Факторы влияющие на развитие внешнеэкономической деятельности таблица. Виды и факторы развития внешнеэкономической деятельности

Виды и формы ВЭД.

ВЭД относится к одной из сфер международного бизнеса, основанного на базе производства продукции (выполнения работ и предоставления услуг, предназначенной для зарубежных рынков).

В российской практике это понятие стало активно использоваться с конца 80-х годов прошлого столетия в связи с началом осуществления экономической реформы (1086-1987), суть которой сводилась к децентрализации государственной внешней торговли и переходу от системы межправительственных внешнеэкономических связей к самостоятельному осуществлению ВЭД на уровне предприятий. – производителей экспортной продукции.

Указом Президента РФ от 15 ноября 1991 г. №213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» было установлено, что «всем зарегистрированным на территории РФ предприятиям, организациям и объединениям, независимо от формы их собственности, разрешается осуществлять внешнеэкономическую деятельность без специальной регистрации». Любое российское лицо, в учредительных документах которого предусмотрено ведение ВЭД, имеет право на ввоз или вывоз товара в соответствии с заключенным контрактом.

В результате реформирования ВЭС в России сложились два понятия «ВЭС» и «ВЭД», последнее их которых изменило содержание ранее используемой категории ВЭС ее значение и характер. При этом ВЭД и ВЭС не следует рассматривать как две раздельные внешнеэкономические сферы функционирования и государственного регулирования в экономике России. Потому как одной из приоритетных сторон ВЭД является то, что внешнеэкономическая стратегия отдельных экспортно-ориентированных предприятий, а также отраслевых министерств и ведомств, в состав которых они входят, во многом определяет направления и принципы внешнеэкономической политики государства.

Внешнеэкономические связи. – одна из форм межгосударственных отношений в области научно-, военно- технического, производственного и торгово-экономического сотрудничества и валютно-финансового взаимодействия.

Содержание ВЭС состоит в безусловном выполнении в государственных интересах России экспортных поставок (и импортных закупок для федеральных нужд), вытекающих из достигнутых двусторонних межправительственных торгово-экономических соглашений, как правило взаимного характера в рамках международной специализации и кооперации, а также в выполнении финансово-кредитных обязательств.

Планирование объемов и определение товарной номенклатуры экспортно-импортной продукции и услуг в рамках осуществления ВЭС производится федеральными структурами, т.е. на правительственном уровне по стратегически важным позициям через систему государственного заказа и за счет государственного бюджета.


Госзаказ по сути выступает директивным планом обеспечения производства экспортной продукции для профильных предприятий, выбранных в качестве исполнителя. Под сформированный заказ правительством выделяются лимиты централизованного материально-технического обеспечения и валютно-финансовых ресурсов.

Передавая госзаказ предприятиям –исполнителям, федеральные структуры, ответственные за выполнение внешнеэкономических соглашений берут на себя обязательство по своевременной полной оплате его в обусловленный срок.

Внешнеэкономическая деятельность относится к рыночной сфере отношений, базируется на критериях предпринимательской деятельности, структурной связи с производственными процессами и отличается правовой и экономической автономностью, а также юридической независимостью от отраслевой ведомственной опеки.

ВЭД осуществляется на уровне предприятий на частично или полностью обеспечивающих производство экспортной продукции и реализацию ее на внешнем рынке. Такие предприятия, компании, фирмы – экспортно-ориентированные предприятия.

В основе ВЭД лежит полная самостоятельность в разработке экспортной стратегии, в выборе экспортного продукта, его номенклатуры и состава ассортиментных позиций исходя из производственно-технологических возможностей, а также внешнего рынка, иностранного партнера, базисных и финансово-экономических условий внешнеторговых сделок, в определении экспортной цены и стоимости контракта, сроков поставки продукции и способов транспортировки.

Факторы развития внешнеэкономической деятельности.

Внешняя торговля начала быстро развиваться при ка­питалистическом способе производства и достигла наиболь­шего развития при вхождении ряда крупнейших стран мира (США, Японии, Германии, Франции и др.) в мировую рыноч­ную экономическую систему.

Наиболее значимым фактором, повлиявшим на бурное развитие внешнеторговой деятельности между странами в XIX в., стало развитие морского и железнодорожного транспор­та. В XX в. возможность широкого развития внешней торгов­ли усилилась за счет постоянного совершенствования всех ви­дов транспорта.

Интенсивное развитие различных видов машинного произ­водства делает важным увеличение внешнеторговых обменных операций, так как необходимы новые виды сырья, топлива, материалов, а также научных разработок.

На развитие внешнеэкономической деятельности влияют также следующие группы факторов:

1.Экономические факторы. На протяжении всей исто­рии наблюдается неравномерность экономического развития различных стран мира. Каждая страна имеет собственную структуру отраслей, свой уровень развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, свою специализацию в экономике.

