Приказ о назначении служебного расследования. Как проходит служебная проверка сотрудников

Для достижения должного уровня трудовой дисциплины работодателю необходимо своевременно реагировать на игнорирование установленного порядка внутри бизнес-субъекта. В этом управленцу помогает трудовое законодательство страны, где указана эффективная система влияния на подчинённых при допущении ими различных нарушений. В данной статье будет уделено внимание такому понятию, как служебная проверка . Предстоит определить основные её элементы, а также выяснить, как именно должен быть составлен приказ о служебной проверке.

Отличия служебной проверки от служебного расследования, основания для проведения

В действующем законодательстве имеется чёткое определение и механизм применения дисциплинарных взысканий . Известно, что предшествовать наказанию должно проведение проверки, в частности, получение письменного объяснения.

Если работник объяснение не предоставил, это не значит, что дисциплинарное взыскание применить нельзя. Если требуемый документ не предоставляется в течение двух дней, то работодателем составляется соответствующий акт.

Работодателю нужно доказать, что подчинённым действительно было осуществлено грубое нарушение установленных правил поведения или же требований должностной инструкции. При этом, управленец должен отразить данный факт документально, осуществив комплекс мероприятий, направленных на установление причин.

Такой комплекс мер называется служебным расследованием . Основанием для его начала будет являться факт нарушения трудовой дисциплины , повлекшего материальный ущерб для предприятия.

По сути, причиной для проведения проверки может стать недостача при проведении инвентаризации или вовсе жалоба клиента на работу того или иного сотрудника.

В то же время, существует такое понятие, как служебная проверка. Имея два определения, возникает вопрос, какой же из них следует применять?

Понятие служебной проверки и служебного расследования можно встретить в Федеральном законе №79 «О прохождении гражданской службы» от 27.07.2004 г., а также в ведомственных документах различных государственных учреждений и служб. Деятельность некоммерческих организаций обычно подразумевает более широкий спектр дисциплинарных взысканий, в связи с чем проведение служебной проверки должно иметь строго установленный порядок.

Однако, если речь идёт о коммерческой организации, то трудовым законодательством устанавливается обязанность проводить служебное расследование (ст. 247 ТК РФ). Кроме этого, проверка должна проводиться в случае причинения ущерба здоровью работников в ходе рабочей деятельности, например, при несчастном случае на производстве .

Основным задачами проверки являются :

В целом, понятия служебная проверка и служебное расследование имеют общую суть. Их конечной целью является юридически грамотный разбор нештатных ситуаций и привлечение виновных к ответственности, а также возмещению вреда. В конкретном случае предприятию следует использовать ту формулировку, которая указана в его локальной нормативной базе .

Оформление приказа о служебной проверке

С целью защиты своих интересов предприятие должно максимально качественно отражать совершенные действия в составляемых документах. В особенности, если речь идёт о возможном применении дисциплинарного взыскания.

При составлении приказа о служебной проверке необходимо учитывать организационную форму предприятия. Если в ведомственном документе, регулирующем проведение проверок, указан образец, то отступление от него недопустимо.

Ниже будет приведён пример оформления в том случае, если на предприятии не установлена чёткая форма приказа о служебной проверке.

Такой документ составляется на фирменном бланке организации, где должно находиться полное её наименование, адрес, идентификационный номер и так далее.

Документ следует озаглавить, а также указать его дату и регистрационный номер, который будет ему присвоен после подписания.

Во вводной части документа, по левому краю, следует написать краткую преамбулу. Ниже описываются события, послужившие основанием для составления приказа. Если речь идёт о докладной записке начальника структурного подразделения, то рекомендуется, в скобках, указать её регистрационный номер и дату составления.

Обычно одним из пунктов является формирование комиссии. При этом, назначается председатель комиссии и определяются её члены. Как правило, в её состав входят юрист, бухгалтер, а также лицо, ответственное за внутреннюю безопасность предприятия.

Количество членов комиссии также определяется ЛНА предприятия. В зависимости от специфики деятельности, в комиссии могут быть представители иных профессий, а также профсоюза.

Не следует также забывать и о временных рамках, в которые необходимо вложиться предприятию. В приказе одним из пунктов должна быть определена конкретная дата, до которой нужно предоставить материалы проверки высшему руководству.

Проверку следует проводить немедленно после получения сведений о нарушении. Комиссии следует придерживаться месячного срока для реализации комплекса требуемых мер.

Если же предприятию необходимо провести служебную проверку по информации, указанной в жалобе клиента, то дополнением к описанным пунктам будет служить предоставление письменного ответа на написанное обращение.

Управленцу следует направить ответ не позднее одного месяца с момента получения жалобы.

Образец приказа о служебной проверке

На практике будет разобрана ситуация, при которой заведующим складом предприятия было допущено нарушение требований его должностной инструкции. Такой проступок повлёк причинение материального ущерба, и руководителем принято решение провести служебную проверку.

С учётом вышеуказанных требований, заполненный вариант приказа о служебной проверке будет иметь следующий вид :

Общество с ограниченной ответственностью «Протон»

ИНН №123456789, г. Ярославль, ул. Южная23

Приказ №24-к

07.06.2016 г. г. Ярославль

«О проведении служебной проверки»

С целью объективной и всесторонней проверки фактов, изложенных в докладной записке начальника отдела материально-технического снабжения ООО «Протон» Иванова И.И. (вх. №34 от 01.06.2016 г.) по факту нарушения трудовой дисциплины заведующим складом ООО «Протон» Петровым П.П.,

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Создать комиссию по проведению служебной проверки в составе:
  • Председатель комиссии: начальник отдела по безопасности Сидоров С.С.

