Корпоративное управление: Модели корпоративного управления и особенности российской практики. Правовые аспекты корпоративного управления в бывших социалистических странах Специфика корпоративного управления

Хвичия Реваз Автандилович

с тудент 2 курса Бакалавриата, кафедра экономики и бизнеса, Тбилисский университет «Горгасали», г. Тбилиси

Какабадзе Важа Владимирович

научный руководитель, доктор экономики, член-корреспондент Инженерной Академии Грузии, г. Тбилиси

Аннотация: Внедрение процессов рыночной экономики в бывших социалистических республиках поставило сложные задачи перед экономикой страны, в том числе в деле формирования и функционирования управленческих решений. Хотя в этих странах пути эффективного решения вопросов анализа, планирования и управленческих вопросов постепенно совершенствуются, они всё ещё лишены научных оснований, не соответствуют существующим в мире требованиям, лишены реальности.

Обладающие передовыми технологиями страны, в процессе управления в основном используют методы диагностики управленческих решений и математические методы, обеспечивающие успех управленческой деятельности, что должно быть примером для бывших социалистическихстран, так как использование данных методов в комплексе характеризуется эффектом способности более продолжительного действия.

Ключевые слова: Бывшие социалистические страны, эффективность управления.

Введение

Корпорация является одной из форм капитального общества. Капитальными обществами являются общества, которые имеют разделенные на доли капитал. В основном это акционерное общество.

Система корпоративного управления призвана регулировать взаимоотношения между менеджерами компаний и их владельцами, а также согласовывать цели заинтересованных сторон (акционеров компании), обеспечивая эффективное функционирование компаний.

В англо-американской модели интересы акционеров представлены большим количеством мелких инвесторов, управление находится в руках менеджмента корпорации. В немецкой (инсайдерской) модели все стороны, заинтересованные в деятельности корпорации, имеют право участвовать в процессе принятия решений (акционеры, менеджеры, персонал, банки, общественные организации).

Англо-американская и Германская модели - два крайних варианта. Между которыми находится множество промежуточных национальных форм. Японская модель корпоративного управления характеризуется как полностью закрытая и основанная на банковском контроле, это позволяет снизить проблему контроля менеджеров. Семейная модель управления распространена во всех странах мира, в этой системе управление корпорациями осуществляется членами близкими родственниками (семьей). В Российской модели корпоративного управления принцип разделения прав собственности и контроля обычно не признается .

Несмотря на то, что подобными признаками частично обладают и общества с ограниченной ответственностью, классической моделью корпорации все-таки являются акционерные общества. Они имеют предусмотренный уставом гарантийный капитал, который разделен на акции.

Таким образом, когда речь идет о корпоративном управлении, в первую очередь мы подразумеваем управление акционерными обществами. Корпоративное управление осуществляется на верхнем уровне управления руководства акционерного общества и обращено на его структуру и процессы, для обеспечения справедливого, прозрачного и подотчетного поведения.

Общее положение корпоративного управления в бывших социалистических республиках

По статистическим данным за 2011 год, в Грузии действуют 2440 акционерных обществ, в Азербайджане - 2400, а в Армении - 2443, с количественной точки зрения, в общем числе действующих предприятий удельный вес акционерных обществ колеблется от 0,7 до 0,9 %, но в показателях занятости и производства продукции они занимают значительно большую долю .

В бывших социалистическихстранах корпоративное управление прошло сложные этапы развития, которые в основном был связаны с несовершенной национальной законодательной базой и отсутствием квалифицированных управленческих кадров. Например, со стороны Правительства Грузии для урегулирования указанной сферы было разработано лишь несколько законов, в частности, закон «О предпринимателях»; закон «О ценных бумагах», Гражданский кодекс Грузии» и закон «О коммерческих банках», а также созданный в 2009 году «Кодекс корпоративного управления для коммерческих банков». Что касается Азербайджана, то там разработаны схожие с Грузией законы, только лишь с той разницей, что почти во всех законах чувствуется строгая рука правительства, например закон, регулирующий деятельность коммерческих банков, усложняет административную процедуру слияния банков. А в Армении в законе, регулирующем деятельность предпринимателей, почти игнорированы интересы акционеров. Всё это вызывает конфликт интересов между хозяйственными субъектами и снижение эффективности управления. Приблизительно такая же картина наблюдается и в других бывших социалистических странах.

Анализ правовых аспектов корпоративного управления

Международная практика подтверждает, что корпоративное управление взаимосвязано и проходит четыре этапа, в частности:

· Соответствие с законодательными и регулятивными требованиями.

· Меры, принятые для улучшения корпоративного управления.

· Усовершенствованная система корпоративного управления.

· Лидерство в корпоративном управлении.

А также три пути улучшения операционной эффективности, в частности:

1. Улучшенный надзор и подотчетность;

2. Улучшенный процесс принятия решения;

3. Улучшенное соответствие, меньше конфликтов.

Рассмотрим по-отдельности все три показателя операционной эффективности:

· Улучшенный надзор и подотчетность означает, что, улучшение управления в компании вызывает оздоровление системы подотчетности, снижает риск мошенничества. Повышение подотчетности выявляет проблемы до наступления кризиса, поэтому для их решения меры принимаются уже на раннем этапе. Вместе с тем, корпоративное управление улучшает деятельность лиц и их контроль . В бывших социалистическихстранах система подотчетности урегулирована и может быть оценена по высокому показателю.

· В улучшенном процессе принятия решения подразумевается то, что соблюдение стандартов образцового корпоративного управления способствует улучшению процесса принятия решений. Например, если процесс коммуникации регулируется эффективно, в таком случае члены совета компании, директоры и акционеры примут более верное решение. Это случится потому, что посредством хороших коммуникаций они будут более информированы и смогут лучше осмыслить собственную ответственность. В социалистических странах на процесс коммуникации обращают меньшее внимание, что соответственно препятствует принятию решения.

· Улучшенное соответствие, меньше конфликтов означает соответствие существующей в корпорации системы управления с действующими правилами, законами, правами и обязанностями заинтересованных сторон. Если этого не происходит, тогда стороны начинают подавать жалобы в суд, что стоит компании больших сумм. В бывших социалистических странах данный вопрос (улучшенное соответствие) не урегулировано до конца, что косвенно указывает на то, что владельцы корпорации представляют корпорации в качестве обособленных от государства субъектов, и это обстоятельство вызвано тем, что корпорации имеют своих представителей (лоббистов) в правительстве.

Особо надо отметить то, что правильное корпоративное управление является основанием для улучшения доступа капитала на рынки, что со своей стороны является основанием для привлечения свободного капитала, как путем выпуска и продажи акций, так и путем привлечения кредитных ресурсов. Правильно управляемые компании рассматриваются в качестве ориентированных на инвесторов компаний, по отношению к которым существует доверие, что они смогут получать прибыль без нарушения прав акционеров.