2.Политические взаимоотношения. Укреплению внеш­неэкономической деятельности способствует наличие друже­ственных политических отношений между странами.

3.Научно-техническое развитие страны. Формирова­нию внешнеэкономической деятельности способствует обмен между странами, научными сотрудниками, преподавателями, студентами; проведение совместных исследований, экспери­ментов, выполнение контрактов по проведению проектных, на­учно-исследовательских и конструкторских работ.

4.Особенности географического положения, природных иклиматических условий.

5.Ресурсные факторы . Различие и людских, сырьевых и финансовых ресурсах также создает основу для обменных отношений.

После Второй мировой войны, когда в мире преобладали страны с закрытой экономикой, была распространена точка зрения, согласно которой каждое государство должно преус­певать во всех сферах экономики. Эта тенденция была обу­словлена стремлением обеспечить самодостаточность страны, а также мнением о том, что выход на современный уровень предполагает развитие отраслей обрабатывающей промыш­ленности, а не концентрацию на тех сферах, где страна доби­лась наибольших успехов. Однако мировой опыт свидетель­ствовало, что обязательным условием успешного развития стала более глубокая интеграция страны в мировую экономи­ку, позволяющая получить новые технологии и ноу-хау, а так­же повышающая роль конкуренции.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
Рубрика (тематическая категория) Спорт

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ВЭД)

Понятие, принципы и виды внешнеэкономической

деятельности (ВЭД)

Лекция №1. План.

1. Характеристика причин и условий развития внешнеэкономической деятельности.

2. Понятие (определœение) внешнеэкономической деятельности, её соотношение с хозяйственной деятельностью.

3. Признаки ВЭД (территориальный признак, наличие иностранного элемента).

4. Предмет и методы правового регулирования ВЭД (императивный и диспозитивный методы правового регулирования).

5. Принципы ВЭД.

6. Общая характеристика разновидностей ВЭД.

Ключевые слова и понятия: внешнеэкономические связи, внешнеэкономическая политика, внешнеторговая политика, валютная политика, протекционизм, внешнеэкономическая деятельность, принципы внешнеэкономической деятельности, виды внешнеэкономической деятельности.

Характеристика причин и условий развития внешнеэкономической

деятельности.

Отличительной особенностью нескольких последних десятилетий является возрастающая роль и значение внешнеэкономической политики среди многих направлений общей экономической деятельности государства. Конечно, государство и раньше активно вмешивалось в сферу международных экономических отношений, используя торгово-таможенную, протекционистскую политику, стимулируя экспорт, осуществляя выравнивание торговых и платежных балансов. Но в настоящее время, когда в результате стремительной интернационализации хозяйственной жизни многие важные характеристики экономического развития стран складываются под воздействием внешних факторов, внимания к вопросам внешнеэкономической политики заметно усилилось.

Международный менеджмент и менеджмент ВЭД возникли приблизительно в 60-х годах ХХ века под воздействием бурного развития международной и коммерческой деятельности транснациональных корпораций, углубления международного распределœения труда, развития международной экономической интеграции. Для понимания становления менеджмента ВЭД, разработки подходов и принципов к его формированию и использование на современном этапе развития страны крайне важно кратко рассмотреть основные этапы развития ВЭД в Украинœе. Современные исследователи выделяют три этапа развития этого процесса.

Первый этап (1918-1987 гᴦ.) – внешнеэкономические связи бывшего Советского Союза в данный период развивались по-разному: в годы ʼʼхолоднойʼʼ войны менее интенсивно, а позже – более интенсивно. В целом, объём внешнего торгового оборота постоянно увеличивался. Так, в 1960ᴦ. он составил 10 млрд. рублей, в 1970ᴦ. – 22 млрд. рублей, в 1980ᴦ. – 91 млрд. рублей, в 1985ᴦ. – 145 млрд. рублей.

При этом в серединœе 80-х годов, темпы роста внешнеэкономического оборота Советского Союза начали резко снижаться. К этому времени, в развитии внешнеэкономических связей бывшего СССР проявились следующие негативные факторы:

· отсталая стратегия и структура внешнеторгового оборота͵ его в основном сырьевая направленность;

· неудовлетворительное использование экспортного потенциала перерабатывающей промышленности, особенно, машиностроения;

· нерациональный характер импорта: в страну ввозился очень широкий ассортимент продукции, которую можно было бы вырабатывать и на отечественных предприятиях;

· недостаточное использование новых форм внешнеэкономических связей. Основной формой международного экономического сотрудничества была внешняя торговля, а такие новые формы как международная специализация и кооперация производства, прямые связи, компенсационные договоры, лицензионная торговля и др.
Размещено на реф.рф
имели незначительное развитие;

· наблюдалось недооценение роли внешнеэкономических связей как фактора экономического роста;

· отчуждение непосредственных производителœей от внешних рынков.

