Как заинтересовать первоклассника учебой. Как привлечь ребенка к учебе

Любой малыш уже с рождения обладает желанием развиваться и учиться чему-то новому. А задача родителей заключается в том, чтобы стимулировать данный процесс, а не тормозить его. Существует масса способов, связанных с тем, как заинтересовать ребенка учиться в школе. И очень важно выбрать правильную мотивацию!

Готовимся заранее

Чтобы ребенку было проще адаптироваться к процессу получения новых знаний, родителям необходимо подготовить его к учебе заранее. Большинство мам активно занимаются с малышом. Они учат его писать, считать и читать. Такой подход вполне обоснован, ведь мало кто из родителей желает, чтобы его чадо отставало от сверстников. Приобретите первые учебники для детей заранее. Пусть постепенно начинают знакомиться с программой обучения.

Чтобы желание учиться не пропадало, во время обучения используйте процесс игры. Если удастся развить у малыша жажду новых открытий, заинтересовать ребенка, учиться в школе ему будет гораздо интереснее и проще. Но не стоит говорить детям о том, что отличная учеба в школе - это залог хорошего будущего. Дошкольники еще не понимают значения такого высказывания, а скорее, даже воспринимают его, как набор слов. Так что такая мотивация мало воодушевит.

Возможные разочарования

Если ваше чадо достигло шестилетнего возраста, стоит основательно заняться его подготовкой к школе. Очень важен психологический настрой! Ребенок, который вскоре пойдет в школу, пока еще не знает, какое поведение определяет учебное заведение. Вам необходимо объяснить ему простые правила того, как надо себя вести на уроках и в коллективе, и почему важно слушать преподавателя.

Если у вас есть возможность, то проведите для малыша экскурсию по школе. Пусть посмотрит, как все устроено и как работает общеобразовательная система. Не стоит показывать своих переживаний и страхов за дошкольника. Ваш малыш должен понимать, что школа — это интересное и безопасное место. Соответственно, когда ребенок отправится на учебу, он не будет переживать и бояться чего-либо, а полностью увлечется в процесс обучения. Именно от этого и зависит его успеваемость.

Не ругайте ребенка

Вопросом "Как заинтересовать детей учиться" интересуется большинство любящих родителей. В первую очередь важно понимать, что все дети разные: одни схватывают информацию на лету, а другим необходимо время, чтобы осмыслить и усвоить ее. У кого-то хорошо развито логическое мышление, и он с легкостью воспринимает новые знания. А кому-то приходится несколько раз объяснять.

Вы должны понимать, что учеников много и преподаватель не может объяснять каждому из них по несколько раз. Эта работа ложится на плечи родителей. И тут начинается! Некоторые мамы и папы начинают ругать школьника начальных классов за то, что он не такой умный, как Настя или Миша. Это неправильно! Ребенок замыкается в себе. А что хуже, принимает тот факт, что он глупый, ведь об этом сказали самые близкие люди. к учебе угасает и родителям приходится искать новые способы мотивации. Но добиться результата становится гораздо сложнее.

Поэтому мамам и папам важно уделять время своим детям, выполнять с ними домашние задания и обсуждать возможные пути решения сложившихся ситуаций.

Когда проблема кроется не просто в капризах

Как заинтересовать ребенка учебой? Мотивация ученика иногда требует более детального анализа, чем простое поощрение за хорошие отметки.

Иногда у деток возникают трудности, с которыми необходимо будет справляться. К ним относятся: пониженная концентрация внимания, нарушение логического мышления и прочие. Не каждый случай нуждается в привлечении специалиста, но:

  1. Если вы неоднократно замечаете, что вашему ребенку с трудом дается решение задач, составление плана и выполнение прочих заданий. Скорее всего, у школьника имеется проблема с логическим мышлением. Попробуйте привлечь его к настольным играм или загадкам, в которых необходимо постоянно логически мыслить. Очень важно не упустить серьезную проблему. Если вы понимаете, что чадо не в силах справиться с элементарными заданиями, то это звоночек для обращения к квалифицированному психологу.
  2. Нарушение концентрации внимания проявляется в путанице событий, когда ребенок пересказывает прочитанный текст. Он может менять тему с одной на другую, не доводя до конца первое дело. С такой проблемой не лишним будет обратиться к специалисту и заняться корректировкой концентрации внимания.
  3. Дисграфия - довольно серьезная проблема. Ребенок, путающий местами буквы или слоги, требует помощи специалиста. И чем раньше вы займетесь устранением этой проблемы, тем больше шансов на устранение этого дефекта.

Как заинтересовать детей учиться? Чтобы ваши взаимоотношения с ребенком при поступлении в школу не превратились в позиционную войну, необходимо соблюдать следующую тактику:

  1. Сменяйте усиленный контроль над учебой и выполнением домашних заданий на небольшую заинтересованность.
  2. Постарайтесь дать понять ребенку, что он теперь самостоятельная личность. И ответственность за выполнение заданий лежит только на нем.
  3. Настраивайте ребенка внимательно слушать учителя. Таким образом, основную информацию он будет усваивать в стенах школы. Соответственно, выполнять домашнее задание ему будет намного проще.
  4. Когда вы делаете задания вместе с ребенком, старайтесь его хвалить. Таким образом ученик будет замотивирован на получение еще лучшего результата.
  5. Позвольте ребенку сделать перерыв. Приходя со школы, ученик не должен сразу садиться за уроки. Ему необходимо около трех часов на отдых. Это важный момент, который положительно сказывается на продуктивности.

