирования - императивный и диспозитивный, которые свойственны двум большим, противоположным по своему юридическому характеру и назначению, блокам правовых отраслей - публичному (например, административному, государственному (конституционному), процессуальному) и частному (например, гражданскому, трудовому) праву.

    1. Императивный метод правового регулирования - это метод властных предписаний, характерный прежде всего для административного права. Данный метод отличается властно-императивными началами регламентации отношений и характеризуется отношениями субординации (подчиненности), установлением соответствующего правового статуса субъектов права. Например, система правового регулирования правоохранительной или военной службы включает в себя множество императивно-правовых характеристик, которые обусловливают должное построение и функционирование таких видов государственной службы. При этом взаимоотношения сотрудников правоохранительной службы или военнослужащих основываются на непосредственной подчиненности, распорядительности и централизации управления;
    2. Диспозитивный метод предполагает установление юридического равенства участников правоотношений, свободу осуществления их волеизъявления. Этот метод применяется в основном в отраслях частного права (гражданского, трудового, семейного). Юридическим фактом в данном случае выступает, как правило, договор, в котором сторонами самостоятельно на равноправной основе устанавливаются права, обязанности и ответственность за нарушение его положений. Диспозитивный метод может использоваться в определенных пределах и в системе административно-правового регулирования, например при заключении административных договоров, распределении между органами публичного управления государственных функций.

    Система административного права и её части

    В данном разделе мы Вам объясним что означает термин система административного права и подробно опишем части системы административного права.

    Понятие системы административного права

    Раскроем понятие "система административного права" и распишем её части. Итак, Система административного права - это внутреннее построение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных правовых институтов и норм, регулирующих общественные отношения в различных сферах и отраслях управления.

    Части системы административного права

    Как и обещали рассмотрим части административного права. Изначально система административного права подразделяется на две части :

    1. В общую часть входят нормы, содержащие принципы, методы управления (предмет, формы и методы, субъекты административного права, ответственность по административному праву, административный процесс);
    2. В особенную часть – конкретные нормы, регулирующие отдельные сферы деятельности с участием исполнительной власти (экономическая сфера, социально-культурная сфера, административно-политическая сфера, межотраслевая).

    В свою очередь, общая часть системы административного права состоит из:

    1. Общие положения и общие принципы административного права (предмет АП, метод АП, система административного права, административные правоотношения, источники, нормы АП, субъекты АП-отношений);
    2. Основные вопросы организации деятельности органов исполнительной власти (вопросы системы федеральных ОИВ и ОИВ субъектов федерации; правовое положение отдельных федеральных ОИВ и ОИВ субъектов);
    3. Подотрасль – служебное право (институт государственных должностей, институт правового статуса государственных служащих, институт прохождения государственной службы);
    4. Институт специальных административно-правовых статусов (беженцев, безработных, индивидуальных предпринимателей и т.д.);
    5. Институт административных процедур (регулирует порядок исполнения государственных функций);
    6. Институт административно-правового принуждения;
    7. Административно-деликтное право;
    8. Административное судопроизводство.

    По сравнению с общей частью, особенная часть системы административного права, не имеет законченной системы и структуры отрасли законодательства, но есть два подхода к особенной части системы административного права:

    • По сферам управления , в рамках которого выделяются три сферы:
      • 1) управление в сфере административно-политической деятельности (гос. управление в области обороны, безопасности);
      • 2) управление в экономической сфере государства (управление публичной собственностью);
      • 3) управление в социально-культурной сфере деятельности гос-ва (в обл. науки, культуры и т.д.).
    • Подотрасль – основной элемент Особенной части, которая группируется по специфическому предмету регулирования, доминирования административно-правового метода и наличию относительно обособленной нормативной базы: таможенное право, образовательное право, градостроительное право, антимонопольное, медицинское, транспортное, право общественной, государственной безопасности и т.д.

    Структура административного права

    В этом параграфе раскроем один из существенных параметров, понятие структуры административного права. Определение (термин) "Структура административного права " - совокупность составляющих административное право норм, объединенных в институты, подотрасли и части административного права.

