Приказ о назначении контрактного управляющего — один из документов, издание которого возлагает на работника обязанности в сфере закупок, предусмотренные законом «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ. В предложенном материале мы расскажем, когда издается такой приказ и какие сведения он содержит.
Закон № 44-ФЗ, регламентирующий закупки товаров (услуг и т. д.) для государственных и муниципальных нужд, сделал обязательным назначение контрактных управляющих или формирование контрактных служб в организациях, осуществляющих госзакупки, подпадающие под действие этого закона. Анализ ч. 2 ст. 38 закона позволяет сформулировать основные условия для издания приказа о назначении контрактного управляющего (необходимо соблюдение сразу двух условий):
Работник назначается на должность любым предусмотренным ТК РФ путем. Ни один нормативный акт не содержит запрета на совмещение должности контрактного управляющего с другой в порядке ст. 60.2 ТК РФ. В таком случае не требуется издание приказа о назначении контрактного управляющего, его заменит приказ о возложении соответствующих обязанностей на выбранного работника, издаваемый с согласия последнего.
Еще один вариант — перевод сотрудника на эту должность. В таком случае издается приказ о переводе и не требуется дополнительно издание приказа о назначении.
Ч. 6 ст. 38 закона № 44-ФЗ установила, что такой работник должен иметь любое высшее или дополнительное профессиональное образование в области закупок, но, учитывая особенности работы в этой сфере, дополнительные ограничения, связанные с образованием кандидата, действовали до 1 января 2017 года и теперь сняты.
Не знаете свои права?
Исходя из п. 2 ст. 38 закона № 44-ФЗ и разъяснений Минэкономразвития о применении данного закона, изложенных в письме ведомства 30.09.2014 № Д28и-1889, становится ясно, что в одной организации могут работать сразу несколько контрактных управляющих, занимающихся различными закупками.
Должность контрактного управляющего не внесена в Единые квалификационные справочники должностей и профессий. Поэтому государственным и муниципальным учреждениям бывает затруднительно принять работника на эту должность. В связи с этим сложилась практика приема сотрудника с соответствующими должностными обязанностями на место экономиста или бухгалтера как максимально близкое к рассматриваемой должности. Однако существует 2 профстандарта: «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок», которые также могут быть использованы.
Скачать форму приказа |
Закон не содержит жесткой формы для составления такого приказа, но, как и любой другой документ, он должен отвечать обычаям делового оборота и правилам кадрового делопроизводства. Это значит, что в нем должны быть указаны:
Совершенно не обязательно вносить в приказ все обязанности работника. С ними работник ознакомится в должностной инструкции, а также они перечислены в п. 3 ст. 38 рассматриваемого закона. вы можете скачать на нашем сайте.
Сразу обратим внимание, что никаких отличий в функциях контрактного управляющего и контрактной службы нет. Исполняя свои обязанности, он должен:
П. 7 ч. 4. ст. 38 закона № 44-ФЗ допускает возложение на контактного управляющего иных обязанностей, помимо основных. Например, составление контракта и юридическое сопровождение закупки. Здесь стоит отметить небольшое различие между контрактной службой и управляющим. Так, закон утверждает, что контрактная служба работает в соответствии с регламентом, разработанным в организации на базе типового приложения. Для контрактного управляющего такого документа не предусмотрено, потому он руководствуется должностной инструкцией.
Остается резюмировать, что контрактный управляющий назначается путем приема нового работника, совмещения или перевода, о чем издается соответствующий приказ в свободной форме, после чего исполняет свои обязанности в соответствии с должностной инструкцией.
Положения Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ, касающиеся контрактной службы и контрактного управляющего вступили в силу с 01.01.2014 года, отдельные положения по правам и обязанностям контрактной службы, касающиеся стадий планирования закупок и размещения информации о них в Единой информационной системе (пункты 1 и 2 части 4 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ), вступят в силу с 2015 года.
Приказ Минэкономразвития России от 29 октября 2013 №631 «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе» устанавливает правила организации деятельности контрактной службы.
