Ведущие отрасли сельского хозяйства южной кореи. Промышленность: Южная Корея

(Из книги В.Н. Глухова «Химический комплекс за рубежом»)

Основанием для объединения в одной главе трёх небольших азиатских государств, служит однотипный характер развития в них химического комплекса (как и всей промышленности этих стран) ― чёткая направленность его на внешний рынок.

Следует указать на непреодолимые, казалось бы, препятствия при создании химической промышленности в странах, перенёсших и колониальную зависимость, и нищету, и массовую безработицу, и сверх того, практически полностью лишённых природных ресурсов для развития химии и топливно-энергетических запасов. Тем не менее высокотехнологичная и ориентированная на мировой рынок промышленность в этих странах была создана в сравнительно сжатые сроки как по мановению волшебной палочки. В роли волшебника выступило государство.

Если в России до сих пор немалая группа экономистов пытается доказать, что в рыночной экономике роль государства должна быть сведена к минимуму, что оно не должно вмешиваться в экономическую деятельность при выпуске шин резинотехнических изделий и т.д., то в рассматриваемых трёх странах именно государство выступило как организующая и направляющая сила, сумевшая объединить народы этих отсталых прежде стран и подняться с ними до высот технического прогресса.

При этом после создания крупной и высококонкурентной промышленности, занявшей заметное место на мировом рынке, государство не отошло в сторону и роль его в экономике не уменьшается. Данный ценный опыт индустриализации заслуживает тщательного рассмотрения. В указанных странах он имеет как общие черты, так и своеобразные. В Южной Корее начало движения по пути индустриализации относится к началу 60-х годов прошлого века. В то время в промышленности страны преобладали мелкие предприятия.

Под нажимом государства они были объединены в крупные многопрофильные конгломераты («Чеболи»). По существу, это ― межотраслевые компании (до сих пор конгломерат «Хёндэ» выпускает широкий ассортимент продукции, от этилена до автомобилей. Широко известны теперь также конгломераты «Самсунг», «Кумхо» «ЭлДжи» и др.). Были национализированы все банки и взят курс на государственный капитализм. Государство облегчило импорт в страну сырья, в то же время стимулируя экспорт готовых изделий, создало условия для привлечения иностранных инвестиций.

В целях более чёткой организации капитального строительства страны началось пятилетнее планирование деятельности по образцу социалистических стран. Но эти планы преследовали не цели количественного планирования, а больше склонялись в сторону целевых программ. Так, в первой пятилетке, начавшейся в 1962 году, упор был сделан главным образом на развитие судостроения. В середине 70-х годов власть в стране захватили вооруженные силы.

В недрах этого военного правительства возник довольно фантастический проект создания в стране, где были лишь небольшие предприятия сборки автомобилей из иностранных деталей, национального автомобилестроения, ориентированного на мировой рынок. Была разработана детальная программа для выполнения этой задачи. Военное правление продолжалось недолго, но и последующие гражданские правительства продолжали выполнение этой программы.

Корейцы, купив иностранную лицензию на автомобильный двигатель, настолько усовершенствовали его, что новый был оформлен как национальное изобретение. Развитие национального автомобилестроения потребовало прежде всего создания производства высококачественных автокомпонентов. Не случайно корейские шины вышли на мировой рынок раньше, чем корейские легковые автомобили, сочетающие в себе достаточно высокое качество с низкой ценой. Национальное автомобилестроение, радиоэлектроника, электротехника и производство бытовых изделий дали мощный толчок для развития хими- ческой промышленности.

На первых этапах в стране строились главным образом заводы минеральных удобрений, но постепенно ведущее место в отрасли заняла нефтехимия. В трёх центрах ― Ульсане, Йончхоне и Дэсане ― были созданы крупные нефтехимические комбинаты. Преобладающая часть сырья на них ― прямогонный бензин и нефтезаводские газы, поступавшие с нефтеперерабатывающих заводов.

Нефтеперерабатывающая промышленность Южной Кореи представлена теперь шестью НПЗ общей мощностью 130 млн тонн в год (занимает 5-е место в мире), целиком работающими на импортной нефти. Это современные предприятия с хорошо развитыми процессами вторичной переработки нефти. Два из них вхо- дят в пятерку самых крупных НПЗ в мире. Одно из них в Ульсане мощностью 42 млн тонн в год принадлежит компании «СК инноватив». Среди продуктов нефтепереработки выделяется реактивное топливо, значительная часть которого (как и других нефтепродуктов) Южной Кореей экспортируется. В целом Южной Корее потребовалось не более 5 пятилеток для того, чтобы превратиться из отсталой в развитую индустриальную державу.

Уже в 90-е годы прошедшего века страна заняла прочные позиции на мировом рынке промышленной продукции. Пример её ясно показывает, чего можно добиться, если твердо и последовательно продвигаться к определенной цели, поставленной долгосрочной стратегией, не шарахаясь из одной крайности в другую. В новом веке страна сохраняет высокие темпы развития, вполне сопоставимые с темпами промышленного производства Китая. По объёму продукции химический комплекс (133 млн долл. в 2012 г.) Южной Кореи занимает теперь 7-е место в мире.