Хорошее корпоративное управление подразумевает грамотно составленную отчетность и прозрачность данной в ней информации. После ознакомления с такой отчетностью инвесторы имеют реальное представление о компании-заемщике. Таким образом, финансовая отчетность увеличивает (или уменьшает) значение управления. По исследованию экспертов экономики установлено, что в западной Европе для 45 процентов инвесторов отчетность является малозначимой, для 40 процентов равнозначной, и для 15 процентов более значимой. В восточной Европе - наоборот. Здесь для 15 процентов инвесторов отчетность является менее важной, для 45 равнозначной, и для 40 процентов более значимой . По мнению эксперта экономики В. Какабадзе, это вызвано тем обстоятельством, что страны восточной Европы являются бывшими социалистическими странами (Грузия, Польша, Чехия, Венгрия и др.), с низким уровнем развития и недостаточным опытом рыночных отношений. Естественно, уровень доверия по отношению к их компаниям более низкий, чем по отношению к компаниям стран западной Европы - Германии, Франции, Англии и др. К западной Европе приравнивается Северная Америка (США и Канада), а к Восточной Европе - Азия, Латинская Америка и Африка .

Пользой хорошего корпоративного управления является доступ к дешевому капиталу. Это достигается путем уменьшения стоимости (цены) привлеченного капитала. Как известно, чем выше риск привлечения капитала, тем больше расход. Эти риски включают и риск нарушения прав инвесторов. Если права инвесторов защищены адекватно, тогда расходы по привлечению капитала могут снизиться. Кроме того, расходы по привлечению капитала и уровень риска связан с экономическим и политическим состоянием страны. Это особенно касается развивающихся стран, из них и Грузии и Азербайджана. Например, в Грузии новой является и законодательная база, реформы в этой сфере еще не доведены до конца и вследствие всего этого иностранные инвесторы воздерживаются от вложения инвестиций в грузинские компании, и это в то время, когда прозорливые инвесторы готовы платить премий за вложенные в хорошо налаженные компании инвестиции. С этой целью, в России в виде премий они платят - 38 процентов, в Китае - 25 процентов, в США - 14 процентов, в Польше - 23 процента и т. д. .

Инвесторы связывают с практическим уровнем корпоративного управления и величину его активов. Согласно их видению, если компания хорошо управляется, то ее активы также имеют больший объем. Действительно, в активы компании входит такой актив, как дебиторская задолженность (требования). Такая задолженность перед компанией возникает у покупателей её продукции в рассрочку (30, 60, 90, 120 дней). Сумма дебиторской задолженности является собственностью компании, но из-за оплаты в рассрочку, отвлечена от компании. Если компания правильно управляется, очевидно, что этот долг возвращается ей вовремя, но если управление является слабым, дебиторский долг может стать сомнительным к возврату, или даже безнадежным. В последнем случае он уменьшит его активы. Более того, по методике расчета ликвидности активов компании, дебиторский долг входит в высоколиквидные активы. В Грузии это признано парадоксом, так как 50-80 процентов дебиторской задолженности остается не изъятой и списывается в убытки. Причиной этого является слабое управление компаний.

Пользой хорошего корпоративного управления является также создание лучшей репутации. Репутация, т. э. гудвилл, является нематериальным активом компании. Гудвилл хорошо управляемой компании имеет высокую стоимость. Рост стоимости гудвилля вызывает рост доверия к продукции компании, что со своей стороны обуславливает высокий уровень продаж и повышение рентабельности компании. Но в таких бывших социалистических странах, как Грузия и Азербайджан, на данное обстоятельство не обращают надлежащего внимания. Например, несмотря на то, что на протяжении прошедших лет в Грузии осуществились значительные экономические реформы, данный вопрос до сих пор не урегулирован.

Одной из причин экономической не успешности Грузии называется то, что страна не имеет хорошей системы корпоративного управления. Директоры и менеджеры корпорации не считают себя представителями акционеров, подотчетными перед ними и часто получают личную выгоду за счет акционеров или компании. Надо отметить и то, что сложное налоговое законодательство вызвало в Грузии внедрение искаженной практики руководства, в частности то, что директоры компании стали вынуждены ввести «черную» и «белую» бухгалтерию.

В 2008 году международная финансовая корпорация IFC провела исследование корпоративного управления в 150 грузинских компаниях. Аналогичное исследование было ей проведено и в 2004 году. По последнему исследованию оказалось, что «Желательные изменения в корпоративном управлении грузинских компаний осуществились за последние 3 года; хотя значительно улучшилось знание о корпоративном управлении, но в «знании и верности» прогресса нет. Нарушения по прежнему остаются и в других вопросах корпоративного управления, в частности:

· Владение и разделение контроля. Большинство контрольных акций действуют также, как Генеральный директор и представлены в Наблюдательном Совете. Даже те компании, которые различают друг от друга владение и контроль, имеют это лишь написанным на бумаге. Как правило, такие компании имеют слабые структуры отчетности и контроля, большинство контролирующих акционеров осуществляет надзор на собой в роли директора или члена Наблюдательного Совета.

По исследованию IFC было также установлено, что лишь в 50 процентах грузинских компании акционерам доступно ознакомление с балансом, в 41,3 процентах - ознакомление с отчетом о прибыли и убытках, в 25,3 процентах - ознакомление с изменениями в капитале, в 19,3 процентах - ознакомление с личностями акционеров, владеющих контрольным пакетом акций.

Проблемы конечно имеют и зарубежные компании, но в бывших социалистических странах их больше, что в основном связано с тем, что пост-коммунистические страны пока еще не переключились на рыночную психологию .

Список литературы:

  1. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. Учебное пособие. М., 2007 г. -472 с. (на русском языке)
  2. Круглова Н.Ю.Основы бизнеса (предпринимательства): учебник. М., 2010 г.- 480 с. (на русском языке)
  3. Какабадзе В. Инвестиции и управление проектами. Издательство «Меридиан», Тбилиси, 2011 г. - 376 с. (на грузинском языке)
  4. Какабадзе В. Бизнес-администрирование (двенадцать ступеней совершенства). Издательство «Меридиан», Тбилиси, 2011 г. - 314 с.(на грузинском языке)
  5. Руководство по корпоративному управлению, Грузия, Международная финансовая корпорация - IFC. Доклад, Тбилиси, сентябрь 2010 г. - 311 с. (на грузинском и английском языке)
  6. Статистический бюллетень «Предпринимательство в Грузии, статистическая информация». Издательство «Департ. Стат.», Тбилиси, 2010 г.- 202 с. (на грузинском языке)
  7. Чантурия Л. Корпоративное управление и ответственность руководителей в корпоративном праве. Издательство «Самартали», Тбилиси, 2006 г. - 403 с.(на грузинском языке)

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Проблема корпоративного управления. Участники корпоративных отношений. Особенности развития корпоративного управления в Российской Федерации. Типы корпоративных объединений. Принципы управления корпорацией. Сущность и критерии корпоративного управления.

    контрольная работа , добавлен 22.11.2010

    Принципы и стандарты корпоративного управления. Роль исполнительных органов в управлении компанией. Основные модели корпоративного управления. Характеристика корпоративного управления в компании "Система", причины и перспективы его реструктуризации.

    дипломная работа , добавлен 16.10.2010

    Понятие, типы менеджеров, их функциональные особенности и направления профессиональной деятельности. Характеристики и особенности персонала организации, подходы к управлению. Этапы управления человеческими ресурсами, принципы реализации данного процесса.

    презентация , добавлен 17.03.2014

    курсовая работа , добавлен 26.06.2013

    Функции менеджмента как часть реализации деятельности туристской фирмы. Особенности мотивационной функции и функции контроля. Пути совершенствования процесса реализации функций менеджмента в практике управления на предприятии ООО "Шелковый путь".

