Баба яга она же добрая. Проект по литературе для начальных классов "баба яга"

ОГБОУ «Рязанская школа-интернат»

ШКОЛЬНАЯ УЧЕНИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Баба Яга: добро или зло?

Лашманов Андрей, 5А класс

Сербина Алёна, 5А класс

Руководитель:

Кудрявцева Галина Михайловна,

учитель русского языка

Рязань

2016

Проект «Баба Яга: добро или зло?»

В нашей жизни не хватает доброты. А ведь делать добро – это большое счастье. К сожалению, мы часто встречаем и зло.

На уроке чтения мы часто приводим примеры о добре и зле, рассказываем о добрых и злых героях. Но однажды нам был задан вопрос: Баба Яга-добрая или злая? Мы решили обратиться к русским народным сказкам. Почему именно к ним? В сказках есть добро, и зло; добро обязательно побеждает, а зло рано или поздно, но обязательно, будет наказано. Практически в каждой русской народной сказке присутствует такой персонаж, как Баба Яга.

Мы выбрали тему проекта «Баба Яга:добро или зло?».

Мы допустили: Баба Яга может быть разной.

Цель проекта: Доказать, что образ Бабы Яги может быть не только злой, но и доброй.

Задачи проекта:

1. Познакомиться с русскими народными сказками, в которых встречается Баба Яга.

2. Познакомиться с образом Бабы Яги.

3. Сравнить поступки Бабы Яги в сказках.

Чтобы выполнить эти задачи, мы проделали следующую работу:

1. Посетили городскую библиотеку имени Сергея Есенина.

2. Прочитали сказки, послушали аудиосказки, в которых встречается Баба Яга.

3. Поработали с толковым словарём и интернетом.

4. Подвели итоги.

Кто же такая Баба Яга?

В Толковом словаре Владимира Ивановича Даля мы прочитали: «Яга –ведьма. Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, помелом след заметает. Она ездит за человечьим мясом, похищает детей».

Получается, что Баба Яга злая.

Чтобы узнать лучше образ Бабы Яги, познакомились со сказками:

1. Царевна – лягушка.

2. Финист- ясный сокол

3. Баба- яга.

4. Марья Моревна.

Во всех этих сказках Баба Яга выглядит одинаково. Это–старая некрасивая бабка: у неё сгорбленная спина, нос крючком, волосы нечесаные, длинные ногти, костяная нога; она умеет колдовать. Баба Яга живет в лесу в избушке на курьих ножках, которая умеет поворачиваться к лесу задом, а пришедшему к ней передом. Но мы заметили, что Баба Яга в некоторых сказках приветливо встречает героев, вкусно угощает, парит в баньке, дает им в дорогу волшебных помощников. Сделали вывод: не такая уж Баба Яга и злая.

Мы сравнили поступки Бабы Яги.

В двух сказках она злая. В сказке «Марья Моревна» она хотела убить Ивана-царевича, в сказке «Баба- яга» - хотела съесть девочку.

Но в других сказках мы увидели и добрые поступки Бабы Яги. В сказке «Царевна-лягушка» она дала совет Ивану-царевичу, как победить Кощея Бессмертного. А в сказке «Финист-ясный сокол» помогла Марьюшке найти Финиста-ясного сокола.

Мы сделали вывод:

Заключение: Таким образом, в ходе своего проекта мы нашли ответ на свой вопрос. Нам очень понравилось читать, слушать сказки. Но самое главное, мы поняли, что нужно всегда внимательно читать книги, чтобы сделать какие-нибудь новые открытия.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей «Эрудит»

БАБА ЯГА.

ЗЛАЯ КОЛДУНЬЯ

ИЛИ ДОБРАЯ ВОЛШЕБНИЦА?

Выполнила:

Шмыгалева Дарья,

ученица 2 «Б» класса

Руководитель: Ташкинова Елена Анатольевна

г. Рубцовск 2016

Актуальность работы .

Образ Бабы Яги с давних времен и до сих пор пугает и одновременно привлекает своей загадочностью, волшебством и тайнами. Персонаж, всем известный, но не до конца изученный.

Цель исследования - поближе познакомиться с Бабой Ягой, определить мое отношение к этому герою сказок.

