Нормирование труда руководителя по управлению персоналом. Нормирование труда управленческого персонала

Среди мер, направленных на повышение эффективности управленческого труда, особое место занимает нормирование. Нормирование труда необходимо для правильного построения аппарата управления, организации и оплаты труда его работников, рационального распределения обязанностей и ответственности, расстановки кадров, определения оптимальных нагрузок и создания объективных условий для производительной работы управленческого персонала.

Переход к рынку резко обострил проблемы нормирования вследствие усиления процессов разделения и специализации труда в сфере управления. Появление новых профессий и видов управленческой деятельности, связанных с маркетингом, менеджментом, финансированием, сбытом и переработкой сельскохозяйственной продукции, усложнение структуры функциональных обязанностей управленческих кадров, в том числе из-за сокращения аппарата управления, резкое увеличение объема принимаемых управленческих решений повлекли за собой рост трудоемкости выполнения функций управления. Возникла объективная потребность в пересмотре норм управленческого труда и их научном обосновании.

Применительно к управленческому персоналу нормы труда устанавливают меру затрат труда на выполнение заданного объема работ или обслуживание средств производства за определенный период времени в конкретных организационно-технических условиях. При этом мера затрат труда может быть выражена либо непосредственно в затратах времени работника требуемой квалификации на выполнение единицы работы, либо косвенно - через численность работников, которая необходима для выполнения определенной функции управления. Сложность нормирования управленческого труда обусловлена его специфическими особенностями: разнообразием функций управления и видов работ в пределах одной функции, опосредованной связью (через труд других людей) с конечными результатами функционирования организации, интеллектуальным и творческим характером. Все это не позволяет создать какие-либо универсальные нормы затрат труда, пригодные для всех функций и видов управленческих работ. В связи с этим подход к нормированию управленческого труда должен быть дифференцированным.

С учетом специфики труда руководителей и специалистов выделяют следующие нормы. Нормы времени - это время, необходимое для выполнения определенной управленческой функции в конкретных условиях производства. Нормы времени измеряются в человеко-часах. На их основе устанавливаются дневные, месячные и годовые нормированные задания - объем работ, который должен выполнить специалист (группа специалистов) за определенный период времени с соблюдением установленных требований к качеству труда. Нормы времени и нормированные задания позволяют определять численность групп специалистов и отдельных работников и рационально распределять объем работ между ними в соответствии с квалификацией и занимаемой должностью. Итоги выполнения нормированных заданий дают возможность объективно оценить результаты труда и применить системы материального стимулирования при выполнении большего объема работ и достижении определенных качественных показателей. Однако эти виды норм в сельскохозяйственных организациях применимы к ограниченному кругу работников аппарата управления, которые выполняют периодически повторяющиеся, четко регламентированные работы (делопроизводство, счетные, стенографические и др.).


В случае, когда нормы не могут быть установлены из-за нестабильности круга обязанностей и содержания функций управления, а также отсутствия строгого регламента и технологии выполнения, следует использовать нормы обслуживания, управления и численности.

Нормы обслуживания определяют максимальное количество земли, скота, техники, которое способен обслужить работник управления в установленное время. Нормы обслуживания применимы к специалистам сельскохозяйственной организации (агрономам, зоотехникам, ветврачам, инженерам и т. д.). На их основе устанавливают штат работников аппарата управления и численность специалистов.

Действующие нормативы требуют систематического уточнения и обоснования.

Нормы численности - это число работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимое для выполнения организационно-производственных управленческих функций и работ.

Нормы управляемости - число работников, непосредственно подчиненных одному руководителю, позволяющие наиболее эффективно выполнять управленческие функции в соответствующих организационно-технических условиях и при нормальной интенсивности труда.

Нормы управляемости определяются на основе изучения возможностей восприятия и переработки информации, физических возможностей человека, сложности управленческих работ. Норма управляемости для руководителя организации варьирует в зависимости от числа ступеней в структуре управления, характера взаимосвязей общехозяйственных и нижестоящих звеньев управления. В двух- и трехступенчатой структурах управления норма управляемости для руководителя слагается из численности главных специалистов, руководителей, подчиненных ему вторичных производственных подразделений, вспомогательных и обслуживающих производств; в четырехступенчатой - из численности заместите­лей по производственным, коммерческим, хозяйственным и другим вопросам, главных специалистов отраслей основного производства. Принято считать нормальным закрепление за одним руководителем 5-7 главных специалистов; за главным специалистом - 4-8 специалистов и бригадиров; за бригадиром - 25-45 непосредственных исполнителей.

