Что значит кто не работает тот ест. Кто не работает - тот не ест

Плакаты с грозным предупреждением: «кто не работает, тот не ест» обычно подписывались именем Ленина и в первые годы советской власти висели едва ли не в каждом «красном уголке».

Таким образом, слова «кто не работает, тот не ест» устойчиво ассоциируются с социалистической системой, а их автором многие до сих пор считают Владимира Ильича Ленина. Но вождь мирового пролетариата не выдумал эту фразу, а позаимствовал ее из Библии. Ведь он - выпускник гимназии и университета - изучал Священное Писание и, скорее всего, хорошо знал, что слова «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» принадлежат апостолу Павлу. Удивительно, но, цитируя и используя слова Апостола в коммунистической доктрине, ее идеологи умудрялись одновременно критиковать их в антирелигиозных изданиях. Например, в учебниках советского времени говорилось примерно следующее: фраза апостола Павла «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» - это обычная в рабовладельческом обществе формула рабской трудовой повинности. Такой вот парадокс: одна и та же мысль выносится на лозунги и одновременно объявляется проповедью рабской морали…

Так когда же и при каких обстоятельствах эти слова были произнесены? Кому они были сказаны и какой смысл вкладывал в них автор?

Истории этой почти две тысячи лет. В начале 50-х годов I столетия по Р.Х. в македонский город Фессалоники (нынешние греческие Салоники) приходит апостол Павел с проповедью христианства. От него фессалоникийцы впервые слышат о Христе: о Его Воскресении, Втором пришествии и будущем всеобщем телесном воскресении. И, несмотря на то, что для самой «продвинутой» в то время древнегреческой философии телесное воскресение было абсурдом (ведь античный мир жил под сократовским девизом: «тело - темница души»), несмотря на изумление и насмешки языческой интеллигенции, вокруг Апостола в Фессалониках очень быстро образуется христианская община.

Впоследствии апостол Павел с большой любовью и теплотой отзывался о ней, но даже под таким духовным руководством фессалоникийские христиане не были застрахованы от заблуждений.

Проповедь апостола Павла о втором пришествии Христа произвела настолько сильное впечатление на верующих, что многие стали ждать Спасителя уже буквально со дня на день. По словам Апостола, масла в огонь подлила странная ситуация с подметными посланиями, написанными якобы от его имени Павла. К этому добавилась неистовая проповедь экзальтированных людей, которых Церковь называет обычно лжепророками. Многие христиане, услышав и поверив, что Второе пришествие уже наступает, бросили работу и самые необходимые для человека заботы.

Узнав об этом, Павлу пришлось взять чернила, папирус и объяснить новообращенным христианам очевидные для апостолов вещи. Так появилось письмо, позднее вошедшее в Новый Завет под названием «Второе послание к Фессалоникийцам».

Мысль, изложенная в Послании, такова. Господь придет, конечно, внезапно и, возможно, придет скоро. Но есть признаки приближения Второго пришествия: исторические и духовные события, которым суждено произойти прежде. Ведь цель Господа состоит вовсе не в том, чтобы Своим внезапным появлением застать врасплох как можно больше людей, а в том, чтобы человек, зная признаки пришествия Христа, несмотря ни на что остался Ему верным. Во втором послании к Фессалоникийцам, как о главном признаке скорого Пришествия, Апостол говорит о появлении антихриста и массовом отступлении людей от веры в Христа.


Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста. В. И. Суриков. 1875

Напомнив христианам признаки Второго пришествия, Апостол пишет: завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас, ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, - не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам. Ибо когда мы были у вас, то завещали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб» (глава 3, стихи 6-12).

Удивительно, каким образом умудрялись эти слова истолковать как формулу рабской трудовой повинности, ведь контекст совершенно противоречит такому пониманию! Безусловно, Апостол не был сторонником праздности, но из контекста послания видно, что эти строки изначально предназначались не строителям социализма или античным рабам, а христианам, которые нетрезво относились к ожиданию второго Пришествия Христа.

