Введение в профессиональную деятельность направление Менеджмент. Лекции

Дисциплина «Введение в специальность» нацелена на подготовку студентов к:

Формированию базовых знаний и комплекса умений, необходимых для решения задач в области управления персоналом;

Формированию мотивации в области профессиональной подготовки, согласно выбранному направлению;

Готовности к самообучению и постоянному профессиональному самосовершенствованию в условиях автономии и самоуправления.

2. Место дисциплины в структуре ООП

требования к формированию и использованию трудовых ресурсов, их профессиональной подготовке и переподготовке.

уметь:

применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;

применять методы и средства познания для интеллектуального развития,

повышения культурного уровня профессиональной компетентности.

В результате освоения дисциплины магистрант должен владеть навыками:

целостного подхода к анализу проблем общества;

планирования, организации и осуществления самостоятельной научной деятельности ;

основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией.

*Расшифровка кодов результатов обучения и формируемых компетенций представлена в Основной образовательной программе 080400 по направлению «Управление персоналом».

4. Структура и содержание дисциплины

4.1. Структура дисциплины по разделам, формам организации

и контроля обучения (таблица 2)

Таблица 2

Название раздела /темы

Аудиторная работа (час)

(час)

Итого

Формы текущего контроля и аттестации

Практ./ семинар

Социально-экономическое развитие регионов РФ и рынок труда

Дискуссия

НИИ ТПУ: историческая справка и современная инфраструктура

Дискуссия

Организационный контекст управления персоналом

Дискуссия

Общая характеристика профессии «Управление персоналом»

Дискуссия

Общая характеристика службы «Управление персоналом» организации

Практическая работа № 1

Общая характеристика ООП. Требования к бакалавру. Перспективы обучения

Учебно-исследовательская и творческая работа по профилю обучения

Дискуссия

Основные понятия и определения в области профессиональной деятельности

Дискуссия

Практическая работа № 2

Итоговая аттестация

4.2. Аннотированное содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Социально-экономическое развитие регионов РФ и рынок труда (Унивицированный)

Лекционные занятия (2 часа) :

Дискуссия.

Раздел 2. НИИ ТПУ: историческая справка и современная инфраструктура (Унифицированный)

Лекционные занятия (2 часа):

Дискуссия.

Кейс № 1.

Раздел 3. Организационный контекст управления персоналом.

Внешняя и внутренняя среда организации. Элементы внутренней организационной среды. Законы организации: основополагающие и второстепенные законы организации. Организационные структуры: механистические и органистические. Стадии жизненного цикла организации и развитие службы управления персоналом.

Дискуссия

Раздел 4. Общая характеристика профессии «Управление персоналом».

Лекционные занятия (4 часа): Общие представления о профессиях и специальностях. Основные задачи и функции государственных органов по труду: функции Министерства труда и социальной защиты РФ в области нормативно-правового регулирования в социально-трудовой сфере. Функции службы по труду и занятости Томской области . Функции государственной инспекции по труду .

Дискуссия.

Кейс № 2.

Раздел 5. Общая характеристика службы «Управление персоналом» организации.

Лекционные занятия (4 часа): Общая характеристика службы управления персоналом в организациях. Функции службы «Управление персоналом» в организациях. Основные требования Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих к менеджеру по персоналу: должностные обязанности, профессиональные знания, требования к квалификации. Подходы к организации работы службы по управлению персоналом в разных государствах.

Практическая работа № 1. Анализ должностных инструкций начальника ОК, менеджера по персоналу.

Раздел 6. Общая характеристика ООП. Требования к бакалавру. Перспективы обучения.

Лекционные занятия (4 часа): Характеристика основных дисциплин ООП. Возможности академической мобильности студентов. Выступления выпускников ООП.

Эссе.

Раздел 7. Учебно – исследовательская и творческая работа по профилю. Лекционные занятия (4 часа): Общая характеристика научной деятельности ТПУ. Ознакомление с основными направлениями научной деятельности кафедры. Перспективы участия в НИР.

Дискуссия.

Раздел 8. Основные понятия и определения в области профессиональной деятельности.

Лекционные занятия (6 часов): организация, система, миссия, цели, набор персонала, адаптация, мотивация, организационная культура, нормирование и организация труда, конфликт, договор, должностные инструкции, обучение, развитие, текучесть кадров.

Дискуссия.

Практическая работа № 2.

4.3. Распределение компетенций по разделам дисциплины

Распределение по разделам дисциплины планируемых результатов обучения по основной образовательной программе, формируемых в рамках данной дисциплины и указанных в пункте 3 (таблица 3).

Таблица 3

Формируемые

Компетенции

Разделы дисциплины

5. Образовательные технологии (таблица 4)

При освоении дисциплины используются следующие сочетания видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности магистрантов для достижения запланированных результатов обучения и формирования компетенций.

Таблица 4

Методы и формы активизации деятельности

Виды учебной деятельности

Пр. занятия

Дискуссия

IT -методы

Командная работа

Индивидуальное обучение

Проблемное обучение

Обучение на основе опыта

Исследовательский метод

Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины реализуются следующие средства, способы и организационные мероприятия:

Изучение теоретического материала дисциплины на лекциях с использованием компьютерных технологий;

Самостоятельное изучение теоретического материала дисциплины с использованием Internet -ресурсов, информационных баз, методических разработок, специальной учебной и научной литературы ;

Закрепление теоретического материала при выполнении проблемно-ориентированных, поисковых, творческих заданий на практических занятиях и в процессе выполнения практических работ

IT методы используются в процессе обработки и оперирования с информацией;

Командная работа проводится на семинарских занятиях в процессе анализа практических работ;

Индивидуальное обучение как способ применить теоретические знания в процессе выполнения практических работ, анализа презентаций

Проблемное обучение предполагает организацию материала вокруг темы.

6. Организация и учебно-методическое обеспечение
самостоятельной работы студентов (CРC)

6.1 Текущая СРС , направленная на углубление и закрепление знаний, а также развитие практических умений заключается в:

Работе студентов с лекционным материалом, поиск и анализ литературы и электронных источников информации по заданной проблеме;

Выполнении индивидуальных заданий;

Обсуждении тем, предложенных для дискуссии;

Выполнении кейсов и обсуждение полученных результатов;

Подготовке к конференц-недели.

6.2 Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа (ТСР) направлена на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала магистрантов и заключается в:

Исследовательской работе и участии в конференц-недели, обсуждениях;

Работе с кейсами.

6.2.1. Примерный перечень научных проблем и направлений научных исследований:

К творческой проблемно-ориентированной самостоятельной работе относятся: работы, выполняемые студентами самостоятельно.

Практическая работа №1. На основе анализа должностных инструкций менеджера по управлению персоналом и начальника отдела кадров расписать их рабочий день.

Практическая работа № 2. На основании предложенного материала группам студентов предлагается составить презентацию (4-5 слайдов), в которой будет представлена конкретная дисциплина. В презентации необходимо отразить: основные понятия, объект изучения, взаимосвязь с другими (2-3) дисциплинами

Кейс № 1. Анализ рабочих ситуаций, возникающих у сотрудников по управлению персоналом в различных организациях.

Эссе. Написать эссе по теме «Роль управляющего персоналом в современной организации».

Дискуссия предполагает обсуждение ситуаций, возникающих в процессе функционирования службы по управлению персоналом. Студентам предлагается дать варианты и методы решения проблем, обсудить способы их решения, формировавшиеся в процессе развития науки об управлении. Также студентам предлагается самостоятельно представить на основе предложенного лектором материала одну из изучаемых/ планируемых к изучению дисциплин.

Примерный перечень научных тем для дискуссий:

1. Функции службы управления персоналом в структуре организации.

2. Сравнительный анализ концепций кадрового менеджмента.

3. Составляющие системы управления персоналом: функции и содержание.

www. ***** – официальный сайт Российской академии наук.

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

При изучении основных разделов дисциплины, выполнении лабораторных работ студенты используют компьютерное оборудование, информационную среду Интернет.

Программа составлена на основе Стандарта ООП ТПУ в соответствии с требованиями ФГОС подготовки магистров по направлению 141100.68 «Энергетическое машиностроение» и профилям подготовки «Исследование и проектирование котлов» и «Технологии производства и диагностирования энергетического оборудования»

Программа одобрена на заседании кафедры философии

(протокол № ____ от «___» _______ 2012 г.)