    Однако освещение структуры возможно также и нетрадиционными способами. Доктор юридических наук Ю.Н. Старилов , например, предлагает рассмотреть административное право, как совокупность сегментов права, объединяющих нормы по функциональному признаку. Так, общее административное право представляется профессору системой общих норм, определяющих сущность административно-правового регулирования во всем его объеме и по отношению ко всем субъектам права и регулирующих четыре крупнейших блока отношений:

    • организационно-управленческое право , регламентирующее отношения в сфере общей организации управления и его осуществления в различных отраслях и сферах;
    • управленческий процесс, т.е. порядок совершения управленческих действий, установления управленческих процедур, принятия и исполнения правовых актов управления (нормативных и индивидуальных), административный договор;
    • административный процесс (административное судопроизводство), т.е. судебная защита граждан от действий и peшений органов публичной власти, нарушающих их права и свободы (рассмотрение судом жалобы гражданина на действия и решения органов управления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих); российская наука административного права определяет судебную защиту прав и свобод граждан от действий и административных актов, нарушающих права свободы граждан, термином "административная юстиция";
    • административно-деликтное право , устанавливающее так называемые административно-деликтные (административно-юрисдикционные) отношения, т.е. отношения, которые возникают в процессе применения мер административного принуждения уполномоченными органами и должностными лицами к субъектам, нарушающим обязательные для всех правила поведения; административно-деликтное право, по мнению Ю.Н. Старилова, состоит из двух частей: материальное административно-деликтное право и процессуальное административно-деликтное право.

    Понятие управления в административном праве и их виды

    В данном разделе мы Вам объясним, что означает термин управления в административном праве и подробно опишем виды управления в административном праве.

    Понятие управления в административном праве

    Часто задают вопрос про понятие управления в административном праве, поэтому мы решили его здесь изложить. "Управление в административном праве " - это исполнительно-распорядительная действия, осуществляемые с использованием метода власти и подчинения, направленные на функционирование сложно организованных систем, призванные обеспечить их сохранность, поддержать режим деятельности.

    Виды управления в административном праве

    Виды управления в отрасли административное право исследованы многими правоведами. Поэтому можно несложно перечислить существующие виды управления в отрасли административное право.

    Существуют следующие виды управления в административном праве :

    • государственное;
    • коллективное – регулирование на уровне коллектива;
    • семейное.

    По методам воздействия различают следующие виды :

    • механическую;
    • технологическую;
    • социальную;
    • биологическую.

    Функции административного права понятие и виды

    В данном разделе мы Вам объясним, что означает термин функции административного права и подробно опишем виды Функций административного права.

    Понятие функции административного права

    Функции административного права обусловливают его значение и роль в установлении административных правоотношений, отражают природу и роль управленческих общественных отношений, возникающих в сфере организации и функционирования исполнительной власти.

    Виды функций административного права

    Виды функций административного права расписаны многими правоведами. С учетом структуры общей части административного права выделяют две основные функции административного права: регулятивную и охранительную . В свою очередь регулятивная функция состоит из пяти подвидов. Итак, перечислим виды и подвиды функций административного права:

    • Регулятивная функция выражается в воздействии на общественные отношения посредством установления прав, обязанностей, запретов, ограничений, полномочий, компетенции субъектов административного права. Например, правовыми нормами устанавливаются понятие и виды должностей государственной службы, права и основные обязанности государственных служащих, порядок прохождения службы, процедура проведения аттестации государственных служащих, необходимость заключения служебного контракта. Подвиды регулятивной функции:
      • 1) Организационный вид этой функции административного права обеспечивает должный уровень и пределы нормативного правового регулирования организации и функционирования как исполнительной власти, так и всех видов, форм и методов государственного управления.
      • 2) Исполнительный вид этой функции способствует реализации субъектами административно-правовых отношений их правового статуса. Административное право в этом смысле обеспечивает исполнение российского административного законодательства, регламентирующего отношения в сфере публичного управления, организации и функционирования исполнительной власти.
      • 3) Разрешительный вид этой функции административного права реализуется в установлении им разрешительных административно-правовых режимов, т. е. в определении системы разрешительных производств, применяемых во многих институтах административного права. В этом случае административно-правовое регулирование позволяет осуществлять в должном объеме такую функцию государственного управления, как разрешение какой-либо деятельности, определение соответствующего правового статуса участников административно-правовых отношений.
      • 4) Нормотворческий вид этой функции административного права произволен от функции правотворчества, осуществляемого органами государственной исполнительной власти. Вместе с этим порядок принятия нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти устанавливается соответствующими нормативными административно-правовыми актами. Административное нормотворчество основано на законе, поэтому оно является правомерным, т. е. соответствующим принципу законности.
      • 5) Контрольно-надзорный вид этой функции административного права проявляется в необходимости осуществления функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности специально создаваемыми органами федеральной исполнительной власти, их территориальными органами в субъектах РФ, а также соответствующими региональными органами государственной исполнительной власти.
    • Охранительная функция проявляется в воздействии административного права на субъекты общественных отношений, побуждающем их соблюдать установленные государством административно-правовые нормы. При реализации охранительной функции административного права может быть использовано административное принуждение, а также применены меры юридической ответственности, восстановительные санкции. Охранительная функция административного права реализуется посредством соответствующих видов деятельности государственных органов, государственных и муниципальных служащих, других субъектов административного права. Государственный служащий вправе, например, обратиться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам аттестации, дисциплинарной ответственности служащего, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты государственного служащего, увольнения со службы.

    Принципы административного права

    В данном разделе мы Вам объясним что означает термин принципы административного права и подробно перечислим основные принципы.

    К числу основных принципов относятся:

    1. Принцип равенства перед законом . Согласно ст. 1.4 КоАП РФ, лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица привлекаются к административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств. Особые условия применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечении к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами.
    2. Принцип презумпции невиновности закреплен ст. 1.5 КоАП , согласно которому лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Административным кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
    3. Принцип приоритетности интересов личности в жизни общества. гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Государство, в том числе и в процессе реализации исполнительной власти, гарантирует права и свободы граждан, обеспечивая их защиту.
    4. Принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением, установленный , гласит, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.
    5. Принцип разделения властей - одно из важнейших условий функционирования правового государства. Каждая ветвь власти (исполнительная, законодательная и судебная) должна быть независимой, что предполагает недопущение подмены одной ветви власти другой, исключает вторжение, например, законодательной в сферу исполнительной власти и подразумевает деловое взаимодействие всех ветвей. Только в этом случае государственное управление будет эффективным, а интересы личности гарантированы и защищены. Надлежащая реализация норм административного права возможна при соблюдении данного принципа.
    6. Принцип законности предполагает применение административно-правовых норм права в точном соответствии с Конституцией, законами РФ и другими нормативными актами.
    7. Принцип гласности означает, что акты административного нормотворчества, как правило, вступают в силу не ранее, чем с момента их официального опубликования. Административно-правовые акты, деятельность органов исполнительной власти, результаты административно правового регулирования и т.д. должны быть достоянием общественности. Кроме того, при издании и реализации норм административного права должно учитываться мнение граждан, общественных объединений и пр.
    8. Принцип ответственности . Установленные нормы права должны соблюдаться, в противном случае наступает ответственность нарушителей. При этом административная ответственность должна налагаться в установленном Административным кодексом порядке, размере и компетентными для этого государственными органами.

    Видео про административное право

    Также можете посмотреть короткие видео об административном праве.




    Источники информации

    ООО "ПравоДействие" искренне благодарит следующие источники за предоставление информации об административном праве: ru.wikipedia.org ; страницы www.grandars.ru: , №3 ; be5.biz .

    Административное право - одна из важнейших отраслей правовой системы РФ, представляющая собой совокупность правовых норм , регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с практической реализацией исполнительной власти , или, в более широком понимании, - в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

    • является публичным правом , призванным обеспечить публичный интерес, регулируя отношения, связанные с управлением общественными процессами;
    • нормы административного права обеспечивают интересы общества , государства граждан и т. д.;
    • составляет основу правового регулирования

    Управление - действия распорядительного характера, направленные на функционирование сложно организованных систем, призванные обеспечить их сохранность, поддержать режим деятельности.