Кроме того, у Апостола - это личное обращение к конкретным людям, которые неправильно его поняли. У Ленина же - это доктрина. А вот доктрина уже не просит, а требует. Именно поэтому, например, Иосиф Бродский - поэт, переводчик и филолог, попал в ссылку, потому что не нашел себе места в той «табели о рангах», которая в советское время отделяла трудящихся от «тунеядцев». Согласно этой доктрине под ударом оказывались очень многие: интеллигенты, духовенство, инакомыслящие, словом, все те, чей труд, по мнению государства, не был «общественно полезен». И у этой государственной доктрины мало общего с призывом апостола Павла.

Мысль о том, что лентяи и бездельники не должны кормиться за счёт тех, кто работает, - довольно часто появляется в человеческой истории. Впервые выражение с похожим смыслом встречается в Новом Завете во Втором послании к Фессалоникийцам апостола Павла :

Похожее по смыслу выражение использовалось и в дзэн-буддизме . Так, в сборнике «101 история Дзэн », содержащем истории, которые излагают знания и опыт китайских и японских учителей Дзэн, авторство которого приписывается японскому дзэнскому учителю Мудзю (1227-1312), имеется притча № 83 «Кто не работает - не ест».

Хайкудзё, китайский мастер Дзен, обычно трудился вместе с учениками даже в возрасте 80 лет : подстригал кусты в саду, расчищал дорожки и подрезал деревья. Ученики чувствовали себя виноватыми, видя, как старый учитель работает столь усердно, но знали, что он не послушает их советов не работать. Поэтому они решили спрятать его инструменты. В этот день учитель не ел. На следующий день он тоже не ел, и на следующий тоже. «Наверное, он сердится, что мы спрятали его инструмент, - подумали ученики. - Лучше вернём их». Когда они сделали это, учитель работал весь день и ел так же, как и раньше. Вечером он сказал им: «Кто не работает, тот не ест».

На русском языке аналогичная идея выражена близкими по смыслу и структуре народными пословицами: «Не потрудиться, так и хлеба не добиться», «Работать не заставят, так и есть не поставят», «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи» и др.

Как принцип первых поселений англичан в Америке

Весной 1609 года этот афоризм высказал первым британским колонистам на территории современных США капитан Джон Смит , один из основателей и лидеров Джеймстауна :

Вы должны руководствоваться законом, что тот, кто не работает, тот не ест (за исключением неспособных трудиться из-за болезни). Труд тридцати или сорока честных и трудолюбивых человек не должен расходоваться на поддержание ста пятидесяти праздных бездельников.

Оригинальный текст (англ.)

You must obey this now for a law, that he that will not work shall not eat (except by sickness he be disabled). For the labors of thirty or forty honest and industrious men shall not be consumed to maintain a hundred and fifty idle loiterers.

В работах Ленина

… «Но эти недостатки - продолжает Маркс - неизбежны в первой фазе коммунистического общества, в том его виде, как оно выходит, после долгих мук родов, из капиталистического общества. Право никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества»…

Таким образом, в первой фазе коммунистического общества (которую обычно зовут социализмом) «буржуазное право» отменяется не вполне, а лишь отчасти, лишь в меру уже достигнутого экономического переворота, то есть лишь по отношению к средствам производства. «Буржуазное право» признает их частной собственностью отдельных лиц. Социализм делает их общей собственностью. Постольку - и лишь постольку - «буржуазное право» отпадает.

Но оно остается всё же в другой своей части, остается в качестве регулятора (определителя) распределения продуктов и распределения труда между членами общества. «», этот социалистический принцип уже осуществлён; «за равное количество труда равное количество продукта» - и этот социалистический принцип уже осуществлён. Однако это ещё не коммунизм, и это ещё не устраняет «буржуазного права», которое неравным людям за неравное (фактически неравное) количество труда дает равное количество продукта.