Члены комиссии:

— начальник юридического отдела Михайлов М.М.

— начальник отдела кадров Александров А.А.

главный бухгалтер Сергеев О.А.

  1. Результаты проведенной проверки предоставить на рассмотрение директору ООО «Протон» в срок до 01.07.2016 г.
  2. Контроль настоящего приказа оставляю за собой

Директор ООО «Протон» Александров А.А.

Убедившись в корректности составленного документа, следует передать его для подписания всем членам комиссии, а также руководителю предприятия. Лишь после его визы документ подлежит регистрации в соответствующем журнале, после чего его копия передаётся председателю комиссии, а оригинал хранится в кадровом подразделении.

В заключение необходимо дополнительно акцентировать внимание работодателя на требования внутренних локальных правовых актов. Разбирательство по факту нарушения трудовой дисциплины следует проводить строго в порядке, установленном соответствующим положением, принятом на бизнес-субъекте. Если по итогу проведённой проверки работник обратится в суд, то отступление от установленных норм может негативно сказаться на исходе разбирательств (не в сторону работодателя).

Служебное расследование - это специальный комплекс мероприятий, которые направлены на сбор, проверку и анализ материалов о том или ином отклонении в работе организации, которое привело или могло привести к материальному ущербу или навредить репутации. Разберемся, каков порядок проведения служебного расследования, и приведем образцы документов, которые понадобятся на каждом этапе такой проверки.

Законодателем не определено само понятие «служебное расследование», однако оно принято в деловой практике и встречается, хотя и не в прямой форме, в законодательных актах. Так, например, статьей 247 ТК РФ работодателю вменяется в обязанность провести проверку, если ему причинен ущерб, чтобы установить его размеры и причины возникновения.

Когда проводится служебное расследование

При любом отклонении от нормального порядка, когда необходимо разобраться в произошедшем, выявить причины, виновников, определить последствия.

Как правило, такая проверка проводится в случаях:

  • недостачи при инвентаризации;
  • жалобы со стороны клиентов или персонала;
  • нарушения правил внутреннего трудового распорядка, трудового договора или должностной инструкции;
  • нарушения локальных актов (правил техники безопасности, пожарной безопасности и т. п);
  • разглашения коммерческой информации;
  • нанесения материально ущерба организации или работникам;
  • получения и дачи взятки;
  • иных злоупотреблений.

Этот перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен любым работодателем по своему усмотрению.

Итак, приведем образец служебного расследования в отношении работника.

Как начать служебное расследование

Работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов. Например, если речь идет о хищении, в составе комиссии наверняка окажется представитель бухгалтерии, службы безопасности и подразделения, где хищение было выявлено. Часто возглавляет комиссию либо руководитель, либо внутренний аудитор.

Однако требований к составу комиссии нет. Войти в нее могут любые лица по выбору руководителя, за исключением причастных, прямо или косвенно, к нарушению. Минимальная численность комиссии — три человека.

При этом руководитель должен издать приказ. Для этого понадобится образец приказа о проведении служебного расследования, образец представлен ниже.

Приказ о создании комиссии

Что выясняет комиссия

При проведении проверки выясняются следующие обстоятельства:

  • суть нарушения;
  • размер причиненного ущерба;
  • причины и условия, повлекшие проступок;
  • лицо, совершившее проступок;
  • степень вины;
  • смягчающие и отягчающие обстоятельства;
  • меры по привлечению к ответственности виновных лиц;
  • профилактические мероприятия по предотвращению подобных нарушений.

Когда круг потенциально виновных лиц определен, а в некоторых случаях он может быть достаточно широк, комиссия собирает письменные объяснения. При этом объяснения могут собираться как с виновных лиц, так и с работников, которые так или иначе могут пояснить случившееся.

Объяснительная записка составляется работником на основании уведомления, которое оформляет комиссия. В уведомлении описывается происшествие, может быть приведен список вопросов, на которые должен ответить сотрудник. В том экземпляре уведомления, который остается в делах комиссии, сотрудник должен указать дату получения уведомления и расписаться.

Работник вправе отказаться от дачи пояснений. В этом случае необходимо зафиксировать этот факт в акте об отказе дать объяснения. Составляют его члены комиссии.

Объяснительная записка составляется в произвольной форме от руки на имя руководителя, указывается дата и ставится подпись. Если работник признает свою вину, он имеет право в объяснительной записке указать наличие смягчающих обстоятельств.

Кроме объяснительной записки, комиссия собирает иные документы, способные пролить свет на обстоятельства происшествия: докладные и служебные записки очевидцев инцидента, акты инвентаризации, заключения аудиторов и независимых экспертов, акты замеров показаний контрольно-измерительного оборудования.

Результаты служебного расследования

По окончании расследования комиссия составляет итоговый документ — акт, который подписывают все члены комиссии. Образец акта служебного расследования на предприятии вы найдете ниже.

С актом необходимо ознакомить и виновных лиц. Если работник отказывается подтвердить своей подписью факт ознакомления, это надо засвидетельствовать подписями независимых лиц.

Работник или его представитель вправе ознакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в случае несогласия с результатами.

По итогам проверки могут применяться меры дисциплинарного взыскания. Их необходимо включить в образец заключения служебного расследования.

На основании ст. 248 ТК РФ взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления учреждением размера причиненного работником ущерба. Если месячный срок истек или сотрудник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма, подлежащая взысканию с сотрудника, превышает его средний месячный заработок, взыскание может осуществляться только судом.