Многие из названных негативных факторов были обусловлены в основном экстенсивным характером экономического роста͵ а также спецификой соответствующих механизмов управления экономикой. В условиях экстенсивного роста͵ главным было достижение количественных результатов, а расходы производства, качество продукции, ее конкурентоспособность, технический прогресс, социальные проблемы отходили на второй план, что негативно влияло на социально-экономическое развитие страны.

Второй этап (1987-1991). Этот этап характеризуется ликвидацией государственной монополии на внешнюю торговлю и изменением принципов организации управления ВЭД. В данный период решаются два базовых вопроса:

1. Расширение прав министерств и ведомств, объединœений и предприятий для выхода на внешнеэкономический рынок, установления прямых связей, развития производственной и научно-технической кооперации.

2. дальнейшее усовершенствование государственного регулирования ВЕД.

На данном этапе был принят ряд важных правительственных постановлений, направленных на решение данных вопросов. Особенно следует отметить постановление ʼʼО дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных кооперативных и других общественных объединœений и организацийʼʼ от 12.12.88 ᴦ., в соответствии с которым всœе предприятия получили право выхода на внешний рынок.

Большое внимание на данном этапе уделяется перестройке внешнеэкономического аппарата на уровне предприятий, регионов и страны в целом. Создается новая система регулирования ВЭД. При этом не всœегда ее формирование имело наступательное движение. Предприятия, которые получили право выхода на внешнеэкономический рынок, не владели должным опытом осуществления экспортно-импортных операций, достаточными знаниями в сфере деловых отношений и этики международного бизнеса.

Третий этап (с 1991 года по нынешнее время) - ϶ᴛᴏ период реформирования и развития ВЭД и управления ею в Украинœе, как суверенном государстве.

Суть принятой на начальном этапе концепции состояла в развитии активного сотрудничества со странами дальнего зарубежья, вхождении в мировой интеграционный процесс, в усовершенствовании и дальнейшем развитии экономических связей со странами ближнего зарубежья, переведении их на рыночные отношения. В данный период был принят ряд важных законодательных актов, а именно:

· Закон Украины ʼʼО внешнеэкономической деятельностиʼʼ,

· Закон Украины ʼʼО едином таможенном тарифеʼʼ,

· Закон Украины ʼʼО режиме иностранного инвестированияʼʼ,

· Декрет КМУ ʼʼО режиме иностранного инвестированияʼʼ,

· Декрет КМУ ʼʼО системе валютного регулирования и валютного контроляʼʼ

За данный период значительно увеличилось количество субъектов, осуществляющих ВЭД, возрос объём внешнеторгового оборота͵ расширилась география внешнеэкономических связей. При этом в организации и управлении ВЭД в Украинœе остается еще много нерешенных проблем. А именно:

· структура внешнеторгового оборота͵ как и раньше, имеет в основном сырьевой характер,

· всœе еще нерациональным является импорт,

· недостаточно эффективно функционируют СП с иностранным капиталом.

Большого внимания требуют и такие вопросы, как создание стабильной правовой базы, благоприятного инвестиционного климата͵ эффективной системы управления ВЭД на уровне предприятия, повышение качества экспортной продукции и много других. Особого внимания требует подготовка специалистов для сферы ВЭД.

Процесс интернационализации хозяйственной жизни состоит в том, что национальные экономические системы могут эффективно развиваться только при условии их взаимодействия и переплетения. По этой причине сейчас тяжело найти государство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не было бы субъектом международных экономических отношений и не подвергалось влиянию внешней (международной) среды.

В случае если рассматривать экономику государства с точки зрения функциональной ориентации, она состоит из двух секторов: внутренней и внешней экономики. Назначение внутренней экономики - удовлетворение потребностей потребителœей за счёт внутреннего производства, внешней -выход на международные рынки товаров, услуг и факторов производства с целью повышения общеэкономического благосостояния государства. Таким образом основной критерий выделœения этих двух секторов - наличие экономических связей между хозяйствующими единицами, которые взаимопредставляют разные государства.

Исходя из этого можно дать определœение внешнеэкономических связей как комплексной системы разносторонних форм международного сотрудничества государств и их субъектов в разных отраслях экономики.

Среди базовых причин, которые стимулируют развитие внешнеэкономических связей, следует выделить такие: неравномерность экономического развития разных государств мира, отличия в сырьевых ресурсах, отличия в человеческих ресурсах, неравномерность размещения финансовых ресурсов, характер политических отношений, разный уровень научно-технического развития, специфика географического положения, природных и климатических условий.

