Номограммы условий определения выбросов вредных веществ с отработавшими газами. Порядок проведения испытаний

Группа Т58

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ОХРАНА ПРИРОДЫ. АТМОСФЕРА

Нормы и методы измерения дымности отработавших

газов тракторных и комбайновых дизелей ГОСТ

Nature protection. Atmosphere. Rates and 17.2.2.02-86

testing methods of exhaust smoke from tractor and combine diesel engines

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 25 марта 1986 г. № 684 срок действия установлен

с 01.01.90 до 01.01.95

Настоящий стандарт распространяется на тракторные и комбайновые дизели и устанавливает нормы и методы измерения дымности отработавших газов при стендовых испытаниях.

Стандарт не распространяется на дизели мотоблоков и тракторов класса 0,2.

Термины, применяемые в настоящем стандарте, и их пояснения приведены в справочном приложении 1.

1. НОРМЫ дымности

1.1. Дымность отработавших газов тракторных и комбайновых дизелей не должна превышать предельно допустимые нормы, указанные в таблице.

1.2. Соответствие дымности отработавших газов дизеля установленным нормам следует определять при предварительных и аттестационных испытаниях по ГОСТ 18509-88 .

Издание официальное

Перепечатка воспрещена

ГОСТ 17.2.2.02-86

Примечание. Промежуточные значения следует определять линейным ин тер п ол и р о в а н ием.

2. МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИИ

2.1. Подготовка к проведению испытаний

2.1.1. Комплектность дизеля при испытаниях по измерению дымности отработавших газов должна соответствовать условиям определения эксплуатационной мощности по ГОСТ 18509-88 .

2.1.2. Система выпуска дизеля должна быть оснащена согласно обязательному приложению 2.

2.1.3. Прибор для измерения дымности отработавших газов - согласно обязательному приложению 3.

2.1.4. Топливо и масло должны соответствовать требованиям стандартов и (или) технических условий на топливо и масло. Рекомендуется использовать топливо плотностью (0,823± ±0,005) т/м 3 . Проведение испытаний на топливе с антидымной присадкой не допускается.

2.2. Проведение испытаний

2.2.1. Испытания следует проводить в один день без перерыва.

Атмосферные условия, при которых допускается проводить испытания, должны обеспечивать выполнение соотношения

(103 Y>,65 /* ок р+273

ГВ^Г/ * \ 293

где В ок р - атмосферное давление, кПа; toKp - температура воздуха, °С.

2.2.2. Температурные режимы дизеля - по ГОСТ 18509-88 .

2.2.3, Перед началом испытаний снимают регуляторную характеристику дизеля по ГОСТ 18509-88 . Эксплуатационная мощность, максимальный крутящий момент, частота вращения и

ГОСТ 17.2.2.02-86

удельный расход топлива на режиме эксплуатационной мощности должны соответствовать техническим условиям на дизель.

2.2.4. При испытаниях следует регистрировать: дымность отработавших газов, м^ 1 (или %); частоту вращения коленчатого вала, об/мин; крутящий момент, Н-м;

объемный расход воздуха, дм 3 /с;

температуру охлаждающей жидкости на входе в дизель, °С; температуру масла в поддоне или перед масляным радиатором, С С;

температуру топлива на входе в фильтр грубой очистки топлива (при отсутствии фильтра - на входе в топливоподкачивающий насос), °С;

температуру отработавших газов в измерительной камере ды-момера, °С;

температуру окружающего воздуха, °С; атмосферное давление, кПа.

Погрешность применяемых средств измерений - в соответствии с ГОСТ 18509-88 .

2.2.5. Дымность отработавших газов дизелей, предназначенных для установки на тракторах, которые согласно технической документации предприятия-изготовителя предусмотрены для использования в местах с ограниченным воздухообменом (парники, животноводческие комплексы, шахты и т. д.), измеряют на установившемся режиме работы дизеля при шести значениях частоты вращения через равные интервалы от л Н ом до большего из значений 0,55 «ном или Птах с округлением полученных значений в пределах 10 об/мин, и максимальных значениях крутящего момента для каждой частоты вращения.

Примечание.

л П1 ах - частота вращения при максимальном крутящем моменте,

п ном - номинальная частота вращения.

2.2.6. Дымность отработавших газов дизелей тракторов с механической ступенчатой трансмиссией, не предназначенных для использования в местах с ограниченным воздухообменом, измеряют на установившемся режиме при частотах вращения, указанных в п. 2.2.5, и значениях крутящего момента, составляющих 80 % максимального для каждой частоты вращения.

2.2.7. Дымность отработавших газов дизелей тракторов с трансмиссией любого вида, кроме механической ступенчатой, не предназначенных для использования в местах с ограниченным воздухообменом, и комбайновых дизелей измеряют на режиме л ном при 80 % максимального для данной частоты вращения значения крутящего момента.

4 Зак.. 2)6198

ГОСТ 17.2.2.02-86

2.2.8. Для дизелей, имеющих отключаемый наддув или перепускной клапан, дымность отработавших газов следует измерять при включенном и выключенном агрегате наддува и перепускном клапане. В качестве оценочного показателя принимают большее значение двух измерений.

2.2.9. У V-образных дизелей дымность измеряют в общем выпускном трубопроводе. Если конструкция дизеля не предусматривает объединение трубопроводов, дымность измеряют для каждого ряда цилиндров отдельно, а в качестве оценочного показателя принимают большее значение этих измерений.

2.2.10. Дымность на каждом режиме измеряют три раза. Промежуток времени между двумя последовательными измерениями на каждом режиме не должен превышать 1 мин. В качестве результата измерения берут среднее арифметическое значение трех измерений на каждом режиме. Отклонение показаний на заданном режиме не должно превышать 4 % по линейной шкале дымо-мера с эффективной базой 0,43 м.

2.2.11. Дизель удовлетворяет требованиям настоящего стандарта, если результаты измерения дымности на каждом заданном режиме не превышают соответствующие этому режиму нормы, указанные в таблице.

2.3. Требования безопасности

2.3.1. Требования техники безопасности и производственной санитарии -по ГОСТ 18509-88 .

2.3.2. Санитарно-гигиенические требования к воздуху на рабочих местах испытателей (около пульта управления) - по ГОСТ 12.1.005-88.

2.3.3. Уровни шума на рабочих местах испытателей (около пульта управления) должны соответствовать ГОСТ 12.1.003-83 по категории рабочих мест водителей и обслуживающего персонала тракторов.

ГОСТ 17.2.2.02-86

ПРИЛОЖЕНИЕ I Справочное

ТЕРМИНЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СТАНДАРТЕ, И ИХ ПОЯСНЕНИЯ

Пои с но ПИ I

1. Дымность отработавших га

Определение по ГОСТ 17Д. 1.02-76

2. Дымомер

Прибор для измерения дымности отработавших газов

3. Натуральный показатель ос

лабления

4. Коэффициент ослабления

Выраженное в процентах ослабление потока света, образующего параллельный пучок, вызванное его поглощением и рассеиванием отработавшими газами, проходящими через мерный объем дымомер а

5. Эффективная база дым ом ер а

Толщина оптически однородного слоя отработавших газов, эквивалентного по ослаблению светового потока отработавшим газам, проходящим через мерный объем дымомера

ГОСТ 17.2.2.02-86

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Обязательное

ОСНАЩЕНИЕ СИСТЕМЫ ВЫПУСКА ДИЗЕЛЯ

1. Система выпуска дизеля при измерении дымности отработавших газов, должна быть оснащена пробоотборным зондом, устройствами, обеспечивающими необходимый режим газового отбора (заслонки, ресивер, теплообменник), а также устройством для отвода газов, поступающих в дымомер.

2. Система выпуска дизеля, газоотводное устройство, пробоотборный зонд, выпускная система стенда и их соединения не должны допускать утечку отработавших газов или подсос воздуха.

3. Пробоотборный зонд - трубка из нержавеющей стали - должен быть расположен в прямолинейном участке выпускной трубы с внутренним диаметром О на расстоянии 6 D от входного и не менее 3 D от его выходного сечения таким образом, чтобы входное отверстие зонда располагалось по оси и было обращено навстречу потоку отработавших газов. Прямолинейный участок выпускной трубы должен быть расположен на расстоянии не менее 2 м от выпускного коллектора дизеля. При необходимости допускается применять удлинительный патрубок, герметично соединенный со срезом выпускной трубы.

Внутренний диаметр зонда d должен составлять не менее 0,225 D при D> 100 мм и не более 25 мм при DС100 мм.

Для кратковременного использования (испытания до 100 дизелей) допускается изготавливать зонд из конструкционной стали.

4. При наличии в системе выпуска трактора (или комбайна) нейтрализатора (нейтрализаторов) отработавших газов (за исключением жидкостного нейтрализатора) зонд устанавливают с соблюдением требований, изложенных в л. 3 настоящего приложения, после нейтрализатора (нейтрализаторов). В случае использования жидкостного нейтрализатора зонд устанавливается перед ним.