    курсовая работа , добавлен 11.05.2015

    Общая характеристика, направления деятельности исследуемого предприятия, его организационно-правовая структура. Сущность и структура процесса принятия решения, принципы и закономерности его реализации. Проблемы финансового менеджмента в условиях кризиса.

    отчет по практике , добавлен 13.06.2014

    Понятие и значение процесса управления на предприятии, содержание его основных функций: планирования и организации. Руководство персоналом и мотивация труда, приемы и принципы их реализации. Контроль, его главные формы и средства, нормативная основа.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2013

  • 2. Эволюция подходов к управлению акционерными обществами
  • 2.1. Причины возникновения и этапы формирования
  • Акционерной формы собственности
  • 2.2. История формирования и развития акционерной формы предпринимательской деятельности в России
  • 2.3. Классические модели корпоративного управления
  • 2.4. Концепция заинтересованных лиц как наиболее перспективное направление формирования новой корпоративной модели
  • 2.5. Российская модель корпоративного управления
  • 3. Правовые основы корпоративных отношений в России
  • 3.1. Этапы создания акционерных обществ и их виды
  • 3.2. Структура и состав нормативных актов, регламентирующих деятельность российских акционерных обществ
  • 3.3. Права и возможности акционеров, закрепленные в российском акционерном праве
  • 3.4. Причины и порядок ликвидации акционерного общества
  • 4. Уставный капитал как объект корпоративного управления
  • 4.1. Понятие и структура корпоративного капитала
  • 4.2. Формирование уставного капитала общества
  • 4.4. Пути, причины и порядок уменьшения уставного капитала общества
  • 5. Общее собрание акционеров как высший орган управления в акционерном обществе
  • 5.1. Функции, компетенция и правомочность
  • Собрания акционеров
  • 5.2. Формы проведения общего собрания акционеров и его виды
  • 5.3. Этапы подготовки к проведению общего собрания акционеров
  • 5.4. Проведение общего собрания акционеров
  • 6. Совет директоров и исполнительные органы управления и контроля общества
  • 6.1. Функции, обязанности и ответственность членов совета директоров общества
  • 6.2. Оптимальная структура и состав директоров общества как фактор и условие реализации функций совета
  • 6.3. Функции, полномочия и порядок назначения исполнительных органов в акционерных обществах
  • 6.5. Формирование эффективной системы стимулирования труда менеджеров как способ согласования интересов
  • 6.6. Субъекты контроля качества корпоративного управления в акционерных обществах
  • 7. Механизмы и инструменты корпоративного управления
  • 7.1. Корпоративный кодекс поведения как фактор
  • Эффективности деятельности организации
  • 7.3. Влияние дивидендной политики общества на установление баланса интересов участников
  • 7.4. Транспарентность как условие взаимопонимания между участниками корпоративных отношений
  • 8. Реорганизация как инструмент корпоративного управления
  • 8.1. Понятие, виды и формы реорганизации
  • Слияния и поглощения
  • 8.2. Мотивы проведения реорганизации
  • 8.3. Методика проведения реорганизации
  • 9. Методы и приемы рейдеров и способы защиты от захвата
  • 9.1. Враждебный захват: понятие, цели и причины
  • 9.2. Инструменты поглощения и специфика их применения в России
  • 9.3. Инструменты защиты от поглощения
  • 9.4. Оценка эффективности реорганизации и причины неудач
  • 10. Формы и способы защиты и восстановления прав миноритариев
  • 10.1. Формы и способы защиты прав и законных интересов акционеров
  • 10.2. Обеспечение прав акционеров
  • При реорганизации общества
  • 10.3. Обеспечение прав акционеров при размещении дополнительных акций
  • 10.4. Понятие и порядок заключения крупных сделок
  • 10.5. Сделки с аффилированными лицами: понятие и порядок заключения
  • 11. Оценка эффективности корпоративного управления
  • 11.1. Структура и содержание рейтинга
  • Корпоративного управления
  • 11.2. Капитализация как показатель эффективности корпоративного управления
  • 12. Особенности корпоративного управления
  • 12.2. Методы и способы корпоративного управления, применяемые органами государственной власти
  • Заключение
  • Библиографический список
  • Приложения
  • Характеристика моделей корпоративного управления
  • Структура ежеквартального отчета общества
  • Перечень существенных фактов, информация о которых подлежит раскрытию в соответствии с российским законодательством
  • Перечень существенных событий, информация о которых подлежит раскрытию в соответствии с российским законодательством
  • Перечень документов, предоставляемых акционерам общества при подготовке к собранию акционеров
  • Методика оценки риска «нападения» рейдеров
  • Рекомендации по формированию условий тендерного предложения
  • Рекомендации по использованию способов приобретения акций
  • Основные приемы защиты компании от поглощения
  • Компоненты рейтинга корпоративного управления для анализа
  • Словарь терминов и определений
  • Алфавитно-предметный указатель
  • Список сокращений
  • 12. Особенности корпоративного управления

    в акционерных обществах с участием

    органов государственной власти

    12.1. Формы и цели участия органов государственной власти

    в управлении акционерными обществами

    Управление акционерными обществами, в составе акционеров которых есть представители органов государственной власти, обладает своими особенностями, знание которых особенно важно в условиях российской модели корпоративного управления.

    В России роль государства как собственника акционерных компаний очень велика. Анализ структуры собственности, проведенный по итогам приватизации, показывает, что государство является одним из крупнейших акционеров. Так, по состо­янию на 1 июня 2006 года в феде­ральной собственности находи­лись акции 3724 компаний. В их числе немало крупных организа­ций, которые активно действуют на рынке корпоративного контро­ля, наращивая величину контро­лируемых активов. Помимо большого числа предприятий и организаций, полностью принадлежавших государству, последнее сохранило также право собственности на закрепленные пакеты акций в стратегически важных компаниях, а также использует специальное право на участие в управлении акционерными обществами посредством введения в устав компании «золотых акций».

    В целом, в отношении находящихся в государственной собственности акций АО применяются следующие механизмы управления :

    Представление интересов государства в органах управления обществ госслужащими (институт представителей государства);

    Передача принадлежащих государству пакетов акций в доверительное управление;

    Закрепление таких пакетов за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

    Внесение принадлежащих государству пакетов акций в уставные капиталы акционерных обществ.

    По формам государственной собственности акционерные общества можно разделить на следующие: с участием федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности.

    Цели управления акциями, находящимися в государственной собственности , могут существенно отличаться от целей прочих собственников, они как правило включают в себя:

    Увеличение неналоговых доходов федерального бюджета, создающее предпосылки для снижения государством налогов на результаты деятельности;

    Обеспечение выполнения хозяйственными товариществами и обществами общегосударственных функций (оборона, безопасность, социальные программы, регулирование естественных монополий);

    Стимулирование развития производства, улучшение финансово-экономических показателей деятельности хозяйственных товариществ и обществ, привлечение инвестиций;

    Осуществление институциональных преобразований в экономике (реструктуризация предприятий, отраслей, создание вертикально интегрированных структур).

    Как следствие, подходы органов государственной власти к корпоративному управлению вступают в неизбежное противоречие с идеей повышения экономической эффективности.

    Рассмотрим основные особенности функционирования акционерных обществ, в составе акционеров которых есть органы государственной власти.

    1. Цели государства и коммерческих предприятий могут противоречить друг другу.