Таким образом большинство государств мира, имея ограниченную ресурсную базу и узкий внутренний рынок не в состоянии производить достаточное количество эффективных товаров, которые необходимы для внутренних потребностей. Для таких государств внешнеэкономические связи есть способом получения необходимых товаров. Государство с большим сырьевым потенциалом базирует свои экономические системы на основании реализации экспортного потенциала. То есть, крайне важно сть существования внешнеэкономических связей обуславливается тем, что разные государства имеют разные производственные условия.

Зачем Украинœе нужны внешнеэкономические связи? Украина как молодое суверенное независимое государство, существующее как таковое всœего лишь 20лет на сегодняшний день отличается низким жизненным уровнем населœения, нестабильностью экономики, отсутствием развитой системы стимулирования экспорта͵ финансирования экспортных поставок, страхования. Как и любое государство, Украина стремиться к выходу на эффективный общий рынок, к свободному передвижению товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, к устранению любых межгосударственных барьеров и ограничений, обеспечению равных возможностей для свободной экономической деятельности, а это невозможно без внешнеэкономических связей.

Эффективность связей во многом предопределœена внешнеэкономической политикой самого государства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ является одной из базовых составных экономической политики Украины.

Внешнеэкономическая политики - совокупность целœенаправленных государственных методов относительно реализации экономического потенциала государства на внешнем рынке и удовлетворение собственных потребностей за счёт товаров и услуг иностранного производителя.

Основные элементы внешнеэкономической политики государства:

1. Внешнеторговая политика.

2. Валютная политика.

3. Политика в сфере привлечения иностранных инвестиций.

4. Таможенно-тарифная политика.

Внешнеторговая политика - это государственная политика, которая влияет на внешнюю торговлю через налоги, субсидии, прямые ограничения экспортных и импортных операций.

Существует 2 системы внешнеторговой политики – протекционизм и свободная торговля (либерализация). Протекционизм направлен на обеспечение благоприятных условий для реализации на внутреннем рынке товаров национальных производителœей, защита внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Политика свободной торговли выражается в более открытом доступе на национальный рынок иностранных товаров.

Валютная политика - это совокупность действий государства с целью поддержания экономической стабильности и образования базовых принципов развития международных экономических отношений за счёт влияния на валютный курс и на валютные отношения.

Политика в сфере стимулирования иностранных инвестиций - это комплекс мер государства для привлечения и использования иностранных инвестиций и территорий государства, а также регулирования вывоза инвестиций за границу.

Таможенно-тарифная политика - комплексная система мер, направленных на обеспечение экономического суверенитета государства, охраны государственных границ, реализация внешнеэкономической стратегии через сферу таможенных отношений.

Необходимо отметить, что конкретное направление внешнеэкономической политики, характер её воздействия на внутреннюю экономическую политику государства меняется исходя из внутренних и внешних условий развития национальной экономики. При этом, для достижения желаемых результатов используется достаточно большой арсенал форм, методов и инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. И исходя из того, каких приоритетов придерживается страна в области мирохозяйственных связей, ᴛ.ᴇ. какому типу внешнеэкономической политики отдается предпочтение на данном этапе, используется тот или иной набор средств. В Украинœе используется такой тип внешнеэкономической политики, как протекционизм. Протекционизм представляет собой

внешнеэкономическую политику, опирающуюся на набор инструментов,

способных обеспечить защиту национального рынка от иностранной конкуренции.Среди таких можно выделить следующие: протекционистские пошлины, импортные квоты, нетарифные барьеры – лицензирование, неоправданные стандарты качества, добровольные экспортные ограничения и др.

Обретение независимости Украиной породило процессы рыночных реформ и ее интеграцию в мировое экономическое пространство. Постепенно расширяется сфера внешнеэкономических отношений, как в сфере импорта товаров и услуг иностранного происхождения на территорию Украины, так и в сфере экспорта отечественной продукции на иностранные рынки. Это обстоятельство повлекло за собой интенсивное развитие законодательства, регулирующего ВЭД.

Внешнеэкономическая деятельность охватывает очень широкий спектр отношений, в связи с этим для регулирования отношений в сфере внешнеэкономической деятельности государство устанавливает специальные нормы, совокупность которых создает внешнеэкономическое право.

Нормы внешнеэкономического права можно поделить на общие и особенные.

Общие нормы – составляют общую часть права, в которую входят основные понятия внешнеэкономической деятельности, ее субъекты и объекты, виды и порядок ее осуществления, положения о предмете и методе внешнеэкономического права, ее источники, принципы, формы и методырегулирования внешнеэкономической деятельности.

К особенной части внешнеэкономического права можно отнести положения об особенностях осуществления ВЭД в разных отраслях экономики, в производственной и непроизводственной сферах, экспортный контроль, сертификация продукции и услуг, валютное регулирование, ответственность субъектов ВЭД, страхование ВЭД, валютные операции и др.

