Развитие интереса к чтению через творческую деятельность учащихся. Формирование интереса к книге и чтению у детей раннего возраста Ведущие методы обучения детей чтению

Способы и методы развития интереса к чтению

Систему работы по развитию интереса к чтению младших школьников можно представить в виде следующей схемы: урок литературного чтения, внеклассные занятия, совместная работа с библиотекой, работа с родителями.

Уроки должны развивать у школьников интерес к книге и любовь к чтению, а также прививать им полезные в будущем знания, умения, навыки. Большую эффективность имеют нестандартные формы урока: сказки, путешествия, аукционы, инсценирования, викторины, игры.

Разные виды работ над текстом способствуют развитию интереса к чтению, а также формированию навыков выразительного чтения. Например: инсценирование текста или отрывка, выборочное чтение, чтение в лицах, чтение цепочкой по предложению, чтение цепочкой по абзацу, чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку, чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос и т.д.

Интерес к изучаемому произведению поддерживают задания, которые не имеют однозначных результатов их выполнения. Они отличаются от традиционных вопросов, тестов, упражнений и предполагают лишь возможные направления ответов. Получаемый же учеником результат всегда уникален и отражает степень его творческого самовыражения.

Внеклассная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса. Она способствует развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.

Центральным звеном в работе по развитию читательского интереса младших школьников является организация литературных игр и литературных праздников. Литературные игры можно систематизировать следующим образом:

Игры и упражнения по развитию речи;

Литературные головоломки (кроссворды, чайнворды и т. д.);

Литературные викторины;

- «стилизованные» игры («Сто к одному», «Поле чудес», «Своя игра»)

Совместно с учреждениями культуры организуются разнообразные формы работы: библиотечные часы, экскурсии в музей, посещение выставок, конкурсы чтецов, инсценировки сказок.

Исходя из методических концепций В. В. Серикова, С. В. Беловой, И. С. Якиманской и других педагогов, были разработаны методы, обеспечивающие личностно ориентированную направленность урока литературы:

  1. Метод активизации субъектного опыта. Учитель предлагает учащимся вообразить, будто бы они оказались в такой же ситуации, как и герои произведения. При этом ребята, как правило, представляют себе какую-то конкретную ситуацию из собственной жизни, и получается, что у них не только работает воображение, но и происходит активизация жизненного опыта. Дается задание описать свои ощущения и сравнить их с ощущениями одноклассников.
  2. Метод интроспективного анализа - один из специфических методов обучения в рамках школьного курса литературы, поскольку практически всегда в литературном произведении описывается ситуация, взятая из человеческой жизни, акт человеческого переживания, которые обязательно находят эмоциональный отклик в душах читателей. Задача учителя - поставить перед учащимися проблему так, чтобы они узнали в ней отражение собственных переживаний. Например: возможно ли противостоять мнению большинства? Каким был бы твой выбор?
  3. Метод личностно ориентированной театрализации направлен на включение учащихся в театрализацию литературного произведения. Речь идет о неком использовании элементов театра (или просто сценического реквизита) для повышения эмоциональной и интеллектуальной активности учащихся, их интереса. Ученику предлагается перевоплотиться в личность литературного героя и прочувствовать все переживания персонажа на себе.
  4. Метод творческого самоутверждения призван помочь учащимся найти «свое» место в культуре, «своих» писателей и поэтов. Для этого учителю необходимо обеспечить ребят всей необходимой информацией об участии в различных творческих конкурсах, театрализациях, подготовить учеников к достойному выступлению.

Помимо прочего, одним из методов приобщения детей к чтению является использование интерактивных технологий на уроках в начальной школе. Сейчас во всех школах имеются интерактивные доски, на которые можно устанавливать различные программы, в частности Mimio Studio, в которой можно разрабатывать всевозможные игры, делать презентации, что значительно обогащает процесс преподавания литературы и повышает уровень интереса к произведению.

Итак, можно сделать следующий вывод: существует широкий спектр методов и приемов, которые могут быть использованы учителем на уроках чтения с учетом технической оснащенности, а также индивидуальных возможностей педагога и потребностей класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса к чтению у младшего школьника

В статье пойдет речь о том, как сделать так, чтобы ребенок полюбил книги.Это ценное качество – любовь к книге – начинает закладываться в душу ребенка с раннего детства, с его семьи....

Проблема пробуждения и развития интереса к чтению у младших школьников.

Работа учителя на уроке литературного чтения будет эффективна, когда ребёнок испытывает интерес к чтению, к литературе в целом. Только тогда на уроке будут вестись не просто разговоры о каком-то произ...

В настоящее время проблема развития интереса у школьников к чтению становится проблемой поколения: книга в любой своей форме все быстрее отдаляется, интерес к чтению падает. Телевидение, интернет постепенно вытесняют книгу с того пьедестала, который она занимала до недавнего времени. Теперь для того, чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируется в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте. Горько, больно, обидно, ведь когда- то мы были самой читающей страной мира. Перед учителем словесности, на мой взгляд, стоит одна из главнейших задач современности - возродить отодвинутый на задний план интерес школьника к чтению.

Воспитать творческую личность без книги невозможно: чтение развивает познавательные процессы, личную культуру, формирует восприимчивость. Процесс обучения чтению должен быть непрерывным, начиная с начальной школы, и в идеале должен научить ребенка видеть в книге произведение искусства. Традиционно знакомство с литературой в среднем звене начинается с изучения фольклора. Характерной особенностью данного курса является первое знакомство школьника с понятием выразительных средств литературного языка. В этом отношении фольклор является богатейшим материалом таких литературных приемов, как аллегория, сравнение, метафора, эпитеты, олицетворение и другие. С точки зрения развития «умения читать» для меня, как учителя литературы, являются интересными задания следующего типа:

1) рассмотреть типичных сказочных животных и определить, какие черты человеческого характера они отождествляют;

2) проследить, какие народные человеческие имена традиционны для животных и людей в русских сказках, а какие в зарубежных и как это связано с характером героя;

3) обратить внимание учащегося на схожесть многих народных сказок;

4) проанализировать эпитеты, используемые для описания отрицательных и положительных героев (на примере 2- 3 сказок), какие сравнения используются при этом;

5) предложить учащимся по выписанным эпитетам определить характер и внешность героя;

6) по иллюстрациям к сказке охарактеризовать героя, используя соответствующие литературные приемы (для данного задания особо результативным является использование на уроке репродукций лубочной и палехской живописи), можно предложить учащимся 5 классов самим нарисовать иллюстрацию к произведению;

7) создать презентацию понравившейся сказки или любимого героя.

По моим наблюдениям подобные задания пробуждают у школьников интерес к тексту, как объекту исследования. А элементы игры и соревнования облегчают учащимся ознакомление с азами литературоведения и развивают навыки анализа литературных произведений.

С целью повышения читательского интереса и общего эстетического развития целесообразно более широко использовать межпредметные связи, в первую очередь между предметами изобразительного искусства и музыкой. В связи с этим провожу следующие задания:

Предлагаю ребятам составить словесные портреты героев, прослушав музыкальные отрывки;

Предлагаю сопоставить эпизоды из музыкального и литературного произведений и проанализировать выразительные средства;

Организовываю викторину «Угадай, кто идет?» (по музыкальному фрагменту определить героя, найти соответствие в тексте произведения);

Предлагаю подготовить иллюстрации наиболее запомнившихся моментов произведения.

В процессе изучения поэтических произведений необходимо добиться понимания учащимися, что стихотворение - это поэтический образ, а не только рифма и ритм. Наиболее действенным способом развития читательских навыков является широкое использование на уроках выразительного чтения. С точки зрения В.И. Чернышева, «легко слушается и понимается чтение ясное, отчетливое, хотя и не громкое», главное при чтении «выразить чувство читаемого, а не свое собственное», что возможно лишь при условии глубокого проникновения в содержание текста. Умение вдумываться в читаемое и передавать понятое движением голоса, интонацией, благотворно сказывается на формировании коммуникативных навыков.

Формируя у учащихся навыки зрелого чтения, я, как учитель, готовлю их к выполнению различных видов воспроизведения прочитанного, прежде всего к пересказам - краткому и подробному. На основе чтения и анализа текстов ученики овладевают навыками изложения собственных мыслей: идут по пути от наблюдений мыслей к самостоятельному воспроизведению мысли.

В силу большого объема текста литературного произведения, изучаемого в старших классах, возникает проблема нехватки учебного времени для более детального рассмотрения всех интересующих моментов произведения, поэтому большую помощь в повышении интереса школьников к произведению оказывают внеклассные тематические мероприятия. На мой взгляд, наибольший интерес и практический эффект имеют следующие мероприятия:

1) литературные вечера, где предлагается учащимся сценически представить эпизод различных литературных произведений, (причем, как и произведения, так и эпизоды могут быть выбраны самостоятельно школьниками в рамках темы литературного вечера);

2) литературные «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Самый умный», «Умники и умницы», где командам - участникам предлагаются выдержки из произведения, с целью определить автора и название; можно подготовить вопросы по произведению или творчеству любого писателя, определенного темой игры (при этом вопросы могут готовить сами ученики).

Данные мероприятия позволяют провести оценку кругозора, сферы интересов, степень восприимчивости художественного текста учащимися, а так же проследить динамику интеллектуального развития ребенка.

Настоятельно рекомендую старшеклассникам вести читательский дневник, назначение которого - помочь при подготовке к уроку и, что особенно важно, помочь при подготовке к ЕГЭ. В читательском дневнике выделяю следующие разделы:

2. Название произведения

3.Главные герои (их характеристика)

5.Проблемы

6.Комментарий к проблемам (краткий)

7.Примечание (чему учит произведение, что понравилось, общее впечатление, может быть, какие-то афоризмы и т.д.)

Читательский дневник - один из способов, позволяющий поддерживать чтение в школах, прививать культуру чтения, контролировать деятельность ученика как читателя.

Одним из эффективных способов повышения читательского интереса старшеклассников я считаю проведение уроков внеклассного чтения. Это не стандартные занятия, а уроки, основанные на материале современной молодёжной литературы, которые проводятся совместно с детской библиотекой №8.

Современная литература вызывает определённый интерес у подростков. Как сделать уроки внеклассного чтения по данной теме интересными и нужными современным юношам и девушкам? Совместно с детской библиотекой мы проводим уроки внеклассного чтения по произведениям современной литературы. Ребята предлагают произведение современной литературы, с которым идём в библиотеку на обсуждение. Ответственная группа готовит аннотацию, дополнительные вопросы и видеоматериал. Учитель и библиотекарь продумывают форму занятия, разрабатывают вопросы для диспута.

Cовместная работа с детской библиотекой создаёт условия для проведения интересных уроков по современной литературе, что вызывает у подростков живой интерес, желание читать произведения отечественной литературы.

Без личного примера учителя, я считаю, невозможно вызвать интерес к чтению, поэтому с удовольствием хожу с детьми в библиотеку, наблюдаю за проявлением их читательского интереса, вместе выбираем книги, пытаемся найти ответы на интересующие нас вопросы. Научить ребенка мыслить, рассуждать, разбудить в нем чувства и желание творить - это, нам мой взгляд, самое заветное желание любого учителя.

Мы живем в сложное время и только способность к диалогу позволит нам всем сохранить человеческое достоинство и помнить всегда «как слово наше отзовется» в сердцах и умах наших учеников…

Разделы: Начальная школа

«Привить ребенку вкус к чтению - лучший подарок,
который мы можем ему сделать»
Сесиль Лупан

Литературное образование и развитие предполагает подготовку полноценного читателя, способного воспринимать доступное возрасту художественное произведение адекватно авторскому замыслу. К критериям литературного образования и развития ребенка относят: необходимый объем теоретических сведений литературоведческого характера; владение специальными читательскими умениями, помогающими понять идейно – художественный смысл произведения; саму начитанность ребенка, т. е. что он читает и по какому признаку отбирает книги для чтения, и, конечно, собственное литературное творчество ученика. Чтение можно назвать одной из составляющих перспектив духовности, интеллекта, культуры. Работая в начальной школе, я ставлю перед собой цель: пробудить у детей интерес к чтению, научить школьников с помощью книг не только приобретать новые знания, но и получать эстетическое наслаждение от художественных произведений, пробудить интерес к собственной литературно-творческой деятельности. Учу детей читать – думать, читать – чувствовать, читать – жить, читать-творить.

Большую роль в развитии интереса к чтению, в становлении ученика-читателя играет учебная и внеучебная деятельность учащихся. Организацию работы в этом направлении можно представить в виде схемы.

Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении. У Чуковского К. И. есть формула: «Игра – творчество – развитие». Задача учителя – создать условия для формирования активного читателя через развитие собственных творческих способностей ученика. Решать эту задачу я начинаю с 1 класса, целенаправленно создавая атмосферу сотворчества взрослого и ребенка.

Через уроки литературного чтения формирую ученика – читателя, развиваю читательскую активность. Очень ценным в этом плане считаю программу литературного чтения и учебник «Литературное чтение», составленный О.В.Кубасовой (учебно-методический комплект «Гармония»). Учебник направлен, во-первых, на совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности, во-вторых, в нем собраны высокохудожественные произведения, являющиеся золотым фондом детской литературы и вызывающие живой отклик читателя. Используя этот учебник, реализую задачу воспитания у детей потребности в чтении, как источнике радости общения, новых знаний. Учу детей ценить меткое русское слово. Для активизации познавательной деятельности использую различные формы уроков: урок-путешествие, игра, размышление, урок-спектакль, читательская конференция. Истинное чтение - это чтение, которое, по словам М. Цветаевой, «есть соучастие в творчестве». Только такое чтение способствует развитию личности ребенка. Чтобы дать возможность каждому ребенку проявить себя, использовать различные методы и формы работы, сочетать различные виды деятельности, направленные на всестороннее развитие личности маленького читателя. На занятиях дети рисуют, сочиняют, драматизируют. Задания ставят детей в активную позицию, пробуждают интерес, развивают воображение и фантазию, способствуют эмоциональной отзывчивости. Вся система занятий направлена на пробуждение творческой активности. На разных этапах урока чтения широко использую упражнения и задания творческого характера. Даю детям право выбора домашнего задания. Многие дети выбирают творческое задание: не просто пересказать произведение, а составить творческий пересказ или поработать «авторами учебника» - составить свои вопросы к тексту. Через творческие задания активизирую мыслительную деятельность детей, развиваю их образное мышление. Научившись на уроках чтения во 2 классе пользоваться набором средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист, форзац, оглавление), дети с интересом занимаются творчеством - выпускают свои книжки-малышки. В третьем классе умеют выделять языковые средства: сравнение, эпитет, олицетворение, знают художественные особенности сказок, их структуру. Опираясь на полученные знания, сочиняют свои сказки, дают им характеристику. Выполнение творческих заданий ускоряет процесс перехода знаний в умения и навыки, пробуждает интерес к чтению.

Большие возможности для становления ученика - читателя имеет внеклассная работа. В 1 классе веду кружок «Волшебное лукошко». На кружке знакомлю детей с играми, заданиями, упражнениями, направленными на развитие фантазии, воображения, творческого мышления, обучаю простейшим навыкам поэтического мастерства. Мы с ребятами создали классное творческое объединение «Волшебное лукошко». В него вступили те учащиеся, которые хотят создавать творческие работы, участвовать в литературных конкурсах. В 4 классе все дети посещают кружок «Родное слово» , который я веду с целью развития интереса к чтению, осуществления учениками «пробы пера» в разных жанрах литературного творчества. Прививаю ученикам любовь к поэтическому слову, учу искать радость в творчестве. С помощью родителей выпускаем сборники своих стихов и прозы «Осень», «Идет волшебница зима», «Весенняя капель», «Птичьи разговоры», «Зимние кружева».

Развитие интереса к чтению и привлечение детей к литературной творческой деятельности я осуществляю также через сотрудничество с центральной детской библиотекой города Горнозаводска. Авторская программа библиотекаря Салтыковой О.А. «Магия чтения» рассчитана на 4 года, направлена на развитие литературно - творческих способностей детей и приобщение детей к чтению. В реализации программы участвует весь класс. Занятия проводятся неформально – в атмосфере доверия и постоянного поиска новых, интересных форм приобщения детей к чтению через собственное литературное творчество. Каждое посещение библиотеки для ребят – это открытие, радость встречи с доброжелательными людьми и новыми книгами. Общение детей организуется в ходе викторин, эрудит-шоу, литературных игр, театральных представлений, путешествий, творческих мастерских, литературных праздников, шоу-фестивалей.

Задачу приобщения детей к ценностям культуры, к искусству слова мы решаем сообща: учитель, библиотекарь и родители. Именно семья сегодня становится центральным социальным институтом по поддержке чтения в стране. Поэтому необходимо просвещать родителей в вопросах о роли книги в воспитании детей, о возрождении традиций семейного чтения, о ценности чтения, как старта личностного развития ребёнка и его творческой самореализации. Начиная с 1 класса, мы привлекаем к сотрудничеству родителей. На первом родительском собрании ведем разговор о роли семейного чтения в становлении личности маленького читателя. Как правило, под семейным чтением подразумевают чтение вслух. Важность чтения вслух состоит не только в том, что ребёнок, не умеющий читать, приобщается, таким образом, к книге. Процесс чтения вслух содержит в себе очень важный для развития ребёнка момент совместного действия, сопереживания. Кроме того, доказано, что если ребёнок рано начинает слышать выразительное чтение текстов, написанных хорошим языком, то его собственная речь развивается быстрее и становится богаче, чем у детей, слышащих только разговорную речь. Чтение вместе – это также общение, от дефицита которого так страдают современные дети. Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, что есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.

На чтение 12 мин.

Подавляющее большинство родителей дошкольников стремятся, чтобы их малыш еще в детском саду научился читать, имел интерес к чтению, считая это умение одним из важнейших показателей его готовности к школе.

При этом общий уровень интереса к книге и чтению в обществе стремительно снижается.

  • В чем причина этого парадокса?
  • Что в действительности понимать под обучением дошкольников чтению?
  • Как с детства развивать у ребенка любовь к книге?

Поколение, которое читает

Дошкольное детство - именно то время, когда стоит приобщать ребенка к книге. Речь идет не столько об обучении детей дошкольного возраста чтению, как, прежде всего, о формировании интереса к этому процессу, умение и желание работать с книгой, воспитание читательской культуры.

К сожалению, сегодня реализовать эту задачу становится все сложнее. В значительной степени из-за неуемная тяга современных детей к мультимедийным развлечениям, которые доминируют над всеми возможными источниками познания и развития, в том числе и над чтением.

По нашему мнению, низкий интерес современного поколения к книгам - большая трагедия и в ней есть по крайней мере две составляющие - нейрофизиологическая и культурная. Так, оксфордские ученые и французский нейрофизиолог С. Дегене доказали: во время чтения начинают функционировать те зоны коры головного мозга, которые бывают задействованы в других видах деятельности.

Это связано с так называемым эффектом «погружения» в книгу, когда человек мысленно представляет себя на месте героя, строит в воображении образы других персонажей, художественный мир. Этот эффект не возникает при просмотре телевизора или компьютерной игры.

Интерес современного поколения к книгам

Недостаток чтения прямо влияет на формирование структуры и функционирования мозга ребенка.

Если же говорить о культурном аспекте, то книги - это самый прямой канал «включение» родовой памяти, то есть передачи культурного наследия от поколения к поколению.

Поэтому такая нерасположение нынешнего поколения к книги негативно сказывается на современном, а возможно, и на будущем состоянии культуры общества. Нередко сами взрослые, не желая того, отбивают у ребенка интерес к чтению и к книге.

Некоторые родители относятся к процессу чтения настолько “серьезно», что часто еще в раннем возрасте (то есть в 1,5-3 года!) стимулируют своих малышей до механического заучивания алфавита.

Поэтому, как отмечает психолог Л. Шибаева, интерес к чтению и техника чтения может быть сформирована, а чтение как полноценная деятельность, имеющая статус культурной ценности, не складывается.

Тем временем во многих странах мира проверка сформированности навыков чтения базируется на критерии грамотности чтения — способности человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на их основе, к использованию их содержания для достижения собственных целей, саморазвития.

Как же добиться того, чтобы ребенок читал осознанно и с удовольствием?

Прежде чем учить читать

Интерес к чтению воспитывается, прежде всего, через развитие познавательной активности ребенка. У малыша должна быть сформирована потребность познавать окружающий мир и себя, искать ответы на свои «почему» самостоятельно И с помощью взрослого, общаться с людьми, природой, искусством.

Задача взрослого - помочь ребенку осознать, что книжка является одним из средств познания нового, а художественное слово - высоким искусством.

Кроме того, по мнению многих ученых, прежде чем ребенок начнет читать, он должен хорошо овладеть речью и иметь интерес к чтению.

Малыш должен освоить звуковую культуру речи: иметь развитые артикуляционный аппарат, речевое дыхание и слух; уметь четко и правильно произносить звуки родного языка, понимать. как звуки складываются в речи в слова; «узнавать» фонемы (основные звуки), идентифицировать звуки в окружающей среде (голоса животных, шум транспорта, музыку и т. д).

У ребенка должен быть богатый словарный запас; грамматически правильная речь (умение согласовывать слова в роде, числе, падеже, строить различные типы предложений); развита связная речь (способность спросить и ответить на поставленный вопрос, пересказать текст, составить рассказ и др.) согласно возрастным возможностям.

Сначала следует научить ребенка слушать, говорить, воспринимать, понимать речи других, а только потом - читать и писать.

Роль взрослого в формировании интереса к чтению

Лучший способ воспитать активного читателя - собственный пример. Взрослые должны сами читать книги, показывать, как обращаться с ними: рассматривать обложку, читая название и автора. осторожно листать страницы, внимательно рассматривать иллюстрации и тому подобное.

На интерес к чтению у малыша и осознание содержания прочитанного (прослушанного) произведения в значительной степени влияет мастерство чтения взрослым.

Выразительное чтение взрослого стимулирует работу воображения детей: они четко представляют персонажей произведения, обстановку действия, картины природы и тому подобное. На основе эмоционального восприятия формируется отношение к поступкам персонажей, адекватная их оценка.

Чтение произведения становится словесным действием, назначение которой - обострить чувства детей, дать толчок их мыслям, вызвать эмоциональный отклик.

Интерес к чтению — эмоциональная поддержка детского влечения к чтению

Не менее важна и эмоциональная поддержка детского влечения к чтения или ознакомления с книгой Просматривая вместе с взрослым интересную книгу, уже в раннем возрасте малыш обращает внимание не только на изображение, но и на тексты, а в них слова и буквы. У него возникает желание «читать”, подражая взрослому.

Малыш может самостоятельно взять книгу (даже вверх ногами) и, водя пальчиком по тексту, -«читать” любимую сказку или стихотворение, воспроизводя их по памяти. В это время важно, чтобы взрослый был рядом, хвалил ребенка. стимулировал замечаниями вроде: «Ой, как интересно! А что было потом? Чем завершилась эта сказочка?” и тому подобное.

Стоит создать среду, которая будет стимулировать познавательную и творческую активность ребенка. Для книг ребенка уместно отвести отдельное место - открытое, хорошо освещенное, рядом обустроить столик с материалами для изобразительного искусства.

Чтобы не отбить у малыша охоту к чтению (слушание, рассматривание), не стоит ему это навязывать. Если интерес к чтению и книге у ребенка угасает, перейдите к другому виду деятельности, а книжку оставьте на виду. Ребенок обязательно вернется к ней через некоторое время.

Ведущие методы обучения детей чтению

В современной мировой педагогике существуют два основных, противоположных по сути, : метод «целых слов» и фонологический.

Согласно методу «целых слов» (в Украине он более известен как метод Глена Домана), детей обучают распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. То есть малышей не учат ни названий букв, ни звуков.

Фонологический метод, наоборот, предполагает прежде всего овладение детьми звуков и их графических обозначений - букв с последующим объединением их в слова во время чтения.

Хорошие результаты давал метод «целых слов», дали толчок дискуссии о том. или вообще нужно обучать детей дошкольного возраста фонетики. Еще в начале XX века зарубежные ученые провели ряд исследований, направленных на выяснение того, какой метод эффективнее. В частности, был поставлен такой эксперимент.

Одну подгруппу детей обучали чтению по методу целых слов, другую - с помощью фонологичного. Когда дети начали читать, их протестировали. На первом этапе лучше читали вслух и про себя дети из первой группы, однако незнакомые слова вызвали у них значительные трудности.

Попытки закрепить за каждым словом единственное значение приводило к тому, что за весь год обучения эти дети так и не смогли научиться читать новые слова без помощи взрослого.

«Фонологические» же дети легче справлялись с незнакомыми словами и к концу 2-го класса перегнали своих сверстников по уровню восприятия и богатству словарного запаса. Поэтому в мировой практике предпочтение отдают фонологичному метода обучения чтению

Последние исследования подтвердили: люди читают слова по буквам, но поскольку процесс этот происходит мгновенно, кажется, что мы сразу воспринимаем слово в целом. Более того, во время чтения про себя задействована та же часть мозга, что и при чтении вслух, то есть чтение - это произнесение текста во внутреннем плане.

Ученые выяснили: способности и интерес к чтению напрямую связаны со знанием букв и звуков, способностью выделять фонемы в устной речи. Эти навыки в начале оказываются даже важнее, чем общий уровень интеллекта.

Таким образом, для того чтобы появился интерес к чтению, и ребенок начал свободно читать, необходимо легко и быстро распознавать буквы и соотносить их со звуками.

Важно, чтобы ребенок постепенно приходила к пониманию того, что слово, которое говорится, состоит из разных звуков. Для этого малышам трех-четырех лет следует предлагать разнообразные игры со звуками и словами.

Например, в игре “Поймай звук» взрослый предлагает детям «поймать» (хлопнуть в ладоши, когда услышат) соответствующий звук: «Я буду называть разные звуки, а вы будете ловить лишь звук [з] - песенка комарика».

В игре “Замени звук” взрослый предлагает малышу: «Речей вместо звука [д] в слове «дуб» звук [с]. Какое слово получилось? (Зубу). А какое слово можно образовать, если заменить последний звук в этом слове?» (Душ).

Игра “Палочка, стучи!” предполагает, что дети легко стучать палочкой каждый раз, когда будут слышать определенный звук (в начале, в середине или в конце слова). Так же можно поупражняться в распознавании полного состава. Как правило, дошкольники лучше справляются с задачей на слоги и хуже - на звуки.

Это означает, что дети этого возраста еще недостаточно чувствительны к отдельных звуков (фонем), из которых состоят слова. Поэтому, чтобы они успешно освоили чтение, необходимо проводить основательную работу по развитию их фонематического слуха, артикуляционной ловкости, формирование звуковой культуры.

Чтобы чтение было осознанным

Чтение будет для ребенка полезным лишь в том случае, когда она будет понимать содержание текста. Для того, чтобы подготовить дошкольника к осознанного чтения, советуем воспользоваться следующими советами.

Рассматривайте и обсуждайте иллюстрации. Беседуйте о прочитанных страницы и по очереди описывайте, что изображено на рисунках. Уместным будет прием преднамеренной ошибки, что побуждает малыша быть внимательным, исправлять ошибки взрослого.

Активно общайтесь с ребенком по содержанию прочитанного, стимулируйте ее к словесного творчества

Отдавайте предпочтение диалогическом чтению. Просто читать ребенку недостаточно. Стоит поощрять ее придумывать альтернативные концовки, связывать то. что изображено и написано на страницах книг, с ее собственным опытом, говорить о буквы и звуки, встречающиеся там. Такой тип чтения называется диалогичним.

Играйте в разные виды игр по содержанию прочитанного: дидактические со словами; игры-драматизации, инсценировки, творческие игры и другие.

Учите ребенка работать с книгой. Акцентируйте внимание малыша на том, что произведение создает автор (один, два или много людей - народ). У каждого произведения есть название, которое записано в содержании и на странице (обложке).

Важно закреплять знания ребенка о основные литературные жанры и виды: стихотворение, сказку, рассказ, басню. Это поможет ей в дальнейшем изучать литературу в школе, ориентироваться в сборниках произведений, а в будущем - определяться в литературных предпочтениях, быть активным, сознательным читателем, культурным человеком.

Настоящее чтение - это интерес к чтению, перевод печатного текста в устную речь и осознание смысла прочитанного.

Настоящее чтение - это перевод печатного текста в устную речь и осознание смысла прочитанного. Поэтому важно научить ребенка уже в дошкольном возрасте не путать звук и букву; сливать звуки и буквы в слоги, слоги в слова, а слова - в предложения; практически оперировать понятиями “звук», «слово», «предложение», «текст»; активно работать с книгой. Это и предполагает большинство действующих программ дошкольного образования.

Обучение дошкольников чтению

Ваш ребенок дошкольного возраста, и вы уже приобрели для него красочный букварь или книги для чтения дошкольников, но результатов нет? В таком случае нужно соблюдать последовательность в обучении.

Малыш начинает анализировать предметы, пытаться влиять на них, и осознанно применять по назначению в возрасте 4-5 лет. В это же время он хорошо осваивает порядковый счет, може заниматься подготовкой к письму с помощью специальных прописных тетрадей. Но в таком возрасте лучше начать изучать только буквы, с помощью игр и красочных картинок.

Чтением нужно заниматься, когда ребенок выучит все буквы и с легкостью начнет их различать. Как раз подойдет период (возраст 6-7 лет), который, по мнению психологов и логопедов, самый благоприятный для начала обучения чтению по слогам для дошкольников с помощью кубиков или цветных набранных букв. Тем более в таком возрасте появляется активное желание учиться и интерес к чтению.

Методики обучения чтению дошкольников

Формирование навыков чтения у ребенка - довольно сложный и трудоемкий процесс. Занятия по обучению чтению дошкольников необходимо разбивать на несколько этапов.

1 этап - учим и запоминаем буквы. На этом этапе происходит обучение ребенка различать буквы и понимать их правильное произношение и чтение («ЭМ» - «М»; «ЭС» - «С»).

2 этап - чтение слогов с разной степенью сложности. Здесь ребенок обучается связи между слогами и их произношением. На этом этапе проявляется больше трудностей. Здесь самым эффективным методом можно выделить обучение слиянию слогов по подражанию или рисунков-подсказок.

3 этап - начинаем понимать смысл прочитанного слова. Этот этап развития способности осмысления прочитанного текста необходимо начинать, когда чтение станет похоже на провозглашение цельного слова, а не отдельных слогов.

Для этого этапа необходимо выполнять упражнения для чтения дошкольников: читать слова медленно, с нарастающим темпом, и разной степенью повышения тональности в голосе. Затем выяснить, в каких словах малыш не понял их значение и объяснить.

Далее, взрослый называет прилагательное или глагол, а ребенок подбирает к нему слова из тех, которые он прочел, к примеру, «обувать» - ответ: «сапоги» и тому подобное. Также хорошо на этом этапе читать подписи к иллюстрациям.

На 4 этапе ребенок учится понимать смысл прочитанного предложения или коротких текстов для чтения дошкольников.

Чтение - это нелёгкий и порой мучительный процесс, отнимающий у детей много сил и времени. И пока ребёнок не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс не будет доставлять ему, радость и удовольствие. Но, как правило, выработке определённых навыков способствует выполнение многократных тренировочных упражнений, которые редко кого привлекают своим однообразием и монотонностью. Задача учителя -найти привлекательный момент в них, преподнести их детям таким образом, чтобы они выполнялись с интересом и желанием. Как это можно сделать?

Методике известны многие приёмы отработки техники чтения, т.е. правильного способа чтения, правильности, темпа и отчасти выразительности.

Главный из них - это многочтение, такой приём, при котором ученик, отвечая на тот или иной вопрос, высказывая свою точку зрения, ищет подкрепление своим мыслям, суждениям, чувствам в тексте, обращаясь к нему вновь и вновь. Это многократное обращение к тексту каждый раз будет открывать ученику в уже знакомом тексте нечто новое, неожиданное, удивляющее его и вместе с тем интересное. При этом глубина погружения в художественный текст увеличивается, возрастает интерес к чтению.

Виды работы на уроках чтения:

1. Чтение всего текста

2. Чтение текста, с целью деления на части и составления плана

3. Чтение по готовому плану

4. Чтение с сокращением текста (дети не читают предложения или слова, которые можно опустить). Подготовка к сжатому пересказу

5. Чтение цепочкой по предложению

6. Чтение цепочкой по абзацу

7. Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку

8. Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос

9. Чтение самого красивого места в тексте

10. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком)

11. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста

12. Чтение с целью нахождения в тексте 3 (4.5...) выводов

13. Установление путем чтения причинно-следственных связей

14. Чтение по ролям с целью наиболее точной и полной передачи характеров героев

15. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора

16. Нахождение и чтение образных слов и описаний

17. Нахождение и чтение слов с логическим ударением

18. Вычленение слова из текста к предложенной схеме, например: чн, леи

19. Кто быстрее найдёт в тексте слово на определённое правило

20. Нахождение в тексте самого длинного слова

21. Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов

22. Нахождение в тексте и чтение сочетаний: местоимение + глагол и т.п.

23. Чтение с пометками непонятных слов

24. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным слова записаны на доске)

Наверное, все согласятся, что любое действие, которое диктуется сверху, и в котором у человека нет личной заинтересованности, выполняется неохотно и, как правило, даёт мало пользы. Поэтому учителю очень важно обеспечить ученику право свободного выбора. Охотно читается, активно воспринимается и производит впечатление то, что является актуальным для читающего, что заставляет его действовать по собственной инициативе, самостоятельно.

Ниже рассмотрим основные виды чтения.

Возвращающееся чтение - это перечитывание уже знакомых детям произведений через некоторое время. Такое чтение способствует развитию у детей положительного отношения к общению с книгой через удовлетворение их потребности в повторном переживании сюжетов и образов, захвативших их воображение. Вместе с тем происходит углубление и переоценка полученных ранее впечатлений, когда воспринятые образы всплывают в памяти и высвечиваются по-новому, приближая ребёнка к пониманию идейно-художественного смысла произведения.

Основным моментом урока «возвращающегося» чтения является выдвижение предположений в классе о том, «почему Саше или Наташе захотелось перечитать это произведение». Также следует не только раскрывать детям значение повторного обращения к произведению как возможность дополнительной встречи с полюбившимися героями и их авторами, но и помогать ученикам выявлять всё новые смыслы произведения, подводя детей к осознанию своего обновлённого восприятия читаемого.

Свободное чтение - это обращение ученика к чтению по собственному желанию и с правом самому решать: зачем ему читать, что именно читать, как читать и когда читать. Значение такого чтения заключается в следующем:

Любовь к чтению не может возникнуть без наличия у ребёнка возможности свободно определять своё отношение к нему, включающее заинтересованность содержанием чтения, личностью автора или в стремлении к духовному росту, желанием не отставать от других в читательских умениях и др.

Свободное чтение как чтение без стесняющих ребёнка рамок позволяет ему читать в меру своих возможностей и в оптимальных для себя условиях вести диалог с автором произведения, что само по себе стимулирует желание вести этот диалог. Свободное чтение предоставляет ребёнку возможность для самовыражения своих читательских интересов .

Психологами установлено, что на каждом возрастном этапе развития человека формируется ведущий тип деятельности, способствующий развитию личности. Для младших школьников - это учебная деятельность, в процессе которой ученик осваивает теоретические знания и одновременно развиваются произвольность поведения, отвлечённое мышление, мыслящая память. Ученик из объекта обучения становится субъектом учения. Знания усваиваются им не вообще, а в форме учебной деятельности.

Общие структурные элементы учебной деятельности: учебная задача, цель и мотив, ориентировочные и исполнительские действия, самоконтроль и самооценка продукта деятельности - должны присутствовать в обучении всегда. Значит, содержанием обучения должны стать не только предметные знания, умения и навыки, но и деятельность по их усвоению. Опора на мотивацию учения, знание способов действия решения задачи, операций по усвоению знаний - это то новое, что постепенно вносится в практику начальной школы.

Таким образом, деятельность ребёнка направляется на формирование общих умственных действий - умений учиться и специальных предметных действий в системе любого учебного курса.

В систему формирования учебной деятельности должно быть включено и обучение чтению. Своеобразие чтения состоит в том, что оно является не только предметным (специальным), но и общеучебным умением, от которого зависит успешность обучения ребёнка по другим предметам. Чтение как один из видов речевой деятельности соотносится с общей структурой деятельности, в том числе и учебной, поэтому навык чтения не может формироваться полноценно без мотивации учения, без наличия ориентировочных и исполнительских действий в процессе его освоения, а также без воспитания при этом у учащихся чувства самоконтроля и самооценки.

Чтение осуществляется с помощью литературы, но основной проблемой является формирование читателя на начальном этапе его развития, а именно: овладение прочными навыками чтения и способами работы с художественным и научно-популярным текстом.

Несмотря на то, что начальную школу называют школой навыка, недооценивающей общее или умственное развитие ребёнка, но можно утверждать, что навык чтения формируется на уровне букваря. Далее навык чтения развивается спонтанно и его формирование не управляется. Вот почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, читают медленно, с наличием остаточных внешних речедвижений, а их чтение вслух технически несовершенно, невыразительно. Они с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, затрудняются вычленить главное в научно-познавательной статье, учебном тексте.

Как говорит известный критик и философ И.Ф. Карякин: "Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с другими, а не с ним самим, пока он в чужом не узнает своё… пока не обожжётся этим открытием -- до той поры нет и интереса к чтению, нет и потребности в нём".

Положительное отношение к чтению, по его мнению, начинается с той минуты, когда:

Ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем,

Когда он откроет личный смысл в читаемом, когда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного творческого потенциала .

Работа учителя по анализу художественного произведения будет эффективна только в том случае, когда ребёнок испытывает интерес к чтению, к литературе в целом. Только тогда на уроке будут вестись не просто разговоры о каком-то произведении, а будет идти доверительная беседа, которая глубоко затронет ребёнка, заставит задуматься о чём-то и что-то важное для себя приобрести. Только тогда каждое новое произведение будет для ребёнка как открытие чего-то нового лично для него.

Сухомлинский пишет: «То, что ребёнку необходимо запомнить и чему научиться, прежде всего должно быть для него интересным» .

Поэтому проблема пробуждения и развития интереса к чтению как к уникальному виду деятельности и явлению культуры приобретает особое значение.

Существует мнение, что чем раньше начинаешь приучать ребёнка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима система.

Начало этой системы - в семье. Прежде всего, ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром ещё в 16 веке были написаны строчки: Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, - родители пример ему.

И если родители - люди грамотные и думающие, то они первыми начнут работу по формированию интереса ребёнка к книге. Как они это могут сделать?

Но ведущая роль в решении этой задачи принадлежит урокам чтения.

Анализ существующих программ по литературному чтению младших школьников показывает, что, несмотря на позитивные изменения в системе работы по литературному образованию младших школьников программы все же несовершенны.

Так, например, основное внимание уделяется развитию технической стороны чтения (техника чтения) и смысловой (обучение анализу художественного произведения). Требования, предъявляемые к ребёнку на начальном этапе литературного образования, в основном направлены на знания, умения и навыки ребёнка, а не на его индивидуальное развитие.

Как же действовать учителю? Конечно же, начать надо с учета возрастных особенностей младших школьников.

В возрасте 7-9 лет идёт чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, так называемого чувственного интеллекта.

Обращая большое внимание на эту особенность младшего школьного возраста, учитель может добиться высокой эффективности в своей работе по литературному чтению.

Именно в младшем школьном возрасте семимильными шагами идет накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в чтении занимательности, сильных эмоциональных переживаний. Их воображение захватывают остросюжетные произведения, героические подвиги кажутся нормой жизни, а любимые герои - это, прежде всего герои действия.

Для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат их удивляться. Способность удивиться событию, явлению, человеку для ребёнка очень необходима: из удивления рождается интерес к жизни, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им.

Игнорируя литературные пристрастия учащихся этого возраста, можно на долгие годы «убить» у них всякий интерес не только к литературе как к учебному предмету, но и к чтению вообще.

Какие же особенности читателей младшего школьного возраста следует учитывать учителю при подготовке к уроку?

Маленький читатель реагирует на текст в первую очередь эмоционально. Детские переживания, связанные с текстом, - большая ценность для начальной школы. О важности для ребёнка способности чувствовать, переживать писалось не раз. Вспомним известные слова В.Г. Белинского, считавшего, что главное в процессе чтения, чтобы дети как можно "больше чувствовали":

"Пусть поэзия слова действует на них, как музыка, прямо через сердце, мимо головы, для которой ещё настанет своё время" В.Г. Белинский.

Другая особенность читателей младшего школьного возраста - отождествление художественного мира и реального. Не случайно этот период в развитии читателя называют возрастом "наивного реализма". Это выражается в отношении к персонажу как к живому, реальному; в проявлении доверчивости к его изображению. Мысля конкретно, дети постоянно спрашивают: "А это на самом деле было?"

Следует отметить наличие у младших школьников чуткости к слову и к художественной детали. Ребёнок реагирует подчас на такие психологические тонкости, которые взрослые порой не замечают.

Присущ младшим школьникам так называемый эффект присутствия, означающий способность ребёнка жить в образе.

Последняя особенность читателя младшего возраста - отсутствие реакции на художественную форму.

Эти качества восприятия младших школьников и являются для учителя опорой в процессе развития у них интереса к литературному произведению, а значит и к уроку чтения.

На уроке учителю необходимо показывать детям, что чтение - это общение, диалог читателя и автора. Но это общение не непосредственное, а общение через текст, созданный автором.

Если учитель будет придерживаться той установки, что в художественном произведении важно не только то, что написано, но и как написано, с помощью каких средств, то дети обязательно будут обращать внимание на художественную форму произведения, которая более важна в художественной речи, чем в обычном общении.

Главный учебный итог уроков чтения в начальной школе должен состоять в том, чтобы они рождали у детей интерес к последующему литературному образованию, пробуждали жажду собственно литературных знаний для ответа на всё новые и новые вопросы: не только о том, что и как рассказала им книга и кто был их собеседником, но и почему автор говорит об этом, почему говорит именно он, почему говорит так, а не иначе и почему автору удаётся вызвать у читателей такие мысли и чувства.

© 2024 sun-breeze.ru
Новые идеи бизнеса - Животные и растения. Заработок в интернете. Автобизнес