    Классическая задача компании – максимизация капитала акционеров. Задачи государства в основном социальные или политические – стране необходимо обеспечить стратегические преимущества во внешней политике, население необходимо снабжать жизненно важными услугами, такими, как услуги связи, поставки электроэнергии, тепла, газа, а все это может противоречить коммерческим целям. В таких условиях государство, в принципе, может игнорировать тяжелое финансовое положение компаний, убытки, невыплаченные долги. Изначально противоречивая система целей усложняет задачи управления. Более того, хотя государственным компаниям вменяется особая миссия – служить государственным политическим и социальным интересам, зачастую в ущерб интересам экономическим, – никаких определений этой роли или формулировки способов финансирования этой деятельности мы не находим ни в уставных документах компаний, ни в каких-либо иных публичных документах.

    2. Стимулы к улучшению экономических показателей ограничены.

    Госкомпании меньше других подвержены риску банкротства и практически не подвержены риску недружественного поглощения. Это снижает стимулы к повышению эффективности деятельности. Даже если потенциальный внешний собственник видит возможности для повышения эффективности, он не имеет шансов получить контроль над компанией и внедрить в жизнь механизмы повышения эффективности. Помимо этого, чрезмерные заимствования и проблемы с погашением долгов не так болезненны для государственных компаний, как для частных. В случае финансовых затруднений государство может поддержать госкомпании через контролируемые государством банки или с помощью бюджетных средств, а также, пользуясь своей сильной переговорной позицией, настоять на невыгодной для кредиторов реструктуризации задолженности.

    3. Опосредованность собственности снижает контроль.

    Классическое разделение на собственника и агента (менеджера), распоряжающегося активом в интересах собственника, становится все более сложным. Формально собственниками государственных активов являются граждане страны. Но граждане не напрямую управляют государственными компаниями, эта роль принадлежит государству как институту, а точнее, государственным ведомствам, в интересах государства осуществляющим управление компаниями. Далее функция управления опосредуется представителями государственных органов в управленческой структуре компании. Эта опосредованность в целом снижает степень контроля акционеров над деятельностью наемного менеджмента. В госкомпаниях в 2,5 раза ниже, чем в частных, представительство независимых директоров, т. е. людей с опытом управления в крупных корпорациях, отраслевых и финансовых специалистов, способных реально контролировать менеджмент и обсуждать стратегии развития бизнеса.

    Повышаются риски того, что агенты не будут действовать в интересах собственника, а будут использовать активы компании в личных интересах. Развивающаяся таким образом внутрифирменная коррупция подпитывает коррупцию на государственном уровне – в тех органах, которые призваны осуществлять контроль. Негативное влияние этих процессов распространяется и на экономику в целом. С увеличением доли государственной собственности в экономике растет число контрагентов государственных предприятий, т. е. площадь соприкосновения государственной и частной экономики.

    4. Советы директоров выполняют роль передаточного звена.

    Функции советов директоров в российских государственных компаниях зачастую сводятся к транслированию решений, принятых на более высоком уровне. По ключевым вопросам представители государства, которые, как правило, формируют большинство в советах директоров, консолидированно голосуют по директивам, утверждаемым правительством. В силу должностной иерархии либо по причине отсутствия мотивации они не принимают активного личного участия в выработке решений. Такое положение дел напрямую противоречит принципу фидуциарной ответственности, т. е. ответственности, которую персонально несет член совета директоров перед всеми акционерами компании. В результате советы директоров фактически не являются органами, принимающими решения по таким важным вопросам, как назначение (или увольнение) генерального директора, приобретение значительных активов, определение стратегических направлений инвестирования. Решения принимаются в не вполне прозрачной обстановке, не всегда понятно их обоснование и круг ответственных за их принятие лиц.

    5. Стремительный рост и расширение деятельности связаны с рисками. Бурный экстенсивный рост компаний несет в себе риски и безотносительно формы собственности, а при слабом контроле со стороны совета директоров особенно. При приобретении большого числа активов компании зачастую сталкиваются с потерей управляемости просто в силу того, что быстро растущую компанию сложно контролировать. Кроме того, политика масштабных приобретений затрудняет понимание отчетности и позволяет приукрашивать результаты за счет чисто бухгалтерских приемов. Агрессивная политика приобретений стала одной из главных причин многих крупных корпоративных скандалов начала 2000-х гг. Более того, сегодня в условиях крайне благоприятной конъюнктуры на рынке энергоносителей государству в лице госкомпаний приходится тратить значительные средства на приобретение частных активов в этом секторе. Под угрозой оказывается финансовая дисциплина госкомпаний, их способность эффективно использовать привлеченные средства и держать под контролем кредитоспособность.

    В итоге, в качестве основных претензий к качеству управления компаниями с участием органов государственной власти выделяются:

    1. Расплывчатость целей государства как собственника, порой сопровождающаяся фактическим редактированием планов государ­ства корпоративными управляю­щими.

    2. Несогласованность интересов го­сударства и частных инвесторов.

    3 Слабая ответственность госор­ганов и управляющих за эффе­ктивность использования госиму­щества, доходящая до безнаказан­ного выведения активов из гос­компаний.

    4. Сбои в выработке единой пози­ции различных госорганов в от­ношении госкомпаний.

    5. Недостаточный вклад советов директоров в обеспечение каче­ственного корпоративного управ­ления в госкомпаниях.

    Преодоление указанных недостатков во многом связано с четким опреде­лением и согласованием коммер­ческих и некоммерческих задач госпредприятий. Это принципи­ально для повышения эффектив­ности использования госимуще­ства и улучшения корпоративного управления в компаниях с госу­дарственным участием, однако очевидно, что разделение указанных задач не всегда возможно и целесообразно.

    Включающий как исполнительных членов (менеджеров компании), так и неисполнительных (не являющихся работниками компании), часть из которых является «независимыми» директорами , не имеющими никаких отношений с компанией помимо членства в совете директоров. В последние годы после ряда корпоративных скандалов и банкротств, обусловленных мошенническими действиями со стороны менеджмента и недостаточным контролем со стороны советов директоров, число независимых директоров в компаниях растет.

    На становление системы корпоративного управления, влияют особенности культурного и экономического уклада и развитие фондового рынка. Традиционно выделяют три модели корпоративного управления - англо-американскую модель, немецкую (рейнскую) и японскую.

    Основными экономическими особенностями , повлиявшими на формирование англо-американской модели, являются следующие .

      Высокая степень распыленности акционерного капитала. Среди крупнейших американских компаний очень незначительное число имеет крупных по американским меркам (как правило, владельцев не более 2-5%) акционеров. Основными владельцами капитала этих компаний являются большое число институциональных (пенсионные, страховые и инвестиционные фонды) и еще большее число мелких (миноритарных) частных инвесторов. Как правило, средства этих инвесторов распределены между большим числом компаний, а сами акционеры не связаны с компаниями какими-либо отношениями помимо владения акциями.

      Большинство инвесторов ориентировано на краткосрочные цели, на получение дохода за счет курсовой разницы.

      Фондовый рынок высоколиквиден благодаря такой структуре акционерного капитала и особенностям регулирования.

      Структура капитала и высокая ликвидность обусловливают высокую распространенность враждебных поглощений. Фондовый рынок является не просто рынком акций, а рынком компаний: через него осуществляется переход контроля над крупнейшими компаниями.