Образец акта о проведении служебного расследования

В какие сроки проводится служебное расследование

Срок проведения служебного расследования по Трудовому кодексу должен быть согласован со сроком, которым ограничено наложение дисциплинарного взыскания. Согласно ч. 3 ст. 193 ТК РФ, дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Днем обнаружения проступка, с которого начинается отсчет месячного срока, считается день, когда лицу, которому по работе подчинен сотрудник, стало известно о совершении проступка, независимо от того, наделено ли оно правом наложения дисциплинарных взысканий (пп. «б» п. 34 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

Задавайте вопросы, и мы дополним статью ответами и пояснениями!

Каждый человек, работающий официально на предприятии, несет ответственность за свои действия или бездействие. Например, офисные работники должны правильно относиться к технике, чтобы компьютер не сломался, причем дополнительно они не должны разглашать коммерческую тайну или делиться информацией из рабочего компьютера.

Если возникает ситуация, при которой теряются или портятся разные ценности, доверенные конкретному работнику, то руководство фирмы обладает возможность определить причину нанесения такого ущерба. Для этого проводится служебное расследование, но для его начала требуется сформировать руководителем соответствующий приказ.

Если во время проверки, аудита или других мероприятий обнаруживается, что на предприятии недостает каких-либо ценных активов или утрачено имущество и документация, то непременно выполняются действия руководством:

  • выявляется, какой именно по величине ущерб был нанесен компании;
  • определяется причина появления такой ситуации;
  • находится лицо, ответственное за этот ущерб, причем не всегда им выступает работник компании, на которого возложена соответствующая обязанность хранить имущество от потери или порчи.

Чтобы найти ответы на все вышеуказанные вопросы, создается специальная комиссии, состоящая из специалистов, имеющих возможность и навыки оценить нанесенный ущерб, а также определить, что стало причиной такой проблемы.

Обычно входит в эту комиссию юрист, работник службы безопасности, инженер и бухгалтер, но допускается включать и других специалистов. В ст. 247 ТК указывается возможность создавать такую комиссию.

ТК РФ Статья 247. Обязанность работодателя устанавливать размер причиненного ему ущерба и причину его возникновения

До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.
Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт.
Работник и (или) его представитель имеют право знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Важно! Основной целью комиссии является проведение внутреннего расследования.

Если по результатам расследования выявляется виновник, он может обжаловать решение о каких-либо мерах наказания через суд. Для создания комиссии непременно выпускается работодателем приказ. Он содержит прямое указание на осуществление данного процесса, а также много другой информации.

Как правильно составить документы для служебной проверки на предприятии – смотрите в этом видео:

Кто и когда занимается формированием приказа

Приказ, на основании которого начинается служебное расследование, издается только после того, как будет обнаружено хищение или порча какого-либо имущества. Это может обнаруживаться в результате разных проверок или инвентаризации.

Составлением документа занимается секретарь компании или другой работник, у которого имеются соответствующие полномочия. Формируется он от лица директора фирмы, а также заверяется его подписью.

Как проводится служебное расследование

Если возникает ситуация, при которой выявляются какие-либо проблемы с имуществом фирмы или недостачи, то, чтобы определить виновника нанесенного ущерба и взыскать с него средства, проводится расследование.

Важно! За счет правильности проведения процесса обеспечивается в будущем снижения вероятности повторных нарушений со стороны работников, так как они будут оповещены о том, что им придется отвечать за свои ошибки.

Сам процесс проведения расследования делится на этапы:

  • издается соответствующий приказ, который подписывается руководителем организации;
  • на основании него формируется комиссия, состоящая из работников фирмы или приглашенных специалистов, которые не должны иметь какого-либо отношения к происшествию;
  • назначается секретарь, который будет вести документацию по расследованию;
  • все члены такой комиссии получают приказ, который изучают, а после расписываются на нем;
  • они занимаются сбором информации, на основании которой могут определить виновника происшествия, поэтому все полученные данные тщательно анализируются, для чего изучается документация, опрашиваются работники фирмы и оцениваются иные доказательства;
  • у сотрудника, ответственного за конкретное имущество, которое пропало или которому был нанесен серьезный ущерб, должен в письменном виде дать показания, причем если он отказывается выполнять это требование, то составляется акт, в котором расписываются свидетели;
  • проводится заседание комиссии, на котором решается множество вопросов, а именно выявляется причина и размер ущерба, оцениваются все обстоятельства и выявляются виновники, а также учитываются все смягчающие обстоятельства при их наличии;
  • составляется специальный , в котором описывается принятое решение.

Как правильно составить акт расследования несчастного случая – читайте .

Акт непременно подписываются всеми членами комиссии, после чего с ним может ознакомиться виновник. Он может обжаловать решение, на основании которого к нему применяются разные меры наказания.

Когда обычно требуется проведение расследования

Необходимость в этой процедуре может потребоваться по разным причинам. Наиболее часто она осуществляется при:

  • нанесении какого-либо вреда активам фирмы;
  • порче материальных ценностей;
  • отказе от соблюдения дисциплины на рабочем месте. В каком порядке составляется – читайте по ссылке;
  • халатном отношении к должностным обязанностям;
  • разглашении коммерческой информации. вы узнаете, как правильно составить соглашение о неразглашении конфиденциальной информации.

Каждое такое нарушение может стать причиной серьезных негативных последствий для каждого работника.


Образец приказа о служебном расследовании.

