Возрождение "Белого лебедя": как обновили боевой бомбардировщик России. Самолет "Белый лебедь": технические характеристики и фото

На планете Земля только две страны — Россия и США — имеют в составе вооружённых сил так называемую «ядерную триаду» — стратегическую авиацию, межконтинентальные ракеты и атомные подводные лодки. Такое распределение ядерных боезапасов по различным носителям необходимо для того, чтобы в случае внезапного нападения и уничтожения каких-то видов вооружения, ответный удар был гарантированно совершён другими способами.

Во времена правления Никиты Хрущёва основная ставка делалась на развитие ракетной техники, и поэтому к началу 1970-х годов СССР располагала только бомбардировщиками Ту-95 «Медведь» и М-4 «Бизон», которые не могли гарантированно преодолеть зону ПВО НАТО из-за своей тихоходности. В то же время США начали разработку сверхзвукового стратегического бомбардировщика B-1, который должен был заменить устаревающий B-52. После того как отставание СССР в этой сфере стало очевидно, был объявлен конкурс на создание такого самолёта и у нас.

Подковёрные игры с самолётами

С созданием Ту-160 связана загадочная история. В те времена в нашей стране работало несколько конструкторских бюро, которые могли «потянуть» такой сложнейший проект. Это было ОКБ Сухого, которое работало надо проектом Т-4 — бомбардировщика, который мог стать самым быстрым самолётом в мире с максимальной скоростью 3200 км/ч, ОКБ Мясищева, разрабатывавшее проект М-18 с изменяемой стреловидностью крыла. Старейшее конструкторское бюро Туполева, которое уже имело опыт разработки сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144 и бомбардировщиков Ту-95 и Ту-22, в конкурсе не участвовало.

Победителем был признан проект ОКБ Мясищева, но отпраздновать победу конструкторы так и не успели: через некоторое время правительство приняло решение о закрытии проекта в ОКБ Мясищева и передаче всей документации по М-18 в… ОКБ Туполева, которое подключилось к конкурсу со своим «Изделием-70» (будущим Ту-160).

Мнений, почему было принято именно такое решение, бытует несколько. По одной из версий, правительство сочло, что в ОКБ Мясищева нет достаточных мощностей, чтобы осуществить такой сложный проект. По другой — что самолёт не понравился командованию ВВС. Есть мнение, что Андрей Туполев при личной встрече с Леонидом Брежневым уговорил его передать проект и документацию в его ОКБ. Стоит отметить, что Ту-160 действительно в чём-то похож на М-18, но о прямом «передирании» речи, конечно, не идёт.

Фото: РИА Новости / Скрынников

Лебединая песня СССР

По сути, Ту-160 является последним масштабным проектом в СССР, который был осуществлён до его распада. Между началом проектирования самолёта в 1972 году и первым полётом машины прошло 9 лет: 18 декабря 1981 года машину поднял в воздух с аэродрома «Раменское» лётчик-испытатель Борис Веремей . На вооружение бомбардировщик поступил в 1987 году.

Стоит отметить, что этот срок для создания такого проекта был минимален и показывает, какой мощной была авиационная промышленность на закате СССР: сегодня создание подобного самолёта в России если и возможно, то при консолидации всех сохранившихся предприятий.

Быстро разработать машину туполевцам позволил опыт создания Ту-22 и Ту-144: многие элементы этих самолётов переходили в Ту-160 без изменений. Однако многое приходилось создавать и с нуля. Главной проблемой было обеспечение дальности полёта, которая должна была составлять более 12 000 км без дозаправки в воздухе (для примера — протяжённость экватора Земли составляет 40 000 км), и максимальной скорости полёта более 2000 километров в час. Эта проблема была решена путём применения крыла изменяемой стреловидности: большую часть полёта, до зоны ПВО противника, Ту-160 проходит на дозвуковой скорости (около 900 км/ч) с почти прямыми крыльями, а преодолевает её на сверхзвуке, «сложив» их.

Интересно, что Ту-160 — один из самых комфортных боевых самолётов. На протяжении 14-часового полёта пилоты могут встать и размяться. На борту есть кухня со шкафом для разогревания пищи и туалет, которого до этого не было на стратегических бомбардировщиках. Именно вокруг санузла при передаче самолёта военным разыгралась настоящая война: они не хотели принимать машину из-за несовершенства его конструкции.

Вооружение Ту-160 составляют 12 крылатых ракет X-55, которые имеют радиус действия до 2500 км. Координаты целей программируются в ракеты до вылета бомбардировщика, а после пуска она идёт к ней, огибая ландшафт местности, и сбить её практически невозможно. Таким образом, Ту-160 может совершить пуск ракет и не заходя в зону ПВО противника. Однако в случае необходимости он способен и прорвать её: высокая скорость делает его очень сложной мишенью как для зенитных ракет, так и для истребителей. Мощность каждой из ядерных боеголовок составляет 200 килотонн (в 15 раз больше, чем у бомбы, сброшенной на Хиросиму).

Фото: РИА Новости / Виталий Белоусов

Трагедия на Украине

К моменту распада СССР было произведено 34 самолёта, причём большая часть из них (19 бомбардировщиков) находилась на базе в Прилупках на Украине. Вскоре выяснилось, что эти машины слишком дороги в эксплуатации и для небольшой украинской армии не нужны. В. Захарченко, который тогда занимал пост военного атташе Украины в России, заявил: «Перед вооружёнными силами Украины не стоят задачи, для выполнения которых требуются такие самолёты». В 1995 году начались переговоры между Россией и Украиной по продаже Ту-160, однако с украинской стороны последовали странные требования.

Украина предлагала передать России 19 Ту-160 за списание долга за газ (от чего категорически отказался «Газпром») или взамен транспортных самолётов Ил-76 из расчёта 1 к 2. Выполнить второй пункт было невозможно по той причине, что, обменяв Ту-160 на свои Ил-76, Россия фактически лишалась бы транспортной авиации, а их производство в СССР велось на заводе в Узбекистане, который после распада СССР практически перестал функционировать.

