Николай Львович Захаров Андрей Леонидович Кузнецов Управление социальным развитием организации: Учебник. Николай Львович Захаров Андрей Леонидович Кузнецов Управление социальным развитием организации: Учебник А я кибанов и е ворожейкин

Основная литература

1. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология: Учебник. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011

2. Кибанов А.Я., Гагаринская Г.П., Калмыкова О.Ю., Мюллер Е.В. Управление персоналом М.: ИНФРА-М, 2013.

3. Калмыкова О.Ю., Гагаринская Г.П. Управление конфликтами и стрессами: Учеб. пособ. – Самара: НОУ "ПИБ"; СамГУ, СамГТУ, 2012.

Дополнительная литература

4. Калмыкова О.Ю., Гагаринская Г.П., Перевозчиков В.А. Конфликтменеджмент в государственном и муниципальном управлении: Учеб. пособ. – Самара: НОУ "ПИБ"; СамГУ, СамГТУ, 2010.

5.Калмыкова О.Ю., Штрикова Д.Б. Профилактика профессионального стресса в организации: Учеб. пособ. – Самара: Самара: НОУ "ПИБ"; СамГТУ, 2012.

6. Калмыкова О.Ю., Гагаринский А.В., Калмыков Д.Ю. Профессиональный стресс: Учеб. пособ. – Самара: НОУ "ПИБ"; СамГУ, СамГТУ, 2012.

7. Анцупов А.Я., Шипилов А.И.Конфликтология: Учебник для вузов.М.: ЮНИТИ. 2008.

8. Калмыкова О.Ю. и др. Практикум по конфликтологии: Учеб. пособие. - Самара: СамГТУ, ПИБ, 2009

9. Калмыкова О.Ю., Гагаринская Г.П., Мюллер Е.В. Кадровый менеджмент: Учеб. пособ. – Самара: НОУ "ПИБ"; СамГУ, СамГТУ, 2011.

10. Алехина, И. Морально-этические аспекты управления: практ. рекомендации / И. Алехина. - М.: Дело, 2007.

11. Самыгин С. И. Деловое общение: Учеб. пособие. – М.: КНОРУС, 2010

12. Суховершина Ю.В., Тихомирова Е.П., Скоромная Ю.Е. Тренинг делового (профессионального) общения. -2-е изд. -М.: Академический проект, 2009

13. Калмыкова О.Ю., Гагаринская Г.П. Деловой этикет: Учеб. пособие. – Самара: Самар. техн. гос. ун-т, Поволжский ин-т бизнеса, 2007.

14. Гагаринская Г.П., Штрикова Д.Б., Быкова А.В., Калмыкова О.Ю. Управление персоналом: Учебник. – НОУ «ПИБ», ГОУ ВПО «СамГТУ». – Самара, 2008. – 262 с.

15. Управление персоналом: Энциклопедия/ Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА – М, 2010.

16. Бурганова, Л. А. Теория управления: учеб. пособие / Л. А. Бурганова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Инфра-М, 2012.

17. Басовский, Л. Е. Менеджмент: учеб. пособие / Л. Е. Басовский. - М.: Инфра-М, 2011.

18. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. -3-е изд. - СпБ.: Питер, 2009

19. Решетникова К.В. Организационная конфликтология: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2009

20. Лукин Ю.Ф. Конфликтология: управление конфликтами: Management of the conflicts: учебник для вузов / Ю.Ф. Лукин. – М.: Академический проект; Трикста, 2007.

21. Ратников В.П. Конфликтология: учебник для студентов вузов / Под ред. В.П. Ратникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

22. Емельянов С.М. Управление конфликтами в организации. – СПб.: Авалон, Азбука – классика, 2006.

23. Цой Л.Н. Организационный конфликтменеджмент: 111 вопросов, 111 ответов. – М.: Книжный мир, 2007.

24. Калмыкова О.Ю., Горышева В.А., Букреева А.С., Халикова Н.Г. Теория конфликта. Структура и функции конфликтов: Метод. указ. к практическим занятиям / Сост. Калмыкова О.Ю., Горышева В.А., Букреева А.С., Халикова Н.Г. -Самара.: СамГТУ, ПИБ, 2006

25. Калмыкова О.Ю., Трещанин М.И. Основные теории конфликта. Классификация конфликтов, их систематизация и деление по существенным признакам: Метод. указ. к практическим занятиям / Сост. Калмыкова О.Ю., Трещанин М.И. -Самара.: СамГТУ, ПИБ, 2006

26. Калмыкова О.Ю., Горбачева А.В., Орлов И.А., Кирильцева Н.А. Роль коллектива в преодолении конфликтов: Метод. указ. к практ. занятиям. – НОУ «ПИБ», ГОУ ВПО «СамГТУ». – Самара, 2005. – 50 с.