Расчет норм затрат и результатов труда производится на основе глубокого анализа производственного и трудового процессов, проектирования рациональных технологий и организации труда. Исходя из этого рассмотренные нормы труда не исчерпывают всех нормативных характеристик трудового процесса. В состав норм труда следует включить также нормы сложности выполняемых работ, определяющие необходимую квалификацию специалистов, и нормы условий труда, прямо влияющие на его производительность.

Условия труда могут рассматриваться в различных аспектах: организационно-техническом (специализация рабочего места, его оснащение техническими средствами связи, компьютерами и др.); санитарно-гигиеническом (температура, шум, освещенность, вен­тиляция и т. д.); эргономико-эстетическом (планировка и цветовое оформление помещения и др.); социально-психологическом (содержательность труда, наличие в нем творческих элементов, характер взаимоотношений в трудовом коллективе) и правовом (нормы трудового права, обеспечение дисциплины труда, правила внутреннего трудового распорядка, виды юридической ответственности и др.) (рис. 27).

Нормирование труда служащих -- одно из важнейших условий совершенствования организации труда и управления производственными объединениями и предприятиями. К служащим в настоящее время относятся руководители, специалисты и технические исполнители.

Количественные показатели управленческой деятельности персонала промышленного предприятия характеризуются нормированием труда. Если нормирование труда в производственной сфере изучается и совершенствуется достаточно продолжительный период времени, то нормирование управленческой деятельности начало разрабатываться достаточно недавно. К числу нерешенных проблем в данной области относится отсутствие комплексной системы методов и показателей нормирования правленческих работ. Известны разработки только по отдельным категориям специалистов и служащих (инженеры и технические исполнители). Однако, научные разработки показали, что доля творческого труда в этой работе значительно преувеличена.

Нормирование труда управленческого персонала основано на использовании следующих основных видов норм :

· нормы времени (выработки);

· нормы обслуживания;

· нормы управляемости;

· нормативы численности.

Методы нормирования труда служащих, как и методы нормирования труда рабочих, подразделяются на две группы: аналитически-расчетные и аналитически-исследовательские.

Аналитически-расчетные методы основываются на предварительной разработке нормативных материалов. В настоящее время они получили наибольшее распространение, так как менее трудоемки и позволяют проводить сопоставление напряженности труда различных коллективов и отдельных исполнителей.

Аналитически-исследовательские методы основаны на непосредственном изучении затрат времени в анализируемом подразделении. С их помощью в любом подразделении могут быть установлены затраты труда, учитывающие специфические особенности работы анализируемого исполнителя или коллектива. Однако, поскольку эти методы основываются на изучении затрат времени, они, как правило, ориентируют на существующий темп работы в анализируемом подразделении.

Аналитически-расчетные методы нормирования труда могут дифференцироваться в зависимости от вида нормативных материалов. При этом нормативные материалы делятся на семь видов :

* нормативы времени -- регламентированные затраты времени на выполнение единицы нормируемого вида работы или ее элемента в определенных организационно-технических условиях. В отличие от норм нормативы определяются на какой-либо вид работы, а не на конкретную работу. Кроме того, нормативы могут быть рассчитаны на несколько вариантов одного и того же вида работы, а нормы устанавливаются на строго определенные условия;

* нормативы численности -- регламентированная численность работников, необходимая для качественного выполнения той или иной функции в определенных организационно-технических условиях.

В качестве примера можно привести любую формулу степенной или линейной зависимости, предназначенную для расчета нормативов численности по той или иной функции. Для определения нормативной численности достаточно наличия численных значений факторов. Однако на практике для еще большего упрощения использования нормативов, как правило, разрабатываются нормативные таблицы;

* нормативы централизации работ -- регламентированное отношение численности работников заводоуправления предприятия (объединения) к общей численности служащих по функциям управления или в целом по предприятию (объединению);

* нормативы числа подчиненных (используются вместо терминов «норма» или «норматив управляемости») или обслуживаемых работников;

* регламентированная численность управляемых или обслуживаемых работников (подразделений), которыми в определенных организационно-технических условиях должен управлять (обслуживать) один работник.