Впрочем, очень скоро стало понятно, почему Киев не идёт на уступки в отношении Ту-160. В 1998 году министерства обороны Украины и США подписали соглашение об уничтожении 44 бомбардировщиков, в том числе 19 Ту-160, а также тысячи ракет X-55. 16 ноября два «Белых лебедя» в присутствии представителей минобороны США были уничтожены при помощи экскаватора и специальной гильотины. Стоимость работ по уничтожению машин была оплачена американскими деньгами: по 1 млн долл. за самолёт (при стоимости одного Ту-160 порядка 250 млн долл.). Всего было приведено в нелётное состояние 11 Ту-160, а оставшиеся 8 переданы в Россию в счёт долга за газ. В данный момент на Украине нет стратегической авиации.

Фото: РИА Новости / Скрынников

Ту-160 как средство влияния

На вооружении России состоит 16 Ту-160, каждый из которых имеет своё собственное имя. Самолёты носят имена главного маршала авиации СССР Александра Новикова , авиаконструктора Игоря Сикорского , русского богатыря Илья Муромца и других исторических деятелей России.

Самолёты нередко совершают полёты вдоль линии ПВО разных стран, что вызывает шумиху в прессе и раздражение политиков. Но на самом деле это не столько способ показать мощь российской авиации, сколько возможность понять, насколько быстро реагируют на такие полёты перехватчики: они всегда «сопровождают» Ту-160.

Ракетоносец, разработанный ещё в СССР, по-прежнему остаётся одним из самых современных в мире, и с появлением у США бомбардировщиков B-2 ситуация изменилась не сильно. Боевые столкновения в Югославии показали, что технология «Стелс» далеко не всегда спасает при прорыве линии ПВО: малозаметный истребитель F-117 всё же был сбит зенитно-ракетным комплексом С-125 «Нева».

Слабым местом Ту-160 сегодня является его устаревшее бортовое оборудование, однако в следующем году планируется провести его модернизацию на всех 19 машинах. Кроме того, в 2009 году начались работы по Перспективному авиационному комплексу дальней авиации (ПАК ДА) — самолёту, который должен прийти на смену Ту-95. Первый полёт намечен на 2019 год, а начало эксплуатации — на 2025.

В начале 70-х годов в ответ на американскую программу создания сверхзвукового стратегического бомбардировщика В-1А в нашей стране был проведен конкурс проектов многорежимного стратегического бомбардировщика с крылом изменяемой геометрии.

Проект ОКБ В. М. Мясищева занял первое место. Однако слабость производственной базы заставила МАЛ передать заказ более мощному ОКБ им. А. Н. Туполева.

Валентин Близнюк Главный конструктор КБ "Туполев"

В 1980г. был построен первый экземпляр нового бомбардировщика, получившего название Ту-160.

Эту фотографию хотелось особенно отметить, потому что это первый снимок Ту-160, который попал в руки иностранных разведок. И сделан он был, как не банально звучит с пассажирского самолёта иностранным туристом.

В 1981г. Ту-160 впервые поднялся в воздух. В 1986г. на Казанском авиазаводе началась сборка серийных Ту-160. В 1987г. первая серийная машина поступила в войска.

Согласно первоначальным планам, предполагалось выпустить серию из 100 самолетов Ту-160, однако впоследствии по финансовым соображениям заказ уменьшили до 40 машин.

По словам главкома ВВС России П.С.Дейнекина, дальней авиации в условиях экономического кризиса и вызванного им ограничения финансирования авиационных программ требуется более дешевый вариант стратегического бомбардировщика, имеющего улучшенные эксплуатационные характеристики.

Ту-160 - самый крупный из всех ранее созданных как в СССР, так и за рубежом бомбардировщиков. Самолет выполнен по интегральной схеме с плавным сопряжением крыла и фюзеляжа. Крыло изменяемой геометрии обеспечивает полет по различным профилям, сохраняя высокие характеристики как на сверхзвуковой, так и на дозвуковой скорости. Бомбардировщик имеет цельноповоротное вертикальное и горизонтальное оперение, что в сочетании с интегральной компоновкой и низким расположением экипажа значительно снижает ЭПР. Особенностью конструкции планера является титановая балка, представляющая собой цельносварной кессон с узлами поворота консолей крыла. К балке, проходящей через весь самолет, крепятся все основные силовые элементы планера. Бомбардировщик оснащен системой дозаправки в воздухе типа "шланг-конус". Приемная штанга топливоприемника в нерабочем положении убирается в носовую часть фюзеляжа перед кабиной летчиков.

Экипаж Ту-160 располагается в двух двухместных кабинах, оснащенных креслами К-36ДМ.

Силовая установка состоит из 4-х ДТРДФ конструкции ОКБ Н. Д. Кузнецова,

размещенных в двух гондолах под неподвижными частями крыла и имеющих регулируемые воздухозаборники с вертикальным клином. В состав БРЭО входят ударно-навигационный комплекс, включающий астронавигационную систему, инерциальную навигационную систему, ПрНК, РЛС, предназначенную для обнаружения наземных и морских целей на большом удалении, оптоэлектронный бомбовый прицел, активные и пассивные усовершенствованные системы РЭБ. В хвостовом конусе размещены контейнеры с ИК ловушками и дипольными отражателями. В крайней задней части фюзеляжа расположен тепловой локатор, обнаруживающий приближающиеся с задней полусферы УР и самолеты противника.

Общее число цифровых процессоров, имеющихся на борту самолета, превышает 100. Рабочее место штурмана укомплектовано восемью цифровыми ЭВМ. Кабины экипажа оснащены электромеханическими индикаторами и индикаторами на ЭЛТ.

Каждый из пилотов имеет по одному информационному индикатору на ЭЛТ. Рабочее место штурмана оборудовано несколькими индикаторами на ЭЛТ как с круглым, так и с прямоугольным экранами.

Самолет оснащен аналоговой электродистанционной системой управления. Впервые в реактивном авиастроении для управления серийной тяжелой машиной применена ручка истребительного типа, а не штурвал.

Для улучшения условий обитаемости при межконтинентальных перелетах бомбардировщик оборудован спальным местом, туалетом, электродуховым шкафом для разогревания пищи.

