Организации, постоянно участвующие в закупках товаров, работ и услуг по нормам ФЗ-44 и ФЗ-213 должны иметь в штате специалиста в сфере закупок, соответствующего утвержденному профстандарту. Специалисты МЭР разъяснили в каких случаях требования к таким работникам являются обязательными, а когда ими можно пренебречь.
В информации , размещенной на официальном сайте Минэкономразвития России, чиновники напомнили о порядке применения профессиональных стандартов для работников, которые занимают должности специалистов и экспертов по закупкам.
Приказами Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н и № 626н были утверждены профессиональные стандарты «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок». В силу статьи 195.3 Трудового кодекса РФ профессиональные стандарты являются обязательными для применения работодателями, если это прямо предусмотрено законодательством, в остальных случаях применение профстандартов является рекомендованным. В нормах этой же статьи указано, что под требованиям законодательства подразумеваются нормы, предусмотренные Трудовым кодексом, Федеральными законами, а также постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и приказами других федеральных органов, специально устанавливающими требования к работникам, которые выполняют те или иные трудовые обязанности и носящими нормативный правовой характер.
Применительно к закупкам МЭР разъясняет, что если выполнение работ по должностям, профессиям и специальностям связано с каким-либо предоставлением льгот или компенсаций, либо наличием ограничений, то в силу статьи  наименования и квалификационные требования к таким должностям, профессиям и специальностям должны соответствовать наименованиям и требованиям, определенным профессиональными стандартами и квалификационными справочниками. Учитывая, что деятельность государственных и муниципальных образований и организаций в сфере закупок регулируется Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в котором установлены квалификационные требования к работникам контрактной службы, то в таких организациях специалисты по закупкам должны соответствовать требованиям профстандартов.
Чиновники разъяснили, что если сотрудник контрактной службы является гражданским служащим или служащим муниципальной службы, то к нему можно не применять квалификационные требования, содержащиеся в профессиональных стандартах к специалистам в сфере закупок. В этом случае они носят рекомендательный характер и могут быть применены только в части, не противоречащей Федеральному закону № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Кроме того, если закупки осуществляются организацией не по требованиям закона № 44-ФЗ, а работающие в ней специалисты по закупкам не являются гражданскими (муниципальными) служащими, то профстандарты в этой ситуации также носят рекомендованный, но необязательный характер. Это связано с тем, что «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не содержит прямых указаний и требований о создании контрактной службы.
Разберем в статье, как применять профстандарт специалиста в сфере закупок для составления паспорта профессиональной компетенции и чего не хватает, чтобы оценка компетенций специалистов по закупкам позволила бы выбрать лучших из лучших.
Программы профессиональной переподготовки наконец получили единую методическую основу: приказ Минтруда утвердил профстандарт "Специалист в сфере закупок", и его с 1 июля 2016 г. обязаны будут применять все заказчики. Авторы статьи разбирают, как применять профстандарт для составления паспорта профессиональной компетенции и чего не хватает, чтобы оценка компетенций специалистов позволила бы выбрать лучших из лучших.
С момента выхода Закона № 44-ФЗ редко кто из действующих лиц контрактной системы не задавался вопросом: как подступиться к одному из главных базисов закона, принципу профессионализма? Что вложить в определение «профессионал»? Лишь осенью прошлого года приказ Минтруда России от 10.09.2015 № 625н утвердил профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок», подведя тем самым единую основу к оценке компетенций контрактных управляющих.
Профстандарт определяет, каков должен быть уровень квалификации работника для компетентного выполнения должностных обязанностей в рамках требований к конкретной должности.
Профстандарт разработан для таких должностей, как:
Профессиональный стандарт дает характеристики трудовых функций, на основе которых теперь начнется разработка единых подходов к оценке профессиональных компетенций.
Профстандарт включает в себя 4 обобщенные трудовые функции, которые ранжированы и разделены на уровни квалификации специалиста по закупкам (схема):
Схема. Структура трудовых функций профессионального стандарта специалиста в сфере закупок
Соотношение уровней квалификации и профессиональных компетенций - ключевой вопрос, без решения которого весьма проблематично требовать от работника готовности к высокопрофессиональной закупке. Если уровни квалификации дают представление о трудовых функциях, требованиях к образованию, то профессиональные компетенции раскрывают требования к уровню профессионализма работника и позволяют определить инструментарий его оценки.
