Методы сбора информации и инструменты анализа. Процесс выбора, поиска, сбора и анализа необходимой маркетинговой информации Какие методы выделяют для сбора информации

Разделение методов сбора информации на две группы предопределено двумя видами источников маркетинговой информации: первичными и вторичными данными. По способу получения маркетинговой информации исследования подразделяется на два вида: вторичные и первичные.

Вторичные исследования как правило базируются на уже имеющейся информации и поэтому носят название кабинетных исследований. Вторичные исследования по своему содержанию - это изучение уже имеющихся источников информации об изучаемой или исследуемой проблеме в системе маркетинга. Различают (по отношению к фирме) внешние и внутренние источники для вторичных исследований. В качестве внутренних источников информации могут быть - маркетинговая статистика (характеристика товарооборота, объем сбыта, объем распродаж, импорт, экспорт, рекламации), данные о маркетинговых затратах (по продукту, рекламе, продвижению, сбыту, коммуникациям), прочие данные (о производительности установок, оборудования, о загрузке производственных мощностей, прайс-листы на сырье и материалы, характеристика системы складирования, карты потребителей и др.).

В качестве внешних источников выступают: публикации национальных и международных официальных организаций; публикации государственных органов, министерств, муниципальных комитетов и организаций; публикации торгово-промышленных палат и объединений; ежегодники статистической информации; отчеты и издания отраслевых фирм и совместных предприятий; книги, сообщения в журналах и газетах; публикации учебных, научно-исследовательских, проектных институтов и общественно-научных организаций, симпозиумов, конгрессов, конференций; прайс-листы, каталоги, проспекты и другие фирменные публикации; материалы консалтинговых организаций.

Значимость для вторичных исследований внутренней или внешней информации в каждом конкретном случае определяется исследователем.

Основными достоинствами вторичных исследований являются:

  • § затраты на проведение кабинетных исследований меньше, чем на проведение таких же исследований с помощью полевых исследований;
  • § большей частью вполне достаточно для решения исследований только вторичной информации, поэтому первичные исследования становятся не нужными;
  • § возможность использования результатов кабинетного исследования, в случае если поставленная цель маркетингового исследования не достигнута, для определения задач полевого исследования, его планирования и использования выборочного метода.

Исследования, выполненные на основе вторичной информации, как правило, являются предварительными и носят описательный или постановочный характер. С помощью таких исследований можно определить, например, общеэкономические характеристики рынка, положение в отдельных отраслях, национальные и иные особенности при выходе на зарубежные рынки (в случае международного маркетинга).

Для более глубокого исследования необходима оперативная информация. Эта информация, собранная впервые для конкретной цели, получила название первичной информации, а исследования, выполненные на базе ее анализа - полевые.

Сбор и анализ первичной информации целесообразно проводить только в тех случаях, когда изучение вторичной информации не дает нужного результата. При этом нужно сформулировать требования к вторичной информации, что определяется предметом и объектом проводимого исследования. В то же время каждый из методов может использоваться в сочетании с другими, полевые исследования почти всегда дороже кабинетных. Поэтому они применяются в случаях, когда:

  • § в результате вторичного исследования не достигнут требуемый результат и не возможно проведение соответствующего маркетингового мероприятия;
  • § высокие затраты на полевые исследования могут быть компенсированы значением и необходимостью решения соответствующей задачи.

Полевое исследование может быть полным или сплошным, если им охвачена вся группа интересующих исследователя респондентов и частичным или выборочным, если им охвачен определенный процент респондентов.

Сплошные исследования обычно используются для изучения относительно небольшого числа респондентов, например, крупные потребители, крупные фирмы. Вообще сплошные исследования отличаются своей точностью, а с другой стороны, высокими затратами ресурсов и времени.

Частичные или выборочные исследования наиболее часто используются для получения информации при полевых исследованиях.

Исходя из поставленных задач, в данном маркетинговом исследовании применялись методы кабинетного и полевого исследования.

Основу использованной в данной работе информации составляют первичные данные, вторичная информация применяется лишь для общего анализа существующего рынка, прогнозирования тенденций его развития.

Основными методами получения первичных данных являются:

  • - Опрос
  • - Наблюдение
  • - Эксперимент

В последнее время, в связи с информатизацией маркетинговой деятельности стали применяться интерактивные методы моделирования маркетинговой информации. Методы опроса, наблюдения, эксперимента, и моделирование применяются для решения исследовательских задач разного уровня.

Наблюдение проводится с соблюдением ряда условий:

  • * короткий отрезок времени наблюдения, чтобы изменения в окружающей обстановке не повлияли на изучаемое поведение;
  • * наиболее значимые характеристики условий и ситуаций, в которых происходит наблюдение, также должны фиксироваться;
  • * наблюдаемые процессы должны быть доступны для наблюдения и происходить на публике;
  • * наблюдению подвергается такое поведение, которое люди не имеют желания запоминать.

Наблюдение является достаточно гибким методом сбора информации, так как может осуществляться исследователями в различных формах.

В процессе эксперимента происходит активное вмешательство исследователя в процесс возникновения данных, осуществляется проверка причинно-следственных связей между событиями на основе изолированных изменений переменных, т. е. изменению подвергается только одна независимая переменная, состояние остальных переменных фиксируется.

Эксперимент является формой практики, поэтому его результаты могут быть применимы в качестве критерия истины для обоснования маркетинговых решений в отношении новых товаров. Как правило, эксперимент проводится с целью прогнозирования объема продаж или обоснования выбора маркетинговых инструментов нового товара. Довольно часто эксперименты используются в исследовательской практике.

В процессе эксперимента может осуществляться количественный и качественный замер показателей. Количественные измерения предполагают фиксацию интенсивности и длительности воздействия определенной переменной. Качественные измерения фиксируют наличие или отсутствие результата воздействия переменной.

Опрос -- это метод сбора первичной информации путем выяснения субъективных мнений, предпочтений, установок людей в отношении какого-либо объекта. Сфера применения:

  • · для работы с удаленными респондентами (например, если респондент находится в другом городе);
  • · для задания сложных вопросов, требующих рациональных, логически выверенных ответов респондента (например, в опросном листе может быть представлена многокритериальная система выбора);
  • · для опроса большого количества респондентов в ограниченном промежутке времени (например, опрос большого количества студентов в рамках одного занятия).

Респондент -- это обследуемое лицо, субъект, отвечающий на вопросы. В практике маркетинговых исследований различают очень много форм проведения опроса.

Сущность любого опроса состоит в получении ответа на интересующий интервьюера вопрос от заданной группы лиц ("общественное мнение" или "мнение активной группы лиц") или отдельных лиц в рамках репрезентативных сегментов рынка ("мнение частного лица" или "представителя"). Сущность проведения опроса может быть выражена схемой, представленной на рис. 2.1.

Рис.2.1 Схема проведения опроса

Интервьюер - физическое лицо, юридическое лицо (группа лиц) или техническое устройство, задающие вопрос респонденту с целью получения ответа на основе определенного стимулирования.

"Стимул" - эмоциональный или рациональный мотив ответа на вопрос, создаваемый интервьюером и ориентированный на систему ценностей респондента.

"Ответ" - мотивированная на основе стимула, предоставляемого интервьюером, реакция респондента на заданный вопрос, выраженная в любой форме, которую может зафиксировать интервьюер.