Почему важен темперамент

Холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик? Тест, разработанный А. Беловым, помогает преподавателям определить тип темперамента ученика. Благодаря этому намного легче выстроить правильные взаимоотношения со школьником.

Психологи приравнивают темперамент к стилю поведения. В зависимости от комбинаций таких составляющих, как скорость, сила, реакция торможения и возбудимости нервной системы, можно получить тип, к которому принадлежит человек.

  1. Сангвиник. Очень жизнерадостный тип людей. Они часто в центре внимания, любят веселить публику и получать одобрение своих поступков. Часто рвутся вперед всех. Из таких детей получаются отличные старосты, организаторы школьных мероприятий и досуга.
  2. Меланхолик. Задумчивые, добрые и мечтательные личности. Они с легкостью могут поддержать беседу. Очень исполнительны, но практически никогда не берут инициативу в свои руки.
  3. Флегматики. Очень спокойные детки с хорошим аналитическим складом ума. Даже в маленьком возрасте о них часто говорят, что они слишком серьезны.
  4. Холерики. Детки, которые стремятся к лидерству. Они очень активны, напористы, легко загораются новыми идеями и крайне эмоциональны. Чаще всего к ним относятся хулиганы, нарушающие дисциплину в школе. Или спортсмены, добивающиеся высот.

Холерик, сангвиник, флегматик или меланхолик? Тест поможет определить вам темперамент вашего ребенка. И возможно, вам станет легче понять его отношение к учебе, а также успехи в различных дисциплинах.

Одобрение и похвала как мотивация

Часто именно в семье создаются условия, когда ребенок сам стремится к получению новых знаний. Если дети ценят хорошее отношение родителей, а также ощущают их заботу и любовь, то они прекрасно осознают то, насколько важно для них учиться.

И даже если у школьника не получается выполнить какое-то задание, он не расстраивается, а понимает, что в любой момент может обратиться за помощью и поддержкой к близким. Именно в такой семье существует похвала, которая основывается на проделанной работе, а не оценке. Именно такой подход служит хорошим стимулом для достижения успехов в учебе.

Самооценка и дух соперничества

Как научить ребенка хорошо учиться? Необходимо просто его правильно мотивировать. Вы должны всегда уверять своего ребенка в том, что у него все получится. Очень важно научить школьника верить в свои силы. Это поможет выстроить здоровую самооценку его личности.

Довольно часто деток завлекает соревновательный процесс. Когда ученик видит, как кто-то из его друзей лучше читает, быстрее решает задачи или бегает, то у него появляется стимул стать лучше. Родителям необходимо поддерживать такой порыв в собственном чаде, и помогать ему становиться лучше, чем он был вчера.

Подарки как мотивация к успехам в учебе

Часто родители склоняются к варианту с подарками, когда вопрос касается того, как заинтересовать детей учиться. Ничего зазорного в этом нет. Ученик будет стремиться хорошо учиться, чтобы только получить в подарок вещь, о которой давно мечтал.

Это абсолютно нормальный подход. Мы же получаем деньги за свою работу, в которую вкладываем труд. Таким образом, и маленький школьник уже с детства понимает, что для того, чтобы получить нужную вещь необходимо потрудиться.

Помимо этого, получая подарок, ребенок мотивирован на получение лучшего результата в дальнейшем.

Материальное поощрение

Часто можно услышать от родителей о том, что они стимулируют ребенка на получение хороших оценок в школе при помощи денег. То есть ребенок получил отличную отметку и за это ему дают определенную сумму денег. Рано или поздно ребенок понимает суть игры и «включает» коммерческую жилку. После чего начинает осуществлять поиск возможностей. И начинаются: списывания у одноклассников, споры с преподавателями о предвзятом отношении и намеренном занижении оценок.

Родители, когда выбирают стимулирование деньгами, должны осознавать, что ребенок нацелен не на получение знаний, а на деньги и хорошие отметки.

Каждый взрослый понимает, что все дети разные. Поэтому мы советуем родителям при помощи нашей статьи или психологического теста определить темперамент ребенка. Ведь вне зависимости от возраста одни люди стремятся к лидерству, а другие предпочитают быть в роли исполнителей. Так и в учебе, какие-то предметы увлекают школьника, и ему интересно узнавать из дисциплины что-то новое. По другим предметам чадо может отставать.

Мотивировать ребенка можно многими способами, поэтому не спешите переводить учебу в бизнес, который оценивает отметки в школе согласно уровню денежного эквивалента.

Многие надеются, что в школе дети будут легко воспринимать информацию, усваивать новый материал и получать за это хорошие отметки. Но зачастую учительнице требуется помощь и поддержка родителей в вопросе учебы. Ведь очень часто при отсутствии мотивации и поддержки близких, ребенок теряет интерес к получению знаний.

Психологи настаивают, что насильственно заставлять детей учиться ни в коем случае нельзя, но не обращать внимание на невыполненное домашнее задание и неудовлетворительные оценки тоже не стоит. В таких ситуациях родителям желательно выяснить причину отсутствия интереса к школьным предметам и помочь ребенку найти стимул к образованию.

В статье вы найдете информацию о том, как заинтересовать ребенка учебой. Возможно, некоторые методы мотивации помогут вашему чаду снова обрести желание учиться.

