Торги, проводимые на электронной площадке, — наиболее популярный способ определения поставщика в рамках отношений в сфере контрактной системы. За 2016 г. из 3 млн заказов 58 % приходятся на электронный аукцион с общей ценой размещенных лотов чуть более 3,8 трлн рублей. Рассмотрим, в каких случаях заказчик обязан и вправе проводить электронные торги, каким распоряжением утвержден действующий аукционный перечень и какие товары, работы, услуги в него включены.
Нормативная база
Ч. 2 ст. 48 44-ФЗ закрепляет приоритетность проведения открытого конкурса, по сравнению с другими способами определения поставщика. Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных, в том числе, ст. 59, раскрывающей содержание процедуры электронного аукциона (ЭА).
Обязанность проводить закупки определенных товаров и работ только ЭА установлена ч. 2 ст. 59. Список утвержден Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р , а также может дополнительно устанавливаться субъектом РФ.
Помимо случаев, указанных в Распоряжении, ч. 3 ст. 59 Закона содержит положения о праве заказчика проводить заказ электронным способом и при отсутствии в перечне необходимого предмета.
Перечень закупок аукционным способом по 44-ФЗ
Обязанность проведения электронной процедуры установлена, в том числе, на следующие объекты:
Список, установленный Правительством, довольно обширный и включает более 50 классов ОКПД2. Полный перечень аукционных товаров по 44-ФЗ представлен в упомянутом выше распоряжении Правительства.
Исключения из правил
Заказчик вправе не проводить ЭА даже при наличии предмета заказа в вышеуказанном списке в следующих случаях.
1. При наличии возможности провести двухэтапный или конкурс с ограниченным участием.
К примеру: продукты пищевые (ОКПД2-10) включены в список, однако, согласно пункту 6 приложения № 2 к постановлению от 04.02.2015 № 99 , имеется возможность провести конкурс с ограниченным участием при поставке пищевых продуктов, закупаемых для образовательных и иных организаций, при НМЦК более 500 000 руб.
2. При приобретении пищевых продуктов, напитков, закупаемых для учреждений, осуществляющих образовательный процесс и отдых детей, медицинских организаций, учреждений социального обслуживания, организаций отдыха детей.
3. При закупке детской одежды.
4. При проведении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения. Хотя работы строительные (ОКПД2-43) включены в список, заказчик вправе провести открытый или с ограниченным участием конкурс, в зависимости от размера НМЦК на данные специализированные работы.
5. При проведении услуг по обеспечению питанием и обслуживанию ритуально-обрядовых мероприятий (свадеб, банкетов по случаю рождения ребенка, юбилея).
6. При приобретении сувенирных и подарочных бюллетеней для голосования на выборах и референдумах.
7. При закупках услуг по обмену жилого недвижимого имущества.
Особые условия
Заказчик вправе провести закупки объектов, включенных в аукционный перечень, иными способами в следующих случаях:
В большей степени аукционный перечень является ограничением для проведения процедуры открытого конкурса, а не условием проведения аукциона.
Ответственность за выбор способа закупки
Ст. 7.29 КоАП устанавливает ответственность при неверном принятии решения в выборе способа определения поставщика в виде наложения административного штрафа в размере до 50 000 рублей.
Заказчик обязан проводить аукцион при закупке товаров, работ или услуг из перечня, который Правительство утвердило распоряжением от 21.03.2016 № 471-р. Ошибетесь с выбором способа закупки, сотрудника контрактной службы или контрактного управляющего оштрафуют до 50 000 руб.
Список включает 63 позиции. Это товары, работы и услуги, которые нужно закупать только путем электронного аукциона. Такая обязанность установлена в ст. 59 Закона № 44-ФЗ. Он утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р. Периодически его обновляют. Последние изменения были внесены в феврале 2018 года.
Перечень товаров, работ и услуг, при закупках которых заказчики должны проводить электронный аукцион, менялся трижды. Последние правки были внесены распоряжением Правительства РФ от 12.02.2018 № 213-р. Значительными нововведениями назвать нельзя. В списке был исправлен текст позиции 49 в списке - «услуги сухопутного и трубопроводного транспорта».
Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:
Из ресурсов в перечень вошли уголь (05), нефть сырая и газ (06), металлические руды (07), продукция горнодобывающих производств (08). Также в список вошли услуги в области добычи полезных ископаемых (09).Что касается одежды (код 14), то в перечень не включена детская одежда.
Также в списке представлены табачные изделия (12), текстиль (13), бумага и изделия из нее (17), средства лекарственные и материалы, применяемые в медицинских целях (21), электрическое оборудование (27).
Каталог против заказчика: как планировать закупки, если КТРУ постоянно дополняют
Чтобы вовремя исправить плановые документы под новые позиции каталога ТРУ используйте проверенные нами быстрые способы поиска по каталогу и алгоритм обновления плановых закупок. Ведь ежедневно в каталоге ТРУ появляются десятки новых позиций и только за декабрь их набралось две тысячи. Если вовремя не учесть обновление каталога в плане - закупки встанут до тех пор, пока вы не исправите ошибку.