В статье «Удержат ли большевики государственную власть?» (сентябрь 1917) этот афоризм Ленин называет «главнейшим правилом»:

Нам дало для этого средство и оружие в руки само воюющее капиталистическое государство. Это средство - хлебная монополия, хлебная карточка, всеобщая трудовая повинность. «Кто не работает, тот не должен есть » - вот основное, первейшее и главнейшее правило, которое могут ввести в жизнь и введут Советы рабочих депутатов, когда они станут властью.

В своей статье «Как организовать соревнование?» (декабрь 1917 - январь 1918 годов) Ленин назвал этот афоризм уже «заповедью социализма» :

Надо, чтобы каждая «коммуна» - любая фабрика, любая деревня, любое потребительное общество, любой комитет снабжения - выступили, соревнуя друг с другом, как практические организаторы учёта и контроля за трудом и за распределением продуктов. Программа этого учёта и контроля проста, ясна, понятна всякому: чтобы хлеб был у каждого, чтобы все ходили в крепкой обуви и в недраной одеже, имели теплое жильё, работали добросовестно, чтобы ни один жулик (в том числе и отлынивающий от работы) не гулял на свободе, а сидел в тюрьме или отбывал наказание на принудительных работах тягчайшего вида, чтобы ни один богатый, отступающий от правил и законов социализма, не мог уклониться от участи жулика, по справедливости долженствующей стать участью богатого. «Кто не работает, тот пусть не ест » - вот практическая заповедь социализма…

Популярность же фразе принесла статья Ленина «О голоде (письмо к питерским рабочим)» (май 1918 года), в которой эта фраза названа уже «коренным началом социализма»:

Буржуазия срывает твёрдые цены, спекулирует хлебом, наживает по сто, по двести и больше рублей на пуд хлеба, разрушает хлебную монополию и правильное распределение хлеба, разрушает взяткой, подкупом, злостной поддержкой всего, что губит власть рабочих, добивающуюся осуществить первое, основное, коренное начало социализма: «кто не работает, тот да не ест ».

В СССР

В Конституции РСФСР 1918 года содержалась статья, обязывающая всех граждан Республики к труду:

Статья 18. Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика признает труд обязанностью всех граждан Республики и провозглашает лозунг: «Не трудящийся, да не ест!»

Фраза Ленина в сокращённом виде вошла в текст 12-й статьи Конституции СССР 1936 года :

Статья 12. Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: «кто не работает, тот не ест ». В СССР осуществляется принцип социализма: «от каждого по его способности, каждому - по его труду ».

В слегка изменённом виде, этот принцип перешёл и в Конституцию СССР 1977 года:

Статья 14. Источником роста общественного богатства, благосостояния народа и каждого советского человека является свободный от эксплуатации труд советских людей. В соответствии с принципом социализма «От каждого - по способностям, каждому - по труду»

Также фраза вошла вторым пунктом в «Моральный кодекс строителя коммунизма » - свод принципов коммунистической морали, вошедший в текст

Кто не работает, тот не ест — слова апостола Павла в его втором обращении к Фессалоникийцам (Солунянам) .

6. Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас,
7. ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас,
8. ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, —
9. не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам.
10. Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.
11. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся.
12. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб

Фессалоникийцы — жители города Фессалоники (нынче — Салоники), расположенного на северо-востоке Греции, на побережье Эгейского моря. Основал город македонский царь Кассандр в 315 году до н. э. Название дал в честь своей жены Фессалоники. Благодаря удачному местоположению Фессалоники играли значительную роль в торговле Греции со с ранами Малой Азии и Причерноморья, потому город всегда отличался богатством. Сегодня Салоники — второй по величине город Греции

