Выездная таможенная проверка может назначаться. Таможенная проверка – порядок проведения, виды и сроки

Выездная таможенная проверка - контрольное мероприятие, проводимое должностными лицами таможенных органов с выездом в место нахождения юридического лица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) в место фактического осуществления их деятельности. Выездная таможенная проверка может быть плановой и внеплановой.

Основанием для проведения выездной таможенной проверки является решение о проведении выездной таможенной проверки, подписанное начальником таможенного органа (заместителем начальника). Форма решения о проведении выездной таможенной проверки установлена приказом ФТС России от 30 декабря 2010 г. № 2713 «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении таможенных проверок» (приложение 3). Назначение проведения выездной таможенной проверки включает в себя следующие этапы:

  • 1) вынесение решения о проведении выездной таможенной проверки;
  • 2) создание комиссии но проведению выездной таможенной проверке;
  • 3) назначение председателя комиссии (все члены комиссии непосредственно подчиняются председателю).

Председатель комиссии по проведению выездной таможенной проверки назначается начальником (заместителем начальника) таможенного органа из числа должностных лиц уполномоченного подразделения. Председатель комиссии по проведению выездной таможенной проверки:

  • 1) организует работу членов комиссии по проведению выездной таможенной проверки;
  • 2) подписывает требования, направляемые комиссией при проведении выездной таможенной проверки;
  • 3) принимает решение о проведении таможенного осмотра помещений и территорий, а также решение о проведении таможенного досмотра в ходе проведения таможенного осмотра помещений и территорий в соответствии со ст. 116, 119 ТК ТС;
  • 4) устанавливает сроки подготовки членами комиссии по проведению выездной таможенной проверки заключений по вопросам таможенной проверки;
  • 5) организует подготовку в ходе выездной таможенной проверки на основании материалов выездной таможенной проверки проектов решений в области таможенного дела.

Плановая выездная таможенная проверка - контрольное мероприятие, осуществляемое таможенными органами по месту нахождения проверяемого лица, в соответствии с планом проверок, разрабатываемых таможенными органами. Плановые выездные таможенные проверки проводятся не чаще одного раза в год в отношении одного и того же проверяемого лица, а в отношении УЭО - не чаще одного раза в три года. По сравнению с камеральной таможенной проверкой, в процессе осуществления выездной таможенной проверки должностные лица подразделений ТКПВТ в значительной степени затрагивают права и интересы проверяемых лиц. Перечень субъектов проверки также существенно отличается: выездная таможенная проверка может быть проведена только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Как уже было отмечено, проверке предшествуют этапы аналитической и подготовительной работы. На этапе аналитической работы принимается решение о целесообразности проведения таможенной проверки, при проведении подготовительной работы определяется перечень вопросов, подлежащих проверке, при необходимости разрабатывается программа проверки, которая в том числе содержит перечень мероприятий и сроки их проведения.

После подготовительной работы каждый вид таможенных проверок осуществляется с учетом своих особенностей. Проведение плановой выездной таможенной проверки можно систематизировать и выделить соответствующие этапы.

  • 1. Проверяемому лицу направляется заказное почтовое отправление с уведомлением о вручении.
  • 2. Плановая выездная таможенная проверка может быть начата не ранее, чем через 15 календарных дней со дня получения уведомления проверяемым лицом либо со дня поступления в таможенный орган почтового отправления с отметкой о невручении письма адресату.
  • 3. Копия решения в течение трех рабочих дней со дня подписания решения вручается проверяемому лицу.
  • 4. Датой начала проведения выездной таможенной проверки считается дата вручения проверяемому лицу копии решения (либо дата поступления в таможенный орган почтового уведомления с отметкой о вручении письма адресату).
  • 5. В случае если проверяемое лицо отказывается от получения копии решения или в случае возврата в таможенный орган почтового отправления с отметкой о невручении письма адресату, датой начала проверки считается дата записи в решении об отказе в получении копии решения.
  • 6. Для доступа на объект проверяемого лица должные лица таможенных органов обязаны предъявить решение о проведении проверки (акт о назначении проверки) и служебные удостоверения. В соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС проверяемое лицо вправе отказать должностным лицам таможенного органа в доступе на объект, если не будут предъявлены акт о назначении проверки и (или) служебные удостоверения, а также в случаях, когда должностные лица не указаны в акте о назначении проверки. Кроме того, для доступа на отдельные объекты должностным лицам таможенных органов необходимо специальное разрешение.
  • 7. В случае необоснованного отказа проверяемого лица обеспечить доступ председателя комиссии и членов комиссии на объект проверяемого лица они вправе входить на этот объект с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых. Обо всех таких случаях, начальник таможенного органа в письменном виде по факсу с последующей досылкой уведомляет прокурора в течение 24 часов.
  • 8. При проведении выездной таможенной проверки председатель и члены комиссии пользуются правами, предусмотренными п. 2-4 ст. 98 ТК ТС, п. 1 ст. 134 ТК ТС, ч. 2 ст. 166 и ст. 184 Закона о таможенном регулировании. Проверяемое лицо пользуется правами, установленными п. 1 ст. 135 ТК ТС. Обязанности проверяемых лиц закреплены в п. 2 ст. 135 ТК ТС и ст. 185 Закона о таможенном регулировании.
  • 9. Срок проведения выездной таможенной проверки не должен превышать двух месяцев. Срок может быть продлен еще на один месяц по решению начальника (заместителя начальника) таможенного органа, назначившего проверку.
  • 10. В случаях необходимости проведения исследований или экспертиз, направления запросов в компетентные органы иностранных государств и других случаях, выездная таможенная проверка может быть приостановлена на срок, не превышающий шести месяцев.
  • 11. О приостановлении и продлении срока проверки делается запись в решении и в течение трех рабочих дней уведомляется проверяемое лицо.
  • 12. Датой завершения выездной таможенной проверки считается дата составления документа, оформленного по результатам таможенной проверки, который составляется в двух экземплярах и подписывается должностными лицами, проводившими проверку.