Можно ли уже сейчас, используя профстандарт, начать создавать программы профпереподготовки на основе единых стандартов?
К сожалению, нет. В Методических рекомендациях по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (далее - Методические рекомендации), утвержденных Минобрнауки России 22 января 2015 г., дословно говорится: «…в рамках профессиональной переподготовки может быть освоена одна обобщенная трудовая функция». Притом что в тех же Методических рекомендациях для начала нужно найти федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС), отвечающий направленности программы, и сопоставить зафиксированные в нем требования с описанием квалификации в профессиональном стандарте.
Профессиональный стандарт специалиста в сфере закупок должен дать ответ, как специалист должен делать свою работу. Применение его на практике позволит решить проблемы, представленные в матрице «Практическое применение профессионального стандарта специалиста в сфере закупок» (табл. 1).
Таблица 1. Матрица «Практическое применение профессионального стандарта специалиста в сфере закупок»
Допустим, нам нужно описать обобщенную трудовую функцию «Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд». Она включает две трудовые функции:
За основу возьмем ФГОС высшего образования по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент» (уровень магистратуры) от 30.03.2015 № 322, который наиболее близко подходит при оценке профессионализма работника.
Среди профессиональных компетенций остановимся, к примеру, на ПК-5: владение методами экономического и стратегического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде. Соответствие компетенции трудовым функциям специалиста в сфере закупок представлено в таблице 2, где под профессиональной компетенцией понимается владение методами экономического и стратегического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде.
Таблица 2. Паспорт профессиональной компетенции в соответствии с профессиональным стандартом специалиста в сфере закупок
Уровни сформированности компетенции |
Основные признаки уровня освоения компетенции |
|
Требования законодательства РФ и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере закупок при составлении планов и обоснование закупок, осуществлении процедур закупок с учетом применения методов экономического и стратегического анализа в сфере закупок; |
||
Основы антимонопольного законодательства; |
||
Пороговый (базовый) уровень |
Основы бухгалтерского учета в части применения к закупкам; |
|
Высокий (превосходный) уровень |
Подготавливать план закупок, план-график, вносить в них изменения; |
|
Повышенный (продвинутый) уровень |
Работать в единой информационной системе; |
|
Пороговый (базовый) уровень |
Использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций; |
|
Высокий (превосходный) уровень |
Навыками организации на стадии закупок консультаций с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг с учетом методов экономического и стратегического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде; |
|
Повышенный (продвинутый) уровень |
Навыками разработки плана закупок и осуществления подготовки изменений для внесения в план закупок; |
|
Пороговый (базовый) уровень |
Навыками размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, публикациях в печатных изданиях плана закупок и внесенных в него изменений; |
Такого рода подход к формированию профессиональных компетенций специалистов, осуществляющих закупки в г. Москве, внедрен при реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации (120 ч) «Управление государственными и муниципальными закупками» в ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы». Программу реализуют преподаватели кафедры управления государственными и муниципальными закупками, которую возглавляет Г. В. Дегтев, доктор юридических наук, руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике. Также к проведению практических занятий, кейс-семинаров, круглых столов широко привлекаются практики, обладающие опытом управления закупочной деятельностью. Выбор ФГОС 38.04.02 «Менеджмент» обусловлен целями и задачами программы «Управление государственными и муниципальными закупками». Разумеется, данный подход носит дискуссионный характер, оценить его можно лишь по динамике развития профессионализма специалистов в сравнении до и после освоения программы.
Разработка паспорта профессиональной компетенции, соответствующей той или иной трудовой функции профессионального стандарта специалиста в сфере закупок, - это только начало процесса формирования профессиональных компетенций. Следующий важный шаг - разработка фонда оценочных средств, позволяющих не только определить уровень профессиональной компетенции, но и предложить работнику траекторию индивидуального профессионального развития. Тесты в данном случае не являются основным фактором определения уровня развития профессиональной компетенции. Но это тема отдельной статьи. А в нашем случае необходимо понимать, что принятый профессиональный стандарт специалиста в сфере закупок - это только в первый шаг в решении проблемы повышения профессионализма заказчика.