По данным, относящимся к одному из последних периодов, она импортирует углеводородного сырья на сумму 35 млрд долларов, но выпускает из него готовые изделия общей стоимостью на 80 млрд долларов, из которых отправляет затем на экспорт продукции на 48 млрд долларов. Эти цифры отражают эффективность работы на внешний рынок. Непрерывный рост мировых цен на нефть естественно понижает эту эффективность и возникает законный вопрос: не повторит ли Южная Корея судьбу Японии, впавшей после промышленного подъёма в длительный застой?

Ориентация на внешний рынок всегда сопряжена с риском. Однако Южная Корея обладает важными преимуществами перед многими другими странами, а именно:

Достаточно диверсифицированной обрабатывающей промышленностью, в которой большое место занимают передовые по техническому оснащению судостроение, радиоэлектроника, автомобилестроение;

Значительным развитием прикладной науки во многих отраслях;

Развитием всестороннего техниче- ского обслуживания, всё более привлекающего кадры квалифицированных специалистов. Это даёт большие основания полагать, что химический комплекс страны всегда сумеет приспособиться к быстро меняющейся конъюнктуре рынка и выстоять либо за счёт большого участия в других, пользующихся спросом на мировом рынке отраслях, либо за счёт развития собственной инновационной продукции.

Следует учитывать также тенденцию перехода корейской промышленности с выпуска сравнительно дешёвой продукции на более дорогие и высококачественные продукты и изделия. К тому же промышленная структура страны довольно быстро реагирует на потребности мирового рынка, а предприятия, продукция которых не пользуется спросом на нем, закрываются. Благоприятна для Южной Кореи также территориальная близость к Китаю, внутренний рынок которого растет и далек от насыщения.

Хотя удельный вес химической промышленности Южной Кореи в продукции обрабатывающей промышленности снизился до 10% в 2009 году против 17,5% в 1995-м, непрерывный рост её производства подтверждает высокую жизнеспособность отрас- ли. Динамика роста основных групп продукции комплекса отражается в таблице 1. Преобладающая часть продукции химического комплекса Южной Кореи получается на основе нефтехимии. Значительная часть этих продуктов реализуется на внешнем рынке. Исходный этилен выпускается на 11 заводах и в центрах ― Дэсан, Ульсан, Йончхон и Йосу, построенных после 1970 года. Крупнейшие три завода в г. Дэсан общей мощностью 1,7 млн тонн в год принадлежат компаниям «Хёндэ» и «Самсунг».

В этих же центрах сосредоточено в стране почти все производство пластмасс. Только в Дэсане выпускается более 0,5 млн тонн полиэтилена. Производство пластмасс и изделий из них ― важнейшая подотрасль химической промышленности Кореи. В стоимостном выражении на неё приходится более 33% товарной продукции.

Вслед за ней с большим отрывом идут фармацевтические препараты. Производство минеральных удобрений ― одно из немногих, имеющих отрицательный баланс внешней торговли. В основном она представлена в стране комплексными удобрения- ми. Южная Корея обладает сравнитель- но крупным (учитывая небольшую ёмкость внутреннего рынка) производством сырья для резиновой промышленности, прежде всего ― технического углерода и синтетиче- ского каучука (в Йончхоне и Дэсане).

Основными видами последнего являются бутадиен-стирольный каучук растворной и эмульсионной полимеризации и полибутадиен. Три компании («Ханкук тайр», «Кумхо тайр» и «Нексен тайр») выпускают на 7 заводах шины для различной техники. Крупнейший завод в г. Дэджон имеет мощность 24 млн штук в год и число работающих 2,4 тыс. человек. В последние годы строительство новых заводов комплекса направлено на выпуск новой и перспективной продукции, главным образом для нужд электроники и солнечной энергетики.

К ним относится поликристаллический кремний, полиметилметакрилат, полигидрофуран, жидкокристаллические полимеры и др. По объёму выпуска одного из перспективных видов пластмасс ― поликарбоната (1,5 млн тонн) Южная Корея занимает ведущее место в мире. На Тайване государство также сыграло большую инициирующую роль в создании нефтехимической промышленности. Первый небольшой завод этилена был построен государственной нефтяной компанией в 1968 году, однако наиболее широкое промышленное строительство развернулось в 80-е годы прошлого венка.

В тот же период началась приватизация химических предприятий, прежде всего крупнейшей компании «Формоза пластик». Однако этот процесс правительство Тайваня проводило крайне осмотрительно, и на начало текущего века он не был полностью завершён. Особенностью промышленной стратегии Тайваня явилась, наряду с её экспортной направленностью, ориентация на высокую производительность труда на основе новейшей техники.