В своем стремлении привлечь к учению Христа как можно больше народа апостол Павел прибыл в Фессалоники в первом же своем проповедническом путешествии в Европу. Проповедовал Павел в синагоге для иудеев и вне её стен — для язычников. Рассказывая об учении Христа, Павел, видимо, несколько недооценил силу воображения жителей и мощь своего апостольского слова, потому после его отъезда в городе начали множится слухи, что пришествие Христа будет вот-вот. В результате одних жителей предстоящее жутко пугало, другие, побросав дела, ожидали чуда, и все вместе как бы тронулись умом. Павел узнал об этих настроениях и отправил свое второе послание к солунянам (Фессалоники — Солунь в старо-славянском), в котором призывал их успокоиться и жить, как жили, работать, трудиться, ибо только труд дает средства к существованию. Так что мысль Павла «кто не работает, тот не ест» была немудрена. А идеологическое, всеобъемлющее свойство приобрела уже в наше время.

Аналоги поговорки «кто не работает, тот не ест»

  • Не потрудиться, так и хлеба не добиться
  • Хочешь есть калачи, так не сиди на печи
  • Работать не заставят, так и есть не поставят
  • На полатях лежать, и ломтя не видать
  • Чего наберешь, то и понесешь
  • Горька работа, да хлеб сладок
  • У ленивого что на дворе, то и на столе
  • Работай до поту, так поешь в охоту
  • Что умолотишь, то и в засек положишь
  • На чужую работу глядя, сыт не будешь

    Применение фразеологизма «кто не работает, тот не ест»

    - «Я - женщина нерабочая, у меня от польской работы в голове делается кружение… - Скажите, какая вы нежная! Тогда гуляй себе, но хлеба не получишь. У нас «кто не работает, тот не ест!» (Шолохов «Поднятая целина»).
    - «В нетронутых, сияющих снегах стоял Страстной монастырь, безмолвный, с большой красной надписью: «Кто не работает, тот не ест» на красных приземистых стенах» Каверин «Освещенные окна»).
    - «Приказ был такой - за каждый надоенный литр - сто граммов муки. Дала корова десять литров- получай кило… Дала пятнадцать-получай полтора. Такая была заведена коровная сдельщина: кто не доится, тот не ест» (Е. Носов «Пятый день осенней выставки»).
    - «Кто не работает, тот не должен есть» - вот основное, первейшее и главнейшее правило, которое могут ввести в жизнь и введут Советы рабочих депутатов, когда они станут властью» (Ленин «Удержат ли большевики государственную власть?»)
    - «Буржуазия срывает твёрдые цены, спекулирует хлебом, наживает по сто, по двести и больше рублей на пуд хлеба, разрушает хлебную монополию и правильное распределение хлеба, разрушает взяткой, подкупом, злостной поддержкой всего, что губит власть рабочих, добивающуюся осуществить первое, основное, коренное начало социализма: «кто не работает, тот да не ест» (Ленин «О голоде (письмо к питерским рабочим»)