В качестве примера можно привести нормативы числа рабочих, подчиненных мастеру механообрабатывающего участка;

* нормативы соотношений численности различных категорий служащих -- регламентированная величина соотношения численности различных категорий служащих, обеспечивающая наилучшее использование нормируемых работников в соответствии с уровнем их квалификации в определенных организационно-технических условиях. Нормативы соотношений численности выражаются либо относительной величиной соотношений, либо в процентах. Они могут разрабатываться для различных категорий служащих (соотношения между инженерами и техниками, между руководителями и специалистами и т.д.). В последнее время получила широкое распространение практика установления нормированных заданий отдельным категориям служащих, в частности конструкторам и технологам;

* нормированные задания -- это установленные на основе нормативов времени объемы работ, которые должны выполнять исполнители (коллективы исполнителей) за определенный календарный отрезок времени с соблюдением установленных требований к качеству результатов труда. Нормированные задания могут устанавливаться специалистам и техническим исполнителям, в труде которых преобладают периодически повторяющиеся работы.

В условиях коллективной формы организации труда целесообразно установление коллективного нормированного задания (например, конструкторской бригаде, занятой конструированием сложной части изделия).

Аналитически-расчетные методы нормирования труда дифференцируются и в соответствии с видами применяемых нормативных материалов.

Нормирование труда по нормативам и нормам времени применяется, как правило, на простых, стабильных, повторяющихся работах (машинистки, учетчики и т.д.), а также для нормирования многих конструкторских, технологических и проектных работ. Для последних используются укрупненные нормативы времени.

Нормирование труда служащих с помощью нормативов времени имеет много общего с нормированием труда рабочих. Здесь, так же как у рабочих, рассчитываются нормы времени на отдельные повторяющиеся операции (работы), затем определяется трудоемкость всех работ как сумма произведений трудоемкости выполнения отдельных работ на их количество, а после этого -- численность служащих.

Для расчета численности служащих применяется следующая формула :

где Ч с -- среднесписочная численность служащих, чел.;

Т -- суммарная трудоемкость всех закрепленных за анализируемым подразделением работ, нормо-часы;

Ф п -- полезный фонд времени одного работника, ч;

К вн -- планируемый процент выполнения норм;

К 3 -- оптимальный коэффициент загрузки работой служащих.

В условиях равномерной загрузки и напряженности нормативов, обеспечивающих 100%-й средний уровень их выполнения, оба коэффициента К вн и К з равны единице, а численность определяется простым делением трудоемкости на полезный фонд времени одного работника.

Во всех других случаях К вн должен рассчитываться с учетом значения этого коэффициента за прошлый период и планируемого повышения производительности труда в результате проведения различных мероприятий и освоения работниками трудовых процессов.

Наиболее сложным вопросом расчета численности в условиях неравномерной загрузки является определение оптимального коэффициента занятости. В настоящее время этот коэффициент может быть строго рассчитан для некоторых категорий служащих. В остальных случаях он определяется с помощью экспертных оценок специалистов и данных об удельном весе потерь времени из-за неравномерности поступления заданий на выполнение работ в предшествующие периоды.

Нормирование труда служащих с использованием нормативов численности, децентрализации работ, числа подчиненных, обслуживания и соотношений численности применяется для определения необходимой численности служащих в целом по предприятию, по функциям управления и должностям, а также для установления соотношений между различными категориями служащих. Этот метод используется при наличии соответствующих нормативных материалов, разработанных в отраслевом или межотраслевом разрезе.

В настоящее время находит применение нормирование труда служащих по нормативам численности, основанное на изучении влияния различных факторов на объем и трудоемкость работ по функциям управления. Методика расчета нормативов численности основана на косвенном измерении затрат труда путем установления зависимости численности служащих от соответствующих факторов с последующей корректировкой уровня напряженности нормативов.

