Конкурентные переговоры - это один из способов закупки, применяемый заказчиками по 223-ФЗ. Как правило, он используется, если у компании мало времени на проведение торгов или она не хочет тратить на процедуру много денег. Далее расскажем о конкурентных переговорах в закупках подробнее.
Если 44-ФЗ прямо определяет способы определения поставщика, которые можно использовать, то 223-ФЗ оставляет их на усмотрение заказчика. Они прописывают все виды процедур в своих положениях. Один из способов - конкурентные переговоры. При нем условия закупки, требования к участникам определяются во время переговоров. Перед участием в подобных торгах изучите положение о закупках выбранного заказчика.
Рассмотрим конкурентные переговоры по 223-ФЗ на примере трех крупных заказчиков. «Почта Банк» проводит переговоры не менее чем с двумя участниками. В результате определяется победитель, наиболее соответствующий требованиям.
Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:
Этот способ применяется в четырех случаях:
Участники могут подать несколько предложений. Они носят название альтернативных.
ООО «РН-Юганскнефтегаз» проводит конкурентные переговоры, когда закупает нестандартную для себя продукцию и не может сразу выставить требования к ней и к поставщикам. Участники формируют свои предложения в ходе переговоров.
Закон № 223-ФЗ в конце прошлого года сильно изменился. Из восьмистраничного документа он вырос втрое. Читайте, что из изменений уже вступило в силу, что только вступило с 1 июля 2018-го и что отложено до 1 января 2019 года. А также чем эти изменения обернутся для заказчика, чем подстраховаться и как начать к ним готовиться уже сейчас.
Конкурентные переговоры по 223-ФЗ могут проводиться со всеми претендентами на заключение договора одновременно. Представители заказчика выслушивают предложения всех участников, подавших заявки, а после просят прислать свои условия исполнения контракта, содержание цену и порядок поставки. Затем заказчик анализирует полученные данные и выбирает наиболее выгодные для себя по заранее установленным критериям.
В случае с закрытыми конкурентными переговорами заказчик заранее определяет, какая цена в рамках этой закупки будет максимальной. Соответственно, участники не могут подавать заявки с ценой выше установленной. Предложение участников ранжируют, после чего проводят переговоры сначала с компанией, занявшей первое место. Если ее условия устраивают заказчика, заключается договор, если нет, конкурентные переговоры проводят с участником, занявшим второе место, и так далее.
Конкурентные переговоры в электронной форме проходят на ЭТП . Участники подают заявки через личный кабинет, прикладывают все необходимые документы. Каждый может направить только одно предложение.
Сроки и порядок рассмотрения заявок смотрите в «Информационной карте конкурентных переговоров». В общем случае их оценивает комиссия заказчика, но могут быть привлечены эксперты.
Первая стадия - это предквалификация поставщиков. Первоначально комиссия оценивает, соответствуют ли заявки требованиям заказчика. По результатам отбора оформляется протокол. В нем указывают участников, которые допущены к конкурентным переговорам. Им направляют уведомления с датой и временем проведения переговоров. Они могут идти в один или несколько туров. Предметом переговоров могут быть любые требования, свойства и характеристики продукции, стоимость, условия поставки и т.д. Все участники обязаны соблюдать конфиденциальность.
После каждых переговоров составляется протокол. Дальнейшая оценка поданных предложений участников проводится с учетом зафиксированных результатов переговоров. Заявки ранжируют. Побеждает автор предложения, которому присвоили первый номер.
Как заказчик по 223-ФЗ проводит конкурентные переговоры
Константин Эделев , эксперт Системы Госзаказ
В положении о закупке пропишите причины, по которым заказчик проводит конкурентные переговоры. Например: «…при сложности закупаемых товаров, работ или услуг имеются различные пути удовлетворения потребностей заказчика, или если заказчик не может точно определить характеристики и спецификацию товаров, работ, услуг, или у заказчика появляются другие затруднения при закупке товаров, работ, услуг, которые нельзя решить без переговоров с участниками закупки ».
Конкурентные переговоры - это один из способов закупки, применяемый заказчиками по 223-ФЗ. Как правило, он используется, если у компании мало времени на проведение торгов или она не хочет тратить на процедуру много денег. Далее расскажем о конкурентных переговорах в закупках подробнее.
Если 44-ФЗ прямо определяет способы определения поставщика, которые можно использовать, то 223-ФЗ оставляет их на усмотрение заказчика. Они прописывают все виды процедур в своих положениях. Один из способов - конкурентные переговоры. При нем условия закупки, требования к участникам определяются во время переговоров. Перед участием в подобных торгах изучите положение о закупках выбранного заказчика.
Рассмотрим конкурентные переговоры по 223-ФЗ на примере трех крупных заказчиков. «Почта Банк» проводит переговоры не менее чем с двумя участниками. В результате определяется победитель, наиболее соответствующий требованиям.
Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:
Этот способ применяется в четырех случаях:
Участники могут подать несколько предложений. Они носят название альтернативных.