27. Калмыкова О.Ю. Деловое общение: Метод. указ. к практ. занятиям. – НОУ «ПИБ», ГОУ ВПО «СамГТУ». – Самара, 2005. – 56 с.

28. Калмыкова О.Ю. Этические нормы деятельности руководителя современной организации: Метод. указ. к практ. занятиям. – НОУ «ПИБ», ГОУ ВПО «СамГТУ». – Самара, 2005. – 52 с.

29. Калмыкова О.Ю., Горбачева А.В., Орлов И.А. Кадровая политика: социально-психологические аспекты управления человеческими ресурсами: Метод. указ. к практ. занятиям. – НОУ «ПИБ», ГОУ ВПО «СамГТУ». – Самара, 2005. – 50 с.

Производитель: "ИНФРА-М"

Серия: "Высшее образование"

301 с. Учебник подготовлен учеными кафедры управления персоналом Государственного университета управления. В нем излагаются основы конфликтологии, характеристика конфликтов, источники их возникновения и стадии развития, формы проявления, функции и значимость в социально-экономической и других сферах жизни общества. Трактуются вопросы предупреждения конфликтов, стратегии их разрешения с участием третьей стороны. Рассматривается технология управления конфликтами, выбора оптимальных методов преодоления конфликтных ситуаций, роли руководителя в профилактике и разрешении конфликтов. Книга предназначена для студентов экономических вузов, а также для аспирантов и преподавателей управленческих дисциплин. Она может быть полезной руководителям организаций, менеджерам по управлению персоналом, всем, кто проявляет интерес к управленческой конфликтологии. ISBN:978-5-16-002275-8

Издательство: "ИНФРА-М" (2011)

ISBN: 978-5-16-002275-8

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов Учебник для вузов 2015
    686 бумажная книга
    А. В. Дмитриев Излагаются основные положения теории и практики конфликтоло­гии. Представлены как традиционные, так и современные подходы к ре­шению острых общественных и личныхпроблем человека. Рассматрива­ются… - Инфра-М, Альфа-М, (формат: 60x90/16, 336 стр.) 2013
    1323 бумажная книга
    А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов Шестое, переработанное и дополненное, издание первого отечественного учебника, в котором обобщены и систематизированы научные знания о конфликтах, полученных в семнадцати областях отечественной… - Питер, (формат: 60x90/16, 528 стр.) Учебник для ВУЗов 2015
    764 бумажная книга
    А. В. Дмитриев Излагаются основные положения теории и практики конфликтоло гии. Представлены как традиционные, так и современные подходы к ре шению острых общественных и личныхпроблем человека. Рассматрива ются… - ИНФРА-М, (формат: 60x90/16, 336 стр.) 2013
    1261 бумажная книга
    Анатолий Анцупов,Анатолий Шипилов Шестое, переработанное и дополненное, издание первого отечественного учебника, в котором обобщены и систематизированы научные знания о конфликтах, полученных в семнадцати областях отечественной науки - (формат: 145х215 мм, 528 стр.) Учебник для вузов 2016
    603 бумажная книга
    Кибанов А.Я. Конфликтология. Учебник. Гриф МО РФ Учебник подготовлен учеными кафедры управления персоналом Государственного университета управления. В нем излагаются основы конфликтологии. характеристика конфликтов, источники их возникновения и… - Инфра-М, (формат: 60x90/16, 336 стр.) Высшее образование. Бакалавриат 2018
    1023 бумажная книга
    Дмитрий Юрьевич Знаменский Бакалавр. Академический курс электронная книга 2017
    639 электронная книга
    Лопарев А.В. Конфликтология. Учебник для академического бакалавриата Предлагаемый учебник позволяет сформировать системное знание о природе и генезисе конфликтов, об особенностях их протекания в различных условиях, о методах разрешения и управления конфликтами. Для… - Юрайт, (формат: 60x90/16, 336 стр.) Бакалавр. Академический курс 2017
    1053 бумажная книга
    Лопарев А.В. Конфликтология. Учебник для академического бакалавриата Предлагаемый учебник позволяет сформировать системное знание о природе и генезисе конфликтов, об особенностях их протекания в различных условиях, о методах разрешения и управления конфликтами. Для… - ЮРАЙТ, (формат: 60x90/16, 336 стр.) Бакалавр. Академический курс
    1362 бумажная книга
    Ворожейкин И.Е. Конфликтология: Учебник 2-е издание 302 стр. Учебник подготовлен учеными кафедры управления персоналом Государственного университета управления. В нем излагаются основы конфликтологии, характеристикаконфликтов, источники их… - ИНФРА-М, (формат: 60x90/16, 336 стр.) Высшее образование 2010
    1323 бумажная книга
    Дмитрий Юрьевич Знаменский Конфликтология. Учебник для СПО Предлагаемый учебник позволяет сформировать системное знание о природе и генезисе конфликтов, об особенностях их протекания в различных условиях, о методах разрешения и управления конфликтами. Для… - ЮРАЙТ, (формат: 60x90/16, 336 стр.) Профессиональное образование электронная книга 2017
    639 электронная книга