В ходе проверки должностные лица таможенных органов непосредственно осуществляют мероприятия, по результатам которых получают данные, свидетельствующие о наличии признаков нарушения таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства РФ о таможенном деле, которые могут послужить основанием для возбуждения дела об административном правонарушении или уголовного дела, либо об отсутствии таких признаков.

В процессе осуществления выездной таможенной проверки должностные лица подразделений ТКПВТ анализируют информацию, источниками получения такой информации могут являться:

  • - первичные документы, регистры бухгалтерского учета проверяемого лица и лиц, связанных с проверяемым лицом но операциям с товарами (согласно Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, который должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если эго не представляется возможным - непосредственно после его окончания);
  • - результаты таможенного контроля, проводившегося в отношении проверяемого лица;
  • - бухгалтерская отчетность;
  • - результаты сопоставления различных документов проверяемого лица, а также сопоставления его документов с документами третьих лиц;
  • - результаты инвентаризации имущества лица.

Кроме того, п. 11 ст. 132 ТК ТС устанавливает запрет для проверяемого лица на внесение изменений и дополнений в проверяемые документы, связанные с его деятельностью, в период проведения выездной таможенной проверки.

При выявлении каких-либо несоответствий в бухгалтерских документах должностные лица анализируют их и определяют последствия использования таких документов организацией с точки зрения наличия нарушения законодательства РФ, принимают меры по закреплению следов нарушений и их правовой квалификации в соответствие с законодательством РФ.

В процессе выездной таможенной проверки могут осуществляться контрольные действия:

  • 1) по документальному изучению финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов объекта контроля, в том числе путем анализа и оценки полученной из них информации;
  • 2) фактическому исследованию вопросов программы проверки у проверяемого лица путем осмотра, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров, инвентаризации и др.

При проведении таможенной проверки необходимо установить полноту и своевременность отражения операций по ввозу/вывозу товаров, осуществляемому в рамках внешнеторговой сделки, на соответствующих счетах бухгалтерского учета организации. В процессе контрольного мероприятия проверяется соблюдение правил составления документов, а также соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, т.е. соответствия отраженных в документах операций установленным правилам. При возникновении сомнений в достоверности отражения хозяйственных операций проверяющие могут опросить лиц, участвовавших в составлении документа, проверить его достоверность, а при необходимости истребовать у этих лиц объяснения в соответствии с установленным законодательством порядком.

При проведении выездной таможенной проверки могут проводиться: инвентаризация товаров, таможенный осмотр помещений и территорий, экспертиза, получение объяснений, таможенный досмотр товаров, проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков и иные формы таможенного контроля, предусмотренные ст. 110 ТК ТС.

Внеплановая выездная таможенная проверка - контрольное мероприятие, осуществляемое таможенными органами по месту нахождения проверяемого лица без ограничений периодичности проведения. Основания для назначения внеплановых выездных таможенных проверок были рассмотрены в гл. 2. Напомним, что поводом для проведения таких проверок является получение информации, свидетельствующей о возможном нарушении требований таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства РФ о таможенном деле.

Основным отличием плановых от внеплановых таможенных проверок является отсутствие ограничений периодичности проведения последних, а также отсутствие необходимости уведомления проверяемого лица о проведении внеплановой выездной таможенной проверки.

В процессе проведения выездной таможенной проверки может возникнуть необходимость подтверждения достоверности сведений, представленных проверяемым лицом. В этом случае таможенным органом проводится встречная выездная таможенная проверка у лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами.

Встречная выездная проверка - контрольное мероприятие, осуществляемое таможенными органами при необходимости подтверждения достоверности сведений, полученных в ходе выездной таможенной проверки. Встречная выездная таможенная проверка является внеплановой.

Для назначения встречной проверки председатель комиссии представляет завизированную начальником уполномоченного подразделения докладную записку начальнику (заместителю начальника) таможенного органа, содержащую обоснование необходимости проведения встречной проверки и перечень вопросов, требующих проверки при ее проведении.

Начальник (заместитель начальника) таможенного органа принимает решение о направлении поручения о проведении встречной проверки либо о нецелесообразности направления поручения о проведении встречной проверки, о чем налагает соответствующую резолюцию на докладной записке председателя комиссии.