    Кто не работает, тот не ест

    (Сербская народная сказка )
    У короля Матии была красавица дочь, но с ленцой: никогда ничего не делала, да и не умела делать, день-деньской сидела перед зеркалом и любовалась собой. Пришла пора выдавать ее замуж. Король объявил: кто в три года научит его дочь работать, за того он ее и замуж выдаст. Время идет да идет, а за королевну никто не сватается. Послал король приближенных искать мужа для дочери. Поехали они в разные стороны. И вот встретился им как-то парень - пашет поле на восьми волах. Они тут же ему приказали идти к королю. Парень испугался, но делать нечего. Приходит он к королю, а тот ему и рассказал все по порядку. Согласился парень, обещал в три года научить девушку работать. Привел он королевну домой. Мать выбежала навстречу, дивится на прекрасную девушку. На другой день парень взял плуг, запряг волов и поехал в поле, а матери сказал, чтобы не принуждала сноху работать. Вечером возвратился с работы, мать подала ужин, а сын спрашивает:
    - Кто сегодня работал, мать?
    - Я и ты,- отвечает она.
    - Ну, кто работал, тот и есть может.
    Не понравилось это королевской дочери, рассердилась она и голодная пошла спать. И на другой день все так же было.
    На третий королевна и говорит свекрови:
    - Мама, дай и мне какую-нибудь работу, чтобы не сидеть без дела.
    Та велела ей наколоть дров. Вечерело. Сели за ужин, а парень снова спрашивает:
    - Кто сегодня работал, мать?
    - Мы трое: я, ты и королевна.
    - Ну, кто работал, тот и есть может. И все трое поужинали. Так, понемногу, королевна научилась работать.
    Через три года приезжает король проведать дочку. Видит - работает она дружно со свекровью. Обрадовался и говорит:
    - Как, и ты научилась работать?
    - А как же,- отвечает королевна,- у нас так положено: кто работал, тот и есть может. И знаешь, отец, коли ты хочешь поужинать, пойди-ка наколи дров.
    Король привез дочери и зятю много подарков, погостил, а потом отвез всех троих к себе во дворец. Парня того он принял, как родного сына, обещал еще при жизни передать ему королевство.

    Кто не работает, тот ест

  • А вы, юноши Церкви, старайтесь служить во всех нуждах не лениво, занимайтесь делами своими со всей честностью, чтобы во всю жизнь свою довольствовать и самих себя, и бедствующих, чтобы не обременять собою Церкви Божией. Так и мы, хотя занимаемся словом благовествования, однако не нерадивы и о занятиях; ибо одни из нас рыбаки, другие шьют палатки, иные земледельцы, чтобы никогда не быть нам праздными. Соломон говорит в одном месте: Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действие его и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но заготовляет летом хлеб свой, собирает, собирает во время жатвы пищу свою. Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари, и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтенна (Притч. 6:6- … Итак, трудитесь непрестанно, ибо порок праздного неизлечим. Если же кто не трудится, тот у вас да не ест , ибо праздных ненавидит и Господь Бог наш; а из почитающих Бога никто не должен быть праздным.

    Апостольские постановления.

    Дидахе

    ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие:

    Всякий, приходящий к вам во имя Господне, да будет принят; а потом, испытавши, вы узнаете его; ибо вы должны иметь рассудок и отличать правое от левого. Если пришедший - странник, помогите ему, насколько можете, но он не должен оставаться у вас долее двух или, в случае нужды, трех дней. Если же он, будучи ремесленником, захочет поселиться у вас, то пусть работает и ест. А если он не знает ремесла, то поразмыслите и позаботьтесь устроить его так, чтоб христианин не жил у вас без дела. Если же он не захочет с этим сообразоваться, то он - христопродавец, держитесь подальше от таковых!

    Дидахе.

    Свт. Иоанн Златоуст

    ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если

    Писание к нему [муравью] отсылает ленивца, говоря: Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым (Притч. 6:6) . Не хочешь, говорит, понять из Писания, что трудиться - доброе дело и что не трудящийся не должен и есть; не хочешь выслушать этого от учителей, научись же от бессловесных. Так поступаем мы и у себя дома: когда старшие и считающиеся лучшими сделают какой-либо проступок, мы часто велим им смотреть на рачительных детей и говорим: посмотри, он меньше тебя, а как прилежен и заботлив! Так и ты прими от муравья величайший урок трудолюбия и подивись твоему Господу, не в том только, что Он создал солнце и небо, но и в том, что создал и муравья; это животное хоть и малое, но представляет собою великое доказательство премудрости Божией. Поразмысли же, как оно умно, и подивись, как Бог в таком малом теле мог поместить такую неутомимую охоту к трудолюбию. Итак, у муравья учись трудолюбию, а у пчелы любви и к чистоте, и к труду, и к ближним. Она каждодневно трудится, и работает не столько для себя, столько для нас; и христианину более всего свойственно искать пользы не себе, но другим. Как пчела облетает все луга, чтобы приготовить трапезу другому, так делай и ты, человек: если накопил ты деньги, употреби их на других; если у тебя есть слова назидания, не закопай их, но предложи нуждающимся; если - другой какой избыток, будь полезен имеющему нужду в плодах трудов твоих.