1. Прививать любовь ребенка к знаниям стоит чуть ли не с пеленок. Именно в раннем возрасте дети начинают интересоваться устройством мира, познавать и исследовать неизвестное. Важно не упустить этот момент и поддерживать малыша в его обучении.

Если нет возможности отдать малыша на такие занятия, то обучением обязательно стоит заниматься дома. В дальнейшем это обучение поможет ребенку легче справляться со школьными нагрузками.

3. Перед работой над домашним заданием обратите внимание, в каком настроении ребенок. Если его что-то тревожит, выясните причину и постарайтесь ее устранить. Угнетенное состояние не способствует усвоению материала. Поэтому желательно сначала погулять, расслабиться и отдохнуть, и уже потом приступать к урокам.

4. Ребенку стоит давать только те нагрузки, с которыми он может справиться. Не заставляйте маленького школьника часами зубрить уроки, лучше разбивать обучение перерывами на игру и отдых. Не требуйте выучить все и сразу.

5. Плохие отметки, исправления в тетрадях не повод ругать ребенка. Помогите ему сделать работу над ошибками и хвалите даже за маленькие достижения. Детям важно чувствовать поддержку и понимание родителей. То, что для взрослых кажется элементарным, от маленького ученика может потребовать значительных усилий.

Постоянные укоры по поводу неудовлетворительных оценок часто приводят к неуверенности и лжи со стороны детей. Они попросту бояться, снова не угодить родным.

6. Не акцентируйте внимание на неудачах. Например, если ребенок только учиться писать, подчеркивайте красивые, ровные буквы, не обращая внимание на неудавшиеся. Покажите, что ему есть к чему стремиться, у него это выходит или получиться в следующий раз. Хвалите за старания, стремление, мотивируйте своей любовью, радостью за успехи ребенка.

Однако, перехваливая ребенка тоже можно нанести вред. Не доводите до появления завышенной самооценки, не вешайте ярлык наилучшего во всем гения, иначе вскоре это может сыграть против него.

7. Детям постарше подойдет метод мотивации на перспективу. Объясните, что без определенных знаний не достичь высоких результатов, не стать успешным, интересным и обеспеченным человеком.

8. Нынешних детей трудно удивить. Бесчисленное количество познавательных телепередач, фильмов, мультфильмов, книг, доступ в сеть Интернет усложняет возможность учителя привлекать внимание школьников к новой теме. Здесь важно находить малоизвестные факты, стараться по-новому излагать материал.



9. Объясните, что важны не оценки и похвала учителя, а именно успехи в усвоении и понимании знаний. Интересуйтесь пройденными темами, о том, что интересного почерпнул и узнал ребенок сегодня в школе, возможно, что-то было не понятно и стоит доработать, разобрать это дома. Учите детей работать не на отметки в дневнике, а именно на результат.

10. Очень часто дети стараются ровняться именно на родителей. Поделитесь с ребенком своими достижениями в школьные годы. Если сохранились тетрадки, записи, фотографии, табеля с оценками или грамоты, медали, обязательно покажите их. Расскажите о своих любимых и нелюбимых уроках, учителях, поведайте свои веселые школьные истории.

11. Бывает, что дети теряют интерес к учебе из-за того, что родители делают домашнее задание вместо них. Им не нужно думать и напрягаться. Поэтому помогайте, когда вас просят или когда видите, что ребенок не может справиться сам. Задавайте наводящие вопросы, подсказывайте, стимулируйте его думать и решать поставленные задачи самостоятельно.

12. Учитывайте также и темперамент ребенка (флегматик, сангвиник, холерик, меланхолик). Разобравшись, какой тип нервной системы у вашего чада, будет проще найти индивидуальный подход к усвоению школьных знаний.

13. Не стоит надеяться только на школу. Развивайте ребенка самостоятельно. Читайте интересные, познавательные книги, рассматривайте энциклопедии, ходите в музеи, театры, на выставки. Чаще проводите время вместе, весело и с пользой.

Если дети чувствуют любовь и поддержку родителей, они учатся с большим удовольствием, делятся впечатлениями и рассказывают о полученных в школе знаниях. Не пускайте на самотек обучение ребенка, помогайте, направляйте. И помните, заставлять или наоборот, слишком перехваливать чадо не стоит.

Подготовила Наталия Билык

«Не хочу делать домашку!», «Опять эта школа!», «Скорее бы каникулы!» Каждый из родителей хоть раз слышал такое от своего ребёнка, а для некоторых учебный процесс превращается в настоящее ежедневное противостояние. Школьников можно понять: образовательная система, увы, далеко не идеальна. Однако родителям под силу компенсировать школьные недостатки и сделать так, чтобы ребёнок учился с удовольствием. Мы собрали 5 действенных советов – начните применять их прямо сегодня и уже через неделю увидите первые результаты!

Замените наказание на поощрение

В нашей культуре принято обращать внимание на промахи, а вот успехи часто воспринимаются как должное. Приучите себя постоянно хвалить ребенка, даже если со стороны его достижение выглядит как незначительная мелочь. Восклицания типа «молодец», «умница» или «здорово» не подходят: необходимо словами описать сделанное. «Ты так ровно закрасил этот квадрат, ни разу не вышел за границы», «Всего пять минут на решение задачи, вот это да!», «Как аккуратно написана эта строчка, я вижу, ты очень старался», «Уже выучил стихотворение? Какая у тебя хорошая память!».

