План ФХД бюджетного учреждения — это ключевой документ, в котором отражаются показатели финансово-хозяйственной деятельности организации: доходы и расходы за отчетный год и плановый период. Экономическая активность любой госорганизации ведется на основании утвержденного ПФХД. Только после этого можно планировать госзакупки.
В 2020 действовали два системообразующих документа, отражающих состояние финансово-экономической и закупочной активности организации, — это план ФХД и план закупок по 44-ФЗ. Опубликовав оба плана, госучреждение приступало к формированию плана-графика. Это детализация закупочной деятельности на календарный год.
С 2020 вступают в силу положения Федерального закона № 71-ФЗ от 01.05.2019, которым чиновники решили упразднить обязательное ведение плана закупок. Требование о соответствии ПФХД и плана закупок отменяют, как работать по новым правилам? Порядок для бюджетников на 2020 следующий:
В формировании, выгрузке и корреляции показателей планирования финансово-хозяйственной деятельности и закупок ответственным лицам организации поможет специальная автоматизированная система управления — АСУ ПФХД.
В связи с отменой ПЗ вопрос, когда должен быть размещен план закупок после утверждения ПФХД в 2020, отпадает сам собой. План закупок отменен, его заполнять в 2020 г. не придется. Но не забывайте про план-график. Его утвердите в течение 10 рабочих дней после утверждения ПФХД.
С 01.04.2020 вступил в силу новый приказ Минфина РФ № 17н. Этот норматив скорректировал положения приказа Минфина № 186н, которым чиновники ввели новый ПФХД 2020.
Все бюджетные организации, разрабатывая план финансово-хозяйственной деятельности на 2020 и плановый период 2021-2022 гг., руководствуются новыми правилами. В течение 2020 г. учреждения готовились к переходу на новый приказ.
Для бюджетников все требования к ПФХД устанавливает учредитель в рамках параметров, определенных Министерством финансов РФ. Учредители ответственны за определение сроков и порядка составления планового проекта, утверждения и внесения изменений.
По требованиям Минфина, ПФХД составляется кассовым методом. Те документы, которые содержат сведения, представляющие государственную тайну, необходимо составлять и утверждать в соответствии с действующим законодательством РФ о защите государственной тайны.
Теперь ПФХД формируют не только на отчетный год и плановый период, но и на куда больший срок в случае наличия у организации долгосрочных обязательств и если это не противоречит решению учредителя. Эти сведения будут отражаться в ПФХД в специальной графе 8 «за пределами планового периода».
Новая форма документа значительно отличается от старого бланка. Текстовая часть в новом формуляре отсутствует, а табличная часть подразделяется на:
По новым требованиям финансовые показатели на отчетный год и плановый период надлежит отразить в одном разделе.
Новая форма, введенная в действие с 01.01.2020 |
Прежняя форма, действующая до 31.12.2019 |
---|---|
Текстовая (описательная) часть |
|
Таблица 1. Показатели финансового состояния учреждения (подразделения) |
|
Раздел 1. Поступления и выплаты |
Таблица 2. Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения) |
Раздел 2. Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг |
Таблица 2.1. Показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг учреждения (подразделения) |
Таблица 3. Сведения о средствах, поступающих во временное распоряжение учреждения (подразделения) |
|
Таблица 4. Справочная информация |
|
Обоснования (расчеты) плановых показателей по поступлениям |
|
Обоснования (расчеты) плановых показателей по выплатам |
Расчеты (обоснования) плановых показателей по выплатам |
Чиновники из Министерства финансов РФ обновили рекомендуемую форму плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Правки вступают в силу с 01.04.2020. А это значит, что федеральные учреждения, подведомственные Минфину, должны заполнить ПФХД уже в новой форме. В отношении остальных бюджетников учредители обязаны привести формуляры в соответствие с новыми положениями приказа Минфина России от 07.02.2020 № 17н и довести до учреждений соответствующими распоряжениями.
Что меняется в разделе № 1:
Вот что изменится в разделе № 2:
Плановые показатели разрешено корректировать в течение финансового года, если:
Поменялись правила, в какой срок разместить план закупок после изменения плана ФХД: в 2020 опубликуйте ПЗ в течение 10 дней с момента утверждения новой редакции ПФХД, а в 2020 ПЗ вести не обязательно, не требуется и вносить изменения в плановый документ.
