О стандарте для специалистов в закупочной сфере
08.11.2019 на сайте проектов нормативных актов Минтруд опубликовал проект Приказа об утверждении профстандарта для специалиста в сфере закупок. Он состоит из 4 разделов:
Вот функциональная карта вида профессиональной деятельности из 2-го раздела профстандарта для специалиста в закупочной сфере.
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||||
---|---|---|---|---|---|
Наименование |
Уровень квалификации |
Наименование |
Уровень (подуровень) квалификации |
||
Обеспечение госзакупок |
Предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги и иные объекты имущественных прав |
||||
Подготовка закупочной документации |
|||||
Обработка результатов закупки и заключение контракта (договора) |
|||||
Проведение госзакупок |
Составление планов и обоснование закупок |
||||
Осуществление процедур закупок |
|||||
Экспертиза результатов госзакупок, приемка контракта (договора) |
Проверка соблюдений условий контракта (договора) |
||||
Проверка качества, своевременности, комплектности представленных товаров, работ, услуг, иных объектов гражданских прав, соответствие иным условиям контракта (договора) |
|||||
Контроль в сфере госзакупок |
Мониторинг |
||||
Аудит и контроль |
Третий раздел профстандарта раскрывает содержание обобщенных трудовых функций специалиста и трудовых функций, которые входят в них.
Рассмотрим обобщенную трудовую функцию специалиста «Обеспечение госзакупок», в нее входят 3 функции:
В профстандарте для этой обобщенной функции прописаны возможные наименования должностей (профессий):
Требования к образованию специалиста по закупкам по 44-ФЗ |
Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в сфере закупок или высшее образование — бакалавриат или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (для работников контрактной службы) |
|||||||||||
Требования к опыту практической работы |
Не предъявляются |
|||||||||||
Особые условия допуска к работе |
||||||||||||
Другие характеристики |
||||||||||||
Дополнительные характеристики |
||||||||||||
Наименование документа |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
|||||||||||
Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ) |
Закупщики |
|||||||||||
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС) |
Агент по закупкам |
|||||||||||
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) |
Агент по закупкам |
А для трудовой функции предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги и иные объекты имущественных прав для специалистов прописали:
Собрали их в таблицу для примера.
Трудовые действия |
|
||||||||
|
|||||||||
|
|||||||||
Другие характеристики |
Необходимые этические нормы:
|
Другие трудовые функции для специалистов раскрыты по аналогии с этой.
08.11.2019 на сайте проектов нормативных актов Минтруд выложил проект Приказа, который утверждает профстандарт «Эксперт в сфере закупок». Он состоит из 4 разделов:
Трудовые функции, действия, умения и знания для эксперта в сфере госзакупок расписаны по аналогии со специалистом.
Понятие о профессиональном стандарте появилось в Трудовом кодексе в 2012 г. На основании Правил стандартов, которые утверждены Постановлением Правительства № 23 от 22.01.2013, Минтруд разработал и ввел в действие Приказами от 10.09.2015 две специальности для работающих в сфере закупок: № 625н — профессиональный стандарт специалиста по закупкам, № 626н — эксперта.
Круг исполняющих лиц определен правительственным Постановлением № 584 от 27.06.2016.
Для организаций с долевым участием государства свыше 50% Постановлением Правительства № 584 от 27.06.2016 предусмотрели поэтапное применение квалификационных требований в срок до 01.01.2019.
Профстандарт контрактного управляющего с 2020 года работодатели обязательно применяют только в части требований к образованию работников. Это мнение Минэкономразвития из Письма от 06.04.2016 № Д28и-841. И оно соответствует трудовому законодательству. В ч. 1 ст. 195.3 ТК указано, что если в НПА прописаны требования к квалификации, которая необходима работнику для выполнения трудовой функции, то работодатели вправе применять профстандарты только в части этих требований. А в 44-ФЗ есть требование только о наличии образования в сфере закупок. Поэтому только эти требования профстандартов обязательны к исполнению. Остальные качества заказчик применяет как основу для определения требований к квалификации работников. Это правило прописано в ч. 3 ст. 195.3 ТК.