5. Для уменьшения колебаний давления в потоке отработавших газов допускается устанавливать в пробоотбориой магистрали по возможности ближе к зонду ресивер объемом 5-40 л. Ресивер рекомендуется выполнять в виде устройства «труба в трубе», меньшую из которых диаметром d, имеющую в середине кольцевой разрез длиной 5 с/, соединяют с газоподводящей трубой дымомер а (соосно).

Допускается размещать в выпускной трубе на расстоянии нс менее 3 0 за зондом управляемую заслонку или другое устройство для повышения давления. При этом система выпуска дизеля на стенде должна создавать давление в выпускном коллекторе (у дизеля без турбо наддува) или давление после турбины турбокомпрессора (у дизеля с турбонаддувом), отличающееся не более чем на 650 Г1а от верхнего предельного значения на режиме эксплуатационной мощности, указанного предприятием-изготовителем.

6. Газоподводящая труба, соединяющая пробоотборный зонд с охладителем и ресивером (если они имеются) и дымомером, должна иметь длину не более 3,5 м и располагаться с подъемом в сторону дымомер а. Труба должна быть герметичной, без резких изгибов, шероховатостей и элементов, способствующих накоплению сажи. Допускается устанавливать в газоподводящей трубе регулируемую заслонку я водоотделитель.

ГОСТ 17.2.2.02-86

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Обязательное

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЫМОМЕРУ

1. Дымомер должен работать по методу просвечивания столба отработавших газов определенной длины. Рекомендуемая длина эффективной базы дымомер а - 0,43 м.

2. Индикатор дымомера должен иметь две измерительные шкалы: основ

ную, проградуированную в единицах натурального показателя ослабления от 0 до °о (м- 1), и вспомогательную, линейную, имеющую 100 делений диапазоном от 0 (измерительная камера дымомера заполнена чистым воздухом) до 100 %, (абсолютно светонепроницаемая среда). Зависимость между основной и вспОг могательной шкалами определяют следующей формулой

где К - натуральный показатель ослабления, м~ 1 ;

N - коэффициент ослабления, %;

L-i эффективная база дымомера, м.

Должна быть обеспечена возможность считывания с основной шкалы с точностью 0,0(25 м~* гари показании в 1,7 м~ ! и 0,5 % (половина деления) с линейной шкалы по всему диапазону измерений.

3. Если эффективная база дымомера, используемого при испытаниях, не равна 0,43 м, то показания, снятые по линейной шкале, должны быть приведены к показаниям линейной шкалы прибора с эффективной базой 0,43 м по формуле

где N L - коэффициент ослабления при измерении дымомером с эффективной базой L (м), %;

N -коэффициент ослабления при измерении дымомером с эффективной базой 0,43 м, %.

Группа Т58

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ОХРАНА ПРИРОДЫ. АТМОСФЕРА

Нормы и методы измерения дымности отработавших

газов тракторных и комбайновых дизелей ГОСТ

Nature protection. Atmosphere. Rates and 17.2.2.02-86

testing methods of exhaust smoke from tractor and combine diesel engines

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 25 марта 1986 г. № 684 срок действия установлен

с 01.01.90 до 01.01.95

Настоящий стандарт распространяется на тракторные и комбайновые дизели и устанавливает нормы и методы измерения дымности отработавших газов при стендовых испытаниях.

Стандарт не распространяется на дизели мотоблоков и тракторов класса 0,2.

Термины, применяемые в настоящем стандарте, и их пояснения приведены в справочном приложении 1.

1. НОРМЫ дымности

1.1. Дымность отработавших газов тракторных и комбайновых дизелей не должна превышать предельно допустимые нормы, указанные в таблице.

1.2. Соответствие дымности отработавших газов дизеля установленным нормам следует определять при предварительных и аттестационных испытаниях по ГОСТ 18509-88 .

Издание официальное

Перепечатка воспрещена

ГОСТ 17.2.2.02-86

Примечание. Промежуточные значения следует определять линейным ин тер п ол и р о в а н ием.

2. МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИИ

2.1. Подготовка к проведению испытаний

2.1.1. Комплектность дизеля при испытаниях по измерению дымности отработавших газов должна соответствовать условиям определения эксплуатационной мощности по ГОСТ 18509-88 .

2.1.2. Система выпуска дизеля должна быть оснащена согласно обязательному приложению 2.

2.1.3. Прибор для измерения дымности отработавших газов - согласно обязательному приложению 3.

2.1.4. Топливо и масло должны соответствовать требованиям стандартов и (или) технических условий на топливо и масло. Рекомендуется использовать топливо плотностью (0,823± ±0,005) т/м 3 . Проведение испытаний на топливе с антидымной присадкой не допускается.

2.2. Проведение испытаний

2.2.1. Испытания следует проводить в один день без перерыва.

Атмосферные условия, при которых допускается проводить испытания, должны обеспечивать выполнение соотношения

(103 Y>,65 /* ок р+273

ГВ^Г/ * \ 293

где В ок р - атмосферное давление, кПа; toKp - температура воздуха, °С.

2.2.2. Температурные режимы дизеля - по ГОСТ 18509-88 .

2.2.3, Перед началом испытаний снимают регуляторную характеристику дизеля по ГОСТ 18509-88 . Эксплуатационная мощность, максимальный крутящий момент, частота вращения и

ГОСТ 17.2.2.02-86

удельный расход топлива на режиме эксплуатационной мощности должны соответствовать техническим условиям на дизель.

2.2.4. При испытаниях следует регистрировать: дымность отработавших газов, м^ 1 (или %); частоту вращения коленчатого вала, об/мин; крутящий момент, Н-м;

объемный расход воздуха, дм 3 /с;

температуру охлаждающей жидкости на входе в дизель, °С; температуру масла в поддоне или перед масляным радиатором, С С;

температуру топлива на входе в фильтр грубой очистки топлива (при отсутствии фильтра - на входе в топливоподкачивающий насос), °С;

температуру отработавших газов в измерительной камере ды-момера, °С;

температуру окружающего воздуха, °С; атмосферное давление, кПа.

Погрешность применяемых средств измерений - в соответствии с ГОСТ 18509-88 .

2.2.5. Дымность отработавших газов дизелей, предназначенных для установки на тракторах, которые согласно технической документации предприятия-изготовителя предусмотрены для использования в местах с ограниченным воздухообменом (парники, животноводческие комплексы, шахты и т. д.), измеряют на установившемся режиме работы дизеля при шести значениях частоты вращения через равные интервалы от л Н ом до большего из значений 0,55 «ном или Птах с округлением полученных значений в пределах 10 об/мин, и максимальных значениях крутящего момента для каждой частоты вращения.

Примечание.

л П1 ах - частота вращения при максимальном крутящем моменте,

п ном - номинальная частота вращения.

2.2.6. Дымность отработавших газов дизелей тракторов с механической ступенчатой трансмиссией, не предназначенных для использования в местах с ограниченным воздухообменом, измеряют на установившемся режиме при частотах вращения, указанных в п. 2.2.5, и значениях крутящего момента, составляющих 80 % максимального для каждой частоты вращения.

2.2.7. Дымность отработавших газов дизелей тракторов с трансмиссией любого вида, кроме механической ступенчатой, не предназначенных для использования в местах с ограниченным воздухообменом, и комбайновых дизелей измеряют на режиме л ном при 80 % максимального для данной частоты вращения значения крутящего момента.

4 Зак.. 2)6198

ГОСТ 17.2.2.02-86

2.2.8. Для дизелей, имеющих отключаемый наддув или перепускной клапан, дымность отработавших газов следует измерять при включенном и выключенном агрегате наддува и перепускном клапане. В качестве оценочного показателя принимают большее значение двух измерений.

2.2.9. У V-образных дизелей дымность измеряют в общем выпускном трубопроводе. Если конструкция дизеля не предусматривает объединение трубопроводов, дымность измеряют для каждого ряда цилиндров отдельно, а в качестве оценочного показателя принимают большее значение этих измерений.

2.2.10. Дымность на каждом режиме измеряют три раза. Промежуток времени между двумя последовательными измерениями на каждом режиме не должен превышать 1 мин. В качестве результата измерения берут среднее арифметическое значение трех измерений на каждом режиме. Отклонение показаний на заданном режиме не должно превышать 4 % по линейной шкале дымо-мера с эффективной базой 0,43 м.

2.2.11. Дизель удовлетворяет требованиям настоящего стандарта, если результаты измерения дымности на каждом заданном режиме не превышают соответствующие этому режиму нормы, указанные в таблице.

2.3. Требования безопасности

2.3.1. Требования техники безопасности и производственной санитарии -по ГОСТ 18509-88 .

2.3.2. Санитарно-гигиенические требования к воздуху на рабочих местах испытателей (около пульта управления) - по ГОСТ 12.1.005-88.

2.3.3. Уровни шума на рабочих местах испытателей (около пульта управления) должны соответствовать ГОСТ 12.1.003-83 по категории рабочих мест водителей и обслуживающего персонала тракторов.