С ненавистными прописями в первом классе это тоже работает: не указывайте ребёнку на неудачно написанные буквы, лучше подчеркните те, которые вышли лучше всего. Даже если вся строка состоит из ужасных кривулин, всегда можно найти наименее страшную и похвалить за неё. Поверьте, это работает гораздо лучше, чем упрёки в стиле «ты совсем не стараешься!» или «пиши аккуратнее!». Немного тренировки – и вы в совершенстве овладеете навыком постоянного поощрения, а ваш ребёнок почувствует себя гораздо спокойнее и увереннее, и будет изо всех сил стараться, чтобы у вас всегда был повод для похвалы.

Добавьте учебникам жизни

Школьные учебники способны усыпить даже взрослого, не говоря уже о непоседливых школьниках. Попробуйте разбавить скучную теорию интересной практикой или просто примерами из жизни. Разрежьте на дольки яблоко, чтобы объяснить сложение дробей, найдите фотографии Ангары и Лены чтобы проиллюстрировать тему «Восточная Сибирь», расскажите, как знание формулы длины окружности помогает инженерам настраивать ездовые качества автомобилей, посадите семечко и рассмотрите, как оно пускает корни.

Не хватает времени, фантазии или знаний? Поисковики вам в помощь! Интернет битком набит обучающим контентом – вам только нужно выбрать подходящий. Главное – разбавить сухие строчки учебников, наполнить их живыми и понятными ребёнку образами, а уж восприимчивая детская память доделает всё остальное.

Используйте современные технологии

Современные дети не вылезают из смартфонов, а значит можно (и нужно!) использовать их для обучения, благо специальных мобильных приложений хватает. Хороший пример – онлайн-викторина Trivia Crack, которая в развлекательной форме подаёт серьёзные знания почти по всем школьным предметам – истории, географии, литературе, математике и другим. Как и в любой игре, в Trivia Crack присутствует элемент соревнования, который направляет обучение в совершенно новое русло. Ребёнок сам не заметит, как окажется вовлечённым в процесс, а поданная в игровой форме информация запомнится гораздо быстрее и лучше.

В некоторых европейских и американских школах учителя даже проводят соревнования по Trivia Crack между классами: кто ответит на большее количество профильных вопросов, тот и победил. В наших школах до такого пока не дошли, но дома вам никто не мешает пробовать современные технологии. Помимо интереса к обучению такой подход принесет ещё один бонус: ваш ребенок будет воспринимать вас не как старомодных «предков», а как современных родителей, которые «шарят». Это здорово сближает!

"Мы стремимся найти решения с помощью технологий, которые сближают людей и образование, но под другим углом зрения. То, к чему я стремлюсь, - это превратить скучное медленно во что-то более привлекательное, более веселое. И наша цель другая: взять игры и механику (будь то социальные или связанные с играми), которые работают, и вывести их на образовательный уровень, чтобы отточить их и тем самым помочь решить реальные проблемы, которые влияют на человечество." - -Генеральный директор Etermax Maximo Cavazzani (Максимо Каваццани)

Исключите внешние причины

Потеря интереса к учёбе может быть связана с какими-то внешними факторами. Может, вашего ребенка дразнят одноклассники? Или отругала учительница? Или ему не нравится новая школьная форма? Или вы сами слишком строги к сыну или дочери и требуете только отличных отметок? Психика детей не всегда может сопротивляться стрессу, и тогда включается защитная реакция: ребёнок всячески увиливает от выполнения «домашки», отказывается идти в школу, может даже заболеть (врачи называют это психосоматикой).

Ваша задача – выяснить, что тревожит ребёнка. Попробуйте аккуратно расспросить его, покажите, что тревожитесь и готовы помочь. Только ни в коем случае не обесценивайте детские переживания, даже если они кажутся вам незначительными. Нельзя советовать «будь умнее и не обращай внимания» сыну, которого дразнят одноклассники, или говорить «да ладно тебе, нормальная форма» дочери, которой не нравится отражение в зеркале. Психологи в таких случаях советуют разделить с ребенком его чувства, чтобы он почувствовал поддержку. Представьте себя на его месте. Скажите: «Ужасно обидно, когда дразнятся», «Так неприятно, когда учительница ругает тебя перед классом», «Ты не чувствуешь себя красивой в этой блузке». Сочувствие позволит ребёнку избавиться от напряжения и поможет вернуть интерес к учёбе.

Устройте внеплановый выходной

А может, ваш ребёнок просто устал? Требования к современным школьникам высоки, так что к середине четверти у него может просто не остаться сил на ранние подъёмы и домашние задания, особенно если после школы он ещё посещает какие-либо кружки или секции. Устройте выходной – прямо посреди недели! Дайте ребёнку выспаться, сходите вместе в кино или на прогулку, позвольте ему заняться тем, чем он сам захочет – хоть лежать на кровати и ничего не делать. За один день ваш школьник вряд ли сильно отстанет от учебного процесса, зато на следующий отправится в школу полным сил.
Подробнее -

Психология и педагогика

Как заинтересовать ребенка учебой?