Наряду с этим, в системе норм права Украины, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, есть нормы разных областей права, которые относятся к разной отраслевой принадлежности: конституционного, административного, гражданского, хозяйственного, финансового, уголовного и других областей. Это объясняется тем, что процесс внешнеэкономической деятельности является довольно сложным по своему правовому характеру, его субъекты вступают в разного рода общественные отношения. Так, к примеру, нормы конституционного права определяют правовой статус и общие принципы деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Украины. Одной из областей права, которая также используется как средство государственного управления внешнеэкономической деятельностью, является административное право. В административном законодательстве выделяются нормы, которые определяют основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, компетенцию государственных органов в этой сфере и т.п.

Значительную роль в регулировании ВЭД играет гражданское право, нормы которого содержатся в Гражданском кодексе Украины, а также в ряде гражданско-правовых актов. Гражданское право принадлежит к фундаментальным областям права, основную сферу его регулирования составляют имущественные отношения. Вместе с тем, особенности регулирования имущественных отношений субъектов хозяйствования относятся к области хозяйственного права. В частности, в ст. 1 ХК Украины отмечается, что Хозяйственный кодекс определяет основные основы хозяйствования в Украинœе и регулирует хозяйственные отношения, которые возникали в процессе организации и осуществления хозяйственной деятельности между субъектами хозяйствования, а также между этими субъектами и другими участниками отношений в сфере хозяйствования.

Ряд важных аспектов ВЭД регулируется нормами финансового права - в частности, бухгалтерский учет и отчетность субъектов внешнеэкономической деятельности, таможенное, налоговое и валютное регулирования ВЭД.

Важное значение в регулировании ВЭД приобретают нормы уголовного права, поскольку оно выполняет охранительную функцию относительно определœенных отношений в сфере внешнеэкономической деятельности. Уголовным правом наказываются наиболее опасные правовые нарушения, которые наносят наибольший ущерб экономическим отношениям, представляют угрозу экономической безопасности страны.

Определœение ВЭД дано в ст. 377 ХК Украины, согласно которой ʼʼвнешнеэкономической деятельностью субъектов хозяйствования является хозяйственная деятельность, которая в процессе ее осуществления требует пересечения таможенной границы Украины имуществом, указанным в части первой статьи 139 настоящего Кодекса, и/или рабочей силойʼʼ.

Напомним, что ч. 1 ст. 139 ХК Украины определяет термин ʼʼимуществоʼʼ как ʼʼсовокупность вещей и других ценностей (включая нематериальные активы), которые имеют стоимостное выражение, производятся или используются в деятельности субъектов хозяйствования и отражаются в их балансе или учитываются в других предусмотренных законом формах учета имущества этих субъектовʼʼ.

Основные характеристики определœения ВЭД бывают воспроизведены также на основании Закона Украины ʼʼО внешнеэкономической деятельностиʼʼ от 16.04.1991 (далее - Закон "О ВЭД"). В ст. 1 этого закона внешнеэкономическая деятельность признается деятельностью субъектов хозяйственной деятельности Украины и иностранных субъектов хозяйственной деятельности, построенная на взаимоотношениях между ними, которая имеет место как на территории Украины, так и за ее пределами.

В литературе отмечаются определœенные различия в регулировании ВЭД между ХК Украины и Законом ʼʼО ВЭДʼʼ, в частности относительно того, что согласно Закону такая ВЭД не связана обязательно с пересечением имуществом или рабочей силой таможенной границы Украины. При этом такое противоречие следует истолковать на основании общеправового принципа "последующий закон отменяет действие предыдущего" (lex posteriori derogat prioti): законодатель отказался от возможности осуществления ВЭД без пересечения ее результатов таможенной границы Украины.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ" 2017, 2018.

1. Одним из основных факторов развития ВЭС являются географические условия, различия в природных ресурсах (речь идёт о запасах полезных ископаемых, климата, плодородия почвы).

Значительное увеличение объёмов выпуска продукции, появление новых отраслей и видов производств ведут к резкому увеличению спроса на различные виды сырья, материалов, топлива. Однако, в одной отдельно взятой стране это ограниченно природными условиями. Для примера рассмотрим Японию, островное государство с достаточно жёстким климатом, бедными почвами и практически полным отсутствием полезных ископаемых. Но развитие промышленности в этой стране очень высоко. Конечно научно-технический прогресс привел к более экономному расходованию сырья, его комплексному и многократному использованию, внедрению синтетических материалов, что в некоторой степени снизило зависимость промышленно-развитых стран от внешних источников сырья, но в то же время для ооеспечения новых прогрессивных отраслей существенно возросла доля импорта ряда редких цветных металлов, нефти, газа.