Конструктивно Ту-160 близок американскому стратегическому бомбардировщику В-1, но в отличии от него всю боевую нагрузку несет на внутренней подвеске, что значительно снижает ЭПР самолета.

Самолет оснащен трехстоечным шасси со сдвоенными баллонами на колесах. Основные стойки трехосные, передняя стойка одноосная.

Ту-160 может использоваться не только в качестве бомбардировщика, но и как своеобразная первая ступень для вывода в космос ИСЗ. В этом случае под фюзеляжем подвешивается специальная крылатая ракета «Бурлак». Эта комбинация позволяет выводить на полярные орбиты высотой 500-700 км спутники массой 300-500 кг с минимальными затратами.

Тяжелый многорежимный, многоцелевой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 по единодушной оценке специалистов является самым мощным ударным авиационным комплексом в мире.

Вооружение: 12 крылатых ракет Х-55, 24 УР Х-15, бомбы (корректируемые, ядерные)

Дополнительные данные

  • Расход топлива при скорости 1800 км/ч = 50..60 тонн/час (А.Вишняков)
  • "Ту-160, к твоему сведению, используется только как носитель крылатых ракет. На сверхзвуке (у самолета ограничение 2000 км/час) я только открывал грузолюки при испытании самолета на вибрации в полете. Но речь в данном случае шла о том что самолеты с грузолюками в фюзеляже вообще не способны летать быстрее 900 км/час. И я считаю это просто моразмом." ().

Ссылки

  • Ту-95 против 3М/М-4 - Отзыв о Ту-160 А.Вишнякова.

Источники

  • CD-ROM - энциклопедия вооружений фирмы «Акелла» «Самолёты, корабли, танки»

Сразу после завершения Второй мировой войны в мире произошел коренной передел сфер влияния. В 50-х годах прошлого века образовались два военных блока: НАТО и страны Варшавского договора, которые все последующие годы находились в состоянии непрекращающегося противостояния. «Холодная война», которая развернулась в то время, в любой момент могла перерасти в открытый конфликт, который бы наверняка закончился ядерной войной.

Упадок отрасли

Разумеется, в таких условиях не могла не начаться гонка вооружений, когда ни один из соперников не мог допустить своего отставания. В начале 60-х годов Советскому Союзу удалось вырваться вперед в области ракетных стратегических вооружений, в то время как США явно лидировали по количеству и качеству самолетов Возник военный паритет.

Приход Хрущева еще более усугубил ситуацию. Он настолько увлекался ракетной техникой, что на корню «зарезал» многие перспективные идеи в области ствольной артиллерии и стратегических бомбардировщиков. Хрущев считал, что они не слишком-то нужны СССР. В результате к 70-м годам сложилась ситуация, когда у нас были только старые Т-95 и некоторые другие машины. Эти самолеты даже гипотетически не могли преодолеть развитую систему ПВО вероятного противника.

Для чего нужны стратегические ракетоносцы?

Конечно же, наличие мощного ядерного арсенала в ракетном исполнении было достаточной гарантией мира, вот только возможности нанести предупредительный удар или попросту «намекнуть» противнику о нежелательности последующих действий с его помощью было нельзя.

Ситуация была настолько серьезной, что руководство страны наконец-то осознало необходимость разработки нового стратегического бомбардировщика. Так начиналась история знаменитого ТУ-160, технические характеристики которого описаны в этой статье.

Разработчики

Изначально всеми работами поручили заниматься ОКБ Сухого и ОКБ Мясищева. Почему же в этом коротком списке нет легендарного Туполева? Все просто: руководство предприятия было не в восторге от Хрущева, который уже успел загубить несколько перспективных проектов. Соответственно, сам Никита Сергеевич также не слишком хорошо относился к «своевольному» конструктору. Словом, КБ Туполева оказалось «не у дел».

К началу 70-х годов прошлого века все конкурсанты представили свои проекты. Сухой выставил на обозрение М-4. Машина была внушительная, поражающая своими характеристиками. Недостатком выступала разве что стоимость: как-никак, полностью титановый корпус дешевым не сделать при всем желании. ОКБ же Мясищева представило свой М-18. По непонятным причинам, тут подключилось бюро Туполева с «проектом 70».

Победитель конкурса

В результате выбрали вариант Сухого. Проект Мясищева был как-то неказист, а разработка Туполева и вовсе казалась слегка переделанным гражданским самолетом. И как же тогда появился характеристики которого до сих пор вгоняют в дрожь потенциального противника? Вот тут-то и начинается самое интересное.

Поскольку ОКБ Сухого было банально некогда заниматься новым проектом (там как раз создавали Су-27), а КБ Мясищева по каким-то причинам отстранили (здесь вообще много неясностей), бумаги по М-4 передали Туполеву. Вот только там также не оценили титанового корпуса и обратили свой взор на аутсайдера - проект М-18. Именно он и лег в основу конструкции «Белого лебедя». Кстати, сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, согласно кодификации НАТО, носит совершенно иное название - Blackjack.

Основные технические характеристики

И все же, почему так известен ТУ-160? Технические характеристики этого самолета настолько поражают воображение, что даже по сегодняшним временам машина не выглядит «антиквариатом» ни в малейшей степени. Все основные данные мы привели в таблице, так что убедиться в этом вы сможете сами.

Название характеристики

Значение

Полный размах крыльев (в двух точках), метров

Длина фюзеляжа, метров

Высота фюзеляжа, метров

Общая несущая площадь крыльев, метров квадратных

Масса пустой машины, тонн

Масса топлива (полная заправка), тонн

Полная взлетная масса, тонн

Модель двигателя

ТРДДФ НК-32

Максимальное значение тяги (форсажное/бесфорсажное)

4х137,2 кН/ 4х245 кН

Скоростной потолок, км/ч

Скорость при посадке, км/ч

Максимальная высота, километров

Максимальная дальность полета, километров

Радиус действия, километров

Необходимая длина взлетно-посадочной полосы, метров

Максимальная масса ракетно-бомбового вооружения, тонн

Неудивительно, что само появление характеристики которого описаны в статье, стало весьма неприятным сюрпризом для многих западных держав. Этот самолет (при условии дозаправки) сможет «порадовать» своим появлением практически любую страну. К слову говоря, в некоторых зарубежных издательствах машину называют Д-160. Технические характеристики - это хорошо, но чем конкретно вооружен «Белый лебедь»? Ведь не для увеселительных же прогулок его создавали?!