Читайте самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»
Вопрос обязательности получения специализированного образования контрактными управляющими и работниками контрактных служб возник с момента появления контрактной системы.
Этому способствовало несколько причин:
Не погружаясь в рассуждения о целесообразности прохождения курсов по закону о госзакупках, рассмотрим требования Закона № к обучению специалистов и причины их разночтений.
Читая текст Закона № 44-ФЗ, довольно сложно себе представить человека, не имеющего специальной подготовки и при этом сходу успешно осуществляющего обязанности контрактного управляющего. Ни для кого не секрет, Закон о контрактной системе является одним из самых сложных и имеет множество нюансов, особенностей и «узких» мест.
Даже квалифицированным юристам зачастую непросто разобраться в тех или иных случаях его применения, что уж говорить о работниках, не имеющих специальной подготовки. В регионах далеко не каждое учреждение имеет собственного юриста, а обязанности контрактного управляющего в большинстве случаев возлагаются на заместителя руководителя по хозяйственной части.
Тем не менее, прописанный в законе принцип профессионализма обязывает заказчиков предпринимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок.
Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод, что законодатель напрямую не обязывает заказчика получать какое-либо дополнительное образование, однако он обязан иметь и поддерживать необходимый уровень знаний и профессиональных навыков в сфере закупок, обрести которые самостоятельно крайне сложно.
Помимо принципа профессионализма, закон о контрактной системе содержит определенные и на первый взгляд довольно четкие требования к уровню образованию контрактных управляющих и работников контрактных служб. Так, в соответствии с частью 6 , работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Как показывает практика, содержание части 6 статьи 38 трактуется вовсе не однозначно и вызывает массу споров относительно того, наличия какого же образования достаточно для выполнения требований закона. В данном случае мы говорим именно о формальном исполнении его норм, а не о качественном получении, наличии и применении знаний и навыков на практике.
Достаточно ли наличия любого высшего образования (без учета профиля) или же необходимо иметь высшее образование в сфере госзакупок, которого на сегодняшний день в нашей стране просто не существует? Как ни странно, но этот вопрос возникает даже у квалифицированных юристов, не смотря на то, что закон содержит вполне определенные требования на этот счет. Зачастую у заказчиков, руководителей и контрольных органов складывается мнение об обязательном наличии дополнительного образования в сфере закупок.
Не стоит забывать о том, что любые законодательные акты следует читать и понимать буквально, не фантазируя и не вдаваясь в пространные рассуждения. Закон № 44-ФЗ не смотря на наличие пробелов и «узких» мест является исчерпывающим документом, описывающим требования и нормы контрактной системы.
Согласно закону, с 01 января 2017 года работники контрактных служб и контрактные управляющие должны будут иметь одно из следующих образований:
Закон прямо не требует обязательного наличия какого-либо дополнительного образования, а тем более наличия подтверждающего его документа. Однако, есть определенные требования к уровню подготовки работников в сфере закупок, наличию знаний и умений. Получить их самостоятельно крайне сложно, поскольку контрактная система на сегодняшний день – один из сложнейших механизмов экономики нашей страны.
25.04.2016
Впервые понятие «профессиональный стандарт» появилось в нормативной базе почти 4 года назад - в так называемом «майском» указе Президента РФ №597 1 . В этом документе шла речь в том числе о необходимости подготовить и внести в Госдуму проект федерального закона о внесении в законодательство РФ изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профстандартов; утвердить план их разработки; разработать и утвердить не менее 800 таких стандартов. В декабре 2012 г. в Трудовом кодексе появилось определение «профессионального стандарта»: под ним понималась характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности 2 .
В январе 2013 г. Правительством РФ были приняты Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов 3 . После этого Минтруд РФ начал разрабатывать и утверждать профстандарты, а также вести их реестр на специализированном Интернет-сайте http://profstandart.rosmintrud.ru (на середину апреля 2016 г. таких стандартов было уже утверждено более 800).