Нельзя не учитывать технический переворот в сельском хозяйстве, что позволило промышленно-развитым странам значительно повысить производство сельхозпродукции и производительность труда в этой области, а это привело к самообеспечению продовольствием в странах Западной Европы после второй мировой войны, но и сейчас многие страны ввозят из за границы часть необходимого им продовольствия (кофе, чай, пряности, некоторые виды морепродуктов и т.п.)

Таким образом географические условия, различия в природных ресурсах, Запасах полезных ископаемых, климате, плодородии почвы являются первым фактором развития внешнеэкономических связей.

2. Теперь возьмем машинную промышленность — это массовое производство, связанное с необходимостью углубления специализации, улучшающей условия производства, способству ющей росту производительности труда, что ведет к наращиванию объема выпускаемых машин и оборудования сверх емкости внутреннего рынка страны производителя. Целью такого нара щивания выпуска машин является сбыт части продукции в других странах, где машинная индустрия развита слабее (здесь вытесняется менее конкурентно-способные предприниматели) или вовсе не развита (здесь преследуется цель приобретения сырья или продовольствия). Отсюда следует, что в экономике практически всех промышленно развитых стран кроме удовлетворения спроса на внутреннем рынке возрастает роль внешних рынков сбыта. В то же время отсутствие производства некоторых видов промышленной продукции ведет к повышению доли импорта для удовлетворения потребностей национальной экономики. Чем выше уровень экономического развития, тем более необходимым становится участие страны в международном разделении труда(МРТ) и во внешнеэкономических связях.

Вторым фактором развития внешнеэкономических связей является создание крупных предприятий по выпуску специализированной продукции с расчетом не только на внутренний рынок, но и на внешний.

3. Третьим фактором, усиливающим тенденции интернационализации хозяйственной жизни, становится научно-техническая революция. В связи с ростом в условиях НТР расходов на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) и капиталовложения для создания новых видов продукции увеличиваются оптимальные размеры предприятий и в то же время намного расширяется номенклатура выпускаемых изделий.

Показателем повышения роли внешней торговли в экономике основных промышленно-развитых стран служит рост отношения объема экспорта к величине валового национального продукта (BHП), что свидетельствует о том, что все большая часть их конечного общего продукта реализуется на внешних рынках, но возможны в экономике любой страны периоды, когда рост экспортной квоты приостанавливается. Такое наблюдается в период возникновения новых производств, ориентирующихся вначале на внутренний рынок. Однако общая тенденция увеличения экспортной квоты остается неизменной.

Б большой зависимости от внешнеэкономических связей находятся государства с небольшой территорией и численностью населения. Они лишены возможности организовывать массовое производство всей номенклатуры современной продукции, поэтому там складывается производственная структура с ограниченным кругом отраслей. В таких странах как Нидерланды, Бельгия, Норвегия 1/2 часть Валового национального продукта экспортируется, а 1/2 часть потребляемой продукции импортируется. С ростом НТР зависимость таких стран от внешних связей будет увеличиваться, т.к. в экономике все больший удельный вес занимают новые и новейшие наукоемкие производства, развитие которых в этих странах возможно лишь на базе участия в международной специализации и кооперировании.

Такие крупные производители как США, Германия в меньшей степени зависят от внешних связей, но и здесь в условиях НТР эта зависимость быстро возрастает.

Так же заинтересованность некоторых стран обеспечена не только потребностями сбыта, но и получением определенных товаров извне, для производства которых в их хозяйстве нет необходимых условий.

Огромную роль внешний рынок играет в экономике развивающихся стран.

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) - это коммерческая деятельность субъектов предпринимательской деятельности, связанная с их участием в международных экономических отношениях. Эта деятельность представляет собой реализацию внешнеэкономических связей (ВЭС) той или иной страны.

Международные экономические отношения (МЭО) - совокупность всех отношений, которые возникают в процессе осуществления экономического обмена и взаимодействия между экономиками отдельных стран.

Внешнеэкономические связи (ВЭС) - совокупность всех отношений, связанных с участием данной страны в международных экономических отношениях.

Субъекты ВЭД - юридические и физические лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью в соответствии с действующим законодательством данной страны и могут осуществлять ВЭД.

Внешнеэкономическая деятельность является исторической и экономической категорией. Как историческая категория ВЭД является продуктом цивилизации. Она возникла с появлением государств и развивается вместе с ними. Как экономическая категория ВЭД представляет собой систему международных экономических отношений, которые охватывают все сферы экономической жизни государства, и прежде всего его производственную, торговую, инвестиционную и финансовую деятельность.

  • 1) организация и обслуживание международного экономического обмена;
  • 2) международное признание потребительной стоимости продуктов международного разделения труда;
  • 3) организация международного денежного обращения.