Сведения о ракетно-бомбовом вооружении

Стандартная масса вооружения, которое может помещаться в отсеках внутри фюзеляжа, составляет 22500 килограммов. В исключительных случаях допускается уеличить эти показатели до 40 тонн (именно такая цифра указана в таблице). В число вооружения входят две ПУ (пусковые типа, в которых могут находиться континентальные и стратегические ракеты КР Х-55 и Х-55М. В двух других барабанных ПУ имеются 12 аэробаллистических УР Х-15 (М=5,0).

Таким образом, тактико-технические характеристики самолета ТУ-160 позволяют предположить, что после модернизации эти машины будут стоять на вооружении нашей армии еще не один десяток лет.

Допускается загрузка ракет с ядерными и неядерными БЧ, КАБ всевозможных типов (вплоть до КАБ-1500). В бомболюки можно монтировать обычные и ядерные бомбы, а также мины различных типов. Важно! Под фюзеляжем можно установить ракету-носитель "Бурлак", которая используется для вывода на орбиту легких ИСЗ. Таким образом, самолет ТУ-160 является настоящей «летучей крепостью», вооруженной так, что можно уничтожить пару-другую средних размеров стран за один вылет.

Силовая установка

А теперь вспомним, какие расстояния способна преодолевать данная машина. В связи с этим сразу же возникает вопрос о двигателях, благодаря которым всему миру известны характеристики ТУ-160. Стратегический бомбардировщик и в этом стал явлением уникальным, так как разработкой его силовой установки занималось совсем не то КБ, которое было ответственно за конструирование самолета.

Первоначально в качестве двигателей планировалось использовать НК-25, практически полностью идентичные тем, которые хотели устанавливать на Ту-22МЗ. Тяговые ТТХ у них были вполне удовлетворительными, вот только с расходом топлива нужно было что-то делать, так как ни о каких межконтинентальных перелетах с таким «аппетитом» можно было даже не мечтать. За счет чего были достигнуты высокие технические характеристики ракетоносца ТУ-160, благодаря которым он и сегодня считается одной из лучших боевых машин в мире?

Откуда появился новый двигатель?

Как раз в то время Конструкторское бюро, которым руководил Н. Д. Кузнецов, приступило к проектировке принципиально нового НК-32 (его создавали на основе уже хорошо зарекомендовавших себя моделей HK-144, HK-144A). В отличие от них, новая силовая установка должна была потреблять значительно меньше топлива. Кроме того, было запланировано, что часть важных конструктивных узлов возьмут из двигателя НК-25, что позволило бы удешевить производство.

Здесь нужно особенно отметить тот факт, что самолет сам по себе недешевый. В настоящее время стоимость одной единицы оценивается в 7,5 миллиардов рублей. Соответственно, в то время, когда эту перспективную машину только создавали, стоила она еще дороже. Именно поэтому построено было только 32 самолета, и каждый из них имел собственное название, а не только бортовой номер.

Специалисты Туполева сразу ухватились за такую возможность, так как она спасала их от многих проблем, которые во множестве возникли при попытках доработать двигатель от старого Ту-144. Таким образом, ситуация разрешилась ко всеобщей выгоде: самолет ТУ-160 получил великолепную силовую установку, КБ Кузнецова - ценный опыт. Сам же Туполев получил больше времени, которое можно было потратить на разработку прочих важных систем.

Основа фюзеляжа

В отличие от многих других конструктивных частей, крыло «Белый лебедь» получил от Ту-22М. Практически все детали абсолютно схожи конструктивно, разница лишь в более мощных приводах. Рассмотрим частные случаи, которыми отличается самолет ТУ-160. Технические характеристики лонжеронов уникальны тем, что они собирались сразу из семи монолитных панелей, которые затем навешивались на узлы центропланной балки. Собственно, вокруг всей этой конструкции и «наращивали» весь оставшийся фюзеляж.

Центральная балка изготавливается из чистого титана, так как только этот материал способен выдержать те нагрузки, которым во время полета подвергается уникальный самолет. К слову говоря, для ее производства была специально разработана технология электронно-лучевой сварки в среде нейтральных газов, которая до сих пор является чрезвычайно сложным и дорогим процессом даже без учета использованного титана.

Крылья

Разработка крыла с изменяемой геометрией для машины таких размеров и массы оказалось весьма нетривиальной задачей. Сложности начались уже с того, что для его создания необходимо было коренным образом менять едва ли не всю технологию производства. Государственной программой, запущенной специально для этого, руководил П. В. Дементьев.

Для того чтобы при любых положениях крыла развивалась достаточная подъемная сила, была использована довольно остроумная конструкция. Основным элементом стали так называемые «гребни». Так назывались части закрылков, которые могли отклоняться, в случае необходимости помогая самолету приобрести полную стреловидность. Кроме того, в случае изменения геометрии крыла именно «гребни» формировали плавные переходы между элементами фюзеляжа, снижая сопротивление воздуха.

Так что самолет ТУ-160, тактико-технические характеристики которого продолжают поражать и поныне, во многом обязан своей скоростью именно этим деталям.

Хвостовые стабилизаторы

Что касается стабилизаторов хвостового оперения, в окончательном варианте конструкторы решили использовать схему с двухсекционным килем. Основой является нижняя, неподвижная часть, непосредственно к которой крепится стабилизатор. Особенность данной конструкции в том, что её верх сделали полностью неподвижным. Для чего это было сделано? А для того, чтобы в крайне ограниченном пространстве как-то разметить электрогидроусилители, а также приводы для отклоняемых частей хвостового оперения.