ГОСТ 17.2.2.02-86

ПРИЛОЖЕНИЕ I Справочное

ТЕРМИНЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СТАНДАРТЕ, И ИХ ПОЯСНЕНИЯ

Пои с но ПИ I

1. Дымность отработавших га

Определение по ГОСТ 17Д. 1.02-76

2. Дымомер

Прибор для измерения дымности отработавших газов

3. Натуральный показатель ос

лабления

4. Коэффициент ослабления

Выраженное в процентах ослабление потока света, образующего параллельный пучок, вызванное его поглощением и рассеиванием отработавшими газами, проходящими через мерный объем дымомер а

5. Эффективная база дым ом ер а

Толщина оптически однородного слоя отработавших газов, эквивалентного по ослаблению светового потока отработавшим газам, проходящим через мерный объем дымомера

ГОСТ 17.2.2.02-86

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Обязательное

ОСНАЩЕНИЕ СИСТЕМЫ ВЫПУСКА ДИЗЕЛЯ

1. Система выпуска дизеля при измерении дымности отработавших газов, должна быть оснащена пробоотборным зондом, устройствами, обеспечивающими необходимый режим газового отбора (заслонки, ресивер, теплообменник), а также устройством для отвода газов, поступающих в дымомер.

2. Система выпуска дизеля, газоотводное устройство, пробоотборный зонд, выпускная система стенда и их соединения не должны допускать утечку отработавших газов или подсос воздуха.

3. Пробоотборный зонд - трубка из нержавеющей стали - должен быть расположен в прямолинейном участке выпускной трубы с внутренним диаметром О на расстоянии 6 D от входного и не менее 3 D от его выходного сечения таким образом, чтобы входное отверстие зонда располагалось по оси и было обращено навстречу потоку отработавших газов. Прямолинейный участок выпускной трубы должен быть расположен на расстоянии не менее 2 м от выпускного коллектора дизеля. При необходимости допускается применять удлинительный патрубок, герметично соединенный со срезом выпускной трубы.

Внутренний диаметр зонда d должен составлять не менее 0,225 D при D> 100 мм и не более 25 мм при DС100 мм.

Для кратковременного использования (испытания до 100 дизелей) допускается изготавливать зонд из конструкционной стали.

4. При наличии в системе выпуска трактора (или комбайна) нейтрализатора (нейтрализаторов) отработавших газов (за исключением жидкостного нейтрализатора) зонд устанавливают с соблюдением требований, изложенных в л. 3 настоящего приложения, после нейтрализатора (нейтрализаторов). В случае использования жидкостного нейтрализатора зонд устанавливается перед ним.

5. Для уменьшения колебаний давления в потоке отработавших газов допускается устанавливать в пробоотбориой магистрали по возможности ближе к зонду ресивер объемом 5-40 л. Ресивер рекомендуется выполнять в виде устройства «труба в трубе», меньшую из которых диаметром d, имеющую в середине кольцевой разрез длиной 5 с/, соединяют с газоподводящей трубой дымомер а (соосно).

Допускается размещать в выпускной трубе на расстоянии нс менее 3 0 за зондом управляемую заслонку или другое устройство для повышения давления. При этом система выпуска дизеля на стенде должна создавать давление в выпускном коллекторе (у дизеля без турбо наддува) или давление после турбины турбокомпрессора (у дизеля с турбонаддувом), отличающееся не более чем на 650 Г1а от верхнего предельного значения на режиме эксплуатационной мощности, указанного предприятием-изготовителем.

6. Газоподводящая труба, соединяющая пробоотборный зонд с охладителем и ресивером (если они имеются) и дымомером, должна иметь длину не более 3,5 м и располагаться с подъемом в сторону дымомер а. Труба должна быть герметичной, без резких изгибов, шероховатостей и элементов, способствующих накоплению сажи. Допускается устанавливать в газоподводящей трубе регулируемую заслонку я водоотделитель.

ГОСТ 17.2.2.02-86

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Обязательное

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЫМОМЕРУ

1. Дымомер должен работать по методу просвечивания столба отработавших газов определенной длины. Рекомендуемая длина эффективной базы дымомер а - 0,43 м.

2. Индикатор дымомера должен иметь две измерительные шкалы: основ

ную, проградуированную в единицах натурального показателя ослабления от 0 до °о (м- 1), и вспомогательную, линейную, имеющую 100 делений диапазоном от 0 (измерительная камера дымомера заполнена чистым воздухом) до 100 %, (абсолютно светонепроницаемая среда). Зависимость между основной и вспОг могательной шкалами определяют следующей формулой

где К - натуральный показатель ослабления, м~ 1 ;

N - коэффициент ослабления, %;

L-i эффективная база дымомера, м.

Должна быть обеспечена возможность считывания с основной шкалы с точностью 0,0(25 м~* гари показании в 1,7 м~ ! и 0,5 % (половина деления) с линейной шкалы по всему диапазону измерений.

3. Если эффективная база дымомера, используемого при испытаниях, не равна 0,43 м, то показания, снятые по линейной шкале, должны быть приведены к показаниям линейной шкалы прибора с эффективной базой 0,43 м по формуле

где N L - коэффициент ослабления при измерении дымомером с эффективной базой L (м), %;

N -коэффициент ослабления при измерении дымомером с эффективной базой 0,43 м, %.

ГОСТ 17.2.2.05-97

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ОХРАНА ПРИРОДЫ

АТМОСФЕРА

НОРМЫ И МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ С ОТРАБОТАВШИМИ
ГАЗАМИ ДИЗЕЛЕЙ, ТРАКТОРОВ И САМОХОДНЫХ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

Минск

Предисловие

1. РАЗРАБОТАН Российской Федерацией

ВНЕСЕН Госстандартом России

2. ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 12-97 от 21 ноября 1997 г.)

Наименование государства

Наименование национального органа по стандартизации

Азербайджанская Республика

Азгосстандарт

Республика Армения

Армгосстандарт

Республика Белоруссия

Госстандарт Белоруссии

Грузия

Грузстандарт

Республика Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизская Республика

Киргизстандарт

Республика Молдова

Молдовастандарт

Российская Федерация

Госстандарт России

Республика Таджикистан

Таджикгосстандарт

Туркменистан

Главная государственная инспекция Туркменистана

Республика Узбекистан

Узгосстандарт

3. Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 25 марта 1998 г. № 81 межгосударственный стандарт ГОСТ 17.2.2.05-97 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 1999 г.

4. ВЗАМЕН ГОСТ 17.2.2.05-86

ГОСТ 17.2.2.05-97

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Охрана природы

АТМОСФЕРА

Нормы и методы определения выбросов вредных веществ с отработавшими газами дизелей, тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин

Дата введения 1999-07-01

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт распространяется на: вновь изготовленные и капитально отремонтированные на ремонтных предприятиях дизели тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин (далее - дизели); сельскохозяйственные, промышленные и лесохозяйственные дизельные тракторы, в том числе используемые в качестве базы для строительно-дорожных машин и машин, применяемых в коммунальном и лесном хозяйстве, тракторные самоходные дизельные шасси (далее - тракторы); самоходные сельскохозяйственные машины (далее - машины); находящиеся в эксплуатации тракторы и машины, предназначенные для работы или работающие в условиях неограниченного и ограниченного воздухообмена, - и устанавливает нормы выбросов вредных веществ с отработавшими газами (далее - выбросы) и методы их определения.

Стандарт не распространяется на малогабаритные тракторы, другие мобильные средства малой механизации и дизели к ним.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 17.2.2.02-98 Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы определения дымности отработавших газов дизелей, тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин;

ГОСТ 7057-81 (СТ СЭВ 4764-84) Тракторы сельскохозяйственные. Методы испытаний

ГОСТ 18509-88 Дизели тракторные и комбайновые. Методы стендовых испытаний

ГОСТ 23734-79 Тракторы промышленные. Методы испытаний

3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1. Выбросы - вредные вещества, поступающие в атмосферу вместе с отработавшими газами из системы выпуска дизеля, трактора или машины.

3.2. Удельный выброс - выброс, отнесенный к единице совершаемой дизелем, трактором или машиной работы на маховике или выходном вале дизеля.

3.3. Места с неограниченным и ограниченным воздухообменом - по ГОСТ 17.2.2.02.

4. ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

D B - внутренний диаметр прямолинейного участка выпускного трубопровода испытательного стенда, выпускной трубы трактора или машины или удлинительного патрубка, мм.

F A - показатель окружающей среды.

В’ окр - давление сухого воздуха, кПа.

В окр - атмосферное давление, кПа.

Относительная влажность окружающего воздуха, %.

P S - парциальное давление насыщенного водяного пара при данной температуре окружающего воздуха, кПа.

Т окр - температура окружающего воздуха, К.

d - содержание водяных паров в воздухе на входе в устройство для измерения расхода воздуха, г/кг.

Поправочный коэффициент на влажность для оксидов азота.

G T - расход дизельного топлива, кг/ч.

G B - расход воздуха, поступающего в цилиндры дизеля, кг/ч.

F CO - поправочный коэффициент на влажность для оксида углерода (II).

Массовый выброс оксидов азота, г/ч.