Задачи:

Узнать историю происхождения образа Бабы Яги.

Проанализировать роль Бабы Яги в русских сказках.

Доказать, что внешность бывает обманчива, Баба Яга - положительный герой.

Гипотеза:

Баба Яга - не просто сказочный персонаж, а положительный герой с безграничными возможностями.

Методы исследования.

Чтение русских народных сказок

Проведение опроса среди одноклассников

Просмотр рисунков русских художников

Происхождение Бабы Яги.

История Бабы Яги уходит корнями в далекое прошлое.

Из сказок мы знаем, что Баба-Яга - это сгорбленная старуха c длинными лохмами нечесаных волос, с длинным, носом крючком, с одной костяной ногой. У Бабы Яги костлявые руки и острые железные зубы. Она живет в дремучем лесу или на болоте, в "избушке на курьих ножках". Окружает избушку забор из человеческих костей с черепами на столбах. Избушка Бабы Яги может поворачиваться вокруг оси, но в основном она обращена к лесу передом.

Чтобы попасть в избушку, герою необходимо произнести заклинание: "Встань по старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом". Баба Яга ездит или летает по воздуху в железной, каменной или огненной ступе, помелом след заметает.

Во время поездки Бабы Яги воют ветры, стонет земля, скот ревет, трещат и гнутся вековые деревья.

Баба Яга любит загадывать загадки и разрешать их. Она чует присутствие человека и при встрече восклицает: "Чую, чую - человеческим духом пахнет". Бабе Яге служат черные коты, вороны, змеи. Она знает язык животных и растений.

Темный лес (обязательно дремучий и очень темный!) это есть граница между нашим реальным миром и загробным. Или волшебным. В этом случае Баба Яга - охранник, страж, который стоит на границе двух миров и именно она решает, кого пропускать, а кого - нет.

А почему именно Баба-Яга получила роль стражника? Вспомним ее полное имя: Баба-Яга - Костяная нога. Оказывается, у многих народов было распространено мнение, что душа человеческая находится в стопе.

Вспомнить хотя бы выражение: "Душа ушла в пятки"! У нашей бабули - стопы нет, а значит, нет и души! То есть она не живая, но и не мертвая. Идеальный вариант для того, чтобы действительно встать на страже живого и мертвого миров.

И еще одно. Вспомните, как передвигается Яга. На ступе, помахивая помелом.

У древних славян именно ступу и пестик клали в могилу умершей женщины. А метлой подметали всю дорогу от дома покойника до кладбища. Делалось это для того, чтобы «умерший» не нашел дорогу домой и не начал там безобразничать.

Домик Бабы Яги на курьих ножках тоже неспроста. Оказывается, у древних славян существовал такой обычай: хоронить своих родственников в домиках на очень высоких ножках. Считалось, что из такого гроба легче всего попасть в царство мертвых.

Таким образом, можно сделать вывод, что Баба Яга - одно из самых таинственных существ на Земле. Баба Яга обладает безграничными возможностями, потому что она живет на границе мира живых и мертвых и является проводником в иной мир.

Это не обязательно должен быть загробный мир. Он просто другой. Это может быть и воображаемый мир, попадая в который, у героев начинают проявляться качества, которых он стеснялся в обычном мире (смелость, вежливость, милосердие к окружающим и т.д.). Баба Яга дает герою установку на победу, на будущее счастье.

2. Роль Бабы Яги в русских сказках.

Я провела опрос среди одноклассников, чтобы узнать, как школьники воспринимают Бабу Ягу. Большинство одноклассников представляют Бабу Ягу злой, сердитой, агрессивной, сражающейся с главным героем.

Я предлагаю взглянуть на Бабу Ягу с другой стороны.

Прочитав сказки, я поняла, что Баба - Яга в любой сказке выполняет важную роль. Если ее убрать из текста сказки, то и герой ничего не сможет.

Несмотря на весь ее страшный облик, она оказывает гостеприимство и Ивану - царевичу, и Ивану - крестьянскому сыну.

Баба - Яга подскажет, где и как найти богатырское оружие, как одолеть Кощея Бессмертного и освободить красавицу из плена.