ООО «РН-Юганскнефтегаз» проводит конкурентные переговоры, когда закупает нестандартную для себя продукцию и не может сразу выставить требования к ней и к поставщикам. Участники формируют свои предложения в ходе переговоров.
Закон № 223-ФЗ в конце прошлого года сильно изменился. Из восьмистраничного документа он вырос втрое. Читайте, что из изменений уже вступило в силу, что только вступило с 1 июля 2018-го и что отложено до 1 января 2019 года. А также чем эти изменения обернутся для заказчика, чем подстраховаться и как начать к ним готовиться уже сейчас.
Конкурентные переговоры по 223-ФЗ могут проводиться со всеми претендентами на заключение договора одновременно. Представители заказчика выслушивают предложения всех участников, подавших заявки, а после просят прислать свои условия исполнения контракта, содержание цену и порядок поставки. Затем заказчик анализирует полученные данные и выбирает наиболее выгодные для себя по заранее установленным критериям.
В случае с закрытыми конкурентными переговорами заказчик заранее определяет, какая цена в рамках этой закупки будет максимальной. Соответственно, участники не могут подавать заявки с ценой выше установленной. Предложение участников ранжируют, после чего проводят переговоры сначала с компанией, занявшей первое место. Если ее условия устраивают заказчика, заключается договор, если нет, конкурентные переговоры проводят с участником, занявшим второе место, и так далее.
Конкурентные переговоры в электронной форме проходят на ЭТП . Участники подают заявки через личный кабинет, прикладывают все необходимые документы. Каждый может направить только одно предложение.
Сроки и порядок рассмотрения заявок смотрите в «Информационной карте конкурентных переговоров». В общем случае их оценивает комиссия заказчика, но могут быть привлечены эксперты.
Первая стадия - это предквалификация поставщиков. Первоначально комиссия оценивает, соответствуют ли заявки требованиям заказчика. По результатам отбора оформляется протокол. В нем указывают участников, которые допущены к конкурентным переговорам. Им направляют уведомления с датой и временем проведения переговоров. Они могут идти в один или несколько туров. Предметом переговоров могут быть любые требования, свойства и характеристики продукции, стоимость, условия поставки и т.д. Все участники обязаны соблюдать конфиденциальность.
После каждых переговоров составляется протокол. Дальнейшая оценка поданных предложений участников проводится с учетом зафиксированных результатов переговоров. Заявки ранжируют. Побеждает автор предложения, которому присвоили первый номер.
Как заказчик по 223-ФЗ проводит конкурентные переговоры
Константин Эделев , эксперт Системы Госзаказ
В положении о закупке пропишите причины, по которым заказчик проводит конкурентные переговоры. Например: «…при сложности закупаемых товаров, работ или услуг имеются различные пути удовлетворения потребностей заказчика, или если заказчик не может точно определить характеристики и спецификацию товаров, работ, услуг, или у заказчика появляются другие затруднения при закупке товаров, работ, услуг, которые нельзя решить без переговоров с участниками закупки ».
Конкурентные переговоры – это вид торгов, которые имеют несколько отличительных особенностей. Практически каждая компания, стремящаяся снизить свои расходы, принимает участие в торгах. На сегодняшний день активно развиваются электронные торги на различных электронных площадках, в том числе и государственные торги, которые считаются наиболее выгодными и гарантирующими постоянные и стабильные заказы. Если компания ищет поставщиков сырья, комплектующих, запасных частей и прочего, то участие в торгах может обещать очень выгодные покупки.
Однако все торги, как электронные, так и реальные, требуют довольно большого объема времени. Это подготовка к торгам – сбор документов, технических, финансовых, юридических, предоставление гарантий и многое другое. А если поставка по выгодной цене нужна в короткие сроки? Вот тогда и приходит на помощь такой инструмент, как конкурентные переговоры. Это своеобразный ускоренный вариант поиска поставщика на самых выгодных условиях.
Итак, конкурентные переговоры – это способ найти поставщика товара или услуги в результате переговоров с различными компаниями (конкурентами). В результате таких переговоров выбираются наиболее выгодные условия, эффективные предложения, которые вносятся в условия контракта. Переговоры считаются состоявшимися, если нашлось минимум два участника, с победителем конкурентных переговоров заключается договор, чаще всего это происходит сразу же, после чего начинается работа. Ведь главная причина проведения конкурентных переговоров – нехватка времени на полноценные торги.
Иногда победителями таких переговоров становятся две или несколько компаний. Это происходит в том случае, если условия предлагаются примерно одинаковые, а объем требуемого сырья настолько велик, что одна компания быстро столько поставить не может. Кроме того, в результате таких переговоров отлично пополняется база поставщиков, и это позволяет и в будущем использовать момент конкуренции для получения более выгодной цены на необходимый товар или услугу.