К разработке стандартов привлекаются научные и образовательные организации, действующие в той или иной профессиональной сфере, органы государственной власти местного самоуправления.
Наконец, в мае 2015 г. были приняты важные изменения в Трудовой кодекс РФ 4 , в соответствии с которыми с 1 июля 2016 г. профстандарты будут обязательны для применения работодателями, если обязательность их применения будет установлена в Трудовом кодексе РФ, других федеральных законах или иных нормативных правовых актах РФ 5 . Если же такого требования не будет, то профстандарты должны применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда5. По сути это означает, что если, например, в федеральном законодательстве об образовании указано, что лица, имеющие право на занятие педагогической деятельностью, должны в числе прочего отвечать квалификационным требованиям, установленным в профстандартах 6 , то работодатель (образовательная организация) должен обеспечивать соответствие своих педагогических работников этому требованию.
А вот если, скажем, в отношении такого работника, как «ведущий телевизионной программы», требования к квалификации установлены только в профессиональном стандарте, а в нормативных правовых актах требования о соответствии такого работника данному профстандарту не содержится, то работодатель вправе и не предъявлять к работнику данные требования (например, по уровню образования), если в связи с теми или иными «особенностями организации производства и труда» это не представляется возможным.
Кроме того, с 1 июля 2016 г. вступит в силу норма, согласно которой Правительство РФ будет иметь право с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливать особенности применения профстандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более 50 % акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности 7 . Это означает, что в скором времени могут появиться отдельные решения Правительства РФ, обязывающие перечисленные выше организации применять в своей деятельности те или иные стандарты.
1 Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
2 Федеральный закон от 03.12.2012 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании», статья 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
3 Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов».
4 Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
5 Ст. 195.3 ТК РФ.
6 Ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
7 Ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Отметим, что под применением профстандарта работодателем понимается их использование «при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления» 8 .
Профстандарты не обошли и сферу закупок. Осенью 2015 г. были утверждены 2 таких стандарта: «специалист в сфере закупок» и «эксперт в сфере закупок» 9 . Разработчиками обоих стандартов являются Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Междисциплинарный академический центр социальных наук «Интерцентр» и Всероссийский профессиональный союз работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций.
Пока ни законом 44-ФЗ, ни законом 223-ФЗ не установлено требование о строгом соответствии закупщиков этим профстандартам (см. для сравнения ситуацию в законодательстве в образовании, описанную выше). Лишь в 44-ФЗ указывается, что работники контрактной службы/контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок 10 . Никаких других ссылок на профстандарты ни в этих законах, ни в подзаконных нормативных правовых актах нет, равно как нет и положения об обязательном применении этих профстандартов и в утверждающих их приказах Минтруда РФ 11 . Но нельзя исключать появления такого требования в будущем как по отношению ко всем заказчикам, работающим по тому или иному закону, так и в отношении отдельных категорий организаций (см. выше). Поэтому ознакомиться с содержанием этих профстандартов заказчикам стоит уже сейчас, и в данной статье, собственно, и делается соответствующий обзор.
Наименование вида профессиональной деятельности, на который распространяется данный стандарт, сформулирован как «деятельность по осуществлению, контролю и управлению закупками для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд». Таким образом, стандарт распространяется как на закупки в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ.
Стандарт включает в себя 4 обобщенные трудовые функции и 9 соответствующих каждой из них трудовых функций:
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции |
---|---|
1. Предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги | |
2. Подготовка закупочной документации | |
3. Обработка результатов закупки и заключение контракта | |
4. Составление планов и обоснование закупок | |
5. Осуществление процедур закупок | |
6. Проверка соблюдений условий контракта | |
7. Проверка качества представленных товаров, работ, услуг | |
4. Контроль в сфере закупок | 8. Мониторинг в сфере закупок |
9. Аудит и контроль в сфере закупок |
Обратим внимание, что не все трудовые функции в полной мере могут относиться к практике применения сразу обоих законов. Например, ни о каком обосновании закупок в 223-ФЗ в отличие от 44-ФЗ не упоминается, хотя, конечно, такая процедура может в принципе предусматриваться положением о закупке конкретного заказчика. Кроме того, мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ вообще относятся не к полномочиям заказчиков, а к полномочиям государственных и муниципальных органов. В этой связи рассмотрим, с какими возможными должностями соотнесены трудовые функции стандарта:
Обобщенные трудовые функции | Возможные наименования должностей сотрудников |
---|---|
1. Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд |
|
2. Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд |
|
3. Экспертиза результатов закупок, приемка контракта |
|
4. Контроль в сфере закупок |
|
Как можно понять из приведенной таблицы, на практике возможны различные комбинации.