Таким образом, Баба Яга выступает в роли помощницы героев

Дети, попавшие к страшной колдунье, всегда выходят победителями из самых безвыходных ситуаций.

К ней порою прибегают герои, как к последней надежде, последней помощнице. И все ее злое коварство заканчивается.

Но, каков же характер Бабы Яги? Н е всякому пришедшему к ней открывает Баба Яга путь в «Тридесятое царство» или царство Кощеево. Как гость себя ведет, такой прием и получает.

Будет вежлив и трудолюбив - получит и помощь, а нет - угодит на лопату и в печь. Нерадивость и лень она не переносит . Если человек добр, силен, умен и храбр, то ему открыт путь в волшебный мир, потому что только настоящий герой может вернуться с победой.
И еще, я бы хотела сказать, что ни одного ребенка ни в одной сказке Баба Яга так и не посадила в печь. Значит, она не такая она и страшная. На самом деле она жалеет детей.

В сказках «Василиса Прекрасная», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» Баба Яга выступает в роли дарительницы , помощницы героев. Она помогает им, указывает дорогу, вручает волшебные предметы и дает мудрые советы.


Кроме того, Баба Яга - волшебница. Живет в лесу, обладает большой биоэнергетикой. Она - повелительница животного мира и сил природы. Много знает, много умеет, умеет лечить. Отношение к простым людям разное. Не любит слабых духом и «дураков». Помогает герою, если чувствует в нем смелость и силу духа.

Даже в сказке «Гуси-лебеди», где Баба Яга хотела изжарить Иванушку, все не так страшно. На самом деле нет сказки, где бы Баба-яга жарила детей, она только хочет это сделать. Но существовал замечательный обряд — перепекание больного ребенка.

Зная его, Баба Яга из отрицательного персонажа превращается в целителя. Она просто хотела перепечь Иванушку и здорового вернуть людям.

В древности, когда женщины являлись главой рода, Баба - Яга была могущественной богиней, хранительницей традиций и обычаев.

В сказках Баба - Яга выступает в роли хранительницы волшебных ремесел.

Василиса Прекрасная выучилась у нее великолепно шить и ткать.

Характер у бабы - Яги строгий. Определит вечером задание, потом обязательно проверит, выполнено ли. Не переносит нерадивость, лень, наказывает за это. А то, что уроки ее трудны, уж извините, ведь не простые ученицы у нее, все - молодые волшебницы.

3. Заключение

Итак, я поняла, что Баба Яга вовсе не зловредная, страшная старуха, а герой, без которого ни один Иван Царевич никогда бы не добрался до своей Василисы Прекрасной.

Без Бабы Яги многие сказки просто не существовали бы.

Действия Бабы Яги идут вразрез с внешним впечатлением. И здесь давайте вспомним поговорку «С лица воду не пить».

Даже прекрасная принцесса с красивой внешностью может сделать какую-нибудь гадость. А одинокая старушка, если к ней по-человечески, по-доброму отнесешься, отдаст последний волшебный предмет, чтобы герои нашли свое счастье и любовь.

В дремучем лесу, на опушке Накормит, напоит, уложит,

Живет одиноко старушка. В дорогу подарки положит.

Лохмата, носата, горбата, А вечером грустно вздохнет:

Но разве она виновата? На пир ведь никто не зовет!

Зовут ее Баба Яга, Хочу ей письмо написать,

У ней костяная нога. На свой день рождения позвать

Сидит на крылечке, скучает, Ведь добрая Баба Яга!

Героев из сказок встречает. А вовсе не злая она!

Кого попугает немножко,

Кому-то укажет дорожку.

Кому загадает загадку,

С детьми поиграет в прятки.

Алматинкая область

Илийский район

Средняя школа № 30

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Баба Яга: добро или зло?

Секция: литература

СШ № 30 , 6 класс

Научный руководитель: Калдыбаева Жазира Курмантаевна, учитель,

Введение 3 – 4 стр.

Основная часть

Глава 1.Теоретическая часть

    1. Кто такая Баба Яга? 5 – 6 стр.

      Баба яга в славянской мифологии 7 – 8 стр.