    К народу антиохийскому.

    Многие часто входят в строгие исследования о нуждающихся, расспрашивают их об отечестве, образе жизни, нравах, занятиях и здоровье телесном, делают им упреки и требуют от них множества объяснений касательно их здоровья. Оттого-то многие из бедных представляются изувеченными по телу, чтобы видом этого несчастья преклонить нашу жестокость и бесчеловечье. Летом попрекать их за это хоть и жестоко, но не так еще, но зимой во время стужи быть столь безжалостным и бесчеловечным судьею и не оказывать им никакого снисхождения за то, что ничего не делают, не есть ли верх жестокости? Для чего же, скажешь, Павел давал фессалоникийцам такой закон: Кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Сол. 3:10) ? Для того, чтобы и ты, услышав это, обращал слова Павла не к бедному только, но и к себе самому, потому что заповеди Павла относятся не к бедным только, но и к нам. Скажу и нечто тяжелое и неприятное; знаю, что рассердитесь, но, несмотря на это, скажу, потому что и говорю не для того, чтобы оскорбить вас, но чтобы исправить. Мы попрекаем бедных праздностью, которая часто заслуживает и извинения, а сами часто делаем такие дела, которые хуже всякой праздности… Итак, когда будешь говорить: что же скажем Павлу? - говори так не бедным только, но и себе самому. А с другой стороны, читай не только его угрозу, но и снисхождение, потому что апостол, сказав: Кто не хочет трудиться, тот и не ешь , присовокупил: Вы же, братья, не унывайте, делая добро (2 Сол. 3:13) .

    О милостыне.

    Свт. Кесарий Арелатский

    ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь

    Кто-то, может быть, скажет: кто же в состоянии все время мыслить о Боге и вечном блаженстве, когда всем людям приходится заботиться и о пропитании, и об одежде, и о домашнем устроении? Но Бог и не повелевает отринуть попечение о нынешней жизни, заповедав через апостола: кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Сол. 3:10) ; да и тот же апостол говорит о самом себе: занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас (2 Сол. 3:8) . И вот если к этому попечению, которое особо заповедал Господь, не присоединится ни скупость, ни жадность (обычные прислужницы сластолюбия), то любые труды, любые заботы должны поистине считаться праведными. Лишь бы только эти занятия не вырастали до того, что у нас не останется времени для благочестия, - написано ведь: «Мирские тяготы сделали их несчастными».

    Проповеди.

    Свт. Феофан Затворник

    ибо егда бехом у вас, сие завещавахом вам, яко аще кто не хощет делати, ниже да яст

    Второе побуждение к тому, чтобы жить чинно, бесчинные братия имели в точной заповеди, лично самим Апостолом данной. Пример можно было еще перетолковывать, но прямая заповедь обязывала, отстраняя всякую возможность уклонения. Заповедь налагала долг, пример располагал к исполнению его, указывая способ, или ведя к тому, как бы по проложенной дороге. Оба вместе должны бы победоносно воздействовать на исправление нрава, прежде криво направленного. Оба и употреблены Апостолом. И пример дан сильный, и заповедь предложена в очень строгом тоне: кто не хощет делати, ниже да яст . Он хочет сказать: того не за что и хлебом кормить, тот теряет как бы право на вкушение пищи, и если вкушает, то без всякого права, а или по своему нахальству, или по милости других. Вот в какой степени обязателен труд! Человек рождается на труд, как и птица на летание (Иов. 5:7) . Так присуждено тотчас по падении. Труд - общая всем епитимия, в Адаме на всех наложенная: в поте лица твоего снеси хлеб твой (Быт. 3:19) . Под условием пота и хлеб дается ему вкушать. Итак, труд, телесный ли то или духовный, неизбежно обязателен для всякого. Никого и не увольняет от него Апостол. Кто не хочет трудиться, кто бы он ни был, - богатый ли или бедный, ниже да яст , тот если и ест, ест с насилием совести, с грехом. Между тем, однако ж, не надобно выпускать из внимания, что слово Апостола обращено здесь к праздным ленивцам, чтоб совесть их растревожить, а не к другим, чтоб пресечь их благотворительность. Не та у него мысль: и не давайте ему есть. Этого суда и расправы никому он не дает. Напротив, прямо против этого говорит ниже, чтоб, делая добро, не стужали, что дают тунеядцам (стих 13) . Феодорит пишет: «А сие: ниже да яст , Апостол сказал не подающим, но живущим в праздности. Подающим же чрез несколько слов дает совет не смотреть на худое поведение, но без сомнения оказывать свойственную им щедрость».