Вот так появился Ту-160 (Blackjack). Описание и технические характеристики дают довольно неплохое представление об этой уникальной машине, которая фактически опередила свое время сразу на несколько лет. Сегодня эти самолеты модернизируются по специальной программе: под замену идет большая часть устаревшего электронного оборудования, систем навигации и вооружения. Кроме того, увеличивается

Когда-то знаменитый авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев сказал, что хорошо летают только красивые самолеты. Стратегический сверхзвуковой бомбардировщик Ту-160 создан будто бы специально для подтверждения этих крылатых слов. Практически сразу эта машина получила среди летчиков прозвище «Белый лебедь», которое вскоре стало практически официальным названием этой уникального самолета.

Ту-160 «Белый лебедь» (Blackjack по кодификации НАТО) был создан на рубеже 70-80-х годов прошлого столетия, в самый разгар Холодной войны. Это стратегический сверхзвуковой ракетоносец с изменяемой геометрией крыла, способный преодолевать рубежи противовоздушной обороны на сверхмалых высотах. Создание этих самолетов стало ответом на американскую программу AMSA, в рамках которой был построен не менее знаменитый «стратег» B-1 Lancer. И, надо отметить, что ответ у советских конструкторов получился просто замечательный. Скорость Ту-160 в полтора раза выше, чем у его американского аналога, примерно во столько же раз больше дальность полета и боевой радиус.

В свой первый полет «Белый лебедь» отправился 18 декабря 1981 года, на вооружение машину приняли в 1987 году. Всего за время серийного производства было изготовлено 35 Ту-160, ибо самолеты эти очень не дешевы. Стоимость одного бомбардировщика в ценах 1993 года составляла 250 млн американских долларов.

Бомбардировщик Ту-160 можно назвать настоящей гордостью российской военной авиации. На сегодняшний день «Белый лебедь» — это самый тяжелый и большой боевой самолет в мире. Каждый Ту-160 имеет собственное имя. Они названы в честь прославленных летчиков, богатырей, авиаконструкторов или спортсменов.

В начале 2015 года Сергей Шойгу заявил о планах возобновления производства самолета Ту-160. Планируется, что первая машина будет передана ВКС РФ уже в следующем десятилетии. Сегодня в составе военно-космических сил России находятся 16 Ту-160.

История создания

В 60-е годы прошлого столетия Советский Союз активно вкладывался в создание межконтинентальных баллистических ракет, практически не уделяя внимания стратегической авиации. Результатом такой политики стало заметное отставание СССР от вероятного противника: к началу 70-х годов советские ВВС имели на вооружении только устаревшие самолеты Ту-95 и М-4, которые практически не имели шансов преодолеть серьезную систему ПВО.

Примерно в это же время в США полным ходом шли работы над созданием нового стратегического бомбардировщика (проект AMSA). Не желая ни в чем уступать Западу, в СССР было принято решение о создании аналогичной машины. Соответствующее постановление Совмина увидело свет в 1967 году.

Военные выдвинули к будущей машине весьма жесткие требования:

  • Дальность полёта самолета на высоте 18 тыс. метров и при скорости 2,2-2,5 тыс. км/ч должна была составлять 11-13 тыс. км;
  • Бомбардировщик должен был иметь возможность приближаться к цели на дозвуковой скорости, а затем преодолевать рубеж ПВО противника на крейсерской скорости у самой земли или же на высотном полете на сверхзвуке;
  • Дальность полёта бомбардировщика на дозвуковом режиме должна была составлять 11-13 тыс. км у земли и 16-18 тыс. км на большой высоте;
  • Масса боевой нагрузки около 45 тонн.

Изначально в разработке нового бомбардировщика принимали участие ОКБ Мясищева и ОКБ Сухого. Конструкторское бюро Туполева к проекту привлечено не было. Чаще всего причиной этому называют чрезмерную загруженность туполевцев, однако существует и другая версия: на тот момент отношения Андрея Туполева и высшего руководства страны складывались не лучшим образом, поэтому его КБ находилось в определенной опале. Так или иначе, но изначально в разработке новой машины туполевцы участия не принимали.

ОКБ Сухого представило комиссии аванпроект самолета Т-4МС («изделие 200»). В ходе работ над этой машиной конструкторы использовали огромный задел, полученный в процессе создания уникального самолета Т-4 («изделие 100»). Было проработано множество вариантов компоновки будущего бомбардировщика, но в итоге конструкторы остановились на схеме «летающее крыло». Чтобы достичь требуемых заказчиком тактико-технических характеристик, крыло имело изменяемую стреловидность (поворотные консоли).

Внимательно изучив требования военных к будущему ударному самолету и проведя многочисленные исследования, в ОКБ Мясищева также пришли к варианту самолета с изменяемой геометрией крыла. Однако в отличие от своих оппонентов конструкторы бюро предложили использовать традиционную схему компоновки самолета. В ОКБ Мясищева еще с 1968 года работали над созданием многорежимного тяжелого самолета-ракетоносца («тема 20»), предназначенного для решения трех различных задач. Соответственно, разрабатывались три модификации машины.

Первый вариант задумывался, как самолет для нанесения ядерных ударов по стратегическим объектам противника, вторая модификация задумывалась для уничтожения трансокеанских транспортов противника, а третья – для обнаружения и поражения стратегических подводных лодок в удаленных участках Мирового океана.

Имея за спиной опыт работы по «теме 20», конструкторы ОКБ Мясищева «выдали на гора» проект тяжелого бомбардировщика М-18. Компоновочная схема этого самолета во много повторяла очертания американского В-1 и, возможно, поэтому он считался наиболее перспективным.

В 1969 году военные выдвинули новые требования к перспективному самолету, и лишь с этого момента к проекту подключилось ОКБ Туполева (ММЗ «Опыт»). Туполевцы имели значительный опыт разработки тяжелых сверхзвуковых самолетов, именно в этом КБ был создан Ту-144 – краса и гордость советской пассажирской авиации. Ранее здесь были созданы бомбардировщики Ту-22 и Ту-22М. ОКБ Туполева подключилась к разработке перспективного реактивного бомбардировщика еще в конце 60-х годов, но изначально их проект считался внеконкурсным. Будущий бомбардировщик туполевцы разрабатывали на основе пассажирского Ту-144.