Составленный на основе показателей финансово-хозяйственной деятельности документ планирования закупочной деятельности включает информацию обо всех грядущих заказах, в том числе данные о приобретении технически сложных товаров, работ, услуг и, при необходимости, сведения об общественном обсуждении.
Утвержденный план-график в обязательном порядке размещается в ЕИС. Правила формирования регламентируются постановлением правительства РФ от 30.09.2019 № 1279.
Правила составления плана-графика в 2020 скорректированы. Что отразить в ключевом плановом документе:
Утвердите ПГ в течение 10 рабочих дней с момента доведения ЛБО или утверждения ПФХД. Для этого достаточно подписать электронный документ усиленной цифровой подписью. Если руководитель не утвердит плановый документ в срок, то ему грозит штраф от 5000 до 300 000 рублей (ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ).
Обратите внимание на требование: должен ли план закупок соответствовать плану ФХД. Да, должен. Требование актуально на 2020. В 2020 ПЗ вести не нужно. Но соответствие закупочного плана-графика и ПФХД никто не отменял. В части планируемых закупок и финансирования, направленного на ведение закупочной деятельности на финансовый год и плановый период, позиции идентичны.
В 2015 году Минфин России утвердил программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора. В действующей редакции программа включает 29 стандартов. Они будут вступать в силу поэтапно с 01.01.2018. Окончательный переход к применению стандартов запланирован на 2020 год. Одновременно будут вноситься изменения в действующие инструкции по ведению учета и составлению отчетности, формы первичных учетных документов и регистров.
Стандарт Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности - это базовый документ, который определяет единые требования к ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности в организациях госсектора. Положения Стандарта применяются одновременно с другими утвержденными стандартами, а также нормативными правовыми актами, которые регулируют ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и составления отчетности.
Как отразить налог на прибыль и НДС
Налог на прибыль и НДС отражайте в плане ФХД в показателях по поступлениям: в специальных строках, если это предусмотрено формой плана, или в уменьшение доходов, если форма не содержит отдельных строк для налогов. В настоящий момент Минфин готовит проект приказа, который будет действовать в 2019 году. В плане ФХД обособят суммы налога на прибыль и НДС. Выплаты, уменьшающие доход, будут указывать со знаком «минус».
Если отдельных строк для налогов в плане ФХД нет, уменьшите показатель доходов, за счет которых планируете заплатить налог. Таким образом, вы согласуете доходы в плане с будущими показателями лицевого счета. Выбирайте статью доходов с учетом плановых поступлений так, чтобы на момент уплаты на ней точно были доходы. Этот вариант согласуйте с учредителем.
Как показать возвратные средства
Возвратные средства – это деньги, которые Вы перечисляли для обеспечения деятельности учреждения с условием их возврата: обеспечение заявки на участие в закупке или обеспечительный взнос по договору аренды. Их тоже нужно отражать в плане ФХД учреждения. Но возвратные платежи не относят к доходам или расходам учреждения, поскольку их получают во временное распоряжение, а потом возвращают.
К доходам и расходам не относят и деньги по агентскому договору, которые учреждение-агент получает от граждан или организаций, а потом перечисляет принципалу. Общими требованиями к плану ФХД для этих сумм предусмотрены строки 310 «увеличение остатков средств» и 410 «уменьшение остатков средств». В них отразите возвратные и агентские средства.
Как заполнять таблицы с обоснованиями по выплатам к плану ФХД
Расходы, которые Вы включите в план ФХД на 2018 год, надо обосновать. А в 2019 году учреждениям предстоит обосновать еще и поступления. Появится новая графа, учитывающая переходящие контракты.
Какими документами обосновать расходы
Документы, по которым вы сможете проверить свои цифры, смотрите в таблице. Например, когда будете заполнять расчеты (обоснования) по выплатам персоналу, руководствуйтесь штатным расписанием с учетом того, что в 2018 году все учреждения должны перейти на эффективный контракт. В таком случае возникает вопрос, какую сумму указывать в графе «Стимулирующие выплаты»? Ведь она непостоянная и зависит от качества выполненной работы. Ставьте максимальную сумму, которую способен заработать сотрудник. Больше нее Вы платить не вправе. А если выплата будет меньше, тогда сможете обосновать такой расход документом, в котором прописали критерии показателей эффективности.
Таблица. Подтверждающие документы к таблицам с обоснованиями.