Например, если у заказчика, осуществляющего закупки только по 223-ФЗ, работает один сотрудник, который занимается всеми вопросами, связанными с закупками, то его должность должна называться «ведущий специалист по закупкам», поскольку именно такая должность позволяет выполнять все три первые обобщенные трудовые функции, которые могут относиться к деятельности заказчика.
Если закупками у заказчика занимается группа сотрудников, то каждый из этих сотрудников может заниматься выполнением своей собственной обобщенной трудовой функции в соответствии со своей должностью, например, обеспечением закупок - специалист, осуществлением закупок - старший специалист или консультант, а экспертизой результатов и приемкой результатов контракта - ведущий специалист или руководитель подразделения (его заместитель).
Что же касается последней обобщенной трудовой функции по контролю в сфере закупок, то, как уже говорилось выше, в отношении заказчиков как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ она неприменима.
К сотруднику, выполняющему ту или иную обобщенную трудовую функцию, предъявляются в соответствии со стандартом определенные требования:
Обобщенные трудовые функции | Предъявляемые требования |
---|---|
1. Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | Среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок |
2. Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | Высшее образование - бакалавриат, дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок, опыт практической работы - не менее 3 лет в сфере закупок. |
3. Экспертиза результатов закупок, приемка контракта | Высшее образование - специалитет, магистратура; дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок, опыт практической работы - не менее 4 лет в сфере закупок. |
4. Контроль в сфере закупок | Высшее образование - специалитет, магистратура; дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок, опыт практической работы - не менее 5 лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 2 лет. |
Как показывает приведенная таблица, если у заказчика закупками (в том числе приемкой результатов контракта) занимается, например, только один сотрудник, то он должен отвечать достаточно высоким требованиям - иметь высшее образование по специалитету или магистратуре, пройти дополнительное профессиональное образование в сфере закупок и иметь опыт практической работы в сфере закупок не менее 4 лет. Если же таких сотрудников несколько и они выполняют разные обобщенные трудовые функции, то требования к ним могут предъявляться разные в зависимости от выполняемой функции. Самые высокие требования в любом случае предъявляются сотруднику, который занимается приемкой результатов контракта.
В зависимости от сложности каждой обобщенной трудовой функции в стандарте присвоен свой уровень квалификации 12: самый низкий (5-й) у первой функции «Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд», а самый высокий (8-й) - у последней «Контроль в сфере закупок». Вторая и третья обобщенные трудовые функции соотнесены с 6-м и 7-м уровнями квалификации соответственно. В принципе, уровни квалификации коррелируют с предъявляемыми требованиями - чем выше требования, тем выше и уровень.
В рассматриваемом стандарте каждая трудовая функция, входящая в состав обобщенной трудовой функции (см. Таблицу 1), в свою очередь, расписана по составляющим ее трудовым действиям, необходимым умениям и знаниям.
Пример 1
Рассмотрим трудовую функцию «предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги».
Для выполнения этой функции сотрудник должен осуществлять следующие трудовые действия:
1. Обрабатывать и анализировать информацию о ценах на товары, работы, услуги.
2. Готовить и направлять приглашения к определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) различными способами.
3. Обрабатывать, формировать и хранить данные, информацию, документы, в том числе полученные от поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
умениями :
2. Создавать и вести информационную базу данных.
3. Изготавливать документы, формировать, архивировать, направлять документы и информацию.
4. Обобщать полученную информацию, цены на товары, работы, услуги, статистически ее обрабатывать и формулировать аналитические выводы.
И, наконец, сотрудник должен обладать следующими знаниями :
2. Основы гражданского, бюджетного, земельного, трудового и административного законодательства в части применения к закупкам.
3. Основы антимонопольного законодательства.