    См. также в других словарях:

      Конфликтология наука о закономерностях зарождения, возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов любого уровня. Конфликт весьма сложное социальное и психологическое явление, успешность изучения которого во многом зависит … Википедия

      Гендерный конфликт - взаимодействие или психологическое состояние, в основе которого лежит противоречивое восприятие гендерных ценностей, отношений, ролей, приводящее к столкновению интересов и целей. Различия в моделях поведения мужчин и женщин могут стать причинами … Термины гендерных исследований

      Бабосов, Евгений Михайлович Бабосов, Евгений Михайлович Дата рождения: 23 февраля 1931(1931 02 23) (79 лет) Место рождения: Рязань, Россия Гражданство … Википедия

      Дата рождения: 23 февраля 1931(1931 02 23) (81 год) Место рождения: Рязань, Россия Страна … Википедия

      В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

      Политическая география общественно географическая наука, изучающая территориальную дифференциацию политических явлений и процессов. Автором термина «политическая география» считают француза Тюрго, указавшего еще в середине ХVIII века на… … Википедия

      Философский факультет Таврического Национального Университета один из 17 факультетов ТНУ, выполняющий подготовку бакалавров, специалистов и магистров по 4 специальностям: философии, социальной философии, культурологии, политологии. Расположен в т … Википедия

      - (р. 19.11.1946) спец. в обл. филос. науки; канд. филос. наук, ред. После окончания асп. филос. ф та МГУ работала н. с. ф та. В 1980 1985 преподавала в Монгольском ун те (г. Улан Батор). После защиты канд. дисс. (1987) н. ред., ст. н. ред., отв.… … Большая биографическая энциклопедия

      Не следует путать с секта. Тоталитарная секта особый тип организации, для которой характерны авторитарные методы управления, ограничения прав человека для членов организации и деятельность которой представляет опасность для жизни и здоровья … Википедия

      В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кудрявцев. Владимир Николаевич Кудрявцев Дата рождения: 10 апреля 1923(1923 04 10) Место рождения: Москва, РСФСР, СССР Дата смерти … Википедия

      Исторический факультет Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского … Википедия

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Армавирская государственная педагогическая академия»
    Факультет дошкольного и начального образования
    Кафедра теории, истории педагогики и образовательной практики

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

    «БЗ.Р» «Педагогическая конфликтология»
    Направление подготовки: 050100: Педагогическое образование

    Профиль подготовки: Дошкольное образование

    Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр
    ^

    Форма обучения – заочная ( ZSB -3-1)

    Армавир - 2013г.


    МЕЖСЕССИОННЫЕ ЗАДАНИЯ

    Семинарские занятия (6 часов)
    Семинарское занятие 1 . Теоретические основы конфликтологии (1 час)
    Вопросы для обсуждения:

    1. Конфликт как социально-психологическое явление.

    2. Причины возникновения конфликтов

    3. Объективные элементы конфликта.

    4. Сущность и компоненты конфликта.

    5. Конфликтная ситуация. Особенности восприятия.

    6. Деструктивные и конструктивные функции конфликтов.

    7. Динамика различных видов конфликтов.

    Основные понятия: конфликт, деструктивные и конструктивные функции, основные периоды и этапы конфликта.
    ^ подготовка к текущим лекционным и семинарским занятиям; изучение учебного материала, вынесенного на самостоятельную проработку, составление таблицы «Основные направления современной конфликтологии», представление в виде схемы основных этапов конфликта.
    Список литературы






    Семинарское занятие 2. Виды и причины конфликтов в педагогическом процессе (1 час).
    Вопросы для обсуждения:


    1. Виды педагогических конфликтов.

    2. Причины возникновения педагогических конфликтов.

    3. В чем заключаются объективные факторы возникновения конфликтов?

    4. Что понимается под организационно-управленческими, социально-психологическими, личностными причинами возникновения конфликтов?

    5. Оценка допустимости поведения партнера по межличностному педагогическому взаимодействию.

    6. Роль учителя в предупреждении и разрешении конфликта.

    7. История возникновения и современное состояние педагогической конфликтологии.

    ^ Основные понятия: виды конфликтов; организационно-управленческие, социально-психологические, личностные причины возникновения конфликтов; педагогическая конфликтология.
    ^


    1. Составить аннотированный список публикаций, статей в научных сборниках, периодической печати, посвященных проблеме педагогического конфликта.