    Выделяют объект, субъект и содержание управления.

    Объект управления - различные системы и их составляющие (люди, явления, события и т. д.).

    Субъекты управления - это всегда люди. Выделяют две группы субъектов управления :

    1. единоличные;
    2. коллегиальные (группы людей).

    г) специальный субъект управления - органы власти или иное уполномоченное лицо.

    Виды управления:

    • государственное;
    • коллективное - регулирование на уровне коллектива;
    • семейное.
    • является публичным правом , призванным обеспечить публичный интерес;
    • нормы административного права обеспечивают интересы общества , государства , коллективов, права и интересы граждан и т. д.;
    • составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений.

    Предмет административного права - общественные отношения, которые урегулированы нормами административного права.

    В предмет административного права входят 3 области правоотношений , а именно:

    1) управленческие правоотношения - представляют собой исполнительно-распорядительную деятельность. В рамках данных правоотношений непосредственно реализуются цели, задачи, функции, полномочия исполнительной власти ;

    2) организационные правоотношения - вспомогательные. Организационные правоотношения реализуются в процессе формирования состава государственных органов , распределения между ними прав, обязанностей и ответственности в целом при формировании структуры управления ;

    3) контрольные правоотношения - как и любой другой вид деятельности, осуществление государственного управления контролируется специализированными органами. В какой-то мере контрольные полномочия характерны для любого государственного органа, но для некоторых органов данная функция является основной. Методом административно-правового регулирования является совокупность средств и способов воздействия на управленческие отношения, на поведение их участников.

    Выделяют следующие методы административного права :

    1) метод власти-подчинения, согласно которому один участник административных правоотношений подчиняется другому, а другой осуществляет управление первым и вправе давать ему обязательные для исполнения указания;

    3) метод согласования характерен лишь для субъектов, не находящихся в подчинении друг у друга, но при этом они могут быть неравноправны, например согласование порядка работы между двумя государственными органами, должностными лицами, разными по правовому статусу;

    4) метод равенства - в некоторых источниках называется как подвид метода согласования, особенностью которого является то, что данный метод применяется лишь между равноправными лицами;

    5) метод дозволения - юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению;

    6) метод запрета - возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Воздействие административного права на общественные отношения:

    • регулирует отношения во всех сферах общественных отношений - в экономике , административно-политической, социально-культурной и т. д.;
    • определяет систему и структуру органов, задействованных в общественных отношениях;
    • устанавливает правила поведения граждан, должностных лиц, организаций и других субъектов(правила в сфере торговли, дорожного движения, строительства и т. д.);
    • за нарушение установленных правил нормами административного права предусматривается ответственность, закрепляется порядок привлечения к ответственности, порядок обжалования решений и т. д.

    Функции и принципы административного права

    Виды функций:

    • регулятивная - выражается в создании нормами административного права определенного правового режима организации деятельности субъектов;
    • охранительная - обеспечивает соблюдение установленного правового режима в рассматриваемой сфере и защиту законных прав и интересов субъектов;
    • правоисполнительная - основное назначение состоит в обеспечении нормами административного права действий по практической реализации исполнительной власти ;
    • правотворческая - заключается в наделении субъектов исполнительной власти полномочиями по принятию административно-правовых норм;
    • организационная - исходит из необходимости регулирования нормами административного права деятельности, направленной на организацию всего процесса правоисполнения в сфере управления ;
    • координационная - выражается в обеспечении нормами административного права эффективного и согласованного взаимодействия всех субъектов, участвующих в управленческом процессе.

    Принципы - основополагающие начала любого вида деятельности.