На конкурентных переговорах выявляются не только ценовые уровни поставки, но и профессионализм поставщика, качество товара, обсуждаются условия доставки, сервисного обслуживания, удобство платежей, сроки, гарантии отсутствия пересортицы и многое другое. И именно из соотношения цены и всех перечисленных условий рождается правильное решение по выбору поставщика. Бизнесмены, как правило, народ опытный, и проводят выбор с учетом многих факторов, но начинающим настоятельно рекомендуем – сравнивайте не только цены, предложенные конкурентами, учитывайте все параметры предложений.
Многие экономисты считают конкурентные переговоры наименее эффективным средством поиска и выбора поставщика. Причин тому несколько. Во-первых, предприниматель самостоятельно приглашает участников переговоров с предложениями, используя собственные знакомства, связи, телефон и почту. Такие приглашения по сравнению с электронными торгами существенно проигрывают. Во-вторых, не всегда получается качественно проверить репутацию и документы всех участников. Участников электронных торгов проверяют целые системы и профессиональные команды, поэтому там больше гарантий полной законности сделки и выполнения будущим поставщиком всех условий контракта.
Конкурентные переговоры могут проводиться по одной из двух схем. Первая – когда на переговоры приглашаются все претенденты на заключение контракта одновременно. Сидя в одной комнате, конкуренты рассказывают организатору переговоров о своих выгодах, преимуществах.
Плюс таких переговоров в том, что конкуренты слышат, как коллеги скидывают цены, предлагают лучшие условия, и сами начинают существенно двигаться в цене и расширять зону обслуживания. Причем, происходит это практически в «режиме онлайн», то есть – сразу же. Не надо ждать, пока дойдет письмо, не надо давать подтверждение реальности выгодных предложений, конкуренты видят все своими глазами.
Минус таких переговоров в том, что раскрывается информация, которую организатор переговоров зачастую хотел бы сохранить в тайне, так как она носит сугубо коммерческий характер. Все также узнают победителя данных торгов, и сумму сделки, и сроки, так как договор заключается тут же, а его условия обсуждались при всех.
Второй вид конкурентных переговоров – последовательные. В этом случае в кабинет к заказчику заходят представители компаний по очереди, беседы проводятся при закрытых дверях, и впоследствии участникам озвучиваются итоги переговоров – каждому свое решение. В этом случае никто из конкурентов не представляет, чем закончились переговоры, с кем заключен контракт. Никто не знает, какие суммы были предложены, какими условиями будет сопровождаться сделка, никто не стремиться сбить цену, потому что просто не знает, а что же предложили конкуренты. Для того, чтобы стоимость все же обсуждалась конструктивно, организатор торгов устанавливает стартовую цену. Она служит ориентиром для снижения цены в дальнейшем, а с тем, кто предложит наиболее выгодные условия, заключается контракт, и опять-таки это происходит без присутствия конкурентов.
Случается, что ни один поставщик не заинтересовывает заказчика. В этом случае, если требуется экстренная закупка, выбирается наиболее приемлемый, хоть и не идеальный, вариант, но договор заключается на короткий срок, даже на разовую закупку. Если же сроки позволяют, то лучше всего выйти на большие электронные торги.
Еще один ход для конкурентных переговоров – окончательное решение не принимается сразу. Можно предложить претендентам на заключение договора в трехдневный срок (или любой другой) подготовить окончательное решение по предложенным условиям поставок. По этим письменным предложениям можно довольно просто выбрать своего поставщика. Но всегда помните, что такой способ торгов имеет многочисленные минусы, поэтому используйте конкурентные переговоры в исключительных экстренных случаях.
Для того, чтобы начать организовывать конкурентные переговоры, необходимо определить четко – что вы предлагаете их участникам и изложить это в «Положении». Не знаете, как его писать, скачайте форму в интернете, наполните ее своими данными. Главное, четко понимайте, насколько грамотны ваши претенденты на контракт, понимают ли они, что такое конкурентные переговоры, что включает в себя пакет предложения, что такое отбор, приглашение, квалификационный анализ. Если вы не уверены, что приглашенные поймут все в точности, составьте в приглашении параграф «Основные понятия», по аналогии с полными договорами уважаемых компаний. Укажите в положении, на основании чего проводятся переговоры, это может быть решение директората, специально созданной комиссии и пр.
Начало сбора потенциальных поставщиков происходит по самым разным каналам. Звоните, пишите, извещайте своих знакомых, посылайте письма по электронке, ищите на профессиональных сайтах те компании, которые могут стать вашими поставщиками. В приглашении укажите тему торгов (переговоров), сроки предоставления заявки на участие, и способ ее подачи. Известите, когда пройдут сами переговоры, когда будет принято решение о выборе поставщика. Если оставляете за собой право отказать какой-либо компании в участии в переговорах, то заранее оговорите это в предложении или Положении.