Поручение о проведении встречной проверки направляется таможенным органом, проводящим выездную таможенную проверку, в таможенный орган, в регионе деятельности которого зарегистрировано лицо или исполнительный орган проверяемого лица, таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществлен выпуск товара, либо в регионе деятельности которого находится товар (рис. 2). Встречная проверка проводится в порядке, установленном для проведения выездной таможенной проверки.

Копия решения о проведении встречной проверки и акт по ее результатам направляется в таможенный орган, но инициативе которого была назначена встречная проверка, в течение пяти рабочих дней после составления каждого документа.

В процессе встречной выездной таможенной проверки должностные лица таможенных органов проверяют разные но наименованию и характеру документы, в которых отражаются различные аспекты одной и той же или нескольких взаимосвязанных операций, проверяющие могут сравнивать, например, следующее:

Рис. 2.

  • а) данные первичных учетных документов с данными других документов, связанных с отгрузкой и реализацией товара;
  • б) информацию из первичных документов по поступлению товаров - с расходами на их доставку (сравнение объема поступлений товаров за определенный период с тем количеством, за доставку которого оплачены услуги перевозчика);
  • в) информацию из первичных документов - с информацией, содержащейся в учетных регистрах (для выявления хозяйственных операций, отраженных в учете, на которые нет никаких оправдательных документов).

При использовании методов документального контроля должностные лица подразделений ТКПВТ таможенных органов работают с первичными документами, учетными регистрами, формами бухгалтерской отчетности как проверяемой организации, так и документами иных лиц, полученными в результате проведения встречных проверок.

Введение

С 1 июля 2010 г. вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза, устанавливающий единые правила таможенного регулирования трех государств: России, Республики Беларусь и Республики Казахстан.

Таможенный кодекс таможенного союза содержит значительное количество изменений и нововведений. Перемены постиг и такой важнейший институт таможенного дела, как таможенный контроль. В число предстоящих изменений входит введение ТК ТС трех новых форм таможенного контроля, одной из которых является таможенная проверка.

Актуальность данной темы заключается в том, что Таможенный союз был создан совсем недавно и не каждый аспект, включающийся в таможенный кодекс, известен и разобран полностью нами, студентами.

Целью данной контрольной работы является содержание и порядок проведения выездной таможенной проверки.

Объект - таможенное дело.

Предмет - таможенная проверка.

Задачи, поставленные при написании работы:

  • -Описать таможенную проверку;
  • -Рассмотреть правовые аспекты таможенной проверки;
  • -Объяснить введение таможенной проверки в таможенный контроль;

Выездная таможенная проверка

Выездная таможенная проверка предусмотрена гл. 19 "Таможенного кодекса Таможенного союза" (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17). Выездная таможенная проверка проводится таможенным органом с выездом в место нахождения юридического лица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя или в место фактического осуществления их деятельности.

Выездная таможенная проверка может быть плановой или внеплановой.

Плановая выездная таможенная проверка осуществляется на основании планов проверок, разрабатываемых таможенными органами.

Выездная таможенная проверка проводится на основании решения, предписания акта о назначении проверки, форма которого определяется законодательством государств-членов таможенного союза.

Основаниями для назначения внеплановых выездных таможенных проверок являются:

  • 1) данные, полученные в результате анализа информации, содержащейся в базах данных таможенных органов и органов государственного контроля государств-членов таможенного союза, свидетельствующие о возможном нарушении таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств-членов таможенного союза;
  • 2) данные, свидетельствующие о возможном нарушении требований таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств-членов таможенного союза;
  • 3) заявление лица, в том числе осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, на получение статуса уполномоченного экономического оператора;
  • 4) обращение (запрос) компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица, совершавшего внешнеэкономические сделки с иностранной организацией;
  • 5) иные основания, предусмотренные законодательством государств-членов таможенного союза.

Выездная таможенная проверка может назначаться по результатам применения иных форм таможенного контроля, а также по результатам камеральной таможенной проверки.

В случаях необходимости подтверждения достоверности сведений, представленных проверяемым лицом, таможенным органом может проводиться встречная выездная таможенная проверка у лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами.

Встречная выездная таможенная проверка является внеплановой.

Плановые выездные таможенные проверки проводятся не чаще 1 раза в год в отношении одного и того же проверяемого лица.

Плановые выездные таможенные проверки в отношении уполномоченных экономических операторов проводятся таможенными органами 1 раз в 3 года.

Внеплановые выездные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения.

Отбор проверяемых лиц для плановой выездной таможенной проверки производится с использованием информации, полученной:

  • 1) из информационных ресурсов таможенных органов;
  • 2) по результатам предыдущих проверок, в том числе камеральных проверок;
  • 3) от государственных органов;
  • 4) от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций;
  • 5) от таможенных или иных контролирующих государственных органов государств-членов таможенного союза;
  • 6) из средств массовой информации;
  • 7) из других источников официальным путем.