В 1972 году состоялась презентация проектов, в ней принимали участие три КБ: Мясищева, Сухого и Туполева. Самолет Сухого был отвергнут практически сразу – уж больно необычной и футуристической выглядела в те годы идея использовать «летающее крыло» в качестве сверхзвукового стратегического бомбардировщика. Гораздо больше приемщикам понравился мясищевский М-18, к тому же он практически полностью соответствовал характеристикам, заявленным военными. Туполевская машина поддержки не получила «из-за несоответствия заданным требованиям».

В многочисленных материалах и публикациях, посвященных этому действительно историческому конкурсу, сотрудники ОКБ Мясищева неизменно называют себя официальными победителями. Однако истина заключается в том, что комиссия так его и не назвала, ограничившись лишь некоторыми рекомендациями о дальнейшем продолжении работ. На их основе были сделаны соответствующие выводы, и вскоре появилось постановление Совмина страны, в котором предписывалось, что завершать проект бомбардировщика будут в ОКБ Туполева. Дело было в том, что конструкторское бюро Мясищева на тот момент просто не обладало необходимой научно-производственной базой для завершения работ. Кроме того, учитывался значительный опыт, который имели туполевцы в создании тяжелых сверхзвуковых самолетов. Так или иначе, все наработки, сделанные конкурсантами ранее, были переданы в ОКБ Туполева.

После 1972 года начались работы по доводке будущего Ту-160: отрабатывалась схема самолета, проводились поиски новых решений по силовой установке машины, подбирались оптимальные материалы, создавались системы бортового оборудования. Проект был настолько сложен и масштабен, что находился под контролем министра авиационной промышленности, а координацией работ занимались его заместители. В его реализацию были вовлечены в той или иной степени более 800 советских предприятий.

Первый полет опытной машины состоялся 18 декабря 1981 года, в канун юбилея советского генсека Брежнева. Всего же на ММЗ «Опыт» было построено три самолета для проведения испытаний. Вторая опытная машина поднялась в воздух только в 1984 году. Американская космическая разведка практически сразу «засекла» начало испытаний нового советского бомбардировщика и следила за ходом испытаний непрерывно. Будущий ракетоносец получил натовское обозначение RAM-P, а позже и собственное название – Blackjack. Вскоре в западной прессе появились первые фото советского «стратега».

В 1984 году серийное производство «Белых лебедей» было развернуто на Казанском авиазаводе. 10 октября 1984 года первый серийный самолет поднялся в воздух. В следующем году в полет отправилась вторая и третья машина, а в 1986 году – четвертая. До 1992 года было изготовлено 35 самолетов Ту-160.

Производство и эксплуатация

Первые два Ту-160 были переданы советским ВВС в 1987 году.

В 1992 году Россия переживала нелегкие времена экономического кризиса. В бюджете не было денег, а для производства Ту-160 их нужно было очень много. Поэтому первый российский президент Борис Ельцин предложил США прекратить выпуск «Белых лебедей», если американцы откажутся от производства В-2.

На момент распада СССР 19 Ту-160 находились на территории Украинской ССР (г. Прилуки). Независимой Украине, которая отказалась от ядерного оружия, эти самолеты были абсолютно не нужны. В конце 90-х восемь украинских бомбардировщиков Ту-160 в счет погашения долга за энергоносители были переданы в Россию, остальные распилены на металл.

В 2002 году российское министерство обороны заключило с КАПО контракт на модернизацию всех бомбардировщиков, находящихся в строю.

В 2003 году один из Ту-160 потерпел аварию в Саратовской области, экипаж погиб.

Во время учений, которые проводились в 2006 году, группа Ту-160 смогла незамеченно пройти в воздушное пространство США. Позже об этом журналистам сообщил главком Дальней авиации РФ Хворов, но никаких подтверждений этому факту в дальнейшем не последовало.

В 2006 году на вооружение российских ВВС был принят первый модернизированный Ту-160. Годом позже начались регулярные полеты российской стратегической авиации в отдаленные районы, в них принимали (и принимают) участие и «Белые лебеди».

В 2008 году два Ту-160 совершили перелет в Венесуэлу, в качестве аэродрома подскока был использован аэродром в Мурманской области. Полет занял 13 часов. На обратном пути была успешно проведена ночная дозаправка в воздухе.

На начало 2017 года в составе ВКС РФ находилось 16 самолетов Ту-160. В августе 2016 года публике была показана новейшая модификация ракетоносца – Ту-160М. Чуть позже Казанский авиазавод отрапортовал о начале возрождения основных технологий, которые необходимы для возобновления производства Ту-160. Его планируют начать к 2023 году.

Особенности конструкции

Бомбардировщик Ту-160 выполнен по нормальной аэродинамической схеме, это интегральный низкоплан с цельноповоротным килем и стабилизатором. Главной «изюминкой» самолета является его крыло с изменяемым углом стреловидности, причем его центроплан представляет вместе с фюзеляжем единую неразъемную конструкцию. Это позволяет наиболее эффективно использовать внутренние объемы для размещения оборудования, вооружения и топлива. Самолет имеет трехопорное шасси.

По большей части планер самолета изготовлен из алюминиевых сплавов, доля сплавов титана составляет примерно 20%, использованы в конструкции и композитные материалы. Технологически планер состоит из шести частей.

Центральная неразъёмная часть машины включает в себя собственно фюзеляж с кабиной экипажа и двумя грузовыми отсеками, балку центроплана, неподвижную часть крыла, гондолы двигателей и хвостовую часть фюзеляжа.

В носовой части самолета находится антенна РЛС и другое радиооборудование, за ней следует герметичная кабина экипажа.

В состав экипажа Ту-160 входит четыре человека. Для каждого из них предусмотрено катапультное кресло К-36ДМ, позволяющее покидать аварийный самолет на всем диапазоне высот. Более того, для повышения работоспособности эти кресла снабжены специальными массажными подушками. В кабине имеется туалет, кухня и одна койка для отдыха.

Непосредственно за кабиной пилотов расположены два отсека вооружения, в которых размещены узлы для подвески различных средств поражения, а также оборудование для их подъема. Здесь же находятся механизмы для управления створками. Между отсеками вооружения проходит балка центроплана.

В наплывной и хвостовой части бомбардировщика размещаются топливные баки. Их общая емкость составляет 171 тыс. литров. Каждый двигатель получает топливо из собственного бака. Ту-160 оборудован системой заправки в воздухе.

Низкорасположенное крыло Ту-160 имеет значительное удлинение и большой корневой наплыв. Однако главная особенность крыла самолета в том, что оно может изменять свою стреловидность (от 20 до 65 градусов по передней кромке), подстраиваясь под конкретный режим полета. Крыло имеет кессонную конструкцию, в состав его механизации входят предкрылки, двухщелевые закрылки, флапероны и интерцепторы.

Бомбардировщик имеет трехопорное шасси, с управляемой передней и двумя основными стойками.

Силовая установка машины состоит из четырех двигателей НК-32, каждый из которых может развивать тягу 25 кгс в режиме форсажа. Это позволяет самолету развивать максимальную скорость в 2200 км/ч. Двигатели находятся в спаренных мотогондолах, расположенных под крыльями самолета. Воздухозаборники имеют прямоугольное сечение с вертикальным клином размещены под наплывами крыла.

Вооружение

Несмотря на всю свою внешнюю красоту и изящество, Ту-160 – это, в первую очередь, грозное боевое оружие, которому вполне по силам устроить небольшой Армагеддон на другом конце света.

Изначально «Белый лебедь» задумывался как «чистый» ракетоносец, поэтому самое мощное оружие самолета – это стратегические крылатые ракеты Х-55. Они хотя и имеют дозвуковую скорость, но летят на предельно малых высотах, с огибанием рельефа местности, что делает их перехват очень непростым делом. Х-55 способны доставить ядерный заряд на расстояние в 3 тыс. км. Ту-160 может принимать на борт до 12 таких ракет.

Для поражения целей на меньших дистанциях предназначены ракеты Х-15. Это гиперзвуковые ракеты, которые после запуска двигаются по аэробаллистической траектории, заходя в стратосферу (высота до 40 км). На каждом бомбардировщике можно разместить до 24 таких ракет.

Грузовые отсеки Ту-160 могут принимать и обычные авиабомбы, так что «Белый лебедь» можно использовать и как обычный бомбардировщик, хотя, конечно же, это не является его основным назначением.

В будущем Ту-160 планируют вооружить перспективными крылатыми ракетами Х-555 и Х-101. Они имеют большую дальность и могут быть использованы для поражения как стратегических, так и тактических целей.

Сравнение Ту-160 и В-1

Ту-160 – это советский ответ на создание американцами бомбардировщика B-1 Lancer. У нас очень любят сравнивать эти два самолета, потому что советский «стратег» значительно превосходит американца практически по всем основным характеристикам.

Начнем с того, что «Белый лебедь» значительно больше своего оппонента: размах крыла у В-1В – 41 метр, а у Ту-160 – больше 55 метров. Максимальная взлетная масса советского бомбардировщика составляла 275 тыс. кг, а американского – 216 тыс. кг. Соответственно, боевая нагрузка у Ту-160 составляет 45 т, а у В-1В — всего лишь 34 т. Да и дальность полета у советского «стратега» практически в полтора раза выше.

«Белый лебедь» может развивать скорость в 2200 км/ч, что позволяет ему уверенно уходить от истребителей, максимальная скорость В-1В не превышает 1500 км/ч.

Однако при сравнении характеристик этих двух самолетов не следует забывать, что В-1 изначально задумывался, как просто дальний бомбардировщик, а Ту-160 проектировался в качестве стратегического бомбардировщика и «убийцы авианосцев». В США эту роль в основном выполняют подводные лодки-ракетоносцы, а уничтожать вражеские авианесущие группы им и вовсе не нужно по причине полного отсутствия таковых.


Ту-160 (по кодификации НАТО: Blackjack ) - российский, ранее - советский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с изменяющейся стреловидностью крыла. Разработан в ОКБ Туполева в 1980-х годах, на вооружении с 1987 года. В составе ВВС России в настоящее время находятся 16 самолётов Ту-160.

Технические характеристики

Экипаж: 4 человека

Длина: 54,1 м

Размах крыла: 55,7/50,7/35,6 м

Высота: 13,1 м

Площадь крыла: 232 м²

Масса пустого: 110000 кг

Нормальная взлётная масса: 267600 кг

Максимальная взлетная масса: 275000 кг

Двигатели: 4 × ТРДДФ НК-32

Тяга максимальная: 4 × 18000 кгс

Тяга на форсаже: 4 × 25000 кгс

Лётные характеристики

Предельная скорость на высоте: 2230 км/ч

Крейсерская скорость: 917 км/ч (0,77 M)

Практическая дальность: 14600 км

Боевой радиус: 6000 км

Продолжительность полёта: 25 ч

Практический потолок: 15000 м

Скороподъёмность: 4400 м/мин

Длина разбега/пробега: 900-2000 м

1185 кг/м²

1150 кг/м²

Тяговооружённость:

при максимальной взлётной массе: 0,37

при нормальной взлётной массе: 0,36

Вооружение

В двух внутрифюзеляжных отсеках может размещаться до 40 тонн вооружения, включающее несколько видов управляемых ракет, корректируемых и свободнопадающих авиабомб и других средств поражения как в ядерном, так и в обычном снаряжении.

Состоящие на вооружении Ту-160 стратегические крылатые ракеты Х-55 (12 единиц на двух многопозиционных ПУ револьверного типа) предназначены для поражения стационарных целей с заранее заданными координатами, ввод которых осуществляется в память ракеты перед вылетом бомбардировщика. Противокорабельные варианты ракет имеют радиолокационную систему самонаведения.

Для поражения целей на меньшей дальности в состав вооружения могут входить аэробаллистические гиперзвуковые ракеты Х-15 (24 единицы на четырёх пусковых установках).