    Послание святого Апостола Павла к солунянам второе, истолкованное святителем Феофаном.

    Прп. Ефрем Сирин

    ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь

    Итак, если вы имели нужду в образце для подражания, то таковым были мы, - если вам нужно было слово, мы говорили, - если понадобилось послание, мы написали, что кто не хочет работать, пусть не ест .

    Толкование на 2-е послание к Фессалоникийцам.

    Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

    если кто не хочет трудиться, тот и не ешь

    Эти слова святого апостола люди неверующие злобно направляют против служителей Христовой Церкви, говоря им: вы дармоеды, вы не занимаетесь физическим трудом… Здесь одна лишь злоба, а правды нет. Прежде всего всякий священник физически много работает, с утра до ночи, да и ночью не имеет покоя. Ведь он совершает службы Божии с утра – утреню, потом обедню, вечером – вечерню, не менее шести часов в день; потом многочисленные требы, из которых погребение очень трудное: в снег, грязь, дождь он идет на кладбище не менее версты, а в других местах и несколько верст. Ночью его могут потребовать к больному, и он не может отказаться. Служение священника не менее тяжкое физически, чем служение врача. Почему же никто не бросает врачам такого тяжкого обвинения, как тунеядство? Потому что всякий врач – труженик, и такой же труженик, как и священник… Но служение священника гораздо тяжелее, чем врача и всякого другого общественного работника. Православный пастырь вмещает в своей душе жизнь своей паствы: болеет их нуждами, страданиями, муками веры, нравственной жизни… В заботах о душевном спасении своих пасомых он не спит ночей и часто плачет, раньше времени старится, часто умирает от заражения при напутствованиях… Добрый пастырь душу свою полагает за овец своих! Вы скажете – таких немного. Ответим: но они есть. Правда, не все такие, но и не все врачи, не все другие работники на высоте своего положения.

    В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.

    Блаж. Августин

    ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь

    Итак, прежде всего мы должны показать, что блаженный апостол Павел хотел, чтобы рабы Божии выполняли физическую работу, которая имела бы своей целью великую духовную награду, так чтобы и само пропитание, и одежду они ни от кого не получали, а добывали собственными руками. Затем мы должны показать, что те евангельские заповеди, исходя из которых некоторые лелеют не только свою лень, но и свою гордыню, не противоречат апостольскому завету и апостольскому примеру. А посему давайте посмотрим, от каких слов апостол переходит к словам: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь

    У вас (προς υμάς ) вместо: с вами (μετ« υμών). В первом послании апостол рассуждает об этом снисходительно, здесь же строже. Ибо если он сам трудился днем и ночью, хотя и не имел никакой нужды, то тем более другие должны были так поступать.