Виды расчетов |
Что учитывать |
Чем подтвердить |
Выплаты персоналу |
Показатели по оплате труда:
|
Штатное расписание.
|
Выплаты, которые не входят в ФОТ:
Не учитывайте расходы на проезд и проживание, медосмотры, если оплачиваете их по договорам или контрактам со сторонними организациями, – это закупка |
План командировок на 2018 год.
|
|
Выплаты персоналу по уходу за ребенком |
Численность сотрудников, которые получают компенсацию на момент расчета |
Копии приказов об отпуске |
Тарифы страховых взносов |
Тарифы на 2018 год |
|
Расходы на уплату налогов, сборов и иных платежей |
Объект налогообложения. |
Декларации по налогам на 1 января 2017 года. Показатели нефинансовых активов на 1 июля 2017 года |
Расходы на оплату услуг связи |
Расходы на стационарную связь:
Расходы на почтовую связь:
Расходы на интернет:
|
Копии договоров на услуги связи по состоянию на 1 января 2017 года.
|
Расходы на оплату транспортных услуг |
Перевозка (транспортировка) грузов, больных, обучающихся, сотрудников.
|
Копии договоров 2017 года.
|
Расходы на оплату коммунальных услуг |
Количество заключенных договоров на газоснабжение и другое топливо, транспортировку топлива, электроснабжение, теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение. |
Ответ коммунальных организаций на письменный запрос о тарифах на 2018 год.
|
Расходы на оплату аренды имущества |
Арендуемая площадь, количество арендуемого оборудования, другого имущества. Количество месяцев (суток, часов) аренды. Цена аренды в месяц (сутки, час). Стоимость возмещаемых услуг по содержанию имущества, охране, коммунальных услуг |
Копии договоров аренды на 2017 год.
|
Расходы на оплату работ, услуг по содержанию имущества |
Планы ремонтных работ и их сметная стоимость.
|
ЛСР, дефектные ведомости, графики ремонтных работ. Информация о тарифах на вывоз ТБО |
Расходы на оплату прочих работ, услуг |
Выплаты на страхование (в том числе на ОСАГО).
|
Плановый расчет страхования имущества.
|
Расходы на приобретение основных средств, материальных запасов |
В расчете на закупку основных средств:
В расчете на закупку матзапасов:
|
Обоснование потребности учреждения в основных средствах и материальных запасах.
|
Как дополнить таблицы с расчетами
Расчетные таблицы – это не составная часть плана, а отдельный информационный блок справочных сведений. Их форма носит рекомендательный характер, то есть, при необходимости, Вы можете дополнить эти таблицы новыми графами и строками. Но при этом соблюдайте структуру, которую предложили чиновники или ваш учредитель. Такой вывод следует из пункта 11 Требований № 81н.
Рассмотрим на примере расчет оплаты земельного налога. Минимальный набор информации, который указан в Требованиях № 81н, можно составить с дополнительными показателями в развернутом виде. В частности, ввести графы «Наименование субъекта», «Расширенное использование» и т. д. Тогда вопросов к расчету у учредителя не будет.
В системе «Электронный бюджет» все изменения вносите через вкладку «Дополнение». Если у Вас есть дополнительная информация к плану ФХД, а Вы ее не представили в системе, тогда у Вас не сойдутся данные в расчетах с итоговым значением. Минфин предупреждает, что лучше вносить все дополнения в систему, иначе ревизоры могут применить санкции.
часа в сутки
7 дней в неделю
Команда «Первого БИТ» ежедневно решает сотни задач и вопросов Клиентов.
Попробуйте сопровождение у профессионалов «Первого БИТа» бесплатно!
Если вы нуждаетесь в консультации и помощи квалифицированных специалистов, эксперты «Первого БИТа» помогут вам в решении любых задач.
Заказать бесплатную консультацию эксперта!
Планирование финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации является важной частью аналитической работы, обусловливающей возможность грамотного управления ресурсами для обеспечения учебно-воспитательного процесса. Новый план ФХД - документ, который ежегодно составляется школьным бухгалтером или другим уполномоченным сотрудником в соответствии с действующими нормативно-правовыми требованиями, закрепленными в:
Проектирование финансово-хозяйственной деятельности школ на 2020 календарный год связано с вступлением в силу обновленных нормативов, разработанных для организаций автономного типа. От учредителей последних ожидается составление порядка проектирования и оформления документов по планированию - регламента, не противоречащего содержанию Требований № 186н. Что касается государственных (муниципальных) образовательных организаций, то в их стенах заполнение нового плана ФХД на 2020 год выполняется в штатном режиме - по прошлогоднему шаблону (если иное не предусмотрено учредителем и локальными органами управления) с актуализацией всех групп данных.