Также в этих документах надо указать наименование объекта торгов (товар или услуга, что конкретно), надо указать все контактные данные организатора торгов, ФИО ответственного лица и лица принимающего решение. Сюда же вносят форму подачи заявки, указывают форму проведения переговоров, сроки выполнения заказа, поставки, информацию о предполагаемых финансовых объемах поставки, а также стартовая цена. Вся существенная информация, которая касается будущей сделки, вносится в Положение, которое становится главным документом будущих конкурентных переговоров. Добейтесь того, чтобы после его прочтения партнеры имели самое полное представление о будущем мероприятии, чтобы они представили его во всех деталях. Чем меньше у участников останется вопросов, тем эффективнее пройдут переговоры, не надо будет отвлекаться на разъяснения и устранение неточностей и ошибок.
После получения предложения конкуренты начинают собирать пакет документов и составлять свое предложение. В разных отраслях требуются различные основные документы. Если это продукты питания, то требуются санитарные сертификаты, если речь идет о строительстве объектов, то необходимы чертежи, допуски СРО и прочее. Все документы, собранные компанией, участвующей в переговорах, упаковываются в конверт и предоставляются в комиссию по рассмотрению заявок. Комиссия до начала переговоров должна проверить все данные, которые указали компании-претенденты. Без этой проверки выбор поставщика будет сопряжен с большим риском.
Для приведения всех претендентов в равные условия ограничьте участие компаний в переговорах только с одним предложением. Определите также единые формы подачи документов, при большом числе участников это существенно облегчит рассмотрение заявок и сократит сроки подготовки к переговорам.
Некоторые компании организуют во время переговоров видео или аудиозаписи. Если вы видите в этом необходимость, то делайте именно так. Но по-настоящему важно другое: все, что происходит на конкурентных переговорах, должно быть зафиксировано. Это необходимо и для самостоятельного просмотра при принятии окончательного решения, и для предоставления недовольным участникам переговоров, которые не получили право заключать контракт.
Как фиксировать ход переговоров – дело ваше, но секретарь с пишущей машинкой уже не являются показателем деловых возможностей компании. Поэтому установка видеокамеры будет оптимальным и недорогим решением. Запись звука организуется также очень легко, для этого достаточно пригласить любого звукооператора со своим оборудованием. А если вы считаете, что этот контракт представит вашу компанию в выгодном свете перед потребителями, используйте видео и аудиосъемку для производства информационных и рекламных сюжетов.
Е.Щугорева
Олег Тиньков о тактике переговоров:
Facebook Twitter Google+ LinkedIn
Федеральный закон №223-ФЗ предусматривает возможность указать в положении о закупке, помимо конкурса и аукциона (торгов), иные способы закупки. При этом заказчик должен прописать в положении порядок проведения закупки данными способами. Именно благодаря многообразию форм закупок заказчик может своевременно обеспечить себя нужными товарами, работами и услугами, поскольку он не всегда располагает временем для проведения конкурса или аукциона. Положение о закупке каждого заказчика будет содержать индивидуальный перечень закупочных процедур, который он самостоятельно определил (в зависимости от специфики работы предприятия, финансовых возможностей, объема необходимых товаров и др.).
Одной из распространенных неторговых закупочных процедур наряду с запросом предложений и запросом котировок являются конкурентные переговоры . Осуществляя закупки в соответствии с 223-ФЗ, каждый заказчик ставит перед собой цель эффективно расходовать денежные средства. Проведение таких процедур, как конкурс, аукцион, запрос предложений и другие, требует особой подготовки: необходимо разработать техническое задание, изучить специфику закупаемого товара, потратив при этом достаточное количество времени. Ускорить процесс поиска соответствующего поставщика (исполнителя, подрядчика) могут помочь конкурентные переговоры. Однако стоит оговориться, что существует мнение, согласно которому данный способ закупки считается коррумпированным и недостаточно эффективным. Чтобы опровергнуть такое мнение, заказчику нужно грамотно подготовить и осуществить такую закупку - от подготовки закупочной документации до подписания договора с победителем.
Конкурентные переговоры - способ закупки (без проведения торгов), при котором заказчик проводит переговоры с поставщиками (подрядчиками, исполнителями), выявляет участника, предложившего лучшие условия исполнения договора, и заключает с ним договор. Переговоры могут проводиться в отношении различных требований заказчика и любых предложений участников, касающихся свойств и характеристик товаров, условий выполнения работ и оказания услуг, условий и формы договора и оплаты, условий и порядка привлечения участником соисполнителей (субподрядчиков, субпоставщиков), если такое допускается заказчиком для исполнения договора. Процедура конкурентных переговоров не является конкурсом и не подпадает под действие статей 447 - 449 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.
Конкурентные переговоры не регулируется и статьями 1057 - 1061 части второй ГК РФ (о публичном конкурсе). То есть у организатора данной закупки отсутствует соответствующий объем гражданско-правовых обязательств. Однако существует практика, когда антимонопольные органы доказывали, что как бы ни называлась закупочная процедура (в данном случае - конкурентные переговоры), она является торгами. Поэтому к процессу проведения данной закупки заказчик должен отнестись внимательно, тщательно подготовиться, беспристрастно оценивать заявки претендентов и в установленный согласно положению и закупочной документации срок заключить договор с победителем на основе итогов проведенных переговоров, чтобы не попасть под пристальное внимание контролирующих органов и не потерять репутацию грамотного и честного заказчика.