Модернизация промышленности стимулируется государством прежде всего большими затратами на развитие науки, по уровню которых (2,8% от ВВП) Тайвань опережают лишь немногие страны мира. Большие затраты направляются также на охрану окружающей среды. Сохранение длительное время дик таблица 1 (* мощность заводов ** 2008 г.) татуры одной партии отнюдь не пре- пятствует высоким темпам экономического развития. Хотя в основе государственной экономической стратегии Тайваня лежит развитие частного предпринимательства, роль государства в экономике достаточно велика. Государство держит под жестким контролем всю финансовую и банковскую системы.

В стране осуществляется государственное планирование (4-летние и 6-летние планы), но только в сфере развития новой технологии и производств. Для привлечения иностранной технологии и развития национальной наукоемкой продукции оно практикует создание научно-производственных парков (первый из них создан в 1980 году в г. Синьчжу). Здесь концентрируются наиболее квалифицированные кадры научных работников.

Наилучшие условия для их работы созданы также для возвращения в страну уехавших с острова за рубеж учёных. Среди многих льгот и привилегий промышленным предприятиям для стимулирования развития прогрессивной технологии интерес представляют земельные льготы (земля в стране дефицитна и находится в полной собственности государства).

На Тайване действуют 7 заводов по производству этилена, получаемого пиролизом прямогонного бензина или этана, общей мощностью 4 млн тонн в год. Все они принадлежат двум компаниям ― частной «Формоза петрокемикл» и государственной «Чайна петролеум корпорейшн» ― и сосредоточены около двух центров ― Майляо и Гаосюн. Мощность новейших агрегатов этилена достигает 900 млн тонн в год. На базе этилена, побочных продуктов его производства и продуктов последующей переработки сложился комплекс разнообразной химической промышленности, отличающийся высоким техническим уровнем.

Ряд производств был создан при техническом содействии американских, британских и японских компаний. Здесь важно указать на большие единичные мощности установок по производству продуктов органического синтеза и полимеров. Так, построенный компанией «Бритиш Петролеум» агрегат по выпуску терефталевой кислоты (она перерабатывается далее в синтетические волокна) в начале нового века в г. Тачинь имел мощность 600 тыс. тонн в год.

Мощность установки бутанола в г. Майляо ― 250 тыс. тонн в год, окиси этилена в г. Гаосюне ― 500 тыс. тонн в год, этиленгликоля ― 250 тыс. тонн в год, полиэтилена (в Гаосюне) ― 280 тыс. тонн в год, поликарбоната в г. Тайнань ― 100 тыс. тонн в год, стирола в г. Майляо ― 400 тыс. тонн в год, фенола (там же) ― 200 тыс. тонн в год и др. Для нужд национального автомобилестроения на Тайване в 1954‒1982 гг. построено три шинных завода. На крупнейшем из них в г. Юньлинь компании «Чень-Шин» работает около 4 тыс. человек. Годовая мощность завода ― 44 млн шт. в год; выпускаются все виды шин ― от шин для грузовых автомобилей и сельхозтехники до шин для мотоциклов и промышленного транспорта. Два других завода в городах Синьчжу и Тайюань выпускают главным образом шины для легковых автомобилей. Производятся на острове и полупродукты для резиновой промышленности ― синтетический каучук и технический углерод.

В последние годы на Тайване быстро развивается выпуск малотоннажной химической продукции, прежде всего использующейся в радиоэлектронике ― ведущей отрасли в стране. В ней находят применение новые виды пластмасс специального назначения. Выделяется Тайвань и по выпуску синтетических красителей, превышающем 40 тыс. тонн.

В то же время производство минеральных удобрений и ряда неорганических химикатов, не обладающих высоким спросом на мировом рынке, находятся в застойном состоянии или сокращаются. По данным за 2009 год, основными продуктами химического комплекса Тайваня (по национальной класси- фикации он включает также нефтеперерабатывающую промышленность) являются: нефтепродукты ― 25,4%; полимерные материалы ― 14,5%; химические волокна ― 3,2%; неорганические продукты ― 2,3%; лакокрасочные материалы ― 1,4%; синтетический каучук ― 1,0%; минеральные удобрения и другие продукты агрохимии ― 0,9%.

Полимерные материалы и изделия из пластмасс лидируют также в экспорте продуктов комплекса. Следует отметить, что широкому выходу продукции острова на мировой рынок предшествовал длительный период импортозамещения. Только на переломе веков экспорт химической продукции превысил её импорт. В настоящее время авторитет тайваньской продукции на мировом рынке непрерывно повышается.

Наряду с ростом вывоза продукции растет также вывоз капитала: крупнейшие компании Тайваня строят химические заводы в Китае, других азиатских странах и даже в США. Ещё несколько десятилетий назад казалось невероятным, что Сингапур быстро превратится в процветающую и промышленно развитую страну. Для этого просто не было условий. Крошечная территория на острове близ южной оконечности Малаккского полуострова занята пятимиллионным городом.

Какие-либо ресурсы сырья и топлива в этом городе-государстве полностью отсутствуют. До сих пор всё необходимое для жизнедеятельности вплоть до питьевой воды и песка для цемента приходится импортировать. Не располагает Сингапур и сколько-нибудь свободными площадями для промышленного строительства. Но некоторые предпосылки для экономического роста всё же имелись.