Рецензент: ___________

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт кибернетики, информатики и связи

Кафедра кибернетических систем

Ковалёв П. И.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Направление 220400 – Управление в технических системах,

Форма обучения: очная, заочная

Семестр: 1

Лекции 36 (час.)

Практические занятия 36 (час.)

Лабораторные занятия не предусмотрены

Самостоятельная работа – 108 (час.)

Самостоятельная работа без преподавателя – 97,2 (час.)

Работа с преподавателем:

со студентом – 4,3 (час.)

с группой – 6,5 (час.)

Зачёт - не предусмотрен

Экзамен 1 (семестр)

Курсовая работа не предусмотрена

Контрольная работа (заочное обучение)

Тюмень 2012

ВЫПИСКА ИЗ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА ДИСЦИПЛИНЫ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Общее количество часов – 180 (5 зет)

Общее количество аудиторных часов – 72

Лекции – 36 (час.)

Практические занятия – 36

Лабораторные занятия – не предусмотрены

Самостоятельная работа – 108 (час.)

Работа без преподавателя – 97,2 (час.)

Рабрта с преподавателем:

со студентом – 4,3 (час.)

с группой – 6,5 (час.)

Экзамен – 1 (семестр)

Курсовая работа – не предусмотрена

В неделю: лекций – 2 (час.), лабораторных занятий – 2 (час.)

Всего недель – 18 (с 1-й по 18-ю)

Сессия – ???(недели)

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Моделирование биологических процессов и систем» включена в федеральный компонент блока общепрофессиональных дисциплин. Основные разделы дисциплины:

1 Цели и задачи дисциплины

Целью дисциплины является формирование у выпускников следующих компетенций:

общекультурные компетенции (ОК)

обладать способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности): итоговая государственная аттестация, включая подготовку выпускной квалификационной работы

профессиональные компетенции (ПК)

обладать способностью собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать научно-техническую информацию по тематике исследования, использовать достижения отечественной и зарубежной науки, техники и технологии)

обладать готовностью участвовать в подготовке технико-экономического обоснования проектов создания систем и средств автоматизации и управления)

обладать способностью осуществлять сбор и анализ исходных данных для расчета и проектирования систем и средств автоматизации и управления)

обладать способностью производить расчёты и проектирование отдельных блоков и устройств систем автоматизации и управления и выбирать стандартные средства автоматики, измерительной и вычислительной техники для проектирования систем автоматизации и управления в соответствии с техническим заданием)

В процессе обучения студент должен освоить следующие дидактические единицы:

    техническая система

    жизненный цикл технической системы

    системы управления

    автоматическое регулирование;

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

основные положения Государственного образовательного стандарта специальности 220400 Управление в технических системах;

область профессиональной деятельности выпускника вуза пр направлению подготовки 220400 "Управление в технических системах", квалификация – бакалавр

объекты профессиональной деятельности бакалавра

виды профессиональной деятельности бакалавра

задачи профессиональной деятельности бакалавра

уметь:

составлять функциональные схемы и математические модели простых систем управления;

владеть:

основными понятиями теории технических систем и систем автоматического регулирования.

Определение системы

Примеры систем

Подсистема

Структура системы. Схема. Конфигурация

Окружение системы. Объемлющая система

Процесс. Функционирование системы

Моделирование систем. Модель. Оригинал модели

Натурное моделирование

Аналоговое моделирование

Понимание системы. Концептуальные, математические и графические модели.

ОТРГАНИЗАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Определение организационной системы.

Цель организационной системы

Промышленное предприятие

Разделение промышленных предприятий по отраслям. Завод, фабрика, рудник, шахта, электростанция

Заводоуправление. Директор промышленного предприятия. Главный инженер.

Отделы заводоуправления. Конструкторский отдел. Технологический отдел. Плановый отдел. Отдел снабжения. Отдел главного механика. Отдел главного энергетика

Цехи. Примеры специализированных (основных) цехов. Вспомогательные цехи

ТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Определение технической системы.

Назначение технической системы

Принцип действия технической системы. Машины.

Рабочие машины. Назначение, основные типы и примеры рабочих машин

Структура рабочей машины

Исполнительный орган рабочей машины. Движетель транспортной машины. Примеры движетелей

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ МАШИНЫ

Энергия. Виды энергии. Примеры перехода энергии из одного вида в другой

Определение энергетической машины

Назначение двигателя внутреннего сгорания

Структура двигателя внутреннего сгорания. Цилиндр и поршень. Клапаны

Принцип действия четырёхтактного двигателя внутреннего сгорания. Рабочий ход поршня

Кривошипно-шатунный механизм. Роль маховика

Коленчатый вал

Детонация двигателя внутреннего сгорания. Антидетонаторные присадки. Применение медленно сгорающих углеводородов

Гидравлическая турбина. Структура гидравлической турбины. Применение гидравлических турбин

Активная гидравлическая турбина

Реактивное движение.

Определение импульса механической системы. Импульс системы, образованной частицами (материальными точками)

Закон сохранения импульса

Движение ракеты

Принцип действия реактивной гидравлической турбины

Паровая турбина

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Сообщение и информация

Источник информации, потребитель информации, среда передачи информации

Прагматическая функция информации

Информационный процесс. Примеры элементарных информационных процессов

Качество информации. Показатели качества информации. Цель организации информационного процесса

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ МАШИНЫ

Модель фон Неймана

Компоненты вычислительной машины

Структура памяти. Адрес ячейки памяти

Структура команды

Принцип работы вычислительной машины. Счётчик команд. Примеры операций

Взаимодействие вычислительной машины с внешними устройствами. Порты

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Определение управления. Устройство управления и объект управления.

Автоматическое регулирование Автоматический регулятор

Примеры автоматических регуляторов

Структура автоматического регулятора

Регуляторы прямого и непрямого действия

КАЧЕСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.

Качество продукции

Стационарный режим функционирования системы

Переходный процесс

Качество системы автоматического регулирования

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ТЕХНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Жизненный цикл технической системы

Этап предпроектного исследования системы

Техническое задание

Этап проектирования системы

Эскизный проект

Рабочий проект

Технико-экономическое обоснование технической системы.

Конструкторская документация

Единая система конструкторской документации

Технологическая документация

Изобретение и конструирование

Тестирование технической системы

Отладка технической системы

Испытание технической системы

Монтажные работы

Наладка технической системы

Внедрение технической системы

Назначение средств диагностики

Поверка средств измерений

Метрология

Сопровождение технической системы

Профилактика технической системы

Ремонт технической системы

ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА

Область профессиональной деятельности выпускника вуза по направлению подготовки 220400 «Управление в технических системах», квалификация – бакалавр

Объекты профессиональной деятельности бакалавра

Виды профессиональной деятельности бакалавра

Задачи профессиональной деятельности бакалавра

Проектно-конструкторская деятельность

Производственно-технологическая деятельность

Научно-исследовательская деятельность

Организационно-управленческая деятельность

Монтажно-наладочная деятельность

Сервисно-эксплуатационная деятельность

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА

    Определение системы. Система представляет собой множество объектов (компонентов системы), связанных друг с другом и образующих определённую целостность.

1.1. Примеры систем. Описания следующих систем можно найти в учебниках физики:

Пример 1. Компонентами рычажных весов служат равноплечный рычаг и две чаши, прикрепленые к концам рычага.

Пример 2. Вдоль стенок цилиндра скользит поршень, между дном цилиндра и поршнем находится газ, который нагревается источником тепла, расположенным под дном цилиндра.

1.2. Подсистема. Целостная часть системы называется её подсистемой. В примере 2 цилиндр является подсистемой, состоящей из дна и стенок.

      Структура системы. Бинарная связь соединяет друг с другом два объекта, тернарная - три объекта и т. д. Совокупность связей между компонентами системы называется структурой системы. Структуру системы с бинарными связями обычно представляют в виде схемы, на которой компоненты системы изображают прямоугольниками, а связи между ними - линиями, внутри прямоугольника пишут имя компонента. Иногда говорят не о структуре системы, а о её конфигурации. Обычно слово «конфигурация» используется в том случае, когда связи между компонентами системы могут изменяться (конфигурирование электронной вычислительной машины - выбор и установка на ЭВМ программного обеспечения, необходимого для решения определённой задачи).