      Вследствие особенностей законодательства и деловой традиции последних 60 лет, банки играют незначительную роль как акционеры, их отношения с компаниями не выходят за рамки отношений «заемщик - кредитор».

    Выделяют следующие преимущества англо-американской модели :

    Основные недостатки англо-американской модели :

      высокая стоимость привлеченного капитала;

      ориентация высших менеджеров, вынужденных учитывать ожидания инвесторов, преимущественно на краткосрочные цели. Они стараются избегать шагов, которые могут привести к снижению курсовой стоимости акций;

      завышенные требования к доходности инвестиционных проектов;

      значительные искажения реальной стоимости активов фондовым рынком, высокая опасность переоценки (чаще) или недооценки (реже) активов;

      завышенный уровень вознаграждения высшего менеджмента.

    До кризиса 2008 г. англо-американская модель рассматривалась как самая эффективная в мире. Основным критерием оценки служил высокий уровень капитализации компаний. Инвесторы, регуляторы и аналитики считали, что отсутствие жесткого регулирования благотворно влияет на развитие рынка, а возможные риски будут спрогнозированы и уравновешены участниками этого рынка самостоятельно. Но все оказалось гораздо сложнее, и как раз в области управления рисками и контроля за действиями менеджмента. Различные мелкие группы акционеров не смогли повлиять на формирование сбалансированной системы управления и контроля, да и не были по-настоящему заинтересованы в этом, поскольку не рассчитывали на долговременные отношения с компанией, а независимые директора по разным причинам (личная заинтересованность, несовершенство системы вознаграждения и др.) не справились с задачей «балансировщиков интересов». Несмотря на то, что во многих американских компаниях действовал идеальный с точки зрения корпоративного управления состав, они не смогли выстроить систему управления рисками с целью долгосрочного повышения благосостояния акционеров, да и акционеры не ставили перед ними такую задачу.

    Все это привело к краху концепции абсолютного саморегулирования рынка, и правительства стран признали, что вмешательство власти в регулирование отношений на финансовых рынках должно быть усилено.

    Немецкая (рейнская) модель корпоративного управления сформировалась в контексте следующих экономических особенностей .

    Отличительным признаком немецкой модели корпоративного управления стал «двухуровневый» совет директоров - жесткое разделение на наблюдательный совет , состоящий из внешних директоров, не являющихся работниками компании, и правление . В состав наблюдательного совета обязательно входят представители банков и работников компании.

    Основными преимуществами немецкой модели считаются :

      более низкая по сравнению с США и Великобританией стоимость привлечения капитала;

      высокий уровень устойчивости компаний;

      более высокая степень корреляции между фундаментальной стоимостью компании и стоимостью ее акций.

    Среди недостатков немецкой модели выделяют следующие :

      более сложный по сравнению с США и Великобританией «вход» и «выход» вложений инвесторов в компании;

      невысокая степень информационной прозрачности компаний;

      недостаточное внимание к правам миноритарных акционеров.

    Японская модель корпоративного управления имеет следующие особенности .

      Высокая степень концентрации акционерного капитала в руках средних и крупных акционеров и широкая практика перекрестного владения акциями между компаниями, входящими в одну группу (кейрецу). Институциональные и мелкие частные инвесторы до последнего времени располагали незначительным объемом акций и вели себя пассивно.

      Исключительно важную роль в деятельности компании играют банки. Каждая промышленная группа имеет свой банк, составляющий ее ядро, выступающий основным регулятором финансовых потоков в ней и, как правило, являющийся важным акционером компании. Все акционеры ориентированы на долгосрочные цели развития компаний. Преобладающей формой доходов на акции были дивиденды.

      Фондовый рынок до последнего времени обладал гораздо меньшей ликвидностью по сравнению с фондовыми рынками США и Великобритании. Для привлечения капитала активнее использовались банки.

      Структура капитала и невысокая ликвидность обусловливают крайне незначительное влияние враждебных поглощений на систему корпоративного управления.

    Основные преимущества японской модели :

      низкая стоимость привлечения капитала;

      ориентация инвесторов на долгосрочное развитие;

      ориентация компаний на высокую конкурентоспособность;

      больший уровень устойчивости компаний;

      более высокая степень корреляции между фундаментальной стоимостью компании и курсовой стоимостью ее акций.

    Недостатки японской модели:

      очень сложный «вход» и «выход» вложений инвесторов;

      недостаточное внимание доходности инвестиций;

      абсолютное доминирование банковской формы финансирования;

      слабая информационная прозрачность компаний;

      незначительное внимание к правам миноритарных акционеров и низкий уровень защиты их прав.

    Формально структура совета директоров японской компании повторяет американскую. На практике почти 80% японских открытых акционерных обществ не имеют в составе советов независимых директоров, а сами советы, как и в Германии , являются проводниками интересов компании. При этом две отличительные черты немецкой модели - представительство банков и работников компании - здесь отсутствуют. Почти все члены советов директоров японских компаний - представители высшего руководства или бывшие управляющие.

    Высокая концентрация капитала и наличие крупных акционеров определяют такую особенность российской практики корпоративного управления, как недостаточное внимание к правам миноритарных акционеров.

    В системах корпоративного управления других стран присутствуют элементы описанных выше моделей.

    Во Франции корпоративное управление характеризуется следующими чертами :

      высокая степень концентрации капитала. Корпоративный сектор представляет крупнейшую группу акционеров;

      некоторые крупнейшие компании принадлежат государству;

      большое число акционеров не принимает участия в контроле;

      возможна как одноуровневая, так и двухуровневая структура советов директоров.

    Одной из причин низкого по сравнению с зарубежной практикой уровня раскрытия информации является такая особенность, как высокий уровень корпоративных захватов и недружественных поглощений. Боязнь рейдерских атак является причиной нежелания компаний раскрывать информацию о себе. Крупные бизнес-группы в форме холдингов контролируют многие сектора российской экономики. Для них характерны перекрестное владение акциями и другие схемы, обеспечивающие непрозрачность структуры собственности.

    Вместе с тем российский рынок претерпевает изменения, обусловленные его интеграцией в мировые. До 2008 г. отмечалось большое количество IPO российских компаний. Только в 2005 г. состоялось 13 IPO, было привлечено $4,5 млрд, из них 94% - средства иностранных инвесторов. Развитие российского фондового рынка и выход компаний на финансовые рынки за рубежом подталкивает их к пересмотру практики корпоративного управления в сторону базисных изменений, направленных на повышение доверия внешних инвесторов.

    Существует несколько основных факторов , подталкивающих российские компании к выходу на IPO :

      экономический рост и усиливающаяся конкуренция;

      стремление компаний привлечь инвестиционные средства;

      дороговизна внутреннего банковского кредита;

      желание собственников компаний повысить капитализацию, в том числе и для подготовки компании к последующей продаже.

    Сегодня для дальнейшего развития бизнеса многим компаниям необходимо вводить новые производства и модернизировать существующие, что порождает повышенный спрос на капитал. Это влечет за собой спрос на «длинные» деньги (на срок от 5 лет) и под гораздо меньший процент, чем сегодня предлагается отечественной банковской системой (т.е. под 5-6% годовых против 12-14% имеющихся на рынке).