Цель конкурентных переговоров - повысить предпочтительность коммерческого предложения участника закупки.
Зачастую конкурентные переговоры проводятся заказчиком тогда, когда он не может предусмотреть в закупочной документации все необходимые требования к товару (работам, услугам) или к участникам процедуры. Переговоры проходят на основе сформулированных требований заказчика с учетом предложений участников закупки.
Смысл данной закупочной процедуры заложен уже в самом названии: конкуренты (поставщики, исполнители, подрядчики) обсуждают предстоящую закупку с заказчиком. Участники, зная, что переговоры ведутся с несколькими лицами, будут стараться предложить заказчику наилучшие условия исполнения договора.
Мы никогда не будем вести переговоры из страха и никогда не будем страшиться переговоров.
Дж. Кеннеди
Причины выбора заказчиком того или иного способа закупки должны быть отражены в положении о закупке. Организатор закупки может использовать конкурентные переговоры, если, например:
Для заказчика важны несколько условий исполнения договора (сроки исполнения, возможность оплаты с отсрочкой, гарантия, стоимость и др.);
Начальная (максимальная) цена договора (цена лота) превышает, к примеру, 2 000 000 руб. (ценовой порог определяется самостоятельно заказчиком в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг, специфики работы предприятия, финансовых возможностей и пр.);
При сложности закупаемых товаров, работ или услуг имеются различные пути удовлетворения потребностей заказчика или если заказчик не может точно определить характеристики и спецификацию товаров работ, услуг, или у заказчика появляются другие затруднения при закупке товаров, работ услуг, которые нельзя решить без переговоров с участниками закупки;
Проведение процедуры многоэтапного конкурса с учетом затрат времени нецелесообразно (необходимый товар, работы или услуги нужно приобрести как можно скорее).
Заказчик заинтересован в возможности необремененного ответственностью отказа от закупки (и заключения договора) на любом этапе закупки.
При наличии одинаковых, равных предложений участников (по исполнению договора) закупочной процедуры заказчик не исключает возможности подписания договора с 2 и более поставщиками (подрядчиками, исполнителями) одновременно.
Каким образом «переговаривать» с участниками закупки заказчик определяет самостоятельно, указывая это в положении о закупке, в закупочной документации. Предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) организатор закупочной процедуры может обсуждать отдельно с каждым участником, либо одновременно со всеми потенциальными поставщиками. Однако независимо от способа проведения переговоров, заказчик перед их началом должен определить для себя минимальный предел оценочных критериев, который опускать нет смысла - в таком случае закупка будет невыгодной, с излишними затратами. Чтобы в последующем не возникло проблем с исполнением договора, заказчику стоит обговаривать не только цену, что на первый взгляд кажется самым важным показателем, но и другие критерии, например: гарантию, условия доставки, сроки исполнения и др. Оценив все параметры коммерческих предложений, организатор закупки минимизирует риск получить «кота в мешке».
В целях осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения конкурентных переговоров заказчику следует:
В соответствии с законом №223-ФЗ закупочная документация должна содержать следующие сведения:
A max - начальная цена договора;
Ai - цена договора, предложенная i-м участником;
После подсчета баллов по всем указанным заказчиком критериям, они суммируются. Оценка заявок на участие в конкурентных переговорах проходит на основании зафиксированных в протоколе результатов переговоров в соответствии с критериями и процедурами, которые определены в документации о конкурентных переговорах. Каждая заявка получает свой порядковый номер относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора. После этого можно определить заявку, которая набрала наибольшее количество баллов (см. решение Челябинского УФАС, дело № 15-03-18.1/2014).
Немаловажно также прописать в документации, что в случае уклонения победителя от подписания договора, заказчик может заключить договор с участником, заявке которого по итогам оценки заявок был присвоен №2, в соответствии с проектом договора и сведениями, которые содержатся в заявке на участие в конкурентных переговорах такого участника на основании зафиксированных в протоколе результатов переговоров с данным участником. Таким образом, заказчик сможет получить необходимый товар, работы или услуги в нужные сроки и надлежащего качества без проведения дополнительных процедур.
Для участия в конкурентных переговорах участники должны подготовить заявку, оформленную в полном соответствии с требованиями закупочной документации заказчика. Каждый претендент вправе подать только одну заявку на участие в конкурентных переговорах.
Участники закупки предоставляют заказчику заявки на участие в установленные закупочной документацией сроки. Во время конкурентных переговоров, заказчик и участник на основе коммерческого предложения выявляют оптимальные варианты исполнения договора, которые будут отвечать потребностям заказчика и которые может выполнить участник. Процесс проведения переговоров прописывается в положении о закупке, закупочной документации в соответствии с действующим законодательством РФ. Приведенная ниже форма не является рекомендованной или типовой, а представляет собой пример оформления заявки на участие в конкурентных переговорах. В каждом конкретном случае следует учитывать специфику закупки.
