Основная литература
1. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология: Учебник. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011
2. Кибанов А.Я., Гагаринская Г.П., Калмыкова О.Ю., Мюллер Е.В. Управление персоналом М.: ИНФРА-М, 2013.
3. Калмыкова О.Ю., Гагаринская Г.П. Управление конфликтами и стрессами: Учеб. пособ. – Самара: НОУ "ПИБ"; СамГУ, СамГТУ, 2012.
Дополнительная литература
4. Калмыкова О.Ю., Гагаринская Г.П., Перевозчиков В.А. Конфликтменеджмент в государственном и муниципальном управлении: Учеб. пособ. – Самара: НОУ "ПИБ"; СамГУ, СамГТУ, 2010.
5.Калмыкова О.Ю., Штрикова Д.Б. Профилактика профессионального стресса в организации: Учеб. пособ. – Самара: Самара: НОУ "ПИБ"; СамГТУ, 2012.
6. Калмыкова О.Ю., Гагаринский А.В., Калмыков Д.Ю. Профессиональный стресс: Учеб. пособ. – Самара: НОУ "ПИБ"; СамГУ, СамГТУ, 2012.
7. Анцупов А.Я., Шипилов А.И.Конфликтология: Учебник для вузов.М.: ЮНИТИ. 2008.
8. Калмыкова О.Ю. и др. Практикум по конфликтологии: Учеб. пособие. - Самара: СамГТУ, ПИБ, 2009
9. Калмыкова О.Ю., Гагаринская Г.П., Мюллер Е.В. Кадровый менеджмент: Учеб. пособ. – Самара: НОУ "ПИБ"; СамГУ, СамГТУ, 2011.
10. Алехина, И. Морально-этические аспекты управления: практ. рекомендации / И. Алехина. - М.: Дело, 2007.
11. Самыгин С. И. Деловое общение: Учеб. пособие. – М.: КНОРУС, 2010
12. Суховершина Ю.В., Тихомирова Е.П., Скоромная Ю.Е. Тренинг делового (профессионального) общения. -2-е изд. -М.: Академический проект, 2009
13. Калмыкова О.Ю., Гагаринская Г.П. Деловой этикет: Учеб. пособие. – Самара: Самар. техн. гос. ун-т, Поволжский ин-т бизнеса, 2007.
14. Гагаринская Г.П., Штрикова Д.Б., Быкова А.В., Калмыкова О.Ю. Управление персоналом: Учебник. – НОУ «ПИБ», ГОУ ВПО «СамГТУ». – Самара, 2008. – 262 с.
15. Управление персоналом: Энциклопедия/ Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА – М, 2010.
16. Бурганова, Л. А. Теория управления: учеб. пособие / Л. А. Бурганова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Инфра-М, 2012.
17. Басовский, Л. Е. Менеджмент: учеб. пособие / Л. Е. Басовский. - М.: Инфра-М, 2011.
18. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. -3-е изд. - СпБ.: Питер, 2009
19. Решетникова К.В. Организационная конфликтология: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2009
20. Лукин Ю.Ф. Конфликтология: управление конфликтами: Management of the conflicts: учебник для вузов / Ю.Ф. Лукин. – М.: Академический проект; Трикста, 2007.
21. Ратников В.П. Конфликтология: учебник для студентов вузов / Под ред. В.П. Ратникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
22. Емельянов С.М. Управление конфликтами в организации. – СПб.: Авалон, Азбука – классика, 2006.
23. Цой Л.Н. Организационный конфликтменеджмент: 111 вопросов, 111 ответов. – М.: Книжный мир, 2007.
24. Калмыкова О.Ю., Горышева В.А., Букреева А.С., Халикова Н.Г. Теория конфликта. Структура и функции конфликтов: Метод. указ. к практическим занятиям / Сост. Калмыкова О.Ю., Горышева В.А., Букреева А.С., Халикова Н.Г. -Самара.: СамГТУ, ПИБ, 2006
25. Калмыкова О.Ю., Трещанин М.И. Основные теории конфликта. Классификация конфликтов, их систематизация и деление по существенным признакам: Метод. указ. к практическим занятиям / Сост. Калмыкова О.Ю., Трещанин М.И. -Самара.: СамГТУ, ПИБ, 2006
26. Калмыкова О.Ю., Горбачева А.В., Орлов И.А., Кирильцева Н.А. Роль коллектива в преодолении конфликтов: Метод. указ. к практ. занятиям. – НОУ «ПИБ», ГОУ ВПО «СамГТУ». – Самара, 2005. – 50 с.