Перед началом проведения плановой выездной таможенной проверки таможенные органы направляют проверяемому лицу уведомление о проведении плановой выездной таможенной проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передают такое уведомление иным способом, позволяющим подтвердить факт его получения.

Возврат уведомления с отметкой, свидетельствующей о невручении письма адресату в связи с отсутствием проверяемого лица по месту его нахождения, не является основанием для отмены плановой выездной таможенной проверки.

Плановая выездная таможенная проверка может быть начата не ранее чем через 15 календарных дней со дня получения уведомления проверяемым лицом либо со дня поступления в таможенный орган уведомления с отметкой о невручении письма адресату.

Датой начала проведения выездной таможенной проверки считается дата вручения проверяемому лицу копии решения о проведении таможенной проверки.

Копия предписания о проведении таможенной проверки вручается проверяемому лицу должностным лицом таможенного органа, либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

При вручении копии решения руководитель проверяемого лица либо его представитель на оригинале решения делает отметку об ознакомлении, а также о дате и времени получения копии решения.

В случае отказа от получения копии решения должностное лицо таможенного органа делает об этом соответствующую запись в решении.

Отказ проверяемого лица от получения копии решения о проведении таможенной проверки, а также возврат уведомления с отметкой, свидетельствующей о невручении письма адресату в связи с отсутствием лица по месту его нахождения, не являются основанием для отмены выездной таможенной проверки. В этом случае датой начала проверки считается дата записи в решении об отказе в получении копии решения, либо дата поступления в таможенный орган уведомления с отметкой о невручении письма адресату.

Перед началом проведения выездной таможенной проверки на объекте проверяемого лица должностные лица таможенного органа обязаны предъявить руководителю проверяемого лица либо его представителю служебные удостоверения.

В период проведения выездной таможенной проверки проверяемое лицо не вправе вносить изменения и дополнения в проверяемые документы, связанные с его деятельностью.

Срок проведения выездной таможенной проверки не должен превышать 2 месяца. В указанный срок не включается период времени между датой вручения проверяемому лицу требования о представлении документов и сведений и датой получения таких документов и сведений.

Срок проведения выездной таможенной проверки может быть продлен еще на 1 месяц по решению таможенного органа, осуществляющего проверку.

При необходимости проведения исследований или экспертиз, направления запросов в компетентные органы государств-членов таможенного союза или иностранных государств, восстановления проверяемым лицом документов, необходимых для проведения выездной таможенной проверки, предоставления дополнительных документов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы по результатам выездной таможенной проверки, проведение выездной таможенной проверки может быть приостановлено по решению руководителя таможенного органа или уполномоченного им лица в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.

О продлении срока выездной таможенной проверки, а также о приостановлении ее проведения в решение о проведении выездной таможенной проверки вносятся соответствующие записи, о чем уведомляется проверяемое лицо.

Датой завершения выездной таможенной проверки считается дата составления документа, оформленного по результатам таможенной проверки, который составляется в 2 экземплярах и подписывается должностными лицами таможенного органа, проводившими выездную таможенную проверку.

Первый экземпляр такого документа приобщается к материалам выездной таможенной проверки, второй экземпляр не позднее 5 дней со дня завершения выездной таможенной проверки вручается проверяемому лицу или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Проверяемое лицо при предъявлении должностными лицами таможенного органа решения о проведении таможенной проверки и служебных удостоверений обязано обеспечить доступ этих должностных лиц на объект проверяемого лица, за исключением жилых помещений, для проведения выездной таможенной проверки.

Если законодательством государств-членов таможенного союза предусмотрен специальный порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты, то такой доступ осуществляется в порядке, установленном этими законодательством.

Проверяемое лицо вправе отказать должностным лицам таможенного органа в доступе на объект в случае, если:

  • 1) решение или служебные удостоверения не предъявлены;
  • 2) должностные лица таможенных органов не указаны в решении;
  • 3) должностные лица не имеют специального разрешения на доступ на объект, если такое разрешение необходимо в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.

При отказе проверяемого лица в доступе должностных лиц таможенного органа, проводящих выездную таможенную проверку, на объект проверяемого лица составляется протокол в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза.

В случае необоснованного отказа проверяемого лица обеспечить доступ должностных лиц таможенных органов на объект проверяемого лица они вправе входить на этот объект с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии 2 понятых, за исключением случаев, если законодательством государств-членов таможенного союза установлен иной порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты. Обо всех случаях вхождения на объекты проверяемых лиц с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение 24 часов.

Таможенный осмотр помещений и территорий при проведении выездной таможенной проверки проводится на основании решения о проведении выездной таможенной проверки.

Таможенный осмотр помещений и территорий проводится в минимальный период времени, необходимый для его проведения, и может превышать один рабочий день.

Таможенный осмотр помещений и территорий не может проводиться в ночное время.

Если таможенный осмотр помещений и территорий не завершен в течение рабочего дня, его проведение приостанавливается и возобновляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Должностные лица таможенных органов вправе в соответствии со статьей 109 Таможенного кодекса таможенного союза производить идентификацию товаров, а также помещений и территорий, таможенный осмотр которых не завершен, применять физическую силу для воспрепятствования доступу в указанные помещения и территории, а также принимать другие меры к сохранности товаров, находящихся в помещениях и на территориях, таможенный осмотр которых не завершен, предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза и Федеральным законом.