В образовательном процессе почти всегда срабатывает формула «кто хочет, тот добьется»: секрет успеха учеников кроется в их устойчивой мотивации. Но почему в одних ситуациях мы хотим учиться, а в других не хотим? Почему одни дети хотят учиться, а другие наотрез отказываются? Как выстроить в школе такую ситуацию, чтобы учиться хотели все? Об этом рассказывает Екатерина Юрьевна Патяева, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Мотивация бывает внутренняя и внешняя - то есть, естественная («мне нравится», «меня увлекает») и действующая извне. Внутренняя мотивация присуща решительно всем детям: есть занятия, на которые ребенка не надо вдохновлять, он испытывает радость от познания и научения. В первый класс почти все дети приходят мотивированными, но постепенно угасают, теряют умение получать удовольствие от обучения. Тогда начинает действовать мотивация внешняя, «учиться чтобы...». Внешняя мотивация всегда работает хуже внутренней, но зачастую позволяет доучиться в школе.

Самый невеселый вариант - когда у ребенка наблюдается амотивация, то есть он по факту ничего не хочет делать, внутренние мотивы угасли, а внешние побуждения и наказания на него не действуют.

Существует семь факторов мотивации. К факторам внутренней мотивации относятся:

    Интерес. Нечто новое, умеренно непонятное, загадочное и увлекательное в зоне ближайшего развития.

    Автономия. Это свобода учиться: ты сам решаешь, что должен кое-что освоить. Человек сам источник своей деятельности.

    Достиженческая мотивация. Стремление к успеху, желание что-то сделать максимально хорошо, быть компетентным. Работает на самооценку ученика как способного и талантливого человека.

    Позитивная взаимосвязь с другими людьми . Иными словами, признание, принятие ребенка социумом независимо от того, какой он ученик, хороший или плохой.

    Смысл. Связь процесса обучения с дальними или близкими целями. То есть, ребенок осознает, что хочет учиться ради какого-то результата, ради пользы для себя.

Факторов внешней мотивации всего два, но нам всем они очень хорошо известны:

    Вознаграждение . Это может быть и оценка, и похвала, и обещание, и конфета - в зависимости от того, что значимо для ребенка.

    Избегание наказания . Самый слабый и малорезультативный фактор. Наказанием можно считать не только и не столько физическое: недовольство близких и отсутствие принятия также можно считать наказанием.

ОБ АВТОРАХ Адель Фабер & Элейн Мазлиш
Эксперты № 1 по общению с детьми на протяжении 40 лет
Педагоги-психологи и многодетные матери
Авторы бестселлеров, проданных общим тиражом более 13 000 000 экземпляров
ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ
Я была прекрасной матерью, до того как у меня родились дети. Я отлично знала, почему у всех людей возникают проблемы с их детьми. А потом у меня появилось трое собственных. Жизнь с детьми может быть очень непростой. Каждое утро я говорила себе: «Сегодня все будет по-другому», и все равно оно повторяло предыдущее. «Ты положила ей больше, чем мне!..», «Это розовая чашка. Я хочу голубую чашку», «Это овсянка выглядит как блевотина», «Он ударил меня», «Я вообще не прикасался к нему!», «Я не пойду в свою комнату. Ты мне не начальник!» В конце концов они меня достали. И хотя мне даже в страшных снах не снилось, что я могу на такое пойти, я присоединилась к родительской группе, которую вел молодой психолог доктор Хаим Гинотт...

Проблема в том, что не все факторы внутренней мотивации могут быть реализованы в условиях классно-урочной системы обучения: отчасти ребенка могут поддерживать смысл и интерес, фактор компетентности срабатывает только для успешных учеников, с автономией и позитивными социальными связями дело обстоит совсем плохо.

Классно-урочная система известна еще с 17 века, она предусматривает сильную вертикаль: учитель над учениками, программа - над учителем. У этой системы есть много альтернатив, например, человекоцентрированный подход Карла Роджерса, известный с 1960-х годов. При этом подходе программа остается важной частью образовательного процесса, но при этом учитель создает для учеников образовательные возможности, предоставляет средства и помогает им наладить общение друг с другом.

Эксперимент с самоорганизующимся обучением. В 1965 году американская учительница начальных классов Барбара Шил столкнулась с проблемой: сложный класс, дети 11-12 лет, многие из неблагополучных семей, совершенно не хотят учиться. Когда классические методы воздействия не дали результатов, Шил попробовала изменить ситуацию и отдать детям инициативу. Ее эксперимент состоял из трех этапов:

    Опыт свободы . Учительница предложила детям целый день делать в классе кто что хочет. Одни дети все равно стали учиться, другие хулиганили и мешали им, третьи тихонько занимались своими делами. Важно то, что всем им очень понравилось, как прошел день: они сами решали, что и как делать. При этом те ученики, которые выбрали учиться, сделали больше, чем обычно успевали в классе, так как работали в своем темпе.

    Опыт самоорганизации . Шил предложила детям целую неделю самостоятельно планировать занятия, проверять свою работу, а учитель только предоставлял им средства обучения. Большинству стало легко, остальным было сложно и они просили вернуться к прежней системе. Учительница разделила класс на две группы: первые стали учиться сами, вторые - остались в директивной системе. Таким образом класс проучился весь оставшийся учебный год.

    Итоги года . Все дети успешно освоили программу, большинство из них в конце концов пришли от директивной к самоуправляемой ситуации обучения. Дети стали лучше общаться, уважать друг друга, спокойнее относиться к ошибкам и стремиться к успеху. Правда, для самого учителя учебный процесс стал сложнее: приходилось постоянно действовать в ситуации неопределенности, часто возникала необходимость решать спонтанные задачи по организации уроков. Не всегда удавалось чувствовать себя уверенно.