27. Калмыкова О.Ю. Деловое общение: Метод. указ. к практ. занятиям. – НОУ «ПИБ», ГОУ ВПО «СамГТУ». – Самара, 2005. – 56 с.
28. Калмыкова О.Ю. Этические нормы деятельности руководителя современной организации: Метод. указ. к практ. занятиям. – НОУ «ПИБ», ГОУ ВПО «СамГТУ». – Самара, 2005. – 52 с.
29. Калмыкова О.Ю., Горбачева А.В., Орлов И.А. Кадровая политика: социально-психологические аспекты управления человеческими ресурсами: Метод. указ. к практ. занятиям. – НОУ «ПИБ», ГОУ ВПО «СамГТУ». – Самара, 2005. – 50 с.
Производитель: "ИНФРА-М" Серия: "Высшее образование" 301 с. Учебник подготовлен учеными кафедры управления персоналом Государственного университета управления. В нем излагаются основы конфликтологии, характеристика конфликтов, источники их возникновения и стадии развития, формы проявления, функции и значимость в социально-экономической и других сферах жизни общества. Трактуются вопросы предупреждения конфликтов, стратегии их разрешения с участием третьей стороны. Рассматривается технология управления конфликтами, выбора оптимальных методов преодоления конфликтных ситуаций, роли руководителя в профилактике и разрешении конфликтов. Книга предназначена для студентов экономических вузов, а также для аспирантов и преподавателей управленческих дисциплин. Она может быть полезной руководителям организаций, менеджерам по управлению персоналом, всем, кто проявляет интерес к управленческой конфликтологии. ISBN:978-5-16-002275-8 Издательство: "ИНФРА-М" (2011)
ISBN: 978-5-16-002275-8 |
Автор | Книга | Описание | Год | Цена | Тип книги |
---|---|---|---|---|---|
А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов | Учебник для вузов | 2015 | 686 | бумажная книга | |
А. В. Дмитриев | Излагаются основные положения теории и практики конфликтологии. Представлены как традиционные, так и современные подходы к решению острых общественных и личныхпроблем человека. Рассматриваются… - Инфра-М, Альфа-М, (формат: 60x90/16, 336 стр.) | 2013 | 1323 | бумажная книга | |
А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов | Шестое, переработанное и дополненное, издание первого отечественного учебника, в котором обобщены и систематизированы научные знания о конфликтах, полученных в семнадцати областях отечественной… - Питер, (формат: 60x90/16, 528 стр.) Учебник для ВУЗов | 2015 | 764 | бумажная книга | |
А. В. Дмитриев | Излагаются основные положения теории и практики конфликтоло гии. Представлены как традиционные, так и современные подходы к ре шению острых общественных и личныхпроблем человека. Рассматрива ются… - ИНФРА-М, (формат: 60x90/16, 336 стр.) | 2013 | 1261 | бумажная книга | |
Анатолий Анцупов,Анатолий Шипилов | Шестое, переработанное и дополненное, издание первого отечественного учебника, в котором обобщены и систематизированы научные знания о конфликтах, полученных в семнадцати областях отечественной науки - (формат: 145х215 мм, 528 стр.) Учебник для вузов | 2016 | 603 | бумажная книга | |
Кибанов А.Я. | Конфликтология. Учебник. Гриф МО РФ | Учебник подготовлен учеными кафедры управления персоналом Государственного университета управления. В нем излагаются основы конфликтологии. характеристика конфликтов, источники их возникновения и… - Инфра-М, (формат: 60x90/16, 336 стр.) Высшее образование. Бакалавриат | 2018 | 1023 | бумажная книга |
Дмитрий Юрьевич Знаменский | Бакалавр. Академический курс электронная книга | 2017 | 639 | электронная книга | |
Лопарев А.В. | Конфликтология. Учебник для академического бакалавриата | Предлагаемый учебник позволяет сформировать системное знание о природе и генезисе конфликтов, об особенностях их протекания в различных условиях, о методах разрешения и управления конфликтами. Для… - Юрайт, (формат: 60x90/16, 336 стр.) Бакалавр. Академический курс | 2017 | 1053 | бумажная книга |
Лопарев А.В. | Конфликтология. Учебник для академического бакалавриата | Предлагаемый учебник позволяет сформировать системное знание о природе и генезисе конфликтов, об особенностях их протекания в различных условиях, о методах разрешения и управления конфликтами. Для… - ЮРАЙТ, (формат: 60x90/16, 336 стр.) Бакалавр. Академический курс | 1362 | бумажная книга | |