На основании данных о фактической численности служащих по функциям управления и численных значениях факторов по группе базовых предприятий путем применения методов математической статистики для данной группы предприятий строятся нормативные формулы по каждой функции управления в виде степенных или линейных уравнений регрессии. Эти формулы имеют следующий вид :

где а 0 - постоянный коэффициент уравнения регрессии;

Х 1 , Х 2 ,...,Х п -- значения факторов;

а 1 , а 2 ,...,а п -- коэффициенты регрессии.

Разработка нормативов численности служащих состоит из следующих этапов:

* установление перечня функций управления служащих для предприятий отрасли, определение их содержания, состава структурных подразделений и должностей по каждой функции;

* выбор базовых предприятий для расчета численности служащих;

* логический выбор факторов, влияющих на объем и трудоемкость работ по функциям управления;

* сбор данных о численности служащих и числовых значениях факторов;

* корреляционный анализ зависимостей между числовыми значениями факторов и численностью служащих по функциям;

* выбор наилучшего варианта нормативных формул, определение поправочных коэффициентов и корректировка формул;

* доработка и утверждение нормативов.

Нормативы численности служащих могут разрабатываться не только по каждой функции управления предприятием, по группам функций, но и по отдельным видам работ (учетные, графические, вычислительные и др.), а также по должностям служащих (конструкторы, технологи, нормировщики, бухгалтеры). Нормативы численности, как правило, определяются по нормативным таблицам, а данные таблиц рассчитываются на основе формул.

Нормативы централизации, числа подчиненных, обслуживания и соотношений численности применяются в случае, когда требуется распределить численность между подразделениями различного уровня подчиненности и рассчитать соотношения между отдельными категориями работников (руководителями и исполнителями, инженерами и техниками и т.п.). Такие нормативы рассчитываются по формулам. Однако нормативные соотношения и число подчиненных могут быть заданы также в виде средних величин или в виде неравенства. Так, норма числа подчиненных для старшего мастера может быть равна трем (или менее трех).

Нормирование управленческого труда является частью регламентирования, которое предполагает разработку не только количественных (при нормировании), но и качественных параметров управленческих процессов. К методам регламентирования управленческого труда относят:

1. Опытный метод основан на изучение решений аналогичных задач в других производственно-хозяйственных системах, внесение предложений на основе анализа фактически сложившейся ситуации и ориентацию на коллективный опыт работников;

2. Экспертный метод основан на заключении экспертов, использующих соответствующую методологию получения обобщенного результата;

3. Нормативный метод основан на использовании нормативов, к их числу относят:

· нормы управляемости (соотношение между количеством руководителей и подчиненных им работников);

· предельные величины численности работников для формирования самостоятельных отделов, бюро и т.п.;

· соотношение между численностью рабочих и количеством управленческого персонала.

4. Параметрический метод основан на установлении взаимосвязанных параметров, характеризующих управляемый объект и управляющую систему. При этом, как правило, устанавливаются параметрические зависимости, оказывающие влияние трех-четырех факторов на работу управляющей системы.

5. Методы математического моделирования, в частности, имитационное моделирование. В этих методах используются модели, характеризующие динамику отдельных показателей объекта управления, взаимоувязанных в виде моделей. Некоторые модели могут иметь оптимизационное значение, то есть определять достижение оптимальных результатов под влиянием внешних воздействий или сдвигов в соотношении различных элементов самого объекта управления.

Нормирование труда с использованием исследовательских методов применяется для работ, отличающихся спецификой организационно-технических условий их выполнения в различных подразделениях, а также в условиях, когда отсутствуют нормативы или достигнутый уровень организации труда выше, чем предусмотрено нормативами. Основа исследовательских методов -- изучение и анализ всех выполняемых работ на базе фотохронометражных наблюдений непосредственно в анализируемых подразделениях. Последующая обработка данных о затратах рабочего времени обычно производится путем построения фактического и рационального балансов затрат рабочего времени .

Проводя анализ результатов наблюдений, используют также и современные математические методы: линейное программирование для распределения работ между отдельными сотрудниками; теорию массового обслуживания; моделирование процесса обслуживания для учета неравномерного поступления работ.

Нормирование труда служащих с использованием исследовательских методов может применяться для корректировки нормативных значений в случаях, когда организационно-технические условия выполнения работ иные, чем предусмотрено в нормативах. Преимущество этих методов перед другими заключается в том, что они не требуют готовых норм и нормативов. Проведение наблюдений непосредственно на рабочих местах нормируемой группы служащих дает возможность учесть все специфические условия выполнения работы.