    2. Разработать модели педагогического конфликта.

    Список литературы:


    1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с.

    2. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2009. -304 с.: ил.

    3. Ворожейкин И.Е. Конфликтология: Учебник для вузов / И.Е. Ворожейкин, А.Я Кибанов, Д.К. Захаров. – М.: Инфра – М., 2003. – 240 с.

    4. Горянина В.А. Психология общения: учеб. пособие для вузов / В.А. Горянина. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 416 с. – Рек. УМО по образованию РФ

    5. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учеб. пособие для вузов / А.В. Дмитриев. – М.: Гардарики, 2003. – 320 с.



    Семинарское занятие 3. Психолого- педагогические особенности

    конфликтов в ДОО
    Вопросы для обсуждения:


    1. В чем заключается значение педагогической конфликтологии в современном образовании?

    2. Возможно ли бесконфликтное образование?

    3. Что чаще всего приводит к конфликту – разные точки зрения или обстоятельства?

    4. В чем заключаются основные проявления деструктивной и конструктивной функций педагогического конфликта?

    5. Каковы виды и причины конфликтов между педагогом и воспитанником?

    6. Перечислить особенности педагогических конфликтов между педагогами и подростками и методы их предупреждения

    7. Какова специфика возникновения конфликтных ситуаций в системе «учитель – ученик (старшеклассник)» в учебной деятельности?

    8. Что такое конфликты деятельности, отношения и поведения?

    ^ Основные понятия: конфликтогены, деструктивная и конструктивная функции конфликта, конфликтность личности, акцентуация характера, внутриличностный конфликт.
    ^ Задания для самостоятельной работы

    Составьте или подберите, используя ресурсы ИНТЕРНЕТ, ситуации, раскрывающие суть педагогического конфликта и дайте ей анализ, используя алгоритм разрешения конфликтной ситуации.
    Семинарское занятие 4. Технология предупреждения и разрешения педагогических конфликтов (1 час)
    Вопросы для обсуждения:


    1. Сущность прогнозирования и профилактики конфликтов.

    2. Объективные и организационно-управленческие предпосылки предупреждения конфликтов.

    3. Какие существуют направления предупреждения конфликтов?

    4. Способы и и приемы профилактики конфликта.

    Основные понятия: профилактика конфликта, социальное взаимодействие, инициальное коммуникативное поведение, внешняя и внутренняя толерантность.
    Задания для самостоятельной работы:



    • представить перечень мероприятий, направленных на создание климата взаимного доверия и сотрудничества.
    Список литературы:

    1. Анцупов А.Я. Системная концепция конфликтов. // Мир психологии, 2005. - №2. _ С. 24-35.

    2. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2009. -304 с.: ил.

    3. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии 3-е изд. – СПб.: Питер, 2009. - 384 с.

    Дополнительная литература:


    1. Баныкина С.В. Конфликтологическая компетентность педагога. – Астрахань, 1997. – 335 с.

    2. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2007. – 174 с.

    Семинарское занятие 5. Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте (2 часа)
    Вопросы для обсуждения:


    1. Этапы эффективного неконфликтного управления.

    2. Условия разрешения конфликтов.

    3. Этапы разрешения конфликта.

    4. Основные тактики воздействия на оппонента в конфликте.

    5. Роль третьей стороны в разрешении конфликтов.

    6. Семнадцать шагов в разрешении конфликтов с участием третьей стороны.

    7. Переговоры как способ разрешения конфликтов.

    Основные понятия: эффективное управление конфликтом, саморазрешение конфликта, тактические приемы переговоров.
    Задания для самостоятельной работы:


      • подготовка к текущим лекционным и семинарским занятиям; изучение учебного материала, вынесенного на самостоятельную проработку.

    • составление схемы на тему «Эффективное общение и рациональное поведение в конфликте».
    Список литературы.

    1. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2009. -304 с.: ил.

    2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с.

    3. Горянина В.А. Психология общения: учеб. пособие для вузов / В.А. Горянина. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 416 с. – Рек. УМО по образованию РФ

    4. Гулевич О.А. Психология межгрупповых отношений / О.А. Гулевич: учебное пособие. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – 432 с.

    5. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учеб. пособие для вузов / А.В. Дмитриев. – М.: Гардарики, 2003. – 320 с.

    6. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 384 с.

    7. Психология. Педагогика. Этика: Учебник / под ред. Наумкина Ю.В. – М.: Закон и право: ЮНИТИ, 1999. – 350 с.

    8. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 208 с.