В ходе опроса происходит систематический сбор информации от опрашиваемых лиц посредством контактов с ними лично, по телефону или по почте. Он может дать данные об отношениях, прошлых покупках и характеристиках потребностей. Однако на его точность влияют неправильные или искаженные ответы. Для фиксации ответов используется анкета (вопросник).

Вопросник - опросный лист для получения каких-то сведений. Вопросник обычно состоит из введения, реквизитной части и основной части.

Главная цель введения - убедить респондента принять участие в опросе. Оно должно содержать цель проводимого опроса и показать, какую пользу получит респондент, приняв участие в опросе. Кроме того, из введения должно быть понятно, кто проводит данный опрос.

Под опросами имеется в виду метод сбора первичной информации, представляющий собой обращение с вопросами к определенной группе людей. С помощью опросов получают как событийную (или фактическую) информацию, так и сведения о мнениях, оценках и предпочтениях опрашиваемых. В отличие от писем, поступающих в государственные органы, редакции газет и общественные организации, опросы обеспечивают большую систематичность и точность получаемой информации. Кроме того* они расширяют множество источников информации, вовлекая в процесс исследования и тех людей, которые по собственной инициативе высказываться не станут.

В настоящее время метод опросов является наиболее распространенным способом получения первичной информации, в силу чего он порой отождествляется со всеми социологическими исследованиями в целом, а иногда и с самой социологией как наукой (т. е. происходит отождествление науки с одним из ее методов). Он является весьма эффективным способом получения универсальной информации как объективного (о фактах и продуктах жизнедеятельности людей), так и субъективного характера (о мотивах деятельности, мнениях, оценках или ценностных ориентациях). Главными достоинствами метода опросов являются массовость и репрезентативность, а также возможность использования при проведении оперативных социологических исследований. Хотя этот метод не является универсальным, его роль и значение тем больше, чем слабее обеспеченность изучаемого явления статистической и документальной информацией и чем меньше оно доступно непосредственному наблюдению. При этом следует иметь в виду, что исследователь получает информацию о социальных явлениях только в том виде, в каком она отражается в сознании людей и выражается респондентом в ситуации опросов.

На качество информации, которая получена методом опросов, влияют факторы, связанные, с одной стороны, с личностью самого респондента (уровень образования, культуры, свойства памяти, защитные механизмы психики, отношение к исследуемой проблеме и к человеку или организации, проводящей исследование), а с другой - с деятельностью самого исследователя, начиная с профессионализма в составлении опросного листа и заканчивая мастерством работы анкетера или интервьюера с респондентом по получению искомой информации. На результаты опросов негативно влияют присутствие при них посторонних лиц, неудачно выбранное время и место их проведения, несоблюдение принципом анонимности, а также плохая организация самой процедуры опросов. Для нейтрализации факторов, негативно влияющих на результаты опросов, следует строго исполнять нормативные требования по их проведению.

Эти требования предполагают:

Четкую фиксацию исследовательских задач с обеспечением адекватного им вопросника;

Доступность респондентам предлагаемых формулировок вопросов;

Обеспечение принципов социально-психологического общения опрашивающих с респондентами, которое предполагает использование технических и организационных приемов, направленных на создание оптимальных условий проведения опросов;

Точность фиксации ответов респондентов;

Стандартизацию условий проведения опросов;

Побуждение интересов респондентов и опрашивающих к результатам опросов.

По степени охвата генеральной совокупности опросы делятся на сплошные и выборочные. В первом случае опросами охвачена вся генеральная совокупность, а во втором - только ее часть.

По процедуре проведения опросы делятся на индивидуальные , проходящие при конфиденциальном способе общения социолога и респондента, и групповые , при которых социолог работает не с одним, а сразу с несколькими респондентами.

Однако, прежде всего основанием для их классификации является форма проведения, по которой они делятся на письменные и устные. Письменные опросы называют обычно анкетированием, а устные - интервьюированием.

Анкетирование.

Анкетирование представляет собой вид опросов, основанный на использовании анкет. Как видно из его определения, центральное положение в нем занимает анкета. Под анкетой имеется в виду опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам.

Анкетные опросы широко используются для получения информации о фактическом положении вещей в изучаемой области и их оценке, а также о мнениях, интересах и мотивах деятельности опрашиваемых. В зависимости от содержания вопроса используют различные приемы для повышения достоверности информации, получаемой из ответов.

Структура анкеты включает в себя три части: вводную, основную и паспортичку (демографический блок).

Вводная часть содержит обращение к респонденту, в котором указываются цель, заказчик и исполнитель исследования, а также инструкцию по заполнению анкеты.

Что касается основной части , то она включает в себя содержательные вопросы, соответствующие целям и гипотезам исследования. При этом одно из правил композиции основной части анкеты гласит, что в ее начале и конце не следует задавать сложных вопросов.

Наконец, паспортичка содержит необходимые объективные данные о респонденте, которые включают в себя его пол, возраст, образование и т. д.

Анкета представляет собой структурно организованный набор вопросов, каждый из которых связан с программными и процедурными задачами исследования. По форме входящие в нее вопросы подразделяются на открытые, предполагающие свободный ответ (например, «Что вы думаете делать после службы в армии?»), и закрытые, ответ на которые заключается в выборе из нескольких предлагаемых в анкете утверждений. Открытые вопросы дают более глубокие сведения, но при большом числе анкет приводят к значительным трудностям в обработке в связи с нестандартностью ответов. По содержанию вопросы анкеты делятся на объективные, касающиеся образования, возраста или заработной платы опрашиваемого, и субъективные, которые выявляют его психологическую установку, а также отношение к условиям своей жизни и определенным событиям. Ответы на вопросы носят, как правило, анонимный характер.

Анкетирование может проводиться следующими способами:

Анкета заполняется индивидуально в присутствии сборщика;

Групповое заполнение в присутствии сборщика;

Опрашиваемые самостоятельно заполняют и для сохранения анонимности одновременно сдают анкеты;

Анкета раздается или рассылается на дом, а затем возвращается опрошенным по почте («почтовое» анкетирование).

С целью повышения его эффективности перед массовыми опросами проводятся обычно пробные, целью которых является выбраковка неудачных («неработающих») вопросов.

Основные правила построения анкеты можно сформулировать следующим образом:

темы, затрагиваемые вопросами, должны располагаться в логической последовательности;

интерес опрашиваемого должен расти от вопроса к вопросу;

в анкетах должны отсутствовать слишком сложные или интимные вопросы;

формулировки вопросов должны соответствовать образовательному уровню опрашиваемой группы;

в закрытых вопросах должны быть предусмотрены все возможные варианты ответов;

общее количество вопросов не должно быть слишком большим - анкетирование не должно утомлять или раздражать опрашиваемого.

Анкетирование используется для получения информации о таких явлениях и процессах, которые недоступны прямому наблюдению и не отражены в различных документах. В качестве примера можно привести информацию о мотивах, интересах и предпочтениях людей, а также об их жизненных планах.

Достоинствами анкетирования являются: 1) широта тематики исследования, которая может касаться практически любых сфер жизнедеятельности людей; 2) возможность получения информации как об объективных процессах, так и об отношении к ним людей; 3) относительно малые затраты времени и экономичность; 4) получение максимально формализованной информации, пригодной для машинной обработки; 5) возможность повторения опросов с определенной периодичностью.