Составление обновленного плана ФХД необходимо осуществлять, опираясь на следующие группы данных:
По мнению экспертов, отличительной чертой нового плана ФХД на 2020 год должна стать конкретика значений, демонстрирующая практический переход от формализма к прикладной аналитической работе в имеющихся образовательных условиях. Это достигается двумя путями: с одной стороны, из документа по планированию необходимо исключить информацию, дублируемую в других бумагах (Устав школы, баланс), с другой, следует подтвердить все цифровые значения ожидаемых доходов и расходов подробными обоснованиями, тем самым обеспечивая конкретику работы по направлению.
Составление плана ФХД целесообразно выполнять параллельно с процессом разработки бюджета соответствующего уровня. Изначально определяют временные рамки плана (традиционно - финансовый год или плановый период, если есть распоряжение), что соответствует Требованиям № 186н. Для автономных ОУ с 2018 года предусмотрена возможность проектирования финансово-хозяйственной деятельности на более длительный срок при необходимости исполнения взятых обязательств (например, обеспечении деятельности инновационной образовательной площадки). В числе основных требований, предъявляемых к новому плану ФХД на 2020 год, наиболее значимы следующие:
При планировании финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения на новый отчетный период необходимо позаботиться о том, чтобы в плане ФХД бюджетного учреждения на 2020 год содержались данные обо всех деньгах, имеющихся в распоряжении ОУ, а именно:
Что касается разделов, то в соответствии с новыми требованиями целесообразно структурировать план ФХД 2020 по образцу следующим образом:
Непосредственно составление плана ФХД бюджетного учреждения на 2020 год осуществляет, как уже было сказано ранее, бухгалтер, ориентируясь на типовые формы, шаблоны, требования регулятора и рекомендации экспертов. Если учредитель предоставил руководителю школы право на утверждение плана финансово-хозяйственной деятельности, то непосредственно перед подачей документа главному управленцу ОУ необходимо осуществить проверку разработки на предмет типичных ошибок, в числе которых хочется отметить следующие:
В случае отсутствия у руководителя ОУ права на утверждение нового плана ФХД на 2020 год, процедура проводится в несколько этапов:
В соответствии с последними изменениями ОУ разрешается вносить изменения в утвержденный план ФХД в особых ситуациях - в случае изменения размера денежных поступлений в бюджет, возникновения не предусмотренных планом расходов или увеличения доходов от предоставления платных образовательных услуг.
В соответствии с Приказом Минфина РФ от 31.03.2018 № 186н с 1 января текущего года на учредителей образовательных организаций возлагаются обязанности по разработке формы плана ФХД 2020, который должен отражать все нововведения. В ходе разработки и составления плана необходимо предоставить данные о запланированном субсидировании учебного заведения, а также обосновать объемы затрат с приложением конкретных расчетов. Новая форма отчетной документации, составленная в соответствии с требованиями № 186н, предусматривает следующее:
Нововведения относятся только к деятельности автономных образовательных заведений, где план в обязательном порядке утверждается наблюдательным советом. Если структура школы предполагает наличие подразделений, то форма плана ФХД на 2020 год составляется для каждой организационной единицы ОУ.
Некоторые изменения претерпела и структура текстового и табличного блоков плана финансово-хозяйственной активности. Чтобы обеспечить выполнение требований регулятора, при планировании необходимо учитывать будущие доходы и выплаты:
Как составить и изменить план ФХД на 2017 год
Главный редактор справочной системы "Экономика ЛПУ"
План ФХД составляют бюджетные и автономные учреждения, чтобы обобщить информацию об ожидаемых доходах и плановых расходах. В данной рекомендации рассмотрим, как составить или изменить план ФХД.
Основные изменения формирования плана ФХД на 2017 год
При формировании плана ФХД на 2017 год учтите изменения, которые Минфин России внес в приказ № 81н.
Главное изменение: к проекту плана ФХД на 2017 год необходимо приложить обоснования или расчеты плановых показателей, которые использовали при его формировании.