Бомбовое вооружение Ту-160 рассматривается как оружие «второй очереди», предназначенное для поражения целей, сохранившихся после первого, ракетного удара бомбардировщика. Оно также размещается в отсеках вооружения и может включать корректируемые бомбы различных типов, в том числе одни из самых мощных отечественных боеприпасов этого класса - бомб серии КАБ-1500 массой 1500 кг

Самолёт может оснащаться также свободнопадающими бомбами (до 40000 кг) различного калибра, в том числе и ядерными, разовыми бомбовыми кассетами, морскими минами и другим вооружением.

В перспективе состав вооружения бомбардировщика планируется существенно усилить за счёт введения в его состав высокоточных крылатых ракет нового поколения Х-555 и Х-101, имеющих увеличенную дальность и предназначенных для поражения как стратегических, так и тактических наземных и морских целей практически всех классов.

В 1980г. был построен первый экземпляр нового бомбардировщика, получившего название Ту-160.

Ту-160 — самый крупный из всех ранее созданных как в СССР, так и за рубежом бомбардировщиков. Самолет выполнен по интегральной схеме с плавным сопряжением крыла и фюзеляжа. Крыло изменяемой геометрии обеспечивает полет по различным профилям, сохраняя высокие характеристики как на сверхзвуковой, так и на дозвуковой скорости. Бомбардировщик имеет цельноповоротное вертикальное и горизонтальное оперение, что в сочетании с интегральной компоновкой и низким расположением экипажа значительно снижает ЭПР. Особенностью конструкции планера является титановая балка, представляющая собой цельносварной кессон с узлами поворота консолей крыла. К балке, проходящей через весь самолет, крепятся все основные силовые элементы планера. Бомбардировщик оснащен системой дозаправки в воздухе типа «шланг-конус». Приемная штанга топливоприемника в нерабочем положении убирается в носовую часть фюзеляжа перед кабиной летчиков.

Оборудование. Самолет Ту-160 снабжен самым современным пилотажно-навигационным и радиотехническим оборудованием, в том числе специально разработанным для него комплексом управления вооружением. Оборудование обеспечивает автоматический полет и боевое применение всей номенклатуры вооружения. В его состав входит ряд систем и датчиков, позволяющих поражать наземные цели вне зависимости от времени суток, региона и метеоусловий. Наряду со многими индикаторами электромеханического типа широко применены электронные индикаторы в виде дисплея.

На Ту-160 установлена сдублированная инерциальная навигационная система, система астронавигации, аппаратура спутниковой навигации, многоканальный цифровой комплекс связи и развитая система радиоэлектронной борьбы, обеспечивающая обнаружение радиолокационных станций противника в широком диапазоне, постановку мощных активных и пассивных помех.

На борту самолета имеется большое количество электронно-вычислительных цифровых устройств. Общее число цифровых процессоров, автономных и в сетевой структуре, обеспечивающих работу систем и оборудования, превышает 100 единиц. Каждое рабочее место экипажа оборудовано специализированными бортовыми ЦВМ.

Прицельно-навигационный комплекс (ПрНК) «Обзор-К» предназначен для обнаружения и опознавания на большом удалении наземных и морских целей, управления средствами их поражения, а также для решения задач навигации и самолетовождения. Основой ПрНК является многофункциональная навигационно-прицельная РЛС размещенная в носовой части самолета. Имеется также оптикоэлектронный бомбардировочный прицел ОПБ-15Т, обеспечивающий бомбометание с высокой точностью в дневных условиях и при низком уровне освещенности. В дальнейшем возможно оснащение самолета лазерной системой подсветки наземных целей, позволяющей применять с больших высот корректируемые авиационные бомбы различных типов.

Бортовой комплекс обороны (БКО) «Байкал» позволяет обнаружить средства ПВО противника, засечь их положение, заглушить помехами или поставить за самолетом завесу из ложных целей. В хвостовом конусе размещены многочисленные контейнеры с ИК-ловушками и дипольными отражателями. В крайней задней части фюзеляжа установлен теплопеленгатор «Огонек», обнаруживающий приближающиеся со стороны задней полусферы ракеты и самолеты противника. На приборных досках летчиков установлены стандартные электромеханические приборы, аналогичные тем, которые применяются на других боевых самолетах (например, на Ту-22М). Кабина максимально упрощена, но при этом обеспечен максимум удобств для экипажа, выполняющего длительные полеты.

Система управления. Система управления представляет собой комплекс механического, гидромеханического, электрогидравлического, электромеханического, электронного и электрического оборудования. Ту-160 стал первым советским серийным тяжелым самолетом с применением многократно дублированной аналоговой электродистанционной системы управления (ЭДСУ). ЭДСУ имеет четыре дублирующих друг друга канала и аварийную механическую проводку, что обеспечивает высокую надежность управления самолетом на всех режимах полета. Управление самолетом может осуществляться как в автоматическом, так и в ручном режимах. Управление по каналам тангажа, крена и рыскания обеспечивает оптимальные характеристики устойчивости и управляемости на всех режимах полета. Резервное управление обеспечено механической системой с ограниченными функциями.

Система управления самолетом состоит из подсистем управления рулями, механизацией крыла, а также бортовой системы управления. Управление самолетом осуществляется не при помощи традиционного для тяжелых бомбардировщиков штурвала, а посредством ручки управления «истребительного» типа. Система управления рулями обеспечивает отклонение стабилизатора, поворотный части киля, флаперонов и интерцепторов на всех этапах полета в режимах штурвального управления, полуавтоматического и автоматического управления при совместной работе с АБСУ (автоматической бортовой системой управления). АБСУ управляет рулевыми поверхностями путем обработки информации, поступающей от ручек и педалей постов управления экипажа, собственных датчиков, датчиков и вычислителей других бортовых систем.

Система электроснабжения. На самолете Ту-160 установлены четыре интегральных привода-генератора переменного тока, четыре бесконтактных генератора постоянного тока, системы регулирования, защиты и распределения электроэнергии. В качестве вспомогательного источника предусмотрен генератор переменного тока, установленный на вспомогательной силовой установке. В качестве аварийных источников тока используются аккумуляторы.

© 2024 sun-breeze.ru
Новые идеи бизнеса - Животные и растения. Заработок в интернете. Автобизнес