    9. Самыгин С.И. Деловое общение: учебное пособие / С.И. Самыгин, А.М. Руденко. – М.: КНОРУС, 2010. – 440 с.

    10. Станкин М.И. Психологические способы установления контактов между людьми: Учеб. пособие / М.И. Станкин. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. – 400 с.

    демократию – самоуправление и участие работников в распределении прибылей и инвестиционной политике. Осуществляется гуманизация труда на основе улучшений условий труда, отдыха, взаимоотношений в коллективе, форм, размеров оплаты труда и других факторов, непосредственно влияющих на характер отношений в организации.

    С гуманизацией труда непосредственно связано качество трудовой жизни – понятие, характеризующее степень удовлетворения личных потребностей и интересов работника посредством труда в данной организации .

    Особым видом социальной деятельности организации является управление ее социальным развитием – это комплексный элемент целостного управления организацией. Реализуя свои генеральные цели, организация вынуждена учитывать социальные условия и управлять своим социальным развитием (т. е. адекватно реагировать на внешние социальные условия).

    В этой связи предметом изучения выступают способы, методы и механизмы управления социальной деятельностью, обеспечивающие социальное развитие организации. Цель дисциплины «Управление социальным развитием организации» – формирование комплекса знаний и навыков у специалистов по управлению персоналом, необходимых для выработки оптимальных методов управления социальной деятельностью организации, что в конечном итоге, с одной стороны, должно открывать возможность самореализации человека в трудовой деятельности, а с другой – стимулировать экономическую эффективность организации.

    Предмет и цель дисциплины определяют и ее основные задачи:

    Освоение понятийного аппарата управления социальным развитием организации;

    Раскрытие роли, функций и задач управления социальным развитием организации;

    Изучение и освоение комплекса теоретических и методических знаний управления социальным развитием организации;

    Формирование практических навыков управления социальным развитием организации;

    Рассмотрение тенденций развития науки в сфере управления социальным развитием организации и использования новых информационных технологий.

    Понятие «организация» является полисемантичным; его многозначность усиливается синтетическим характером дисциплины «Управление социальным развитием организации», так как в экономической, управленческой, социологической, психологической и других науках, составляющих данную дисциплину, понятие «организация» имеет свою специфику и свои устоявшиеся дефиниции. Именно поэтому требуется уточнение значения этого понятия.

    Понятие «организация» для данной дисциплины введено проф. И. Е. Ворожейкиным, автором первого учебника «Управление социальным развитием организации» . Согласно его точке зрения, понятие «организация» шире, чем используемое прежде в российской управленческой науке понятие «предприятие», а кроме того, в современном правовом лексиконе используется термин «организация» . Исходя из данного подхода рассмотрим понятийный смысл «организации».

    В самом полном и общем виде понятие «организация» рассматривается в современной науке в трех основных значениях – как:

    Социальный институт;

    Процесс упорядочивания;

    Объект (система), имеющий упорядоченную структуру. Достаточно полное и развернутое определение понятию «организация» дает известный российский социолог профессор А. И. Пригожин:

    «Во-первых, так может называться искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции. В этом смысле организация выступает как социальный институт с известным статусом и рассматривается как стационарный объект. В таком значении слово «организация» относится, например, к предприятию, органу власти, добровольному союзу и т. д.

    Во-вторых, этот термин может означать определенную организационную деятельность, включающую в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т. д. Здесь организация – это процесс, связанный с сознательным воздействием на объект и, значит, с присутствием фигуры организатора и контингента организуемых. В этом смысле понятие «организация» совпадает с понятием «управление», хотя и не исчерпывает его.

    В-третьих, здесь можно иметь в виду упорядоченность какого-то объекта. Тогда под организацией понимаются определенные структуры, строение и тип связей как способ соединения частей в целое, специфический для каждого рода объектов. В этом смысле организация выступает как свойство, атрибут объекта. Именно это понимание организации мы имеем в виду, например, когда речь идет об организованных и неорганизованных системах, политической организации общества, эффективной и неэффективной организации и т. д. Именно это значение подразумевается в понятиях «формальная организация» и «неформальная организация».

    Таким образом, такое, например, выражение, как «организация данной организации в более организованное состояние», в принципе не является тавтологическим, так как содержит три разных значения».

    Сложившееся в российской науке понимание организации характеризуется полнотой и валидностью . Между тем понимание такого видового признака организации, как социальный институт, включает в себя еще два значения:

    Неуправляемая саморегулирующаяся социальная организация;

    Управляемая целевая организация.