Из работ и услуг в перечень входят, в частности:
Обратите внимание, что из списка исключаются товары, работы и услуги, закупки которых заказчик вправе проводить путем конкурса с ограниченным участием и двухэтапного конкурса.
Технически список по 223-ФЗ нельзя назвать аукционным перечнем. Заказчики должны закупать позиции из него электронным способом, но не обязательно путем аукциона.
Они входят в перечень, установленный постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 № 616. Список достаточно объемный. Приведем несколько позиций:
Обратите внимание на случаи, при которых заказчики не обязаны закупать перечисленные в НПА товары, работы и услуги в электронной форме:
Код по ОКПД2 1 |
Наименование |
---|---|
01 2 |
Продукция и услуги сельского хозяйства и охоты. Кроме кодов 01.4, 01.7 |
Продукция лесоводства, лесозаготовок и связанные с этим услуги |
|
03 2 |
Рыба и прочая продукция рыболовства и рыбоводства; услуги, связанные с рыболовством и рыбоводством |
Нефть сырая и газ природный |
|
Руды металлические |
|
Продукция горнодобывающих производств прочая |
|
Услуги в области добычи полезных ископаемых |
|
10 2 |
Продукты пищевые |
11 2 |
|
Изделия табачные |
|
Текстиль и изделия текстильные |
|
14 3 |
|
Кожа и изделия из кожи |
|
Древесина и изделия из дерева и пробки (кроме мебели); изделия из соломки и материалов для плетения |
|
Бумага и изделия из бумаги |
|
19.1 |
Продукция коксовых печей |
19.2 |
Нефтепродукты |
19.30.11 |
Уголь и антрацит агломерированный |
Вещества химические и продукты химические |
|
Средства лекарственные и материалы, применяемые в медицинских целях |
|
Изделия резиновые и пластмассовые |
|
Продукты минеральные неметаллические прочие. Кроме кодов 23.13.13.140, 23.13.13.142, 23.32.12, 23.41.11.110, 23.41.12 |
|
Металлы основные |
|
Изделия металлические готовые, кроме машин и оборудования. Кроме кодов 25.30.2, 25.71.14.120, 25.71.14.130, 25.40.1 |
|
Оборудование компьютерное, электронное и оптическое. Кроме кодов 26.60.11.120, 26.60.11.114, 26.60.11.119, 26.60.12.129, 26.70.22.150 |
|
Оборудование электрическое |
|
Машины и оборудование, не включенные в другие группировки. Кроме кодов 28.22.18.150, 28.99.39.150 |
|
Средства автотранспортные, прицепы и полуприцепы |
|
Средства транспортные и оборудование, прочие. Кроме кодов 30.1, 30.3, 30.92.2 |
|
32.5 1 |
Инструменты и оборудование медицинские. Кроме кодов 32.50.11, 32.50.12, 32.50.13.120, 32.50.13.190, 32.50.22.110–32.50.22.122, 32.50.22.190, 32.50.30.110 |
32.9 |
Изделия готовые, не включенные в другие группировки |
Услуги по ремонту и монтажу машин и оборудования |
|
35.30.2 |
Лед; услуги по подаче охлажденного воздуха и холодной воды |
Вода природная; услуги по очистке воды и водоснабжению |
|
Услуги по водоотведению; шлам сточных вод |
|
Услуги по сбору, обработке и удалению отходов; услуги по утилизации отходов |
|
41.2 4 |
Здания и работы по возведению зданий |
42 4 |
Сооружения и строительные работы в области гражданского строительства |
43 4 |
Работы строительные специализированные. Кроме кода 43.13 |
Услуги по оптовой и розничной торговле и услуги по ремонту автотранспортных средств и мотоциклов |
|
Услуги по оптовой торговле, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами |
|
Услуги по розничной торговле, кроме розничной торговли автотранспортными средствами и мотоциклами |
|
Услуги сухопутного и трубопроводного транспорта. Кроме кодов 49.1, 49.31.21, 49.39.11, 49.5 |
|
Услуги водного транспорта |
|
52.2 |
Услуги транспортные вспомогательные. Кроме кодов 52.21.19.114, 52.21.3 |
Услуги почтовой связи и услуги курьерские. Кроме кода 53.20.11.190 |
|
Услуги по предоставлению мест для временного проживания. Кроме кодов 55.30.12, 55.90.19 – в части услуг по организации отдыха и оздоровления детей |
|
56 5 |
Услуги общественного питания. Кроме кодов 56.10, 56.21 |
58 6 1 |
Услуги издательские. Кроме кодов 58.19.12, 58.19.15 |
Услуги телекоммуникационные |
|
Услуги финансовые, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению |
|
Услуги вспомогательные, связанные с услугами финансового посредничества и страхования. Кроме кодов: |
|
68 7 |
Услуги по операциям с недвижимым имуществом. Кроме кода 68.31.16 |
79.11 |
Услуги туристических агентств |
81.21.10 |
Услуги по общей уборке зданий |
81.22.11 |
Услуги по мытью окон |
81.22.12 |
Услуги по чистке и уборке специализированные |
81.22.13 |
Услуги по чистке печей и дымоходов |
81.29.11 |
Услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации |
82.92 |
Услуги по упаковыванию |
Услуги по ремонту компьютеров, предметов личного потребления и бытовых товаров |
|
Услуги персональные прочие. Кроме кодов 96.02.1, 96.03, 96.09.12, 96.09.19 |
1 Кроме товаров, работ, услуг, закупки которых заказчик вправе провести конкурсом с ограниченным участием и двухэтапным конкурсом по части 2 статьи 56 и пункту 1 части 2 статьи 57 Закона № 44-ФЗ.