Прежде всего следует отметить наличие квалифицированной, трудолюбивой и дисциплинированной рабочей силы. Население Сингапура (в большинстве своём ― китайцы) имеет давние традиции в торговле с соседними странами. Запасы торгового капитала позволили создать здесь крупный финансовый центр. Трудно переоценить выгодное географическое положение Сингапура, находящегося вблизи важнейших магистралей морского транспорта. Добавим еще отсутствие коррупции в среде государственных чиновников. Но правительство его (в первую очередь ― Комитет экономического развития) сумело полностью реализовать эти небольшие преимущества.

Первым шагом в сторону создания национальной нефтехимии явилось строительство сравнительно крупных нефтеперерабатывающих заводов с помощью американских и японских компаний. Им были предоставлены определённые экономические льготы и полная свобода действий. Три НПЗ общей мощностью 68 млн тонн в год были построены на прилегающих к Сингапуру островках и на морских платформах.

Эти заводы отвечали всем требованиям современного технического прогресса и самым жёстким природоохранным нормам. Переработка нефти (большей частью импортной) в целях продажи соседним странам нефтепродуктов оказалась достаточно оправданной в экономическом отношении, что подвигло правительство на следующий шаг.

В начале 90-х годов прошлого века значительная часть о. Джуронг (6500 га) была зарезервирована для создания не нем объектов инфраструктуры и строительства крупных нефтехимических установок. Для этих целей было потрачено более 35 млн сингапурских долларов, включая монтаж импортного оборудования. Иностранные компании, вкладывающие капитал в строительство нефтехимических предприятий, освобождались от уплаты налогов на период 15 лет при беспрепятственном вывозе капитала.

Интенсивное строительство нефтехимических заводов, в котором участвовало более 6 тыс. человек, разворачивалось в 90-е годы и в первые десятилетия нового века. Были построены 4 крупных установки этилена общей мощностью 3,5 млн тонн в год (самый большой завод по производству этилена в мире), установки пропилена мощностью 1,9 млн тонн в год, заводы полимеров (полиэтилена, полипропилена, полистирола) общей мощностью 2,3 млн тонн в год, заводы ароматических углеводородов обшей мощностью более 1,5 млн тонн в год и полиэфирных волокон. Эти предприятия принадле- жат более чем 80 компаниям, среди которых преобладают американские и японские («Шелл», «ЭксонМобил», «Селаниз», «Мицуи кемикал», «Сумитомо», «Теджин»).

В результате уже в 2010 году экспорт химических продуктов из Сингапура достиг 57 млрд долларов США. Дальнейшее строительство предприятий отрасли охватило также о. Буком, а между о. Джуронг и г. Сингапуром по морю проложена автотрасса длиной 2,3 км. В 2014 году германская компания «Ланксесс» ввела в Сингапуре первую очередь завода синтетического каучука, одного из лучших в мире по уровню автомати- зации и технической оснащенности производства.

Новые предприятия выпускают также малотоннажные продукты специального назначения (вспомогательные добавки для полимеров, поверхностно-активные вещества, продукты для электроники, технические газы), продукты на основе биотехнологии (метионин, заменители сахара, полупродукты для медикаментов), фармацевтические препараты, лаки и краски, полимеры для специального применения. В 2014 году в Сингапуре началось строительство одного из крупнейших в мире завода по выпуску акриловой кислоты с проектной мощностью 160 тыс. тонн в год, которая будет использоваться в производстве суперабсорбентов и средств гигиены. На всех производствах предусматривается использование новейших технологий.

Даже склады готовой продукции оснащены средствами управления на основе электроники и телекоммуникаций. Общий объём химической продукции этой крошечной страны эксперты США оценивают на 2012 год в 82 млрд долларов, что лишь немного ниже уровня Италии и выше, чем в России. Опыт трёх рассматриваемых стран не остался незамеченным. В первую очередь его попытались заимствовать три соседние азиатские страны ― Таиланд, Малайзия и Вьетнам.

С объективной точки зрения возможность этих стран несравненно выше, чем в рассмотренных ранее: они обладают многочисленным населением (а, следовательно, и ёмким внутренним рынком) и значительными природными ресурсами (натуральный каучук, пальмовое масло, углеводородное сырьё). По выпуску латексных перчаток Малайзия до сих пор занимает ведущее место в мире. Развитие нефтехимии в этих странах отличается также высокими темпами.

Южная Корея, или Республика Корея (официальное название) – это государство Восточной Азии со свободной рыночной экономикой. Народное хозяйство этой страны постоянно развивалось в течение последних десятилетий. Южная Корея относится к числу так называемых «Восточноазиатских тигров» – государств Восточной Азии (Гонконг, Республика Корея, Сингапур и Тайвань), которым удалось совершить экономический рывок и догнать по уровню развития промышленные страны Запада.