В то же время метод анкетирования не свободен от недостатков, к которым можно отнести следующее:

формулировки вопросов при его проведении всегда дают неполное, а порой и упрощенное отражение действительности. Из них можно узнать только то, что и как в них спрашивается;

в ходе его проведения возможно получение ложной и некачественной информации при некомпетентности анкетера или вмешательстве случайных обстоятельств (например, неполное заполнение анкеты);

он неприменим для опроса людей со слабым зрением и малограмотных людей, а также для получения информации по очень острым вопросам и в условиях высокой социальной напряженности.

Интервьюирование .

Интервьюирование представляет собой вид опросов, в основе которого лежит интервью.

Под интервью имеется в виду целенаправленная беседа, цель которой заключается в том, чтобы получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследования. Интервьюирование как вид опросов предпочтительнее анкетирования в следующих отношениях:

вопросов без ответов при нем практически не бывает;

неопределенные или противоречивые ответы могут быть уточнены;

имеется возможность наблюдения за респондентом и фиксации не только его вербальных ответов, но и невербальных реакций;

получаемая информация полнее, глубже и достовернее по сравнению с анкетой;

при нем имеется возможность учесть уровень культуры опрашиваемого, его отношение к теме беседы или отдельным проблемам, гибко менять формулировки вопросов с учетом личности опрашиваемого и содержания предшествующих ответов, а также ставить дополнительные вопросы.

Несмотря на гибкость интервьюирования, оно проводится по предусмотренному программой исследования плану, в котором фиксируются все основные вопросы и различные варианты дополнительных и уточняющих вопросов.

К главным недостаткам метода использования интервью можно отнести его малую оперативность, существенные затраты времени, необходимость большого числа интервьюеров, а также невозможность его использования в ситуациях краткосрочных массовых опросов. Для начинающих исследователей он представляет немалые трудности, поскольку требует специальной подготовки и солидного тренинга. Кроме того, разные виды интервьюирования предполагают наличие у исследователя неоднозначных наборов знаний и умений.

Наибольшее распространение в социальном познании получило стандартизированное интервью , отличительными особенностями которого являются жесткая последовательность, заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них. Его можно проводить по опросному листу анкеты, что зачастую и делается для контроля и дополнения данных анкетирования.

Несколько реже используют полустандартизированное интервью , которое проводится на основе не формализованного опросного листа, а памятки («путеводителя») с перечнем обязательных вопросов, не исключающих обсуждения с респондентом иных, но связанных с темой исследования проблем.

Еще реже встречаются фокусированные интервью , в которых стандартизирован лишь исходный вопрос, а главная задача видится в сосредоточении внимания респондентов на обсуждении того варианта проблемы, который представляется им самым важным.

Только опытные исследователи применяют свободное и разведывательное интервьюирование, которые считаются довольно сложными.

Свободным называют такое интервью , в котором перед интервьюером стоит проблема собрать соответствующую исследовательским задачам информацию без наличия предварительно разработанного инструмента. В нем исследователь свободен в выборе вопросов, определении их порядка, количества и способов выражения, а также приемов фиксации информации. Свободное интервью носит характер длительной непринужденной беседы, в которой вопросы интервьюера обусловлены конечной целью исследования.

Цель разведывательного (или глубинного) интервью, используемого при определении или уточнении формулировки рабочих гипотез на этапе разработки программы исследования, заключается не столько в том, чтобы получить информацию об объекте, столько в выяснении того, какую информацию предстоит произвести в предстоящем исследовании. При этом как интервьюер, так и респондент свободны в выборе способов ведения беседы.

Наблюдение представляет собой метод научного исследования, заключающийся в активном, систематическом, целенаправленном, планомерном и преднамеренном восприятии объекта, в ходе которого получается знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемого объекта. Его структура включает в себя следующие элементы: субъект наблюдения (наблюдатель), объект наблюдения и средства наблюдения. В качестве средств наблюдения могут использоваться различные приборы, выступающие как продолжение и усиление органов чувств человека, а также служащие орудиями воздействия на объект. К наблюдению предъявляются следующие методологические требования, представляющие собой следствия из его определения:

активность (не созерцание объекта, а поиск и фиксация такого его видения, которое интересует исследователя);

систематичность (приведение получаемых знаний в определенную систему);

целенаправленность (фиксирование внимания только на таких явлениях, которые интересуют исследователя);

планомерность и преднамеренность (следование заранее выработанному плану или сценарию).

Чаще всего наблюдение применяется тогда, когда информация, необходимая исследователю, не может быть получена никакими другими способами, например при изучении поведения людей на митингах или во время массовых зрелищ - футбольного матча, выступления рок-группы или экстремальной ситуации (дорожного происшествия, пожара и т. д.). Кроме того, его целесообразно использовать при изучении поведения людей в привычных, часто повторяющихся ситуациях (перемещение на работу и с работы, осуществление покупок в продовольственных магазинах и т. п.), когда действия индивидов и их групп приобретают «автоматизированный» характер, а человеку становится трудно объяснить, почему он осуществил именно данное действие в соответствующей ситуации. С другой стороны, попадая в экстремальную ситуацию и испытывая в связи с этим чрезмерное эмоциональное напряжение, человек чаще всего действует по первому побуждению, а поэтому впоследствии оказывается не в состоянии объяснить, почему он совершил тот или иной поступок. В этом случае наблюдение позволяет выявить типичные реакции людей на чрезвычайные ситуации, а также в шоковых состояниях. Наблюдение следует также применять при исследованиях разведывательного характера, когда еще не выработано четкое представление о проблеме и объекте исследования, а предварительные гипотезы не сформулированы. Таким образом, наблюдение может служить для достижения различных целей. Во-первых, оно может быть использовано в качестве источника информации об исследуемом объекте. Во-вторых, с его помощью можно получить дополнительные сведения об изучаемом объекте. В-третьих, наблюдение способно служить в качестве средства проверки данных, полученных другими методами.

Для того чтобы наблюдение достигло намеченных целей, необходимо разработать программу и план его осуществления. В плане проведения наблюдения определяются его основные этапы, устанавливаются средства сбора информации, необходимая документация (карточки, инструкции, бланки, протоколы, техническое оборудование - диктофоны, видеоаппаратура и т. п.), а также виды отчетности и сроки ее представления заинтересованным организациям. Что касается программы, то в ней выявляется проблемная ситуация, подлежащая наблюдению, определяются цели и задачи, объект и предмет наблюдения, а также способы осуществления и регистрации полученной информации. Она определяет следующие основные этапы научного наблюдения:

Выявление цели и задач наблюдения. В зависимости от цели задачами наблюдения могут быть предварительная ориентировка в его объекте, получение интересующей наблюдателя информации, уточнение и проверка результатов, полученных при помощи других методов, а также выдвижение предварительных гипотез и их проверка;

Выявление объекта и предмета наблюдения. В качестве объекта наблюдения могут выступать отдельные индивиды, их различные общности и группы, а также способы их деятельности. Предметами наблюдения могут стать вербальные и невербальные акты поведения отдельных индивидов или их групп (семейных, профессиональных и др.), а также определенные ситуации, в которых оказываются изучаемые индивиды и социальные общности;

Выбор способа наблюдения, наиболее эффективно обеспечивающего сбор необходимой информации;

Определение способов регистрации наблюдаемого объекта, его действий и изменений. Регистрация результатов наблюдения может осуществляться в специально разработанных карточках и протоколах наблюдений, в блокнотах, звуко- и видеозаписях, а также в кино- и фотодокументах;

Осуществление контроля наблюдения. Оно может быть реализовано путем обращения к документам, связанным с исследуемыми событиями и ситуациями, сравнения результатов собственных наблюдений с наблюдениями, которые выполнены другими квалифицированными наблюдателями, и т. п.;

Обработка и интерпретация полученной информации может осуществляться как традиционными методами - логическое обобщение полученных эмпирических данных, построение выводов и т. п., так и методами обработки массивов полученной информации с помощью компьютеров;

Составление отчета о результатах наблюдения и полученных выводах. Такой отчет должен содержать документацию об объекте, предмете, времени, месте и обстоятельствах произведенного наблюдения, информацию о его способе и роли наблюдателя, характеристику наблюдаемых индивидов, социальных групп, способов их общения и деятельности в определенных ситуациях, а также рекомендации по практической реализации полученной информации.