История проблемы принципа профессионализации сферы закупок
Основная новация в кадровых изменениях системы госзакупок связана с установлением принципа профессионализации сферы закупок. Государственные закупки в нашей стране стали осуществляться с 1991 года после упразднения Госснаба. Новая система госзакупок была создана в 1997 году указом Президента Российской Федерации Бориса Ельцина «Об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд». Однако требования к профессиональным знаниям государственного заказчика и членов закупочных комиссий в тот период не были установлены. В 2006 году были приняты Требования к минимуму знаний к специальности в сфере закупок, но они не были установлены как обязательные.
В 2009 году появилось требование в 94-ФЗ о том, что хотя бы один член закупочной комиссии должен быть обучен. Проект закона о ФКС содержал требования к опыту работы, и положение о необходимости установления минимума знаний, которые не вошли в действующий в настоящее время Закон № 44-ФЗ.
Федеральный закон от 05.04.2013г. № 44-ФЗ впервые вводит принцип профессионализации сферы закупок и устанавливает обязательное требование для членов контрактной службы заказчика и контрактных управляющих – высшее образование или дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) в сфере закупок.
Причины создания контрактной службы
Госзакупки осуществляет заказчик. Кто такой заказчик? Заказчиком является государственный или муниципальный орган либо бюджетное учреждение, осуществляющие закупки. Закупки нужны для выполнения государственных и муниципальных программ, для организации текущей деятельности государственных, муниципальных и бюджетных организаций.
С 01.01.2014 осуществить закупку можно только по Закону №44-ФЗ . Для проведения закупки Заказчик должен создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего.
Для чего нужна контрактная служба? Цель этого нововведения состоит в том, чтобы профессионально и ответственно обеспечить реализацию всего цикла закупок: от планирования до получения конкретного результата и оценки эффективности осуществления государственным или муниципальным заказчиком либо бюджетным учреждением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Вводится принцип персональной ответственности сотрудников контрактной службы за соблюдение требований, предусмотренных законом, и достижение поставленных задач в результате исполнения контракта.
Чем будут заниматься контрактная служба или контрактный управляющий?
Контрактная служба будет осуществлять закупку со стадии планирования и определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершать стадией анализа эффективности исполнения обязательств сторонами контракта.
Контрактная служба будет осуществлять полный цикл закупки , включающий в себя следующие стадии:
Этапы создания КС
Подготовка заказчика к созданию контрактной службы включает в себя несколько этапов:
Структура КС
44-ФЗ предлагает 3 модели контрактной службы :
Законом предусмотрено, что определяющим моментом для заказчика при решении вопроса о создании контрактной службы или назначении контрактного управляющего будет являться совокупный годовой объем закупок по плану - графику.
Согласно 44-ФЗ, контрактная служба создается теми заказчиками, у которых совокупный годовой объем закупок в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн. рублей . В этом случае создание контрактной службы является обязанностью заказчика (ч.1, ст.38). При этом заказчик сам решает создавать ему специальное структурное подразделение или не создавать. Поскольку создание специального структурного подразделения не является обязательным, то контрактная служба может создаваться без изменений организационной структуры заказчика.
Если совокупный годовой объем закупок заказчика меньше или равен 100 млн. рублей, то заказчик имеет право создать контрактную службу (ч.2, ст.38).
Если не создана контрактная служба, то заказчик обязан (ч.2, ст.38) назначить контрактного управляющего - должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта.
Таким образом, в зависимости от совокупного годового объема закупок (ориентир здесь сумма: меньше или равно, или больше 100 млн. рублей) у заказчика есть право или обязанность создавать контрактную службу. Но, если заказчик, совокупный годовой объем закупок, которого меньше или равен 100 млн. рублей, не реализовал свое право, то у него появляется обязанность назначить контрактного управляющего.
Способы создания контрактной службы
Структура и численность контрактной службы определяется и утверждается заказчиком. В состав контрактной службы должны входить не менее двух человек – должностных лиц контрактной службы из числа работников заказчика.
Назначение на должность и освобождение от должности работника контрактной службы допускается только по решению руководителя заказчика или лица, исполняющего его обязанности.
Контрактную службу возглавляет руководитель контрактной службы . Контрактную службу, которая создается как контрактная служба без образования отдельного подразделения, возглавляет один из заместителей руководителя заказчика.
Требования к квалификации сотрудников контрактной службы
Статья 9 Закона №44-ФЗ вводит принцип профессионализма заказчика.