Несмотря на плохие стартовые условия для такого скачка, Республике Корея удалось добиться высоких темпов экономического роста, чему способствовала в том числе экономическая политика правительства страны, проводившаяся с 1960-х годов. Хотя кризис 1990-х годов, разразившийся в азиатском регионе, выявил слабые места южнокорейской экономики , ей поразительно быстро удалось оправиться от его последствий. В настоящее время республика принадлежит к числу крупнейших экономических держав мира и входит в Большую двадцатку (англ.: G20). Основу экономики страны составляют промышленность высоких технологий и автомобилестроение. А ведь ещё в 1960-е годы Южная Корея являлась одной из беднейших стран мира. К концу почти 35-летнего периода, включая японское колониальное господство (с 1920 по 1945 гг.) и Корейскую войну (с 1950 по 1953 гг.), на севере некогда единой Кореи образовался промышленный центр, в то время как на юге страны сформировалось народное хозяйство выраженной сельскохозяйственной направленности. Однако при энергичном управлении со стороны правительства и за счет осуществленной им стратегии индустриализации, ориентированной на экспорт, Южная Корея менее чем за одно поколение превратилась в динамично развивающееся промышленное государство.

Своим новым подъемом после азиатского кризиса 1997-1998 годов, а также крайне мягкими последствиями мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов Республика Корея обязана проводимой её правительством последовательной политике реформ. Страна является членом Большой двадцатки и с 1996 года входит в ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития. С общим валовым внутренним продуктом в размере 1,129 млрд. долларов США (по результатам 2012 г.) Южная Корея занимает 15-е место в мире. Доход на душу населения в 2012 году составил 22 708 долларов США. В конце 2013 года страна поднялась на 7-е место в мире по объему валютных резервов, который достиг рекордной суммы в 346,5 млрд. долларов США.

В 2013 году уровень инфляции потребительских цен составил 1,3 % (в 2012 г.: 2,2 %). С мая 2013 года базовая процентная ставка Центрального банка Южной Кореи установлена на уровне 2,5 %. Общая сумма государственного долга по состоянию на конец июня 2013 года составила 36,5 % ВВП, то есть осталась на сравнительно низком уровне. В 2013 году страна добилась экономического роста на 2,8 %. В 2014 году ожидается рост экономики Южной Кореи приблизительно на 3,9 %. Уровень безработицы в 2013 году составил 3,1 %. При этом самым высоким (8,0 %) этот показатель оказался среди молодежи (в возрасте от 15 до 29 лет).

В последние годы наряду с общей приверженностью к многосторонним переговорам в области мировой торговли южнокорейское правительство неизменно следует в русле политики, направленной на заключение соглашений о свободной торговле. В настоящее время такие соглашения действуют с Сингапуром, Европейской ассоциацией свободной торговли, Чили, странами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Индией, Перу и Турцией.

1 июля 2011 года в силу вступило Предварительное соглашение о свободной торговле между Республикой Корея и ЕС, а 15 марта 2012 года – Соглашение о свободной торговле с США, подписанное ещё в июне 2007 года. Кроме того, 21 февраля 2013 года было подписано Соглашение о свободной торговле с Колумбией, а в конце 2013 года завершились соответствующие переговоры с Австралией. Помимо этого продолжаются переговоры с Вьетнамом, Канадой, Мексикой, Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива, Новой Зеландией, Индонезией, Японией и КНР, а также переговоры по трехстороннему соглашению между Южной Кореей, Японией и КНР.

Общий объем внешнеторгового оборота (импорта и экспорта) составил в 2013 году 1 075 млрд. долларов США, то есть увеличился на 0,7 % по сравнению с предыдущим годом. Крупнейшими торговыми партнерами страны являются Китай (без Гонконга), ЕС, США и Япония.

Объем экспорта в 2013 году вырос на 2,1 % по сравнению с предыдущим годом. При этом основными статьями экспорта являлись нефтепродукты, легковые автомобили, химическая продукция, электроника, морские суда и их компоненты. В 2013 году экспорт электротехнических изделий увеличился на 9,8 %, а экспорт нефтепродуктов сократился на 6,0 %. Объем импорта снизился в 2013 году на 0,8 % по сравнению с предыдущим годом. При этом основными статьями импорта Южной Кореи были нефть, природный газ, полупроводники, легковые автомобили, а также схемотехника/ техника управления.

В 2013 году объем фактически осуществленных прямых иностранных инвестиций сократился на 9,4 % по сравнению с предыдущим годом и составил 9,7 млрд. долларов США. Общее количество иностранных компаний, действующих на территории Республики Корея, достигло приблизительно 7 500. В 2013 году крупнейшими инвесторами в экономику страны были ЕС (около 3,53 млрд. долларов США), Япония (около 2,87 млрд. долларов США), США (1,53 млрд. долларов США) и Нидерланды (около 0,76 млрд. долларов США).

Южная Корея (в отличие от Северной) обладает очень ограниченными месторождениями сырья и в связи с этим в значительной мере зависит от импорта промышленного сырья и почти полностью – от импорта ископаемого сырья. Для улучшения самообеспечения страна делает усиленный упор не только на использование возобновляемых видов энергии, а также атомной энергии, но и на освоение источников сырья за рубежом.