(*как правило, на бланке организации-участника)
Изучив извещение (приглашение) об участии в открытых конкурентных переговорах на оказание услуг по предоставлению лизинговых услуг (финансовой аренды), закупочную документацию по открытым конкурентным переговорам и принимая установленные в них требования и условия,
_____________________________________________________________________________,
(полное наименование Участника)
Юридический адрес:
Фактический адрес:
ИНН/КПП
заинтересовано принять участие в открытых конкурентных переговорах и предлагает заключить договор на:
_____________________________________________________________________________.
(описание предмета Договора)
на условиях и в соответствии с техническим заданием данной закупочной процедуры.
В том случае, если нам будет предложено заключить договор по итогам закупки, будем обязаны подписать договор в течение срока, который установлен в закупочной документацией, и оказать лизинговые услуги в соответствии с требованиями закупочной документации согласно условиям, предложенным в нашей заявке, и результатам конкурентных переговоров.
- Размер авансового платежа -_____% от общей стоимости по договору лизинга.
- График платежей- ________
- Коэффициент удорожания в год -______%
- Выкупной платеж -______руб.
- Срок лизинга - __месяцев.
- Деловая репутация - ____ лет (предоставить грамоты, свидетельства, благодарности, письма, ранее заключенные договоры и т.д.).
*(критерии, по которым будут оцениваться претенденты, могут изменяться в зависимости от специфики закупаемого товара, работ или услуг)
Мы подтверждаем, что:
1. __________________________________________ соответствует всем требованиям,
(наименование участника)
предъявляемым законодательством РФ к лицам, осуществляющим оказание лизинговых услуг.
2. В отношении ____________________________________ не проводится процедура
(наименование участника)
ликвидации, банкротства, не открыто конкурсное производство, не проводятся судебные разбирательства.
3. Деятельность __________________________________________ не приостановлена
(наименование участника)
в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Мы гарантируем достоверность представленной нами в нашей заявке информации и подтверждаем право заказчика запрашивать у нас информацию, уточняющую представленные нами сведения.
Мы, ________________________________________________ , согласны с условием, что
сведения о нас будут внесены в соответствующий публичный реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года в следующих случаях:
а) если:
мы, будучи признанным победителем конкурентных переговоров, уклонимся от заключения договора;
мы, будучи участником, занявшим второе место, если победитель конкурентных переговоров уклонился от заключения договора, и так далее при занятии третьего и следующего мест (если соответствующая ранжировка проводилась), уклонимся от заключения договора;
договор, заключенный с нами по результатам проведения конкурентных переговоров, будет расторгнут по решению суда или по соглашению сторон в силу существенного нарушения нами условий договора.
В случае если по результатам конкурентных переговоров победитель закупки или участник, занявший меньшее место, будет признан уклонившимся от заключения договора с (наименование заказчика), мы согласны подписать договор с заказчиком по итогам настоящей закупки в соответствии с требованиями закупочной документации и условиями нашей заявки.
Для взаимодействия с заказчиком по вопросам размещения закупки с нашей стороны уполномочен:
_____________________________________________________________________________
(ФИО, должность, контактный телефон, e-mail уполномоченного лица)
Подпись участника
__________________________________________ _________________(дата)
Для того, чтобы успешно провести переговоры, заказчику следует придерживаться следующих правил:
Минэкономразвития России подготовило законопроект, который предусматривает внесение изменений в 223-ФЗ, который предполагает установить перечень возможных способов проведения закупок заказчиком. В этом перечне отсутствует такой способ, как конкурентные переговоры. Пока законодательно не запрещено применение этого способа закупки, заказчик может его использовать. Несмотря на то, что такой способ закупок считается наиболее коррумпированным, малоэффективным, прибегать к которому стоит в исключительных ситуациях, результат конкурентных переговоров зависит от организации такой закупки, насколько тщательно заказчиком предусмотрены все нюансы процедуры в соответствии с действующим законодательством и положением о закупке.
Процесс выбора контрагента можно упростить, если в положении о закупках помимо конкурса или аукциона предусмотреть и иные способы закупки, в том числе:
Это позволяет сделать Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).
О проведении запроса котировок предприятие сообщает неограниченному кругу лиц, разместив извещение на официальном сайте . Побеждает в запросе котировок участник, предложивший наиболее низкую цену (п. 1 ст. 72 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; далее - Закон № 44-ФЗ).
Чтобы определить в положении о закупках правила проведения запроса котировок, можно руководствоваться нормами Закона № 44-ФЗ, но это не обязательно. В положении предприятие вправе самостоятельно определить конкретные условия проведения запроса котировок, например:
Запрос котировок стоит проводить в тех случаях, когда, например, точно определены все технические и функциональные требования к закупаемой продукции и принято решение использовать при отборе победителя единственный критерий - цену договора.