В этом году экономисту необходимо обосновать показатели проекта плана ФХД на 2017 год и плановый период. Информацию представьте учредителю в таблицах. Их заполните отдельно по кодам финансового обеспечения по следующим затратам:
– расходы персоналу;
– уплата налогов, сборов и иных платежей;
– расходы на закупки.
Минздрав России утвердил форму таких таблиц в приложении к приказу № 81н. Учтите: учредитель может изменить их формат. Например, ввести новые графы, строки, дополнительные реквизиты и показатели. Если какие-либо затраты не включены в план ФХД, таблицу по ним не заполняйте.
Пример: Расчет (обоснование) расходов на оплату земельного налога
Суть изменений | До внесения изменений | После внесения изменений |
Обоснования (расчеты) плановых показателей по расходам: – выплаты персоналу (зарплата, командировки); – выплаты по уходу за ребенком; – социальные и иные выплаты населению; – безвозмездные перечисления организациям; – прочие расходы (кроме закупок); – закупки товаров, работ, услуг | На 2017 год нужно обосновать показатели проекта плана ФХД. Вместе с проектом плана отправьте учредителю расчеты плановых показателей. Минфин России утвердил формы расчетов и правила, как их составлять |
|
Таблица 2 «Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения)» | 1. Изменили название графы 5: |
|
«субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания» | «субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания из федерального бюджета , бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета)» |
|
2. Изменили, как заполнять показатель поступления от грантов по строке 120 графы 10: |
||
На 2016 год учитывали только гранты из бюджета в виде субсидий | В плане на 2017 год учитывайте гранты из бюджета и гранты от физлиц и организаций |
Как заполнить план ФХД
План ФХД составляют автономные и бюджетные учреждения (подп. 6 п. 3.3 ст. 32 Закона от 12 января 1996 г. , п. 7 ч. 13 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г.).
Минфин России утвердил Единые требования к Плану ФХД (приказ Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н).
План ФХД составляйте в порядке и по форме, которые установит учредитель. Особенности для обособленных подразделений также определяет учредитель. Об этом сказано в пунктах 2, 4, 16 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н, и пункте 2 письма Минфина России от 9 февраля 2012 г. № 02-03-09/429.
План ФХД составьте на периоды, как утверждено законом (решением) о бюджете:
– финансовый год – на один год;
– финансовый год и плановый период – на очередной год и плановый период.
Учредитель в своем порядке вправе предусмотреть дополнительную детализацию показателей Плана ФХД. Например, по временному интервалу или в разрезе видов медицинской помощи.
Чтобы составить План ФХД на 2017 год показатели и сведения внесите в отдельные таблицы. Так, в таблицу 1 включите показатели финансового состояния. В таблицу 2 включите показатели по поступлениям и выплатам. При этом выплаты по расходам на закупку товаров, работ, услуг отразите в отдельной таблице 2.1. Сведения о средствах во временном распоряжении учреждения отразите в таблице 3. Справочную информацию включите в таблицу 4.
План ФХД состоит из заголовочной, содержательной и оформляющей частей. Данные в табличной части отразите в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой (п. 4 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 01.01.01 г. № 81н).
Заголовочная часть
В заголовочной части Плана ФХД укажите:
– в грифе «УТВЕРЖДАЮ»: должность уполномоченного утверждать план, его подпись с расшифровкой и дату. Предельную дату, чтобы утвердить План ФХД, устанавливает учредитель (письмо Минфина России от 22 октября 2013 г. № 12-08-06/44036);
– дату, когда составили документ;
– наименование учреждения;
– наименование подразделения, если План ФХД составляет подразделение;
– наименование учредителя;
– дополнительные реквизиты, идентифицирующие учреждение (подразделение): адрес фактического местонахождения, ИНН, КПП;
– финансовый год (финансовый год и плановый период);
Такие правила установлены пунктом 8 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 01.01.01 г. № 81н.
Как заполнить показатели по поступлениям и выплатам
Показатели Плана ФХД по поступлениям и выплатам заполняйте на этапе, когда Минфин России формирует проект бюджета на очередной финансовый год (плановый период). Основание для подготовки – информация от учредителя о планируемых объемах расходных обязательств:
– целевых субсидий;
– бюджетных инвестиций по полномочиям госзаказчика .
После того как утвердят закон (решение) о бюджете, показатели Плана ФХД уточните.
Показатели по поступлениям
Плановые показатели по поступлениям формируйте в разрезе:
– субсидий на выполнение госзадания;
– целевых субсидий;
– грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых по результатам конкурса;
– поступлений от приносящей доход деятельности.