1.3.Образ Бабы Яги в русских народных сказках 9 - 11

1.4Образ Бабы Яги в сказках разных народов мира 12

Глава 2. Практическая часть 13 - 1 8

Заключение 19

Список литературы 20

Приложения:

    Приложение 1. Притча «Два волка» 21

    Приложение 2

Иллюстрации «Йогиня – Матушка» и «Баба Яга» 22

    Приложение 3.

Таблица «Баба Яга в русских народных сказках» 23

    Приложение 4.

Схема «Образ Бабы Яги в сказках народов мира» 24

    Приложение 5. Музей Бабы – Яги 25

Введение

В современном мире проблема добра и зла очень актуальна. В нашей жизни не хватает доброты и бескорыстия. А ведь делать добро – это душевная потребность для русских людей, которая сохранилась в нас ещё от далёких предков. Добро и зло, как близнецы-братья, не могут существовать одно без другого. Если бы не было зла, человек никогда не узнал бы, что такое добро. Всё познаётся в сравнении. Добро и зло – это мера, которой меряется человеческая жизнь. Здесь, уместно будет вспомнить, притчу о двух волках.

К уроку словесности нам надо было привести примеры о добре и зле из художественной литературы. Я решила обратиться к сказкам. Почему именно к ним?

Сказки входят в жизнь человека в раннем детстве и остаются с ним на всю жизнь. Со сказками связаны наши первые представления о справедливости, где добро обязательно побеждает, а зло рано или поздно, но обязательно, будет наказано. А те впечатления, которые ребёнок получает в детстве, остаются с ним на всю жизнь.

Я провела опрос среди одноклассников, оказалось, что почти все любят читать сказки.

Практически в каждой русской народной сказке присутствует такой персонаж, как Баба Яга. Всем нам она прекрасно известна с самого детства, ещё с того времени, когда мамы и бабушки читали нам перед сном. Но многие ли из вас задумывались над тем, зачем она в этих сказках нужна? Так ли страшна Баба Яга, как старались нам её преподнести? Ведь в сказках, как и вообще в любой литературе, продумана каждая мелочь. И не одна деталь не может быть там без уважительной причины. Так зачем же в наших любимых сказках есть Баба Яга? И отражением чего она является: добра или зла?

Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно попробовать проанализировать сам персонаж и все детали, которые нам о нём известны. Сделать это несложно, надо лишь внимательно прочитать сказки. Ещё я решила узнать у своих сверстников их мнение о данном образе.

У меня возникло желание узнать больше о Бабе Яге и попробовать доказать, что Баба Яга представляет не только силы зла, ведь многие её поступки говорят об обратном. Я решила провести практические и теоретические исследования:

    Чтение и анализ русских народных сказок, составление таблицы об образе Бабы Яги как представители сил добра или зла;

    Изучение научной литературы и словарей по данной теме;

    Опрос одноклассников и составление диаграмм по результатам опросов;

    Теоретическое сравнение образа Бабы Яги в сказках и мифах;

    Сравнение образа Бабы Яги и похожих персонажей в сказках других народов.

Цель исследования: Доказать, что образ Бабы Яги неоднозначный,

противоречивый, которому присущи и силы добра, и

силы зла.

1.Узнать значение имени Бабы Яги в разных словарях и научных трудах;

2.Проанализировать поступки, которые, совершает Баба Яга в сказках, соотнести их с добром или злом;

3. Познакомиться с мифическим образом Бабы Йоги и перерождением его в образ Бабы Яги.

3. Изучить отношение одноклассников к сказкам и их мнение о образе Бабы Яги.

Гипотеза: Мы предположили, что Баба Яга может быть разной.

Предмет исследования: образ Бабы Яги.

Объект исследования: образ Бабы Яги как олицетворение сил добра и зла

Глава 1.Теоретическая часть

    1. Кто такая Баба Яга?

На краю полянки малой,
Вся трава как изумруд.
Там в избушке старой-старой
Кот с Ягою век живут.

Чтобы узнать значение имени Бабы Яги, мы читали энциклопедии, толковые словари.

Баба – первая часть имени показывает, что она старая женщина.

Ведь наши слова « баба», «бабушка» предназначены для обозначения людей, намного старше нас.