Закон о закупках не содержит в себе правил о проведении запроса котировок. Поэтому предприятие вправе самостоятельно в положении определить порядок и случаи его проведения. Однако, описывая условия запроса котировок в положении о закупке, нужно учитывать требования антимонопольного законодательства. Они установлены в статье 17 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
Указанная статья запрещает при проведении запроса котировок и совершать действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В том числе когда:
— предприятие создало преимущественные условия участия одному или нескольким участникам, в том числе путем доступа к информации. Условия не считаются преимущественными, если требования к участникам не носят персонифицированный характер и распространяют свое действие на всех без исключения возможных участников;
Пример из практики: суд поддержал решение антимонопольного органа, указав, что требование к участникам конкурса об обязательной регистрации на территории ЗАТО нарушает антимонопольное законодательство и законодательство о закупках
ФГУП «С.» разместило на специализированном сайте извещение о проведении открытого конкурса на выполнение проектных и строительно-монтажных работ на территории закрытого административно-территориального образования (далее - ЗАТО). ООО «Д.», чья заявка на участие была отклонена, обратилось с жалобой в УФАС по Пензенской области (далее - антимонопольный орган).
Антимонопольный орган жалобу удовлетворил, указав следующее. ФГУП «С.» предусмотрело в конкурсной документации, что участники должны быть зарегистрированы по месту выполнения работ (оказания услуг). Участники, которые не имели такой регистрации, к конкурсу не допускались. Значит, конкурсная документация нарушает требования пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, ФГУП «С.» обратилось в суд.
Суд в иске отказал, сославшись на следующее. ЗАТО представляет собой территорию, где установлен особый режим безопасного функционирования организаций и объектов (ст. 3 Закона РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании»). В частности, въезд на его территорию ограничен. Поэтому работники победившего участника конкурса в случае необходимости должны будут получать разрешение на въезд. Этот факт необходимо учитывать участникам и безусловно соблюдать в случае признания их победителями. Вместе с тем, названные условия не могут быть истолкованы как исключающие саму возможность осуществления деятельности и участие в конкурсных процедурах российских хозяйственных обществ, не зарегистрированных на территории ЗАТО.
Таким образом, требование к участникам конкурса об обязательной регистрации на территории ЗАТО нарушает не только Закон о защите конкуренции, но и цели и принципы Закона о закупках (ст. 1, 3 Закона о закупках) (определение Верховного суда РФ от 21 января 2015 г. по делу № 306-КГ14-1616, А49-8135/2013).
— предприятие нарушило порядок определения победителя запроса котировок;
Пример из практики: суд пришел к выводу о законности решения антимонопольного органа, поскольку общество при определении победителя запроса предложений использовало дополнительный критерий, который не был предусмотрен закупочной документацией
Было представлено четыре заявки от ООО «Р.», ОАО «С.», ООО «Н.» и ООО «Р.Г.». Закупочная комиссия признала заявку ООО «Р.» не соответствующей требованиям закупочной документации. С допущенными участниками были проведены заочные переговоры о снижении цены договора и подтверждении соблюдения графика поставки. Победителем было признано ООО «Р.Г.».
ОАО «С.» не согласилось с таким результатом и обратилось с соответствующей жалобой в ФАС России.
Антимонопольный орган провел проверку и пришел к выводу, что победителем запроса предложений должно было стать ОАО «С.».
Заказчик обратился в суд с требованием признать незаконным решение ФАС России. Суд в удовлетворении заявления отказал, сославшись на следующее. Закупочной документацией предусмотрено два критерия оценки заявок: цена договора и опыт участника. Однако при определении победителя закупочная комиссия использовала дополнительный критерий - соблюдение или несоблюдение графика поставок в окончательной заявке участников. Поэтому правомерны выводы антимонопольного органа о том, что истец нарушил и закупочную документацию, и пункт 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции (постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 января 2015 г. № Ф05-15169/2014 по делу № А40-34303/14).
— предприятие как заказчик или уполномоченный им организатор запроса котировок и (или) их сотрудники участвуют в нем. Следует иметь в виду, что если какое-либо из этих лиц является учредителем юридического лица, такое юридическое лицо вправе участвовать в запросе котировок, который они проводят. Такой вывод следует из судебной практики;
Пример из практики: суд признал недействительными решение и предписание антимонопольного органа, поскольку закон не устанавливает запрета на участие в торгах юридических лиц, учредителями которых являются организаторы торгов или заказчики и (или) их сотрудники
Были представлены заявки от ООО «Б.» и ООО «И.».
Комиссия отклонила заявку ООО «И.», поскольку она была подана непосредственно заказчику, но не размещена на сайте. Кроме того, в составе заявки отсутствовало согласование Управления корпоративной защиты.
Заявка ООО «Б.» к участию допущена и признана победителем запроса предложений.
Решением УФАС действия заказчика признаны незаконными. Одним из оснований принятия решения и вынесения предписания послужил вывод УФАС о том, что заявка на участие в запросе предложений подписана от имени ООО «Г.» гражданином С. Он на момент подачи заявки являлся одновременно советником генерального директора заказчика, что нарушает требования пункта 4 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
ООО «Г.» обжаловал решение УФАС в судебном порядке.