    Толкование на Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

    Прп. Макарий Великий

    ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь

    А если кто-нибудь и в молитве вял, и в служении или каком-либо другом деле, осуществляемом ради покоя братий, проявляет изнеженность, нерадивость и небрежность, не стараясь, как то подобает истинному мужу, усердно исполнять порученное ему дело, то (пусть он услышит) Апостола, называющего такого человека «праздным». (Указывая на то, что подобный лентяй) не работает, а лишь попусту тратит время, (Апостол) не признает его достойным и хлеба, говоря: «Кто празден, тот не ешь» В другом месте говорится: «Праздных и Бог ненавидит; праздный не может быть верным» . И в Книге Премудрости сказано: «Мнозей бо злобе научила праздность» (Сир. 33:28) . Каждый обязан в любом деле, совершаемом ради Господа, плодоносить и быть усердным хотя бы даже в одном (служении), чтобы не лишиться вечной жизни, оказавшись бесплодным.

    Великое послание.

    Лопухин А.П.

    ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь

    Здесь Ап., видимо, цитирует еврейскую поговорку, основанную на словах В. З. из кн. Бытия 3:19 . Сравни «Учение 12 Апостолов», XII, 3.

    Толковая Библия. Толкование на Второе послание Святого Апостола Павла к Фессалоникийцам.

    В любой сфере деятельности всех людей можно условно разделить на две основные группы: работающие люди и бездельники . Что это за группы и какой у них количественный состав?


    Людей работающих я для сокращения текста далее буду называть работниками , а всех остальных - бездельниками . Прошу это понять и принять, правильность этих терминов не тема поста.

    Исходя из личных наблюдений и некоторых проверенных на практике принципов, типа Закона Парето, можно сделать вывод о том, что в любом обществе работников примерно 20%, а все остальные 80% - это бездельники. Что такое Закон Парето?

    Закон Парето или принцип 20/80 - это эмпирическое (полученное опытным путем) правило, названное в честь экономиста и социолога Вильфредо Парето, которое в общем виде формулируется так: 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий - лишь 20% результата .

    Как это правило трактуется в современном бизнесе? В любой организации 20% сотрудников делают 80% работы, а 80% сотрудников делают 20% работы . Из этих цифр видно, что каждый работник приносит результат в 16 раз выше, чем каждый отдельный бездельник, но получает зарплату в лучшем случае всего в 1,5-2 раза выше бездельников, а чаще всего точно такую же.

    Чем занимаются на работе все бездельники? Пьют чай или кофе, плетут интриги, проводят длительные перекуры, болтают по телефону или сидят в социальных сетях и при этом изображают для начальства бурную деятельность. Их отсутствие на работе никак не сказывается.

    А вот отсутствие работника сразу становится заметно для многих. Останавливаются проекты, теряются клиенты, организация начинает нести убытки. Любой начальник знает, что иногда работа целого коллектива держится на одном человеке.

    Просто наверное нет необходимости заставлять их пахать на работе с полной самоотдачей от рассвета и до заката. На мой взгляд, в современном мире просто стало слишком много лишних людей.

    Рост производительности труда привел к тому, что для существования общества и его некоторого прогресса требуется совсем немного работающих. Ликвидировать всех остальных вроде бы не очень толерантно, да и как-то не по понятиям.

    Поэтому всех бездельников надо как-нибудь использовать, обеспечивая их условную занятость. Причем иногда у бездельников создается ощущение собственного величия и своей необходимости и важности и повышенные требования, например "достойная зарплата" и "хорошие условия труда".

    К счастью, многие работники со временем понимают всю эту несправедливость и не желая работать "за того парня" создают свой собственный бизнес или уходят во фрилансеры. Некоторые из таких людей сами становятся руководителями, ну а часть так и остается в процессе эксплуатации в соответствии с выражением "кто везет, того и грузят".

    Если Вы чувствуете, что вся работа действительно держится на Вас, может быть стоит задуматься над тем, чтобы взять от жизни то, что принадлежит Вам по праву, а не терять время, силы и здоровье ради чужих интересов?

    © 2024 sun-breeze.ru
    Новые идеи бизнеса - Животные и растения. Заработок в интернете. Автобизнес