Современный толковый словарь Ефремовой сообщил, что «баба, бабушка» – это:

1. Мать отца или матери по отношению к их детям.

2. Старая женщина.

Этот же толковый словарь русского языка говорит, что «яга» это:

1 Злая старуха-колдунья как персонаж русских народных сказок.

2. Шуба мехом наружу.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.Даля сказано, что «яга» - «шуба шерстью наружу из жеребячьих шкур; шуба, тулуп, халатного покрою».

Также возможно, что слово «яга» произошло от древнего русского слова «ягать», что означает «ругаться, кричать». (Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля)

Получается, что Баба Яга - это пожилая женщина, которая наверняка носит шубу мехом наружу и ругается, громко кричит.

Энциклопедия «Мифы народов мира» говорит, что «Баба Яга в славянской мифологии лесная старуха-волшебница. Согласно сказкам восточных и западных славян, Баба Яга живёт в лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова – человеческая нога, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами. В печи Баба Яга старается изжарить похищенных детей.

Кроме образов Бабы Яги воительницы и похитительницы, сказка знает и образ дарительницы, помощника героя. У Бабы Яги одна нога – костяная, она слепа (или у неё болят глаза), она – старуха. Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить её образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мёртвых.

    1. Баба яга в славянской мифологии.

Страшная Баба Яга, да еще на костяной ноге – это тот сказочный персонаж, которого мы знаем с раннего детства!

Существует еще и Русь по-настоящему древняя, со своим укладом, своей культурой, своими языческими богами и ритуалами служения им, и со своими мифическими героями и героинями. Образ Бабы Яги принадлежит мифологическому миру:

    она хозяйка леса, повелительница зверей и птиц;

    всемогущая вещая старуха, охранительница границ «иного царства», царства Смерти;

    богиня-покровительница детей сирот.

Так вот, еще до колобка и репки, до Добрыни Никитича и Соловья Разбойника жила – была прекрасная, юная богиня, с карезелеными роскошными глазами и мягкими длинными русыми косами – Йогиня . Всем она была хороша – и красива, и добра необычайно. А уж какая щеголиха! Самое главное – это ее прекрасные Золотые сапожки, которые носили ее по белу свету. И была у нее особая миссия. Йогиня отыскивала в селениях осиротевших деток. Вечнопрекрасная, Любящая, Добросердечная Богиня-Покровительница детей-сирот и детей вообще. Она странствовала по Земле то пешком, то на Огненной Небесной Колеснице, то верхом на коне, собирая беспризорных детей-сирот. В каждом славянском поселении Богиню-Покровительницу узнавали по излучающейся доброте, нежности, кротости, любви и ее нарядным сапожкам, украшенным золотыми узорами, и показывали Ей, где живут дети-сироты.

Простые люди называли Богиню по-разному, но обязательно с нежностью. Кто - Йогой Златой Ногой, а кто и совсем по-просту - Йогиней- Матушкой. Детей-сирот Йогиня доставляла в свой предгорный Скит, который находился в самой чаще леса, у подножия Ирийских гор (Алтай). Она делала это для того, чтобы спасти от неминуемой гибели последних представителей древнейших Славянских и Арийских Родов.

Йогиня- Матушка проводила детей через Огненный обряд посвящения Древним Вышним Богам, перевод детей из мирской жизни в другую. Именно из этого мифа перенесено в сказки то, что Баба Яга предлагает своим гостям сесть на лопату и отправляет их в печь.

Когда загорался Огонь в Пещь Ра, Жрецы Рода переносили детей с лапаты в помещения Капища Рода. Впоследствии из детей-сирот воспитывали Жрецов и Жриц, а когда они становились взрослыми, юноши и девушки создавали семьи и продолжали свой род.

Баба Йога (Яга) была полноправной богиней, чей образ почитался нашими предками на ровне с образами других Богов древности. Почему же так изменили образ? Почему пытались превратить образ «добра» в образ «зла»?

Однозначных ответов на эти вопросы нет. Большинство учёных считают, что после христианизации Руси, когда появилась необходимость отвлечь народ от языческого образ красивой молодой Богини, подменили образом старой, злой и горбатой старухи со спутанными волосами, которая крадет детей. жарит их в печи в лесной избе, а потом поедает их. Даже Имя Йогини-Матушки исказили и стали пугать Богиней всех детей

1.3.Образ Бабы Яги в русских народных сказках.