Ворожейкин И.Е. | Конфликтология: Учебник 2-е издание | 302 стр. Учебник подготовлен учеными кафедры управления персоналом Государственного университета управления. В нем излагаются основы конфликтологии, характеристикаконфликтов, источники их… - ИНФРА-М, (формат: 60x90/16, 336 стр.) Высшее образование | 2010 | 1323 | бумажная книга |
Дмитрий Юрьевич Знаменский | Конфликтология. Учебник для СПО | Предлагаемый учебник позволяет сформировать системное знание о природе и генезисе конфликтов, об особенностях их протекания в различных условиях, о методах разрешения и управления конфликтами. Для… - ЮРАЙТ, (формат: 60x90/16, 336 стр.) Профессиональное образование электронная книга | 2017 | 639 | электронная книга |
Конфликтология наука о закономерностях зарождения, возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов любого уровня. Конфликт весьма сложное социальное и психологическое явление, успешность изучения которого во многом зависит … Википедия
Гендерный конфликт - взаимодействие или психологическое состояние, в основе которого лежит противоречивое восприятие гендерных ценностей, отношений, ролей, приводящее к столкновению интересов и целей. Различия в моделях поведения мужчин и женщин могут стать причинами … Термины гендерных исследований
Бабосов, Евгений Михайлович Бабосов, Евгений Михайлович Дата рождения: 23 февраля 1931(1931 02 23) (79 лет) Место рождения: Рязань, Россия Гражданство … Википедия
Дата рождения: 23 февраля 1931(1931 02 23) (81 год) Место рождения: Рязань, Россия Страна … Википедия
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Политическая география общественно географическая наука, изучающая территориальную дифференциацию политических явлений и процессов. Автором термина «политическая география» считают француза Тюрго, указавшего еще в середине ХVIII века на… … Википедия
Философский факультет Таврического Национального Университета один из 17 факультетов ТНУ, выполняющий подготовку бакалавров, специалистов и магистров по 4 специальностям: философии, социальной философии, культурологии, политологии. Расположен в т … Википедия
- (р. 19.11.1946) спец. в обл. филос. науки; канд. филос. наук, ред. После окончания асп. филос. ф та МГУ работала н. с. ф та. В 1980 1985 преподавала в Монгольском ун те (г. Улан Батор). После защиты канд. дисс. (1987) н. ред., ст. н. ред., отв.… … Большая биографическая энциклопедия
Не следует путать с секта. Тоталитарная секта особый тип организации, для которой характерны авторитарные методы управления, ограничения прав человека для членов организации и деятельность которой представляет опасность для жизни и здоровья … Википедия
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кудрявцев. Владимир Николаевич Кудрявцев Дата рождения: 10 апреля 1923(1923 04 10) Место рождения: Москва, РСФСР, СССР Дата смерти … Википедия
Исторический факультет Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского … Википедия
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Армавирская государственная педагогическая академия»
Факультет дошкольного и начального образования
Кафедра теории, истории педагогики и образовательной практики
«БЗ.Р» «Педагогическая конфликтология»
Направление подготовки: 050100: Педагогическое образование
Профиль подготовки: Дошкольное образование
Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр
^
Форма обучения – заочная (
ZSB
-3-1)
Армавир - 2013г.
Основные понятия:
конфликт, деструктивные и конструктивные функции, основные периоды и этапы конфликта.
^
подготовка к текущим лекционным и семинарским занятиям; изучение учебного материала, вынесенного на самостоятельную проработку,
составление таблицы «Основные направления современной конфликтологии», представление в виде схемы основных этапов конфликта.
Список литературы
Семинарское занятие 2. Виды и причины конфликтов в педагогическом процессе (1 час).
Вопросы для обсуждения:
^
Основные понятия:
виды конфликтов; организационно-управленческие, социально-психологические, личностные причины возникновения конфликтов; педагогическая конфликтология.
^
Список литературы:
Семинарское занятие 3. Психолого- педагогические особенности
конфликтов в ДОО
Вопросы для обсуждения:
^
Основные понятия:
конфликтогены, деструктивная и конструктивная функции конфликта, конфликтность личности, акцентуация характера, внутриличностный конфликт.