Данные о субсидиях, грантах в форме субсидий и бюджетных инвестициях формируйте с учетом сумм по подразделениям на основании информации учредителя. А подразделения составляют эти данные на основании информации от головного учреждения.
Данные о поступлениях от приносящей доход деятельности формируйте исходя из планируемого объема работ (услуг) и стоимости их реализации.
Если в течение года вы получаете доходы, которые не учли в Плане ФХД, то внесите в него изменения.
Если учредитель принял решение о возврате остатка целевой субсидии в бюджет, суммы возврата отразите в разделе плановых показателей по поступлениям отдельной строкой со знаком минус (письмо Минфина России от 24 января 2013 г. № 02-06-10/225).
Показатели по выплатам
Плановые показатели по выплатам формируйте в разрезе выплат, которые направлены:
– на выплаты сотрудникам и начисления на зарплату;
– социальные и другие выплаты населению;
– налоги, сборы и другие платежи;
– безвозмездные перечисления организациям;
– прочие расходы;
– закупку товаров, работ, услуг.
Общую сумму расходов на закупки товаров, работ, услуг детализируйте в плане-графике по Закону. А если проводите закупки по Закону, то в плане закупок.
Плановые объемы выплат формируйте с учетом нормативных затрат. Для федералов порядок расчета устанавливает Правительство РФ. А значения нормативов – учредитель (п. 14 постановления Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 000).
На местах порядок расчета утверждают органы власти субъектов и местная администрация.
При этом в законодательстве нет указаний на то, что плановые объемы выплат должны строго соответствовать по объему и назначениям нормативным затратам. Поэтому учреждения самостоятельно определяют объемы выплат в пределах общей суммы субсидий на госзадание. В том числе перераспределяют средства по видам расходов, при этом обязательно уточняют показатели Плана ФХД.
Если учреждение перераспределяет средства субсидий из-за экономии, то отнеситесь внимательно к тому, на что вы хотите их потратить. Так, Минфин России допускает возможность расходовать сэкономленные средства субсидий на выплаты сотрудникам (командировочные, премии и т. п.) или, например, на выплату единовременного пособия учащемуся-сироте за прошлые годы.
Об этом сказано в письмах Минфина России от 30 декабря 2014 г. № 02-07-10/69030, от 17 октября 2014 г. № 02-05-10/52622, от 29 января 2013 г. № 02-13-06/293, от 8 октября 2012 г. № 02-13-06/4132, от 12 июля 2012 г. № 02-13-06/2701.
Внимание: условия соглашения по госзаданию определяют показатели объема и качества услуг. Если бюджетные и автономные учреждения не достигнут нужных показателей, им грозит административная ответственность за нарушение условий предоставления субсидий (письмо Минфина России от 8 октября 2012 г. № 02-13-06/4132). Поэтому, если в учреждении плановые выплаты превысили объем нормативных затрат, оцените, не приведет ли это к нарушениям.
Если в течение года у учреждения изменились потребности в товарах (работах, услугах), а также появились другие незапланированные расходы, в План ФХД внесите изменения.
Ежеквартально в составе бухгалтерской отчетности бюджетные и автономные учреждения представляют учредителю отчет об исполнении Плана ФХД.
Оформляющая часть
Оформляющая часть Плана ФХД должна содержать подписи должностных лиц, ответственных за его содержание:
– руководителя учреждения или подразделения (уполномоченного им лица);
– руководителя финансово-экономической службы или другого уполномоченного руководителем лица;
– исполнителя документа.
Кто утверждает План ФХД
У бюджетных и автономных учреждений есть различия в порядке утверждения Плана ФХД.
План ФХД бюджетное учреждение формирует и передает учредителю, чтобы он его утвердил. Но по распоряжению учредитель вправе наделить таким полномочием руководителя бюджетного учреждения.
Автономное учреждение передает План ФХД на рассмотрение наблюдательному совету, который по итогам выносит заключение. Его копию учреждение направляет учредителю для ознакомления. А затем с учетом заключения наблюдательного совета План ФХД утверждает руководитель учреждения.
План ФХД подразделения, в том числе с учетом изменений, утверждает руководитель бюджетного (автономного) учреждения. Причем утвердить План ФХД нужно в сроки, которые установит учредитель.