Профстандарты применяются при создании закупочной комиссии . Преимущество получают сотрудники с профессиональной переподготовкой, повышением квалификации, специальными знаниями об объекте закупки (ч. 5 ст. 39).
Своеобразным водоразделом является текущий год. Еще в 2016 г. контрактному работнику достаточно было иметь образование по правилам размещения заказов. Нынешняя ситуация обязывает соблюдать профстандарт специалиста по закупкам с 2020 года с наличием документов об образовании в контрактной сфере.
Эта специальность разделена по полномочиям в соответствии со шкалой сложности.
Вот квалификационные требования к должности специалиста по закупкам:
Составлены требования к образованию и обучению специалистов:
Определены сроки опыта практической работы для специалистов в сфере госзакупок:
Задачи проведения экспертизы и консультирования, оценки продукта включает профстандарт эксперта в сфере закупок. Закрепленные трудовые функции — такой же перечень.
Аналогичная система классификации от минимального уровня сложности к максимальному прослеживается и здесь, их всего три:
Для минимального предела необходимы высшее, дополнительное профессиональное образование с опытом практических навыков не менее 3 лет.
Для среднего уровня требуется высшее образование (специалитет, магистратура) и дополнительное профессиональное и не менее 4 лет работы.
Для максимальной ступени придется получить такое же образование, как для средней, но период осуществления профдеятельности не может составлять менее 5 лет, в том числе менее 3 на руководящих должностях.
На сегодняшний день, с вступлением в силу Закона о контрактной системе (Закон №44-ФЗ), сфера госзаказа стала очень популярной и привлекает все больше людей. Среди них есть те, кто только выбирает специализацию, есть люди, которые, уже имея за спиной опыт в другой области, меняет профессию кардинально, в надежде добиться больших результатов. Очень часто мы выбираем профессию по ее внешним признакам и атрибутам, исходя из стереотипов. Определяя свою будущую специализацию, люди попадают в ловушку своих представлений, которые не имеют ничего общего с реальностью. Ситуация с такой профессией как специалист по госзакупкам ничем не отличается. О желательных личных качествах сотрудника контрактной службы уже говорилось в статье . Задача этой статьи - коротко рассказать об особенностях работы и функционале контрактного управляющего в госзакупках со стороны заказчика.
Закон о контрактной системе ввел такое понятие, как контрактный управляющий. Информация и ажиотаж в отношении этой темы в средствах массовой информации и личном общении создает впечатление, что контрактный управляющий — это высокооплачиваемая должность, работа в госзакупках несложная, очень престижная и разобраться в этой теме можно достаточно быстро. А как все обстоит на самом деле?
Такой профессии, как контрактный управляющий, даже нет в Квалификационном справочнике должностей. Поэтому у контрактного управляющего в трудовой книжке не будет записи с таким красивым словосочетанием. Должность будет называться как угодно: специалист, бухгалтер, инженер, юрист, экономист, но никак не контрактный управляющий. Любопытно, что в настоящее время основная масса тех сотрудников, кто занимается госзакупками на стороне заказчика – это действительно люди смежных профессий, которым дали дополнительную нагрузку и лишнюю головную боль. При этом дополнительный функционал далеко не всегда оплачивается.
Несмотря на то, что госзакупки сами по себе существовали всегда, нормативная база по этой тематике неоднократно менялась. В настоящее время действует федеральный закон №44-ФЗ, требования которого очень серьезно изменили функции, загрузку и необходимую квалификацию контрактных управляющих со стороны заказчика и соответствующих специалистов со стороны поставщиков. Нагрузка увеличилась и очень сильно.
Функционал специалиста по закупкам — вопрос очень важный и до конца не понятный для многих (в том числе руководителей, выросших на правовом хаосе 1990-х). Частично ответ можно получить в части 4 статьи 38 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе). Далее большая цитата из первоисточника для желающих:
Статья 38. Контрактная служба
1. Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным).
2. В случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее — контрактный управляющий).
3. Контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
4. Контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия:
1) разрабатывают план закупок, осуществляют подготовку изменений для внесения в план закупок, размещают в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения;
2) разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения;
3) осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;
4) обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;
5) участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы;
6) организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
7) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
5. При централизации закупок в соответствии с частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и не переданные соответствующим уполномоченному органу, уполномоченному учреждению, которые осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом контрактная служба, контрактный управляющий несут ответственность в пределах осуществляемых ими полномочий.
6. Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Что скрывается за общими формулировками? Довольно много обязательной рутинной работы. Подготовка документов, сбор информации, взаимодействие с сотрудниками, консультации с поставщиками, размещение информации в сети Интернет, возможно визиты в контролирующие органы и суды и другие заботы.
Следует отметить, что госзакупки можно формально разделить на три больших блока:
Это очень грубое, но между тем основополагающее деление Закона о контрактной системе. Там есть и другие направления, такие как мониторинг, аудит, контроль, но это либо косвенно относится к этим трем блокам, либо не имеет прямого отношения к Заказчику.
Работа контрактного управляющего для каждого учреждения имеет специфику. Начнем с того, что для понимания различий заказчиков лучше условно разделить на три категории - крупных, средних и мелких и рассмотреть их отдельно.
Что-то пошло не так... О важности кризисных стратегий
Наверняка многие помнят телетрансляцию, кульминаци...
Со вступлением в силу 44-ФЗ все большему числу компаний требуются квалифицированные специалисты в сфере госзакупок. Чтобы работать по этой специальности, нужно хорошо разбираться в тонкостях проведения тендеров и быть в курсе актуального законодательства. На основе требований работодателей мы разработали комплексную программу, пройдя которую, вы сможете получить набор необходимых знаний и навыков.
Программа включает 5 курсов:
На этой программе вы узнаете все о подготовке к участию к госзакупкам – как со стороны поставщика , так и заказчика . Вы изучите и проанализируете все последние изменения законодательства, связанные с введением федеральной контрактной системы, познакомитесь с особенностями проведения электронных торгов (на примере площадки «Сбербанк АСТ»»). Отдельное внимание будет уделено подготовке документации для участия в госзакупках. Кроме того, вы узнаете, как эффективно урегулировать споры и корректно действовать в случае нарушения норм законодательства при проведении госзакупок.
На занятиях рассматриваются конкретные примеры из судебной практики и решения Федеральной антимонопольной службы. Учебная программа включает в себя лекционные и практические занятия, деловые игры, решение кейсов, самостоятельную работу слушателей, проведение круглого стола в конце обучения (очная форма обучения), практику на площадке «Сбербанк-АСТ». Кроме того, вы сможете получить консультации преподавателей по интересующим вопросам.
Дополнительно о программе:
Хотите стать экспертом в закупках? Записывайтесь на комплексную программу!
с 10:00 до 17:00 | Вечер или Выходные Стандартная цена |
Записаться | |||
---|---|---|---|---|---|
Частные лица | 52 090 | 52 090 | |||
Организации | 61 090 | 61 090 | |||
Первый взнос (для частных лиц) | 10 400 | 10 400 |
8
ак. ч.
Отыскать сегодня подходящую для себя работу непросто. Ведь она должна не только помогать содержать себя и свою семью, но и позволять реализоваться, как профессионал своего дела. Да и большинство соискателей, которые желают трудоустроиться официально, рассчитывают получить полный социальный пакет и связанные с ним блага. Среди доступных вакансий нередко встречается должность специалиста по закупкам. Чем занимаются такого рода сотрудники? На каких предприятиях существует в них потребность? Какие обязанности должен выполнять данный специалист? Необходимо ли для этого получить полноценное высшее образование или достаточно пройти курсы? Специалист по закупкам - популярная нынче вакансия. Поэтому далее в статье будут рассматриваться ответы на приведенные выше вопросы.
Что представляет собой должностная инструкция специалиста по особый внутренний документ определенной организации, в котором ясно и четко изложены основные требования к соискателю на данную должность, описаны круг всех его профессиональных обязанностей, а также должностных прав, рамки, определяющие степень его ответственности за халатно выполненную работу. Его наличие является обязательным на любом предприятии, на котором существует должность "специалист по закупкам". Обязанности работника должны быть правильным образом определены для того, чтобы его функция реализовалась в компании так, как это ожидается. В чем же последняя состоит?