Форма и структура приказа о проведении служебного расследования

Формируется документ в произвольной форме, но надо пользоваться бланком компании, где имеется ее наименование и юридический адрес.

Непременно содержится в приказе:

  • его порядковый номер;
  • дата и место формирования;
  • название, а также слово «Приказываю»;
  • указывается причина, по которой надо провести расследование;
  • далее назначается комиссия для осуществления данного процесса.

Структура может быть разной, но непременно должны содержаться в документе все необходимые сведения.

Этапы формирования приказа

Чтобы он был грамотно составленным, выполняются действия:

  • первоначально указывается номер приказа и название фирмы;
  • далее в середине прописывается слово «Приказ» или «Приказываю»;
  • ниже приводится цель создания документа, которая заключается в необходимости проведения расследования;
  • далее идет основная часть, в которую вносятся сведения о происшествии, а также указывается состав комиссии;
  • отдельный пункт выделяется для назначения ответственного лица, на которое ложится выполнение этого приказа;
  • должна иметься ссылка на основание формирования документации;
  • в конце ставится подпись директора фирмы и членов комиссии.

Таким образом, если тщательно разобраться в процессе, то не возникнет сложностей с созданием документа.


Пример заполнения акта служебного расследования. Фото: pytochok.ru

Как избежать ошибок

Чтобы сделать приказ правильно, учитываются рекомендации:

  • не требуется строгая форма документа, поэтому он формируется в произвольном порядке;
  • должны вноситься сведения обо всех членах комиссии, чтобы их можно было легко идентифицировать;
  • описывается кратко происшествие, на основании которого требуется расследование;
  • вписываются данные о лицах, ответственных за ценности, которым бы нанесен ущерб;
  • составляется документ в одном экземпляре.

Заключение

Таким образом, необходимость в приказе, на основании которого проводится расследование на предприятии, может потребоваться в разных ситуациях.

Важно грамотно сформировать данный документ, а также указать в нем актуальные сведения. Далее правильно осуществляется расследование, благодаря которому выявляются виновники происшествия.

Как правильно оформлять приказы, учитывая все требования законодательства РФ, – смотрите в этом видео:

Приказ о служебном расследовании - исполнительный документ, которым руководство предприятия уполномочивает должностных лиц на проверку в отношении допущенных нарушений. Это единственное законное основание для расследования происшествий в организации.

Сотрудники, назначенные приказом руководителя, проводят разбирательство, устанавливают виновных лиц и рассчитывают размер ущерба. По результатам проверки назначается наказание.

При оформлении трудового договора с новым сотрудником администрация предприятия в состав соглашения вносит раздел с должностными обязанностями лица, а также со списком нарушений, за которые может наступать юридическая и дисциплинарная ответственность. Полный перечень обстоятельств фиксируется в зависимости от особенностей производственного процесса.

Чаще всего служебное расследование в отношении работника проводится в связи с:

  • порчей имущества фирмы, что связано с материальным ущербом;
  • нарушением целостности или качества товара и других ценностей предприятия, используемых для торговой деятельности и получения прибыли;
  • несоблюдением рабочего времени или уклонение от трудовых обязанностей ;
  • неисполнением режима секретности.

Список возможных нарушений составляется в зависимости от должности. Например, директора предприятий также дополнительно могут отвечать за негативные результаты производственного процесса или падение прибыли, что связано с неумением организовать работников на предприятии.

Приказ о проведении служебной проверки (образец можно скачать ниже) готовится в ограниченные сроки. Максимальный срок привлечения виновных лиц к ответственности - четыре месяца. Увольнение сотрудника не основание для отмены взыскания.

Привлечение к ответственности за порчу корпоративной собственности или другие нарушения связано с ограничением прав нарушителя, поэтому особое внимание должно уделяться процедуре организации служебной проверки.

Подготовка приказа на организацию служебного расследования - право, а не обязанность. Поэтому руководитель самостоятельно принимает решение, целесообразно ли наказывать конкретное лицо за выявленный проступок.

Трудовым правом предусмотрена следующая процедура:

  1. Выявление нарушения. Установить факт проступка может любое должностное лицо предприятия, которое готовит докладную записку руководителю фирмы. Вместе с докладной передается Акт о выявленном проступке, который подписывается минимум тремя работниками организации.
  2. На основании полученного сообщения начальник готовит и выдает Приказ о проведении служебного расследования. В документе значатся ответственные лица, сроки проверки и перечень мероприятий.
  3. В течение суток формируется специальная комиссия, которая рассматривает обстоятельства совершения проступка и его последствия для производства.
  4. Получение объяснения работника. Служащий может отказаться от дачи пояснений. В таком случае оформляется Акт, в котором значится, что работник не желает письменно или устно оправдывать свои действия.
  5. Организация заседания комиссии, на котором принимается окончательное решение о привлечении к ответственности. Обязателен учет мнения всех участников.

Готовое решение направляется руководителю для ознакомления и получения резолюции на реализацию взыскания.

Правила формирования комиссии

Всего должно быть минимум три члена комиссии, которые не заинтересованы в принятии конкретного решения по спору. В состав включают:

  • юриста фирмы;
  • представителя СБ;
  • бухгалтера;
  • двоих рядовых служащих.

Начальник также может входить в состав, но это необязательное условие.

Фиксация результатов

Оформляется решение двумя документами. А именно:

  1. Заключение заседания комиссии (содержит подробное описание выявленных обстоятельств, суммы причиненного вреда, виновных лиц, последствия проступка для предприятия);
  2. Приказ о применении мер дисциплинарной ответственности.