Когда вносить изменения в План ФХД
Чтобы внести изменения в План ФХД, составьте новый План ФХД. Новые показатели не должны противоречить показателям в части кассовых операций по выплатам, которые были проведены до внесения изменений.
Изменения в показатели по поступлению и выбытию
Когда нужно внести изменения? Сделайте это, если в течение года у учреждения появились незапланированные доходы или расходы. В частности, изменения вносите:
в показатели по доходам, если поступит:
– страховая выплата по ОСАГО или КАСКО в результате ДТП с автомобилем учреждения;
– возмещение расходов , которые учреждение произвело ранее (например, возмещение больничных, от военкомата за время военных сборов);
в показатели по расходам, если:
– у учреждения изменились потребности в товарах, работах или услугах. Например, если расходы учреждения увеличились или уменьшились;
– образовалась экономия средств в результате выполнения госзадания. В таком случае указанные средства перераспределите на другие выплаты в зависимости от потребности учреждения.
Внимание: когда составляете План ФХД, старайтесь учесть все ожидаемые доходы и спланировать расходы учреждения в течение предстоящего года.
План финансово-хозяйственной деятельности – один из основных внутренних документов, которые государственные и муниципальные учреждения разрабатывают, утверждают и используют в процессе формирования доходов и расходов. Как составить План ФХД, каковы особенности ведения ПФХД с точки зрения организации учета и подготовки отчетности учреждения, уточняется в этой статье.
Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности
Общие правила составления и утверждения Плана ФХД государственного (муниципального) учреждения установлены Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденными приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н (далее – Требования № 81н). На момент написания статьи последние изменения в Требования № 81н вносились приказом Минфина России от 27 декабря 2013 г. № 140н. При этом в Требования № 81н:
Отраслевые и ведомственные органы управления (министерства и службы) разрабатывают и утверждают дополнительные требования к ПФХД подведомственных учреждений с учетом отраслевых особенностей, обязательные для применения учреждениями соответствующей сферы деятельности. Кроме того, специфические требования к плану финансово-хозяйственной деятельности учреждения могут устанавливать органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
Учредитель вправе предусмотреть дополнительную детализацию показателей плана финансово-хозяйственной деятельности, установленных общими требованиями к ПФХД, в том числе утвердить типовую форму Плана ФХД. Кроме того, учредитель может установить предельные сроки утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности, которые обеспечат деятельность учреждений на основании Плана ФХД с самого начала очередного финансового года.
План финансово-хозяйственной деятельности учреждения составляется:
Во втором случае предполагается, что показатели ПФХД ежегодно уточняются и переутверждаются в течение планового периода. Если учреждение использует в очередном году прошлогодние остатки субсидии на государственное (муниципальное) задание, нужно отразить в Плане ФХД объемы планируемых выплат, источником финансового обеспечения которых выступают такие остатки субсидий. В этой ситуации план финансово-хозяйственной деятельности учреждения также нужно утвердить заново.
Следует иметь в виду, что пунктами 21 и 22 Требований № 81н установлены различные схемы утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности (как в первоначальной редакции, так и уточненных) для бюджетных и автономных учреждений:
В соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения используют:
Требованиями № 81н определена структура Плана ФХД и общие рекомендации по группировке и детализации данных. При этом Требования № 81н содержат указания на обобщение данных по укрупненным группам доходов и расходов. В частности, формируются плановые показатели, как минимум, в разрезе следующих видов выплат (разумеется, если учреждение производит выплаты той или иной группы):
Вместе с тем, учредитель может предусматривать детализацию плановых показателей по выплатам до уровня групп и статей КОСГУ, а по группе «Поступление нефинансовых активов» – с указанием кода группы КОСГУ.
Кроме того, при организации бухгалтерского учета доходов и расходов учреждения необходимо учитывать потребности бухгалтерской отчетности. В форме Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) предусмотрена детализация доходов и расходов более низкого уровня. Так, например, расходы по коду КОСГУ 210 в отчетности раскрываются по отдельным подстатьям (211, 212 и 213). Поэтому, по мнению автора, целесообразно при формировании структуры Плана ФХД ориентироваться и на структуру формы указанного Отчета.
Если учреждению выделяются субсидии на иные цели, а также субсидии на капитальные вложения в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, дополнительно к ПФХД составляется еще один документ – Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению (ф. 0501016).