      Окружение системы. Как правило, компоненты системы связаны не только друг с другом, но и с объектами, которые находятся вне её, эти объекты образуют окружение системы. Если добавить к системе какие-то объекты из её окружения, то новая система будет объемлющей по отношению к исходной системе, а та становится подсистемой своей объемлющей системы. В примере 1 окружение системы образуют груз, гири и Земля; если в примере 2 расширяющийся газ толкает поршень, который поднимает груз, то груз включается в окружение системы.

1.5. Геометрические и физические связи. Компоненты систем, описанных в примерах 1 и 2 прикреплены друг к другу, их взаимное расположение не может быть произвольным. Такая связь называется геометрической. Связь между газом в цилиндре (пример 2) и источником тепла является физической - газ нагревается за счёт тепла, которое он получает от источника тепла.

1.6. Процесс. В каждый момент времени компоненты технической системы находятся в определённом состоянии; последовательности изменения их состояний с течением времени образуют процессы, протекающие в системе. Последовательность изменений состояний всей системы с течением времени в соответствии с назначением системы называется её функционированием.

    Моделирование систем. Моделированием называется любой метод исследования, позволяющий получить информацию о некоторой системе (оригинале модели) путём изучения другой системы (модели).

2.1. Натурное моделирование. Как правило, прямые экспериментальные исследования оригинала модели осложняются целым рядом факторов. К ним относятся слишком большие или слишком малые размеры системы, слишком быстрая (медленная) скорость процесса, высокая (низкая) температура, отсутствие оригинала модели (когда моделируемая система только проектируется). Когда целью исследования является детальное изучение вполне конкретного процесса, протекающего в системе с определёнными геометрическими и физическими характеристиками при заданных режимных условиях применяют натурное (физическое) моделирование. Примерами натурного моделирования могут служить эксперименты с уменьшенными копиями самолётов в аэродинамических трубах и судов в опытовых бассейнах.

2.2. Аналоговое моделирование. При аналоговом моделировании физические процессы в модели и её оригинале качественно различны, однако между ними существует определённая аналогия (сходство). Постоянный электрический ток в проводнике можно представить с помощью течения жидкости по трубе, на физической географической карте с помощью цвета выделяют особенности рельефа местности, кружочками обозначают населённые пункты и т. п.

2.3. Понимание системы. Для того, чтобы понять структуру сложных систем и закономерности протекающих в ней процессов, строят их концептуальные, математические и графические модели. Как правило, они представляют собой описания систем с помощью естественного языка (русского, английского, китайского и т. п.), к которым добавляются специальные термины, математические символы, схемы, графики, таблицы.

ОТРГАНИЗАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

1. Определение организационной системы. Компонентами организационных систем являются люди, а также здания, сооружения, оргтехника, средства связи и т. п. Примерами организационных систем служат школа, университет, фирма, предприятие.

2. Цель организационной системы. Деятельность людей, входящих в организационную систему, должна быть направлена на достижение поставленных перед ней целей.

    Промышленное предприятие. Промышленным предприятием называется организационная система, которая использует для производства различной продукции систему машин.

3.1. Разделение промышленных предприятий по отраслям. Промышленные предприятия разделяют по отраслям, другими словами - по виду выпускаемой продукции. В России примерно 20 основных отраслей промышленности: топливная, химическая, машиностроение, чёрная и цветная металлургия и др. Часто промышленное предприятие называют заводом, в отдельных отраслях промышленности промышленные предприятия называются по-другому: фабрика (текстильная, пищевая промышленность), шахта или рудник (горная промышленность), электростанция (электроэнергетика).

3.3. Заводоуправление. Деятельностью завода руководит заводоуправление во главе с директором. Первый заместитель директора - главный инженер. Заводоуправление состоит из отделов: конструкторского, технологического, планового, бухгалтерии, отдела главного механика, отдела главного энергетика, отдела снабжения, отдела кадров и т. д.

3.3.1. Конструкторский отдел. В конструкторском отделе разрабатывается конструкторская документация - графические и текстовые документы (схемы, расчёты, пояснительные записки и т. п.), содержащие сведения об изделиях, необходимые для их изготовления, эксплуатации и ремонта.

3.3.2. Технологический отдел. Заводские технологи определяют последовательность операций, составляющих производственный цикл, необходимое оборудование, сколько времени и материалов будет израсходовано, сколько рабочих будет выполнять каждую операцию и т. д.

3.3.3. Плановый отдел. Плановый отдел определяет количество единиц оборудования, численность рабочих, объём финансовых средств, необходимых для выпуска продукции, составляет календарные графики выполнения производственных заданий.

3.3.4. Отдел снабжения устанавливает связи с другими предприятиями, получает от них готовые детали и узлы, следит, как они используются.

3.3.5. Отдел главного механика. Отдел главного механика заботится о производстве и приобретении необходимого оборудования, отдел главного энергетика занимается вопросами электроснабжения, обеспечения предприятия теплом и водой.

3.4. Цехи. Как правило, обработка материалов и выпуск продукции осуществляется в специализированных цехах: механическом, литейном, кузнечном, сборочном. Основное производство обслуживают вспомогательные цехи: инструментальный, сварочный, ремонтный.

ТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

    Определение технической системы. Техническая система составлена из деталей, сделанных людьми с помощью инструментов и других технических систем.

1.1. Назначение технической системы. Каждая техническая система выполняет какие-то функции, другими словами, имеет определённое назначение. С помощью рычажных весов определяют массу твёрдого тела, поршень в цилиндре может совершать полезную работу (например, поднимать груз).

1.2. Принцип действия технической системы. Принцип действия технической системы объясняет как она выполняет свою функцию. Для того, чтобы определить массу груза, его кладут на одну чашу весов, а на другую чашу кладут стандартные гири: если масса груза меньше общей массы гирь, то чаша с грузом начинает подниматься вверх, если же масса груза больше общей массы гирь, то чаша с грузом начинает опускаться, когда масса груза совпадает с общей массой гирь, рычажные весы сохраняют равновесие. В примере 2 нагревание газа в цилиндре вызывает его расширение, и поршень двигается вверх, поднимая груз.

    Машины. Основой современной техники служат машины. Машиной называется техническая система, компоненты которой согласованно изменяют свои состояния для того, чтобы выполнять преобразования энергии, материалов, информации.

2.1. Рабочие машины. Рабочие машины используют энергию для выполнения полезной механической работы - изменения формы, свойств, состояния и положения предметов труда.

2.1.1. Примеры рабочих машин. Рабочими машинами являются машины-орудия (металлорежущие, деревообрабатывающие, ткацкие станки, строительные, горные, сельскохозяйственные машины и т. п.), транспортные машины (автомобили, тепловозы, самолёты, теплоходы и т. п.), транспортирующие машины (конвейеры, элеваторы, подъёмные краны, подъёмники).

2.1.2. Структура рабочей машины. Источником механической энергии рабочей машины служит двигатель, трансмиссия передаёт движение от двигателя к исполнительным органам, непосредственно выполняющим полезную работу, все эти компоненты вместе с системой управления располагаются на остове (станине, раме).

          Исполнительный орган рабочей машины. Устройство исполнительных органов рабочих машин зависит от выполняемых операций и от свойств обрабатываемых материалов. Металлообрабатывающие станки сверлят, точат, шлифуют металл, машины для земляных работ рыхлят грунт, копают, перемещают его, разравнивают, уплотняют; машины для добычи и переработки каменных материалов бурят, дробят, размалывают; сельскохозяйственные машины пашут, сеют, жнут, косят, молотят; полиграфические машины печатают. Исполнительным органом транспортной машины служит движетель - колёса у автомобиля и тепловоза, гусеницы у трактора, гребной винт у корабля, пропеллер у поршневого или турбовинтового самолёта, газовая струя у самолёта реактивного.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ МАШИНЫ

    Определение энергетической машины. Энергией называется скалярная физическая величина, характеризующая интенсивность различных форм движения и взаимодействия. Установлено, что они могут превращаться друг в друга в строго определённых количественных отношениях. Различают энергию механическую, тепловую, химическую, электромагнитную и т. д.