Несмотря на то что рассматриваемая должность появилась сравнительно недавно, профстандарт "Специалист в сфере закупок" в полной мере сформирован и содержит жесткие требования. Ведь такие сотрудники требовались и ранее. Например, похожие профессиональные функции выполняли работники, зачисленные в штат предприятий и производственных организаций. Тогда такая должность имела иное название: инженер по материально-техническому обеспечению.
Итак, что же подразумевает под собой работа "специалист по закупкам"? Если говорить кратко, не раскрывая читателю многочисленных нюансов профессиональных обязанностей, которые отражают особенности трудовой деятельности и производства определенной компании, то главной задачей такого сотрудника является перманентное обеспечение организации любыми необходимыми материалами или товарами.
Общая же функция, которую отражает профстандарт "Специалист в сфере закупок", (а именно: обеспечение предприятия необходимыми для его адекватного функционирования товарно-материальными ценностями), помимо прочего, включает в себя еще достаточно большое количество косвенных обязанностей, таких как анализ действительного соотношения качества предлагаемой поставщиками продукции и ее рыночной стоимости.
Именно должностная инструкция, как это уже замечалось выше, является одним из двух основных документов (второй - заключенный с сотрудником трудовой договор), которые и определяют, что должен выполнять в ходе своей трудовой деятельности специалист по закупкам. Образование этого документа является первоочередной задачей руководства, ведь, согласно актуальному законодательству, сотрудник не может выполнять какие-либо обязанности, кроме тех, которые были четко описаны в договоре, который он заключал в процессе трудоустройства. А этот документ, как правило, в указанном месте делает ссылку, призывая обратиться к должностной инструкции. Именно поэтому многие специалисты уделяют ей такое внимание.
Как должна выглядеть должностная инструкция рассматриваемого специалиста? Важно, чтобы она была составлена согласно тем стандартам и формам, которые приняты в данном регионе. Итак, рассматриваемый документ следует составлять таким образом, чтобы он обязательно содержал следующие разделы:
Что определяет круг обязанностей, которые имеет специалист по закупкам? 44-ФЗ, или Федеральный закон, который отражает актуальные требования законодательства. Согласно ему, рассматриваемый документ имеет много общего с должностной инструкцией специалиста по снабжению. Впрочем, существует ряд различий, которые выделяют должность "специалист по закупкам". Обязанности двух этих работников не являются идентичными. Знать эти отличия особенно необходимо сотрудникам и руководству крупных предприятий, на которых, как правило, предусмотрено наличие двух этих должностей.
Именно поэтому еще до окончательного формирования должностной инструкции важно хорошенько разобраться в основных требованиях к кандидатам. Так, необходимо знать, какая должна быть квалификация специалиста по закупкам, а также, как разграничить обязанности данных сотрудников.
Практика показывает, что обязанностей у того работника, который занимается закупками, существенно больше, чем у того, который занимается снабжением. В должностной иерархии первая должность значится существенно выше второй. Подобным образом отличается и уровень зарплаты. Именно поэтому было бы логично, чтобы и требования к кандидату на должность "специалист по закупкам", обязанности которого существенно значимее, были гораздо выше и жестче. Это следует учитывать при составлении должностной инструкции. Резюме специалист по закупкам (вернее, кандидат на эту должность) может составить успешно только в том случае, если заранее ознакомится со стандартными требованиями к соискателю.
Подобным образом, профессиональные обязанности сотрудников также следует четко разграничить. Это поможет наладить слаженное взаимодействие как между самими специалистами, так и между целыми отделами, которые находятся в их подчинении.
Специфика конкретной профессии определяет ряд особенных требований, характерных для определенной специальности, которые предъявляются к кандидатам на должность. И в рассматриваемой области также существуют определенные критерии. Специалиста по закупкам выбирают исходя из имеющихся навыков и знаний. Так, кандидат должен:
Помимо прочего, любой работодатель имеет право сформировать другие требования, которые необходимы для того, чтобы качественно выполнялась работа. Специалист по закупкам - важная составляющая успеха компании. Например, если компания занимается внешнеэкономической деятельностью, то от такого сотрудника могут требовать знания иностранных языков. Поэтому важно грамотно составить свое резюме. Специалист по закупкам - должность, которая позволяет многим ярко реализовать свои способности. Ради этого стоит рискнуть.