Наложение ареста на товары и изъятие товаров производятся в целях, предусмотренных подпунктом 11 пункта 1 статьи 134 Таможенного кодекса таможенного союза.

Основаниями для наложения ареста на товары являются:

  • 1) обнаружение товаров без наличия на них специальных марок, идентификационных знаков или обозначений товаров иными способами, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию таможенного союза в случаях, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, либо товаров с марками или средствами идентификации, имеющими признаки поддельных;
  • 2) обнаружение товаров без наличия на них специальных марок, идентификационных знаков или обозначений товаров иными способами, если такие марки, идентификационные знаки, обозначения товаров в соответствии с актами законодательства Российской Федерации должны наноситься на товары, ввозимые на таможенную территорию таможенного союза, либо товаров с марками или средствами идентификации, имеющими признаки поддельных;
  • 3) отсутствие в коммерческих документах проверяемого лица сведений, подтверждающих факт таможенного декларирования товаров, если в соответствии с актами законодательства Российской Федерации указание таких сведений в коммерческих документах обязательно при обороте товаров на территории Российской Федерации, а также обнаружения недостоверности таких сведений, либо отсутствия коммерческих документов, в которых такие сведения должны быть указаны;
  • 4) отсутствие у проверяемого лица документов, подтверждающих сведения о выпуске товаров таможенными органами, если наличие таких документов у проверяемого лица обязательно в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза или законодательством Российской Федерации, либо обнаружение в указанных документах недостоверных сведений о выпуске товаров таможенными органами;
  • 5) обнаружение данных, которые могут свидетельствовать о том, что проверяемые товары являются условно выпущенными и используются в нарушение ограничений по пользованию или распоряжению этими товарами, или в нарушение целей, соответствующих условиям представления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов;
  • 6) обнаружение данных, которые могут свидетельствовать о том, что в отношении проверяемых товаров не соблюдены условия или порядок предоставления льгот по уплате таможенных пошлин, налогов;
  • 7) обнаружение данных, которые могут свидетельствовать о том, что проверяемые товары используются в нарушение условий и требований таможенной процедуры.

Арест товаров заключается в запрете распоряжаться и пользоваться товарами. Товары, на которые наложен арест, передаются на хранение их владельцу либо иному лицу, обладающему полномочиями в отношении таких товаров. Пользование товарами, на которые наложен арест, может быть разрешено руководителем таможенного органа, проводящего выездную таможенную проверку, либо уполномоченным им должностным лицом таможенного органа. В указанном случае передача товаров, на которые наложен арест, другим лицам, растрата товаров, их отчуждение либо распоряжение ими иным способом не допускаются.

Основаниями для изъятия товаров являются:

  • 1) обнаружение данных, которые могут свидетельствовать о том, что проверяемые товары запрещены к ввозу на таможенную территорию таможенного союза или обороту на территории Российской Федерации;
  • 2) обнаружение у проверяемого лица товаров, подлежащих аресту, в отношении которых проверяемое лицо не является собственником или законным владельцем;
  • 3) отказ владельца товаров либо иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, подлежащих аресту, обеспечивать сохранность товаров и соблюдать запрет на распоряжение и пользование товарами.

Изъятые товары помещаются на склад временного хранения либо в другое место, являющееся зоной таможенного контроля.

Изъятие товаров и наложение ареста на них производятся на основании мотивированного постановления должностного лица таможенного органа, проводящего выездную таможенную проверку, в присутствии проверяемого лица, у которого обнаружены товары, либо его представителя, а также в присутствии не менее двух понятых.

Форма постановления об изъятии товаров или наложении ареста на товары определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Об изъятии товаров или о наложении ареста на них составляется протокол, форма которого определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Протокол составляется в присутствии двух понятых. В протоколе либо прилагаемых к нему описях изъятые товары или товары, на которые наложен арест, подробно описываются с указанием их наименования, количества и индивидуальных признаков. Указанный протокол подписывается должностным лицом таможенного органа, проводившим изъятие или арест, лицом, у которого обнаружены изымаемые товары или товары, на которые наложен арест, либо его представителем, а также понятыми. Копия протокола вручается лицу, у которого обнаружены товары, либо его представителю.

Возврат изъятых товаров и снятие наложенного ареста производятся не позднее дня окончания выездной таможенной проверки, за исключением случаев, когда товары подлежат задержанию, либо изъятию или аресту в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Возврат изъятых товаров и снятие наложенного ареста производятся на основании постановления должностного лица таможенного органа, проводящего выездную таможенную проверку. Постановление о возврате изъятых товаров и снятии наложенного ареста составляется в двух экземплярах по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Второй экземпляр указанного постановления вручается лицу, у которого обнаружены товары, либо его представителю.