2 Кроме пищевых продуктов, которые закупают для:
3 Кроме детской одежды.
4 За исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту:
5 Кроме услуг по обеспечению питанием и обслуживанию ритуально-обрядовых мероприятий – свадеб, банкетов по случаю рождения ребенка, юбилея и.
6 За исключением наборов сувенирных и подарочных – блокноты и записные книжки, бюллетеней для голосования на выборах и референдумах.
7 За исключением услуг по обмену жилого недвижимого имущества.
Аукционный перечень по 44 ФЗ утверждается распоряжениями Правительства РФ и периодически обновляется. Его полное название — перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион).
Две предыдущие редакции перечня утратили силу. Это распоряжения Правительства № 2019-р от 31 октября 2013 г. и № 740-р от 25 апреля 2015 г.
Аукционный перечень 2017 года утвержден распоряжением Правительства № 471-р от 21 марта 2016 г. и уже дважды был изменен в 2016 году. Аукционный перечень по 44 ФЗ 2016 года от 10 августа, утвержденная распоряжением № 1682-р, является действующей в 2017 году.
В перечень входят группы товаров, работ и услуг с указанием вида деятельности по общероссийскому классификатору. Вы можете скачать оригинал документа и узнать включен ли ваш вид деятельности в аукционный перечень по 44 ФЗ.
Мы подготовили более понятную и упрощенную структуру аукционного перечня по 44 ФЗ для облегченного поиска в качестве справочной информации.
Начнем с определения. Аукционный перечень — список товаров, работ и услуг, при приобретении которых необходимо воспользоваться таким способом закупки, как электронный аукцион.
Нормативно-правовые акты, которые регулируют аукционный перечень по 44-ФЗ 2019 года — это Федеральный закон № 44-ФЗ и распоряжение Правительства от 21.03.2016 № 471-р.
44-ФЗ регламентирует проведение электронного аукциона в тех случаях, когда предмет закупки входит в список, утвержденный распоряжением Правительства РФ. Однако такой перечень имеют право устанавливать и ответственные представители региональных структур (ч. 2 ст. 59 44-ФЗ). Если заказчик планирует закупать товары, работы и услуги для нужд субъекта, необходимо проверить наличие территориальных нормативных актов, утверждающих такие аукционные списки.
Объекты закупок (товары, работы, услуги) включаются в перечень закупок аукционным способом по 44-ФЗ по критериям:
В новый список включены, к примеру:
Однако закупка посредством электронного аукциона для объектов, включенных в перечень аукционных товаров по 44 ФЗ, проводится не всегда. С учетом требований 44-ФЗ и письма от 13.04.2017 №ОГ-Д28-4336 ряд закупок можно провести путем запроса котировок или же запроса предложений. При попадании условий торгов под положения статьи 93 44-ФЗ заказчик имеет право заключить контракт с единственным поставщиком. Товары из списка не могут быть приобретены только путем конкурсных процедур. Однако распоряжение №471-р допускает ряд исключений, о которых будет рассказано далее.
Существует ряд исключений для более частных кодов аукционного перечня. Например, код 43 - работы строительные специализированные исключает код 43.13 - работы буровые и разведочные, а также аукцион может не проводиться при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте особо опасных, технически сложных объектов, а также искусственных дорожных сооружений при условии, что начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере свыше 150 млн. руб. для государственных нужд и 50 млн. руб. для муниципальных нужд.
Среди исключений также закупки, которые могут быть организованы при помощи конкурса с ограниченным участием, а также двухэтапного конкурса. Таким способом могут приобретаться пищевые продукты для медицинских организаций, образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания и прочих.
Также аукцион не обязателен и при проведении закупочных процедур по обеспечению питанием, сервисному обслуживанию ритуальных, обрядовых мероприятий, по обмену жилого недвижимого имущества, по приобретению сувенирных и подарочных наборов, а также бюллетеней для голосования.
На это стоит обратить внимание при выборе способа определения поставщика. Напомним, что за неверный выбор способа приобретения товаров, работ и услуг, закрепленных в списках, утвержденных Правительством РФ или субъектами РФ, Федеральная антимонопольная служба может наложить штрафные санкции на должностное лицо в размере 50 000 рублей.