Содержание первой функции заключается в доведении продуктов, получаемых в процессе международного разделения труда, до конкретных потребителей. В процессе выполнения второй функции происходит завершение акта международных товарно-денежных отношений - обмен продукта международного разделения труда на деньги, в результате чего потребительная стоимость, заключенная в продукте обмена, получает международное признание. Содержанием третьей функции является создание условий для непрерывного движения денег в процессе международных расчетов.

Внешнеэкономическая деятельность - это реализация внешнеэкономических связей. Внешнеэкономические связи, как возмездные, так и безвозмездные (без возмещения затрат одной стороны другой) проявляются в координации работ, согласовании направлений деятельности, обсуждении и принятии общих решений, творческом обмене опытом и т.д. В настоящее время ВЭС осуществляются в основном на возмездной основе.

К безвозмездным видам ВЭД относится деятельность, направленная на международную охрану окружающей среды, освоение богатств мирового океана, международную унификацию стандартов и др.

Основными видами ВЭД, имеющими возмездный характер (рис. 1.1), являются:

  • внешняя торговля - обмен товарами в вещественно-материальной форме и услугами, связанными с осуществлением товарооборота;
  • технико-экономическое сотрудничество - содействие в области промышленного и гражданского строительства и предоставление услуг инженерно-технического характера;
  • научно-техническое сотрудничество - обмен достижениями науки и техники и совместное осуществление научно-технических работ;
  • вывоз капитала за рубеж с целью получения предпринимательской прибыли, а также участия в операциях на иностранных фондовых и валютных рынках.

Рис. 1.1.

Международные экономические отношения (МЭО) - элемент сложной и подвижной системы, которой является мировое хозяйство.

Мировое хозяйство - совокупность государственно оформленных национальных хозяйств и негосударственных образований, экономически взаимодействующих в различных формах на макро-и микроуровне.

Современные условия, в которых функционирует мировое хозяйство, и международные экономические отношения как неотъемлемая составная часть этого хозяйства характеризуются следующими положениями.

I. Мир един. Современное мировое хозяйство, с одной стороны, является частью мироздания и потому функционирует по единым для всего мира законам и принципам, но с другой - представляет самостоятельную систему с собственными законами и правилами, элементы которой находятся во взаимосвязи и взаимозависимости не только друг с другом, но и с элементами других систем (политической, правовой, биологической, экологической и т.д.) Полная экономическая изоляция страны сейчас невозможна. Попытки жить независимо от мирового сообщества к успеху не приводят.

2. В основе современного мирового хозяйства лежат рыночные отношения, а экономическими лидерами являются страны с более высоким уровнем развития этих отношений.

Первое из этих положений обоснованно ведет к появлению концепции глобализации. Понятие «глобализация» используется применительно ко всем сферам человеческой деятельности. Стали говорить о глобализации правового пространства, политических отношений, экономики, преступности и т.д. Сущность этого понятия заключается в том, что процессы, происходящие в одной сфере общественной жизни, неотвратимо приобретают глобальный характер и при этом оказывают воздействие на процессы и явления в других сферах.

Глобализация мировой экономики как частный случай глобализации вообще - процесс усиления взаимозависимости экономических агентов до такой степени, когда действия одного из них затрагивают интересы всех других (принимают глобальный характер) и одновременно оказывают воздействие на процессы и явления в других сферах.

Второе положение означает признание необходимости и практического использования единого для всех стран критерия оценки места той или иной страны в мировой иерархии.

В основу современной классификации стран мира положен критерий соответствия экономики любого государства принципам рыночного хозяйствования. Отсюда вытекает возможность деления мирового сообщества на следующие группы стран с рыночной экономикой:

  • развитой;
  • развивающейся;
  • неразвитой;
  • нерыночной.

На развитие внешнеэкономической деятельности влияют две группы факторов:

  • прямые (общие), непосредственно влияющие на ВЭД субъектов предпринимательской деятельности;
  • косвенные, влияющие на ВЭД опосредованно, через международные экономические отношения.

Косвенные факторы представлены в табл. 1.2.