Изъятые товары подлежат возврату их владельцу либо иному лицу, обладающему полномочиями в отношении таких товаров. При возврате изъятых товаров составляется акт в трех экземплярах по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Акт подписывается должностными лицами таможенного органа, проводящими выездную таможенную проверку, проверяемым лицом либо его представителем, а также лицом, осуществлявшим хранение изъятых товаров, либо его представителем. Второй экземпляр указанного акта вручается лицу, которому возвращены изъятые товары, либо его представителю, третий экземпляр - лицу, осуществлявшему хранение изъятых товаров, либо его представителю.

Хранение изъятых товаров осуществляется за счет лица, у которого товары были изъяты. Если в ходе проведения таможенной проверки не будет установлено, что в отношении таких товаров таможенное законодательство таможенного союза или законодательство Российской Федерации нарушено, издержки, связанные с таким хранением, относятся на счет федерального бюджета.

Сведения обо всех фактах наложения ареста на товары и изъятия товаров указываются в акте, отражающем результаты проведения выездной таможенной проверки.

Товары находятся под Таможенным Контролем (далее ТК) до наступления обстоятельств, указанных в Ст. 14 ТК ЕАЭС « Нахождение товаров под таможенным контролем » ,

Таможенный Контроль проводится:

  • после выпуска для внутреннего потребления на территории ЕАЭС проводится в течении 3-х лет (Ст. 310 ТК ЕАЭС «Проведение таможенного контроля » );
  • в случае условного выпуска: временный ввоз, переработка на тамож. территории, таможенный склад - продолжается весь период условного выпуска (Ст. 316 ТК ЕАЭС «Особенности таможенного контроля после выпуска товаров в отношении условно выпущенных товаров» ).

ТК после выпуска проводится в форме таможенной проверки, таможенными органами. Допускаются и другие формы, например: таможенный осмотр помещений, проверка спец.маркировок, идентификационных знаков. При ТК за условно выпущенными товарами, независимо от формы проверки, в обязательном порядке, проводится учет условно выпущенных товаров.

Таможенная проверка

В соответвтсии со – форма таможенного контроля, проводится ТО с целью проверки соблюдения требований законов ЕАЭС и РФ о таможенном регулировании. При проведении таможенной проверки могут проверяться:

  • факт помещения товаров под процедуру выпуска товаров;
  • достоверность сведений заявленных при декларировании;
  • достоверность сведений, соблюдение требований УВ, а также соблюдения требований таможенных процедур (для иностранных товаров);
  • соблюдение требований осуществления деятельности в сфере ТД;
  • законность обращения товаров везённых в РФ.

В соответвтсии со Ст. 331 ТК ЕАЭС «Таможенная проверка» может быть камеральной или выездной.

Ст 332 ТК ЕАЭС «Камеральная таможенная проверка»

  1. Проверка документов и сведений, имеющихся у ТО в том числе предоставленных декларантом.
  2. Проводится по месту нахождения ТО, без ограничений по времени, без оформления решений или предписаний, однако ТО вправе запрашивать документы у деларанта.
  3. По результатам камеральной проверки возможно назначение выездной.

- проводится ТО с выездом на объекты проверяемого лица. Назначается руководителем ТО путем выдачи предписания о проведении выездной ТП (содержащего сведения, перечисленные в Ст. 333 ТК ЕАЭС) . Проводится по результатам камеральной таможенной проверки или других форм таможенного контроля. Дата начала - дата вручения предписания о провдении выездной поверки проверяемому лицу. Сроки выездной проверки не могут превышать 2-х месяцев.

Виды выездных таможенных проверок:

  • плановая выездная;
  • внеплановая выездная;
  • встречная внеплановая выездная.

Плановая выездная ТП проводится на основании планов проверок, разрабатываемых ТО, не чаще 1-го раза в год (1-го раза в 3 года для уполномоченных экономических операторов). Основания для проверки перечислены в п.11 Ст 333 ТК ЕАЭС «Выездная таможенная проверка». Проводится не ранее 15-ти календарных дней с момента получения проверяемым лицом уведомления о проведении плановой таможенной проверки.

Внеплановые выездные ТП проводятся без ограничений периодичности. Проводится на основании данных о нарушениях, полученных из источников, перечисленных в п. 16 Ст 333 ТК ЕАЭС «Выездная таможенная проверка» .

Внеплановые встречные ТП проводятся для подтверждения данных, представленных проверяемым лицом.

Права и обязанности должностных лиц ТО при проведении таможенной проверки

В сооветствии со ст.335 ТК ЕАЭС «Права и обязанности должностных лиц таможенного органа при проведении таможенной проверки» при проведении таможенной проверки ТО имеют право:

  • требовать и запрашивать фактически любые документы, имеющие отношение к проверяемым товарам у проверяемого лица, контрагентов, банков, государственных органов;
  • требовать предьявления товаров, проведения инвентаризаций и экспертиз, допуска на объекты, к информационным базам данных, проверяемого лица;
  • использовать спецсредства, изымать документы и товары, налагать арест на имущество и т.д.

При проведении таможенной проверки ТО обязаны:

  • соблюдать служебную этику, не допускать неправомерного вреда проверяемому лицу;
  • обеспечить сохранность и не разглашать содержание полученных документов;
  • информировать проверяемое лицо о его правах и обязанностях, не нарушать режим работы проверяемого лица, предьявлять документы и служебные удостоверения.