Требования к квалификации сотрудников контрактной службы установлены частью 6, статьи 38 Закона №44-ФЗ. Все работники контрактной службы, контрактный управляющий с 2016 года должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) в сфере закупок.
До 01.01.2016 работником контрактной службы может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов (ч. 2 ст.112).
Приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» установлено, что минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов.
Нехватку методической поддержки в регионах предполагается решить за счет образовательных семинаров, подготовки кадров в вузах, реализации пилотных проектов.
Согласно статье 39 Закона 44-ФЗ, решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Заказчик определяет состав комиссии и порядок ее работы, назначает председателя комиссии.
Состав комиссии должен включать не менее 5 человек: при проведении конкурсов (конкурсная комиссия) и при проведении аукционов (аукционная комиссия), при проведении всех способов закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений (единая комиссия).
Состав комиссии должен включать не менее 3 человек: при проведении котировок (котировочная), при проведении запроса предложений (комиссия по рассмотрению заявок и окончательных предложений в запросе предложений).
В случае выявления в составе комиссии лично заинтересованных в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) лиц заказчик, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно заменить их другими физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах закупок и на которых не способны оказывать влияние участники закупок, а также физическими лицами, которые не являются непосредственно осуществляющими контроль в сфере закупок должностными лицами контрольных органов в сфере закупок (часть 6 статьи 39).
Комиссия по осуществлению закупок правомочна осуществлять свои функции, если на заседании присутствует не менее 50 % общего числа ее членов.
Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены председателем комиссии о месте, дате и времени проведения заседания комиссии. Принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам не допускается (часть 8 статьи 39).
Требования к квалификации членам комиссии по осуществлению закупок:
В Письме Минэкономразвития России от 23 сентября 2013 года № Д28и-1070 дано разъяснение требований к членам комиссии по осуществлению закупок: если все работники контрактной службы к 1 января 2016 г. для осуществления их полномочий в соответствии с Законом должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок, то в состав комиссии заказчик может включать лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки, то есть не имеющими высшего образования или дополнительного профессионального образования именно в сфере закупок.
Функциональные обязанности контрактной службы (контрактного управляющего)
Функции контрактной службы и контрактного управляющего аналогичны. Разница в масштабе и объеме работ. Статья38 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе» не предусматривает обязанности по разработке и утверждению положения для контрактного управляющего. Для контрактного управляющего достаточно разработки и утверждения должностной инструкции, согласно его профессиональным обязанностям.
Контрактная служба заказчика |
|
Руководитель контрактной службы |
|
Работники контрактной службы |
Требования: высшее профессиональное образование или прохождение профессиональной подготовки или повышения квалификации по программам дополнительного профессионального образования в сфере закупок до 1 января 2016 г. , специальные знания и навыки в сфере закупок. В соответствии с частью 23 статьи 112 Закона, до 1 января 2016 г. работником контрактной службы может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. |
Контрактный управляющий |
Должностное лицо из числа сотрудников контрактной службы заказчика, назначенное заказчиком на данную должность, если при этом совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба. Требования: высшее профессиональное образование или прохождение профессиональной подготовки или повышения квалификации по программам дополнительного профессионального образования в сфере закупок до 1 января 2016 г. , специальные знания и навыки в сфере закупок. В соответствии с частью 23 статьи 112 Закона, до 1 января 2016 г. контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. |
Комиссии по осуществлению закупок |
Требования: профессиональная переподготовка или повышение квалификации в сфере закупок, специальные знания, относящиеся к объекту закупки. В состав комиссии заказчик может включать лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки, то есть не имеющими высшего образования или дополнительного профессионального образования именно в сфере закупок. М инимум 50 % членов комиссии должны быть обучены по правилам работы по закону 44-ФЗ. Обучить их всех, заказчик обязан был еще в 2013 году. |
Функции и полномочия контрактной службы по закону 44-ФЗ |
|
Ответственность |
Устанавливается персональная ответственность руководителя и других работников контрактной службы за выполнение своих функций и полномочий. Работники контрактной службы, виновные в нарушении законодательства РФ, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность. |
Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
Для подготовки статьи использованы материалы:
Для участия в электронных торгах в штат включают специального сотрудника - контрактного управляющего. Читайте в нашей статье о том, каковы его функции и обязанности, скачайте образец должностной инструкции
Читайте в нашей статье:
Если товары и услуги покупаются для госнужд, их нельзя пойти и купить у первого попавшегося поставщика. регламентирует процесс закупки, проходящий в виде электронных торгов. Для участия в них в штат включают специального сотрудника.