Должностные обязанности специалиста по государственным закупкам будут рассмотрены далее, а сейчас важно разобраться, какие он имеет права.
Что включает в свой круг ответственности ведущий специалист по закупкам?
Что рассказывает должностная инструкция специалиста по закупкам об согласно которым должен трудиться данный работник? Режим занятости человека занимающего рассматриваемую позицию в компании, определяется составленными специально для отдельного предприятия правилами внутреннего трудового распорядка, а также договором, который заключается с новыми сотрудниками в процессе трудоустройства. Помимо прочего, эти условия предусматривают необходимость периодически отлучаться в командировки для выполнения служебных заданий.
Заключение трудового договора, которое, собственно, и знаменует собой момент трудоустройства, - идеальное время для того, чтобы будущий сотрудник внимательно изучил, что входит в по закупкам, то есть, ознакомился с должностной инструкцией. Как зафиксировать факт того, что работнику была предоставлена вся необходимая информация? Существует несколько способов. Среди них выделяют следующие:
Специалист по закупкам - это особый сотрудник предприятия, который занимается тем, что осуществляет и контролирует процесс поставки в компанию необходимых для ее производственной деятельности товаров, всевозможных материалов, разнообразного сырья. Этот работник также занимается составлением и проверкой всей отчетной документации, которая имеет отношение к его прямым обязанностям. Помимо прочего, рассматриваемый специалист должен иметь развитое аналитическое мышление и хорошие коммуникативные навыки для того, чтобы уметь корректно оценить рентабельность предполагаемой сделки и грамотно вести переговоры с поставщиками.
Не менее важно на практике знать, как именно следует проверять продукцию на соответствие заявленным критериям качества. Такой специалист должен уметь обращаться с персональным компьютером и на высоком уровне владеть компьютерными программами, которые потребуются ему в ходе выполнения его основных должностных обязанностей; принимать важные решения в короткие сроки даже под давлением и в условиях постоянного стресса, ведь от их эффективности напрямую зависит успех всего предприятия; обрабатывать большие объемы информации своевременно и делать соответствующие выводы; отлично ориентироваться в актуальных условиях функционирования таможни, а также в особенностях работы отдельных транспортных компаний, с которыми сотрудничает данная организация. Эти сотрудники должны разбираться в основных тонкостях выбора необходимых материалов, понимать, как именно их следует транспортировать, а также хранить для того, чтобы они не потеряли своих полезных свойств и товарного вида. Также является желательным, а порой и обязательным условием наличие определенного опыта в сфере закупок. Обычно на эту должность принимают активных и энергичных людей. Именно такие кандидаты имеют шансы на то, что данную вакансию займут именно они.
Если вы задумываетесь о том, чтобы работать в качестве специалиста по закупкам, для начала важно изучить типичную должностную инструкцию (типовой документ, который точно определяет круг прав, обязанностей и ответственности определенного сотрудника). Это поможет ознакомиться с предстоящими условиями работы и заранее выяснить все ее тонкости. Так вы сможете понять, стоит ли продолжать свои попытки устроиться на эту должность или лучше поискать что-то другое. Если вам все подходит, то нужно постараться удостовериться в том, что и вы соответствуете всем требованиям компании. Для этого необходимо выяснить как можно больше о самой организации, а также о ее деловой активности, объемах производства и реализации, а заодно и об основных технических особенностях.
Отнестись к вопросу собственного трудоустройства следует крайне серьезно. Важно заранее изучить как можно больше информации о той компании, в которую вы хотите устроиться, а также непосредственно о желаемой должности. Для этого требуется тщательно иизучить должностную инструкцию по выбранной специальности. Стандартная форма этого документа по большинству профессий находится в свободном доступе, поэтому с ней в случае необходимости всегда может ознакомиться любой желающий. Чем серьезнее вы будете подготовлены, тем выше ваши шансы получить желаемое. И пусть работа дарит вам только приятные эмоции!