Пример 1. В момент времени t 0 хоккейная шайба скользит по льду со скоростью v 0, механическая энергия её движения (кинетическая энергия) равна m v 0 2 / 2. Вследствие трения о лёд, скорость шайбы уменьшается и в момент времени t 1

становится равной v 1, а её кинетическая энергия - m v 1 2 / 2. Таким образом, кинетическая энергия шайбы за промежуток времени [ t 0, t 1 ] уменьшилась на величину m v 0 2 / 2 - m v 1 2 / 2, эта величина равна выделившейся тепловой энергии, в результате повысилась температура шайбы, льда, окружающего воздуха и тонкой плёнки воды, которая покрывает лёд и служит своеобразной смазкой.

Пример 2. Основным топливом в современных двигателях внутреннего сгорания служит бензин - смесь жидких углеводородов. Углеводородами называются органические вещества, в состав которых входят только атомы углерода и водорода. Температура кипения углеводородов, образующих бензин, не превосходит 100 градусов. В цилиндр двигателя внутреннего сгорания поступает смесь паров бензина с воздухом (горючая смесь), её химическая энергия E0 определяется взаимодействием входящих в неё атомов водорода, кислорода, углерода и других элементов. В результате сгорания топлива связи между атомами изменяются и химическая энергия продуктов сгорания становится равной E1. Количество тепла, которое выделилось при сгорании топлива, равно разности E0 - E1.

Энергетические машины преобразуют один вид энергии в другой. Степень совершенства энергетической машины определяется безразмерной величиной - её коэффициентом полезного действия.

2. Четырёхтактный двигатель внутреннего сгорания

2.1. Назначение двигателя внутреннего сгорания. Двигатель внутреннего сгорания преобразует тепловую энергию, которая выделяется при сгорании топлива, в механическую энергию вращения вала.

2.2. Структура двигателя внутреннего сгорания. Главным компонентом двигателя внутреннего сгорания является цилиндр, вдоль стенок которого скользит поршень. Цилиндр прикреплён к корпусу машины. Верхнее основание цилиндра называется головкой, в ней три отверстия: два отверстия перекрыты впускным и выпускным клапанами, а в третье вставлена свеча электрического зажигания.

2.3. Принцип действия двигателя внутреннего сгорания. В течение первого такта работы двигателя поршень идёт вниз, открывается впускной клапан и цилиндр заполняет горючая смесь паров бензина с воздухом. В начале второго такта впускной клапан закрывается и поршень двигается вверх, сжимая горючую смесь. Когда поршень достигает верхнего положения, между электродами свечи проскакивает искра, горючая смесь воспламеняется, давление в цилиндре возрастает и толкает поршень вниз - он совершает рабочий ход. Химическая энергия, заключённая в горючей смеси, превращается сначала в тепло, а затем - в механическую энергию движения поршня. Четвёртый такт: открывается выпускной клапан, поршень идёт вверх, выталкивая из цилиндра продукты сгорания. После этого выпускной клапан закрывается и циклы повторяются.

2.4. Кривошипно-шатунный механизм. Кривошипно-шатунный механизм представляет собой подсистему двигателя внутреннего сгорания, преобразующую механическую энергию возвратно-поступательного движения поршня в механическую энергию вращающегося вала, на который насажено массивное колесо - маховик. Внутри поршня жёстко закреплён валик - поршневой палец, верхняя головка шатуна охватывает поршневой палец, а нижняя - шейку коленчатого вала. Связи шатуна с поршневым пальцем и коленчатым валом являются шарнирными, верхняя головка шатуна двигается вверх и вниз вместе с поршнем, а нижняя заставляет коленчатый вал вращаться. Движение поршня в первом, втором и четвёртом тактах происходит за счёт вращения маховика.

2.4.1. Коленчатый вал. Современный автомобильный двигатель состоит из нескольких цилиндров, их поршневые пальцы соединены с коленчатым валом, который выполняет функцию кривошипа. Работа их клапанов отрегулирована таким образом, чтобы в каждый момент времени поршень какого-то цилиндра совершал рабочий ход. В этом случае становится ненужным маховик.

2.5. Детонация двигателя внутреннего сгорания. Коэффициент полезного действия двигателя внутреннего сгорания равен отношению количества энергии, выделившейся при сгорании топлива в цилиндре в течении третьего такта, к количеству механической энергии, полученной валом за один цикл работы двигателя. Для увеличнеия коэффициента полезного действия двигателя необходимо повысить степень сжатия смеси паров бензина с воздухом в цилиндре. Однако при большом давлении и температуре в смеси паров бензина с воздухом возникают вещества, вызывающие детонацию двигателя: топливо сгорает очень быстро, появляется характерный стук, детали двигателя быстро изнашиваются. Для устранения детонации двигателя к бензину добавляют специальные вещества (антидетонаторные присадки) или перерабатывают его, увеличивая в нём содержание медленно сгорающих углеводородов.

Бюджетное учреждение

профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский политехнический колледж»

Кафедра «Автомобильный транспорт»

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по НМР

Л.В. Башукова

Рабочая программа учебной дисциплины

ОУД.13 ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Нижневартовск

2015 г.

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (Приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 N 701 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 190631.01 Автомеханик" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29498) по профессии среднего профессионального образования 23.01.03 Автомеханик и результатов маркетинговых исследований.

Типовая (примерная) программа по дисциплине отсутствует

Разработчик: Л.В. Башукова, преподаватель

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Автомобильный транспорт» , протокол 11 от « 16 » июня 2014 г.

Зав. кафедрой В.А. Фадеев

Рабочая учебная программа утверждена на заседании Методического совета колледжа, протокол № 3 от 4 июня 2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

    1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. условия реализации учебной дисциплины

    1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


    паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    1. Область применения рабочей программы учебной дисциплины

Рабочая программа учебной дисциплины является вариативной частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее - ППКРС), разработана на основе ФГОС СПО по профессии 23.01.03 Автомеханик , входящей в состав укрупненной группы профессий 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта на основе маркетинговых исследований .

    1. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих: дисциплина входит в общеобразовательный учебный цикл и является учебной дисциплиной по выбору из обязательных предметных областей.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины студент должен

уметь:

    использовать знания дисциплины «Введение в профессиональную деятельность» в процессе освоения содержания ППКРС и перспектив своей будущей профессии.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен

знать:

    место профессии в социально-экономической сфере;

    требования к уровню подготовки квалифицированного рабочего в соответствии с ФГОС, профессиональным стандартом.

Реализация дисциплины направлена на формирование общих компетенций :

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Освоение дисциплины позволяет студенту скорректировать профессиональный выбор в течение 1 полугодия 1 курса, если он оказался ошибочным.

1.4. Количество часов , отведенное на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 77 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 51 часа;

самостоятельной работы студента 26 часов.

    СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Распределение по семестрам

1

2

3

77

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

51

в том числе:

практические занятия

13

контрольные работы

2

Самостоятельная работа студента (всего)

26

в том числе:

подготовка сообщений, рефератов

выполнение проектов

работа с терминами и нормативной документацией

6

10

6

Промежуточная аттестация в форме З

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

«ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Наименование разделов и тем

Самостоятельная работа студентов (домашние задания)

Тип занятия

(Т, ЛЗ, ПЗ, КР)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

5

6

1 семестр

Раздел 1 Профессиональная деятельность

*

Тема 1 /Учебный элемент 1

*

Тема 1.1 Труд как деятельность

Значение дисциплины «Введение в профессиональную деятельность». Цель, задачи и структура курса. Устав и традиции колледжа.

Труд как деятельность. Классификация видов деятельности. Профессиональная деятельность. Выбор профессии.

Тест «Предпочтительные виды профессиональной деятельности» ()

Практическая работа №1

Тема 1.2 Многообразие профессий и специальностей. Роль профессии в современном обществе.

Что такое профессия? Многообразие профессий и специальностей. Классификация профессий. Роль получаемой профессии в мировой экономике, экономике страны, округа, города.