Контрактный управляющий – это должностное лицо, которое проводит закупки. Причем подписанием контракта его обязанности не ограничиваются – сначала он организовывает и проводит торги для его заключения, а после контролирует его исполнение. Такой специалист появляется в команде заказчика, у которого нет контрактной службы и общая сумма закупок за один год не превышает 100 млн руб.
Федеральный закон предписывает нанимать на такую должность специально обученных людей. Кандидат должен быть с высшим образованием и получить дополнительное обучение в закупочной сфере.
Обратите внимание
Нерационально назначать отдельного контрактного управляющего для каждой закупки. Гораздо эффективнее объединять заказы по видам товаров (услуг) и делегировать для каждой группы своего специалиста, исходя из наличия у него знаний в этой сфере.
Функции контрактного управляющего:
Если обобщить функции, получится, что цель деятельности конкурсного управляющего – сэкономить деньги, но при этом обеспечить работодателя всеми необходимыми товарами, работами и услугами, причем их приобретение должно быть организовано в правовых рамках.
Полномочия контрактного управляющего:
В обязанности конкурсного управляющего по 44-ФЗ входит:
От управляющего зависит, будет ли работодатель обеспечен всем необходимым. Именно этот специалист полностью ведет процесс приобретения товаров и услуг – составляет список того, что нужно приобрести; рассчитывает график, по которому будут проводиться закупки; отбирает подходящих контрагентов из числа заявившихся на торги; заключает контракты с победителями.
Если в последующем контрагенты окажутся недобросовестными, управляющий подготовит все необходимые документы, чтобы попытаться решить дело переговорами, а если не выйдет договориться – передаст материалы в суд. Кроме того, если в отношении какой-либо процедуры закупки возникнут вопросы у антимонопольного органа, контрактный управляющий примет участие в рассмотрении дела и подготовит все истребованные ФАС документы.
Нигде в законе не прописано, что именно следует отобразить в должностной инструкции руководителя контрактной службы. Даже само ее существование ничем не регламентировано. Можно , скомпилировать нужные части в единый документ и принять его в качестве регламентирующего. Или разработать инструкцию, взяв за основу пожелания руководства и положения аналогичных документов, относящихся к специалистам со смежными функциями.
Должностная инструкция, если заказчик решит ввести у себя именно ее, может быть разбита на такие разделы:
Разработанную инструкцию подписывает руководитель. Документ утверждается приказом и передается для ознакомления и подписи сотруднику.
Контрактный управляющий – человек в бюджетной организации, занимающийся осуществлением закупок в условиях контрактной системы. Это должностное лицо, которое несет ответственность не только за осуществление закупок, но и контролирует весь процесс, включая соблюдение условий каждого заключенного контракта.
Организация имеет право выбора между контрактным управляющим или контрактной службой. Предпочтение в сторону должностного лица отдается в том случае, если объем закупок предполагает сумму, превышающую в 100 миллионов рублей, а сама компания на данный момент не имеет контракта с соответствующей службой.
Контрактный управляющий может в единственном числе осуществлять деятельность по нескольким видам закупок одновременно, но это может быть и несколько человек, за каждым из которых будет закреплен отдельный вид деятельности.
Должностная инструкция контрактного управляющего предусматривает соблюдение определенных правил, на основе которых осуществляется весь рабочий процесс и непосредственная отчетность перед организацией.
Профессиональная деятельность контрактного управляющего начинается с составления плана и последующего выбора поставщика. Далее должностное лицо ведет переговоры на взаимовыгодных условиях. Конечным этапом является аналитическая деятельность проведенных мероприятий и соблюдение всех условий контракта обеими сторонами. Поскольку объемы закупок крайне велики, необходимость в контрактном управляющем обоснована.