    На эти два значения указывает профессор В. Л. Романов , подчеркивающий, что не всякая социальная организация, имеющая сложившиеся функции, может рассматриваться как целенаправленно управляемая, так как управление – это производная от целепо-лагания. Именно целевой организации уделяет особое внимание ведущий российский специалист по теории организации профессор Б. З. Мильнер. Он отмечает, что в современной науке родовые признаки «организации» рассматриваются в двух основных значениях – как процесс упорядочивания и как объект, имеющий упорядоченную структуру, и подчеркивает, что для понимания специфического, «ключевого» значения важен «поведенческий подход, ставящий в центр исследований человека систему отношений между людьми, их компетентность, способности, мотивацию к труду и к достижению установленных целей» . Анализу целевой организации посвящены и современные исследования по менеджменту . Таким образом, рассматриваемая нами организация понимается не как вообще социальный институт, а только как управляемый социальный институт или как целевая организация (рис. 1.1).

    Рис. 1.1. Схематическое представление общефилософского понятия «организация»

    Кроме устоявшегося общего научного понятия «организация» существуют и его прикладные значения, определяемые в других терминах. Так, в экономической литературе имеется термин «предприятие», а термином «юридическое лицо» оперирует Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ).


    Питирим Сорокин
    1.3. Современные концепции конфликта
    Элтон Мэйо
    Определенное влияние на развитие конфликтологии оказали социологи известной Чикагской школы.
    Льюиса Козера.
    Кеннет Боулдинг.
    Часть зарубежных психологов
    А.Г. Здравомыслова «Социология конфликта».
    Отечественные психологи полагают
    ...
    Полное содержание Подобный материал:
    • К38 Кибанов, Ардальон Яковлевич , 1349.88kb.
    • Учебно-методический комплекс Учебник «Биология. Общие закономерности»,С. Г. Мамонтов, , 68kb.
    • Литература по курсу «философия» (Ч. , 131.51kb.
    • Задачи конфликтологии: Исследование конфликтов. Распространение конфликтологических , 524.8kb.
    • , 235.92kb.
    • Аннотация курса «Конфликтология в социальной работе» , 15.55kb.
    • Лекция Конфликтология, ее предмет и задачи, история становления как науки. Формирование , 1156.02kb.
    • М. Ю. Зеленков социальная конфликтология учебное пособие , 3460.13kb.
    • 1. Конфликтология как наука; понимание конфликта в древнем мире , 1250.96kb.
    • Программа по дисциплине «Конфликтология в социальной работе» Специальность «040101. , 178.8kb.
    Материалы, размещенные в телекоммуникационной библиотеке и представленные в виде цитат,

    допускается использовать исключительно в образовательных целях.

    Запрещается тиражирование информационных ресурсов с целью извлечения коммерческой выгоды, а также иное их использование в нарушение соответствующих положений действующего законодательства по защите авторских прав.

    УДК 331.1(075.8)

    ББК 65.240я73

    Рецензенты:

    Кафедра управления человеческими ресурсами

    Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова

    Зам. директора института труда Министерства

    Труда и социального развития РФ,

    Заслуженный экономист РФ, д.э.н., проф. Зубкова А.Ф.

    В75 Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 240 с. - (Серия «Высшее образование»).

    ISBN 5-16-000964-7 (переп.)

    ISBN 5-16-000256-1 (обл.)

    В учебнике излагаются научные и прикладные знания о конфликтах, источниках их возникновения, структуре и стадиях развития, формах проявления, функциях и значимости в социально-экономической и других сферах жизни общества. Рассматриваются вопросы управления конфликтами, выбора оптимальных методов предупреждения и преодоления конфликтных ситуаций, роли руководителя в профилактике и разрешении конфликтов.

    Книга предназначена для студентов экономических вузов, обучающихся по специальности и направлению «Менеджмент», «Менеджмент в социальной сфере», «Государственное и муниципальное управление», а также для аспирантов и преподавателей управленческих дисциплин.

    ISBN 5-16-000964-7 (переп.)

    ISBN 5-16-000256-1 (обл.)

    ББК 65.240я73

    © И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов. Д.К. Захаров, 2002

    ВВЕДЕНИЕ

    Конфликтология представляет собой отдельную область научного знания. У нее свой предмет изучения - социальная природа, причины, типы и динамика конфликтов, пути, методы, средства их предупреждения и регулирования.

    Как важная отрасль обществознания и человековедения конфликтология возникла, формировалась и развивается в настоящее время в тесной связи с социальной философией, социологией, психологией, политэкономией, историей, правом, этикой, рядом других социальных и гуманитарных наук. Она опирается на достижения этих наук, синтезирует все то, что непосредственно относится к ее предмету.

    Имея изначально комплексный характер, конфликтология находится в русле углубления гуманитарного образования. Ее изучение, без сомнения, расширяет круг и поднимет планку знаний о человеке и обществе, способствует разностороннему пониманию проблем социального взаимодействия, применению эффективных способов их решения.