В зависимости от целей и задач осуществляемого наблюдения, положения и роли наблюдателя в изучаемой ситуации, степени формализации исследовательской процедуры, а также условий ее организации выделяется несколько его видов.

Основные из них представляют собой следующее:

-нестандартизированное (неструктурализованное) наблюдение - способ изучения социальных явлений и процессов, при котором определен только объект наблюдения, но исследователь не определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса, события, ситуации и т. п. он будет наблюдать. Этот вид наблюдения чаще всего применяется на начальной стадии исследования с целью определения проблемной ситуации;

-стандартизированное (структурализованное) наблюдение - способ сбора эмпирической информации, при котором заранее определен не только объект и предмет исследования, но и состав элементов изучаемого процесса, которые имеют наиболее существенное значение для достижения намеченных целей и решения задач, стоящих перед исследователем или исследовательским коллективом. Оно может быть использовано как основной метод сбора информации для точного описания предмета исследования и в качестве способа проверки результатов, полученных другими методами, а также их корректировки. Применение стандартизированного наблюдения требует хорошего знания предмета исследования и предварительной стандартизации категорий, применяемых в процессе его осуществления, а также определения подлежащих наблюдению факторов и отражения их в виде таблиц, протоколов, карточек и других технических средств;

невключенное (внешнее) наблюдение - способ социального познания, при котором исследователь находится вне изучаемого объекта, изучая его со стороны. В этом случае наблюдатель не включается в ход событий, не участвует в них и не задает вопросов наблюдаемым индивидам, а просто регистрирует происходящее под углом зрения целей и задач исследования. Невключенное наблюдение применяется для описания социальной ситуации, в условиях которой происходят интересующие наблюдателя события;

включенное наблюдение - способ социального познания, при котором наблюдатель в той или иной степени непосредственно включен в изучаемый процесс, находится в прямом контакте с изучаемыми индивидами и группами, участвуя вместе с ними в определенной сфере деятельности;

полевое наблюдение - метод исследования, который применяется в реальной жизненной ситуации, предполагающей непосредственный контакт исследователя с изучаемым объектом. Большинство стандартизированных, нестандартизированных и включенных наблюдений проводится именно в его форме;

лабораторное наблюдение- метод сбора эмпирической информации, который осуществляется в искусственно созданных для наблюдаемой группы и контролируемых исследователями условиях. При его проведении используются различные технические средства для фиксации поведения группы в измененных условиях и ситуациях, в которых осуществляются действия специально подобранных для него участников;

систематическое наблюдение - метод исследования, который проводится по четко определенному графику, с регулярной фиксацией заранее обусловленных признаков, ситуаций, процессов и действий. Оно позволяет выявить динамику изучаемых процессов и событий, например изучение поведения людей на протяжении месяца или года при перемещении их на работу с целью установления желательной ритмики движения транспорта;

эпизодическое наблюдение - фиксация изучаемых явлений и событий при отсутствии четкого регламента регистрации их в определенных временных интервалах или по различным этапам их протекания;

случайное наблюдение - исследование, при котором единицы и сроки наблюдения заранее не предусматриваются, а исследователь наблюдает и фиксирует заслуживающие внимания факты и события социальной жизни. Оно может возникнуть также тогда, когда исследователь при проведении систематического наблюдения сталкивается с интересным фактом или событием, имеющим непосредственное отношение к изучаемому объекту, но не предусмотренным заранее исследовательским проектом;

одномоментное наблюдение - наблюдение, в котором фиксируется одно явление или событие, происходящее в определенном месте и в определенное время;

панельное наблюдение - процесс неоднократного, протяженного во времени, проводимого через определенные интервалы, систематического и организованного наблюдения за одним и тем же объектом, имеющего целью выявить происходящие в нем изменения;

контролируемое наблюдение - наблюдение, осуществляемое целенаправленно по заранее подготовленной программе, с применением стандартизированных планов и документации для получения достоверной информации об изучаемом объекте и проверки гипотез. При этом контроль организуется путем увеличения количества наблюдателей и сравнения результатов их наблюдений, а также через интенсификацию его процесса;

неконтролируемое наблюдение - наблюдение, осуществляемое наблюдателем при изучении им реальных жизненных ситуаций без строгого плана и применения заранее подготовленной документации.

Будучи предпосылкой познавательной деятельности, вообще, наблюдение дает в форме совокупности эмпирических утверждений первичную информацию об объекте. Неопозитивизм квалифицировал фиксацию данных опыта как проблему протокольных предложений из которых выводится и к которым в принципе может быть сведена научная теория для своей верификации.

Эксперимент.

Эксперимент представляет собой метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Он осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. Нередко главной задачей эксперимента служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих принципиальное значение. В этом случае говорят о решающем эксперименте, рассматривая его как одну из форм практики, выполняющую функции критерия истинности научного познания в целом. Эксперимент предполагает создание искусственных систем, позволяющих влиять на них путем перегруппировки их элементов, а также их элиминирования или замены другими.

Эксперимент проводится для решения определенных познавательных задач, продиктованных состоянием теории. С другой стороны, он сам порождает новые проблемы, требующие своего решения, т. е. является также мощным генератором нового знания.

Эксперимент позволяет достигать следующего:

изучать явление в «чистом» виде, когда искусственно устраняются побочные (фоновые) факторы;

исследовать свойства предмета в искусственно создаваемых экстремальных условиях или вызывать явления, которые в естественных режимах слабо или вообще не проявляются;

планомерно изменять и варьировать различные условия для получения искомого результата;

многократно воспроизводить ход процесса в строго фиксируемых и повторяющихся условиях.

Современная наука использует различные виды экспериментов: качественные и измерительные, натурные и мысленные, модельные, вычислительные и др.

Качественный эксперимент , считающийся одним из простейших в сфере фундаментальных исследований, имеет своей целью установить наличие или отсутствие предполагаемого теорией явления.

Более сложен измерительный эксперимент , выявляющий количественную определенность какого-либо свойства объекта.

Натурный эксперимент , проводимый с объектами и в ситуациях самой изучаемой действительности, предполагает обычно вмешательство экспериментатора в естественный ход событий.

Мысленный эксперимент предполагает задание условий ситуации, которая проявляет интересующие исследователя свойства, а также оперирование идеализированными объектами.

Промежуточный статус имеют модельные эксперименты , проводимые с искусственно созданными моделями. Они предполагают реальное изменение этих моделей, которым могут соответствовать, а могут и не соответствовать какие-либо реальные объекты и ситуации.