Непосредственная организация работы контрактного управляющего выглядит следующим образом:
В большинстве случаев создается отдельное подразделение в муниципальном учреждении, отвечающее за осуществление госзакупок, контроль за процессом и его ведение до выполнения всех условий контракта обеими сторонами.
Основанием для создания контрактной службы и приема на работа управляющего для руководителя организации служит ФЗ-44.
Предполагается несколько вариантов развития событий:
После принятия сотрудника на новую должность издается соответствующий приказ о назначении и введении человека в курс дела.
После вступления в должность контрактного управляющего у сотрудника появляются соответствующие обязанности на основе ФЗ-44, а также по ТК РФ ст.232, при невыполнении которых предусмотрены определенные штрафные санкции.
Кроме этого, имеется и административная ответственность, поскольку должностная инструкция контрактного управляющего предусматривает материальную ответственность перед руководителем и всей муниципальной организаций.
С 2019 года на должность контрактного управляющего может претендовать только лицо с соответствующим профильным образованием в области осуществления закупок. ФЗ-44 строго регламентирует данный пункт, а также предусматривает повышение квалификации в данной области путем обучения в интервале не менее 16 часов или путем полной подготовки специалиста, что занимает не менее 250 часов.
Требования к контрактному управляющему в школе или дошкольном общеобразовательном учреждении сводятся к соблюдению норм ФЗ-44. Кроме этого, специалист должен иметь обширное представление о работе в детских учреждениях, знать их нюансы и требования.
Общие положения контрактного управляющего в детском учреждении выглядят следующим образом:
Кроме этого, основные положения для контрактного управляющего включают соблюдение техники безопасности и норм охраны труда.
Контрактный управляющей, работающий в школе или детском саду, имеет следующие обязанности:
Обязанностями контрактного управляющего служат многочисленные функции, которые сводятся к грамотному и рациональному подходу осуществления закупок, а также соблюдение всех необходимых требований ФЗ-44 и иных регламентирующих актов законодательства.
Квалификация контрактного управляющего может напрямую влиять на качество его работы, поэтому имеются определенные требования, определяющие квалификационный уровень. В первую очередь это относится к образованию сотрудника. Оно должно выть высшим профильным. Также необходимо подтверждение обучения в области закупок.
При приеме на работу большое значение играет уже имеющийся опыт работы в закупочной области. Отличное знание Конституции РФ, основных положений бюджетных учреждений, основы бухгалтерии и ФЗ-44 – все это должно говорить об уровне квалификации контрактного управляющего и, соответственно, о качестве будущей работы.
Стоит отметить, что при отличных теоретических знаниях сотрудник может показать высококлассные организаторские способности в отличие от человека с неудавшимся опытом в сфере закупок.
Порядок служебного взаимодействия контрактного управляющего муниципальной организации с остальными работниками строится на деловом общении, а также на установленном регламенте внутри коллективных отношений.
Проведение переговоров осуществляется исключительно в деловой обстановке. Однако, не допускается обсуждение деталей проекта закупки контрактным управляющим с другими участниками тендера, пока не выбран окончательный победитель.
В противном случае это будет считаться нарушением законодательства, если не предусмотрено иное развитие событий ФЗ-44. Это же касается проведения электронных торгов – контрактному управляющему запрещено общение с оператором с целью исключения получения преимуществ обеими сторонами.
В случае, если контрактный управляющий состоит с поставщиком в родственных связях, в браке или юридических отношениях, а совершение сделки на закупку товара предполагает получение определенной выгоды, как для одной стороны, так и другой, то об этом необходимо сообщить заказчику.
Должностная инструкция контрактного управляющего основывается на соблюдении ФЗ-44, а также подразумевает предоставление полной информации о ходе работы непосредственному руководителю и размещение ее в интернете на требуемом портале.
Все этапы проведения закупок, начиная от торгов и выбора поставщика и заканчивая предоставлением сведений об отчетности, должны быть абсолютно прозрачными и с соблюдением необходимых норм и требований.
Непосредственный контрактный управляющий должен соответствовать заявленным требованиям, иметь высшее образование, включая курсы по проведению госзакупок. Руководитель муниципальной организации со своей стороны обязан проводить переподготовку сотрудника, если это требуется, а при необходимости осуществлять контроль осуществляемой деятельности на различных этапах. Контрактный управляющий в свою очередь обязан предоставлять руководителю все необходимые данные о проделанной работе.