5. Особенности ценообразования на рынке (по направлениям).
6. Методы определения и обоснования начальных максимальных цен контракта.
7. Основы информатики в части применения к закупкам.
8. Этика делового общения и правила ведения переговоров.
9. Дисциплина труда и внутренний трудовой распорядок.
10. Требования охраны труда.
Кроме того, при выполнении трудовой функции сотрудник должен следовать ряду этических норм (соблюдать этику делового общения, не разглашать материалы рабочих исследований и т.д.).
Отметим, что опять же не все трудовые действия, содержащиеся в стандарте, могут одновременно относиться к закупочной деятельности как по 223-ФЗ, так и по 44-ФЗ. Например, трудовая функция «составление планов и обоснование закупок» содержит трудовое действие «разработка плана-графика и осуществление подготовки изменений для внесения в план-график». В деятельности заказчика, который ведет закупочную деятельность только в рамках 223-ФЗ, никакие планы-графики не предусмотрены, этот заказчик составляет только планы закупки. Однако если потенциально заказчик может попасть под действие 44-ФЗ (например, получить бюджетную инвестицию, расходование средств которой предусмотрено с применением именно этого закона, предусматривающего применение планов-графиков), то рекомендуется сразу включать данные трудовые действия в должностные инструкции сотрудников с добавлением оговорки «в установленных законодательством РФ случаях».
Данный стандарт включает следующие обобщенные трудовые функции и соотнесенные с ними трудовые функции:
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции |
---|---|
Консультирование в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | Мониторинг рынка предмета закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд |
Консультирование по закупочным процедурам | |
Экспертиза в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | Экспертиза закупочной процедуры |
Экспертиза исполнения и результатов исполнения контракта | |
Организация работ по экспертизе и консультированию в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | Управление организацией, обеспечивающей консультирование и экспертизу в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд |
Проведение аттестации (оценки профессиональной квалификации) и контроль повышения профессионального уровня работников в структурном подразделении или в организации | |
Исследование теоретических и практических проблем закупочной деятельности |
К практической деятельности заказчиков здесь может быть отнесена только трудовая функция «экспертиза исполнения и результатов исполнения контракта» . Причем эта функция может реализовываться только в рамках 44-ФЗ, который обязывает заказчиков проводить экспертизу для проверки предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, но позволяет заказчику в определенных случаях проводить ее, не привлекая внешних экспертов, а «своими силами» 14 . Возможная должность, которую занимает сотрудник заказчика, осуществляющий эту функцию - контрактный управляющий. К нему предъявляются достаточно высокие требования - наличие высшего образования (специалитет, магистратура), наличие дополнительного профессионального образования (программы повышения квалификации /или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок), наличие опыта практической работы в сфере закупок не менее 4 лет.
Пример 2
Для выполнения функций контрактного управляющего сотрудник должен осуществлять следующие трудовые действия :
1. Осуществление экспертизы выполнения контракта.
2. Осуществление экспертизы соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта.
3. Осуществление проверки соответствия фактов и данных при экспертизе результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта.
4. Осуществление проверки соответствия качества товаров, услуг, работ при экспертизе результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта.
5. Составление и оформление по результатам экспертизы документа в виде заключения.
Для выполнения указанных трудовых действий сотрудник должен обладать следующими умениями :
1. Использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций.
2. Выявлять при осуществлении экспертизы нарушения выполнения контракта.
3. Выявлять при осуществлении экспертизы нарушения результатов, предусмотренных контрактом.
4. Выявлять при осуществлении проверки нарушения качества товаров, услуг, работ.
5. Составлять и оформлять по результатам экспертизы документ в виде заключения.
И, наконец, для выполнения данной трудовой функции сотрудник должен обладать достаточно широким кругом следующих знаний :
1. Требования законодательства РФ и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере закупок.
2. Основы гражданского, бюджетного, трудового и административного законодательства в части применения к закупкам.
3. Экономические основы и особенности ценообразования на рынке по направлениям.
4. Основы бухгалтерского учета в части применения к закупкам.
5. Основы статистики в части применения к закупкам.
6. Особенности составления закупочной документации.