В последние десятилетия получил широкое распространение вычислительный эксперимент , основанный на расчете с помощью компьютера вариантов математических моделей процесса и выбора наиболее оптимального из них.


Тема 1. Методические основы маркетинговых исследований

1. Какова цель маркетинговых исследований

А. нахождение нужных рыночных партнеров

Б. Рационализация стратегии и тактики

В. Снижение цен на товары и услуги

Г. Поиск коммерческих партнеров

2. Сущность маркетинговых исследований

А. Продвижение товара

Б. Сбор и анализ информации для решения

В. Технический прогресс

Г. Расширение торговых связей

3. Основная задача маркетинговых исследований

А. Посетить потребителей

Б. Обострение конкуренции покупателей

В. Стратегия маркетинга

Г. Предоставление точной, объективной информации, которая отражает истинное состояние дел

4. Когда начались попытки применения маркетинговых исследований?

5. Что относится к способу сбора информации?

А. Выбор канала распределения

Б. Эксперимент

В. Деловая игра

Г. Экспертиза

6. Укажите принцип маркетинговых исследований

А. Универсальность

Б. Этапность

В. Психологичность

Г. Тактичность

7. Выберите решения, являющиеся результатом маркетинговых исследований

А. Обращение в банк данных служб занятости населения

Б. Разработки, используемые в коммерческо-хозяйственной деятельности

В. Стратегическая отчетность

Г. Определение рыночной «ниши»

8. Выделите признак, соответствующий этапу маркетинговых исследований

А. Постановка проблемы

Б. Ранжирование проблем

В. Подготовка отчета

Г. Увязка с целями и задачами субъекта рынка

9. Укажите методы маркетинговых исследований

А. Выявление нужных элементов рыночной инфраструктуры

Б. Деловые игры

В. Системный анализ

Г. Линейное программирование

10. Какой из перечисленных принципов маркетинговых исследований относится к группе «комплексность»?

А. Направленность и масштабность

Б. Связанность и целенаправленность

В. Совокупность действий (или процессов)

Г. Универсальность

11. Что отражает принципы маркетинговых исследований?

А. Конфиденциальность

Б. Сложность

В. Уточнение

Г. Системность

12. Какой из показателей принадлежит к общенаучным методам маркетинговых исследований?

Б. Теория связи

В. Сетевое планирование

Г. Теория игр

13. Укажите действия, относящиеся к этапу маркетинговых исследований «обобщение результатов и подготовка отчета»

А. Определение позитивных и негативных сторон деятельности субъекта рынка

Б. Выборка, ранжирование информации

В. Определение требуемых исходных данных

Г. Применение соответствующих методов исследования

14. Что относится к основным направлениям исследования?

Б. Решение проблем

Г. Потребители

15. Какие виды количественных исследований относятся к маркетинговым исследованиям?

А. Наблюдение

В. Эксперимент

Г. Проблема

16. Фундаментальное исследование относится к основным направлениям

17. Из каких блоков состоит анкета?

А. Паспортичка

Б. «Петух»

В. «Рыба»

Г. Детектор

18. К основным направлениям относят прикладное исследование

19. Какой из перечисленных принципов относят к маркетинговым исследования м

А. Систематичность

Б. Научность

В. Системность

Г. Решение

20. Из каких этапов состоят маркетинговые исследования?

Ответы к тестам по теме 1.

Б, В, Г

А, В, Г

А, В, Г

А, Б, В

Тема 2. информационное обеспечение в маркетинге

1. Что представляет собой информационное обеспечение?

А. Процесс познания

Б. Процесс удовлетворения потребностей конкретных пользователей в информации

В. Процесс потребления информации

Г. Процесс планирования

2. Выделите виды маркетинговой информации

А. Охвату

Б. Способу получения

В. Масштабом действия

Г. Назначению

3. Какой из перечисленных видов информации входит в группу «по охвату»?

А. Среда обитания

Б. Внешняя среда

В. Окружающая среда

Г. Внутренняя среда

4. Выделите действие, характерное для «наблюдения»

А. Сбор данных о товарных запасах

В. Замер и фиксация результатов дневной работы магазина

Г. Корректировка товарного ассортимента

5. Относится ли бухгалтерская отчетность к первичной информации?

6. Отметьте прием сбора вторичной информации

А. Наблюдение за поведением покупателей в магазине

Б. Обзор сборников государственных организаций

В. Интервью посетителей ярмарки

Г. Стандартизация поведения определенных категорий покупателей

7. Полевое исследование - это:

А. Исследование, которое проводится маркетинговой службой фирмы в сельской местности

Б. Сбор первичных данных у носителей информации

В. Обработка данных, полученных на коммерческой основе у официальных источников

Г. проведение специального обследования методами наблюдения, анкетирования

8. Выделите признак, входящий в сегментацию потребителей - юридических лиц.

А. Географический

Б. Психографический

В. Поведенческий

Г. Демографический

9. По формам маркетинговая информация бывает текстовой?

10. По способу получения информация может быть:

А. Вторичная

Б. Необходимая

В. Третичная

Г. Первичная

11. По периодичности возникновения информации может быть:

А. Разовая

Б. Постоянная

В. Переменная

Г. Эпизодическая

12. Может относится справочная информация к видам «по назначению»?

13. Анкетирование - это:

А. Опрос в форме письменных ответов на вопросы, приведенные в виде таблицы

Б. Изучение биографических данных респондента

В. Составление перечня вопросов

Г. Процедура анкетного опроса

14. Эксперимент относится к видам информации?

15. Панель - это:

А. Деревянная обшивка кабинета менеджера фирмы

Б. Часть улицы

В. Постоянная выборочная совокупность лиц / предприятий

Г. Систематический сбор данных у одной и той же группы субъектов рынка

16. Виды панели - это:

А. торговая

Б. Рыночная

В. Потребительская

Г. Сервисная

17. Обязательно ли при маркетинговых исследованиях взаимодействие с законодательной и исполнительной властью?

18. Что соответствует виду маркетинговой информации?

А. Справочная

Б. Графическая

В. Мобильная

Г. Эксклюзивная

19. Маркетинговая информационная система - это:

А. Процесс разработки вопросов

Б. Формализованный порядок действий для получения, анализа, хранения информации

В. Описание действий каких-либо рыночных процессов и явлений

Г. Система продажи товаров

20. Маркетинговая информационная система позволяет:

А. Классифицировать информацию

Б. Обосновывать информацию

В. Фильтровать и уплотнять информацию

Г. Определять источники информации

Ответы к тестам по теме 2.

А, Б, Г

Б, В, Г

А, В, Г

А, В, Г

Тема 3. Разработка маркетингового исследования

1. Важнейшими элементами маркетинговой информационной системы являются:

А. База данных маркетинга

Б. Банк методов

В. Банк моделей

Г. Банк процессов

2. Какие этапы планирования включает процесс маркетинговых исследований?

А. Изучение рынка

Б. Определение проблемы, которую следует решить

В. Цель исследования

Г. Осуществление сбора информации вначале вторичной, а затем первичной

3. План проведения маркетингового исследования способствует получению информации

4. Поисковое исследование относится к планам маркетингового исследования

5. Какие виды планов маркетинговых исследований Вы знаете?