^
Задания для самостоятельной работы
Составьте или подберите, используя ресурсы ИНТЕРНЕТ, ситуации, раскрывающие суть педагогического конфликта и дайте ей анализ, используя алгоритм разрешения конфликтной ситуации.
Семинарское занятие 4. Технология предупреждения и разрешения педагогических конфликтов (1 час)
Вопросы для обсуждения:
Основные понятия: профилактика конфликта,
социальное взаимодействие, инициальное коммуникативное поведение, внешняя и внутренняя толерантность.
Задания для самостоятельной работы:
Дополнительная литература:
Семинарское занятие 5. Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте (2 часа)
Вопросы для обсуждения:
Основные понятия:
эффективное управление конфликтом, саморазрешение конфликта, тактические приемы переговоров.
Задания для самостоятельной работы:
демократию – самоуправление и участие работников в распределении прибылей и инвестиционной политике. Осуществляется гуманизация труда на основе улучшений условий труда, отдыха, взаимоотношений в коллективе, форм, размеров оплаты труда и других факторов, непосредственно влияющих на характер отношений в организации.
С гуманизацией труда непосредственно связано качество трудовой жизни – понятие, характеризующее степень удовлетворения личных потребностей и интересов работника посредством труда в данной организации .
Особым видом социальной деятельности организации является управление ее социальным развитием – это комплексный элемент целостного управления организацией. Реализуя свои генеральные цели, организация вынуждена учитывать социальные условия и управлять своим социальным развитием (т. е. адекватно реагировать на внешние социальные условия).
В этой связи предметом изучения выступают способы, методы и механизмы управления социальной деятельностью, обеспечивающие социальное развитие организации. Цель дисциплины «Управление социальным развитием организации» – формирование комплекса знаний и навыков у специалистов по управлению персоналом, необходимых для выработки оптимальных методов управления социальной деятельностью организации, что в конечном итоге, с одной стороны, должно открывать возможность самореализации человека в трудовой деятельности, а с другой – стимулировать экономическую эффективность организации.
Предмет и цель дисциплины определяют и ее основные задачи:
Освоение понятийного аппарата управления социальным развитием организации;
Раскрытие роли, функций и задач управления социальным развитием организации;
Изучение и освоение комплекса теоретических и методических знаний управления социальным развитием организации;
Формирование практических навыков управления социальным развитием организации;
Рассмотрение тенденций развития науки в сфере управления социальным развитием организации и использования новых информационных технологий.
Понятие «организация» является полисемантичным; его многозначность усиливается синтетическим характером дисциплины «Управление социальным развитием организации», так как в экономической, управленческой, социологической, психологической и других науках, составляющих данную дисциплину, понятие «организация» имеет свою специфику и свои устоявшиеся дефиниции. Именно поэтому требуется уточнение значения этого понятия.
Понятие «организация» для данной дисциплины введено проф. И. Е. Ворожейкиным, автором первого учебника «Управление социальным развитием организации» . Согласно его точке зрения, понятие «организация» шире, чем используемое прежде в российской управленческой науке понятие «предприятие», а кроме того, в современном правовом лексиконе используется термин «организация» . Исходя из данного подхода рассмотрим понятийный смысл «организации».
В самом полном и общем виде понятие «организация» рассматривается в современной науке в трех основных значениях – как:
Социальный институт;
Процесс упорядочивания;
Объект (система), имеющий упорядоченную структуру. Достаточно полное и развернутое определение понятию «организация» дает известный российский социолог профессор А. И. Пригожин:
«Во-первых, так может называться искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции. В этом смысле организация выступает как социальный институт с известным статусом и рассматривается как стационарный объект. В таком значении слово «организация» относится, например, к предприятию, органу власти, добровольному союзу и т. д.
Во-вторых, этот термин может означать определенную организационную деятельность, включающую в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т. д. Здесь организация – это процесс, связанный с сознательным воздействием на объект и, значит, с присутствием фигуры организатора и контингента организуемых. В этом смысле понятие «организация» совпадает с понятием «управление», хотя и не исчерпывает его.
В-третьих, здесь можно иметь в виду упорядоченность какого-то объекта. Тогда под организацией понимаются определенные структуры, строение и тип связей как способ соединения частей в целое, специфический для каждого рода объектов. В этом смысле организация выступает как свойство, атрибут объекта. Именно это понимание организации мы имеем в виду, например, когда речь идет об организованных и неорганизованных системах, политической организации общества, эффективной и неэффективной организации и т. д. Именно это значение подразумевается в понятиях «формальная организация» и «неформальная организация».