Права и обязанности проверяемого лица при проведении таможенной проверки

В соответствии со ст.336 ТК ЕАЭС «Права и обязанности проверяемого лица при проведении таможенной проверки» при проведении таможенной проверки проверяемое лицо обязано:

  • в течении 2-х дней с момента получения предписания о проведени ТП, назначить круг лиц, ответственных за предоставление документов;
  • предьявить документы и тавары запрашиваемые ТО (прои необходимости обеспечить перевод);
  • обеспечить доступ должностным лицам ТО на объекты и инфобазы;
  • по запросу ТО давать письменные и устные пояснения, предоставлять документы.

При проведении ТП проверяемое лицо имеет право:

  • запрашивать у ТО информацию и документы о законодательстве регулирующего таможенную проверку;
  • предоставлять информацию и документы, присутствовать при проведении проверки, обжаловать результаты проверки.

Нормативная документация

1. Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2010 N 311-ФЗ

2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)

Что касается выездной таможенной проверки, то стоит отметить, что правовое регулирование данной формы проверки осуществляется главным образом на основании положений ТК ТС. В соответствии с данными нормативными актами, выездная таможенная проверка проводится таможенными органами с выездом на место осуществления проверяемым субъектом хозяйственной деятельности и не производится в отношении физических лиц, если они не являются индивидуальными предпринимателями.

Именно то, что данный вид таможенной проверки проводится с выездом на место осуществления субъектом хозяйствования своей деятельности и отличает выездную проверку от камеральной.

Выездная проверка может быть плановой или внеплановой.

Первым этапом проведения таможенной проверки является подготовительная работа. Подготовительные мероприятия проводятся в целях выбора объектов таможенного контроля, составления перечня вопросов, которые подлежат установлению в ходе таможенной проверки, а также в целях разработки программы проверки. После проведения всех необходимых мероприятий осуществляется анализ полученных сведений о проверяемом субъекте. Исходя из результатов такого анализа, принимается либо не принимается решение о проведении в отношении лица выездной таможенной проверки.

Основаниями для назначения внеплановых выездных таможенных проверок являются:

1) данные, которые были получены в результате анализа информации, баз данных таможенных органов и иных органов госконтроля, свидетельствующие о возможном нарушении законодательства;

2) заявление лица на получение статуса уполномоченного экономического оператора;

3) необходимость проведения встречной выездной таможенной проверки;

4) обращение компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица, совершавшего внешнеэкономические сделки с определенной иностранной организацией.

Выездная таможенная проверка может назначаться по результатам камеральной таможенной проверки, а также по результатам применения иных форм таможенного контроля.

Плановые выездные проверки в отношении одного проверяемого лица могут проводиться не чаще 1 раза в год . Плановые выездные таможенные проверки в отношении уполномоченных экономических операторов проводятся один раз в 3 года . Внеплановые выездные таможенные проверки не имеют ограничений периодичности проведения.

За 15 дней перед началом проведения плановой выездной таможенной проверки проверяемому лицу направляется уведомление. Срок проведения выездной таможенной проверки должен составлять не более 2 месяцев . В случае необходимости, проверяющий таможенный орган может пролить этот срок еще на один месяц.

При осуществлении проверки, должностные лица таможенного органа должны предъявить проверяемому лицу решение о проведении таможенной проверки и служебные удостоверения личности. После этого проверяемое лицо обязано обеспечить доступ должностных лиц на объект.

Результативность внеплановых таможенных проверок обычно достаточно высока, и имеющаяся у таможенных органов информация о возможных нарушениях законодательства зачастую по результатам проверок подтверждается.

Стоит заметить также, что внеплановые проверки, в отличие от плановых, не имеют ограничений по периодичности их проведения. Можно предположить, что данный факт может быть обусловлен тем, что внеплановые проверки являются средством оперативного реагирования на имеющуюся информацию о нарушениях субъектами хозяйствования таможенного законодательства.

Следующая стадия, которая следует за большим объёмом подготовительных работ, при проведении таможенной проверки - рабочая, в ходе которой должностные лица осуществляют ранее предусмотренные контрольные и проверочные мероприятия. В ходе проведения проверки как таковой могут производиться некоторые контрольные мероприятия, такие как: осмотр товаров и транспортных средств; осмотр помещений и территорий; таможенный досмотр товаров и транспортных средств; получение объяснений.

Третьей, заключительной, стадией таможенной проверки является стадия фиксации.

Результаты выездной таможенной проверки, в ходе которой не выявлено нарушений таможенного законодательства, оформляются справкой таможенной проверки. После проведения всех необходимых мероприятий по результатам выездной таможенной проверки, в ходе которой выявлены нарушения таможенного законодательства, составляется акт таможенной проверки.

Если бизнес сопряжен с продажей или производством изделий, требующих декларирования для ввоза в другую страну, юридическому лицу обеспечена таможенная проверка. Процедура имеет разные этапы и может проходить в разных видах. Особенности данной процедуры рассмотрим в статье, чтобы понять, как она проводится, в каких случаях назначается.