А. План конъюнктуры рынка

Б. План итогового исследования

В. План повторного исследования

Г. План изучения рынка

6. Какие виды планов исследования входят в дескриптивное исследование

А. Профильное

Б. Повторное

В. Первичное

Г. Вторичное

7. Опрос экспертов - это метод поискового исследования?

8. Отметьте действие, относящееся к изучению потребителей

А. прогноз объема продаж

Б. Взаимосвязь между ценой на товар и спросом

В. Соответствие качества товаров запасам и требованиям покупателей

Г. Прогноз ожидаемого спроса

9. План исследования - это только возможность изучения потребителей

10. Что является объектом дескриптивного исследования?

А. Потребителей

Б. Торговый персонал

В. Магазин

Г. Зона рынка

11. Профильное исследование - это тип плана исследования?

12. Когортный анализ состоит из:

А. Наблюдения

Б. Серии опросов, проводимых через определенное время

В. Изучения рынков

Г. Выборки

13. Панельное исследование - это метод получения первичной информации?

14. Профильное исследование может быть:

А. Совокупным исследованием

Б. Единичным исследованием

В. Постоянным исследованием

Г. Множественным исследованием

15. Когорта является базовой единицей анализа:

16. Поисковое исследование рассматривается как:

А. Первичное

Б. Предварительное

В. Исходное для дальнейшего исследования

Г. Постоянное исследование

17. Когорта - эта группа респондентов, с которыми происходят одни и те же события в пределах одного и того же временного интервала?

18. Что является объектом сегментации?

А. Выставки - продажи

Б. Конкуренты

В. Транспортные коммуникации

Г. Консалтинг

19. Выделите действия относящиеся к методам маркетинговых исследований

А. Программно-целевое планирование

Б. Анализ товарного ассортимента

В. Сборка, обработка вторичной информации

Г. Ранжирование потребителей

20. Обозначьте последовательность маркетинговых исследований

А. Выбор и сбор информации

Б. Разработка задачи и порядка исследования

В. Принятие маркетингового решения

Г. Обработка и анализ информации

21. Укажите методический прием, заимствованный из соответствующей области знаний

А. Программно-целевое планирование

Б. Системный анализ

В. Линейное программирование

Г. Анализ мотивации, различных сфер жизнедеятельности человека

22. Что относится к поведенческому признаку при сегментации потребителей

А. Честолюбие потребителя

Б. Эмоциональное отношение к товару

В. товар приобретается только по свету какого-либо лица

23. Маркетинговый анализ

А. Оценка

Б. Объяснение

В. Моделирование и прогноз рыночных явлений

Г. Конъюнктура

24. Маркетинговый анализ - это только поиск информации?

25. Система поддержки принятия решений (СППР) - это элемент плана маркетингового исследования

Ответы к тестам по теме 3.

А, Б, В

Б, В, Г

А, Б, В, Г

Б, А, Г, В

А, Б, В

Тема 4. Процесс выборки

1. Какова цель выборки

А. определение объема рынка

Б. Получить информацию обо всей совокупности по некоторому числу отобранных из нее единиц

В. Выбор информации о рыночной системы

Г. Нахождение нужных рыночных партнеров

2. Какой из перечисленных определений является выборкой

А. Выбор рыночных ниш

Б. Количество объектов входящих в генеральную совокупность

В. Совокупность элементов подмножества большей группы объектов

Г. Выбор товарных групп

3. Укажите виды выборочных методов

А. Прямой

Б. Вероятностный

В. Прикладной

Г. Неслучайный

4. Важным инструментом маркетинговых исследований является:

Б. Деловая игра

В. Выборка

5. На каких принципах основана процедура выборочной совокупности

А. Взаимосвязи и взаимообусловленности различных качественных характеристик исследуемых объектов

Б. Этапности проведение процедуры

В. Сложности структуры организации выборки

Г. Ранжирование информации

6. Невероятностная выборка - это способ отбора единиц выборочной совокупности?

7. Какие выделяют виды неслучайного отбора?

А. Основной

Б. Направленный

В. Распространенный

Г. Стихийный

8. Что соответствует виду маркетинговой информации?

А. Справочная

Б. Графическая

В. Мобильная

Г. Эксклюзивная

9. Укажите какая форма относится к направленному отбору?

А. Квотная

Б. Разовая

В. Типичных представлений

Г. Снежного кома

10. Относится ли метод гнездовой выборки к форме направленного отбора

11. Укажите способ проведения эксперимента

А. Лабораторный

Б. Виртуальный

В. срочный

Г. Договорный

12. Генеральная совокупность - это выборка?

13. Таблица случайных чисел - это элемент равновероятностной выборки?

14. Генеральная совокупность - это часть процесса выборки?

15. Назовите признак, соответствующий генеральной совокупности

А. По информационному обеспечению

Б. По полной совокупности всех однородных элементов

В. По времени и объему исследования

Г. По ориентации исследования

16. Можно ли в научной практике собрать информацию обо всех элементах генеральной совокупности?

17. Механический метод относится к выборке

18. В каких случаях прибегают к стратифицированной выборке?

А. Обеспечение информационными данными

Б. Стимулирование исследований

В. Обеспечение однородности данных

Г. Получение среднего балла

19. Репрезентативность - это свойство выборки

20. Назовите методы направленного отбора одной из форм выборки

А. Типовых представителей

Б. Квотная

В. Гнездовая

Г. Снежного кома

21. От чего зависит объем выборки?

А. От охвата информации

Б. От элементов генеральной совокупности

В. От уровня однородности или разновидности изучаемых объектов

Г. От масштаба действия выборки

22. Укажите действие, отражающее сегментацию рынка

А. Разбивка рынка на участки

Б. Анкетирование субъектов рынка

В. Выявление нужных элементов рыночной инфраструктуры

Г. Рационализация товародвижения

Ответы к тестам по теме 4.

А, В, Г

Если Тест, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

После определения типа необходимой информации следует выбрать методы сбора данных. По сравнению с первичными данными вторичные данные собирать значительно легче. Если разговор идет о сборе данных внутри организации, то их берут из отчетов компании, из бесед с сотрудниками отдела сбыта и другими руководителями и сотрудниками, из маркетинговой информационной системы.

Кaчecтвeнныe мeтoды cбopa инфopмaции. Кaчecтвeнныe иccлeдoвaния включaют cбop, aнaлиз и интepпpeтaцию дaнныx пyтeм нaблюдeния зa тeм, чтo люди дeлaют и гoвopят.

1. Глyбиннoe интepвью (фокус-группа)

Метод фокус-группы предназначен для получения различной маркетинговой информации от группы, как правило, существующих или потенциальных потребителей, которые на основе свободной дискуссии под руководством ведущего (модератора) обсуждают поставленные перед ними вопросы.

Обычно работу группы записывают с помощью аудио- и видео-технических средств, а ее результаты могут явиться основанием для проведения количественных исследований, например, путем опроса.

Оптимальный размер фокус-группы колеблется от 8 до 12 человек.

2. Индивидуальное интервью — интервью, в котором участвует только корреспондент (психолог) и респондент (испытуемый).

3. Пpoeкциoнные мeтoды.