В период с января по октябрь 2013 года 96,0 % энергии, потребленной в Республике Корея, было произведено из импортных энергоносителей. В тот же период в стране сложилась следующая структура потребления энергии: 38,2 % – энергия нефти, 29,5 % – энергия каменного угля, 18,2 % – энергия природного газа, 10,6 % – ядерная энергия, 0,7 % – гидравлическая энергия и 2,8 % – другие возобновляемые виды энергии.

Главными статьями экспорта для Кореи на протяжении последних лет являются легковые автомобили, сталь, полупроводники, электроника и грузовые морские суда. Все эти изделия в основном производятся на внешний рынок. За границу, в частности, уходит примерно половина всех произведенных в Корее автомобилей (в 2001 г. - 1,5 млн. из 2,95 млн.) и практически все крупные корабли, построенные на корейских верфях. В 2001 г. на первом месте находились полупроводники (9,5% всего экспорта). За ними следовали автомобили (8,8%), компьютеры (7,4%), средства сотовой связи (6,6%), и корабли (6,4% корейского экспорта).


Каким образом отсталая и бедная Корея смогла совершить экономический рывок, не имеющий равных во всей мировой истории? Если попытаться кратко описать избранную корейским правительством стратегию, то основой ее была ориентация на экспорт. Фактически за последние 35-40 лет Корея превратилась в своеобразную "страну-фабрику", которая ввозит из-за границы сырье и полуфабрикаты, превращает их в готовые изделия и отправляет эти изделия за границу. Другого выбора у лишенной запасов природных ископаемых Кореи, по сути, и не было. Однако ясно, что следствием такого стратегического решения стала крайняя зависимость Кореи от экспорта. Ситуация на мировых рынках, колебания курсов валют, изменения в таможенном законодательстве самым непосредственным образом затрагивают любого корейца, а экспортно-импортные сводки внимательно читаются всеми, кто так или иначе связан с корейской экономикой.

Стремительный рост корейской внешней торговли начался в середине 1960-х годов, то есть тогда, когда страна перешла к экспортной стратегии экономического развития. На протяжении четверти века (1964-2000 гг.) Южная Корея занимала первое место в мире по темпам роста своего экспорта, который в среднем увеличивался на 22,4% ежегодно (в особо удачные годы экспорт удваивался). В 2001 г. сравнительно небольшая Корея как по объему своей внешней торговли в целом, так и по объему экспорта находилась на 13-м месте в мире. Ее экспорт составил 150,6 млрд. дол, а вся внешняя торговля (экспорт и импорт вместе) - 291,5 млрд. дол. Для сравнения: по объему своей внешней торговли Россия в прошлом году занимала в мире 17-е место, ее экспорт составил 103,1 млрд. дол., а внешняя торговля в целом - 162,1 млрд. дол., то есть почти в два раза меньше южнокорейской. Это означает, что огромная Россия по масштабам своей внешней торговли находилась на одном уровне с Малайзией и Швецией, но существенно отставала не только от Тайваня, но даже от: города-государства Сингапура.

Крупнейшим внешнеторговым партнером Южной Кореи вот уже много лет являются США, объем торговли с которыми в 2001 г. составил 53,4 млрд. дол. (18,3% всего корейского внешнеторгового товарооборота). На втором месте находится Япония (43,1 млрд. дол. или 14,8% товарооборота), за ней следуют Китай (10,8%), Гонконг (3,7%) и Тайвань (3,5%). На шестом месте - Саудовская Аравия, торговля с которой весьма несбалансированна: корейский экспорт из этой страны составил 8 млрд. дол., а импорт - всего лишь 1,3 млрд. дол. Причина такого дисбаланса понятна: для Кореи Саудовская Аравия является одним из важнейших поставщиков нефти. 7-10 места в десятке главных корейских торговых партнеров занимают ФРГ, Индонезия, Австралия и Сингапур.

Торговый оборот с Россией в 2001 г. составил только 2,9 млрд. дол., так что среди южнокорейских торговых партнеров наша страна занимает скромное 29-е место. При этом российско-корейская торговля также несбалансированна: в 2001 г. корейский импорт из России составил 1929 млн. дол, а экспорт в Россию - 938 млн. дол. (здесь используются данные корейской статистики, так как Госкомстат РФ в своих публикациях называет заметно меньшие цифры). Дисбаланс вызван тем, что в торговле с Кореей, как и в торговле РФ в целом, преобладает сырьевое направление. Главные статьи корейского экспорта в Россию - продукты нефтехимии (20% всего экспорта), продукты питания, текстиль, автомобили и электроника. Россия продает в Корею минеральное сырье (примерно 30% всего импорта из России), металлоизделия (в основном - металлом для корейских металлургических комбинатов) и морепродукты. Впрочем, к этим цифрам следует подходить осторожно, так как они отражают только "официальную" торговлю - да и ту не в полной мере. В российско-корейской торговле, как известно, немалую роль играют "челноки", особенно заметные на Дальнем Востоке. Деятельность этих мелких и средних предпринимателей, равно как и полулегальный ввоз подержанных корейских автомобилей, официальной статистикой отражается только отчасти. Относится это, кстати, и к корейской торговле с Китаем, реальный объем которой также больше официально заявленного.