Первые документ составляется созванной комиссией и подписывается всеми ее участниками. Второй - готовится секретарем руководителя фирмы от имени начальника. Подписывает Приказ руководитель и передает его оригинал для регистрации в специальном Журнале. После этого бумага направляется в отдел кадров для внесения информации в личное дело.

Если наказание связано с денежными обременениями, то еще один оригинал распоряжения направляется в бухгалтерию фирмы.

Применение норм дисциплинарной ответственности не исключает дополнительного применения административных, уголовных или гражданских санкций.

Как уже отмечалось выше, привлечь к ответственности виновного лица можно только на протяжении ограниченного времени. Так, работодатель уполномочен выдавать такие приказы не позже чем через четыре месяца после совершения проступка.

Что интересно, сам работник может заявить жалобу на противоправные действия руководства только на протяжении 30 суток.

Такая разница связана с тем, что нарушения служащих не всегда удается выявить своевременно, а потому допускается привлечение к ответственности даже тех лиц, контракт с которыми уже давно расторгнут.

Сроки могут продлеваться, если в этот период времени потенциально виновное лицо пребывало в отпуске или на больничном. Заочное проведение проверки не допускается.

Требования к оформлению приказа

Законодательством не предусмотрена единая форма Приказа, поэтому на каждом предприятии распоряжения руководителей готовятся исходя из особенностей ведения трудовой деятельности. Документ должен включать следующие обязательные реквизиты:

  • юридический адрес и название фирмы, на которой проводится служебное расследование;
  • дата составления;
  • место оформления;
  • дата и подписи ответственных лиц.

Документ должен включать такие категории сведений:

  1. основания для проведения проверки (докладная записка конкретного должностного лица);
  2. необходимость созыва комиссии и ее состав;
  3. перечень мероприятий, которые предстоит осуществить для всестороннего изучения обстоятельств проступка;
  4. правила фиксации результатов;
  5. граничные сроки проведения расследования;
  6. ответственное лицо, которому делегируются контролирующие функции.

Приказ подлежит обязательному исполнению всеми участниками. Сам виновный гражданин должен прочитать содержание Приказа под подпись, что свидетельствует о его ознакомлении с принятым решением и подтверждает согласие с таковым. На этой стадии служащий может отказаться от подписи, о чем также составляется Акт.

Если же Приказ вынесен с нарушением установленной процедуры или же взыскание назначено незаконно, то сотрудник, чьи права были нарушены, может обращаться в комиссию по трудовым спорам для отмены наказания и организации повторного расследования. Если на протяжении недели конфликт улажен не был, то предстоит обращаться с исковым заявлением в суд.

Регистрационный N 28587

В соответствии с частью 9 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" 1 - приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации 2 .

2. Руководителям (начальникам) подразделений центрального аппарата МВД России 3 , территориальных органов МВД России, образовательных учреждений, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, организовать изучение настоящего приказа и обеспечить реализацию его положений.

3. Считать утратившим силу приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. N 1140 "Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации" 4 .

4. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр генерал-лейтенант полиции В. Колокольцев

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7020; 2012, N 50, ст. 6954.

3 За исключением Главного командования внутренних войск МВД России.

Приложение

Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок определяет организацию работы по проведению служебных проверок в подразделениях центрального аппарата МВД России 1 , территориальных органах МВД России, образовательных учреждениях, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организациях системы МВД России, окружных управлениях материально-технического снабжения системы МВД России, иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации 2 .

2. Настоящий Порядок не распространяется на федеральных государственных гражданских служащих и работников органов, организаций и подразделений МВД России.

3. Служебная проверка проводится в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" 3 , Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" 4 , Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. N 1377 5 .

4. По фактам разглашения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации 6 сведений, составляющих государственную тайну, утраты носителей таких сведений, иных нарушений режима секретности в органах, организациях и подразделениях МВД России проводятся служебные расследования в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. N 3-1 "Об утверждении Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации".

5. Служебная проверка проводится по решению Министра внутренних дел Российской Федерации 7 , заместителя Министра, руководителя (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, заместителя руководителя (начальника) территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном или региональном уровнях, руководителя (начальника) структурного подразделения территориального органа МВД России на окружном, региональном уровнях, в составе которого имеется кадровое подразделение, в отношении сотрудника органов внутренних дел 8 , подчиненного ему по службе.

6. Решение о проведении служебной проверки в отношении сотрудника подразделения собственной безопасности органов внутренних дел принимается Министром, начальником Главного управления собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации 9 , а также руководителем (начальником) соответствующего территориального органа МВД России по согласованию с ГУСБ МВД России.

7. Служебная проверка в отношении сотрудника подразделения собственной безопасности органов внутренних дел проводится ГУСБ МВД России либо по поручению его начальника подразделением собственной безопасности соответствующего территориального органа МВД России.

8. В случае если основанием для проведения служебной проверки в отношении сотрудника органа, организации или подразделения МВД России послужила поступившая в ГУСБ МВД России информация, служебная проверка проводится на основании решения Министра или заместителя Министра, организующего руководство соответствующим направлением деятельности, после рассмотрения им в установленном порядке указанной информации.

9. В рамках служебной проверки сотрудники, ее проводящие, не вправе совершать действия, отнесенные к компетенции органов дознания и предварительного следствия.

10. Сотрудникам, участвующим (участвовавшим) в проведении служебной проверки, запрещается разглашать любую выявленную или ставшую известной в ходе проведения служебной проверки информацию, относящуюся прямо или косвенно к сотрудникам, в отношении которых проводилась служебная проверка.