Таким образом, такое, например, выражение, как «организация данной организации в более организованное состояние», в принципе не является тавтологическим, так как содержит три разных значения».
Сложившееся в российской науке понимание организации характеризуется полнотой и валидностью . Между тем понимание такого видового признака организации, как социальный институт, включает в себя еще два значения:
Неуправляемая саморегулирующаяся социальная организация;
Управляемая целевая организация.
На эти два значения указывает профессор В. Л. Романов , подчеркивающий, что не всякая социальная организация, имеющая сложившиеся функции, может рассматриваться как целенаправленно управляемая, так как управление – это производная от целепо-лагания. Именно целевой организации уделяет особое внимание ведущий российский специалист по теории организации профессор Б. З. Мильнер. Он отмечает, что в современной науке родовые признаки «организации» рассматриваются в двух основных значениях – как процесс упорядочивания и как объект, имеющий упорядоченную структуру, и подчеркивает, что для понимания специфического, «ключевого» значения важен «поведенческий подход, ставящий в центр исследований человека систему отношений между людьми, их компетентность, способности, мотивацию к труду и к достижению установленных целей» . Анализу целевой организации посвящены и современные исследования по менеджменту . Таким образом, рассматриваемая нами организация понимается не как вообще социальный институт, а только как управляемый социальный институт или как целевая организация (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Схематическое представление общефилософского понятия «организация»
Кроме устоявшегося общего научного понятия «организация» существуют и его прикладные значения, определяемые в других терминах. Так, в экономической литературе имеется термин «предприятие», а термином «юридическое лицо» оперирует Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ).
допускается использовать исключительно в образовательных целях.
Запрещается тиражирование информационных ресурсов с целью извлечения коммерческой выгоды, а также иное их использование в нарушение соответствующих положений действующего законодательства по защите авторских прав.
УДК 331.1(075.8)
ББК 65.240я73
Рецензенты:
Кафедра управления человеческими ресурсами
Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова
Зам. директора института труда Министерства
Труда и социального развития РФ,
Заслуженный экономист РФ, д.э.н., проф. Зубкова А.Ф.
В75 Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 240 с. - (Серия «Высшее образование»).
ISBN 5-16-000964-7 (переп.)
ISBN 5-16-000256-1 (обл.)
В учебнике излагаются научные и прикладные знания о конфликтах, источниках их возникновения, структуре и стадиях развития, формах проявления, функциях и значимости в социально-экономической и других сферах жизни общества. Рассматриваются вопросы управления конфликтами, выбора оптимальных методов предупреждения и преодоления конфликтных ситуаций, роли руководителя в профилактике и разрешении конфликтов.
Книга предназначена для студентов экономических вузов, обучающихся по специальности и направлению «Менеджмент», «Менеджмент в социальной сфере», «Государственное и муниципальное управление», а также для аспирантов и преподавателей управленческих дисциплин.
ISBN 5-16-000964-7 (переп.)
ISBN 5-16-000256-1 (обл.)
ББК 65.240я73
© И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов. Д.К. Захаров, 2002
Конфликтология представляет собой отдельную область научного знания. У нее свой предмет изучения - социальная природа, причины, типы и динамика конфликтов, пути, методы, средства их предупреждения и регулирования.
Как важная отрасль обществознания и человековедения конфликтология возникла, формировалась и развивается в настоящее время в тесной связи с социальной философией, социологией, психологией, политэкономией, историей, правом, этикой, рядом других социальных и гуманитарных наук. Она опирается на достижения этих наук, синтезирует все то, что непосредственно относится к ее предмету.
Имея изначально комплексный характер, конфликтология находится в русле углубления гуманитарного образования. Ее изучение, без сомнения, расширяет круг и поднимет планку знаний о человеке и обществе, способствует разностороннему пониманию проблем социального взаимодействия, применению эффективных способов их решения.
Практическое приложение конфликтологии вызывается уже тем простым житейским обстоятельством, что, соглашаясь с распространенным утверждением «худой мир лучше доброй ссоры», люди тем не менее не могут избежать дисгармонии, обходиться без конфликтов. Нередко конфликт оказывается не только неизбежным, но и приемлемым «выходом» из сложившейся ситуации, едва ли не единственным способом восстановить нарушенное равновесие во взаимоотношениях людей, позволить им прийти к согласию относительно совместных дел, частных и общих интересов, норм поведения.