    Практическое приложение конфликтологии вызывается уже тем простым житейским обстоятельством, что, соглашаясь с распространенным утверждением «худой мир лучше доброй ссоры», люди тем не менее не могут избежать дисгармонии, обходиться без конфликтов. Нередко конфликт оказывается не только неизбежным, но и приемлемым «выходом» из сложившейся ситуации, едва ли не единственным способом восстановить нарушенное равновесие во взаимоотношениях людей, позволить им прийти к согласию относительно совместных дел, частных и общих интересов, норм поведения.

    Если дело обстоит именно так, нужно учиться распознавать объективную и субъективную природу конфликтов, их непосредственные причины и мотивы, ориентироваться в том, в каких формах протекают конфликты и какими путями они разрешаются, овладевать искусством управления ими. Эта задача особенно важна для менеджеров, руководителей любого уровня. Можно, пожалуй, утверждать, что для них научиться правильно вести себя в конфликтных условиях, уметь управлять конфликтами столь же обязательно, как умение читать и писать.

    Несомненна прикладная направленность конфликтологии наряду с ее теоретическим значением. Эта область науки реально помогает распознавать конфликты, принимать надлежащие меры для их профилактики и разрешения. Она дает возможность лучше ориентироваться в сложностях социальной жизни, искать оптимальные решения в конфликтных ситуациях, находить наиболее эффективные способы воздействия на поведение людей, так или иначе вовлеченных в конфликтное противоборство.

    Отсюда и проистекает спрос на конфликтологию во многих жизненных обстоятельствах, при решении совершенно конкретных проблем. Сведения, почерпнутые из этой области социального и гуманитарного знания, облегчают выбор средств для того, чтобы в наибольшей мере использовать положительный потенциал конфликтов и вместе с тем сводить к минимуму их негативные последствия.

    Конфликтология необходима для всех видов управленческой деятельности. Применительно к менеджменту ее основное предназначение заключается в том, чтобы побудить руководителя смотреть на конфликтные ситуации, что называется, открытыми глазами, не довольствоваться интуицией и здравым смыслом, а следовать в работе с людьми определенным, наукой установленным правилам и приемам управления конфликтами.

    Научный подход предполагает системно организованные, принципиально структурированные, методологически точные знания о предмете (в данном случае - о конфликтах), ориентацию на познание закономерностей реального мира и постижение объективной истины. Любая наука, включая конфликтологию, конструктивна, рассчитана на возможность практического применения полученных знаний, на выработку и внедрение новых проектов. Научное управление социальными процессами, в том числе и регулирование конфликтов, осуществляется, как правило, на основе аналитического расчета, планомерного и многостороннего влияния на участников социальных связей и взаимодействия, практического применения выверенных наукой рекомендаций.

    Обыденное же знание, сколь бы обширным оно ни было, уступает научному. Такое знание о конфликтах представляет собой не больше чем, простую сумму разнообразных, но поверхностных сведений о нашем, предмете, не проникает в глубь явлений социальной жизни, лишь констатирует факты и предшествующий опыт. Потому-то здравый смысл и интуиция, основанная на чутье и проницательности, ограничены в своих возможностях, хотя и могут оказаться полезными при распознавании, предупреждении и улаживании конфликтных ситуаций, помочь прагматически приспособиться к обстоятельствам и найти практически приемлемый выход из конфликта, если уж он случился.

    Разумеется, разные типы конфликтных столкновений, проявления в них избыточной социальной напряженности изучаются не ради удовлетворения любопытства и простого обогащения знаний о перипетиях жизни, а для того чтобы овладеть методами (приемами и правилами) профилактики и урегулирования конфликтов, получить конкретное представление о примирительных процедурах, позволяющих привести к согласию участников трудовых споров, имущественных тяжб, других социальных конфликтов. Важно быть готовым к характеристике и оценке соответствующих стилей конфликтного поведения, созданию и поддержанию в отношениях между людьми высокой культуры общения, взаимопонимания и сотрудничества, функционального и социального партнерства.

    Главное, конечно, в том, чтобы научиться не только распознавать конфликты, предвидеть их последствия, но и управлять ими, четко представляя задачи и функции такого управления. При этом, безусловно, выделяется роль руководителя в конфликтных ситуациях, его интеллектуальные, волевые и эмоциональные качества, которые требуются для профилактики и разрешения конфликтов.