    Не удовлетворяемый банковской системой спрос на капитал мог бы быть компенсирован на фондовом рынке. Одним из условий листинга как на ведущих мировых биржевых площадках, так и на наших биржах является внедрение в компаниях современных стандартов корпоративного управления . К сожалению, эти стандарты в отечественных компаниях внедрялись довольно медленно и фрагментарно, поэтому многим из них пришлось столкнуться с данной проблемой при прохождении листинга.

    Среди российских компаний можно выделить лидеров в области корпоративного управления - это крупнейшие публичные компании, акции которых размещены на российских и зарубежных фондовых рынках. Зачастую эти компании имеют государство в составе акционеров.

    В крупных непубличных и средних компаниях степень соблюдения стандартов корпоративного управления определяется основным акционером. Перед большинством компаний вопросы корпоративного управления пока не стоят в повестке дня, поскольку они еще «молоды» и собственники непосредственно участвуют в оперативном управлении.

    Развитие практики корпоративного управления подчинено следующим тенденциям : отход собственников от управления, появление новых акционеров и стратегия компании в области привлечения финансирования.

    В условиях кризиса в практике корпоративного управления российских компаний наметились тенденции, свидетельствующие о более прагматичном подходе к вопросам корпоративного управления.

    До середины 2008 г. наблюдалась тенденция отхода части собственников от оперативного управления, переход на позиции председателей советов директоров. Но поскольку власть фактически оставалась в руках собственников и созданные советы не были сильными и принимающими решения, им не были переданы полномочия по принятию решений, да и состав советов был сформирован не с учетом потребностей компании, а с учетом пожеланий основного акционера, на такие советы директоров опираться в кризис было довольно рискованно. Не была также создана достаточная система контроля за наемным менеджментом, и доверия у собственников к менеджерам не появилось.

    Таким образом, до кризиса многие компании не успели сформировать надлежащую систему корпоративного управления, создать работающий совет директоров, подобрать сильных наемных менеджеров. Выход из кризиса с такими «незрелыми» органами и системами управления представлялся собственникам нереальным. Это побудило многих владельцев снова возглавить свои компании и перейти к так называемому ручному управлению бизнесом.

    Кризис обнажил реальную роль советов директоров: марионеточные свернули свою деятельность, а сильные полноценные советы приняли на себя основную часть важнейших решений в условиях нестабильности.

    Практически все компании были вынуждены пересмотреть свои стратегии и сократить горизонты планирования. Если в компании не была принята стратегия, то ведущую роль стали играть менеджеры.

    Вместе с тем наметились значительные сдвиги в практике корпоративного управления компаний с государственным участием . Министерство экономического развития и Росимущество предприняли ряд мер по улучшению корпоративного управления. В частности, в советы директоров госкомпаний, даже со стопроцентным участием государства, стали избирать независимых директоров , более рыночный подход обрела практика профессиональных поверенных - представителей государства. Были приняты меры по улучшению раскрытия информации, в частности, по подготовке годовых отчетов в соответствии с международными стандартами.

    Корпоративное управление в компаниях с государственным участием

    На практике агентскую проблему приходится решать не только частным компаниям, но и компаниям с государственным участием. Для госкомпаний важен баланс между обязанностью государства активно выполнять функции собственника и в то же время стремлением вмешаться в управление компанией, удовлетворяя в большей степени политические, чем экономические потребности. Необходимо также наличие однородной среды на рынках, где компании частного сектора могут конкурировать с государственными компаниями и государство не будет использовать свои регулятивные и надзорные полномочия для повышения конкурентоспособности компаний с государственным участием.

    Хорошая практика корпоративного управления в компаниях с государственным участием влияет также и на частный сектор, поскольку задает тон общей культуре корпоративного поведения в бизнесе и стимулирует конкуренцию.

    Компаниям с государственным участием характерны специфические трудности в управлении. Во-первых, они хорошо защищены от двух основных угроз, необходимых для контроля за менеджментом: угрозы поглощения и банкротства. Во-вторых, до последнего времени компании с государственным участием действовали в тех отраслях, где они были защищены от конкуренции. Сложности с управлением также возникают в связи с тем, что в таких компаниях отсутствует явный собственник, а существует сложная цепочка агентских отношений, в которой участвуют многочисленные и не связанные друг с другом принципалы (министерства и ведомства, сама компания, различные группы миноритарных акционеров и т.д.). Задачей

    у менеджмента и совета директоров отсутствует чувство контроля;

    клиенты приобретают навыки обхождения бюрократических препон.

    Такой организации не грозит смерть, поскольку она питается из неисчерпаемого источника государственной поддержки.

    Можно ли говорить о зрелости системы корпоративного управления в компаниях с государственным участием? Дело в том, что все перечисленные особенности деятельности и управления госкомпаний не дают возможности стать органам управления компании самостоятельными: ни у компании, ни у ее собственника такой потребности нет. Собственник более всего заботится о контроле. В последнее время немало внимания уделяется вопросам «омоложения» госкомпаний: совершенствованию корпоративного управления путем внедрения принципов и механизмов, применимых для частного бизнеса. Инициатива идет от ОЭСР, подготовившей Руководство по корпоративному управлению для компаний с государственный участием . Смысл необходимых изменений - соблюдение госкомпаниями общепринятых принципов корпоративного управления и следование рыночным стандартам.

    В этом направлении сделано немало шагов в станах всего мира. Основные усилия направлены на :

    Как было указано ранее, построение надлежащей системы корпоративного управления дает компаниям возможности повысить эффективность деятельности, облегчает доступ к финансовым рынкам и удешевляет стоимость привлеченного капитала. Все это в полной мере относится и к компаниям с государственным участием. Но хорошая практика корпоративного управления в компаниях с государственным участием влияет также и на частный сектор , поскольку задает тон общей культуре корпоративного поведения в бизнесе и стимулирует конкуренцию. Особенно это важно в отношении госкомпаний, чьи акции котируются на бирже.

    Для построения эффективной системы корпоративного управления государство может воспользоваться уже существующими в частном секторе стандартами корпоративного управления, а также специальными международными документами.

    Наличие пакета акций предполагает участие в управлении обществом представителей государства, а результаты их работы на практике оказались не однозначны . Во-первых, у государственных служащих не было опыта работы в качестве представителей государства.

    Во-вторых, каждый представитель контролировал не одну, а несколько компаний (доходило до двух десятков и выше), причем это помимо исполнения своих обязанностей в Росимуществе или иных органах исполнительной власти.

    В-третьих, у представителей государства отсутствовали стимулы к улучшению качества управления компанией, поскольку им запрещалось получать вознаграждение за свою деятельность.

    Эксперты Бюро экономического анализа отмечают, что компании с участием в их капитале субъектов федерации и муниципальных образований менее активны в реформировании системы управления. Эти компании также заметно менее активны во внедрении ресурсосберегающих технологий. Группа экспертов также пришла к выводу, что компании, где в качестве акционера доминирует государство, показывают наихудшие результаты деятельности по сравнению со всеми остальными группами компаний .

    Осенью 2001 г. Президент Российской Федерации в одном из своих выступлений отметил, что «...стратегическая задача России состоит в том, чтобы стать страной, производящей конкурентные товары и услуги. Все наши усилия направлены на достижение этой цели. Мы понимаем, что нам нужно разрешить вопросы, касающиеся защиты прав собственников и улучшения корпоративного управления и финансовой прозрачности бизнеса с целью интеграции в мировые рынки капитала».