Определение общих способностей (тест Айзенка)

Диагностирование интеллекта, общих и специальных способностей. Краткий отборочный интеллектуальный тест (В.Н. Бузин)

Тест на определение уровня мышления

Подготовить сообщение на тему (по выбору) :

История возникновения и развитие получаемой профессии.

Развитие транспорта и транспортной системы.

Практическая работа №2

Тема 1.3 Общие сведения о профессии

История в озникновения и развития автомобильного транспорта. Перспективы развития отрасли в сфере ремонта и технического обслуживания автомобилей. Произошедшие изменения в ее содержании; смежные профессии; перспективность роста квалификации; спрос на профессию в городе.

Письменный отчет о мастерской

**

Практические занятия

Экскурсия в автомастерскую училища.

Практические занятия

Тема 1.2 Характеристика процесса труда

Важнейшие технологические операции; орудия труда; рабочее место; рабочая поза, преобладающие движения при труде; продукция; виды брака по вине специалиста и возможности их устранения; характер работы (монотонный или разнообразный, переменный); в чем и как проявляется утомляемость после работы.

Фотография рабочего дня

Описание ситуаций

Практические занятия

Фотография рабочего дня

Тема 3. Санитарно-гигиенические условия труда

Режим труда и рабочий режим; микроклиматические условия (шум, освещенность и др.); основные требования к физическому состоянию организма работающего; медицинские противопоказания; основные меры по охране труда; возможные производственные травмы, профессиональные заболевания.

Организация рабочего места

Практические занятия

Организация рабочего места

Подготовка сообщений, рефератов

Практические занятия

Тема 4. Психологические требования профессии к человеку

Возможные трудности и напряженные ситуации; основные качества, которыми должен обладать работающий (эмоционально-волевые, деловые, моторные, внимание, мышление, тип памяти, моральные качества).

**

Определение профессиональной направленности

Практические занятия

Тема 5. Профессия с учетом отраслевой особенности

Проф. Становление – пути овладения профессией

Портрет профессионала

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы

Практические занятия

Тема 6. Способности и проф. пригодность

Способности и проф. пригодность. Здоровье и выбор карьеры

Самоанализ способностей, влияющих на профессиональное становление

Работа с литературой – составление конспекта

Практические занятия

Тема 7.Роль автомобиля в современном обществе

Классификация предприятий АТ по назначению и организационным формам, перспективы их развития.

Основные нормативные документы, регулирующие деятельность автотранспортных предприятий

4 часа

Экскурсия на автотранспортное предприятие города

Подготовка сообщений, рефератов презентаций

Практические занятия

Лабораторные работы № ... с указанием темы (если предусмотрены учебным планом)

**

Контрольные работы №... с указанием темы

Итого по разделу: лекций

лабораторных занятий

практических занятий

контрольных работ

внеаудиторной самостоятельной работы

Форма промежуточной аттестации ( по учебному плану )

*

Тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены)

Самостоятельная работа студентов над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены)

*

Всего

*

(должен соответствовать указанному количеству часов в пункте 1.4 паспорта рабочей программы)

Т – урок теоретического обучения;

ЛЗ – лабораторная работа;

ПЗ – практическое занятие;

КР – контрольная работа;

ТК – тематический контроль, тест.

Уровни освоения: 1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

Технические средства обучения:

    компьютер с лицензионным программным обеспечением;

    мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основная литература:

    Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 23.01.03 Автомеханик " ( Приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 N 701"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 190631.01 Автомеханик " (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29498).

    Профессиональный стандарт.

Дополнительная литература:

    Введение в специальность. Учебное пособие. – М.: Российская академия образования НМО, 2006.

    Введение в специальность. Учебное пособие для всех специальностей среднего профессионального образования - М: Теоретический и научно-методический журнал «Среднее профессиональное образование», 2006.

    Семушина Л.Т. Ярошенко Н.Г. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях: Учебное пособие для преподавателей. – М.: Мастерство, 2001.

Интернет-ресурсы:

МАРКИ АВТО

3.3. Межпредметные связи

Рабочая программа осуществляет межпредметные связи со следующими учебными дисциплинами: обществознание, история, экономика.

3.4. Применяемые педагогические технологии

Программа предполагает использование элементов следующих педагогических технологий:

    технология дифференцированного обучения;

    технология проектного обучения;

    технология личностно-ориентированного обучения;

    информационно-коммуникационные технологии.

3.5. Методы и формы работы

Методы организации и осуществления образовательной деятельности.

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности.

Методы контроля и самоконтроля образовательной деятельности.

Используются такие формы обучения, как учебно-плановые и вспомогательные.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

    методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;

    методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;

    методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ, тестирования.

Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично-поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.

3.6.Спецификация учебно-методического комплекса

        1. Комплект учебно-нормативной документации по специальности (ФГОС, РУП и т.п.)

  1. Комплект диагностического инструментария к разделу «Персональный менеджмент»

    Комплект тестовых заданий по темам разделов.

    Комплект электронных презентаций к темам программы.

    Раздаточный материал для самостоятельных практических работ.

    Методические указания по организации самостоятельной работы студентов.

    Методические указания для студентов по выполнению практических работ.

3.7. Требования к квалификации педагогических кадров

Реализация программы учебной дисциплины « Введение в профессиональную деятельность » обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, творческих работ, тестовых заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

    различать квалификационные характеристики повара, кондитера;

    разрабатывать реальную программу личных действий для достижения трудоустройства или продолжения получения образования и обеспечения собственной карьеры;

Выполнение самостоятельных работ.

Выполнение практических работ «Составление резюме», «Самопрезентация при устройстве на работу»

    анализировать и оценивать результаты собственной деятельности;

    определять приоритеты в развитии собственной личности;

Наблюдение за деятельностью студента при выполнении требований к учебному процессу.

    применять технологии эффективного использования своего времени, планирования собственной деятельности;

Наблюдение за самоорганизованностью при выполнении требований к учебному процессу.

    формулировать жизненные цели и определять средства их достижения;

Выполнение самостоятельной работы.

Знания:

    места профессии в социально-экономической сфере;

Устный опрос.

    профессиональную характеристику профессии;

Выполнение практического задания «Разработка профессиограммы». Выполнение практической работы по составлению профессиональных характеристик по смежным профессиям.

    требования к уровню подготовки квалифицированного рабочего в соответствии с ФГОС, профессиональным стандартом индустрии питания;

Наблюдение за выполнением практических заданий. Выполнение контрольной работы. Тестирование.

    основ персонального менеджмента будущего специалиста

Выполнение самостоятельной внеаудиторной работы. Выполнение диагностического тестирования.

    этапы развития общественного питания;

Контроль устных ответов.

    требования, предъявляемые к повару;

Контроль устных ответов.

    роль повара, кондитера в осуществлении задач, стоящих перед работниками общественного питания.

Выполнение самостоятельной внеаудиторной работы.

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.

Вид проверочной работы

Система оценивания

    письменные

5-ти бальная стандартная система

    тесты

    ответы на вопросы

правильный ответ – 1 балл

0-49% - «2»

50-69% - «3»

70-89% - «4»

90-100% - «5»

    Устные

5-ти бальная стандартная система в зависимости от качества проявления основных знаний, умений и навыков

Используемые формы и способы проверки и оценки результатов деятельности: устные ответы учащихся (фронтальный или индивидуальный опрос), контрольные, самостоятельные, практические работы; выполнение тестовых заданий, терминологических диктантов. Результаты обучения оцениваются по 5-бальной системе. При оценке учитываются глубина, осознанность, полнота ответа, число и характер ошибок.

В данной статье начнем разбираться в вопросах введения профессиональных стандартов на территории РФ. Всех интересуют аспекты, связанные с обязательностью этого процесса, особенностями и практикой применения.
Значительным изменением явилась замена привычных квалификационных справочников должностей и специальностей на профессиональные стандарты .

Причина замены:

Развитие системы профессиональных квалификаций, включая разработку профстандартов и внедрение механизма оценки квалификаций, вошло в утвержденный Правительством РФ «антикризисный план» на 2016 год. На деле документ закрепил сроки и направления работ по повышению уровня профессионального образования в России, которые ведутся на протяжении нескольких последних лет.