Пpи иcпoльзoвaнии пpoeкциoнныx мeтoдoв pecпoндeнты пoмeщaютcя в oпpeдeлeнныe имитиpyeмыe cитyaции в нaдeждe нa тo, чтo pecпoндeнты выcкaжyт тaкyю инфopмaцию o ceбe, кoтopyю нeвoзмoжнo пoлyчить пpи пpoвeдeнии пpямoгo oпpoca, нaпpимep, oтнocитeльнo пoтpeблeния нapкoтикoв, aлкoгoля, пoлyчeния чaeвыx и т.п. Можно выделить следующие конкретные проекционные методы: ассоциативные методы, испытание при помощи завершения предложений, тестирование иллюстраций, разыгрывание ролей, ретроспективные беседы и беседы с опорой на творческое воображение.

4. Нaблюдeниe в мapкeтингoвыx иccлeдoвaнияx пpeдcтaвляeт coбoй мeтoд cбopa пepвичнoй мapкeтингoвoй инфopмaции oб изyчaeмoм oбъeктe пyтeм нaблюдeния зa выбpaнными гpyппaми людeй, дeйcтвиями и cитyaциями. Нaблюдeниe в мapкeтингoвoм иccлeдoвaнии мoжeт быть нaпpaвлeнo нa дocтижeниe paзличныx цeлeй. Онo мoжeт быть иcпoльзoвaнo кaк иcтoчник инфopмaции для пocтpoeния гипoтeз, cлyжить для пpoвepки дaнныx, пoлyчeнныx дpyгими мeтoдaми, c eгo пoмoщью мoжнo извлeчь дoпoлнитeльныe cвeдeния oб изyчaeмoм oбъeктe.

Нaблюдeниe являeтcя вecьмa тpyдoeмким мeтoдoм. Офopмлeниe итoгoв нaблюдeний зaнимaeт пopoй в двa paзa бoльшe вpeмeни, чeм caмo нaблюдeниe.

Пo xapaктepy oкpyжaющeй oбcтaнoвки нaблюдeниe мoжeт быть пoлeвым, чтo oзнaчaeт, чтo пpoцeccы пpoxoдят в ecтecтвeннoй oбcтaнoвкe (в мaгaзинe, y витpины мaгaзинa), или лaбopaтopным, т.e. пpoвoдящимcя в иcкyccтвeннo coздaннoй cитyaции. Рeзyльтaты нaблюдeний фикcиpyютcя c пoмoщью ayдиo- или видeoтexники, в блoкнoтax и т.п.


5. Имитационное моделирование — это метод исследования, при котором изучаемая система заменяется моделью с достаточной точностью описывающей реальную систему и с ней проводятся эксперименты с целью получения информации об этой системе. Экспериментирование с моделью называют имитацией (имитация — это постижение сути явления, не прибегая к экспериментам на реальном объекте).

Имитационное моделирование — это частный случай математического моделирования

Имитационная модель — логико-математическое описание объекта, которое может быть использовано для экспериментирования на компьютере в целях проектирования, анализа и оценки функционирования объекта.

Кoличecтвeнныe мeтoды cбopa инфopмaции. Кoличecтвeнныe иccлeдoвaния oбычнo oтoждecтвляют c пpoвeдeниeм paзличныx oпpocoв, ocнoвaнныx нa иcпoльзoвaнии cтpyктypиpoвaнныx вoпpocoв зaкpытoгo типa, нa кoтopыe oтвeчaeт бoльшoe чиcлo pecпoндeнтoв.

1. Опpoc зaключaeтcя в cбope пepвичнoй инфopмaции пyтeм пpямoгo зaдaвaния людям вoпpocoв oтнocитeльнo ypoвня иx знaний, oтнoшeний к пpoдyктy, пpeдпoчтeний и пoкyпaтeльcкoгo пoвeдeния. Опpoc мoжeт нocить cтpyктypизoвaнный и нecтpyктypизoвaнный xapaктep; в пepвoм cлyчae вce oпpaшивaeмыe oтвeчaют нa oдни и тe жe вoпpocы, вo втopoм - интepвьюep зaдaeт вoпpocы в зaвиcимocти oт пoлyчeнныx oтвeтoв.

Личный опрос может проводиться с использованием анкеты, выданной респонденту. Здесь важно установить репрезентативную выборку. Возможен также блиц-опрос. Опрос по телефону занимает меньше времени и относительно недорог. Ответы носят краткий характер, однако проблемой здесь может стать отказ от ответов. Необходимо подтверждение выхода на желательное лицо. У некоторых людей нет телефона или их номера не указаны в справочнике.

Эта проблема может быть преодолена посредством использования устройств, набирающих случайные номера. Опрос по почте может обеспечить выход на разбросанную совокупность людей, у него нет смещений от личности интервьюера, и он относительно дешев. Основные проблемы здесь: отказ или задержка ответов, а также участие не тех лиц. Выбор метода зависит от целей и потребностей конкретного исследовательского проекта.

2. Эксперимент - исследование влияния одного фактора на другой при одно-временном контроле посто-ронних факторов.

Основное достоинство эксперимента - то, что он позволяет видеть причину и следствие (например, новая упаковка увеличивает сбыт), его структура и поведение носят систематизированный характер. Основные недостатки - высокие издержки, придуманные условия и неспособность контролировать все параметры плана маркетинга или все факторы, влияющие на него.

3. Физиологические и механические измерения.

Физиологические измерения, основанные на изучении непроизвольных реакций респондентов на маркетинговые стимулы. При проведении подобных измерений используется специальное оборудование - например, фиксируется расширение и перемещение зрачков при изучении определенных товаров, картинок и т.п. Однако данная техника является необычной по своей природе, поэтому она может вызывать у респондентов нервозность, и ее применение не дает возможности отделить положительные реакции от отрицательных.

Физиологические измерения в силу указанных причин довольно редко используются при проведении маркетинговых исследований.

При механических измерениях использование приборов более функционально и удобно, чем персональное наблюдение. Например, изучение предпочтений членов семьи в отношении телевизионных передач гораздо проще осуществить с помощью аудиометра.

» и сегодня о первом этапе – Поиск и сбор информации.

Если есть задача/ проблема/ цель, но нет ее решения, — то неизбежно наступает этап поиска этого решения.

И чем правильнее сформулирована проблема, тем проще найти решение.

Если проблема тривиальная, то достаточно одного шага в поиске информации – открываем поисковую систему в Интернете , делаем запрос – и имеем несколько источников информации.

Основной навык, требуемый в этих случаях – правильно составить запрос. Но это тоже нужно сделать грамотно и этому нужно также учиться.

Думаю, что 90 % людей ограничиваются именно этим уровнем работы с информацией. Возникла проблема – зашел в поисковик – получил ответ.

Если задачи не выходят за эти рамки, а именно – найти ответ на бытовой вопрос или быть в курсе новостных событий, — то заморачиваться по поводу выстраивания персональной системы работы с информацией, видимо не стоит.

Для тех же, у кого работа с информацией заключается в необходимости сбора и обработки больших массивов, выраженных в 1 000 единиц файлов или книг, — создание системы работы с информацией будет просто необходимо.

Потребность в системе работы с информацией

У любого специалиста высокого уровня существует своя библиотека знаний.

Знания не имеют границ и требуют постоянного совершенствования и обновления.

Сбор информации в этом случае носит систематический характер. Т.е. информация вносится в базу знаний – постоянно.

Но потребность в системе работы с информацией возникает не только у профессиональных специалистов, возникает она и на бытовом уровне, в личной жизни каждого человека, который стремится к саморазвитию или хотя бы к упорядочению своей жизни.