11. В случае обнаружения в действиях сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, признаков состава преступления или события административного правонарушения указанная информация подлежит регистрации и проверке в установленном порядке 10 .

12. Если по результатам служебной проверки на сотрудника, в отношении которого проводилась служебная проверка, необходимо наложить такое дисциплинарное взыскание, которое руководитель (начальник), указанный в пункте 5 настоящего Порядка 11 , не имеет права налагать, он ходатайствует о наложении этого дисциплинарного взыскания перед вышестоящим руководителем (начальником) в соответствии с частью 4 статьи 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

II. Организация проведения служебной проверки

13. Основанием для проведения служебной проверки является необходимость выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 29 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", а также заявление сотрудника.

14. Поручение сотруднику о проведении служебной проверки оформляется в виде резолюции на свободном от текста месте документа, содержащем сведения о наличии основания для ее проведения. Допускается оформление резолюции на отдельном листе или на специальном бланке с указанием регистрационного номера и даты документа, к которому она относится.

15. Решение о проведении служебной проверки должно быть принято не позднее двух недель с момента получения соответствующим руководителем (начальником) информации, являющейся основанием для ее проведения.

16. В соответствии с частью 4 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении.

17. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам, подтвержденные соответствующей справкой кадрового подразделения органа, организации или подразделения МВД России.

18. В случае если последний день служебной проверки приходится на выходной либо нерабочий праздничный день, то днем окончания служебной проверки считается предшествующий ему рабочий день.

19. Сотруднику не может быть поручено проведение служебной проверки при наличии оснований, указанных в части 2 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

20. При наличии оснований, указанных в части 2 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, которому поручено проведение служебной проверки, обязан подать соответствующему руководителю (начальнику) письменный рапорт об освобождении его от участия в проведении служебной проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными, проведение служебной проверки поручается другому сотруднику, а срок ее проведения продлевается на десять дней.

21. Служебная проверка в отношении сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок в период нахождения в служебной командировке, проводится в установленном порядке по решению руководителя (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, направившего сотрудника в командировку.

22. При проведении служебной проверки в отношении нескольких сотрудников, совершивших дисциплинарные проступки, в случае невозможности ее завершения в установленный срок по причине временной нетрудоспособности, нахождения в отпуске, командировке, а также отсутствия на службе по иным уважительным причинам одного или нескольких из них материалы служебной проверки в отношении отсутствующих сотрудников могут быть выделены для проведения отдельной служебной проверки. Решение о выделении материалов служебной проверки принимается соответствующим руководителем (начальником), ее назначившим, на основании мотивированного рапорта сотрудника, проводящего проверку. Срок проведения служебной проверки по выделенным материалам исчисляется с момента назначения основной служебной проверки.

23. В случае установления факта совершения дисциплинарного проступка с участием сотрудников нескольких органов, организаций или подразделений МВД России заместитель Министра, руководитель (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, заместитель руководителя (начальника) территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном или региональном уровнях, руководитель (начальник) структурного подразделения территориального органа МВД России на окружном, региональном уровнях, в составе которого имеется кадровое подразделение, принявший решение о проведении служебной проверки:

23.1. Незамедлительно информирует вышестоящего руководителя (начальника) для принятия решения о проведении служебной проверки в отношении указанных сотрудников.

23.2. Уведомляет руководителя (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, в котором проходят службу сотрудники, совершившие дисциплинарный проступок, о его совершении.

24. При проведении служебной проверки комиссией служебная проверка назначается путем издания приказа по органу, организации или подразделению МВД России.

25. Приказ о назначении служебной проверки должен содержать: основания для ее проведения; дату назначения; состав комиссии по проведению служебной проверки.

26. Комиссия формируется в составе трех и более сотрудников. В комиссию по проведению служебной проверки включаются сотрудники, обладающие необходимыми знаниями и опытом. Председатель комиссии назначается соответствующим руководителем (начальником) из числа руководителей (начальников) структурных подразделений органа, организации или подразделения МВД России.

27. Поручение сотруднику о проведении служебной проверки (назначение председателя комиссии по проведению служебной проверки) дается (осуществляется) с учетом замещаемой должности и присвоенного специального звания сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка.

III. Полномочия участников служебной проверки

28. Сотрудник (председатель и члены комиссии), проводящий служебную проверку, имеет право:

28.1. Предлагать сотрудникам, военнослужащим внутренних войск МВД России, государственным гражданским служащим и работникам системы МВД России, которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе служебной проверки, давать по ним письменные объяснения.

28.2. Выезжать на место совершения дисциплинарного проступка для выявления обстоятельств его совершения.

28.3. Вносить соответствующему руководителю (начальнику) предложения о временном отстранении сотрудника в установленном порядке от выполнения служебных обязанностей на время проведения служебной проверки.

28.4. Истребовать в установленном порядке документы, относящиеся к предмету проверки, из органов, организаций или подразделений МВД России, направлять запросы в иные органы, учреждения и организации.

28.5. Пользоваться в установленном порядке оперативными учетами и информационными системами МВД России, образовательных учреждений и научно-исследовательских организаций системы МВД России.

28.6. Знакомиться с документами, имеющими значение для проведения служебной проверки, и в случае необходимости изготавливать с них копии для приобщения к материалам служебной проверки.

28.7. Ходатайствовать перед соответствующим руководителем (начальником) о проведении инвентаризации или ревизии.