7. Порядок установления ценообразующих факторов и выявления качественных характеристик, влияющих на стоимость товаров, работ, услуг.
8. Особенности претензионной работы.
9. Методология проведения экспертизы соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта.
10. Этика делового общения и правила ведения переговоров.
11. Дисциплина труда и внутренний трудовой распорядок.
12. Требования охраны труда.
Также как и в предыдущем стандарте (см. выше) к сотруднику предъявляются требования по соблюдению ряда этических норм. Уровень квалификации сотрудника в данном случае - 7.
8 Пп. «а» п. 25 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов».
9 Приказ Минтруда России от 10.09.2015 № 625н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» и Приказ Минтруда России от 10.09.2015 № 626н «Об утверждении профессионального стандарта «Эксперт в сфере закупок».
10 Ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
11 Для сравнения - такое положение, например, содержится в приказах Минтруда РФ, утвердивших профессиональные стандарты в сфере социального обслуживания.
12 См. Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов».
13 Приказ Минтруда России от 10.09.2015 № 626н «Об утверждении профессионального стандарта «Эксперт в сфере закупок».
14 Части 3 и 4 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Нужно повысить квалификацию сотрудника контрактной службы или обучить специалиста с нуля? Оставьте заявку в форме ниже.
Для тех, кто давно работает с госзакупками и проводит мониторинг изменений в законодательстве, далеко не секрет, что с 01.01.2017 существуют четко регламентированные требования к образованию сотрудников контрактной службы и контрактных управляющих.
Произошло это благодаря вступлению в силу Приказа Минтруда России от 10.09.2015 N 625н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» и Приказ Минтруда России от 10.09.2015 N 626н «Об утверждении профессионального стандарта «Эксперт в сфере закупок».
Под применением профстандарта работодателем понимается его использование «при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления».
Таким образом, теперь при приеме на работу, назначении на должность, направлении на обучение и т.д., кадровая служба заказчика должны опираться на введенные профстандарты.
К сотруднику, выполняющему ту или иную обобщенную трудовую функцию, предъявляются в соответствии со стандартом определенные требования:
Таблица 1.
Обобщенные трудовые функции | Предъявляемые требования |
---|---|
1. Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | Среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок. |
2. Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | Высшее образование – бакалавриат, дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации (программы профессиональной переподготовки) в сфере закупок, опыт практической работы – не менее 3 лет в сфере закупок. |
3. Экспертиза результатов закупок, приемка контракта | Высшее образование – специалитет, магистратура; дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации (программы профессиональной переподготовки) в сфере закупок, опыт практической работы – не менее 4 лет в сфере закупок. |
4. Контроль в сфере закупок | Высшее образование – специалитет, магистратура; дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации (программы профессиональной переподготовки) в сфере закупок, опыт практической работы – не менее 5 лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 2 лет. |
Как показывает приведенная таблица, если у заказчика занимается закупками (в том числе приемкой результатов контракта), например, только один сотрудник, то он должен отвечать достаточно высоким требованиям – иметь высшее образование по специалитету (магистратуре), пройти дополнительное профессиональное образование в сфере закупок и иметь опыт практической работы в сфере закупок не менее 4 лет. Если же таких сотрудников несколько и они выполняют разные обобщенные трудовые функции, то требования к ним могут предъявляться разные в зависимости от выполняемой функции. Самые высокие требования в любом случае предъявляются сотруднику, который занимается приемкой результатов контракта (1).
Для контрактных управляющих и сотрудников контрактной службы, согласно действующему законодательству и поправкам вступившим в силу с 1 января 2017 года достаточно (настоятельно рекомендовано) иметь один из следующих уровней образования:
Требования к квалификации сотрудников заказчика выдвигаются также в самом законе о контрактной системе и в методических рекомендациях по обучению.
Заказчики по закону о контрактной системе обязаны быть максимально компетентными и должны осознавать свою ответственность при использовании и распределении бюджетных средств, поэтому закон № 44 ФЗ предъявляет следующие условия:
О сроках, формах и стоимости обучения по контактной системе (44-ФЗ) читайте в следующей статье
(1)https://otc.ru/academy/articles/profstandarts_44fz_223fz