Таблица 1.2

Факторы, воздействующие на развитие международных

экономических отношений

Ускорение научно-технического прогресса (НТП)

Выражается в распространении новых технологий, включая средства связи, транспортировки и вооружений. Происходящая под влиянием НТП глобальная компьютеризация экономической деятельности по-новому ставит вопрос о способах ведения международного бизнеса; глобальная информатизация резко облегчает возможности получения коммерческой, общеэкономической, специальной информации

Глобальные перемены в области окружающей среды

Исчерпание экологической базы, необходимой для поддержания постоянно расширяющегося производства, ставит вопрос об источниках финансирования. Серьезные действия в отношении окружающей среды неизбежно приведут к резкому напряжению функционирования мировой экономики. Средства для решения экологических проблем могут быть найдены за счет стран либо периферии, что приведет к еше большему неравенству между центром и периферией, либо центра, что неизбежно вызовет снижение там уровня жизни

Прирост и постоянное перемещение народонаселения

Население перемещается из-за бедственного экологического, неудовлетворительного экономического и политического положения

Увеличение разрыва между бедными и богатыми странами

Усиление конкуренции между странами центра вызывает снижение направления капиталов в менее развитые страны и усугубляется необходимостью инвестирования в хозяйство стран переходной экономики с целью повышения предсказуемости их поведения на мировых товарных рынках

Рост экономической взаимозависимости стран мира

Ведет к унификации норм права, культурных ценностей, образа жизни, стиля поведения и т.гь, что сталкивается с позицией различных групп населения, заинтересованных в сохранении своих отличительных признаков, национальных и исторических ценностей и традиций

Усиление роли международных

экономических

организаций

Внутренние и внешние действия государств все чаще направляются внушительным и постоянно расширяющимся набором регулирующих правил, формулируемых международными экономическими организациями

Растущая роль негосударственных структурных образований

Неправительственные организации, ТНК оказывают существенное влияние на решение международных вопросов, в том числе экономических

Общие факторы развития ВЭД представлены в табл. 1.3.

Общие факторы развития ВЭД

Таблица 1.3

Неравномерность экономического развития различных стран мира

Каждая страна имеет собственную структуру отраслей, свой уровень развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, сферы обслуживания, что определяет ее международную специализацию

Различие в людских, сырьевых, финансовых ресурсах

Людские, сырьевые (природные) и финансовые ресурсы неравномерно сосредоточены в разных странах, что способствует их активному торговому обмену

Характер политических отношений

Укреплению ВЭД способствует наличие дружественных политических отношений между странами. И наоборот, политическая конфронтация резко снижает внешнеторговый оборот, вплоть до разрыва экономических отношений

Различный уровень научно-технического развития

Формированию ВЭД способствуют обмен между странами студентами, стажерами, научными сотрудниками, преподавателями; проведение совместных исследований, экспериментов; участие в геологических и археологических экспедициях; выполнение контрактов по проведению проектных, научно-исследовательских и конструкторских работ (НИОКР)

Особенности географического положения, природных и климатических условий

Уникальность географического положения, природных и климатических условий некоторых стран обеспечивает им внешние конкурентные преимущества и определяет их роль в международной торговле

В управлении ВЭД важно понимать влияние всех факторов, определяющих ее развитие, и учитывать значимость каждого из них в конкретной ситуации. Например, сосредоточение финансовых ресурсов в развитых странах, с одной стороны, и благоприятные географические условия, дешевая рабочая сила и дружественные политические отношения с развивающимися странами, с другой, способствуют вывозу капитала и образованию транснациональных корпораций, которые чаще всего бывают национальными по капиталу и интернациональными по сфере деятельности. Появляются и межнациональные корпорации, которые являются интернациональными по сфере деятельности и по капиталу.

Существенной предпосылкой развития ВЭД является возможность повышения нормы прибыли на основе внешнеторговых операций. Расширение внешней торговли удешевляет элементы постоянного и переменного капитала и таким образом способствует снижению издержек производства. Благодаря конкуренции между производителями разных стран на мировом рынке удается довести мировые цены на товары до уровня их интернациональной стоимости, которая ниже национальной стоимости в менее развитых странах с невысокой производительностью общественного труда, но выше уровня национальной стоимости в развитых странах.

Развитие внешнеэкономической деятельности направлено:

  • на дальнейшее углубление международного разделения труда;
  • экономию общественного труда в странах, активно осуществляющих ВЭД;
  • интенсивный и рациональный обмен результатами труда;
  • дальнейшее укрепление политических, научных, технических, культурных и других связей;
  • увеличение числа стран мира, создающих рыночную экономику;
  • успешное функционирование транснациональных корпораций.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  • 1. Назовите два принципиальных направления в теории международной торговли.
  • 2. Какие из известных концепций международной торговли поддерживают каждое из направлений международной торговли?
  • 3. Перечислите особенности мирового рынка по сравнению с национальными рынками отдельных стран.
  • 4. В чем проявляется сущность ВЭД?
  • 5. Перечислите основные виды ВЭД, имеющие возмездный характер.
  • 6. Какой критерий положен в основу современной классификации стран мира? Какие группы стран выделяют по данному критерию?
  • 7. Назовите общие факторы развития ВЭД.
  • 8. Каковы результаты развития ВЭД в мире?

© 2024 sun-breeze.ru
Новые идеи бизнеса - Животные и растения. Заработок в интернете. Автобизнес