Профессиональный стандарт является новой формой определения квалификации работника по сравнению с единым тарифно-квалификационным справочником (ЕТКС) работ и профессий. Создания профстандартов прежде всего потребовал сам рынок труда, который постоянно развивается и обновляет требования к профессиональным навыкам и компетенциям для работников. Появились и новые профессии, которые в ЕТКС просто отсутствуют.

Для работодателя практическая значимость профстандарта заключается в том, что на его основе можно устанавливать более конкретные требования к деятельности работника, учитывая при этом трудовую специфику самого предприятия.

На основе уже принятых профессиональных стандартов формируются образовательные стандарты и разрабатываются актуальные программы подготовки специалистов. Таким образом планируется решать важную для большинства отраслей проблему последних лет – несоответствие знаний и навыков выпускников учебных заведений тем требованиям, которые предъявляют работодатели.
Кроме того, с новыми профстандартами работодатель получает современное название должностей, полный перечень трудовых функций и действий, которые должен выполнять работник в рамках своей профессиональной сферы, а также указание уровня образования и опыта работы, которые требуются для той или иной профессии.

Профстандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики, организации обучения (подготовки и переподготовки) и аттестации своих работников, при разработке должностных инструкций и тарификации работ, при установлении системы оплаты труда и т.д.

В России уже сложившаяся мировая практика разработки профессиональных стандартов начала активно внедряться лишь с 2012 года, по принятому плану разработки ПС до 2015 года. Хотя первые современные профстандарты были подготовлены еще в 2007 году по инициативе самих работодателей для работников производства и обслуживания в сфере индустрии питания. Сегодня все принимаемые стандарты размещаются на сайте Минтруда России (http://profstandart.rosmintrud.ru/).

Научно-технический прогресс, развитие производств и технологий, а также изменяющийся рынок труда требуют постоянного развития профессиональных навыков и компетенций работника. Квалификационные справочники, в свою очередь, постепенно устаревают: либо в них вообще нет новых профессий, либо их описание не соответствует действительности. Именно этим и обусловлена потребность изменения действующей системы квалификаций, а точнее, замена Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) системой профессиональных стандартов.

Понятие «профессиональный стандарт» было введено Федеральным законом от 03.12.2012 N 236-ФЗ в Трудовой кодекс РФ в статье 195.1 Кодекса.

Из истории профессиональных стандартов в России:

Появление профессиональных стандартов – это не новинка, придуманная именно в России, как многие пишут, а сложившаяся мировая практика. Самый передовой опыт на сегодняшний день по профессиональным стандартам – у Великобритании.
Впервые тема профстандартов в России возникла в 1997 г., когда этот термин был официально использован в Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996–2000 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.1997 № 222. Федеральные министерства и ведомства тогда включили в свои программы разработку профстандартов.

Следующие десять лет задача меняла формулировки и раз за разом ставилась руководством страны, но ощутимых действий по ее решению так и не было предпринято, пока в 2006 г. на базе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) не появилось Национальное агентство развития квалификаций. Именно это агентство в 2007 г. разработало первый макет профстандарта. В 2007–2008 гг. появились первые профессиональные стандарты.

В 2010 г. по итогам заседания Госсовета РФ и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России был создан перечень поручений Президента РФ. В нем были установлены сроки подготовки современного справочника и разработки профстандартов в высокотехнологичных отраслях. На выполнение обеих задач было отведено около двух лет.

В 2011 г. Правительством РФ было учреждено Агентство стратегических инициатив (АСИ), приступившее к разработке дорожной карты «Создание Национальной системы квалификаций и компетенций». После этого был утвержден План разработки профессиональных стандартов на 2012–2015 годы. Экспертами Министерства труда был подготовлен и утвержден очередной макет профстандарта и разработаны нормативные документы, методические рекомендации и т.д. Первые стандарты были приняты лишь 30.10.2013. Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительству РФ было дано задание разработать к 2015 г. и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов. «По состоянию на 30 декабря 2014 года приказами Минтруда утверждено 403 профессиональных стандарта», – говорится в сообщении, размещенном 24 января 2015 г. на сайте Правительства РФ.

Система профессиональных стандартов:

Определение термина «профессиональный стандарт» можно найти в ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ. В соответствии с ним профстандарт – это характеристика квалификации, которая необходима работнику для выполнения определенного вида профессиональной деятельности. Обратите внимание: эта квалификация не желаемая или рекомендуемая, а именно необходимая. От Единого квалификационного справочника и Единого тарифно-квалификационного справочника профстандарт отличается структурой описания профессиональной характеристики, которая в ПС использует более актуальную структуру, включающую требования к уровню знаний работника, его умениям, профессиональным навыкам и к опыту работы. По сути, система профессиональных стандартов должна дать ответ на вопрос: «как работник обязан выполнять свои обязанности для достижения наибольшей эффективности и оптимального результата».

Цель введения профессиональных стандартов на территории РФ:

Задача введения новых профессиональных стандартов (как одного из примеров модернизации государственной социальной политики) – преобразовать систему квалификаций и компетенций работников для создания актуальной системы, заменяющей устаревшие единые квалификационные справочники. По сути, мы говорим о необходимости обеспечить достижение целей по достойному труду и справедливой зарплате, которые присутствуют в Плане деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2013-2018 годы на основании поручений Президента Российской Федерации, присутствующих в соответствующих указах на период до 2018 года. Новые профессиональные стандарты должны занять место квалификационных и тарифно-квалификационных характеристик должностей и профессий, которые на данный момент входят в состав квалификационных справочников (Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), сборников квалификационных характеристик различных должностей бюджетной отрасли).

Первые шаги по новым стандартам:

В общей сложности на конец 2015 года было принято более 800 профессиональных стандартов по всем сферам промышленности.

Для рыбной отрасли на сегодняшний день утверждено порядка 20 профессиональных стандартов. Среди них:

Гидробиолог;
- изготовитель орудий лова;
- инженер-конструктор орудий промышленного лова рыбы и морепродуктов;
- инженер-рыбовод;
- рыбовод;
- специалист по добыче рыбы;
- ихтиолог;
- мастер по добыче рыбы;
- микробиолог;
- технолог по переработке рыбы и морепродуктов;
- обработчик рыбы и морепродуктов;
- оператор коптильной установки;
- оператор линии производства кулинарных изделий из рыбы и морепродуктов;
- оператор рыбопромысловых машин;
- капитан судна рыбопромыслового флота;
- матрос на судах рыбопромыслового флота.

Еще по четырем специальностям более широкой сферы осуществляется подготовка работников, которые также заняты на предприятиях рыбной отрасли:

Специалист по качеству продукции;
- специалист по логистике на транспорте;
- специалист по метрологии;
- специалист по сертификации продукции.

На основе принимаемых стандартов учебные заведения разрабатывают программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Как правило, это работа по заявкам, т.е. по конкретным обращениям работодателей. Как рассказала Fishnews начальник учебно-организационного отдела Института повышения квалификации Дальрыбвтуза Оксана Шепелева, пока рыбопромышленные компании никто не обязывает к переходу на новые профстандарты, поэтому от бизнеса в ИПК обычно обращаются с единичными запросами на подготовку узких специалистов (наблюдателей на промысловые суда, технологов обработки икры и т.п.).

Реже в институты повышения квалификации приходят люди, желающие сменить сферу деятельности. «Допустим, технолог решил переквалифицироваться в специалиста в области марикультуры или наоборот. Такие случаи единичны, но не менее ценны для нас, ведь это люди, которые точно знают, чем хотят заниматься и что их будущее будет связано с отраслью. Поэтому мы работаем по всем обращениям», - привела пример Оксана Шепелева.

В то же время все чаще за знаниями стали приходить люди, у которых был долгий перерыв в работе по основной профессии. Чтобы вернуться в море, им необходимо пройти восстановительные курсы. «Если прежде таких людей было не более 5% от общего числа обратившихся к нам, то за последние полгода их уже порядка 20%! Это говорит о том, что на берегу с работой стало сложнее, и электрики, рефмеханики, судомеханики, которые в свое время уходили из отрасли, сегодня пытаются восстановиться. С другой стороны, и судов становится меньше, это дополнительно усложняет ситуацию и требует большей компетенции от работников», - отметила представитель Института повышения квалификации.