Объемная концентрация оксидов азота, млн -1 .

G CO - массовый выброс оксида углерода (II), г/ч.

W CO - объемная концентрация оксида углерода, млн -1 .

G CH - массовый выброс суммарных углеводородов, г/ч.

W CH - объемная концентрация суммарных углеводородов, млн -1 .

- удельный выброс оксидов азота, г/(кВт∙ч).

Удельный выброс оксида углерода, г/(кВт∙ч).

Удельный выброс суммарных углеводородов, г/(кВт∙ч).

К B - коэффициент весомости режима, на котором определяли выбросы.

N e - мощность дизеля, укомплектованного всем обслуживающим его оборудованием и установленного на испытательном стенде, или приведенная к маховику мощность дизеля, установленного на тракторе или машине, на режиме, на котором определяли выбросы.

ВОМ - вал отбора мощности.

ПГС - поверочная газовая смесь.

5. НОРМЫ ВЫБРОСОВ

5.1. Значения удельных выбросов вновь изготовленных и капитально отремонтированных на ремонтных заводах дизелей, тракторов и машин не должны быть более норм, приведенных в .

Таблица 1

Удельные выбросы, г/(кВт∙ч), при воздухообмене

неограниченном

ограниченном

Оксиды азота

18,0

Оксид углерода (II)

10,0

Углеводороды

Примечания.

1. Нормы выбросов оксидов азота установлены по сумме оксидов азота, приведенных к оксиду азота (IV).

2. Нормы выбросов углеводородов установлены по сумме углеводородов, приведенных к условному составу C 1 H 1,85

5.2. Значения удельных выбросов находящихся в эксплуатации тракторов и машин не должны быть более норм, приведенных в .

Таблица 2

6. СРЕДСТВА ИСПЫТАНИЙ

6.1. Концентрацию вредных веществ в отработавших газах измеряют с помощью быстродействующих газоанализаторов непрерывного действия:

Оксидов азота - газоанализатором хемилюминесцентного типа с преобразователем оксида азота (IV) в оксид азота (II);

Оксида углерода (II) - газоанализатором недисперсного типа с поглощением в инфракрасной части спектра;

Суммарных углеводородов - газоанализатором пламенно-ионизационного типа.

Порядок калибровки газоанализаторов - по .

6.2. Пробоотборная магистраль суммарных углеводородов и регистрирующее устройство газоанализаторов должны иметь систему подогрева, обеспечивающую их температуру 180-200 °С, а пробоотборная магистраль оксидов азота - не менее 70 °С; все нагреваемые пробоотборные магистрали должны быть снабжены противосажевым нагреваемым фильтром.

Можно использовать общую, подогреваемую до 180-200 °С, магистраль для подвода проб к различным газоанализаторам.

6.3. Пробоотборный зонд представляет собой трубку с закрытым торцом и отверстиями в ее цилиндрической части; общая площадь отверстий должна быть не менее .

6.4. Испытательные стенды, оборудованные нагружающими устройствами, в том числе стенды с беговыми барабанами или с бесконечной лентой, средства измерений крутящего момента, частоты вращения коленчатого вала, хвостовика ВОМ или ведущих колес, расхода топлива, температуры моторного масла, дизельного топлива и окружающего воздуха, атмосферного давления и других параметров - по ГОСТ 18509, ГОСТ 7057 и ГОСТ 25734.

7. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ К ИСПЫТАНИЯМ И УСЛОВИЯ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

7.1. Установка, закрепление дизеля, трактора или машины на испытательных стендах, оборудованных нагружающими устройствами, или на площадке, соединение маховика, хвостовика ВОМ, ведущих осей, шкива ременной передачи с нагружающим устройством, условия питания топливом - по ГОСТ 18509, ГОСТ 7057, ГОСТ 23734 , а также по техническим условиям, эксплуатационной и ремонтной документации на тракторы и машины конкретных марок.

7.2. Выбросы дизелей определяют при стендовых испытаниях по ГОСТ 18509.

7.3. Выбросы тракторов, имеющих ВОМ, механически связанный с коленчатым валом дизеля, не являющийся синхронным и предназначенный для передачи максимальной мощности, определяют при торможении хвостовика ВОМ по ГОСТ 7057 и ГОСТ 23734 .

7.4. Выбросы тракторов, имеющих ВОМ, механически связанный с коленчатым валом дизеля и являющийся синхронным и (или) не предназначенный для передачи максимальной мощности, или не имеющих ВОМ, механически связанный с коленчатым валом дизеля, определяют при торможении осей ведущих колес или при испытаниях на стендах с беговыми барабанами или с бесконечной лентой.

7.5. Выбросы машин определяют при торможении установленных на них дизелей через ведущие или ведомые шкивы ременной передачи, через ведущие или ведомые звездочки цепной передачи или через другие составные части трансмиссии или на стендах с беговыми барабанами или с бесконечной лентой.

7.6. Выбросы определяют, если конструкция тракторов и машин обеспечивает работу установленных на них дизелей на указанных в режимах.

Таблица 3

Крутящий момент, % крутящего момента при полной подаче топлива на данном скоростном режиме

Коэффициент весомости режима

1. Минимальная устойчивая

0,0833

2. Соответствующая максимальному крутящему моменту

0,0800

3. То же

0,0800

4. »

0,0800

5. »

0,0800

6. »

0,2501

7. Минимальная устойчивая

0,0833

8. Номинальная

0,1000

9. Тоже

0,0200

10. »

0,0200

11. »

0,0200

12. »

0,0200

13. Минимальная устойчивая

0,0833

7.7. Требования к установке пробоотборных зондов, к дизельному топливу и маслам - по разделу 7 ГОСТ 17.2.2.02.

7.8. Места установки газоанализаторов относительно пробоотборного зонда - по технической документации на газоанализаторы конкретных марок.

7.9. Испытания проводят при атмосферных условиях, удовлетворяющих условию (1) или .

.(1)

Значение F А определяют по формулам:

Для дизелей без наддува или с механическим приводом компрессора, а также для тракторов и машин с такими дизелями

;(2)

Для дизелей с турбонаддувом без промежуточного охлаждения наддувочного воздуха, а также для тракторов и машин с такими дизелями

;(3)

Для дизелей с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха, а также для тракторов и машин с такими дизелями

,(4)

где (5)

7.10. Дизель, трактор или машина непосредственно перед измерением содержания вредных веществ в отработавших газах должны быть прогреты таким образом, чтобы значения температуры моторного масла и (или) охлаждающей жидкости дизеля находились в пределах, рекомендуемых предприятием - изготовителем дизеля, трактора или машины.

7.11. Перед началом испытаний газоанализаторы должны быть прогреты согласно инструкции по их применению.

8. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ

8.1. Содержание вредных веществ в отработавших газах определяют при работе дизеля на установившихся режимах в соответствии с . Требования к установившимся режимам - по ГОСТ 17.2.2.02.

8.2 Испытания следует проводить в течение одного дня.

8.3. Крутящий момент во время испытаний не должен отличаться от приведенного в более чем на 2 %, а частота вращения - более чем на 10 об/мин.

8.4. Продолжительность отбора проб на каждом установившемся режиме должна быть не менее 4 мин.

8.5. Показания газоанализаторов фиксируют в течение не менее трех последних минут отбора проб на каждом режиме.

8.6. Выбросы дизеля, имеющего отключаемый наддув или перепускной клапан системы наддува, а также трактора и машины с таким дизелем измеряют при включенном и выключенном агрегате наддува или перепускном клапане.

8.7. Выбросы дизелей, имеющих несколько выпускных коллекторов, а также тракторов и машин, имеющих две и более выпускные трубы, следует измерять в каждом выпускном трубопроводе испытательного стенда, в каждой выпускной трубе или каждом удлинительном патрубке.

9. ПРАВИЛА ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ

9.1. Содержание водяных паров в воздухе на входе в устройство для измерения расхода воздуха рассчитывают по формуле

.(6)

9.2. Поправочные коэффициенты на влажность для оксидов азота и оксида углерода (II) рассчитывают по формулам:

11.2. Погрешность при расчетах должна быть не более 0,2 %.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

(обязательное)

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КАЛИБРОВКИ ГАЗОАНАЛИЗАТОРОВ

А.1. Калибровку газоанализаторов проводят:

ПГС;

Оксидом азота (II) в азоте для газоанализаторов оксидов азота;

Оксидом углерода (II) в азоте для газоанализаторов оксида углерода;

Пропаном или метаном в синтетическом воздухе или азоте для газоанализаторов суммарных углеводородов;

Поверочным нулевым газом - воздухом или нулевым газом согласно инструкции на газоанализатор.

Технические характеристики ПГС и поверочного нулевого газа - по технической документации на ПГС и поверочный нулевой газ конкретных марок.

К каждой ПГС должен быть приложен паспорт, удостоверяющий ее параметры: концентрацию основного газа в газе-наполнителе, погрешность приготовления ПГС, срок годности.

А.2. Калибровку каждого используемого диапазона проводят в двух точках шкалы с помощью ПГС или нулевого газа. При этом используют ПГС, номинальное значение концентрации которой составляет более 80% шкалы проверяемого диапазона измерений.