28.8. Ходатайствовать перед соответствующим руководителем (начальником) о привлечении (по согласованию) к участию в проведении служебной проверки должностных лиц и специалистов по вопросам, требующим научных, технических и иных специальных знаний, и получать от них консультации.

28.9. Применять для документирования фактов совершения дисциплинарного проступка технические средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

28.10. Вносить соответствующему руководителю (начальнику) предложения о необходимости оказания социальной и психологической помощи сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка.

28.11. Предлагать сотрудникам, в отношении которых проводится служебная проверка, дать объяснение с использованием психофизиологических исследований (обследований).

28.12. В случаях, предусмотренных пунктом 22 настоящего Порядка, докладывать рапортом соответствующему руководителю (начальнику) о необходимости выделения материалов служебной проверки.

29. Приведенный в пункте 28 настоящего Порядка перечень мероприятий не является исчерпывающим и может быть дополнен соответствующим руководителем (начальником) в ходе проведения служебной проверки в зависимости от конкретной ситуации.

30. Сотрудник (председатель и члены комиссии), проводящий служебную проверку, обязан:

30.1. Соблюдать права и свободы сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, и иных лиц, принимающих участие в проведении служебной проверки.

30.2. Обеспечить сохранность и конфиденциальность материалов служебной проверки, не разглашать сведения о результатах ее проведения.

30.3. Разъяснить заявителям и сотрудникам, в отношении которых проводится служебная проверка, их права и обеспечить условия для реализации этих прав.

30.4. Своевременно доложить соответствующему руководителю (начальнику) поступившие заявления, ходатайства или жалобы и проинформировать сотрудников, их заявивших, о разрешении указанных заявлений, ходатайств, жалоб.

30.5. Сообщить о результатах рассмотрения заявлений, ходатайств, жалоб сотруднику, их заявившему, лично под расписку либо путем направления ответа по месту жительства заказной корреспонденцией.

30.6. Документально подтвердить дату и время совершения дисциплинарного проступка, обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, как отягчающие, так и смягчающие его вину.

30.7. Осуществить сбор документов и материалов, характеризующих личные и деловые качества сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок.

30.8. Изучить материалы проводившихся ранее служебных проверок в отношении сотрудника, информацию о фактах совершения им дисциплинарных проступков.

30.9. Предложить сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка, дать объяснение в письменном виде (рекомендуемый образец объяснения - приложение к настоящему Порядку) по существу вопроса на имя соответствующего руководителя (начальника). В случае если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение сотрудником, в отношении которого проводится служебная проверка, не представлено либо в случае его отказа от дачи письменных объяснений - составить в установленном порядке соответствующий акт, подписанный не менее чем тремя сотрудниками.

30.10. Незамедлительно доложить соответствующему руководителю (начальнику) либо председателю комиссии обо всех фактах вмешательства в проведение служебной проверки или давления на сотрудников, участвующих в ее проведении.

30.11. Опросить сотрудников, военнослужащих внутренних войск МВД России, государственных гражданских служащих и работников системы МВД России, которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе служебной проверки.

30.12. В случае выявления в ходе служебной проверки в действиях иных сотрудников органа, организации или подразделения МВД России признаков совершения дисциплинарных проступков, незамедлительно доложить рапортом соответствующему руководителю (начальнику) о необходимости проведения служебной проверки в отношении таких сотрудников или об установлении наличия (отсутствия) их вины в рамках проводимой служебной проверки.

30.13. Предложить в случае необходимости проведение профилактических мероприятий по устранению причин, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка.

30.14. Подготовить заключение по результатам служебной проверки в письменной форме и представить соответствующему руководителю (начальнику) для утверждения в установленном порядке.

30.15. Ознакомить сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, в случае его обращения, оформленного в письменном виде, с заключением по ее результатам.

31. Соответствующий руководитель (начальник) вправе:

31.1. Принимать решение о необходимости комиссионного проведения служебной проверки и утверждать состав комиссии по проведению служебной проверки.

31.2. В случаях, предусмотренных пунктом 20 настоящего Порядка, освобождать сотрудника, подавшего соответствующий рапорт, от участия в проведении служебной проверки.

31.3. Принимать решение о выделении материалов служебной проверки в отношении одного или нескольких сотрудников в случаях, предусмотренных пунктом 22 настоящего Порядка.

31.4. Принимать решение о проведении дополнительных мероприятий, кроме перечисленных в пункте 28 настоящего Порядка, в зависимости от конкретной ситуации, сложившейся при проведении служебной проверки.

32. Соответствующий руководитель (начальник) обязан:

32.1. При необходимости принять меры по оказанию сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка, социальной и психологической помощи.

32.2. Принять в установленные законом для проведения служебной проверки сроки решение по результатам проверки и обеспечить его выполнение.

32.3. Принять решение о проведении служебной проверки на период отпуска, командировки, а также временной нетрудоспособности сотрудника (председателя, членов комиссии), проводящего служебную проверку.

32.4. В случае поступления рапорта сотрудника (председателя, членов комиссии), проводящего служебную проверку, предусмотренного подпунктом 30.12 настоящего Порядка, принять решение о назначении служебной проверки по выявленным фактам совершения сотрудниками органа, организации или подразделения МВД России, дисциплинарных проступков.

32.5. Рассмотреть в срок до пяти дней в рамках общего срока проведения служебной проверки ходатайства и жалобы, заявленные сотрудником, в отношении которого проводится служебная проверка.

32.6. Осуществлять контроль за полнотой и своевременностью проведения служебной проверки.