    В научной литературе я встретила различные трактовки корпоративного управления. Приведу некоторые из них.

    Корпоративное управление - это система взаимоотношений между менеджерами компании и их владельцами (акционерами), а также другими заинтересованными сторонами, по вопросам, связанным с обеспечением эффективности деятельности компании и обеспечением интересов владельцев и других заинтересованных сторон.

    Корпоративное управление - это процесс, в соответствии с которым устанавливается баланс между экономическими и социальными целями, между индивидуальными и общественными интересами.

    Корпоративное управление - вид хозяйственного управления корпоративными

    объединениями. Его основными функциями является стратегическое планирование развития, входящих в корпорацию хозяйственных единиц, и корпорации в целом по видам производимой продукции, работ и услуг. Также ими по объемам выпуска продукции, ее обновлению и развитию видов производства и технологии, использования и реконструкции оборудования, достижения конкурентных преимуществ на рынках новой продукции и традиционных рынках, обеспечения устойчивого роста производительности труда, совершенствование организационной структуры корпорации и коммуникационных отношений между ее элементами и приведение их в соответствие с изменениями в сфере производства и условиями рынка.

    Но не подумайте что корпоративное управление это только управление корпорацией. В широком смысле под понятием «корпоративное управление», связанным с понятием «корпорация», будем понимать управление, характеризующееся высоким уровнем организованности, с присущими ему особыми принципами. Основные стандарты корпоративного управления, принятые во многих корпорациях развитых стран, закреплены в Принципиальных положениях корпоративного управления ОЭСР (Организации Экономического Сотрудничества и Развития). В основном эти принципы сводятся к следующему:

    Соблюдение баланса интересов отдельных категорий акционеров;

    Подконтрольность акционерам деятельности исполнительных органов и совета директоров акционерных обществ;

    Четкое разграничение компетенций между органами управления акционерных обществ (общим собранием акционеров, советом директоров и исполнительным органом);

    Обеспечение прозрачности деятельности и принятия решений всеми органами управления акционерных обществ;

    Независимость контрольных органов акционерных обществ.

    Корпоративное управление в узком понимании - это система правил и стимулов, побуждающих управленцев компании действовать в интересах акционеров.

    В экономической теории не существует данных о том, что «правильное» корпоративное управление непременно обеспечивает высокую конкурентоспособность компании. Например, многие крупные «семейные» компании, не соответствующие стандартам корпоративного управления, вполне конкурентоспособны. Считается, что корпоративное управление страхует от злоупотреблений, но делает компании менее гибкими.

    В то же время, компании, соблюдающие стандарты корпоративного управления, имеют несомненное преимущество при привлечении инвестиций (например через IPO). По мнению инвесторов, хорошее корпоративное управление обеспечивает честность менеджмента и прозрачность деятельности компании, поэтому риск потери средств существенно уменьшается.

    Для компаний из развивающихся стран корпоративное управление особенно важно, так как международные инвесторы особенно опасаются за честность и деловые качества их менеджмента. Как показывают исследования, капитализация компаний с хорошим корпоративным управлением существенно выше средней по рынку. Особенно велика эта разница для арабских стран, стран Латинской Америки (кроме Чили), Турции, России, Малайзии, Индонезии.

    В свою очередь, под субъектами корпоративного управления понимается: менеджеры, акционеры и другие заинтересованные лица (кредиторы, служащие компании, партнеры компании, местные органы власти).

    Все участники корпоративных отношений имеют общие цели, в том числе:

    1. создание жизнеспособной прибыльной компании, обеспечивающей выпуск высококачественных товаров и рабочие места, а также обладающей высоким престижем и безупречной репутацией;

    2. увеличение стоимости материальных и нематериальных активов компании, рост котировок ее акций и обеспечение выплаты дивидендов;

    3. получение доступа к внешнему финансированию (рынкам капитала);

    4. получение доступа к трудовым ресурсам (кадрам менеджеров и других работников);

    5. увеличение рабочих мест и общий рост экономики.

    Вместе с тем, каждый участник корпоративных отношений имеет свои интересы, и различие между ними может привести к развитию корпоративных конфликтов. В свою очередь, надлежащее корпоративное управление содействует предотвращению конфликтов, а при возникновении - их разрешению посредством предусмотренных процессов и структур. Такими процессами и структурами являются формирование и функционирование различных органов управления, регулирование взаимоотношений между ними, обеспечение равноправного отношения ко всем сторонам, раскрытие надлежащей информации, ведение бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии должными стандартами и пр. (приложение 1)

    В чем же различаются интересы субъектов корпоративного управления?

    Менеджеры получают основную часть своего вознаграждения, как правило, в виде гарантированной заработной платы, в то время как остальные формы вознаграждения играют значительно меньшую роль. Они заинтересованы, прежде всего, в прочности своего положения, устойчивости компании и снижении опасности воздействия непредвиденных обстоятельств (например, финансировании деятельности компании преимущественно за счет нераспределенной прибыли, а не внешнего долга). В процессе выработки и реализации стратегии развития компании, как правило, склонны к установлению прочного долгосрочного баланса между риском и прибылью. Менеджеры зависят от акционеров, представленных советом директоров, и заинтересованы в продлении своих контрактов на работу в компании. Они также непосредственно взаимодействуют с большим числом групп, проявляющих интерес к деятельности компании (персонал компании, кредиторы, клиенты, поставщики, региональные и местные власти и пр.) и вынуждены принимать во внимание, в той или иной степени, их интересы. Менеджеры находятся под воздействием ряда факторов, которые не связаны с задачами повышения эффективности деятельности и стоимости компании или даже противоречат им (стремление к увеличению размеров компании, расширению ее благотворительной деятельности как средства повышения личного статуса, корпоративного престижа и пр.).

    В свою очередь, акционеры могут получить доход от деятельности компании лишь в форме дивидендов (той части прибыли компании, которая остается после того, как компания рассчитается по своим обязательствам), а также за счет продажи акций в случае высокого уровня их котировок. Соответственно, они заинтересованы в высоких прибылях компании и высоком курсе ее акций. При этом акционеры несут самые высокие риски: неполучение дохода в случае, если деятельность компании, по тем или иным причинам, не приносит прибыли; в случае банкротства компании получают компенсацию лишь после того, как будут удовлетворены требования всех других групп. Акционеры склонны к поддержке решений, которые ведут к получению компанией высоких прибылей, но и сопряженных с высоким риском. Как правило, диверсифицируют свои инвестиции среди нескольких компаний, поэтому инвестиции в одну конкретную компанию не являются единственным (или даже главным) источником дохода, а также имеют возможность воздействовать на менеджмент компании лишь двумя путями:

    1. при проведении собраний акционеров, через избрание того или иного состава совета директоров и одобрения или неодобрение деятельности менеджмента компании;

    2. путем продажи принадлежащих им акций, воздействуя тем самым на курс акций, а также создавая возможность поглощения компании акционерами, недружественными действующему менеджменту. Акционеры непосредственно не взаимодействуют с менеджментом компании и другими заинтересованными группами.