По новым образовательным программам в ИПК обучаются и специалисты государственных структур. Например, по стандартам «ихтиолог», «гидробиолог» сегодня повышают квалификацию инспекторы территориальных управлений Росрыболовства.

Вывод:

В профстандарте видится логическое развитие и адаптация требований к текущим трендам оптимизации рынка труда, включая профессионально-трудовые качества и взаимоотношения работников и работодателей. Он может стать гибким и эффективным инструментом, который способен адекватно и прозрачно регулировать трудовые отношения на уровне профессий, специальностей и должностей. Введение профстандартов сможет влиять на образовательные стандарты.

В следующей статье будет сделан акцент на содержательной части профстандартов, их структуре, особенностях разработки и применения согласно законодательству РФ в этой области…

Руководитель проекта "Центр Кадрового аудита и развития профессиональных компетенций" Н.Е Катунина.

Узнайте больше о профстандартах, обучаясь по программе повышения квалификации РЦПС

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по дисциплине

студентка Киндякова Алевтина

группа 5 группа

Москва 2015
Самостоятельная работа 1

Тема:

Задание 1.

Компетенция:

Компетентность:

Профессионализм:

1) Что такое компетентность?

заданной предметной области.

· коммуникативная

· познавательная

· информационная

· технологическая

· культурологическая

· психологическая

· психолого-педагогическая

· профессиональная

· социально-психологическая

· общекультурная


Самостоятельная работа 2

По курсу «Введение в профессиональную деятельность».

Тема: «Педагогический профессионализм»

Задание 1. Найдите сходство и различия в понятиях «мастерство», «творчество», «профессионализм», «новаторство». Есть ли в школе возможности для развития профессионализма педагога? Какие?

Все эти понятия относятся к качествам человека, которые проявляются в общении с другими людьми. Различие этих понятий в том, что у них разные способы применения.

Задание 2. Закончите предложения:

Учитель-профессионал - это учитель, который знает свое дело, может найти подход к каждому ученику.

От преподавателя ВУЗа я жду высокого профессионализма в передаче своих знаний.

Чтобы достичь вершины, необходимо любить свое дело и полностью отдаться профессии.

Профессионализм в работе - это высокая квалификация, четкое знание своего дела.

Обучение в ВУЗе - это возможность получить высшее образование.

Задание 3: Заполните таблицу


Самостоятельная работа 3

По курсу «Введение в профессиональную деятельность».

Тема: «Педагогическое творчество»

Задание 1. Назовите этапы развития творчества в профессии учителя.

1) Какими качествами должен обладать учитель?

· Принятие каждого ученика, признание и уважение его как личности.

· Благополучное психоэмоциональное состояние, уравновешенность, уверенность.

· Позитивное самовосприятие.

· Личностно ориентированное преподавание, гибкость, спонтанность поведения.

· Ответственность.

2) Какое качество ярче всего характеризует творческую направленность учителя?

Умение объяснить материал таким образом, чтобы это заинтересовало детей.

3) Определите сходство и различия понятий любопытство,
любознательность, интерес.

Сходство понятий в том, что у человека проявляется желание что-то знать.

Отличие заключается в том, что любопытство - это недолгая заинтересованность, любознательность - желание знать все, а интерес - это когда человек увлекается чем-то определенным.

Задание 2: Выделите качества, не соответствующие педагогическому мастерству:

1. Умение организовывать учебный процесс.

2. Умение учить на уроке.

3. Умение активизировать обучаемых.

4. Умение вести воспитательную работу в процессе обучения.

5. Умение учить ненавязчиво.

6. Умение предъявлять раздражительное требование.

7. Умение вырабатывать положительные эмоции.

8. Владение искусством общения.

9. Умение шутить с сарказмом.

10. Чувство такта.

Задание 3: Заполните таблицу:

Ситуация Шаблон (стандарт) Творчество
Учитель входит в класс Учитель входит в класс, здоровается с учениками, сажает учеников за парты и начинает урок Радостно войти в класс и начать приветствие с шутки
Ученик мешает на уроке Учитель сделает замечание, если ученик не пойдет, учитель напишет замечание в дневник Сделать замечание в шутливой форме
Учащийся не понимает материал Учитель скажет открыть учебник и изучить материал самостоятельно самому. Учитель найдет индивидуальный подход к ученику и объяснит материал по-другому.
Учащийся забыл дома тетрадь Учитель поставит двойку в журнал за отсутствие тетради Подарить ученику новую тетрадь
Родители недовольны учителем Поговорить с родителями Найдет новый способ вести урок, чтобы родители стали довольны


Самостоятельная работа 4

Самостоятельная работа 5

Самостоятельная работа 6

Самостоятельная работа 7

Самостоятельная работа 8

По курсу «Введение в профессиональную деятельность».

Задание 1. Сделайте сравнительный анализ понятиям «преподавание» и «воспитательная работа»

По большому счету, педагогическая и воспитательная деятельность - понятия тождественные. Такое понимание соотношения воспитательной работы и преподавания раскрывает смысл тезиса о единстве обучения и воспитания.

Задание 2. Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является чёткость позиций её представителей. Какие позиции педагога Вам известны?

Позиция педагога - это система интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности.

В позиции педагога проявляется его личность, характер, социальные ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.

Социальная позиция педагога определяется системой взглядов, убеждений и ценностных ориентации.

Профессиональная позиция тесно связана с социальной позицией. На выбор профессиональной позиции педагога решающее влияние оказывают его профессиональные установки, индивидуальнотипологические особенности личности, темперамент и характер.

Задание 3. Объясните соотношение понятий «профессиональная культура» «педагогическая культура» «профессионально-педагогическая культура»

Прежде чем определиться в сущности профессионально-педагогической культуры, необходимо актуализировать такие понятия, как «профессиональная культура» и «педагогическая культура». Выделение профессиональной культуры как атрибутивного свойства определенной профессиональной группы людей является результатом разделения труда, вызвавшего обособление некоторых видов специальной деятельности.

Профессиональная культура есть определенная степень овладения членами профессиональной группы приемами и способами решения специальных профессиональных задач.

Понятие «педагогическая культура» давно включено в практику педагогической деятельности, целостное теоретическое изучение которого стало возможным относительно недавно. С началом активной разработки культурологического направления в философии, социологии, педагогике и психологии проведены исследования, посвященные отдельным сторонам педагогической культуры: изучаются вопросы методологической, нравственно-эстетической, коммуникативной, технологической, духовной, физической культуры личности учителя.

Профессионально-педагогическая культура учителя выступает частью педагогической культуры как общественного явления. Носителями педагогической культуры являются люди, занимающиеся педагогической практикой как на профессиональном, так и непрофессиональном уровнях. Носителями же профессионально-педагогической культуры являются люди, призванные осуществлять педагогический труд, составляющими которого являются педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность как субъект деятельности и общения на профессиональном уровне.

Самостоятельная работа 9 по курсу

«Введение в профессиональную деятельность».

Тема «Профессиональная деятельность и личность педагога»

Задание 1. Дайте характеристику трём компонентам профессионально-педагогической культуры

1. Аксиологический компонентпрофессионально-педагогической культуры 2. Технологический компонент профессионально-педагогической культуры 3. Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры
Х А Р А К Т Е Р И С Т И К А образован совокупностью педагогических ценностей, созданных человечеством и своеобразно включенных в целостный педагогический процесс на современном этапе развития образования. включает в себя способы и приемы педагогической деятельности учителя. Ценности и достижения педагогической культуры осваиваются и создаются личностью в процессе деятельности, что подтверждает факт неразрывной связи культуры и деятельности. раскрывает механизм овладения ею и ее воплощения как творческого акта. Процесс присвоения учителем выработанных педагогических ценностей происходит на личностно-творческом уровне.