В целом, эксперимент удался; успехи учеников окрылили учителя. Барбара Шил была готова продолжать вести класс в прежнем режиме, но вмешались административные проблемы. В результате Шил не смогла вести тот же класс, в итоге ушла из школы и стала преподавать в университете.

В это издание вошли бестселлеры профессора Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» и хрестоматия «Родителям: как быть ребенком» - книги, совершившие революцию в области воспитания и продолжающие окрылять родителей. Автор подробно рассматривает воспитательные нормы, бытующие в нашей культуре много десятилетий, - и показывает, почему они утратили эффективность. Юлия Борисовна доказывает, что не только с малышами, но и с трудными подростками отношения можно исправить всегда, - научившись общаться по-другому. И дает пошаговые инструкции к тому, как это сделать. В это издание вошли бестселлеры профессора Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» и хрестоматия «Родителям: как быть ребенком» - книги, совершившие революцию в области воспитания и продолжающие окрылять родителей. Автор подробно рассматривает воспитательные нормы, бытующие в нашей культуре много десятилетий, - и показывает, почему они утратили эффективность. Юлия Борисовна доказывает, что не только с малышами, но и с трудными подростками отношения можно исправить всегда, - научившись общаться по-другому. И дает пошаговые инструкции к тому, как это сделать.

Что мешает нам пойти тем же путем? Во-первых, наша собственная инертность, страх перед сложностями, которые обязательно возникнут на начальном этапе, когда ученики будут неуправляемы и не слишком эффективны. Да и учить в директивной ситуации значительно проще. Во-вторых, для реализации подобного опыта нужно согласие всего педагогического состава, администрации и самое главное - родителей. Их тоже пугает неопределенность, риск и отсутствие жесткого контроля над процессом.

Правда, недирективное обучение по сей день реализовывается в знаменитой московской школе Тубельского - и все сообщество учителей, детей и родителей крайне довольно результатом.

Выученная беспомощность . Об этом явлении нужно сказать отдельно. Как показывает опыт, мотивация человека погибает, когда он оказывается в ситуации беспомощности. Что бы ты ни делал, тебя ждет неудача, и никакие твои усилия не приведут к результату. Единственное спасение - опыт успешной деятельности. Если раньше что-то получалось, неудачи не станут непосильной задачей.

У детей выученная беспомощность, в том числе и с учебой, связана с такими триггерами:

    Опыт переживания неблагоприятных событий, стрессов, психотравм и потерь (разлука с родителями, депривация, девиантная семья и т.д.);

    Опыт наблюдения беспомощных моделей (родители, близкие);

    Опыт отсутствия самостоятельности в детстве.

Экспериментально доказана связь выученной беспомощности с неспособностью к обучению. У ребенка может возникнуть мотивационный дефицит - неготовность пробовать, действовать, вмешиваться; когнитивный дефицит - неспособность обучаться тому, что действие в аналогичных условиях может быть эффективным; эмоциональный дефицит - падение самооценки, подавленность и депрессия, связанные с бесплодностью собственных действий.

Признание собственной обучаемости . Очень важно, считает ли учащийся свои способности неизменными или изменяемыми. Другими словами, может ли он открыть в себе новые способности и научиться тому, к чему раньше как будто не имел способностей? Если мы думаем, что наши способности неизменны, то, в зависимости от самооценки, ребенок будет выбирать либо слишком простые задачи, либо слишком сложные. Обучение новому в такой ситуации приносится в жертву их желанию казаться успешными или избегать неудач. Но если мы признаем, что наши способности изменяемы, то самооценка не будет играть значительной роли, мы будем выбирать задания для научения, а не только для решения. Именно с таким подходом можно добиться максимальных успехов в обучении.

Купить

Эта тема волнует каждого родителя. Все семьи так или иначе встречают проблему мотивации к учёбе. В рамках нашего проекта “Подросток: инструкция по применению” мы решили узнать из первых уст о том, как решить этот вопрос.

Немного о мотивации к учёбе - почему я хочу рассказать о ней

Часто родители не знают, как заинтересовать ребенка учебой? А когда

заинтересовать не получается, появляется вопрос о том, как заставить ребенка учиться в школе.

Когда я сказала маме, что пишу эту статью, мама попросила меня дать ей ее почитать, когда я закончу. Ей давно интересно, как заставить моего брата учиться. Мама перечитала кучу статей о том, как повысить мотивацию к учебе у подростков, но не было ни одной такой, какая бы давала действенные советы о том, как поднять мотивацию к учебе. Поэтому я попытаюсь написать именно такую статью. Сейчас, от лица этого самого подростка, которого нужно заинтересовать учебой, я расскажу, что об этом думаю.

Заставлять и мотивировать

Иногда родители спрашивают, во сколько же лет лучше отправлять ребенка в школу? В 5, как поступают многие занятые и современные мамы; в 6, по стандарту; или в 7, как раньше? Причиной такого вопроса часто становится то, что родители боятся ответственности, причем не своей. Психологи отвечают, что нужно сделать это только когда он будет готов. Одна моя одноклассница пошла в школу в 8 лет. Когда она шла в школу, то она не была готова. И даже сейчас, спустя 9 лет, не думаю, что она готова. Что я подразумеваю под словом “готов”? Заинтересован и смотивирован. Перед поступлением в школу, очень важно объяснить сыну (дочери), зачем это нужно, что он(а) от этого получит, почему это интересно и т.д. Когда этого нет, то и желания учиться тоже нет. И тогда приходится заставлять. Я всегда училась с радостью, была отличницей, на все олимпиады отправляли именно меня. Так что, когда через 3 года после начала моего обучения, в школу пошел мой брат, все были просто в шоке от того, что он крайне незаинтересован. Конечно, вопросы о том, как заинтересовать ребенка 2 класс и как заинтересовать ребенка 3 класс - совершенно разные. И ответы на эти вопросы сильно отличаются.