А.3. Если после подачи ПГС в газоанализатор его показания отличаются от номинального значения ПГС не более чем на 5 % верхнего предела шкалы, параметры регулировки газоанализатора могут быть изменены для достижения необходимых показаний. В противном случае необходимо выявить неисправность, устранить ее и провести повторную калибровку.

А.4. Пробоотборную систему проверяют на герметичность.

Пробоотборник должен быть отсоединен от системы выпуска отработавших газов, а его конец - заглушен.

Насос газоанализатора должен быть включен.

После периода стабилизации все расходомеры должны показывать «О». В противном случае необходимо выявить и устранить дефект, после чего повторить испытания.

А.5. Пробоотборную линию проверяют на быстродействие.

На пробоотборник подают измерительный газ различных концентраций переключением с нуля на измерительный газ. Время подачи измерительного газа до считывания 90% поданной концентрации газа, определяющее быстродействие газоанализатора, не должно быть более указанного в технической документации на газоанализаторы конкретных марок. Если после периода стабилизации газоанализатор покажет меньшую концентрацию измерительного газа в сравнении с исходной концентрацией, необходимо выявить и устранить дефект, после чего повторить испытания.

А.6. Калибровки проводят до и после испытаний согласно с помощью одного и того же газа.

Результаты измерений считают достоверными, если показания газоанализаторов при калибровке до и после испытаний отличаются не более чем на 3 %.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

(справочное)

НОМОГРАММЫ УСЛОВИЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ С ОТРАБОТАВШИМИ ГАЗАМИ

Б.1. Выбросы определяют, если точка, соответствующая измеренным во время испытаний значениям атмосферного давления и температуры окружающего воздуха, находится внутри обозначенного на номограмме поля или на его границах.

Б.2. Номограммы, по которым устанавливают возможность определения выбросов, приведены на рисунках:

Б.1 - для дизелей без турбонаддува или с механическим приводом компрессора, а также тракторов и машин с такими дизелями;

Испытательная организация, дата, место проведения и вид испытаний

1. Марка дизеля, трактора или машины, их заводские номера и наработка

2. Завод - изготовитель трактора или машины и его адрес__________________________

___________________________________________________________________________

3. Завод - изготовитель дизеля и его адрес_______________________________________

___________________________________________________________________________

4. Марка дизельного топлива, на котором проводили испытания ___________________

___________________________________________________________________________

5. Значения выбросов дизеля, трактора или машины, г/(кВт∙ч), полученные во время испытаний, и установленные настоящим стандартом нормы выбросов:

Оксиды азота -

Оксид углерода (II) -

Углеводороды -

6. Тип, марка и изготовитель газоанализаторов __________________________________

___________________________________________________________________________

7. Решение о соответствии или несоответствии дизеля, трактора или машины требованиям настоящего стандарта

Ответственный за испытания (должность, фамилия, имя, отчество)_________________

___________________________________________________________________________

ПодписьМесто печати

Ключевые слова: выбросы вредных веществ, отработавшие газы, дизели, тракторы, сельскохозяйственные машины


стр. 1



стр. 2



стр. 3



стр. 4



стр. 5



стр. 6



стр. 7



стр. 8



стр. 9



стр. 10



стр. 11

АТМОСФЕРА

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ

ОХРАНА ПРИРОДЫ

АТМОСФЕРА

Издание официальное

Москва ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ 1994

Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов.

Основные положения......3

Охраны природы. Метрологическое обеспечение контроля загрязненности атмосферы, поверхностных вод и почвы. Основные положения. 8

Охрана природы. Атмосфера. Классификация выбросов по составу.......Ю

Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерения дымности отработавших газов тракторных и комбайновых дизелей.... 13

Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерений содержания окиси углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Требования безопасности.........20

Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерения выбросов вредных веществ с отработавшими газами тракторных и комбайновых

дизелей.........27

Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов. . 33

Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями. . .38

Охрана природы. Атмосфера. Метод определения величины каплеуноса после мокрых пылегазоочистных аппаратов.......52

Охрана природы. Атмосфера. Общие требования к методам определения загрязняющих веществ 61 Охрана природы. Атмосфера, Индофенольный метод определения аммиака.....63

Охрана природы. Атмосфера. Нормирование внешних шумовых характеристик судов внутреннего и прибрежного плавания. . . ... 69

Охрана природы. Атмосфера. Приборы для отбора проб воздуха населенных пунктов. Общие технические требования..... 75

Охрана природы. Атмосфера. Газоанализаторы автоматические для контроля загрязнения атмосферы. Общие технические требования. . 79

ОХРАНА ПРИРОДЫ Атмосфера

Редактор Л. И. Нахимова Оформление художника В. Г, Лапшина Технический редактор В. Н. Прусакова Корректор М. С. Кабашова

Сдано в набор 03.10.94. Подп. в печ. 14.1,1.94. Формат 60x907ie. Бумага типографская. Гарнитура литературная. Печать высокая. Уел. печ. л. 6,75. Уел. кр.-отт. 5,88. Уч.-изд. л. 5,35.-_Тир. 811 экз. Зак, 1913. С ШЗ. Изд. № 1576/2._

Ордена «Знак Почета* Издательство стандартов, 107076, Москва, Колодезный пер., 14. Калужская типография стандартов, ул. Московская^ 256.

ПЛР №040138


ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

В стандарты внесены изменения, принятые до указанного срока.

Текущая информация о вновь утвержденных и пересмотренных стандартах, а также о принятых к ним изменениях публикуется в выпускаемом ежемесячно информационном указателе «Государственные стандарты».


2103000000-057 085(02)-94


Без объявл.


JSBN 5-7050-0395-1


© Издательство стандартов, 1994


Группа T8S

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ОХРАНА ПРИРОДЫ. АТМОСФЕРА

Нормы и методы измерения дымности отработавших

газов тракторных и комбайновых дизелей ГОСТ

Nature protection. Atmosphere. Rates and 17,2.2.02-86

testing methods of exhaust smoke from tractor and combine diesel engines

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 25 марта 1986 г. № 684 срок введения установлен

Ограничение срока действия снято по решению Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол 4-93)

Настоящий стандарт распространяется на тракторные и комбайновые дизели и устанавливает нормы и методы измерения дымности отработавших газов при стендовых испытаниях.

Стандарт не распространяется на дизели мотоблоков и тракторов класса 0,2.

Термины, применяемые в настоящем стандарте, и их пояснения приведены в справочном приложении 1.

1. НОРМЫ ДЫМНОСТИ

1.1. Дымность отработавших газов тракторных и комбайновых дизелей не должна превышать предельно допустимые нормы, указанные в таблице.

1.2. Соответствие дымности отработавших газов дизеля установленным нормам следует определять при предварительных и аттестационных испытаниях по ГОСТ 18509-88 .

Издание официальное Перепечатка воспрещена

Переиздание.

Объемный расход воздуха, поступающего в цилиндры дизеля на заданном режиме Q B . дм 3 /с

Нормы дымности

Натуральный показатель ослабления по основной шкале дымомера

Коэффициент ослабления по вспомогательной (линейной) шкале дымомера с эффективной базой 0,48 м

120 и менее

200 и более

Примечание. Промежуточные значения следует определять линейным интерполированием.

2. МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЙ

2.1. Подготовка к проведению испытаний

2.1.1. Комплектность дизеля при испытаниях по измерению дымности отработавших газов должна соответствовать условиям определения эксплуатационной мощности по ГОСТ 18509-88 .

2.1.2. Система выпуска дизеля должна быть оснащена согласно обязательному приложению 2.

2.1.3. Прибор для измерения дымности отработавших газов - согласно обязательному приложению 3.

2.1.4. Топливо и масло должны соответствовать требованиям

стандартов и (или) технических условий на топливо и масло. Рекомендуется использовать топливо плотностью (0,823±

±0,005) т/м 3 . Проведение испытаний на топливе с антидымной присадкой не допускается.

2.2. П р о в е дени е испытаний

2.2.1. Испытания следует проводить в один день без перерыва.

Атмосферные условия, при которых допускается проводить испытания, должны обеспечивать выполнение соотношения

>.<*> №) °- 6 > 0 - 98 " где 5<>кр - атмосферное давление, кПа; toKp - температура воздуха, °С.

2.2.2. Температурные режимы дизеля - по ГОСТ 18509-88 .

2.2.3. Перед началом испытаний снимают регуляторную характеристику дизеля по ГОСТ 18509-88 . Эксплуатационная

мощность, максимальный крутящий момент, частота вращения и

гост ч.глм-96

удельный расход топлива на режиме эксплуатационной мощности должны соответствовать техническим условиям на дизель.

2.2.4. При испытаниях следует регистрировать: дымность отработавших газов, м -1 (или %); частоту вращения коленчатого вала, об/мин; крутящий момент, Н-м;

объемный расход воздуха*- дм 3 /с;

температуру охлаждающей жидкости на входе в дизель, °С; температуру масла в поддоне или перед масляным радиатором, °С;

температуру топлива на входе в фильтр грубой очистки топлива (при отсутствии фильтра - на входе в топливоподкачивающий насос),°С;

температуру отработавших газов в измерительной камере дымомера, °С;

температуру окружающего воздуха, °С; атмосферное давление, кПа.