Задание 2. Соотнесите понятия

1 Педагогическая специальность 1. б а) Уровень и вид профессионально педагогической подготовленности.-
2 Педагогическая специализация 2. а б) Вид деятельности в рамках данной профессиональной группы.
3 Педагогическая квалификация 3. в в) Вид деятельности педагога связанный с конкретным предметом труда и конкретной функции специалиста.
4 Креативность 4. д г) Формируется на основе накопленного педагогом социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения
5 Творческий потенциал личности педагога 5. г д) Это оригинальность, активность, инициативность, самостоятельность, чёткость, наблюдательность, целеустремлённость
6 Кому принадлежит эта мысль? «Свобода ребёнка – ведущий принцип обучения и воспитания» 6. у е) Л.Н Толстой
7 Кому принадлежат эти слова? «Распознать, выявить, раскрыть, взлететь, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант – значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства» 7. е ж) И.Г Песталоции
8 Кому принадлежит это высказывание? «Я не знал ни порядка, ни метода, ни искусства воспитания, которые не явились бы следствием моей глубокой любви к детям» 8. ж г) В.А Сухомлинский

Задание 3. Напишите сочинение на тему « Мой идеал учителя»

Мой идеальный учитель - это мой учитель физической культуры в школе. Он также мой тренер по пауэрлифтингу.

Он четко и доступно объясняет каждое упражнение и если кому-то не понятно, то обязательно сам покажет как делать. А упражнений он знает очень много на разные группы мышцы. Если к нему сказать, что к каком-то месте болит при выполнение того или иного упражнению, он четко может назвать по какой причине и что с этим делать. Он очень творческий учитель и на каждый урок сам придумывает комплекс упражнений.

Как к тренеру к нему можно обратиться с какой-то личной проблемой и он всегда ответит. Если на тренировку пришла не в духе, то он найдет способ поднять настроение и тренировка пройдет как по маслу. С ним всегда можно посмеяться от души.

Он для меня и моих друзей авторитет, мы относимся к нему не просто как к учителю, а как ко второму отцу. Но так же он может и по-дружески с нами поговорить и посмеяться на отвлеченные темы, но только если условия тому позволяют, например на перемене или после тренировки.

Он постоянно учит что-то новое, читает новые техники проведения тренировок. После того, как он стал магистром тяжелой атлетике, он решил начать изучать спортивный туризм. Когда он узнает что-то новое, он рассказывает это нам и делает это так, что нам хочется тоже самим начать изучить что-то новое.

Таким образом, идеальный учитель для меня это тот, который не только знает свое дело и может хорошо преподавать свой предмет, а еще и такой, который может поговорить душевно с учеником, подбодрить и направить, а так же такой, который всегда стремиться к изучению нового.


Самостоятельная работа 10

Задание 2. Составьте кроссворд из 25 терминов по ключевым темам курса «Введение в профессиональную деятельность».

Вопросы: 1) Качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным?

Это педагогически грамотное общение в сложных педагогических ситуациях, умение найти педагогически целесообразный и эффективный способ воздействия, меры, скорость реакции, способность быстро оценивать с ситуацию и находить оптимальное решение?

Компонент профессионально-педагогической культуры включает в себя способы и приемы педагогической деятельности учителя. Ценности и достижения педагогической культуры осваиваются и создаются личностью в процессе деятельности, что подтверждает факт неразрывной связи культуры и деятельности.

14) ...компонентпрофессионально-педагогической культуры образован совокупностью педагогических ценностей, созданных человечеством и своеобразно включенных в целостный педагогический процесс на современном этапе развития образования.

Процесс активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, а в случае, если субъект является органом власти, то выполняет свои обязанности, функции?

Человек, сделавший определённое занятие своей профессией; человек, ставший в какой-либо области деятельности специалистом; подготовленный для работы в определённой сфере специалист, имеющий навыки, квалификацию, а при необходимости и допуск к выполнению обязанностей по своей специальности?

Ныне одна из самых распространённых общественных профессий, возникшая вследствие как необходимости воспитания и обучения следующих поколений для более успешного и быстрого их вхождения в общественную жизнь, так и роста общественных возможностей для содержания отдельных людей, выполняющих эти задачи?

Понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.

23) Понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния?

Самостоятельная работа 11

Задание 1. Проанализируйте ситуации и запишите своё решение

а) Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокои­лись, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас, и хо­чется смеяться, когда вы начинаете вести занятия». Как вы отреа­гируете на это?

Скажу, что сочту за комплемент и что мне наго тоже приятно смотреть. Потом можно всем месте посмеяться. После этого снова сделать тишину и продолжить урок.

б) Ученик, увидев учителя, когда тот вошел в класс, говорит ему: «Вы выглядите очень усталым и утомленным». - Как на это дол­жен отреагировать учитель?

Поблагодарить ученика за заботу, но сказать, что урок все равно будет, ведь мне так хочется предать им знания.

в) Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тет­радь (выполнить домашнее задание и т.п.)». - Как следует на это отреагировать учителю?

Если такая ситуация повторяется неоднократно, то не стоит делать поблажек и относиться к этому с шуткой. В этой ситуации стоит поставить неудовлетворительную оценку и сообщить родителям.

Задание 2. Напишите эссе на тему « Я - будущий педагог»

Когда я стану педагогом, главной моей целью будет передать детям полученные мной знания и умения, которыми я овладела на практике при обучении. Но конечно я буду стараться донести эти знания до каждого ученика, а не так, что вот рассказала, кто понял, тот молодец, а кто не понял - это его проблема. Если ученик не понял какую-то информацию, от я объясню ее еще раз и может как-то по другому, что бы это стало понятнее.

Поскольку я буду учителем физической культуры, то моей задачей будет развить в них физические качества, но не просто сделать их сильными, а еще моей задачей будет воспитать в них моральные качества, что бы они направляли силу только в положительных направлениях.

Так же я считаю, что еще моей задачей будет стать не только учителем для детей, а еще и другом. С учителем ученики проводят не мало времени на уроке, мы им становимся как родители, поэтому я считаю, что учитель должен поддержать ученика не только в учебе, но и в жизненной ситуации. Допустим, два ученика поругались, чего-то не поделили, надо будет найти слова, что бы объяснить, что не стоит ругаться и найти решение их спора.

Я - будущий педагог. На мне большая ответственность за будущее поколение и я буду делать все от меня зависящие, что бы оно выросло достойным.

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по дисциплине

«Введение в профессиональную деятельность».

Задания для самостоятельной работы

студентка Киндякова Алевтина

группа 5 группа

Москва 2015
Самостоятельная работа 1

по курсу «Введение в профессиональную деятельность».

Тема: «Профессиональная компетентность педагога»

Задание 1. Найдите по 2 определения понятий: «компетенция», «компетентность», «профессионализм».

Компетенция:

1) базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественно-продуктивной деятельности;

2) способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.

Компетентность:

1) качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным;

2) способность к осуществлению реального, жизненного действия и квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность.

Профессионализм:

1) комплекс характеристик субъекта деятельности, отражающих накопленный в определенной сфере деятельности опыт, обеспечивающий качественное выполнение работы и достижение высоких результатов в конкретном виде работ;

2) совокупность качеств, выражающих моральную и социальную ответственность за содержание и результаты профессиональной деятельности.

Задание 2: Ответьте на вопросы.

1) Что такое компетентность?

Наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в

заданной предметной области.

2) Какие виды компетентности существуют?

В научной литературе выделяются следующие виды компетентностей:

· коммуникативная

· познавательная

· интеллектуальная и интеллектуально-корпоративная

· информационная

· технологическая

· культурологическая

· психологическая

· психолого-педагогическая

· профессиональная

· социально-психологическая

· общекультурная

3) Что означает понятие «компетентный студент»?

Социальная компетенция студента в педагогической деятельности обусловлена не только психологическим механизмом саморегуляции личности, но и социокультурно-педагогическим контекстом, который выступает как содержание данного явления, определяя ее профессионально-личностную и социальную ценность.

Компетентность студентов предполагает решение задач на различных уровнях педагогического общения.

4) Приведите примеры компетентного решения педагогических задач.

1. Диагноз проблемы; 2. формулировка ограничений и критериев для принятия решения; 3. выявление альтернатив; 4.оценка альтернатив; 5. окончательный выбор решения.

5) Решение педагогических задач.

Общение в педагогической деятельности - это средство решения учебных задач; социально-психологическое обеспечение образовательного процесса; способ организации взаимоотношений обучающего и обучаемых, обусловливающих успешность обучения и воспитания.

Задание 3: Заполните таблицу.


Самостоятельная работа 2

© 2024 sun-breeze.ru
Новые идеи бизнеса - Животные и растения. Заработок в интернете. Автобизнес