    • принцип приоритета личности , ее прав, свобод и интересов - в процессе реализации исполнительной власти становятся реальными и гарантированными права и свободы человека и гражданина , обеспечивается их защита;
    • принцип разделения властей - исполнительная власть самостоятельна в пределах, определенных Конституцией РФ ;
    • принцип федерализма - основан на федеративном устройстве РФ , в соответствии с которым административное и административно-процессуальное законодательство РФ отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов;
    • принцип законности - предполагает, что все правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации, должны соответствовать положениям Конституции РФ;
    • принцип гласности - предусматривает открытость для всеобщего сведения результатов, достигнутых в процессе государственно-управленческой деятельности;
    • принцип ответственности - означает, что должностное лицо подлежит административной или дисциплинарной ответственности за нарушение требований общеобязательных административно-правовых норм, за неправомерное применение норм административного права, за недобросовестное исполнение своих обязанностей и иные нарушения.

    Источники административного права

    2. Конституция РФ, а также конституции и уставы субъектов Федерации - содержат нормы, имеющие определенную административно-правовую направленность, например нормы, устанавливающие основы организации и функционирования исполнительной власти и др.

    Формы источников административного права:

    • правила - чаще всего обязательны для обеих сторон управленческого процесса, утверждаются, как правило, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ;
    • положения - делятся на предметные (группируют нормы, призванные регулировать определенную группу отношений, и органические);
    • инструкции, порядки, методические указания (рекомендации);
    • уставы - в данной форме группируется значительное количество норм;
    • кодексы - группируют нормы института административной ответственности .

    Систематизация - это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его обработки и расположения по классификационным критериям, избираемым в соответствии с разрешаемыми этой деятельностью задачами.

    Цель систематизации - упорядочение накопленного нормативно-правового материала с его последующим анализом , в результате чего определяются взаимосвязи законодательных актов, выявляются противоречия, дублирование, пробелы и другие недостатки; далее, как следствие, вместо нескольких законов разрабатывается комплексный закон в определенной сфере.

    Соотношение административного права с другими отраслями права

    Признаки норм административного права:

    1) предмет регулирования административных норм совпадает с предметом административного права;

    2) строгая иерархия, в случае противоречия одной нормы другой действует высшая по юридической силе;

    3) большинство норм административного права носят императивный (обязывающий) характер;

    4) действие административно-правовых норм обеспечено специальными видами ответственности: административной и дисциплинарной;

    5) административно-правовая норма имеет специфическую структуру: как правило, она не имеет гипотезы либо не выражена. Диспозиция и санкция часто разъединены и могут быть закреплены в разных частях одного закона либо помещены в различные нормативно-правовые акты .

    Особенная часть содержит нормы, регулирующие общественные отношения в конкретных отраслях и сферах хозяйства страны (экономической, социально-культурной, административно-политической).

    Институты административного права отражают наиболее важные, общие проблемы административно-правового регулирования общественных отношений, позволяют комплексно подойти к решению многих вопросов, связанных с функционированием всей системы исполнительной власти .

    Виды институтов административного права:

    • принципы государственного управления;
    • административно-правовой статус граждан (физических лиц);
    • административно-правовой статус органов исполнительной власти;
    • государственная и муниципальная служба ;
    • административно-правовой статус негосударственных (общественных объединений);
    • административно-правовой статус предприятий , учреждений;
    • формы государственного управления;
    • методы государственного управления;
    • обеспечение законности в государственном управлении;
    • административно-правовые основы управления в сфере экономики ;
    • административно-правовые основы управления в социально-культурной сфере;
    • административно-правовые основы управления в административно-политической сфере.

    Административно-правовые нормы: понятие, виды, особенности

    Структура административно-правовой нормы:

    • гипотеза - указывает на условия применения того или иного правила поведения, конкретные фактические условия применения нормы права ;
    • диспозиция - основная часть нормы, в которой определяется само правило поведения, предписывающего, запрещающего или дозволяющего характера;
    • санкция - всегда закрепляется в нормах, предусматривающих конкретные составы административных правонарушений .