Если дело обстоит именно так, нужно учиться распознавать объективную и субъективную природу конфликтов, их непосредственные причины и мотивы, ориентироваться в том, в каких формах протекают конфликты и какими путями они разрешаются, овладевать искусством управления ими. Эта задача особенно важна для менеджеров, руководителей любого уровня. Можно, пожалуй, утверждать, что для них научиться правильно вести себя в конфликтных условиях, уметь управлять конфликтами столь же обязательно, как умение читать и писать.
Несомненна прикладная направленность конфликтологии наряду с ее теоретическим значением. Эта область науки реально помогает распознавать конфликты, принимать надлежащие меры для их профилактики и разрешения. Она дает возможность лучше ориентироваться в сложностях социальной жизни, искать оптимальные решения в конфликтных ситуациях, находить наиболее эффективные способы воздействия на поведение людей, так или иначе вовлеченных в конфликтное противоборство.
Отсюда и проистекает спрос на конфликтологию во многих жизненных обстоятельствах, при решении совершенно конкретных проблем. Сведения, почерпнутые из этой области социального и гуманитарного знания, облегчают выбор средств для того, чтобы в наибольшей мере использовать положительный потенциал конфликтов и вместе с тем сводить к минимуму их негативные последствия.
Конфликтология необходима для всех видов управленческой деятельности. Применительно к менеджменту ее основное предназначение заключается в том, чтобы побудить руководителя смотреть на конфликтные ситуации, что называется, открытыми глазами, не довольствоваться интуицией и здравым смыслом, а следовать в работе с людьми определенным, наукой установленным правилам и приемам управления конфликтами.
Научный подход предполагает системно организованные, принципиально структурированные, методологически точные знания о предмете (в данном случае - о конфликтах), ориентацию на познание закономерностей реального мира и постижение объективной истины. Любая наука, включая конфликтологию, конструктивна, рассчитана на возможность практического применения полученных знаний, на выработку и внедрение новых проектов. Научное управление социальными процессами, в том числе и регулирование конфликтов, осуществляется, как правило, на основе аналитического расчета, планомерного и многостороннего влияния на участников социальных связей и взаимодействия, практического применения выверенных наукой рекомендаций.
Обыденное же знание, сколь бы обширным оно ни было, уступает научному. Такое знание о конфликтах представляет собой не больше чем, простую сумму разнообразных, но поверхностных сведений о нашем, предмете, не проникает в глубь явлений социальной жизни, лишь констатирует факты и предшествующий опыт. Потому-то здравый смысл и интуиция, основанная на чутье и проницательности, ограничены в своих возможностях, хотя и могут оказаться полезными при распознавании, предупреждении и улаживании конфликтных ситуаций, помочь прагматически приспособиться к обстоятельствам и найти практически приемлемый выход из конфликта, если уж он случился.
Разумеется, разные типы конфликтных столкновений, проявления в них избыточной социальной напряженности изучаются не ради удовлетворения любопытства и простого обогащения знаний о перипетиях жизни, а для того чтобы овладеть методами (приемами и правилами) профилактики и урегулирования конфликтов, получить конкретное представление о примирительных процедурах, позволяющих привести к согласию участников трудовых споров, имущественных тяжб, других социальных конфликтов. Важно быть готовым к характеристике и оценке соответствующих стилей конфликтного поведения, созданию и поддержанию в отношениях между людьми высокой культуры общения, взаимопонимания и сотрудничества, функционального и социального партнерства.
Главное, конечно, в том, чтобы научиться не только распознавать конфликты, предвидеть их последствия, но и управлять ими, четко представляя задачи и функции такого управления. При этом, безусловно, выделяется роль руководителя в конфликтных ситуациях, его интеллектуальные, волевые и эмоциональные качества, которые требуются для профилактики и разрешения конфликтов.
В помощь тем, кто стремится овладеть основами научных знаний о конфликтах, предназначаются учебно-методические пособия. Среди такого рода руководств (см. Список рекомендуемой литературы) одной из первых получила известность небольшая по объему книга «Внимание: конфликт!» Ее авторы Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк, адресуясь в основном к руководителям предприятий, рассчитывали на то, чтобы сформировать у них конструктивное отношение к конфликтам. Им удалось убедительно, в научно-популярной форме показать, что конфликт является одним из средств управления, не владея или пренебрегая которым менеджер всегда снижает эффективность управленческой деятельности. Ту же цель преследует и учебное пособие Э.А. Уткина «Конфликтология: теория и практика». Рассматривая основные пути, формы и методы предупреждения конфликтных ситуаций, а также разрешения возникших конфликтов с наименьшими экономическими, социальными и нравственными издержками от них, автор обращается как к изучающим современный менеджмент, так и ко всем причастным к нему в России.