Как известно, с 1 июля 2016 года, работодатель обязан применять требования к квалификации и профессиональные стандарты к работнику, который будет заниматься закупочной деятельностью, если таки требования и стандарты установлены (ст. 195.3 ТК РФ). На данный момент, профессиональные стандарты «специалист в сфере закупок» и эксперт в сфере закупок», введены Приказами Минтруда России № 625н и 626н - соответственно.
Давайте же разберемся, какие требования должен предъявлять работодатель к соискателю, желающему работать в сфере закупок и какими профессиональными качествами должны обладать специалист и эксперт в сфере закупок.
Специалист в сфере закупок.
Согласно профессионального стандарта, установленного Приказом Минтруда РФ № 625н, специалист в сфере закупок занимается контролем и управлением закупками для эффективного и результативного использования средств, выделенных для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд. Исходя из этого, профессиональный стандарт распространяется не только на заказчиков действующих в рамках 44-ФЗ, но и 223-ФЗ.
Трудовые функции выражены в четырех пунктах (обобщенные трудовые функции), каждый из которых имеет конкретизирующие подпункты (трудовые функции):
Справедливости ради стоит отметить, что не все перечисленные трудовые функции относятся одновременно к заказчикам, работающим по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Например, обоснование закупок предусмотрено нормами Закона № 44-ФЗ, а Закон № 223-ФЗ таких мер не предусматривает, однако не возбраняется прописать возможность данной процедуры в положении о закупке. Также, контроль в сфере закупок находится в ведении государственных и муниципальных органов, а не заказчиков.
Однако, воспользовавшись данными из раздела III Приказа Минтруда РФ № 625н, мы можем сопоставить обобщенные трудовые функции, указанные в Приказе с возможными наименованиями должностей, профессий, перечисленных в разделе.
1. Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд:
Для осуществления этими работниками их функциональных обязанностей установлены требования о наличии среднего профессионального образования, а также дополнительное профессиональное образование (по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки в сфере закупок).
2. Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд:
Для этих работников планка требований к образованию уже выше, - требуется высшее образование (бакалавриат), а также дополнительное профессиональное образование (по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки в сфере закупок).
3. Экспертиза результатов закупок, приемка контракта:
Здесь, разумеется, требуется уже высшее образование, соответствующее уровню «специалитет», «магистратура» и дополнительное профессиональное образование (по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки в сфере закупок). Кроме того, требуется наличие опыта практической работы не менее 4 лет.
4. Контроль в сфере закупок:
Так же, как и в третьем пункте, эти работники должны иметь высшее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование (полученное по программам повышения квалификации и (или) программам профессиональной переподготовки в сфере закупок. Кроме того, есть и требования к опыту практической работы, а именно - не менее 5 лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 2 лет.
Проанализировав эти данные, можно прийти к выводу, что для осуществления закупок по 223-ФЗ, теоретически может хватить одного сотрудника - «ведущего специалиста», который может осуществлять сразу три обобщенных трудовых функции. Безусловно, если заказчик располагает возможностью разделить функции между несколькими работниками, - каждый из них будет выполнять свой набор таких функций, соответствующий его профессиональному уровню.
Как мы уже выяснили ранее, - четвертая обобщенная трудовая функция ни коим образом не относится к заказчикам, работающим по 44-ФЗ или 223-ФЗ, а осуществляется представителями государственных или муниципальных органов.
Стоит отметить также, что для каждой обобщенной функции установлен уровень квалификации, который увеличивается по мере усложнения функциональных обязанностей.
Эксперт в сфере закупок.
В общих сведениях, обозначенных в Приказе Минтруда РФ № 626н, указано, что основной целью вида данной профессиональной деятельности является изучение и оценка предмета экспертизы, подготовка экспертных заключений, консультирование при осуществлении закупок для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд.
Здесь имеется уже три категории обобщенных трудовых функций, которые в свою очередь, включают трудовые функции. Для удобства восприятия, выразим эту информацию в схеме.