    Есть еще одна группа участников корпоративных отношений, называемых иными заинтересованными группами («соучастники), среди которых:

    1. Кредиторы:

    Получают прибыль, уровень которой зафиксирован в договоре между ними и компанией. Соответственно, прежде всего заинтересованы в устойчивости компании и гарантиях возврата представленных средств. Не склонны поддерживать решения, обеспечивающие высокую прибыль, но связанные с высокими рисками;

    Диверсифицируют свои вложения между большим числом компаний.

    2. Служащие компании:

    Прежде всего заинтересованы в устойчивости компании и сохранении своих рабочих мест, являющимися для них основным источником дохода;

    Непосредственно взаимодействуют с менеджментом, зависят от него и, как правило, имеют очень ограниченные возможности воздействия на него.

    3. Партнеры компании (регулярные покупатели ее продукции, поставщики и пр.):

    Заинтересованы в устойчивости компании, ее платежеспособности и продолжении деятельности в определенной сфере бизнеса;

    Непосредственно взаимодействуют с менеджментом.

    4. Местные органы власти:

    Прежде всего, заинтересованы в устойчивости компании, ее способности выплачивать налоги, создавать рабочие места, реализовывать социальные программы;

    Непосредственно взаимодействуют с менеджментом;

    Имеют возможность влиять на деятельность компании главным образом через местные налоги.

    Как видно, участники корпоративных отношений по-разному взаимодействуют между собой, и сфера несовпадения их интересов весьма значительна. Правильно выстроенная система корпоративного управления как раз и должна минимизировать возможное негативное влияние этих различий на процесс деятельности компании. Система корпоративного управления формулирует и согласовывает интересы акционеров, оформляет их в виде стратегических целей компании и контролирует процесс достижения этих целей корпоративным менеджментом.

    Основой системы корпоративного управления является процесс выстраивания и эффективного осуществления внутреннего контроля над деятельностью менеджеров компании от лица ее владельцев (инвесторов), т.к. именно благодаря средствам, предоставленным последними, компания смогла начать свою деятельность и создала поле для деятельности других заинтересованных групп.

    Вышесказанное позволяет сделать вывод, что корпоративное управление имеет два аспекта: внешний и внутренний. Внешний аспект сфокусирован на отношениях компании с социально-экономической средой: государством, регулирующими органами, кредиторами, участниками рынка ценных бумаг, местными общинами и другими заинтересованными лицами. Внутренний аспект сосредоточен на взаимоотношениях внутри компании: между акционерами, членами наблюдательных, исполнительных и контрольно-ревизионных органов.

    Система корпоративного управления создается для решения трех основных задач, стоящих перед корпорацией: обеспечения ее максимальной эффективности; привлечения инвестиций; выполнения юридических и социальных обязательств.

    Система надлежащего корпоративного управления нужна, прежде всего, открытым акционерным обществам с большим количеством акционеров, ведущим бизнес в отраслях с высокими темпами роста и заинтересованным в мобилизации внешних финансовых ресурсов на рынке капиталов. Однако ее полезность несомненна и для ОАО с незначительным числом акционеров, ЗАО и ООО, а также для компаний, действующих в отраслях со средними и низкими темпами роста. Внедрение такой системы позволяет оптимизировать внутренние бизнес-процессы и предотвратить возникновение конфликтов, организовав должным образом отношения компаний с собственниками, кредиторами, потенциальными инвесторами, поставщиками, потребителями, сотрудниками, представителями государственных органов и общественных организаций.

    Кроме того, многие фирмы рано или поздно сталкиваются с ограниченностью внутренних финансовых ресурсов и невозможностью длительного наращивания долгового бремени. Поэтому лучше заняться реализацией принципов эффективного корпоративного управления заблаговременно: это обеспечит будущее конкурентное преимущество компании и тем самым даст ей возможность опередить соперников

    Эффективное корпоративное управление дает акционерным обществам следующие преимущества:

    Во-первых, облегчение доступа к рынку капиталов. Практика корпоративного управления - один из важнейших факторов, определяющих способность компаний выйти на внутренние и внешние рынки капиталов. Реализация принципов надлежащего корпоративного управления обеспечивает необходимый уровень защиты прав инвесторов, поэтому они воспринимают эффективно управляемые компании как дружественные и способные обеспечить приемлемый уровень доходности вложений.

    Во-вторых, снижение стоимости капитала. Акционерные общества, которые придерживаются высоких стандартов корпоративного управления, могут добиться уменьшения стоимости внешних финансовых ресурсов, используемых ими в своей деятельности и, следовательно, снижения стоимости капитала в целом. Стоимость капитала зависит от уровня риска, присваиваемого компании инвесторами: чем выше риск, тем больше стоимость капитала. Одним из видов риска является риск нарушения прав инвесторов. Когда права инвесторов хорошо защищены, стоимость акционерного и заемного капитала снижается. Следует отметить, что в последнее время среди инвесторов, предоставляющих заемный капитал (т.е. кредиторов), явно наблюдается тенденция включать практику корпоративного управления в перечень ключевых критериев, применяемых в процессе принятия инвестиционных решений. Поэтому внедрение эффективного корпоративного управления может снизить процентную ставку по ссудам и займам.

    Корпоративное управление играет особую роль в странах с формирующимися рынками, в которых еще не создана столь же серьезная система защиты прав акционеров, как в странах с развитой рыночной экономикой. Уровень риска и стоимость капитала зависят не только от состояния экономики страны в целом, но и от качества корпоративного управления в конкретной компании. Акционерные общества, сумевшие добиться даже небольших улучшений в корпоративном управлении, могут получить в глазах инвесторов весьма существенные преимущества по сравнению с другими АО, действующими в тех же отраслях.

    В-третьих, содействие росту эффективности. В результате повышения качества корпоративного управления совершенствуется система подотчетности, тем самым минимизируется риск мошенничества должностных лиц компании и совершения ими сделок в собственных интересах. Кроме того, улучшается контроль над работой менеджеров и укрепляется связь системы вознаграждения менеджеров с результатами, деятельности компании, создаются благоприятные условия для планирования преемственности руководителей и устойчивого долгосрочного развития компании.

    Надлежащее корпоративное управление строится на принципах прозрачности, доступности, оперативности, регулярности, полноты и достоверности информации на всех уровнях. Если прозрачность акционерного общества увеличивается, инвесторы получают возможность проникнуть в суть бизнес-операций и принять решение о дальнейшем сотрудничестве.

    Таким образом, соблюдение стандартов корпоративного управления помогает усовершенствовать процесс принятия решений, способных оказать существенное влияние на эффективность финансово-хозяйственной деятельности общества на всех уровнях. Качественное корпоративное управление упорядочивает все происходящие в компании бизнес-процессы, что способствует росту оборота и прибыли при одновременном снижении объема требуемых капиталовложений.

    Методы управления должны учитывать специфику субъекта управления и могут быть разделены на:

    · административные;

    · экономические;

    · законодательные и нормативные правовые;

    · организационные.

    При этом, указанные методы управления могут быть разделены на уровни применения субъектами управления:

    · корпоративный;

    · уровень бизнес-направлений корпорации;

    · отдельных предприятий и подразделений.

    Процесс управления всеми этими видами корпоративных субъектов будет строиться в рамках общего цикла управления, однако в соответствии со спецификой объектов управления данный цикл может трансформироваться для повышения эффективности функционирования того или иного объекта корпоративной собственности.

    © 2024 sun-breeze.ru
    Новые идеи бизнеса - Животные и растения. Заработок в интернете. Автобизнес