Пособия, изданные в нашей стране за последние годы, посвящены приложению конфликтологии преимущественно к какой-то одной стороне общественной жизни. Так, книга А.Г. Здравомыслова «Социология конфликта», как следует уже из названия, выделяет социологические аспекты, ее содержание включает анализ социально-политических процессов в современной России. Учебное пособие «Основы конфликтологии» под редакцией В.Н. Кудрявцева концентрирует внимание на юридических проблемах конфликтологии, соответствующих способах определения участников конфликтов, их взаимодействия и достижения согласия на принципах консенсуса. «Конфликтология» под редакций А.С. Кармина рассматривает внутриличностные, межличностные, групповые, межнациональные и другие типы конфликтов в первую очередь с психологической точки зрения, среди наиболее эффективных технологий разрешения конфликтных ситуаций отдавая приоритет медиации - проведению переговоров с участием посредника.
Заметное место конфликтам отводится в ряде пособий по кадровой работе. Об этом свидетельствуют, к примеру, книги В.Р. Веснина «Практический менеджмент персонала» и В.П. Пугачева «Руководство персоналом организации», а также вузовские учебники по управлению персоналом, вышедшие под редакцией А.Я. Кибанова, Т.Ю. Базарова и Б.Л. Еремина.
Представляют интерес и учебные издания зарубежных авторов, переведенные на русский язык. Некоторые из их привлекательны и полезны прежде всего тем, что подготовлены специалистами по управлению. Например, в наших экономических вузах пользуется спросом американский учебник «Основы менеджмента» М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури. Отдельная часть этой объемистой книги, посвященная групповой динамике и лидерству, содержит обстоятельную главу об управлении конфликтами и стрессами. Она освещает природу, типы и причины конфликтов в организациях, процесс их развертывания, структурные и межличностные способы разрешения конфликтных ситуаций.
«Руководить без конфликтов» - под таким названием дошла до российских читателей работа немецких специалистов по психологии управления В. Зигерта и Л. Ланг. Авторы этой броско написанной книги рассматривают управленческие функции как задачу развития личности в условиях перехода от технократического и административно-бюрократического методов управления к гуманистическому. Они обращают первостепенное внимание на профилактику (предупреждение) конфликтов, снятие психологической напряженности у персонала, взаимодействие людей в духе сотрудничества.
В данном учебнике, предлагаемом вниманию читателей, дается систематический свод научных и прикладных знаний о конфликтах. Учебник открывается кратким историческим обзором формирования основ конфликтологии. Затем следует изложение-теоретических подходов к определению конфликта и его функций. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации раскрываются типология конфликтов, источники и непосредственные причины возникновения конфликтных ситуаций, структура и стадии развития конфликтов, разнообразные формы их проявления, роль и значимость в социально-экономической и других сферах жизни общества.
Большое внимание уделено предупреждению и урегулированию конфликтных столкновений, выбору стилей поведения в конфликтах и способов их разрешения, созданию условий для эффективного управления конфликтами. При этом используются основные методы профилактики, применения нормативных актов и осуществления примирительных процедур, роль и личный пример руководителя в преодолении конфликтов и стрессов.
Для удобства пользования книгой в учебно-методических целях даются тесты, таблицы, рисунки и образцы документов, все главы завершаются перечнем контрольных вопросов и заданий. Приводится список рекомендуемой литературы по предмету.
Авторы готовили учебник по единому плану. Каждый выполнил свою часть работы: д.и.н., проф. И.Е. Ворожейкин - Введение, гл. 1, 2, 3, 4 и 6, 5.2 и 5.3 гл. 5, 10.1 и 10.2 гл. 10, Краткий терминологический словарь; д.э.н., проф. А.Я. Кибанов (руководитель авторского коллектива) - гл. 8 и 9, Краткий терминологический словарь, тест; к.э.н., доц. Д.К. Захаров - 5.1 гл. 5, гл. 7, 10.3 гл. 10, Краткий терминологический словарь, тест.