Погрешность применяемых средств измерений - в соответствии с ГОСТ 18509-88 .

2.2.5. Дымность отработавших газов дизелей, предназначенных для установки на тракторах, которые согласно технической документации предприятия-изготовителя предусмотрены для использования в местах с ограниченным воздухообменом (парники, животноводческие комплексы, шахты и т. д.), измеряют на установившемся режиме работы дизеля при шести значениях частоты вращения через равные интервалы от п яо „ до бдльшего из значений 0,55 п„ ом или п тах с округлением полученных значений в пределах 10 об/мин, и максимальных значениях крутящего момента для каждой частоты вращения.

Примечание.

п тах - частота вращения при максимальном крутящем моменте,

Лном - номинальная частота вращения.

2.2.6. Дымность отработавших газов дизелей тракторов с механической ступенчатой трансмиссией, не предназначенных для использования в местах с ограниченным воздухообменом, измеряют на установившемся режиме при частотах вращения, указанных в п. 2.2.5, и значениях крутящего момента, составляющих 80 % максимального для каждой частоты вращения.

2.2.7. Дымность отработавших газов дизелей тракторов с трансмиссией любого вида, кроме механической ступенчатой, не предназначенных для использования в местах с ограниченным воздухообменом, и комбайновых дизелей измеряют на режиме «ном при 80 %i максимального для данной частоты вращения значения крутящего момента.

2.2.8. Для дизелей, имеющих отключаемый наддув или перепускной клапан, дымность отработавших газов следует измерять при включенном и выключенном агрегате наддува и перепускном клапане. В качестве оценочного показателя принимают большее значение двух измерений.

2.2.9. У V-образных дизелей дымность измеряют в общем выпускном трубопроводе. Если конструкция дизеля не предусматривает объединение трубопроводов, дымность измеряют для каждого ряда цилиндров отдельно, а в качестве оценочного показателя принимают большее значение этих измерений.

2.2.10. Дымность на каждом режиме измеряют три раза. Промежуток времени между двумя последовательными измерениями на каждом режиме не должен превышать 1 мин. В качестве результата измерения берут среднее арифметическое значение трех измерений на каждом режиме. Отклонение показаний на заданном режиме не должно превышать 4 % по линейной шкале ды-момера с эффективной базой 0,43 м.

2.2.11. Дизель удовлетворяет требованиям настоящего стандарта, если результаты измерения дымности на каждом заданном режиме не превышают соответствующие этому режиму нормы, указанные в таблице.

2.3. Требования безопасности

2.3.1. Требования техники безопасности и производственной санитарии - по ГОСТ 18509-88 .

2.3.2. Санитарно-гигиенические требования к воздуху на рабочих местах испытателей (около пульта управления) - по ГОСТ 12.1.005-88 .

2.3.3. Уровни шума на рабочих местах испытателей (около пульта управления) должны соответствовать ГОСТ 12.1.003-83 по категории рабочих мест водителей и обслуживающего персонала тракторов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Справочное

ТЕРМИНЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СТАНДАРТЕ,

И ИХ ПОЯСНЕНИЯ

Пояснение

1. Дымность отработавших газов

2, Дымомер

Прибор для измерения дымности отработавших газов

3. Натуральный показатель ослабления

4. Коэффициент ослабления

Выраженное в процентах ослабление потока света, образующего параллельный

5. Эффективная база дымомера

пучок, вызванное его поглощением и рассеиванием отработавшими газами, проходящими через мерный объем дымомера Толщина оптически однородного слоя отработавших газов, эквивалентного по ослаблению светового потока отработавшим газам, проходящим через мерный объем дымомера

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Обязательное

ОСНАЩЕНИЕ СИСТЕМЫ ВЫПУСКА ДИЗЕЛЯ

1. Система выпуска дизеля при измерении дымности отработавших газов должна быть оснащена пробоотборным зондом, устройствами, обеспечивающими необходимый режим газового отбора (заслонки, ресивер, теплообменник), а также устройством для отвода газов, поступающих в дымомер.

2. Система выпуска дизеля, газоотводное устройство, пробоотборный зонд, выпускная система стенда и их соединения не должны допускать утечку отработавших газов или подсос воздуха.

3. Пробоотборный зонд - трубка из нержавеющей стали - должен быть расположен в прямолинейном участке выпускной трубы с внутренним диаметром D на расстоянии 6D от входного и не менее 3D от его выходного сечения таким образом, чтобы входное отверстие зонда располагалось по оси и было обращено навстречу потоку отработавших газов. Прямолинейный участок выпускной трубы должен быть расположен на расстоянии не менее 2 м от выпускного коллектора дизеля. При необходимости допускается применять удлинительный патрубок, герметично соединенный со срезом выпускной трубы.

Внутренний диаметр зонда d должен составлять не менее 0,225 D при D>100 мм и не более 25 мм при D<100 мм.

Для кратковременного использования (испытания до 100 дизелей) допускается изготавливать зонд из конструкционной стали.

4. При наличии в системе выпуска трактора (или комбайна) нейтрализатора (нейтрализаторов) отработавших газов (за исключением жидкостного* нейтрализатора) зонд устанавливают с соблюдением требований, изложенных в п. 3 настоящего приложения, после нейтрализатора (нейтрализаторов). В случае использования жидкостного нейтрализатора зонд устанавливается перед ним.

5. Для уменьшения колебаний давления в потоке отработавших газов допускается устанавливать в пробоотборной магистрали по возможности ближе к зонду ресивер объемом 5-10 л. Ресивер рекомендуется выполнять и виде устройства «труба в трубе», меньшую из которых диаметром d t имеющую в середине кольцевой разрез длиной 5 d, соединяют с газоподводящей трубой дымомера (соосно).

Допускается размещать в выпускной трубе на расстоянии не менее 3 D за зондом управляемую заслонку или другое устройство для повышения давления. При этом система выпуска дизеля на стенде должна создавать давление в выпускном коллекторе (у дизеля без турбонаддува) или давление после турбины турбокомпрессора (у дизеля с турбонаддувом), отличающееся не более чем на 650 Па от верхнего предельного значения на режиме эксплуатационной мощности, указанного предприятием-изготовителем.

6. Газоподводящая труба, соединяющая пробоотборный зонд с охладителем и ресивером (если они имеются) и дымомером, должна иметь длину не более 3,5 м и располагаться с подъемом в сторону дымомера. Труба должна быть герметичной, без резких изгибов, шероховатостей и элементов, способствующих накоплению сажи. Допускается устанавливать в газоподводящей трубе регулируемую заслонку и водоотделитель.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Обязательное

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЫМОМЕРУ

1. Дымомер должен работать по методу просвечивания столба отработавших газов определенной длины. Рекомендуемая длина эффективной базы дымомера - 0,43 м.

2. Индикатор дымомера должен иметь две измерительные шкалы: основную, проградуированную в единицах натурального показателя ослабления от 0 до оо (м- 1), и вспомогательную, линейную, имеющую 100 делений диапазоном от 0 (измерительная камера дымомера заполнена чистым воздухом) до 100 % (абсолютно светонепроницаемая среда). Зависимость между основной и вспомогательной шкалами определяют следующей формулой

где К - натуральный показатель ослабления, м- 1 ;

N - коэффициент ослабления, %;

L - эффективная база дымомера, м.

Должна быть обеспечена возможность считывания с основной шкалы с точностью 0,025 м- 1 при показании в 1,7 м" 1 и 0,5 % (половина деления) с линейной шкалы по всему диапазону измерений.

3. Если эффективная база дымомера, используемого при испытаниях, не равна 0,43 м, то показания, снятые по линейной шкале, должны быть приведены к показаниям линейной шкалы прибора с эффективной базой 0,43 м по формуле

где Nl - коэффициент ослабления при измерении дымомером с эффективной базой L (м), %;

N - коэффициент ослабления при измерении дымомером с эффективной базой 0,43 м, %.