Для анализа затрат рабочего времени и нормирования труда служащих практически применимы любые методики совершенствования организации труда, при этом одной из главных задач является правильный их выбор, который зависит в первую очередь от специфики труда анализируемой категории служащих. Например, при анализе труда работников, связанных с большим объемом документооборота, целесообразно применять графические методы анализа.

Количественные показатели управленческой деятельности персонала промышленного предприятия характеризуются нормированием труда. Если нормирование труда в производственной сфере изучается и совершенствуется достаточно продолжительный период времени, то нормирование управленческой деятельности начало разрабатываться достаточно недавно. К числу нерешенных проблем в данной области относится отсутствие комплексной системы методов и показателей нормирования правленческих работ. Известны разработки только по отдельным категориям специалистов и служащих (инженеры и технические исполнители). Однако, научные разработки показали, что доля творческого труда в этой работе значительно преувеличена.

Метод упрощенных наблюдений предполагает фиксирование времени, которое затрачивает служащий на обработку определенного вида документов. Нормы устанавливаются путем арифметических операция обязательно с учетом сложности и условий работы, вида документов и особенностей работника;

Метод самофотографии рабочего времени является разновидностью метода упрощенных наблюдений. Чтобы установить, сколько времени в среднем затрачивается на обработку определенного типа документов или на выполнение определенного вида работ, необходимо получить данные за достаточно продолжительный период времени;

Метод моментных наблюдений ─ наиболее точный и распространенный. Сущность заключается в проведении случайных наблюдений за деятельностью персонала и записи того, что происходит в данный момент наблюдения. Специфика использования данного метода определяется, главным образом целями и задачами, стоящими перед исследователями;

Метод нормирования труда по элементам обеспечивает высокую точность результатов в области нормирования. Разработка норм времени этим методом включает четыре этапа:

─ Проведение хронометражных наблюдений;

─ Оценка темпа работы;

─Добавление времени на отдых;

─Расчет нормы времени;

Особенностью большей части методов количественной оценки управленческого труда является анализ затрат рабочего времени персонала. Темп работы оценивается субъективно наблюдателем. Точность оценок определяется уровнем квалификации наблюдателя, т.е. эти методы нельзя назвать научными.

Метод корреляционного анализа влияния факторов научно более обоснованный, хотя выбор факторов при отсутствии строгих методик их отбора также страдает субъективизмом оценки. Следует признать, что специфика управленческого труда делает неизбежным некоторый субъективизм в его оценке. Это, однако, не снимает актуальности проведения такого рода работ. Задача состоит в подборе метода применительно к определенным условиям.

Вопрос 34. Особенности оплаты труда различных предприятий отрасли.

Данную тему следует начинать с изучения применения видов оплат труда:

    повременная оплата труда применяется на строго регламентированных работах, где работник не влияет на количество выпускаемой продукции (например, вахтер, гардеробщик и т.д.);

    повременно-премиальная оплата труда применяется там, где имеются нормативы затрат труда (например, технолог, конструктор и т.д.);

    прямая сдельная оплата труда применяется там, где заработок работника зависит от количества изготовленной продукции и сдельной расценки;

    сдельно-прогрессивная оплата труда предполагает применение двух видов расценок: одна - для нормативного задания, а другая (повышенная) - для сверхнормативной продукции;

    аккордная система оплаты труда чаще других применяется в строительстве (рабочий (бригада) получают задание на выполнение работ за определенный срок);

    при коллективной оплате труда применяется коэффициент трудового участия;

    косвенная система оплаты труда применяется для персонала ремонтных служб.

В дальнейшем изучаются противоречие оплаты труда на предприятии:

    уровень дохода персонала должен быть достаточно высоким для привлечения квалифицированных и добросовестных работников;

    предприятие заинтересовано в уменьшении затрат на персонал, которые входят в себестоимость продукции.

Оплата труда работников предприятия - это цена трудовых ресурсов, задействованных в производственном процессе. В основном она определяется количеством и качеством затраченного труда, однако на нее воздействуют и чисто рыночные факторы, такие, как спрос и предложение труда, сложившаяся конъюнктура, территориальные аспекты, законодательные нормы. Основные государственные гарантии по оплате труда определены Трудовым кодексом Российской Федерации.

Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда, устанавливает для организаций бюджетной сферы минимальный размер тарифной ставки (оклада).

Существуют определенные принципы организации заработной платы на предприятиях:

    Средства на оплату труда должны быть реально заработанными, т.е. их сумма должна прямо зависеть от результатов деятельности предприятия, от полученных доходов, от рационального использования ресурсов, экономии текущих затрат.

    Заработная плата должна выполнять стимулирующую функцию. Низкий уровень оплаты труда не стимулирует эффективный труд, превращает заработную плату в социальную выплату.

    Оплата труда должна осуществляться с учетом различий в количестве, качестве, интенсивности, сложности труда, условиях труда и квалификации работников.

    Каждый работник должен видеть связь заработной платы с результатами своего труда и труда всего коллектива.

Эти принципы реализуются через механизм формирования средств на оплату труда на предприятиях, тарифную систему, формы и системы заработной платы, организацию оплаты труда различных категорий работников.

Тарифная система предназначена для дифференцирования оплаты труда по отраслям и категориям работников, выполняющих работы различной сложности. Она состоит из трех элементов: тарифных ставок; тарифных сеток; тарифно-квалификационных справочников.

Тарифные ставки определяют размер оплаты труда за единицу времени, например, час, день, месяц. Тарифные ставки устанавливают в зависимости от тяжести и вредности труда, его интенсивности. За базу для определения тарифных ставок принимается минимальный уровень оплаты труда, устанавливаемый государством на тот или иной период времени.

Тарифные сетки определяют соотношение в оплате труда в зависимости от его квалификации. На многих промышленных предприятиях в зависимости от квалификации все рабочие и работы делятся на шесть тарифных разрядов.

Тарифная сетка характеризуется числом тарифных разрядов и диапазоном тарифных коэффициентов. Тарифный коэффициент - отношение тарифной ставки данного разряда к тарифной ставке первого разряда. В бюджетной сфере экономики постановлением Правительства Российской Федерации «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» для дифференциации в уровнях оплаты труда работников введена единая 18-разрядная тарифная сетка.

Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов (разрядов оплаты) работникам производится на основе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого тарифно-квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

С переходом России к многообразным формам собственности предприятия и организации стали использовать и такую нетрадиционную систему оплаты труда, как бестарифная система.

При бестарифной системе оплаты труда заработная плата работника от руководителя до рабочего представляет собой его долю в коллективном фонде оплаты труда, формируемом в зависимости от результатов деятельности предприятия. Заработная плата зависит от размера фонда оплаты труда, квалификационного уровня, присваиваемого каждому работнику по результатам трудовой деятельности за предыдущий период, коэффициента трудового участия и количества отработанного времени.

Бестарифная система оплаты труда ставит заработную плату работника в полную зависимость от конечных результатов работы коллектива, к которому относится работник. При этой системе не устанавливается твердого оклада или тарифной ставки. Применение такой системы целесообразно в тех случаях, когда есть реальная возможность учесть результаты труда работника при общей заинтересованности и ответственности каждого члена коллектива. Оплата труда руководителей, специалистов и служащих производится, как правило, на основе должностных окладов по соглашению сторон трудового договора в пропорции к средней заработной плате работников организации. Законами и иными нормативно-правовыми актами может быть установлен другой порядок определения размеров оплаты труда для руководителей, специалистов и служащих (в процентах от выручки, в долях от прибыли и др.). Должностные оклады устанавливаются администрацией предприятия в соответствии с должностью и квалификацией работника.

Эффективность управленческого труда во многом зависит от пра-вильности определения трудоемкости отдельных видов выполняемых работ и на этой основе установления требуемой для их выполнения численности. Управленческий персонал предприятия принято делить на три группы:

1. руководители;

2. специалисты;

3. технические исполнители и другие служащие.

Труд каждой из этих групп имеет свои особенности как с точки зрения его функционального содержания и характера умственных нагрузок, так и с точки зрения его влияния на результаты деятельности предприятия.