    В помощь тем, кто стремится овладеть основами научных знаний о конфликтах, предназначаются учебно-методические пособия. Среди такого рода руководств (см. Список рекомендуемой литературы) одной из первых получила известность небольшая по объему книга «Внимание: конфликт!» Ее авторы Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк, адресуясь в основном к руководителям предприятий, рассчитывали на то, чтобы сформировать у них конструктивное отношение к конфликтам. Им удалось убедительно, в научно-популярной форме показать, что конфликт является одним из средств управления, не владея или пренебрегая которым менеджер всегда снижает эффективность управленческой деятельности. Ту же цель преследует и учебное пособие Э.А. Уткина «Конфликтология: теория и практика». Рассматривая основные пути, формы и методы предупреждения конфликтных ситуаций, а также разрешения возникших конфликтов с наименьшими экономическими, социальными и нравственными издержками от них, автор обращается как к изучающим современный менеджмент, так и ко всем причастным к нему в России.

    Пособия, изданные в нашей стране за последние годы, посвящены приложению конфликтологии преимущественно к какой-то одной стороне общественной жизни. Так, книга А.Г. Здравомыслова «Социология конфликта», как следует уже из названия, выделяет социологические аспекты, ее содержание включает анализ социально-политических процессов в современной России. Учебное пособие «Основы конфликтологии» под редакцией В.Н. Кудрявцева концентрирует внимание на юридических проблемах конфликтологии, соответствующих способах определения участников конфликтов, их взаимодействия и достижения согласия на принципах консенсуса. «Конфликтология» под редакций А.С. Кармина рассматривает внутриличностные, межличностные, групповые, межнациональные и другие типы конфликтов в первую очередь с психологической точки зрения, среди наиболее эффективных технологий разрешения конфликтных ситуаций отдавая приоритет медиации - проведению переговоров с участием посредника.

    Заметное место конфликтам отводится в ряде пособий по кадровой работе. Об этом свидетельствуют, к примеру, книги В.Р. Веснина «Практический менеджмент персонала» и В.П. Пугачева «Руководство персоналом организации», а также вузовские учебники по управлению персоналом, вышедшие под редакцией А.Я. Кибанова, Т.Ю. Базарова и Б.Л. Еремина.

    Представляют интерес и учебные издания зарубежных авторов, переведенные на русский язык. Некоторые из их привлекательны и полезны прежде всего тем, что подготовлены специалистами по управлению. Например, в наших экономических вузах пользуется спросом американский учебник «Основы менеджмента» М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури. Отдельная часть этой объемистой книги, посвященная групповой динамике и лидерству, содержит обстоятельную главу об управлении конфликтами и стрессами. Она освещает природу, типы и причины конфликтов в организациях, процесс их развертывания, структурные и межличностные способы разрешения конфликтных ситуаций.

    «Руководить без конфликтов» - под таким названием дошла до российских читателей работа немецких специалистов по психологии управления В. Зигерта и Л. Ланг. Авторы этой броско написанной книги рассматривают управленческие функции как задачу развития личности в условиях перехода от технократического и административно-бюрократического методов управления к гуманистическому. Они обращают первостепенное внимание на профилактику (предупреждение) конфликтов, снятие психологической напряженности у персонала, взаимодействие людей в духе сотрудничества.

    В данном учебнике, предлагаемом вниманию читателей, дается систематический свод научных и прикладных знаний о конфликтах. Учебник открывается кратким историческим обзором формирования основ конфликтологии. Затем следует изложение-теоретических подходов к определению конфликта и его функций. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации раскрываются типология конфликтов, источники и непосредственные причины возникновения конфликтных ситуаций, структура и стадии развития конфликтов, разнообразные формы их проявления, роль и значимость в социально-экономической и других сферах жизни общества.

    Большое внимание уделено предупреждению и урегулированию конфликтных столкновений, выбору стилей поведения в конфликтах и способов их разрешения, созданию условий для эффективного управления конфликтами. При этом используются основные методы профилактики, применения нормативных актов и осуществления примирительных процедур, роль и личный пример руководителя в преодолении конфликтов и стрессов.

    Для удобства пользования книгой в учебно-методических целях даются тесты, таблицы, рисунки и образцы документов, все главы завершаются перечнем контрольных вопросов и заданий. Приводится список рекомендуемой литературы по предмету.

    Авторы готовили учебник по единому плану. Каждый выполнил свою часть работы: д.и.н., проф. И.Е. Ворожейкин - Введение, гл. 1, 2, 3, 4 и 6, 5.2 и 5.3 гл. 5, 10.1 и 10.2 гл. 10, Краткий терминологический словарь; д.э.н., проф. А.Я. Кибанов (руководитель авторского коллектива) - гл. 8 и 9, Краткий терминологический словарь, тест; к.э.н., доц. Д.К. Захаров - 5.1 гл. 5, гл. 7, 10.3 гл. 10, Краткий терминологический словарь, тест.

    © 2024 sun-breeze.ru
    Новые идеи бизнеса - Животные и растения. Заработок в интернете. Автобизнес