Требования № 81 не содержат указаний на необходимость составления ПФХД обособленно по каждому источнику финансирования (виду деятельности). Однако учредителям предоставлены соответствующие полномочия детализации при разработке нормативных актов, регулирующих порядок составления и утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности.
В общем случае доходы и расходы учреждения не связаны между собой. При этом направление сумм доходов на возмещение расходов, которые с получением этих доходов не связаны, в бухгалтерском учете требует использования счета 030406000. Подобные суммы обособленно отражаются в отчетности (в том числе, расшифровываются в Пояснительной записке).
Между некоторыми видами доходов и расходов все-таки есть взаимосвязь. Так, из текста пункта 6 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ следует, что доходы, полученные от передачи в аренду имущества (код КОСГУ 120), направляются на возмещение расходов на содержание такого имущества.
Разделом 8 Комментариев (комплексных рекомендаций) Минфина России от 29 октября 2013 года по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, разъяснено, что поступления от приносящей доход деятельности (в том числе от оказания бюджетным учреждением платных услуг) поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и расходуются в соответствии с Планом ФХД. Субъект РФ или муниципалитет не вправе установить порядок расходования таких средств, поскольку планируемые поступления от оказания бюджетными и автономными учреждениями платных услуг (работ), в том числе в рамках государственного (муниципального) задания, не считаются доходами бюджета. Если основные платные услуги включены в государственное (муниципальное) задание, то размер субсидии на государственное (муниципальное) задание будет уменьшен на объем средств, планируемых к поступлению от потребителей таких услуг (работ).
Российское законодательство не требует, чтобы показатели по выплатам, отраженные в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения, соответствовали по объему и назначениям нормативным затратам, использованным при расчете субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Таким образом, учредитель не вправе требовать от учреждения расходования поступлений от приносящей доход деятельности на возмещение затрат, связанных с выполнением государственного или муниципального задания. При этом учреждение может самостоятельно менять структуру расходов в части утвержденного норматива и возмещать часть затрат за счет собственных средств.
С учетом сказанного можно заключить, что при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности по отдельным видам расходов целесообразно вводить дополнительные строки в зависимости от того, за счет средств по какому КФО будут возмещаться расходы, либо разработать дополнительные формы к Плану ФХД, в которых будут расшифровываться расходы по видам финансового обеспечения (видам деятельности).
Еще одна особенность составления плана финансово-хозяйственной деятельности и организации бухгалтерского учета для целей отчетности связана с группировкой поступлений и выплат по направлениям. В Плане ФХД поступления и выбытия группируются по счетам – открытым в территориальном органе Казначейства России и в кредитных организациях. В Отчете (ф. 0503737) введена дополнительная группировка – по поступлениям и выплатам, проводимым через кассу учреждения, а также по доходам и расходам, исполненным некассовыми операциями.
Документы системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в учреждениях не содержат определения и перечня некассовых операций. Некоторые виды таких операций перечислены в письмах Минфина России и Казначейства России, которые не имеют нормативного характера, но содержат разъяснения по заполнению отдельных форм отчетности. Так, в соответствии с пунктом 4.5.4 совместного письма Минфина России, Казначейства России от 29 декабря 2014 г. № 02-07-07/68722 / 42-7.4-05/2.1-823, в составе некассовых операций отражаются показатели, сформированные в результате операций:
Кроме того, в письме Минфина России от 15 апреля 2015 г. № 02-07-07/21402 приведен пример, из которого можно заключить, что к некассовым операциям, в частности, относятся:
Таким образом, можно сделать вывод, что некассовыми считаются не только операции, которые не отражаются на счетах учета денежных средств (касса и счет учреждения в банке или казначействе), но и операции, в результате которых не возникает дебиторской или кредиторской задолженности, связанной с последующим движением денежных средств.
Еще один вывод: некассовые операции (за исключением операций по зачету взаимных требований) на этапе составления плана финансово-хозяйственной деятельности, как правило, невозможно спрогнозировать.
Тем не менее, по мнению автора статьи, подобные поступления (в частности, по удержанию сумм материального ущерба, взысканию или взаимозачету сумм финансовых и иных санкций за нарушение условий хозяйственных договоров), нужно учитывать при уточнении показателей Плана ФХД в течение календарного года. Это обусловлено тем, что полученные дополнительные доходы могут быть направлены на финансирование дополнительных расходов, которые отражаются не только в Отчете по ф. 0503737, но и в прочих формах бухгалтерской отчетности.