Главными статьями экспорта для Кореи на протяжении последних лет являются легковые автомобили, сталь, полупроводники, электроника и грузовые морские суда. Все эти изделия в основном производятся на внешний рынок. За границу, в частности, уходит примерно половина всех произведенных в Корее автомобилей (в 2001 г. - 1,5 млн. из 2,95 млн.) и практически все крупные корабли, построенные на корейских верфях. В 2001 г. на первом месте находились полупроводники (9,5% всего экспорта). За ними следовали автомобили (8,8%), компьютеры (7,4%), средства сотовой связи (6,6%), и корабли (6,4% корейского экспорта).

Импортирует Корея в основном сырье и (что не очень афишируется) технологии. В Корее полностью отсутствуют свои энергоносители, так что вся нефть и весь газ в стране импортные. Корея, несмотря на свои небольшие размеры, является пятым в мире импортером нефти! В 2001 г. нефть составила 15% всего корейского импорта в стоимостном выражении. За нефтью идет газ - примерно 3% всего импорта. Импортируется также заметная часть угля, в том числе и весь коксующийся уголь, без которого не может работать корейская металлургия. Именно коксующийся уголь является третьей по значению статьей импорта. Наконец, ввозится в Корею и примерно половина необходимой стране железной руды, а также древесина и иные виды сырья.

С точки зрения внешней торговли, 2001 год был не самым удачным для Кореи - в отличие от очень успешного 2000 г. В прошлом году существенно снизились цены на некоторые продукты корейского экспорта - в первую очередь, на сталь и полупроводники. Немалую роль тут сыграли события 11 сентября, которые негативно повлияли на экономику США - главного торгового партнера Кореи, а также трудности, которые во второй половине года переживали крупнейшие развитые экономики. Поэтому корейский экспорт в 2001 увеличился по сравнению с 2000 г. всего лишь на 0,7% - самый скромный результат с 1989 г. Немало проблем Корее создали и высокие цены на нефть, которые держатся уже довольно долго (к немалому удовольствию России). В то же время внешнеторговый баланс, несмотря на все трудности, остался положительным, то есть экспорт превышал импорт: в 2001 г. Корея продала товаров на 8.4 млрд.дол. больше, чем купила.

Однако эти проблемы - тактические и временные: цены, в конце концов, колеблются всегда, и за нынешним спадом неизбежно придет подъем. Увы, тактическими проблемами дело не исчерпывается: все большую стратегическую угрозу корейским внешнеторговым компаниям представляет Китай. Связано это со структурой корейского экспорта, в котором традиционно большую роль играли трудоемкие отрасли средней сложности - кораблестроение, автомобильная промышленность, металлургия. В этих областях главным преимуществом Кореи раньше было наличие недорогой и очень дисциплинированной рабочей силы, а также высокий уровень образования. В последнее время ситуация радикально изменилась. Корейские рабочие теперь согласны трудится только за такие зарплаты, которые не слишком отличаются от испанских или греческих, в то время как в Китае рабочим платят по-прежнему немного. В начале 2002 г. средняя зарплата рабочих на конвейере составляла в Корее 7,75 долларов в час, а в Китае она была в восемь раз ниже - всего лишь 0,92 доллара в час. Этот разрыв позволяет китайским фирмам постепенно вытеснять корейских конкурентов из трудоемких отраслей. Уже сейчас китайское давление ощущ""ается в судостроении и металлургии, не за горами появление и неплохих китайских автомобилей.

Корейские фирмы пока видят два выхода из этой потенциально опасной ситуации. Первый выход - это наращивание высокотехнологических производств, в первую очередь - в области электроники, информатики и телекоммуникаций. В этих областях китайские производители пока не составляют серьезной конкуренции, но зато корейским компаниям приходится решать другую сложную задачу: входить на сложившийся рынок, уже давно занятый западными и японскими фирмами. Второй выход - это постепенный перенос технологически простых, но трудоемких производств за пределы Кореи, в страны с дешевой рабочей силой. Не случайно, что все больше корейских компаний создают свои заводы в Малайзии, Вьетнаме и, конечно же, в самом Китае.

В любом случае ясно, что отказаться от ориентации на экспорт Корея в обозримом будущем не сможет. Экспорт - главное условие процветания страны, основа всей ее экономики.

Площадь 98,5 тыс. км².

Население — 47 млн человек.

Страна занимает южную часть одноименного полуострова. Южную Корею можно назвать классической страной муссонной Азии . Средняя густота населения 475 чел. на 1 км². В сельском хозяйстве доминирует культура поливного риса. Наиболее низкая в мире обеспеченность сельскохозяйственной землей (только 0,06 га на один жителя) сочетается с высочайшими в мире урожаями риса (в среднему 75-80 ц/га).