33. Сотрудник, в отношении которого проводится служебная проверка, пользуется правами и несет обязанности, предусмотренные частью 6 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

IV. Оформление результатов служебной проверки

34. Заключение по результатам служебной проверки составляется на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных и должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.

35. В вводной части указываются:

35.1. Должность, звание, инициалы, фамилия сотрудника, проводившего служебную проверку, или состав комиссии, проводившей служебную проверку (с указанием специального звания, должности, фамилии и инициалов председателя и членов комиссии).

35.2. Должность, звание, фамилия, имя, отчество, год рождения сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, а также сведения об образовании, о времени его службы в органах внутренних дел и в замещаемой должности, количестве поощрений, взысканий, наличии (отсутствии) у него неснятых дисциплинарных взысканий.

36. Описательная часть должна содержать:

36.1. Основания проведения служебной проверки.

36.2. Объяснение сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка.

36.3. Факт совершения сотрудником дисциплинарного проступка.

36.4. Обстоятельства и последствия совершения сотрудником дисциплинарного проступка.

36.5. Наличие либо отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 29 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции".

36.6. Факты и обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения заявления сотрудника.

36.7. Материалы, подтверждающие (исключающие) вину сотрудника.

36.8. Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность сотрудника.

36.9. Иные факты и обстоятельства, установленные в ходе проведения служебной проверки.

37. С учетом изложенной в описательной части информации в резолютивной части указываются:

37.1. Заключение об окончании служебной проверки и о виновности (невиновности) сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка.

37.2. Предложения о применении (неприменении) к сотруднику, в отношении которого проведена служебная проверка, мер дисциплинарной ответственности, иных мер воздействия.

37.3. Выводы о причинах и условиях, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка.

37.4. Выводы о наличии или отсутствии обстоятельств, предусмотренных статьей 29 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции".

37.5. Выводы о наличии или отсутствии фактов и обстоятельств, указанных в заявлении сотрудника.

37.6. Предложения о передаче материалов в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, прокуратуры Российской Федерации для принятия решения в установленном законом порядке.

37.8. Предложения о мерах по устранению выявленных недостатков или предложения о прекращении служебной проверки в связи с отсутствием факта нарушения служебной дисциплины или обстоятельств, предусмотренных статьей 29 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции".

37.9. Рекомендации о возможном опровержении недостоверной информации, порочащей честь и достоинство сотрудника, которая послужила основанием для назначения служебной проверки, и (или) обращении в суд либо органы прокуратуры Российской Федерации за защитой чести и достоинства.

38. Проект заключения по результатам служебной проверки с прилагающимися материалами согласовывается с кадровым и правовым подразделениями органа, организации или подразделения МВД России, сотрудниками которого проводилась служебная проверка.

39. Заключение по результатам служебной проверки представляется соответствующему руководителю (начальнику) не позднее чем через три дня со дня завершения служебной проверки и утверждается им не позднее чем через пять дней со дня его представления.

40. В случае отказа сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, от подписи в ознакомлении с заключением составляется акт в произвольной форме, подписываемый не менее чем тремя сотрудниками.

41. После утверждения соответствующим руководителем (начальником) заключения по результатам служебной проверки, в отношении сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок, сотрудником (комиссией), ее проводившим, подготавливается проект приказа о наложении дисциплинарного взыскания, который согласовывается с кадровым и правовым подразделением.

42. Подготовленный и согласованный с правовым подразделением проект приказа о наложении дисциплинарного взыскания вместе с заключением по результатам служебной проверки представляется на подпись соответствующему руководителю (начальнику).

43. Приказ о наложении дисциплинарного взыскания в установленном порядке объявляется сотруднику, в отношении которого проведена служебная проверка.

44. Копия заключения служебной проверки направляется сотрудником (председателем комиссии), ее проводившим, в кадровое подразделение для приобщения к материалам личного дела сотрудника.

45. По окончании служебной проверки сотрудник (председатель комиссии), проводивший служебную проверку, формирует дело с материалами служебной проверки, которое включает в себя:

45.1. Документ (либо его копию), послуживший основанием для проведения служебной проверки.

45.2. Копию приказа о назначении служебной проверки (в случае ее комиссионного проведения).

45.3. Объяснения сотрудников, иные документы и материалы (либо их заверенные копии), полученные в ходе проведения служебной проверки.

45.4. Заключение по результатам служебной проверки.

45.5. Материалы, относящиеся к реализации выводов, содержащихся в заключении по результатам служебной проверки.

45.6. Копию ответа лицу, чье обращение послужило основанием для проведения служебной проверки.

46. Дело хранится в архиве подразделения по делопроизводству и режиму органа, организации или подразделения МВД России в течение определенного номенклатурой срока в соответствии с требованиями по хранению данного вида документов и выдается в установленном порядке.

47. Сотрудник, в отношении которого проводилась служебная проверка, вправе обжаловать заключение по результатам служебной проверки вышестоящему руководителю (начальнику) либо в суд.

3 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900; N 27, ст. 3880, 3881; N 30, ст. 4595; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7018, 7020, 7067; N 50, ст. 7352; 2012, N 26, ст. 3441; N 50, ст. 6967.

4 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7020; 2012, N 50, ст. 6954.

5 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 43, ст. 5808.

10 Приказ МВД России от 1 марта 2012 г. N 140 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях" (зарегистрирован в Минюсте России 20 июня 2012 г., регистрационный N 24633).

© 2024 sun-breeze.ru
Новые идеи бизнеса - Животные и растения. Заработок в интернете. Автобизнес