Должностная инструкция контрактного управляющего предусматривает составление плана будущих действий и четкое ему соответствие на всех этапах работы. При необходимости возможна корректировка плана действий, которая согласовывается с заинтересованными лицами.
Конечным этапом должностной инструкции считается заключение сделки на поставку товара, соблюдение требований всех участников процесса и осуществление условий контракта. Управляющий является материально ответственным лицом, поэтому в случае некачественного выполнения своих обязанностей может быть представлен к административному взысканию, в зависимости от степени нарушения и имеющегося умысла.
Эффективность работы контрактного управляющего оценивается по общим и основным показателям:
Общие |
|
Основные |
|
Совокупность всех показателей может говорить об эффективности проведенной работы и профессионализме контрактного управляющего.
Составляется в произвольной форме в зависимости от требований, предъявляемых к ней организацией, в которую она подается.
В чем состоят главные различия учета МСФО и РСБУ — помогут разобраться
Пример анализа финансового состояния предприятия можно посмотреть
Вопрос обязательности получения специализированного образования контрактными управляющими и работниками контрактных служб возник с момента появления контрактной системы.
Этому способствовало несколько причин:
Не погружаясь в рассуждения о целесообразности прохождения курсов по закону о госзакупках, рассмотрим требования Закона № к обучению специалистов и причины их разночтений.
Читая текст Закона № 44-ФЗ, довольно сложно себе представить человека, не имеющего специальной подготовки и при этом сходу успешно осуществляющего обязанности контрактного управляющего. Ни для кого не секрет, Закон о контрактной системе является одним из самых сложных и имеет множество нюансов, особенностей и «узких» мест.
Даже квалифицированным юристам зачастую непросто разобраться в тех или иных случаях его применения, что уж говорить о работниках, не имеющих специальной подготовки. В регионах далеко не каждое учреждение имеет собственного юриста, а обязанности контрактного управляющего в большинстве случаев возлагаются на заместителя руководителя по хозяйственной части.
Тем не менее, прописанный в законе принцип профессионализма обязывает заказчиков предпринимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок.
Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод, что законодатель напрямую не обязывает заказчика получать какое-либо дополнительное образование, однако он обязан иметь и поддерживать необходимый уровень знаний и профессиональных навыков в сфере закупок, обрести которые самостоятельно крайне сложно.
Помимо принципа профессионализма, закон о контрактной системе содержит определенные и на первый взгляд довольно четкие требования к уровню образованию контрактных управляющих и работников контрактных служб. Так, в соответствии с частью 6 , работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Как показывает практика, содержание части 6 статьи 38 трактуется вовсе не однозначно и вызывает массу споров относительно того, наличия какого же образования достаточно для выполнения требований закона. В данном случае мы говорим именно о формальном исполнении его норм, а не о качественном получении, наличии и применении знаний и навыков на практике.
Достаточно ли наличия любого высшего образования (без учета профиля) или же необходимо иметь высшее образование в сфере госзакупок, которого на сегодняшний день в нашей стране просто не существует? Как ни странно, но этот вопрос возникает даже у квалифицированных юристов, не смотря на то, что закон содержит вполне определенные требования на этот счет. Зачастую у заказчиков, руководителей и контрольных органов складывается мнение об обязательном наличии дополнительного образования в сфере закупок.
Не стоит забывать о том, что любые законодательные акты следует читать и понимать буквально, не фантазируя и не вдаваясь в пространные рассуждения. Закон № 44-ФЗ не смотря на наличие пробелов и «узких» мест является исчерпывающим документом, описывающим требования и нормы контрактной системы.
Согласно закону, с 01 января 2017 года работники контрактных служб и контрактные управляющие должны будут иметь одно из следующих образований:
Закон прямо не требует обязательного наличия какого-либо дополнительного образования, а тем более наличия подтверждающего его документа. Однако, есть определенные требования к уровню подготовки работников в сфере закупок, наличию знаний и умений. Получить их самостоятельно крайне сложно, поскольку контрактная система на сегодняшний день – один из сложнейших механизмов экономики нашей страны.