Промышленность Республики Корея

Промышленность Южной Кореи в своем развитии по-сути повторяет путь Японии . Местная энергетическая и сырьевая база очень слабая и зависит от импорта. Традиционно здесь развивались лишь легкая и пищевая промышленность. В 50-х годах XX ст. было положено начало развития трудной промышленности (выплавки стали, общее машиностроение, судостроение, автомобилестроение, производство удобрений, синтетического каучука, бумаги), а в 70-х - новейших областей, в частности и наукоємних. На базе импортной нефти и строительства АЭС в стране создана мощная энергетика.

Теперь Республика Корея принадлежит к наиболее развитым промышленным странам, является мощным производителем и экспортером судов (танкера, контейнеровозы, химические танкера), автомобилей и электроники (компьютерное оборудование и части, электронные устройства, оптические приборы, телевизоры, информационные системы).

После Второй мировой войны началась быстрая урбанизация страны. 81% население проживает в городах. Столица страны - Сеул (12 млн жителей) есть одним из наибольших городов мира.

Южная Корея является одной из самых густонаселенных стран планеты, население составляет чуть более 51 млн человек. Абсолютное большинство населения Южной Кореи - это корейцы, одна из древнейших наций. Ранее большая часть населения Южной Кореи проживала в сельской местности, сейчас для Республики Корея характерны высокие темпы урбанизации, и этот фактор существенно повлиял на экономику страны. Важно отметить, что большую часть населения составляет молодежь и люди среднего возраста, то есть занятое население.

Столицу Южной Кореи по праву считают одним из крупных мировых мегаполисов. А система образования по качеству стоит на третьем месте в мире, этот факт подтверждает верную сегментацию промышленности Южной Кореи.

Промышленность Южной Кореи

Современная Южная Корея является развитой промышленной страной, в основном благодаря государственной поддержке предпринимателей и производителей. Изначально слабая сырьевая база не давала возможности развить должный промышленный потенциал страны, основанный на высокотехнологичном производстве и переработке сырья. В настоящее время все изменилось и основными крупными отраслями промышленности являются: автомобилестроение, электронная промышленность, металлургия, судостроение и легкая промышленность.

(Сборка электронных компонентов )

Южная Корея, благодаря поддержке высокотехнологичного производства, в частности электронной промышленности, занимает 1 место в мире по производству электрических приборов. Основные компании в данной отрасли - это мировые гиганты Samsung Group, LG (LG Electronics и LG Displey), экспорт электроприборов составляет приблизительно 20 млрд долларов в год и составляет большую долю общего объема производимой продукции.

Оборудование для электросвязи занимает второе место по экспорту электротоваров и продукция Samsung Electronis занимает лидирующие позиции на мировом рынке.

Самым потенциально важным направлением высокотехнологичного производства Южной Кореи по праву считается полупроводниковая промышленность.

Следующей приоритетной отраслью считают нефтехимическую промышленность, в стране есть три крупнейших нефтеперерабатывающих комплекса. Государство осуществляет весомую поддержку данной отрасли, так как спрос на продукцию данной отрасли с каждым годом увеличивается.

Что касается автомобилестроения, Южная Корея занимает первые строчки не только в Азии, но также среди мировых промышленных стран-гигантов. Крупнейший производитель авто в стране Hyundai занимает 4 место в мире по производству авто, Kia Motors - 7 место в мире, также набирает обороты Ssang Young.

Во всемирном судостроении Южная Корея монополизировала производство дорогостоящих судов.

Большое влияние на развитие автомобиле и судостроения произошло и из-за развития металлургической промышленности. Южная Корея является одним из крупнейших в мире производителей стали.

Экпорт текстильной продукции занимает стабильное место в экспорте страны. Среди мировых стран по экспорту продукции текстильной промышленности Южная Корея идет за Китаем, Италией и США.

Сельское хозяйство Южной Кореи

Доля сельского хозяйства в ВВП страны составляет всего лишь 3 %. Поэтому можно сказать, что Южная Корея из сельскохозяйственной страны превратилась в промышленную.

(Рисовые поля в сезон дождей )

Как и ранее основной культурой, которая выращивается в стране и экспортируется, является рис. Несмотря на малое количество пригодных для ведения сельского хозяйства земель, рис производится в стране постоянно - практически 85% всех ферм Южной Кореи производят эту культуру. Современная обстановка на мировом рынке усложнила экспорт риса, и теперь этот продукт выращивается в основном для южнокорейского потребителя. Также фермерские хозяйства выращивают другие экспортные культуры: картофель, сою, яблоки и мандарины.

(Морской порт )

Другой важной составляющей сельского хозяйства считается рыболовство. Так как страна производит большое количество сложных крупногабаритных судов, в Южной Корее производится постоянный вылов рыбы как для местного рынка, так и на экспорт (это в основном камбала, скумбрия, сардина). Распространены и питомники для выращивания моллюсков и кальмаров.

© 2024 sun-breeze.ru
Новые идеи бизнеса - Животные и растения. Заработок в интернете. Автобизнес