Но теперь, анализируя, хочется вынести несколько общих правил по поводу того, как стоит относиться к нежеланию ребенка учиться.

  1. Помогите найти своему ребенку хобби - думаю, Вы уже поняли, что в учебе он совсем 0. Но обратите внимание на его сильные качества. Может быть, единственный предмет, по которому у него хорошие оценки - труды? Или Ваш ребенок умеет готовить? А что если у него есть слух? Чтобы сделать его успешным, Вы должны развивать его со всех сторон и обращать свое внимание на то, к чему у него есть способности.
  2. Не ставьте для него планок в учебе - Часто Вы говорите ему, что он должен иметь оценку как минимум 4 (5) по определенному предмету? Вы прекрасно знаете, что самая высокая оценка, которую он получал на этом уроке - 3. Он будет чувствовать себя виноватым, не более.
  3. Верьте в своего него - Просто попробуйте купить ребенку вспомогательную литературу по тому предмету, который он не понимает. Никогда не открывает учебник по физике? Так объясните ему, что 5 минут в день - и через время у него будут совсем другие результаты.

Мотивация для учебы в школе - это выбор между “заставлять” и “мотивировать”

Выбирать Вам.

Нужно ли заставлять ребенка учиться?

Если же Вы все-таки выбрали заставлять, то задумайтесь, так ли это полезно и будет ли это иметь плоды?

Кто угодно, а особенно подросток, воспримет это принуждение как лишение свободы, а, как известно, свобода входит в перечень главных ценностей у человека. Очень часто словами “троечник”, “отличник”, “хорошист” оценивают не усилия детей, а их самих. Это больно, но это так.

Заставлять не стоит, однозначно. Нужно помочь, послушать, подумать над проблемой.

Если мотивировать, то как?

Если Вы выбрали мотивировать и не знаете, как это сделать правильно, то эта часть для вас.

Когда я начала писать эту ее, то спросила у своего друга, что он думает по этому поводу. Он ответил, что старания нужно поощрять, т.е. дарить подарки за успехи. Мне бы хотелось поспорить с ним по этому поводу, потому что на подарок за каждую хорошую оценку никаких денег не хватит, но часто для родителей этот способ кажется самым простым и надежным.

Мое же видение заключается в том, что нужно учить маленького человечка учиться самому, без подарков и обещаний, потому что лучшим поощрением всегда будет результат и, очень возможно, успех.

В новом 21 веке все меняется буквально каждую минуту, и, если раньше для успеха было достаточно отучиться 10 лет в школе и 4 в университете, то сейчас учиться приходится постоянно. Профессии нового века - программист и копирайтер, - требуют постоянного получения новых знаний.

Хотите успеха для Вашего ребенка? Стараться придется в первую очередь Вам. На эту тему пишут много, я изучала советы специалистов, и вот какие выводы могу сделать:

  • когда делаете уроки с ним, постарайтесь не кричать
  • принимайте любые его увлечения
  • научите его технической грамотности
  • отвечайте на любые его вопросы
  • научите его читать, очень может быть, что он просто не нашел ещё подходящую книгу
  • не рассказывайте, а показывайте (домашние опыты, например, - это очень прикольная штука)

Мотивация на учебу школьника - вещь тонкая. Важно заинтересовать, заставить взглянуть с другой стороны, показать плюсы того или иного занятия.

Упражнения на мотивацию к учебе младших школьников:

  1. Письмо - предложите послать письмо кому-нибудь из родных (бабушке, крестной и т.п.). Пусть он сам его напишет, украсит и положит в конверт.
  2. Книга - сходите в библиотеку и возьмите книгу, которая заинтересовала Вашего малыша.
  3. Стихи - выучите с ним стих, приуроченный к ближайшему празднику.
  4. Презентация - научите его делать презентации в PowerPoint и попросите сделать презентацию, например, о вещи, которую он хочет на день рождения.
  5. Интервью - помогите ему составить список вопросов, а вечером возьмите интервью у папы.
  6. Рассказ - попросите написать рассказ про то, что ему близко, к примеру, про нитку и иголку.
  7. Физ. минутка - между выполнением домашних заданий, покажите несколько физических упражнений. Все-таки, нельзя все время сидеть и сидеть.
  8. Видеомотивация на учебу - посмотрите с Вашим чадом видео о том, как, к примеру, украсить свой пинал или о студенческой жизни, которая его ждёт. То есть важно понять что ещё даёт учеба.

Все эти упражнения помогут Вам развивать творчество и привить ему интерес к учебе.

Как заставить ребенка учиться и делать уроки

Я читала автобиографию Нестеровой пару лет назад, и там было несколько страниц о том, как в средней школе она не делала уроки в принципе. То есть, в школе она училась, и все запоминала, а вот дома не делала ничего. Невольно я вспомнила и себя. Как скрещивала пальцы, лишь бы не проверяли домашнее задание, как получала двойки, как выкручивалась, но, все-таки, домашние задания не делала. Что это? Однозначно лень.