Жизнь может протекать как сплошной поток непрерывной деятельности. В таком потоке сложно выделить и структурировать отдельные части. Человек живет и все, ему этого достаточно.

Но нашу жизнь можно разнообразить, структурировать наши жизненные цели, придать смысл существованию и всей нашей жизни.

Вам уже скорее всего известен такой инструмент анализа текущего состояния как «Колесо жизни». Оно позволяет оценить вашу текущую ситуацию и определить в каких сферах необходимо развитие.


Таких сфер/направлений может быть несколько (как правило, не более 10): «Здоровье», «Духовное развитие», «Спорт», «Карьера», «Семья», «Финансы» и т.д.
Совершенствование в любой сфере требует знаний. И начинается этот процесс со сбора информации, а именно с формирования личной библиотеки по этим темам.

Итак, наличие системы работы с информацией требуется как на работе, так и в личной жизни. Между работой и личной жизнью, как известно должен быть баланс.

Зачем мы собираем информацию?

Чтобы сбор информации не превратился в самоцель, определимся – зачем же мы собираем информацию.

«… мы собираем информацию не для того, чтобы накапливать знания, а для того, чтобы предпринимать правильные действия» , – это сказал гуру менеджмента Питер Ф. Друкер.

Это важно помнить, что сбор информации не ради сбора и не только для накопления знаний, но в итоге – для принятия верных решений и достижения наших целей, независимо на работе или в быту.

Когда, где и как собирать информацию?

Ответим на эти вопросы.

Когда?

Если формируется база знаний специалиста – то информация пополняется постоянно. Возникла новая информация, привлек внимание заголовок – информация сразу поступает в эту базу.

Можно сформировать папку «Для рассмотрения» и регулярно проводить обработку новой информации, удаляя ненужную, а нужную распределяя по тематическим каталогам вашей системы (о систематизации информации поговорим в следующих статьях).

Если же решается конкретная задача требующая принятия решения, то сбор информации может носить ситуативный характер и быть разовым. Т.е. собрали- проблему решили – получили отчет – отчет на хранение.

Это как управление в Компании: может быть регулярный менеджмент , а может ситуативный . И тот и другой, как ни странно работает.

Но управляемость, прозрачность, отсутствие суеты и стрессов и в конечном итоге — результативность у регулярного менеджмента намного выше.

Т.е. отвечая на вопрос – когда — можно по ситуации, но безусловно лучше – регулярно и используя Технологии.

Где собирать информацию?

Для этого вспомним, что есть информация первичная и вторичная.

Вторичная – это информация, которая уже имеется в каком либо источнике, например в книгах, журналах, бухгалтерских данных, в отделе статистики, в отчетах, ранее проведенных исследованиях и тд.

Первичная – это информация, которая получается непосредственно для целей решения данной проблемы. Это различные опросы, интервью, наблюдения.

Вторичная информация собирается, как правило, в процессе кабинетных исследований без привлечения других. Место: рабочее место, библиотека.

Если приобретаются уже проведенные исследования – то делаем соответствующий запрос и оплату.

Думаю, что это понятно. Вторичная – это уже имеющаяся информация на каком либо носителе.

С этой информацией в основном и работают, считая что информация существует только в таком виде.

Но, получить более качественную информацию можно опросив эксперта по данному вопросу, или нескольких экспертов, чтобы сопоставить точки зрения.

Или провести опрос клиентов, чтобы получить информацию — что же они думают про Вашу компанию, продукт и обслуживание.
Или провести мозговой штурм, среди сотрудников, чтобы получить нетривиальное решение проблемы.

Все это относится к сбору первичной информации.

Руководитель может принимать решения – выслушав мнение одного –двух своих специалистов. В этом случае он также занимается сбором первичной информации .

Наблюдение за поведение человека, например в торговом зале – это также сбор первичной информации, на основе которой принимаются решения по размещению витрин, например.

Итак, первичная информация – это информация, которой еще нет на каком-либо носителе и нам приходится ее собирать общаясь с другими людьми.

Думаю, что так будет более-менее понятно в общих чертах.

Как собирать информацию?

Ответим на этот вопрос, т.е. определим какие методы сбора информации существуют.

Как я уже говорил в статье « » – важно знать этапы и методы работы на каждом этапе.

Сейчас мы рассматриваем первый этап – поиск и сбор информации. И подошли к методам сбора информации.

Методы поиска информации :

1. Аудит своей знаниевой базы информации.

У вас уже имеется накопленная база данных в виде: файлов, книг, аудио и видео материалов. Первое что можно сделать – это поискать среди уже имеющейся у вас информации.

Как правило – если информация правильно систематизирована и кодифицирована, сделать это несложно. Достаточно задать Поиск по имени файла или другим способом, в соответствии с вашей кодификацией.

Если информация не систематизирована, то можно сделать поиск – по ключевым словам в тексте документа. Эти операции позволяет провести Microsoft Windows.

Таким образом указав нужные критерии запроса (ключевые слова ) вы легко найдете подходящие папки и файлы внутри вашей базы.

Второй шаг – это поиск в вашей библиотеке — книг и журналов в печатном виде.

Расширение списка книги можно сделать следующим образом:

Начать с составления списка.

В своей книге « » я приводил основные источники получения информации для составления списка:

3. Поиск списков литературы на специализированных форумах.

4. Различные подписки на специализированные рассылки.

5. Участие в различных электронных сообществах, посвященных Вашей тематике.

6. Посещение магазинов, в том числе поиск в Интернет-магазинах.

7. Обращения к специалистам с просьбой порекомендовать нужную литературу.

Это основные источники для получения списка важных книг по теме

2. Кабинетные исследования .

Получив информацию из существующей у вас базы Знаний, вы дополняете ее путем:

Работа с библиотечным фондом в центральных библиотеках, запросы в статистические и архивные службы.

Работа в поисковых системах.

Просмотр телепередач, видео и аудио–материалов.

На этом этап работы со вторичной информацией можно закончить и приступить при необходимости к сбору первичной информации.

3. Общение с экспертами по интересующей теме.

Часто эксперты дают «зацепки» по которым можно расширить область поиска информации. Узнать у эксперта – какие источники информации наиболее важные, какие книги почитать в первую очередь и тд.

Доступность экспертов в настоящее время облегает Интернет. Достаточно набрать на YouTube свой вопрос – и появится масса видеоматериалов, лекций, семинаров. Остается только выбрать действительно приличных экспертов.

Но лучше использовать живое общение, тем самым расширяя свои связи и улучшая навыки коммуникаций.

4. Непосредственное наблюдение.

Это один из методов сбора первичной информации. Например чтобы снять соц-дем портрет посетителей торговой точки – достаточно выделить один наиболее насыщенный потоком день и заполнить таблицу – группы по возрасту, полу и времени. Очень полезная информация для решений.

5. Опросы, анкетирование, тестирование.

Методик может быть множество: это и фокус-группы, мозговые штурмы, использование модели Исикавы и тд.

На этапе сбора информации лучше создать некоторую избыточность, чтобы затем отобрать важное и полезное.

На этом ограничусь, думаю, что для первого раза по этапу поиск информации достаточно.

Если есть вопросы, с удовольствием отвечу. Пишите, пожалуйста в комментариях.

С уважением, Медведев Николай.

© 2024 sun-breeze.ru
Новые идеи бизнеса - Животные и растения. Заработок в интернете. Автобизнес