Я прочитала одиннадцать русских народных сказки, где говорилось о Бабе Яге:

    Баба Яга и Заморышек.

    Василиса Прекрасная.

    Гуси-лебеди.

    Заколдованная королева.

    Марья – Моревна.

    Морской царь и Василиса Премудрая.

7. Сказка о молодильных яблочках и живой воде.

8. Поди туда-не знаю куда, принеси то-не знаю что.

9. Терешечка.

10. Царевна – Лягушка.

11. Финист- ясный сокол

В пяти сказках она представляет «зло», в шести сказках - «добро».

Во всех сказках Баба Яга выглядит одинаково . Это всегда старуха с костяной ногой. В некоторых сказках она безобразная: например, в сказке «Финист-Ясный сокол» описана так: «…баба-яга - костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос...». «Царевна-лягушка»: «.. на печи, на девятом кирпиче, лежит Баба-Яга, костяная нога, зубы – на полке, а нос в потолок врос». «Марья-Моревна»: «… в избушке сидит Баба Яга, костяная нога, нос в потолок врос, руки как крюки». А для того, чтобы попасть к Бабе Яге, приходится идти долго, преодолевая разные препятствия. В сказке «Василиса Прекрасная» Василиса шла всю ночь и весь день, только к следующему вечеру вышла на полянку, где стояла избушка Бабы Яги. Марьюшка из сказки «Финист-Ясный сокол» шла чистым полем, шла темным лесом, высокими горами, износила башмаки железные, посох железный изломала и колпак железный порвала, пока пришла к избушке Бабы Яги. Дом у Бабы Яги – это избушка на курьих ножках. «Огляделся Иван кругом, увидал тропинку и пошёл по ней – авось куда и приведёт. И п...

Номинация «Детский проект в начальной школе»

Со сказками мы знакомимся в детстве. В них много разных чудес и героев. Всем нам прекрасно известен с самого раннего детства такой персонаж русских народных сказок, как Баба Яга. Но какая она? Действительно ли она злая и плохая? Правда ли, что большинство считают ее отрицательным персонажем? Или ее образ в сказках гораздо сложнее? Возможно, Баба Яга является самым спорным образом в сказках.

Может быть, отрицательное отношение к ней ошибочно? Можно ли изменить общественное мнение на её счет? Так и в жизни: мы порой воспринимаем человека и делаем выводы о нем очень поверхностно, но стоит узнать его глубже, познакомиться с ним и ближе, и наше мнение о нем изменится. Я решила найти ответы на эти вопросы.

Цель моей работы - выяснить образ Бабы Яги (положительный или отрицательный), сделать вывод о правильности его восприятия и изменить мнение класса об отрицательном образе.

Для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:

  • прочитать как можно больше волшебных русских народных сказок, в которых Баба Яга является одним из героев;
  • систематизировать поступки Бабы Яги и обобщить полученные данные, разделив их на две части: плохие и хорошие;
  • изучить общественное мнение о Бабе Яге на примере своего класса;
  • в случае если мнение класса одностороннее, попытаться изменить его.

Объекты моего исследования: Баба Яга и общественное мнение о ней.

Гипотеза исследования. Я предположила, что, Баба Яга - очень разносторонний персонаж, поэтому совершает поступки как плохие, так и хорошие. Но о Бабе Яге сложился образ отрицательного героя, и, скорее всего, мнение о ней только как об отрицательном герое.

Свое исследование я проводила на основе сказок из сборника «Народные русские сказки», составленного Александром Николаевичем Афанасьевым. Он собрал сказки из многих областей нашей страны: от северных архангельских сказок до южных астраханских; от московских и рязанских до оренбургских и енисейских. Так же несколько сказок были в обработке М. Булатова и А. Толстого. В ходе работы я пользовалась и электронной энциклопедией Википедия.

Приложение 1: Текст работы.

Приложение 2: Презентация.

© 2024 sun-breeze.ru
Новые идеи бизнеса - Животные и растения. Заработок в интернете. Автобизнес