Суд удовлетворил заявление, сославшись на следующее. Закон о защите конкуренции содержит запрет на непосредственное участие в торгах организатора, заказчика либо их сотрудников. Однако он не содержит запрета на участие в торгах юридических лиц, руководителями которых являются сотрудники организатора, заказчика. Поэтому то обстоятельство, что сотрудник заказчика С. одновременно являлся генеральным директором участника запроса предложений, нельзя считать незаконным (постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 сентября 2013 г. по делу № А52-326/2013).
— предприятие как заказчик или уполномоченный им организатор запроса котировок координирует деятельность его участников.
При этом нужно иметь в виду, что заказчик и организатор также не вправе:
Такой вывод следует из пункта 1 раздела V Стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц (утв. ФАС России 21 июля 2015 г.).
Пример из практики: антимонопольный орган вынес решение о привлечении заказчика к ответственности за координацию деятельности участников конкурсов и запроса котировок. Основанием для отмены этого решения в суде стало получение доказательств координации с нарушением закона
После этого в антимонопольный орган поступили сведения, что заказчик и участники торгов действовали согласованно при их организации и проведении. В качестве доказательств были представлены телефонные переговоры должностных лиц и участников торгов.
Антимонопольный орган пришел к выводу о наличии нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции. Это привело к недопущению конкуренции на рынке услуг по профессиональной переподготовке. Виновным лицам выдали предписания.
ТУ обратилось в суд с заявлением о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа. Суд удовлетворил требования, указав, что представленные доказательства (записи переговоров) не соответствуют принципу допустимости. Отсутствовала санкция суда на осуществление оперативно-розыскных мероприятий, что не позволяло установить законность прослушивания.
Суд кассационной инстанции оставил решение в силе (постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 сентября 2012 г. по делу № А56-57760/2011, определением ВАС РФ от 29 декабря 2012 г. № ВАС-16913/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).
Для определения победителя предприятие проводит переговоры не менее чем с двумя участниками процедуры закупки. Основные признаки такого способа закупки:
Такие признаки конкурентных переговоров перечислены в статье 49 Типового закона ЮНСИТРАЛ о закупках товаров (работ) и услуг. Этот документ можно использовать в качестве рекомендательного при подготовке положения о закупке.
В целом конкурентные переговоры схожи с запросом предложений. Однако на переговорах происходит реальное общение. Как правило, при этом составляют протокол. Предприятию важно закрепить в положении, что конкурентные переговоры не являются торгами. В противном случае на них будет распространяться антимонопольное законодательство.
Пример формулировки условия о том, что конкурентные переговоры не являются торгами
«Конкурентные переговоры проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не являются аукционом либо конкурсом и их проведение не регулируется статьями 447-449 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Конкурентные переговоры также не являются публичным конкурсом и не регулируются статьями 1057-1061 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации. Таким образом, данная процедура не накладывает на Заказчика соответствующего объема гражданско-правовых обязательств по обязательному заключению договора с победителем конкурентных переговоров или иным их участником».
При запросе предложений (предложении делать оферты) комиссия устанавливает в тексте запроса предложений критерии и порядок оценки оферт. На основании них она определяет участника, который предложил лучшие условия договора.
При этом лицо, которое инициировало запрос предложений, не обязано заключать договор с участником, предложившим лучшие условия. В этом состоит отличие запроса предложений от торгов. Это нужно отразить в положении о закупках. Формулировка может быть , как и для описания специфики конкурентных переговоров.
Если этого не предусмотреть в положении о закупках, то запрос предложений может быть квалифицирован как торги. И тогда на предприятие будет налагаться весь объем соответствующих гражданско-правовых обязательств.
Пример из практики: суд отказал в требовании обязать заказчика заключить договор с победителем открытого запроса предложений, поскольку запрос не являлся торгами
Победителем запроса было объявлено ООО «Р.». Заказчик подписывать договор отказался в связи с тем, что передал здание в аренду.
ООО «Р.» обратилось в суд с требованием обязать заказчика заключить договор.
Суд в иске отказал, исходя из следующего. Процедура запроса предложений не является торгами, о чем прямо указано в локальных актах, регулирующих закупки ЗАО «Д.». Данная процедура не накладывает на заказчика соответствующего объема гражданско-правовых обязательств, в том числе по обязательному заключению договора с победителем запроса предложений или иным его участником. Это значит, что ЗАО «Д.» имело право отказаться от заключения договора в случае изменения своих потребностей или иных обоснованных причин (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12 декабря 2014 г. № Ф09-8172/14 по делу № А34-1410/2014).
Особо стоит отметить, что на запрос предложений распространяется антимонопольное законодательство.
При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) предприятие предлагает заключить договор только одному лицу.
Закон о закупках не ограничивает случаи, когда можно использовать такой способ закупки. Поэтому предприятию стоит предусмотреть в положении о закупках соответствующие условия. Можно указать, к примеру, случаи, перечисленные в статье 93 Закона № 44-ФЗ, и другие.