Содержание труда этих категорий работников определяется сущностью обособившихся функций по координации, планированию, контролю, подготовке, организации и управлению производством. Следовательно, основным объектом нормирования труда управленческого персонала являются функции управления, каждая из которых характеризуется определенным составом работ, объединенных общностью факторов целевого направления в системе управления и трудоемкостью выполнения.

В зависимости от характера выполняемых функций управленческий персонал предприятия для целей нормирования можно условно разделить на следующие группы:

1. руководители предприятия и их заместители;

2. линейные руководители в цехах и на участках;

3. руководители функциональных подразделений;

4. специалисты, осуществляющие конструкторско-технологическую подготовку производства и инженерно-техническое обеспечение его функционирования;

5. специалисты, осуществляющие экономико-организационную подготовку производства, анализ и учет;

6. служащие, занятые делопроизводством, информационным и хозяйственным обслуживанием производства.

Разнообразие выполняемых работ, отсутствие единых алгоритмов их выполнения, субъективные особенности процесса мышления при переработке необходимой информации и принятия решений обусловливают применение различных методик нормирования и видов норм.

Из-за нерегламентированности, изменчивости деятельности инженерно-технического и управленческого персонала традиционные методы нормирования их труда могут оказаться неэффективными.

В настоящее время используют следующие методы нормирования управленческого труда:

1. метод аналогии - основан на учете опыта работы эффективно действующих предприятий;

2. метод укрупненных нормативов численности - основан на косвенном измерении трудоемкости работ и расчете численности ИТР и управленцев для всего производства и по подразделениям;

3. метод прямого нормирования (для постоянно повторяющихся работ или работ, которые могут быть расчленены на повторяющиеся операции) - через расчленение на операции и анализ времени, необходимого для проведения операций.

Классификация норм затрат труда управленческого персонала приведена в Приложении 1.

Для высших руководителей определяющими факторами, которые учитываются в процессе определения их численности, являются: число подчиненных работников или подразделений, затраты рабочего времени на выполнение закрепленных за ними функций (работ).

Теорией и практикой для руководителя предприятия определена норма числа подчиненных звеньев аппарата управления в пределах от 5 - 6 до 8 - 10 подразделений, служб, производств, цехов, работой которых он может эффективно управлять. При превышении этой нормы расчетным путем устанавливается потребность в заместителях.

Нормирование труда руководителей также включает регламентацию распорядка их рабочего дня и рабочей недели: установление времени проведения совещаний и их длительности; приема посетителей; рассмотрения корреспонденции; посещение цехов и т. д.

Для линейных руководителей при определении норм числа подчиненных учитывается степень централизации функциональных служб. Если службы подчинены непосредственно начальнику цеха, их количество учитывается наравне с производственными участками. Если количество служб превышает норму подчиненности, вводятся должности заместителей по подготовке производства и по сменам.

Наибольшие нормы подчиненности существуют у мастеров. Число рабочих, подчиненных одному мастеру, колеблется в весьма широких пределах - от 10 до 60 человек и более, при средней норме 25 человек. Такие различия связаны с типом производства, сложностью выполняемых работ и другими показателями, характеризующими конкретные условия производства. В каждом конкретном случае норма подчиненности для мастеров цехов (Н п) может быть установлена по формуле:

где k c - коэффициент специализации, выражающий отношение количества рабочих мест в цехе к количеству закрепленных за ними технологических операций;

Z - наибольшая величина нормы подчиненности для данной группы цехов (находится в пределах 30 - 50 человек);

С р - средний разряд работы в цехе;

x - дробный показатель степени при значении среднего коэффициента специализации;

y - дробный показатель степени при значении среднего разряда работы.

Для функциональных руководителей число подчиненных им работников определяется сложностью и трудоемкостью управленческих процессов. Поэтому численность этой категории работников устанавливается по нормам управляемости.

Расчет таких норм основан на получении достаточно точных эмпирических зависимостей, устанавливаемых с учетом характера данного производства, уровня организации управления, выполнения функций по управлению и других производственных факторов и условий. В ходе такой работы изучаются структура затрат рабочего времени руководителя, распределение функциональных обязанностей в подчиненном ему подразделении и т. д.