Как и в случае рассмотрения профессионального стандарта «специалист в сфере закупок», обратимся к разделу III, но уже Приказа Минтруда РФ № 626н таким же образом сопоставив обобщенные трудовые функции с возможными наименованиями должностей, профессий, представленными в этом разделе.
1. Консультирование в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд:
Для осуществления данных функциональных обязанностей, сотрудник должен обладать высшим образованием на уровне бакалавра, иметь дополнительное профессиональное образование, полученное по программам повышения квалификации в сфере закупок, а опыт практической работы должен составлять не менее трех лет в сфере закупок. И, такой работник должен соответствовать 6 уровню квалификации.
2. Экспертиза в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд:
Здесь работник соответствует 7 уровню квалификации, имеет высшее профессиональное образование (специалитет, магистратура), прошел дополнительное профессиональное образование по программам повышения и (или) программам профессиональной переподготовки в сфере закупок. А опыт практической работы этого работника в сфере закупок должен составлять не менее 4 лет.
3. Организация работ по экспертизе и консультированию в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд:
Работник, осуществляющий данные функции должен соответствовать 8 уровню квалификации, иметь высшее образование (специалитет, магистратура), пройти дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовке в сфере закупок. Опыт практической работы должен составлять не менее 5 лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 3 лет.
В основном, функции, обозначенные в данном профессиональном стандарте, применяются сотрудниками различных контролирующих органов. Заказчиками может реализовываться разве что функция по экспертизе исполнения и экспертизе результатов исполнения контракта. При том, это относится только к заказчикам, действующим по Закону № 44-ФЗ, - в частности, согласно ч.3 и ч.4 ст. 94, заказчик обязан провести экспертизу предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта. Экспертиза может проводиться как своими силами , так и с привлечением экспертов или экспертных организаций. Функцию по проведению экспертизы силами заказчика может исполнять его контрактный управляющий , уровень квалификации которого как раз соответствует требованиям стандарта.
Экспертиза исполнения и результатов исполнения контракта.
Возьмем для примера данную трудовую функцию и рассмотрим, - какой же работник может ее выполнять согласно профессионального стандарта «эксперт в сфере закупок». согласно части 3.2.2 профессионального стандарта, работник выполняет определенный набор трудовых действий , обладает необходимыми умениями , вооружен набором необходимых знаний , а также соответствует определенным этическим нормам .
Трудовые действия , которые осуществляет работник, заключаются в осуществлении экспертизы выполнения контракта, соответствия выполненного контракта установленным в контракте условиям, осуществлении проверки соответствия качества товаров, работ, услуг, установленным в контракте условиям. Кроме того, данный работник занимается составлением и оформлением по результатам экспертизы, документа в виде заключения.
Из рассмотренных нами трудовых действий, вытекают требования к необходимым умениям работника, который должен уметь использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций. И, само собой разумеется, выявлять при осуществлении экспертизы нарушения выполнения контракта и результаты выполненного контракта, также, выявлять нарушения качества товаров, работ, услуг. А по результатам проведения экспертизы - составлять и оформлять заключение.
Для того, чтобы выполнять упомянутые нами трудовые функции, работник должен обладать необходимыми знаниями :
Важной чертой настоящего профессионала, помимо безукоризненного выполнения поставленных задач, конечно же является соблюдение им этических норм. Так, эксперты в сфере закупок должны:
Как мы можем убедиться, профессиональные стандарты не просто описывают трудовые функции, которые должен выполнять тот или иной работник, а приводят в соответствие этим трудовым функциям различные профессиональные качества, которым должны соответствовать специалист в сфере закупок и эксперт в сфере закупок. Рассматривая своего рода портрет работника, работодатель сможет наиболее точно сориентироваться в выборе искомого им специалиста. А последний, в свою очередь имеет ориентиры, опираясь на которые он сможет не только привести свой профессиональный уровень в соответствие занимаемой должности, но и понимать, какие шаги необходимо предпринять для дальнейшего профессионального и карьерного роста.
Подробно ознакомиться с профессиональными стандартами вы можете по ссылкам: