Сценарий игровой – развлекательной программы для детей младшего школьного возраста. «Ярмарочный театр Петрушка»

Людмила Еникеева
Сценарий развлечения «Петрушка и Скоморох на ярмарке» (старший возраст)

Выступление Петрушки и Скомороха на ярмарке.

Скоморох:

Расступись, честной народ,

В гости ярмарка идёт!

Если ярмарку проспишь,

Себе в жизни не простишь!

Не жалейте руки,

Здесь не будет скуки!

А вот и Петрушка- веселая игрушка!

Петрушка –

Я, Петрушка – веселая игрушка!

Ноги дубовые, кудри шелковые,

Сам хожу, брожу, шевелюсь,

Никого в мире не боюсь!

Доброго здравия вам, ребята! Здравствуйте! (Кланяется.)

Как же долго я бежал, а туда ли я попал?

Скоморох

Раз пришёл, поздравь публику.

Петрушка :

Не вижу никакого Бублика.

Скоморох

Петруша, надо публику приглашать.

Петрушка :

Пора бублики жевать!

Скоморох:

Вот баламут! Я сам буду объявлять. //-У нас сегодня весёлый балаган!

Петрушка:

У нас сегодня осёл да баран!

Скоморох

У кого юмор есть – пожалуйте к нам!

Петрушка:

У кого нет – марш по домам!

Скоморох:

Петрушка, ты разгонишь весь народ!

Петрушка:

Эх, честной народ, заводи хоровод,

Просто так не стой, а пляши да пой!

Хоровод

Скоморох:

Кто пришёл повеселиться - хлопайте в ладоши!

Петрушка

Кто пришёл сюда покушать - хлопайте тоже!

Скоморох:

Кто из вас не любит скуку - хлопайте в ладоши!

Петрушка:

Кто сюда пришёл поспать - хлопайте тоже!

Скоморох:

Если кто-то любит холод - хлопайте в ладоши!

Петрушка:

Если кто-то любит лето - хлопайте тоже!

Скоморох:

А кто любит блины да масленицу- топайте громче!

Петрушка:

Любит ярмарку народ: игры, пляски, хоровод!

Скоморох:

На Руси обычай был - народ на ярмарку ходил!

Петрушка:

А есть у меня ложки. Ложки не простые, Ложки расписные!

Игра с ложка ми

Петрушка:

Сколько ребят собралось, умных да смышленых.

А загадки вы умеете отгадывать?

Скоморох -.

Он - речист, смешон порой.

А в народном балагане он на ярмарке – герой.

Он – весёлая игрушка, а зовут его… (Петрушка.)

Петрушка -.

Печенюшкам он племянник.

Медовый, сладкий, вкусный… (Пряник)

Скоморох -

Кольцо непростое, кольцо золотое.

Вкусное, хрустящее, стоит всего рублик. Зовут его… (Бублик)

Петрушка - .

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется

и цветы Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А может, солнцем залитые. (Хохлома.

Скоморох- .

Эта роспись

На белом фарфоре –

Синее небо, синее море

Синь васильков,

Колокольчиков звонких.

Синие птицы

На веточках тонких. (Гжель.)

Петрушка:

Молодцы! Отгадали все загадки! Уважили петрушку.

Скоморох:

Ярмарка огневая, яркая!

Ярмарка плясовая, жаркая!

Петрушка:

А не засиделись ли наши участники ярмарки? А не засиделись ли наши гости?

Скоморох:

А давайте поиграем в любимую народную игру «Ручеек»

Игра «Ручеек»

Петрушка

Гости дорогие, поиграли. Пошутили

По домам пора!

Скоморох:

Ярмарка закрывается, Ярмарка прощается!

Публикации по теме:

Брейн-ринг по ПДД (старший дошкольный возраст) Брейн-ринг по ПДД (старший дошкольный возраст) Программное содержание: 1. Продолжать знакомство с дорожными знаками и их назначением. 2.

Конспект интегрированной НОД «Осенний лес» (старший дошкольный возраст) ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ закрепить представления детей об осени и её приметах, об изменениях. происходящих в живой и неживой природе;упражнять.

Конспект НОД «Наша Родина» (старший возраст) Цель: - дать первые представления о стране и городе, в котором мы живем; - воспитать любовь к родному городу; - вызвать познавательный интерес;.

КОП «Волшебные краски» (старший дошкольный возраст) Технологическая карта краткосрочной образовательной практики «Волшебные краски» (старший дошкольный возраст) Пояснительная записка Мир маленького.

НОД по ФЭМП «Число и цифра 0». (Старший возраст) Непосредственная образовательная деятельность ФЭМП (старший возраст.) Число и цифра 0. Цель: Познакомить с нулем, проявлять интерес к практическому.

Осенние наблюдения (старший дошкольный возраст) 1. Наблюдение за сезонными изменениями. Дать детям понятие, что наступил сентябрь, первый осенний месяц, первые осенние дни, зовут его «запевалой.

РУССКАЯ ЯРМАРКА

Сценарий праздника для родителей и учащихся 1 класса.

Для оформления зала нужно оформить занавес, поставить в ряд столы, покрытые красивыми скатертями или занавесками, разложить на столах «товар», написать несколько вывесок типа «Продажа живности», «Чайная», «Булки, хлеб, бублики».

Предварительная работа: слушание русских народных песен, разучивание народных игр, элементов русской пляски; разучивание стихов, песен их обыгрывание.

Материал: сувениры, вывески «Продажа живности», «Булки, хлеб, бублики», «Чайная», платочки. Расписные короба для коробейников. Игровое оборудование «Веселая карусель». Музыкальные народные инструменты: румбы, трещотки, деревянные ложки, бубны и др. Ширма, кукла Петрушка.

Ход праздника:

Праздник начинается с того, что родители делают "воротики", дети проходят в них, идут по залу, становятся на свои места.

Хозяюшка:

Ой вы, красны девицы и добры молодцы! Приглашаем всех на ярмарку веселую! Собираются сюда гости желанные, скоморохи и гудошники, и начинается веселое представление с играми, потехами, с хороводами и песнями.

Хоровод "На горе-то калина"


Выбегают 2 скомороха

Под музыку р.н.п «Коробейники»

Входят 6 коробейников с лотками (в лотках – фрукты, ведерки, игрушки, гребешки, платочки, бусы), обходят зал и останавливаются лицом к гостям.

Сценка «Уля и Филя»:

У: Здорово, Филя!

Ф: Здорово, Уля!

Ф: Мать прислала лепешек-оладушек.

У: А где ж они?

Ф: Я их под лавку положил.

У: Экий ты, Филя, чудак!

Ф: А ты бы, Уля, как?

У: Я бы их в печку положила, ты пришел и поел.

У: Здорово, Филя!

Ф: Здорово, Уля!

У: Что, мать гостинцев прислала?

Ф: Мать прислала сарафан.

У: А где же он?

Ф: Я его в печку положил.

У: Экий ты, Филя, чудак!

Ф: А ты бы, Уля, как?

У: Я бы его повесила.

(звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)

У: Здорово, Филя!

Ф: Здорово, Уля!

У: Что, мать гостинцев прислала?

Ф: Мать прислала барана.

У: А где же он?

Ф: Я его повесил.

У: Экий ты, Филя, чудак!

Ф: А ты бы, Уля, как?

У: Я бы его в хлев завела, водой напоила, сена дала.

(звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)

У: Здорово, Филя!

Ф: Здорово, Уля!

У: Что, мать гостинцев прислала?

Ф: Мать прислала сестренку

Настьюшку.

У: А где ж она?

Ф: А я ее в хлев завел, водой напоил, сена дал.

У: Экий ты, Филя, чудак!

Ф: А ты бы, Уля, как?

У: Я бы ее на стул посадила, да чаем напоила!

(звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)

Встанем, девицы, рядком

Да частушки пропоем!

Мальчики:

Да и мы, пожалуй, встанем,

От подружек не отстанем!

Пропоем мы вам частушки

Замечательны таки,

Что пойдут плясать старушки,

Затанцуют старики!

Выйду, выйду я плясать

В новеньких ботинках,

Все ребята говорят,

Что я как картинка!

У меня в кармане роза –

Роза рассыпучая,

У меня такой характер,

Как крапива жгучая!

мальчики:

Ставлю ногу на носок,

А потом на пятку.

Стану русскую плясать,

А потом вприсядку!

Поленился утром Вова

Причесаться гребешком,

Подошла к нему корова,

Причесала языком

Родители:

В синем небе ходят тучки,

Будет дождик или град.

Оля просится на ручки

По дороге в детский сад!

Петя ловко ловит рыбу

Может плотик смастерить,

Только "здравствуй" и "спасибо"

Не умеет говорить!

Саша с Вовой поиграли

Все игрушки разбросали,

Стали спорить и кричать

Кому игрушки собирать!

За столом сидела Алла,

За тарелкой думала,

Буратино к ней подсел,

Весь компот и кашу съел.

У родителей ни часа

Нет с ребенком пообщаться,

А в школе кто общается.

Тот быстро развивается!

Ох, довольно мы напелись,

Дайте смену новую!

Ой, спасибо гармонисту

За игру веселую!

Сценка «Скоморох с медведем»

Расступись, народ честной,

Идет медведюшко со мной!

Много знает он потех,

Будет шутка, будет смех ! (Медведь кланяется публике.)

- Покажи-ка, Михайло Потапыч, как наши девушки в детский сад собираются?

(Медведь красит губы, вертится, прихорашивается.)

- А какие в нашей группе мальчики?

(Медведь дерется, рычит.)

-А как Ваня проспал, в сад опоздал?

(Медведь «спит», вскакивает, бежит.)

- А как наш директор по школе ходит?

(Медведь важно ходит по сцене.)

- А как Дуняша пляшет?

(Медведь выставляет ногу.)

- Да не та Дуняша, что раньше была, а теперешняя!

(Медведь крутит задом.)

- Молодец! А теперь поклонись да под музыку пройдись ! (Медведь кланяется и уходит.)

2-й скоморох

Чудаков на свете много, вот и в нашем городе их немало. А где ж мои чудаки? Эй, чудаки!

1-й скоморох:

Я по ярмарке ходил, себе дудочку купил. Я буду песню веселую играть, а вы мне помогайте,

Песня-инсценировка "Патока с имбирем"

Хозяюшка:

Это что же за народ? Слезы горькие он льет?

Аленушка:

Да, противные грачи, утащили калачи.

Хозяюшка:

Можно жить без калачей, был бы чай погорячей!

2-й скоморох:

А ну, ребята, а ну, девчата!

Выходи рядком. Играть начнем!

Игра «Карусель

6 стульев ставят спинкой в круг. Приглашают 7 детей. Звучит музыка, дети бегают по кругу. Музыка кончается. Дети садятся на стулья.

Игра с родителями.

Варианты:

Родители бегают за руку с детьми, сев на стул ребенка садят на колени

(все садятся на места)

Ай, ребята, молодцы!

Все такие удальцы!

Приготовим мы сейчас

Игры посложней для вас!

Под веселую русскую народную мелодию над ширмой появляется кукла Петрушка.

Петрушка:

Привет, шалунишки, девчонки и мальчишки! А вы играть любите? Тогда сейчас я с вами поиграю в «Путаницу». Я вас буду путать, а вы должны отвечать правильно: девочки или мальчики. Договорились?

Петрушка загадывает детям загадки:

Весной венки из одуванчиков

Плетут, конечно, только...

Болты, шурупы, шестеренки

Найдешь в кармане у...

Коньки на льду чертили стрелочки…

С утра в хоккей играли...

Болтали час без передышки

В цветастых платьицах...

При всех помериться силенкой,

Конечно, любят лишь...

Боятся темноты трусишки -

Все, как один, они...

Шелк, кружево и в кольцах пальчики -

Выходят на прогулку...

Молодцы! До свидания! А на смену мне вновь идут веселые скоморохи!

1-й скоморох:

И со всех концов земли все на ярмарку пришли!

Вот девчонки-поскакушки и ребята-веселушки!

2-й скоморох:

А вы умеете прыгать? А ну, смельчаки, выходите! Кто больше раз на двух ногах попрыгает, тому и товар любой на выбор!

Дети играют в игру «Прыжки через канат».

Звучит веселая русская мелодия, ведущие крутят канат (или скакалку) и дают детям различные задания: прыгать парами, вприсядку, втроем, боком и прочие.

1-й коробейник

Эй, доставайте рублики, покупайте бублики

Торопись, не скупись, раскошеливайся
Молодой человек, а ты что продаёшь?

Иванушка (с гармошкой)

А я не продаю, я песни пою.

Начина, ребята!

Инсценировка русской народной песни

«Где был, Иванушка?»

1-й скоморох: Ай, да Иванушка, богатый домик нажил…

Шумовой оркестр «Топотуха»

Заключение

Хозяюшка: «Ой, полным-полна коробушка, есть и ситец и парча» - так поется в песне. Но у наших коробейников, короба уже пусты.

1-и скоморох:

Вот и солнце закатилось -

Наша ярмарка закрылась!

2-и скоморох:

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям!

Звучит русская народная мелодия. Скоморохи и дети покидают ярмарку.

Праздник завершается чаепитием из самовара с бубликами и конфетами.

Сценарий. Праздник "Кукольная история"

Сценарий праздника для детей начальных классов. Дети узнают об истории кукол в России, примут участие в изготовлении кукол - оберегов, посмотрят выступление кукольного театра, поиграют в народные игры.

ЦЕЛЬ: изучение истории русской народной куклы.
ЗАДАЧИ:
развивать творческие способности детей;
воспитывать уважение к русской культуре;
научить изготавливать куклу своими руками.

Ведущий: Ребята, отгадайте загадку:
Ей меняю я наряды,
Спать кладу, гулять вожу.
Причешу и, если надо,
Бант красивый повяжу.
С кем же так играю я
Подскажите мне друзья?

Конечно это кукла! Сегодня вы услышите кукольную историю.
Поднимите руку, у кого есть кукла? Что такое кукла? Для чего она нужна?
В толковых словарях русского языка объясняется, что кукла - это детская игрушка в виде фигурки человека.
Кукол в мире великое множество. - Какое разнообразие кукол нас сейчас окружает. Зайди в любой магазин «Игрушки» и глаза разбегаются от изобилия. Можно выбрать себе игрушку по душе и по карману.
-Ребята, как вы думаете, а ваши бабушки и прабабушки играли в такие же куклы?
-А где они их брали?
Самые первые куклы делались из золы, глины, дерева, кости, лыка, воска, льна.

В глубокой древности кукла была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов.

Начинаем нашу историю с тряпичной куклы
Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.
«В детстве самыми любимыми игрушками были куклы. С малолетства мы умели делать кукол. Делали из тряпочек, рямушечек, носовые платочки использовали. Куклы одни сшивали, а другие просто закручивали и завязывали нитками. Куклам никогда не рисовали лицо. Такие куклы назывались безликими. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может селиться нечистая сила. «Безликая» кукла считалась предметом неодушевленным и не могла навредить ребёнку. Одевали кукол, как сами ходили. Обязательно сарафан. Сзади все складки прошивали. Поверх сарафана кофту и передник. Обязательно поясом подвязывали.. У взрослой куклы-женщины делали даже грудь. Делали и кукол-мужчин и детей. С куклами играли, кормили их, укладывали спать, обыгрывали всю взрослую жизнь на куклах. Вот посмотрите, как мы делали куклы
Пеленашка
У каждого новорожденного дитя была в колыбельке яркая куколка, охраняющая младенца от «дурного глаза» Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы кукла "обогрела" её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. Чтобы малыш крепко и спокойно спал, приговаривала мать: "Сонница- бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой". Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка.
Десятиручка - кукла, предназначенная молодухе (девушке, недавно вышедшей замуж). Такую куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось.
Традиционно эту куклу делали из травы, соломы, лыка и красиво оформляли

Зерновушка - кукла, которая символизировала достаток в доме,. Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы- мешочек, наполненный зерном. Также эту куклу могла делать женщина, чтобы у неё были дети. Эта кукла символизировала достаток, благополучие в семье. Бытовала в районах, где выращивали злаковые культуры.
Ведущий:
Важным моментом в жизни человека является свадьба. На этот случай существовала специальная обрядовая кукла «Парочка», иногда такую куклу называли «Неразлучники». У женской и мужской фигуры общая рука - символ крепкого брачного союза. Свадебную «Парочку» изготавливали из трех красных лоскутов одного размера. Куклу дарили молодым на свадьбе, закрепленную на полотенце. Когда рождался в молодой семье первый ребенок, полотенцем начинали пользоваться, а куклу давали ребенку или хранили всю жизнь как оберег семьи и брака.
Игра «Кукольные движения» - (делай как я) (в кругу, водящий отворачивается, дети повторят движения за ведущим, водящий должен угадать кто ведёт.…)


А сделать кукол можно самостоятельно, для этого нужно всего лишь несколько обрезков лоскутков, нитки, и фантазия.
Сейчас наши мастерицы покажут мастер -класс.
Приглашаются желающие поучаствовать

МАСТЕР-КЛАСС (от каждого класса один ученик изготавливает куклу, всего -12 человек)


Дети демонстрируют изготовленных кукол



Девочки 7 класса рассказывают о куклах:
1.Домашняя Масленица
В масленичную неделю такую куклу вывешивали за окно. Это было знаком того, что теща ждала зятя и дочь в гости на блины. Чаще всего таких кукол изготавливали из соломы и лыка. Лицо обтягивали льняной тканью и одевали в традиционный наряд.


Широкое распространение на Севере России имела кукла - 2.берестушка, кукла была изготовлена из бересты, свёрнутой в трубочку. Внутрь вкладывалась молитва (или заговор). Это был сильный оберег. Как правило, эту куклу делала для ребёнка и дарила ему родная бабушка (поэтому её иногда называли "бабушкина кукла").


4.Кукла колокольчик. Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.


Игра «Мыршим» казахская народная игра с конфетой за щекой.Водящий должен угадать у кого за щекой конфета. .
Ведущий: послушайте историю фарфоровых кукол

Для девочек из богатых семей кукол заказывали за границей. Французские куклы прославились на весь мир уже в 16 веке. Но кроме игровой у них была еще одна важная роль – они знакомили дам с последними веяниями моды. Аристократки выписывали таких модниц для своих дочерей, чтобы привить им хороший вкус.

В конце ХIХ века в России появились куклы, которые были ничуть не хуже зарубежных. У них были фарфоровые головы с прелестными личиками и красивыми волосами, а носили они искусно сшитые народные костюмы разных губерний России. Таких кукол назвали этнографическими. Их с удовольствием покупали не только в России, но и гости из-за рубежа. Эти куклы были недёшевы. Костюмы у них были самые настоящие: сарафаны, шушуны, поневы, душегрейки. Отделка – вот в чем была особая красота народной одежды. Для нее использовались ленты, тесьма, позументы, канитель, блёстки, бисер, мулине разных цветов. Бусики и пуговки делали стекольщики. Кукольную обувь шил сапожник. Куклами в национальных одеждах играли и царские дочери. Одежду для таких кукол шили лучшие портные Постельной палаты в Кремле.

Самые дорогие куклы с фарфоровыми головками, в костюмах из парчи и шёлка, украшенных бисером, золотыми и серебряными галунами, затейливыми кружевами, теперь входят в музейные собрания России, Франции, Америки и других стран.

Кукольную историю продолжают деревянные куклы
Яркая матрешка, известная всему миру, стала кукольным символом России
– ни один турист не уедет от нас без этой расписной русской крестьяночки

А сегодня у нас в гостях куклы- неваляшки. Танец исполняют девочки 1 класса.


Игра «Матрёшки»
2 команды становятся в шеренги,по команде завязывают платки впередистоящему. Чья команда быстрее.


Ведущий:
Продолжают историю современные куклы

Куклы70-80 годов прошлого века.
Такими куклами играли ваши мамы, наверное, они ещё сохранились у вас дома. Куклы из пластмассы с капроновыми волосами. У кукол закрывались глаза, двигались руки и ноги.
Такую куклу можно было мыть делать ей причёски, одевать, раздевать.

Кукла Барби
В 1959году в мае месяце родилась знаменитая кукла Барби. Её рост29 см, а весит она лишь135 грамм.

Вам трудно себе представить жизнь без кино, телевидения, компьютеров? А ведь когда-то ничего этого не было. Тогда народ очень любил смотреть кукольные театральные представления.
Т-с-с..Ребята! Мы сегодня с вами попадём в волшебный мир говорящих кукол. Здесь не принято шуметь и громко разговаривать, потому что эти куклы артисты, и они готовятся к выходу на сцену

Появляется Петрушка
Это про кого вы разговор так тихо ведёте? Ишь, притихли! Я даже и не слышал, что зрители уже собрались. Здравствуйте ребята!
Дети здороваются.
Эй, белобрысый из первого ряда.
Ты не узнал меня с первого взгляда:
А я – Петруша!Любимая всеми игрушка!
Остер колпачок, еще острей язычок.
Ох, и посмеюсь я над вами –
Да так, что расхохочитесь сами!
(Звучит музыка «Бродячие артисты» в исполнении ансамбля «Веселые ребята»)
Входит сказочник с большим ярким чемоданом.

Петрушка:
О! это еще кто такой?
Не хочешь ли поиграть со мной?
Сказочник: Я сказочник, хожу по городам и сёлам, показываю людям весёлые спектакли, добрые сказки, представления….
Петрушка:
И у нас сегодня представление Всем на удивление!
Я хочу рассказать детям о театре, Кому, как ни мне это знать.
Ведь театр с меня начинается –
Я самый любимый детский персонаж.
Спектакли со мной народ уже 100 лет смотрит.
Эх, без Петрушки и шутки, не шутки.
И театр, не театр!Так ведь, ребята?!
Сказочник:
О! да ты как я погляжу, Хвастунишка, Петрушка.
Петрушка: А что это за чемодан у тебя?
Сказочник: В таком волшебном чемодане живут куклы, и где открывает его сказочник, там и поселяется сказка, начинаются настоящие чудеса.
Достаёт кукол. это кукла – «марионетка».
Петрушка: Почему у этой куклы такое странное имя?
Сказочник: Эти игрушки давным-давно придумали в далекой Италии.
«Мариона» - это по-итальянски маленькая Мария – так и прозвали в ту пору забавных кукол.
А чтобы эта кукла ожила, скажите вместе со мной
Волшебные слова:
«Динь-дон, динь-дон, Под весёлый перезвон,
Кукла наша оживай Танцевать начинай!» Ребята кто хочет оживить куклу? (дети показывают действие с куклой)

Сценарий праздника “Костромская ярмарка” /для учащихся 4 – 8 кл. /

Цель мероприятия: познакомить школьников с традициями родного края, его культурным наследием.

Задачи: развивать любовь детей к родному краю, к родной

Костроме;

воспитывать достойного, любящего и знающего

родную культуру и родной язык Гражданина Отечества;

формировать у учащихся эстетический вкус;

пробуждать любовь к русской речи;

овладевать коммуникативными навыками и умениями.

Оформление зала: торгующие палатки, каждая из которых имеет вывеску, зазывалу, расхваливающего свой товар. Здесь же расположен город мастеров. В нём ребята работают над своими поделками: плетут, вышивают, вяжут и т. д. Рядом с городом находится “чайная” c самоваром, баранками, бубликами.

Участники мероприятия: ведущие, скоморохи, Петрушка, поводырь с медведем, коробейники, цыгане, фольклорный ансамбль, зазывалы.

Ведущий : Сколько сказочных мест у России.

Городов у России не счесть.

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

Мы живём с вами в Костроме, в красивом древнем городе, который славится своей историей и традициями. Сегодня мы совершим путешествие в прошлое и побываем на Костромской ярмарке. Не было на Руси более зрелищного и яркого праздника, праздника мастерства, изобилия, народного остроумия и веселья. Ярмарки были многолюдными, так как привлекали обилием и разнообразием товаров, изделиями народного промысла, так необходимых в повседневной жизни людей. Ни одна ярмарка не обходилась без зрелищ и увеселений. На них выступали бродячие музыканты, фокусники, скоморохи, цыгане, кукольные театры. Здесь царили веселье и смех, игры и пляски, хороводы и частушки.


Под весёлую музыку / можно взять пёсню “ Коробейники ” в зал выбегают скоморохи:

1скоморох:

Как во славном во городе нашем

Ожидается ярмарка великая –

Много товара,

Блины с пылу – жару,

Чай из русского самовара,

Пляски удалые,

Песни огневые,

Игрища молодецкие, пряники медовые,

Орехи калёные.

2 скоморох :

На ярмарку. На ярмарку.

Спешите все сюда.

Здесь шутки, песни, сладости

Давно Вас ждут, друзья.

Ярмарка. Ярмарка. Ярмарка.

1скоморох:

Подходи, честной народ,

Базар-ярмарка идёт.

Здесь найдёте, что хотите.

Набегайте. Подходите.

2 скоморох:

Пришла Маня на базар

Принесла домой товар:

Родной матушке платок-

По серёдочке цветок,

Братьям – соколам –

По козловым сапогам.

Сестрицам – лебедицам Да по белым рукавицам.

1скоморох:

Поехали. Поехали.

За калёными орехами

Приехали. Приехали.

С грибами, с орехами.

Вместе:

Ярмарка. Ярмарка. Ярмарка.

Всех зазываем.

Всех приглашаем

Подходи, честной народ,

Базар-ярмарка идёт.

2 ведущий :

Да, ярмарка - это продажа товаров, веселье, смех. В нашем городе тоже проводились ярмарки. Главная из них получила название Девятой, т. к. проходила на девятой неделе после Великого поста. А учреждена она была в 1789г.

В начале века ярмарка продолжалась в течение трёхлетних недель.

Лёгкие ярмарочные постройки: лавки, полки – ставились в строгие линии, предназначались лишь для одной или нескольких групп товаров.

Линии ближе к гостиному двору – товар красный: ситцевый, мануфактурный, парфюмерный, ювелирный.

Ближе к Мучному ряду – товар бытовой, домашний.

С началом ярмарки в Кафедральном соборе служили службу. Затем торжественное шествие под колокольный звон перемещалось к памятнику Михаилу Романову и крестьянину Ивану Сусанину, где, освятив предстоящую торговлю, поднимался ярмарочный флаг.

Ярмарка сзывала купеческий и торговый люд не только с окрестных, но и дальних губерний. И слава костромской ярмарки была известна по всей Волге. А ярмарочный гомон был слышен за несколько кварталов. Более всего выделялись крики продавцов, зазывал – приказчиков. Было что костромичам показать. Ткани из чистого льна высших сортов, табак да махорка золотистая, мука да крупа отборная, лесной материал, колокола. Первые дни на ярмарке называли гуляющими: купцы, крестьяне, городской люд выбирали товар, лакомились мороженым, грызли семечки, развлекались.

1скоморох:

И со всех концов земли

Все на ярмарку пришли.

Народ собирается.

Ярмарка открывается.

2 скоморох:

Солнце яркое встаёт,

Спешит на ярмарку народ.

А на ярмарке товары

Пышут жаром самовары.

Продавцы из торговых палаток зазывают покупателей.

Зазывалы:

Мы ребята удалые!

Мы ребята озорные!

Всех на ярмарку зовём!

Мы игрушки продаём!

Игрушки – то на все манеры.

Вот вам барышни,

А вот и кавалеры.

2. А ну, честной народ!

Подходи посмелей.

Покупай товар. Не робей.

Давай покупай!

Выбирай – забирай!

Ребята, не зевайте,

Кто, что хочет, покупайте!

3. Не ходи никуда, а подходи сюда.

Гляди, не моргай, рот не разевай,

Ворон не считай, товар покупай!

Здесь товары знатные,


Складные да ладные.

Всегда повсюду славятся,

Они и вам понравятся.

4. Кушайте, питайтесь!

На нас не обижайтесь!

Вот на славу пирожки,

Их пекли мы от души!

5. Гости, гости, не зевайте!

Вот товары. Разбирайте!

Ах, товары хороши!

Что угодно для души!

6. Тары – бары – растабары.

Расторгуем все товары.

Наш товар на славу

И всем по нраву.

Мы торгуем честно,

Это всем известно!

В зал вбегает Петрушка:

Тра – ля – ля. Тра – ля – ля.

А вот и я.

Здравствуйте, мои друзья.

Надел я шапку на макушку

А зовут меня ……

Ребята хором: Петрушка.

Угадали, сорванцы.

Значит, все вы молодцы.

Вот и я по свету шёл

И к вам на ярмарку зашёл.

Покажу вам, ребятушки,

Настоящий театр Петрушки.

Вы смотрите, веселитесь

И домой не торопитесь.

Пусть это представление

Будет вам на удивление.

Занавес открывается –

Представление начинается.

Кукольный спектакль. Действующие лица: Петрушка – автор, И. Сусанин, дочь Антонида, поляки, красна девица, добрый молодец, песенник, человек на коне.

Петрушка: Жил – был неподалёку отсюда…стрелец – зверолов Иван Осипов Сусанин. Знал он всё кругом: и какая тропка в какие края ведёт, и какого зверя ловить в капкан удобно; всё промышлял куницей да горностаем. И звездочёт больно был хорош: мог на память все небесные светила обсказать, одним словом, мудрый мужик. Была у него дочь Антонида - раскрасавица. Жили они, поживали да добра наживали. Как вдруг стряслось это самое…

Пришло тут войной – грозой в наш вольный край войско чужеземное, всё пожгло – пограбило, выпытывает, как к Москве Белокаменной пройти.

Узнал о том Сусанин и говорит такие слова их начальнику:

Сусанин: Куда вам, детушки, чай в Москву?

Поляк: Да, да, дед, в Москву путь держим. Не проведёшь ли нас короткой тропой?

Петрушка: А Сусанину того и надобно. Давно задумал он одну думу, да только никому об этом ни гу – гу…

Сусанин: Проведу я вас до самой Белокаменной, через дремучий сыр – бор, я здешний зверолов, всеми тропками ведаю.

Петрушка: Поклонился всему христианскому люду, Антониду поцеловал, на восток перекрестился и повёл недругов страшными лесами, где только волки рыскали. Блуждали они день, другой, третий на исходе, а всё от Чистого болота ни на шаг. А обратный путь уже замело вьюгой. Выбились недруги из сил, на старика накинулись: - Сказывай, где Москва?

Сусанин: Кто вас, нехристи, звал на нашу землю? Пошто терзаете народ? Нет, никогда не видать вам Москвы, нашей матушки. Все здесь сгинете, и косточки ваши обгложет дикий зверь. А меня бейте, режьте, жгите на медленном огне – не сойду с этого места.

Петрушка: приложился спиной к сосне – не шелохнётся. Тут поляки и набросились: рубили острыми мечами, кололи пиками, жгли на костре. Но как не старались, в злобе лютой своей не могли убить Сусанина. Тогда привязали старика верёвками к стволу сосны и разбрелись в разные стороны искать дороги на Москву. Но нашли тех заветных тропок, какие один Сусанин знал, и все погибли.

А сосна в тот же день поднялась выше облака ходячего, могучая, стройная. Её ветер ураган не согнёт, гром – молния не спалит.

Пройдёт мимо сосны пеший – поклонится до земли. Конный пройдёт – коня остановит. Молодой удалец – подбоченится, красна девица – пригорюнится, а пройдёт песенник – складну песенку споёт. Всяк Сусанину славу поёт.

Петрушка: Ну, что понравилось представление? А теперь всем гостям моё почтение. /Кланяется и уходит. /

Входит поводырь с медведем.

Поводырь : Расступись, народ честной,

Идёт медведюшка со мной.

/ Медведь кланяется./

Поводырь : Много знает он потех,

Будет шутка, будет смех.

Скоморох : Медведюшка, а ты петь умеешь?

/ Медведь утвердительно кивает головой. Поводырь подаёт медведю гармошку, просит спеть да погромче. Зверь берёт гармонь, начинает играть. Беззвучно поёт, широко раскрывая рот./

Поводырь : Больно тихо ты поёшь. / К зрителям / А вам слышно? Попросите медведюшку, пусть громче споёт. / Дети просят. Медведь начинает громко реветь. Поводырь отступает назад, закрыв уши руками. Медведь, продолжая реветь и играть, приближается к поводырю, который отмахивается от него руками. Потом забирает у него гармонь. Тот кланяется. Поводырь : А теперь, Мишенька, покажи-ка нам, как красны девицы румянятся, в зеркальце смотрятся, прихорашиваются.

/Медведь садится на пол, смотрится в зеркало, прихорашивается/.

Поводырь : А как малые дети горох воруют?

/Медведь ползает, показывает./

Поводырь : А как бабы на барскую работу, не спеша, идут?

/ Медведь еле передвигается. / Поводырь : А как с работы домой бегут?

/Медведь показывает/.

Поводырь: Покажи всем, как Дуняша в круг заходит, лихо пляшет.

/Медведь надевает на голову платок, берётся за концы и под звуки русской народной песни пляшет: идёт по кругу, неуклюже переваливаясь с одной ноги на другую, кружится. Далее попеременно выбрасывает ноги вперёд, снова кружится. Потом садится на пол./

Поводырь : Ух, Мишутка утомился,

Но народу поклонился. /Медведь встаёт, кланяется, и поводырь с ним уходят. /

Скоморох: а вдоль ярмарки во конец

Шёл удалой молодец.

И товар продавать –

И себя показать.

1 коробейник: Бубны. Тумбы.

Трещотки. Ложки.

Кто хочет поиграть немножко?

Становись в ряд

Выбирай подряд.

Красиво – приятно.

Для всех занятно.

/Дети подбегают к коробейнику, берут музыкальные инструменты и исполняют ”Ах вы, сени, мои сени ”.

2 коробейник: Пришёл я на ярмарку,

Принёс я книжки

Для вас, девчонки и мальчишки,

Книжки красивые, разные,

С былинами, песнями, сказками.

/Вытаскивает из короба книги костромских писателей и показывает детям, рекомендует почитать. /

1 скоморох: Пришла ярмарка с добром. Выбегающие цыгане: А мы для вас станцуем и споём.

/ Исполняется цыганский танец/.

2 скоморох : Эй, девчонки – хохотушки,

Запевайте – ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

/ Выходят девочки в русских народных костюмах и исполняют частушки. /

Вы раскройте шире ушки,

Слушайте внимательно.

Пропоём мы вам частушки –

Будет замечательно.

Балалайку и гармошку

Любит каждый человек.

Всё народное прекрасно,

Всё народное навек.

Я, девчонка молодая, -

Ничего не утаю.

Откровенные частушки

Вам сегодня пропою.

Гармонист, гармонист,

Ты не вешай глазки вниз,

Гляди прямо на меня,

Завлекать буду тебя.

Вот гармошка заиграла,

Надо будет выходить, Чтоб самой повеселиться

И народ развеселить.

Запевай, подружка, песню

Запевай, повеселей.

Подружка, не жалей.

Я плясать – то не умею,

Только лишь побегаю.

А для публики такой

Я уваженье сделаю.

Ой, топни, нога,

Топни, правенькая,

Всё равно ребята любят,

Хоть и маленькая.

На базаре говорили,

Что ребята дёшевы,

Две копейки с половиной –

Самые хорошие.

У милёнка моего

Поговорочка на “о”.

Ну и пусть она на “о”,

Всё равно люблю его.

Ох, баянчик заиграл,

Заходили пальчики.

Любят песни и гармони

Девочки и мальчики.

Балалайку и гармошку

Любит каждый человек.

Всё народное прекрасно,

Всё народное навек

1скоморох : Эй, весёлая детвора, все пожалуйте сюда!

Подходи и других приводи.

Давай – ка налетай,

Вместе с нами поиграй.

/ Ребята играют в игры:

Прыжки в мешках.

Перетягивание каната

« Бедовые петухи» (Чертится круг диаметром 2, 5 – 3 м. трое участников входят в круг. Они становятся на одну ногу, руки за спиной.

По сигналу ведущего игроки должны выталкивать противников плечом из круга. Побеждает тот, кто останется один. Ногу во время поединка можно менять.)

2 скоморох: Вот и солнце закатилось,

Наша ярмарка закрылась!

Приходите снова к нам.

Рады мы всегда гостям.

В «чайную» всех приглашаем,

Русским чаем угощаем.

Перед «чайной» зазывалы:

1 зазывала: Вы скорее к нам спешите

И друзей с собой берите!

Всех гостей мы угощаем

Ароматным крепким чаем.

Тех, кто чай с охотой пьёт,

Чайная давно уж ждёт.

2 зазывала : Чай горячий, ароматный

И на вкус весьма приятный.

Он недуги исцеляет

И усталость прогоняет.

Силы новые даёт

И друзей за стол зовёт!

С благодарностью весь мир

Славит чудо - элексир!

Желающие пьют чай, другие рассматривают товары в лавках, посещают “Город мастеров”.

Ведущий даёт напутствие:

Ты чайку сейчас попей,

Да и в лавки поскорей!

Кренделей себе купи

И себя всем покажи!

А потом ты к мастерам

Загляни - ка в город сам

На умельцев погляди,

Их таланты перейми!

Труд их важен и хорош,

Ни на чей он не похож.

Каждый мастер – просто клад

Свою работу делать рад.

Библиография:

1. Артамонова фольклорного праздника ”Русская ярмарка”. - Начальная школа. - № 9, 1994.

2. Сборник “Волга – матушка”. Фольклор Костромской области .

- Кострома. 1952.

3. Литвинова подвижные игры. - М. 1980.

4. “ Нерехтские частушки” - М. 1997.

5. Губернский город глазами костромских фотографов.

– Кострома, 1990.

6. и др. Ярмарка шумит, товарами манит.

Читаем, учимся, играем. - №

Составила,

библиотекарь МОУ СОШ № 23

города Костромы.

Негосударственное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Прогимназия №63 ОАО «РЖД»

Работа с родителями.

Домашний театр: «Ярмарка».

Сценарий развлечения разработан коллективом подготовительной логопедической группы № 10:

Учитель – логопед: Маханева Ольга Германовна

Воспитатели: Васильева Валентина Ивановна, Галстян Тамара Григорьевна

Цели:

  1. Приобщать детей к драматическому искусству.
  2. Познакомить с одним из видов театрализованной деятельности – домашним театром.
  3. Привлекать родителей к участию в воспитательном процессе.

Задачи:

  1. Прививать любовь к русскому народному творчеству.
  2. Закреплять знания о видах театра.
  3. Развивать творческие способности детей: Умение мимикой и жестами передавать образ героя. Четкость дикции, интонационную выразительность. Умение перевоплощаться, импровизировать. Музыкальный слух, темпо – ритмическое восприятие.
  4. Продолжать учить играть на детских музыкальных инструментах.
  5. Развивать положительный эмоциональный настрой, используя прием совместной деятельности детей, родителей, воспитателей.
  6. Воспитывать интерес к творческим проявлениям сверстников и взрослых.

Оборудование:

  1. Перчаточные куклы: мальчик, девочка, заяц, мишка, цыган, декорации к спектаклю кукольного театра.
  2. Декорации – оформление зала по теме «Ярмарка».
  3. Творческие работы детей с использованием техник русского, прикладного искусства.
  4. Детские музыкальные инструменты: металлофон, треугольник, бубен, ложки.
  5. Призы – отгадки к загадкам коробейника.
  6. Театр стульев: Михайло Потапович, Настасья Петровна, Мишутка (медведи); Машенька. Маски – шапочки к ним.
  7. Народные костюмы для детей и взрослых.
  8. Корзинка, платок, рукавицы, петушок на палочке, золотые орехи.
  9. Обруч, ленты для игры «Карусель».
  10. Ярмарочные угощения (сушки).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Звучит тихая музыка. Дети входят в зал, садятся на стулья. Стулья расставлены полукругом, лицом к сцене.

Ведущая. Добрый вечер дорогие гости – ребята, мамы, папы, коллеги. Давайте сегодня поговорим о театре.
Один актер сказал: «Идите в театр, смотрите, театр, любите театр».
Ребята, а вы знаете, что такое театр? (ответы детей: «Театр это место, где можно увидеть игру актеров, представление, спектакль).

Ведущая. Существует много разных видов театра: в одних выступают взрослые актеры – это их профессия; в других, в свободное от учебы время играют дети. Актерами могут быть животные (как называется такой театр – цирк), куклы (это – кукольный театр).

Но самый необычный, самый увлекательный театр – домашний. Актерами в нем могут быть и папы, и мамы, и бабушки, и дедушки, и дети, и даже домашние любимцы. В этом театра можно разыгрывать самые невероятные спектакли.

Сегодня вместе собрались и дети, и родители, и воспитатели – получилась большая, дружная семья. Давайте попробуем поиграть в домашний театр. (да)

А отправимся мы на ярмарку.

1 скоморох:

Здравствуйте, ребята дорогие

Маленькие и большие.

2 скоморох:

Здравствуйте, гости,

Милости просим.

3 скоморох:

Ярмарку открываем,

Веселье шумное начинаем.

4 скоморох:

Открывай скорей базар,

Везут сказочный товар.

Разливайте квас и мед,

Веселись честной народ.

Инсценировка «Кума».

1 кума: Здорово, кума!

2 кума: На базаре была.

1 кума: С ярмаркой поздравляю!

2 кума: Петуха купила.

1 кума: Ты что кума, глуха?

2 кума: Хочу жареного петуха.

Расходятся, 1 кума уходит.

3 кума: Здорово, кума!

2 кума: На базаре была!

3 кума: Никак ты, кума, глуха! Ну прощай, кума.

2 кума: Пять рублей отдала!

Расходятся, 3 кума уходит.

4 кума: Добрый день, кума, послушай!

2 кума: Муженьку несу покушать!

4 кума: Эй, кума, ты что глуха?

2 кума: Жареного петуха!

Расходятся, уходят. Появляется коробейники.

1 коробейник.:

Покупатель, заходи,

На товары погляди.

Только рот не разевай,

А что мило, покупай.

Ведущая:

Пошла Маня на базар.

Принесла домой товар:

Маня:

Родной матушке – платок,

По середочке цветок.

Братцам – соколам

По козлиным сапогам.

Сестрицам – лебедицам

По новым рукавицам.

2 коробейник:

Вот какой у нас базар,

Бери глиняный товар.

Все горшочки хороши

Выбирай – ка для души.

3 коробейник :

А у меня петушок. Чудо – птица!

Сидит на высокой спице, охраняет границы.

Добрым – поможет,

А вредных в темечко клюнуть может!

4 коробейник:

А у меня товар чудесней всех:

С острова Буяна золотой орех.

Разгрызть не старайся,

А смотри и удивляйся!

Ведущая:

Очень много говорите,

Вы нам лучше спойте или спляшите!

Музыкант:

Где песня льется,

Там легче живется!

Запевайте песню шуточную,

Песню шуточную, прибауточную!

Ансамбль детских музыкальных инструментов исполняет песню «Во саду ли в огороде. (металлофон, ложки, треугольник, бубен)

Во саду ли в огороде

Девица гуляла,

Невеличка, круглоличка,

Румяное личико.

Второй раз проигрывают, девица приплясывает.

Выходит 5 коробейник (взрослый).

5 коробейник: (поет)

Ах, полным полна моя коробушка,

Есть и ситцы и парча.

Покупайте люди добрые

Все от гвоздя до калача.

Продаю товары и конфетки не за монетки,

А загадываю загадки и жду вашей отгадки.

Загадывает загадки, отгадками на которые являются предметы -товары коробейника. За правильный ответ коробейник дарит предмет отгадку. (загадки в приложении).

Ведущая:

Все товары нам надоели,

Хочется покататься на карусели.

Кто лихих каруселей не боится,

Выходи - ка с нами прокатиться.

Проводится подвижная игра «Карусели»
Еле, еле, еле, еле, дети шагом идут по кругу.

Закружились карусели.

А потом, потом, потом, дети бегут по кругу.

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите, переходят на шаг.

Карусель остановите. дети останавливаются.

Ведущая :

Что за шум раздается?

По дороге телега, какая – то несется

Кто - то в гости на ярмарку едет,

Может это цыгане, наши соседи.

Под музыку, пританцовывая, выходит цыганка.

Цыганка:

Здравствуй, ярмарочный люд!

Что тут, развлечений ждут?

Цирк цыганский подойдет? (да).

Так смотри честной народ!

Табор наш стоит в лесу,

Видели вчера лису…

Из лесу на ярмарку пришли,

3 х медведей к вам на ярмарку привели.

Открывается ширма, скрывающая театр стульев.

Цыганка: (приглашает детей, называет их роли)

Михайло Потапович мишку зовут,

Грубо скажи нам, мишка: «Я тут».

Цыганка:

Мишка поменьше – Настасья Петровна,

Не маленький мишка и не огромный.

Повтори – ка за мной: «Кто тут сидит».

Ребенок, назначенный на роль медведя, повторяет фразу.

Цыганка:

Маленький самый зовется Мишутка

«Детки на праздник в цирк к нам пришли».

Ребенок, назначенный на роль медведя, повторяет фразу.

Цыганка:

Начинаем представленье

Всей ярмарке на удивленье

Прячется за стул, наряженный Машей.

Ведущая:

Маша в чаще заблудилась

К трем медведям в дом явились,

Цыганка: Суп у мишки похлебала,

Стульчик маленький сломала…

Выходит из- за стула.

Цыганка: Что же на это сказали медведи?

Дети в масках – шапочках разыгрывают сценку из сказки (со стульями, с тарелками).

Ведущая: Что же ты нас цыганка обманываешь?

Медведи ведь у тебя не настоящие!

Цыганка: (испуганно)

Извините, мне пора.

Скорее в табор,

Всем пока…

Появляется ребенок – Петрушка.

Петрушка:

Тра – ля – ля! А вот и я!

Здравствуйте, мои друзья!

Надел шапку на макушку

Знаете кто я? (петрушка)

Угадали! Молодцы!

Я по свету шел да шел.

К вам на ярмарку зашел.

Я пришел не один, а со своими друзьями – куклами. Они вам покажут кукольный театр. Сказка называется «Доверчивый сторож».

Ведущая : Садитесь поудобнее, сказка начинается. (Разыгрывается сказка).

Ведущая: Ребята, вам понравилась сказка? Разрешите представить актеров нашего театра. (представляет).

Спасибо, тебе, Петрушка, за представленье!

Петрушка:

А у меня есть для вас и угощенье!

Петрушка угощает детей.

Ведущая:

Вот и солнце закатилось,

Наша ярмарка закрылась.

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям!

© 2024 sun-breeze.ru
Новые идеи бизнеса - Животные и растения. Заработок в интернете. Автобизнес