ГОСТ 17.2.2.05-97
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ОХРАНА ПРИРОДЫ
АТМОСФЕРА
НОРМЫ И МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ С ОТРАБОТАВШИМИ
ГАЗАМИ ДИЗЕЛЕЙ, ТРАКТОРОВ И САМОХОДНЫХ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
Минск
Предисловие
1. РАЗРАБОТАН Российской Федерацией
ВНЕСЕН Госстандартом России
2. ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 12-97 от 21 ноября 1997 г.)
За принятие проголосовали:


Наименование государства

Наименование национального органа по стандартизации

Азербайджанская Республика

Азгосстандарт

Республика Армения

Армгосстандарт

Республика Белоруссия

Госстандарт Белоруссии

Грузия

Грузстандарт

Республика Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизская Республика

Киргизстандарт

Республика Молдова

Молдовастандарт

Российская Федерация

Госстандарт России

Республика Таджикистан

Таджикгосстандарт

Туркменистан

Главная государственная инспекция Туркменистана

Республика Узбекистан

Узгосстандарт

3. Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 25 марта 1998 г. № 81 межгосударственный стандарт ГОСТ 17.2.2.05-97 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 1999 г.
4. ВЗАМЕН ГОСТ 17.2.2.05-86
ГОСТ 17.2.2.05-97
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Охрана природы
АТМОСФЕРА
Нормы и методы определения выбросов вредных веществ с отработавшими газами дизелей, тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин
Nature protection. Atmosphere. Rates and testing methods of harmful substances ejections with exhaust gases from diesel engines, tractors and agricultural machines
Дата введения 1999-07-01

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт распространяется на: вновь изготовленные и капитально отремонтированные на ремонтных предприятиях дизели тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин (далее - дизели); сельскохозяйственные, промышленные и лесохозяйственные дизельные тракторы, в том числе используемые в качестве базы для строительно-дорожных машин и машин, применяемых в коммунальном и лесном хозяйстве, тракторные самоходные дизельные шасси (далее - тракторы); самоходные сельскохозяйственные машины (далее - машины); находящиеся в эксплуатации тракторы и машины, предназначенные для работы или работающие в условиях неограниченного и ограниченного воздухообмена, - и устанавливает нормы выбросов вредных веществ с отработавшими газами (далее - выбросы) и методы их определения.
Стандарт не распространяется на малогабаритные тракторы, другие мобильные средства малой механизации и дизели к ним.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 17.2.2.02-98 Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы определения дымности отработавших газов дизелей, тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин;
ГОСТ 7057-81 (СТ СЭВ 4764-84) Тракторы сельскохозяйственные. Методы испытаний
ГОСТ 18509-88 Дизели тракторные и комбайновые. Методы стендовых испытаний
ГОСТ 23734-79 Тракторы промышленные. Методы испытаний

3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. Выбросы - вредные вещества, поступающие в атмосферу вместе с отработавшими газами из системы выпуска дизеля, трактора или машины.
3.2. Удельный выброс - выброс, отнесенный к единице совершаемой дизелем, трактором или машиной работы на маховике или выходном вале дизеля.
3.3. Места с неограниченным и ограниченным воздухообменом - по ГОСТ 17.2.2.02.

4. ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

DB - внутренний диаметр прямолинейного участка выпускного трубопровода испытательного стенда, выпускной трубы трактора или машины или удлинительного патрубка, мм.
FA - показатель окружающей среды.
В’окр - давление сухого воздуха, кПа.
Вокр - атмосферное давление, кПа.
- относительная влажность окружающего воздуха, %.
PS - парциальное давление насыщенного водяного пара при данной температуре окружающего воздуха, кПа.
Токр - температура окружающего воздуха, К.
d - содержание водяных паров в воздухе на входе в устройство для измерения расхода воздуха, г/кг.
- поправочный коэффициент на влажность для оксидов азота.
GT - расход дизельного топлива, кг/ч.
GB - расход воздуха, поступающего в цилиндры дизеля, кг/ч.
FCO - поправочный коэффициент на влажность для оксида углерода (II).
- массовый выброс оксидов азота, г/ч.
- объемная концентрация оксидов азота, млн-1.
GCO - массовый выброс оксида углерода (II), г/ч.
WCO - объемная концентрация оксида углерода, млн-1.
GCH - массовый выброс суммарных углеводородов, г/ч.
WCH - объемная концентрация суммарных углеводородов, млн-1.
- удельный выброс оксидов азота, г/(кВтч).
- удельный выброс оксида углерода, г/(кВтч).
- удельный выброс суммарных углеводородов, г/(кВтч).
КB - коэффициент весомости режима, на котором определяли выбросы.
Ne - мощность дизеля, укомплектованного всем обслуживающим его оборудованием и установленного на испытательном стенде, или приведенная к маховику мощность дизеля, установленного на тракторе или машине, на режиме, на котором определяли выбросы.
ВОМ - вал отбора мощности.
ПГС - поверочная газовая смесь.

5. НОРМЫ ВЫБРОСОВ

5.1. Значения удельных выбросов вновь изготовленных и капитально отремонтированных на ремонтных заводах дизелей, тракторов и машин не должны быть более норм, приведенных в таблице 1.
Таблица 1
5.2. Значения удельных выбросов находящихся в эксплуатации тракторов и машин не должны быть более норм, приведенных в таблице 2.
Таблица 2

6. СРЕДСТВА ИСПЫТАНИЙ

6.1. Концентрацию вредных веществ в отработавших газах измеряют с помощью быстродействующих газоанализаторов непрерывного действия:
- оксидов азота - газоанализатором хемилюминесцентного типа с преобразователем оксида азота (IV) в оксид азота (II);
- оксида углерода (II) - газоанализатором недисперсного типа с поглощением в инфракрасной части спектра;
- суммарных углеводородов - газоанализатором пламенно-ионизационного типа.
Порядок калибровки газоанализаторов - по приложению А.
6.2. Пробоотборная магистраль суммарных углеводородов и регистрирующее устройство газоанализаторов должны иметь систему подогрева, обеспечивающую их температуру 180-200 °С, а пробоотборная магистраль оксидов азота - не менее 70 °С; все нагреваемые пробоотборные магистрали должны быть снабжены противосажевым нагреваемым фильтром.
Можно использовать общую, подогреваемую до 180-200 °С, магистраль для подвода проб к различным газоанализаторам.
6.3. Пробоотборный зонд представляет собой трубку с закрытым торцом и отверстиями в ее цилиндрической части; общая площадь отверстий должна быть не менее .
6.4. Испытательные стенды, оборудованные нагружающими устройствами, в том числе стенды с беговыми барабанами или с бесконечной лентой, средства измерений крутящего момента, частоты вращения коленчатого вала, хвостовика ВОМ или ведущих колес, расхода топлива, температуры моторного масла, дизельного топлива и окружающего воздуха, атмосферного давления и других параметров - по ГОСТ 18509, ГОСТ 7057 и ГОСТ 25734.

7. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ К ИСПЫТАНИЯМ И УСЛОВИЯ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

7.1. Установка, закрепление дизеля, трактора или машины на испытательных стендах, оборудованных нагружающими устройствами, или на площадке, соединение маховика, хвостовика ВОМ, ведущих осей, шкива ременной передачи с нагружающим устройством, условия питания топливом - по ГОСТ 18509, ГОСТ 7057, ГОСТ 23734, а также по техническим условиям, эксплуатационной и ремонтной документации на тракторы и машины конкретных марок.
7.2. Выбросы дизелей определяют при стендовых испытаниях по ГОСТ 18509.
7.3. Выбросы тракторов, имеющих ВОМ, механически связанный с коленчатым валом дизеля, не являющийся синхронным и предназначенный для передачи максимальной мощности, определяют при торможении хвостовика ВОМ по ГОСТ 7057 и ГОСТ 23734.
7.4. Выбросы тракторов, имеющих ВОМ, механически связанный с коленчатым валом дизеля и являющийся синхронным и (или) не предназначенный для передачи максимальной мощности, или не имеющих ВОМ, механически связанный с коленчатым валом дизеля, определяют при торможении осей ведущих колес или при испытаниях на стендах с беговыми барабанами или с бесконечной лентой.
7.5. Выбросы машин определяют при торможении установленных на них дизелей через ведущие или ведомые шкивы ременной передачи, через ведущие или ведомые звездочки цепной передачи или через другие составные части трансмиссии или на стендах с беговыми барабанами или с бесконечной лентой.
7.6. Выбросы определяют, если конструкция тракторов и машин обеспечивает работу установленных на них дизелей на указанных в таблице 3 режимах.
Таблица 3

Частота вращения коленчатого вала дизеля

Крутящий момент, % крутящего момента при полной подаче топлива на данном скоростном режиме

Коэффициент весомости режима

1. Минимальная устойчивая

0

0, 0833

2. Соответствующая максимальному крутящему моменту

10

0, 0800

3. То же

25

0, 0800

4. »

50

0, 0800

5. »

75

0, 0800

6. »

100

0, 2501

7. Минимальная устойчивая

0

0, 0833

8. Номинальная

100

0, 1000

9. Тоже

75

0, 0200

10. »

50

0, 0200

11. »

25

0, 0200

12. »

10

0, 0200

13. Минимальная устойчивая

0

0, 0833

7.7. Требования к установке пробоотборных зондов, к дизельному топливу и маслам - по разделу 7 ГОСТ 17.2.2.02.
7.8. Места установки газоанализаторов относительно пробоотборного зонда - по технической документации на газоанализаторы конкретных марок.
7.9. Испытания проводят при атмосферных условиях, удовлетворяющих условию (1) или приложению Б.
. (1)
Значение FА определяют по формулам:
- для дизелей без наддува или с механическим приводом компрессора, а также для тракторов и машин с такими дизелями
; (2)
- для дизелей с турбонаддувом без промежуточного охлаждения наддувочного воздуха, а также для тракторов и машин с такими дизелями
; (3)
- для дизелей с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха, а также для тракторов и машин с такими дизелями
, (4)
где (5)
7.10. Дизель, трактор или машина непосредственно перед измерением содержания вредных веществ в отработавших газах должны быть прогреты таким образом, чтобы значения температуры моторного масла и (или) охлаждающей жидкости дизеля находились в пределах, рекомендуемых предприятием - изготовителем дизеля, трактора или машины.
7.11. Перед началом испытаний газоанализаторы должны быть прогреты согласно инструкции по их применению.

8. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ

8.1. Содержание вредных веществ в отработавших газах определяют при работе дизеля на установившихся режимах в соответствии с таблицей 3. Требования к установившимся режимам - по ГОСТ 17.2.2.02.
8.2 Испытания следует проводить в течение одного дня.
8.3. Крутящий момент во время испытаний не должен отличаться от приведенного в таблице 3 более чем на 2 %, а частота вращения - более чем на 10 об/мин.
8.4. Продолжительность отбора проб на каждом установившемся режиме должна быть не менее 4 мин.
8.5. Показания газоанализаторов фиксируют в течение не менее трех последних минут отбора проб на каждом режиме.
8.6. Выбросы дизеля, имеющего отключаемый наддув или перепускной клапан системы наддува, а также трактора и машины с таким дизелем измеряют при включенном и выключенном агрегате наддува или перепускном клапане.
8.7. Выбросы дизелей, имеющих несколько выпускных коллекторов, а также тракторов и машин, имеющих две и более выпускные трубы, следует измерять в каждом выпускном трубопроводе испытательного стенда, в каждой выпускной трубе или каждом удлинительном патрубке.

9. ПРАВИЛА ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ

9.1. Содержание водяных паров в воздухе на входе в устройство для измерения расхода воздуха рассчитывают по формуле
. (6)
9.2. Поправочные коэффициенты на влажность для оксидов азота и оксида углерода (II) рассчитывают по формулам:
; (7)
. (8)
9.3. Массовые выбросы оксидов азота, оксида углерода (II) и суммарных углеводородов для каждого из 13 режимов при влажном состоянии отработавших газов рассчитывают по формулам:
; (9)
; (10)
. (11)
9.4. Если дизель, установленный на стенде или на тракторе или машине, имеет отключаемый наддув или перепускной клапан системы наддува, массовые выбросы рассчитывают при работе дизеля как с включенным, так и с отключенным наддувом или как с включенным, так и с выключенным перепускным клапаном.
9.5. Если дизель имеет несколько выпускных коллекторов, а трактор или машина с таким дизелем - несколько выпускных труб, при расчетах по формулам (7) - (11) используют среднее арифметическое всех измеренных на каждом режиме из числа указанных в таблице 3 значений объемных концентраций оксидов азота, оксида углерода (II) и суммарных углеводородов.
9.6. Мощность дизеля на каждом режиме по таблице 3 рассчитывают в соответствии с требованиями ГОСТ 18509, если дизель установлен на испытательном стенде, и ГОСТ 7057 или ГОСТ 23734, если дизель установлен на тракторе или машине. При этом должны быть учтены потери мощности в составных частях трактора или машины, а также испытательного стенда, соединяющих маховик или выходной вал дизеля с нагружающим устройством стенда.
Мощность дизеля не приводят к стандартным атмосферным условиям, температуре и плотности топлива.
9.7. Удельные выбросы оксидов азота, оксида углерода (II) и суммарных углеводородов рассчитывают по формулам:
; (12)
; (13)
. (14)
9.8. Значения удельных выбросов оксидов азота, оксида углерода (II) и углеводородов должны быть не более норм по разделу 5.
9.9. Выбросы дизелей, имеющих отключаемый наддув или перепускной клапан системы наддува, а также тракторов и машин с такими дизелями оценивают по наибольшим удельным выбросам.
9.10. При испытаниях на топливе различных марок выбросы оценивают по результатам испытаний на топливе той марки, при использовании которой удельные выбросы оказались наибольшими.

10. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ

10.1. Результаты испытаний оформляют в виде протокола. Форма протокола - по приложению В.

11. ДОПУСТИМЫЕ ПОГРЕШНОСТИ ИЗМЕРЕНИЙ

11.1. Пределы основной абсолютной погрешности средств измерений - по ГОСТ 18509, ГОСТ 7056 и ГОСТ 23734.
11.2. Погрешность при расчетах должна быть не более 0, 2 %.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

(обязательное)

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КАЛИБРОВКИ ГАЗОАНАЛИЗАТОРОВ

А.1. Калибровку газоанализаторов проводят:
- ПГС;
- оксидом азота (II) в азоте для газоанализаторов оксидов азота;
- оксидом углерода (II) в азоте для газоанализаторов оксида углерода;
- пропаном или метаном в синтетическом воздухе или азоте для газоанализаторов суммарных углеводородов;
- поверочным нулевым газом - воздухом или нулевым газом согласно инструкции на газоанализатор.
Технические характеристики ПГС и поверочного нулевого газа - по технической документации на ПГС и поверочный нулевой газ конкретных марок.
К каждой ПГС должен быть приложен паспорт, удостоверяющий ее параметры: концентрацию основного газа в газе-наполнителе, погрешность приготовления ПГС, срок годности.
А.2. Калибровку каждого используемого диапазона проводят в двух точках шкалы с помощью ПГС или нулевого газа. При этом используют ПГС, номинальное значение концентрации которой составляет более 80% шкалы проверяемого диапазона измерений.
А.3. Если после подачи ПГС в газоанализатор его показания отличаются от номинального значения ПГС не более чем на 5 % верхнего предела шкалы, параметры регулировки газоанализатора могут быть изменены для достижения необходимых показаний. В противном случае необходимо выявить неисправность, устранить ее и провести повторную калибровку.
А.4. Пробоотборную систему проверяют на герметичность.
Пробоотборник должен быть отсоединен от системы выпуска отработавших газов, а его конец - заглушен.
Насос газоанализатора должен быть включен.
После периода стабилизации все расходомеры должны показывать «О». В противном случае необходимо выявить и устранить дефект, после чего повторить испытания.
А.5. Пробоотборную линию проверяют на быстродействие.
На пробоотборник подают измерительный газ различных концентраций переключением с нуля на измерительный газ. Время подачи измерительного газа до считывания 90% поданной концентрации газа, определяющее быстродействие газоанализатора, не должно быть более указанного в технической документации на газоанализаторы конкретных марок. Если после периода стабилизации газоанализатор покажет меньшую концентрацию измерительного газа в сравнении с исходной концентрацией, необходимо выявить и устранить дефект, после чего повторить испытания.
А.6. Калибровки проводят до и после испытаний согласно п. А.2 с помощью одного и того же газа.
Результаты измерений считают достоверными, если показания газоанализаторов при калибровке до и после испытаний отличаются не более чем на 3 %.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

(справочное)

НОМОГРАММЫ УСЛОВИЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ С ОТРАБОТАВШИМИ ГАЗАМИ

Б.1. Выбросы определяют, если точка, соответствующая измеренным во время испытаний значениям атмосферного давления и температуры окружающего воздуха, находится внутри обозначенного на номограмме поля или на его границах.
Б.2. Номограммы, по которым устанавливают возможность определения выбросов, приведены на рисунках:
Б.1 - для дизелей без турбонаддува или с механическим приводом компрессора, а также тракторов и машин с такими дизелями;


Рисунок Б.1
Б.2 - для дизелей с турбонаддувом без промежуточного охлаждения наддувочного воздуха, а также тракторов и машин с такими дизелями;


Рисунок Б.2
Б.3 - для дизелей с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха, а также тракторов и машин с такими дизелями.


Рисунок Б.3

ПРИЛОЖЕНИЕ В

(обязательное)

ФОРМА ПРОТОКОЛА ИСПЫТАНИЙ



Испытательная организация, дата, место проведения и вид испытаний
1. Марка дизеля, трактора или машины, их заводские номера и наработка
___________________________________________________________________________
2. Завод - изготовитель трактора или машины и его адрес__________________________
___________________________________________________________________________
3. Завод - изготовитель дизеля и его адрес_______________________________________
___________________________________________________________________________
4. Марка дизельного топлива, на котором проводили испытания ___________________
___________________________________________________________________________
5. Значения выбросов дизеля, трактора или машины, г/(кВтч), полученные во время испытаний, и установленные настоящим стандартом нормы выбросов:
- оксиды азота -
- оксид углерода (II) -
- углеводороды -
6. Тип, марка и изготовитель газоанализаторов __________________________________
___________________________________________________________________________
7. Решение о соответствии или несоответствии дизеля, трактора или машины требованиям настоящего стандарта
Ответственный за испытания (должность, фамилия, имя, отчество)_________________
___________________________________________________________________________
Подпись Место печати

Ключевые слова: выбросы вредных веществ, отработавшие газы, дизели, тракторы, сельскохозяйственные машины
СОДЕРЖАНИЕ

© 2024 sun-breeze.ru
Новые идеи бизнеса - Животные и растения. Заработок в интернете. Автобизнес