    Виды административно-правовых норм:

    1) по предмету:

    а) материальные - нормы, закрепляющие права, обязанности, ответственность субъектов административных правоотношений ;
    б) процессуальные - нормы, определяющие порядок реализации прав, обязанностей и ответственности, закрепленной в нормах материального права;

    а) обязывающие - предписывающие субъектам административно-правовых отношений в обязательном порядке совершать определенные активные действия;
    б) управомочивающие - нормы, предоставляющие субъектам административно-правовых отношений право совершать какие-либо действия либо воздержаться от них;
    в) запрещающие - нормы, закрепляющие обязанности субъектов административно-правовых отношений воздержаться от определенных действий;
    г) рекомендательные - нормы, в которых участникам административно-правовых отношений предлагается в качестве рекомендательной определенная модель поведения;
    д) поощрительные - нормы, содержащие меры поощрения за наиболее благоприятные действия со стороны субъектов административно-правовых отношений;

    3) по юридической силе:

    а) законодательные;
    б) подзаконные;

    4) по территориальному действию:

    • являются публичными правоотношениями, имеющими в своей основе общественный, государственный интерес;
    • носят властный характер, так как в процессе возникновения, изменения и прекращения данных правоотношений реализуется государственное управление ;
    • являются организационными, поскольку государственное управление связано с организационными установками, что и проявляется в организационном характере административных правоотношений;
    • в случае нарушения административно-правовых отношений наступает административная ответственность как способ их защиты.

    Административные правоотношения отличаются особым административно-правовым порядком разрешения споров участников правоотношений. Разрешение спорных ситуаций, возникающих в процессе существования административного правоотношения, может осуществляться в рамках других административно-правовых отношений. Таким образом, административные правоотношения разрешаются внутри самой системы.

    Способы защиты административно-правовых отношений (самозащита, административный, судебный).

    Виды административно-правовых отношений:

    1) по характеру правоотношений:

    • материальные, основанные на нормах материального права ;
    • процессуальные, возникающие в связи с практической реализацией материальных норм;

    2) по виду взаимоотношений, возникающих между субъектами:

    • горизонтальные - возникают при взаимодействии властных структур между собой в условиях, когда отсутствует соподчиненность;
    • вертикальные - возникают с случаях, когда одна сторона правоотношений организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта;
    • субординационные - основаны на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (соподчинение);
    • координационные - властные полномочия используются для эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов;
    • административных правоотношений ;
    • гарантия соблюдения принципа законности .

    Классификация юридических фактов:

    1) по характеру наступивших последствий:

    • правообразующие - юридические факты, определяющие возникновение правовых отношений (возбуждение административного производства и т. д.);
    • правоизменяющие - юридические факты, определяющие изменения правовых отношений, например перевод на другую должность;
    • правопрекращающие - юридические факты, определяющие прекращение правовых отношений, например увольнение со службы;
    • события - обстоятельства, не зависящие от воли и сознания человека и возникающие сами по себе, например стихийные бедствия;
    • действия - обстоятельства, зависящие от волеизъявления человека. Действия делятся на правомерные (основанные на требованиях закона) и противоправные (совершение административного правонарушения);

    3) по наличию фактов, необходимых для возникновения, изменения и прекращения правоотношений:

    • простые юридические факты (поступление на службу);
    • сложные юридические факты (юридические составы правонарушений) - для возникновения, изменения или прекращения административных правоотношений необходимо наличие нескольких условий.

    Необходимо отметить, что в ряде случаев юридические факты, с которыми связано возникновение (изменение или прекращение) административного правоотношения также порождает возникновение иного правоотношения, урегулированного иными отраслями права (так, поступление на государственную службу является юридическим фактом для возникновения не только административных, но и трудовых отношений).

    Так, например, дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, при наличии следующих условий:

    • если для этого имеется хотя бы один из поводов, предусмотренных данной статьей;
    • достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

    Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

    • непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
    • поступившие из правоохранительных органов , а также из других государственных органов , органов местного самоуправления , от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
    • сообщения и заявления физических и юридических лиц , а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, ст. 14.12, 14.13 КоАП РФ).

    © 2024 sun-breeze.ru
    Новые идеи бизнеса - Животные и растения. Заработок в интернете. Автобизнес