Согласно нормам Федерального Закона, государственным заказчикам разрешено проводить тендеры несколькими способами. Один из них - закупка у единственного поставщика. О том, что это такое, в каких случаях используется и чем характеризуется так вид закупки, читайте в нашей статье.
Что такое «закупка у единственного поставщика»?
Закупка у единственного поставщика - это механизм закупочной деятельности, при котором заказчик приглашает к исполнению контракта только одного исполнителя, минуя конкурсные процедуры и не привлекая к участию иных претендентов. При этом подрядчиком может быть как юридическое, так и физическое лицо.
Правила закупок у единственного поставщика
Заключение контракта с определенным исполнителем - право заказчика, которым его наделяет статья 93 Федерального закона №44 в ряде случаев. Скажем, в ситуации, когда конкурентные торги не состоялись по тем или иным причинам, либо их результат оказался аннулирован.
Итак, заказчик имеет право закупить товары или услуги только у одного поставщика, которого он определит по своему усмотрению, когда:
Цена контракта не превышает 100 тысяч рублей. При этом годовой объем закупок у единственного поставщика не должен превышать 5% от их общего количества, а также оказаться не более 50 миллионов рублей. Кроме того, по ФЗ-44 снято ограничение с одноименных товаров и услуг. Иначе говоря, если ранее закупить один и то же товар в течение года на сумму более 100 тыс. руб. у одного поставщика было нельзя, то теперь можно - главное, чтоб это были разные контракты, заключенные в разное время, стоимость каждого из которых не выше ста тысяч.
Конкурсные торги, проводимые любым из способов определения поставщика, были признаны несостоявшимися.
Закупки в сфере строительства, ремонта, приобретения, содержания и аренды недвижимого имущества, а также в сфере водоотведения, тепло-, газо- и энергоснабжения.
Закупки, связанные с образованием, спортом, наукой и культурой не дороже 400 тыс. руб. (годовой объем - не более 50% и не более 20 млн.). Осуществлять их могут государственные образовательные учреждения, либо организации, работающие с объектами культурного наследия.
Закупки в сфере медицины и ликвидации ЧС и их последствий - не более 200 тыс. руб.
Закупки в сфере гособороны и государственного управления.
А также, товаров и услуг, имеющих прямое отношение к:
служебным командировкам государственных управляющих;
деятельности естественных монополий;
решению Президента РФ или Правительства РФ по поводу привлечения данного исполнителя;
работе осужденных в местах лишения свободы.
Однако бывают и такие случаи, когда заказчик выбирает поставщика при помощи такого способа лишь для того, чтобы скрыть свои незаконные действия.
Как избежать проблем, связанных с закупкой у единственного поставщика?
Обращайтесь в компанию «Бико», и мы поможем вам проверить контракт на антикоррупционную составляющую, проанализировать его юридические аспекты и выявить «подводные камни». Мы обеспечим полное юридическое сопровождение и поможем подать жалобу, в случае появления такой надобности.
Отправьте заявку на юридическое сопровождение, и вы будете находиться под гарантированной защитой!
Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ
Теперь в "Бико" новый пакет услуг полного сопровождения после победы в тендере
24.01.2019
У нас хорошие новости! Вы уже знаете, что компания «Бико» обеспечивает поставщика всем необходимым для победы в тендере и сопровождает до заключения контракта.
Самым востребованным способом закупки у заказчиков по 44-ФЗ остается заключение контракта с единственным поставщиком
. Закон устанавливает для этого ряд оснований. Каковы особенности закупки у единственного поставщика? Об этом расскажем в сегодняшней статье.
Планирование
Закупка у единственного поставщика является самостоятельной процедурой и отражается заказчиком в плановых документах
. Однако для этого установлен особый порядок. В частности, так называемые малые закупки (стоимостью до 100 тыс. и 400 тыс. рублей) отражаются одной строкой без разбивки по позици
ям
. Это связано с тем, что полное их отражение в плановых документах слишком трудоемко для заказчика и не несет какой-либо сверхценной информации для ФАС и поставщиков.
Извещение о закупке
В ряде случаев о заключении контракта с единственным поставщиком необходимо . Это относится к закупкам, которые производятся по основаниям, указанным в пунктах 1-3, 6-8, 11-14, 16-19 статьи 93 закона. Вот некоторые из них:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация
в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС
:
закупка у субъекта естественной монополии;
закупка услуг по водоснабжению, водоотведению и т. д.;
заключение контракта, связанного с поставкой отечественного вооружения, не имеющего аналогов;
заключение контракта на авторский контроль за проектной документацией;
заключение контрактов, исполнителем или заказчиком которых являются учреждения уголовно-исправительной системы;
если предметом закупки выступают печатные издания, а также произведения литературы и искусства (закупаются у авторов);
заключение контрактов по реализации театральных билетов и другие контракты, заключаемые театрами.
Если сведения о закупке составляют государственную тайну, извещение не публикуется.
Извещение размещается не позднее, чем за 5 дней до заключения контракта.
Состав извещения
В перечисленных выше и некоторых других случаях заказчик публикует извещение о предстоящем заключении контракта, которое включает:
Сведения о заказчике
: наименование, адрес, телефон, email, ФИО ответственного лица.
Условия контракта
в кратком изложении с учетом статьи 33 закона:
о количестве закупаемого объекта;
о месте проведения работ;
о сроках исполнения контракта;
о стоимости и источнике финансирования.
Ограничения
, если они установлены для данной закупки.
Размер обеспечения исполнения контракта
, если единственный поставщик его установил.
Уведомление контролирующих органов
Определенные основания заключения контракта в обход конкурентной процедуры требуют уведомления контролирующих органов. ФАС не просто получает сведения о предстоящем заключении контракта, но и осуществляет оперативную проверку
. Вот случаи, когда необходимо уведомить контролеров:
Заключение контракта с органом исполнительной власти
.
Закупка в целях ликвидации аварий
, чрезвычайных ситуаций, обстоятельств непреодолимой силы.
Заключение органом Федеральной власти контракта на лечение гражданина РФ за границей
.
Что касается аварий и прочего форс-мажора, заказчики довольно часто неверно оценивают обстоятельства, считая их аварийными и пытаясь провести закупку у единственного поставщика. Обычно это бывает следствием ошибки, но порой и попыткой злоупотребления.
Такое уведомление направляется в ФАС не позже следующего рабочего
дня после заключения контракта. В нем необходимо указать, что и на каком основании было закуплено.
Отчет о закупке у единственного поставщика
В ряде случаев, указанных в части 3 статьи 93 закона, по итогам заключения контракта с единственным источником заказчик обязан составить отчет
. В нем содержится информация:
о том, почему было нецелесообразно либо невозможно провести конкурентную процедуру;
обоснование цены контракта;
его существенные условия.
Важно понимать, что обоснования цены контракта с единственным поставщиком проводится всегда
, а не только в случаях, требующих составления отчета. Исключение составляют закупки у ЕП, указанные в плане-графике «единой строкой».
Обоснование закупки не может строиться на субъективном мнении заказчика - оно должно содержать ссылки на законодательные нормы. Некачественное планирование или срочность не будут являться достаточными основаниями для заключения контракта с единственным поставщиком. Главная задача заказчика - эффективно планировать свои нужды, закупки с целью их удовлетворения и трату бюджетных средств.
Контрактная система госзакупок, великая и ужасная, за пару лет своего существования начала становиться более-менее привычным явлением в деловой жизни страны. Про нее так или иначе знают почти все бизнесмены, да и работали с ней уже многие предприятия - как крупные гиганты, лидеры своих рынков, так и небольшие компании, которые производят и продают самые разные товары.
Одним из способов осуществления государственных закупок - и, пожалуй, самым простым способом, - является закупка у единственного поставщика. Давайте разберемся, что же это такое?
Что такое закупка у единственного поставщика?
Название говорит само за себя: такой вид закупки предполагает, что купить товар или услугу для государственных нужд можно напрямую у одного конкретного контрагента, без проведения аукционов или запросов котировок в нескольких конкурирующих компаниях. Бюджетная организация выбирает подходящую компанию - и заключает с ней договор напрямую. Конечно, это будет не простой договор купли-продажи, а специальная процедура, регулируемая ст. 93 . Но она все равно проще аукционов и конкурсов.
Плюсы такой закупки - это меньшие сроки проведения (в отличие от полноценных аукционов), упрощенные процедуры, экономия ресурсов и возможность заключить контракт с проверенной компанией, а не той, которая просто предложит лучшую цену.
Минусы - отсутствие конкуренции и, как следствие, невозможность снизить цены и, конечно, поле для злоупотреблений и привлечении к госзакупкам «своих» поставщиков.
Когда возможна закупка у единственного поставщика?
Закон «О контрактной системе» жестко устанавливает закрытый перечень случаев, когда такой вариант госконтракта в принципе возможен. И возможен он при соблюдении двух критериев - это, во-первых, сумма контракта, и во-вторых, совпадение вида поставки с одним из перечисленных в ст. 93 фз 44 случаев.
С суммой контракта все просто. Она не должна превышать 100 000 рублей - это максимальный допустимый по объем закупок у одного контрагента. Таким образом, мы видим, что закупки у единственного поставщика допускаются для относительно небольших поставок. Важное дополнение: общий объем таких контрактов у организации-покупателя не может быть больше 2 миллионов рублей или 5% от годового объема закупок, составляя при этом не более 50 миллионов руб.
Теперь разберемся с перечнем случаев, когда вообще такой контракт допускается. Этот перечень, повторим, закрытый - а значит все, что в него не включено, не может быть закуплено у единственного поставщика. Этот список состоит из 43 пунктов, но для удобства ознакомления мы можем его логически разбить на несколько категорий:
1. Случаи, когда предварительно проводились конкурентные процедуры (конкурс, аукцион, запрос котировок и т.п.), и они по каким-то (а точнее, вполне определенным на законодательном уровне) причинам признаны несостоявшимися.
В этом случае процедура закупки у единственного поставщика имеет ряд нюансов, отличающих ее об общего порядка. В частности, в таких случаях контракт с единственным поставщиком должен быть заключен только на условиях, указанных в конкурсной заявке того самого несостоявшегося конкурса, и цена не может быть выше начальной цены конкурса. Также заказчику не нужно размещать уведомление на официальном сайте госзакупок, уведомлять контролирующий орган. Есть еще ряд аспектов, которые применяются в таких ситуациях - подробнее рекомендуем изучить пункты 24 и 25, а также части 2 - 4 статьи 93 и часть 5 статьи 104 Закона № 44-ФЗ.
2. Закупки, связанные с определенной сферой деятельности. Вот некоторые примеры, когда такие закупки можно делать именно у единственного поставщика:
закупка услуг по управлению многоквартирным домом;
приобретение нежилых помещений для государственных нужд;
закупки товаров, работ или услуг учреждениями культуры (предельная сумма дополнительно оговорена - в этом случае объем закупок 44 ФЗ ограничивает в размере 400 000 рублей в год);
проведение фестивалей, концертов и других культурных событий на основе приглашений;
закупка товаров при ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также лекарств на сумму до 200 000 рублей;
покупка военной техники, аналогов которой в России не производят;
покупка товаров у естественных монополий.
Это далеко не полный список случаев, когда контрагентом может выступать единственный поставщик - 44 ФЗ приводит их полностью, все сорок три, в пункте 1 статьи 93.
Какова процедура закупки у единственного поставщика?
Шаг первый.
На этом шаге необходимо:
Организовать проведение закупки: утвердить состав закупки, сроки, цены, разработать проект и издать соответствующий приказ.
Выбрать поставщика. Сделать это можно самостоятельно, но с обязательным учетом требований статьи 31 - именно в ней устанавливает требования к тому, каким должен быть единственный поставщик.
Согласовать контракт. Согласование в данном случае имеет вполне определенный порядок. Он, как и всё, что связано со сферой госзаказа, также утвержден правовым актом. С мая 2015 года это - Приказ Минэкономразвития России от 31.03.2015 № 189.
Шаг второй.
Подготовка необходимых документов: проекта контракта с единственным поставщиком, отчета с обоснованием такой закупки. После этого необходимо разместить извещение о проведении закупки на официальном сайте.
Шаг третий.
Заключение контракта. В определенных случаях помимо подписания контракта требуется проверка обеспечения, предоставленного единственным поставщиком. В обязательном порядке она нужна, если закупка производится по итогам признания несостоявшимся конкурса или аукциона. Также требование обеспечения исполнения контракта может быть установлено в проекте контракта.
Шаг четвертый.
Уведомление контролирующего органа - ФАС России. Такое уведомление нужно делать не всегда, а лишь в некоторых случаях. Его можно делать в произвольной форме, но обязательно письменно (на бумаге - это важно!) и с учетом обязательных элементов, как-то: сведения о заказчике и поставщике, основания заключения контракта и сведения о нем.
Закупки у единственного поставщика - это второй по популярности способ определения поставщика. Больше четверти всех госконтрактов в 2017 году были заключены с единственным исполнителем. Из статьи вы узнаете, как поменяется порядок заключения контракта, к чему готовиться как госзаказчикам, так и участникам.
Министерство финансов подготовило проект закона, который изменит правила . Когда корректировки вступят в силу, госзаказчик будет совершать меньше действий перед подписанием госконтракта с единственным поставщиком. Таким образом, откроется больше возможностей определять победителя неконкурентным способом.
Извещение о закупках уходит в прошлое
Законопроектом установлено, что заказчик перестанет размещать извещение о проведении госзакупок у единственного поставщика в силу избыточного характера этой процедуры. Новые правила будут распространяться на закупки на основании пунктов 1-3, 6-8, 11-14, 16-19 части 1 статьи 93 44-ФЗ.