Если стоит вопрос: “Как заставить ребенка делать уроки?”, то ответ на него: “Очень просто.” Тут в ход идут принуждения, постоянная проверка и так далее. К сожалению, на своем горьком опыте скажу, что ничего кроме этого Вам не поможет. Нужно, чтобы ребенок хотел учиться. Потому что мотивация ребенка на учебу в школе - это ещё не все. Главное - желание. Нужно научить его быть самостоятельным, объяснить что и зачем нужно. Хорошо, если ребёнок пройдёт специальные и сможет сам выполнять домашние задания.

Научить учиться ребёнка проще и приятнее чем заставить!

Как заставить ребенка хорошо учиться?

Тяжело заставить учиться, а вдвойне тяжело - заставить учиться хорошо. В теории, абсолютно каждый человек может учиться, и даже учиться хорошо. На практике же, это не всегда так. Все зависит от нагрузки, качества подачи материала, количество времени, которое уходит на занятия. Нет одного правильного ответа на вопрос, о том, как помочь ребенку учиться хорошо. Помните, что не все талантливые и умные дети учатся хорошо, и не все отличники талантливы и умны.

Что делать?

  1. В первую очередь, выясняйте причины плохих оценок и постарайтесь избавиться от этой причины.
  2. Общайтесь с ребенком как с другом. Постарайтесь понять его и выясните для себя, зачем Вам, чтобы он учился только на “отлично”.
  3. Поинтересуйтесь, какие планы на будущее у Вашего ребенка и научите его ставить долгосрочные цели.

Как заинтересовать подростка?

Если заинтересовать ребенка 2-3 класса в учебе ещё легко, то мотивация к учебе подростков - штука посложнее.

Учтите, подросток знает, что ему нужно высшее образование, что он хочет хорошо сдать экзамены, чтобы потом работать. Но иногда бывает лень. Часто с толку сбивает количество предметов, которые нужно учить, при том что, как любят говорить подростки, “это мне в жизни не пригодится”. Это уже проблемы образовательной системы, но тем не менее.

Вопросы типа: “О чем ты вообще думаешь на уроках?”, - риторические.Вспоминайте, о чем думали вы в средней-старшей школе. Внушить подростку, что учиться надо, вообще очень тяжело. И сколько раз Вы бы не повторили, что без учебы не будет работы, без работы - денег, он будет так думать только если поймет это сам.

Несколько идей, чтобы мотивировать подростка к учебе:

  • Почитайте/посмотрите с подростком новости. Не заставляйте, просто предложите. Это должно быть что-то о его увлечениях. Позже обсудите это с ним.
  • Распечатайте или напишите цитаты для мотивации к учебе. Они могут быть как на русском, так и на английском, например. Наклейте их на видные места.
  • Подберите красивую канцелярию/тетради, чтобы пользование этими вещами ему было комфортно и приятно.
  • Не перехваливайте. Здесь следует вести себя очень осторожно. Кажется, что похвалить никогда не будет лишним, на самом же деле, Вы подскажете подростку, что он и так слишком хорош.

Так же проблема может быть связана с тем, что подростку сложно учиться. Тут тоже стоит не прибегать к насилию, а помочь. Можно пройти , научить учиться, видеть цели,не бояться контрольных, быстро запоминать информацию. Потому что учиться правда бывает сложно!

Мотивация к учебе у студентов

Когда вчерашний школьник становится студентом, родители уже не так серьезно следят за учебой. Мол “твоя жизнь, хочешь - учись, не хочешь - работай”. Возможность не ходить на лекции распускает студентов, которые счастливы отдохнуть от школы, но ещё не научились самодисциплине. Отсутствие мотивации к учебе у студентов - дело распространенное, потому что сейчас всем известно: диплом - это просто документ. Никто не идёт работать по профессии, а учиться в ВУЗе нужно только для того, чтобы родители не переживали.

  1. Студент должен постараться найти контакт с преподавателем.
    Преподаватель и студент должны быть друзьями.
  2. Университет - важное место для расширения возможностей, круга знакомых и поиска себя.
  3. В университете важно получать удовольствие от обучения, ходить в университетские клубы по интересам, знакомиться с новыми людьми.
  4. Студенту важно уяснить, что дисциплина - самое главное. Пришел на занятия в первую половину дня - гуляешь всю вторую. Не пришел раз, не пришел два, а на третий уже можно и не приходить.
  5. В университете можно записаться в инициативную группу. Тогда и авторитет появляется, и новые знания, и вставать с постели с утра хочется.

Мне кажется, здорово, когда подростку и ребенку помогают увидеть свою цель, понять зачем ему учиться и прилагать усилия. Хорошо, когда подросток осознанный, и всё сам понимает. Но это бывает далеко не всегда. А слушать родителей тоже бывает тяжело… Поэтому для этой задачи хорошо подходят курсы по. Потому что когда ты находишься компании других ребят, вместе с ними думаешь о своих целях и будущем тебе не хочется сопротивляться. Тебе действительно хочется стать лучше!

В заключение

Мотивация - вещь, без которой невозможно ни в школе, ни во взрослой жизни. Как найти мотивацию для учебы, если он сам не хочет ничего делать? Важно научить искать ее, ради его собственного успеха в будущем.

© 2024 sun-breeze.ru
Новые идеи бизнеса - Животные и растения. Заработок в интернете. Автобизнес