Особое ведомство контроля

Взаимовыгодное сотрудничество представителей экономической деятельности некоторых сопредельных с Россией стран предполагает поставки товаров за пределы своих территориальных границ. Чтобы исключить свободное проникновение опасной контрафактной продукции, была сформирована таможня, подписаны соглашения со всеми странами, входящими в Таможенный союз (ТС), и сформулирован порядок выполнения необходимых процедур для соблюдения норм законодательства. Основным документом, регламентирующим порядок проведения проверки, является Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), а точнее ст. 19 этого свода правил.

Цели проверки понятны – это наблюдение за выполнением указаний, предъявляемых юридическим и физическим субъектам законодательными нормами. Проверке подлежат любые лица, имеющие прямое или косвенное отношение к ввозимым/вывозимым товарам, если для этого есть основания:

  • Декларант – предприниматель или организация, чей товар подлежит декларированию или от чьего имени осуществляется данная процедура.
  • Любой перевозчик, осуществляющий транспортировку декларируемого товара, независимо от того частный это перевозчик или крупная транспортная компания.
  • Таможенный представитель – независимое юридическое лицо, осуществляющее процедуру прохождения таможенной зоны.
  • Уполномоченный экономический оператор (УЭО) – хранит товар на своей территории.
  • Другие лица, указанные в перечне (ст. 122 ТК ТС) товаров, подлежащих проверке.

Если предприниматель имел даже малейшее участие в изготовлении, транспортировке, хранении, реализации продукции, находящейся под контролем таможни, по нему может быть проведена одна или несколько ревизий сотрудниками таможни.

Разновидности выявления проблем специалистами

Проверки таможни имеют две формы выявления нарушения.

Камеральная проходит на территории надзорного ведомства (таможни). Проверяются данные, собранные из разных каналов. Этот вид выявления нарушений не имеет временных ограничений и может осуществляться инспекторами в любой момент.

Сотрудники таможенной службы изучают документы, представленные декларантом или другим лицом, вызывающим интерес у таможенного надзора, на соответствие информации правилам, установленным таможенным законодательством РФ или других стран-участниц ТС. Инспектор может обращаться к разным источникам, если возникают сомнения в достоверности декларации и других бланков, сопутствующих прохождению товара через границу.

Иногда по результатам камеральной проверки назначается выездная. Но для этого должно быть основание.

Выездная ревизия проходит на территории юридического лица, месте производства, хранения или реализации продукции, подлежащей декларированию. Существует дополнительная классификация выездных мероприятий:

  • Плановые.
  • Внеплановые.

Второй вариант визита сотрудников таможни назначается по результатам камерального контроля, если у инспектора возникли сомнения или были найдены несоответствия. Внеплановая ревизия может быть назначена по обращению юридического лица о получении статуса уполномоченного экономического оператора для подтверждения соответствия заявителя таможенным льготам. Любые основания для внеплановой проверки должны быть обозначены в решении, которое направляется в качестве уведомления лицу, подлежащему осмотру и изучению обстановки.

Количество внеплановых визитов не ограничено, потому что причины могут появиться в любой момент. Но быть внезапными они точно не могут, потому что это нарушает права юридического или физического лица. Плановые проверки осуществляются только в установленные законодательством сроки:

  • Один раз в год в отношении одного проверяемого лица согласно утвержденному предварительно графику.
  • Один раз в три года в отношении уполномоченного экономического оператора, если нет оснований для более частых визитов.

Для плановых таможенных проверок не требуется особых обстоятельств. Это обычная процедура, предусмотренная нормативными актами таможенного законодательства.

Любые выездные проверки к проверяемому лицу и предоставление информации в возникшем вопросе иногда требуют встречного визита к другим участникам сделки для уточнения полученных сведений.

В документе содержится решение по результатам ревизии и предписания, которые проверяемое лицо должно исполнить, если были обнаружены несоответствия в информации, представленной в декларации на товар. Заполненный документ подписывается должностными лицами таможенной службы и лицом, у которого осуществляется ревизия. С этой даты таможенные службы больше не могут проводить проверку по конкретному объекту или лицу.

В Таможенной конституции прописаны этапы работы проверяющих ведомств в отношении предпринимателей, декларирующих тот или иной товар. Окончательная подготовка акта по проведенной ревизии не должна длиться больше 5 дней, потому что, по регламенту таможенной проверки, экземпляр отчетного бланка должен быть передан проверяемому предпринимателю или организации в этот срок.

На этом ревизия заканчивается. Ее результат непредсказуем и заставляет волноваться не только руководителя и бухгалтера организации, но и других участников.

В итоге

Таможенная проверка – это стандартная процедура для участников экономической деятельности, как и контроль налоговых инспекторов за бухгалтерскими отчетами и взносами налогоплательщиков. Если в финансовой сделке нет подводных камней и документы по декларированию заполнены правильно, повода для беспокойства нет.

© 2024 sun-breeze.ru
Новые идеи бизнеса - Животные и растения. Заработок в интернете. Автобизнес