Для функциональных руководителей число подчиненных им бюро, групп, секторов и др. должно находиться в интервале 5 - 10. При конкретизации нормы необходимо учитывать круг обязанностей руководителя (в случае, когда руководитель совмещает основные функции по руководству с исполнительскими функциями, то берется минимальное значение нормы).

Для специалистов, осуществляющих экономико-организационную и конструкторско-технологическую подготовку производства, разработаны укрупненные нормативы численности, позволяющие рассчитать численность функциональных подразделений. Методика нормирования, разработанная НИИ Труда, основана на использовании фактических данных о численности этих категорий работников в функциональных подразделениях на лучших заводах. С помощью корреляционного анализа зависимости численности от важнейших факторов разработаны расчетные формулы.

Исходная формула имеет вид:

где К - постоянный коэффициент, выражающий связь норм с числовым значением факторов;

X, У, Z - численные значения факторов;

а, b, с - показатели степени при численных значениях факторов, характеризующие степень влияния соответствующего фактора на численность работников по функциям управления.

Дальнейшая детализация нормативной численности внутри каждой функции осуществляется с помощью норм управляемости: конкретизируются число структурных подразделений, которые могут быть созданы в пределах одного функционального подразделения, а также их численность.

Оптимальное соотношение работников одной специальности в каждом из этих подразделений в зависимости от их квалификационного уровня устанавливается по нормативам соотношений. Этими нормативами устанавливаются количественные пропорции между различными категориями и должностными группами, необходимые для качественного выполнения определенного объема работ. Например, в экономических службах соотношения между ведущими экономистами, экономистами первой и второй категории.

Существующие нормативы на конструкторские, технологические, чертежные работы, работы по бухгалтерскому учету, делопроизводству, работы экономических служб и др. позволяют, используя аналитически-расчетный метод, нормировать труд значительного количества специалистов и служащих.

Для категорий работников, труд которых нельзя нормировать с помощью централизованно разработанных нормативов, применяется аналитически-исследовательский метод, в основе которого лежит разработка процедур работ. Это по существу маршрутная технология выполнения работ, содержащая перечень выполняемых операций и их последовательность, внешние и внутренние информационные связи, формы документов, использование технических средств (персональных компьютеров, графопостроителей, сканеров, принтеров и других устройств), прикладного программного обеспечения и баз данных. Путем разработки процедур проектируется рациональное содержание трудового процесса специалиста с разделением его на отдельные элементы. Это позволяет использовать для определения времени их выполнения хронометражные наблюдения и фотографию рабочего времени. Норма времени для специалиста и служащего имеет вид:

где Т пз - время на подготовительно-заключительные работы;

Т оп - оперативное время;

Т обс - время обслуживания рабочего места;

Т отд - время на отдых и личные надобности.

Затраты подготовительно-заключительного времени имеют место у специалистов, выполняющих неповторяемые творческие работы и поэтому каждый раз требующие общего осмысления, изучения необходимых литературных источников, коллективного обсуждения методик выполнения и т.д. Оперативное время не подразделяется на основное и вспомогательное.

На стабильных по содержанию сравнительно простых работах, состоящих из ограниченного количества повторяющихся операций, которые легко поддаются регламентации, устанавливаются нормы времени и выработки. Таким способом нормируется труд работников подразделений сбыта, отдельных категорий специалистов экономических служб и др. При этом могут использоваться централизованно разработанные нормативы с обязательной их проверкой с помощью методов изучения затрат рабочего времени.

Нормирование управленческого труда укрупненно осуществляется еще по нормативам трудоемкости. Обычно нормативы трудоемкости имеют многоцелевое назначение. Они используются при планировании трудоемкости работ, составлении калькуляций, определении нормативной численности работников. Эти нормативы позволяют установить трудоемкость проведения управленческих работ в целом, по отдельным этапам и видам работ. Соответственно рассчитывается по категориям и численность работников.

Из вышесказанного следует, что на сегодняшний день существует большое разнообразие методов нормирования труда управленческого персонала. Но, так как управленческих труд является трудно нормируемым из-за многообразия выполняемых функций, существующие методики нормирования труда в сфере управления могут оказаться неэффективными, поэтому необходимо их постоянное совершенствование.

© 2024 sun-breeze.ru
Новые идеи бизнеса - Животные и растения. Заработок в интернете. Автобизнес