Доставка не включена. Расходы на доставку товаров покупатель компенсирует поставщику

Товар мало продать, его еще нужно и доставить до покупателя. Однако процесс доставки таит в себе немало налоговых рисков, о которых нужно знать каждой организации. На основе арбитражной практики мы рассмотрели спорные вопросы, которые возникают при доставке у продавца и покупателя товаров.

Все варианты доставки можно разделить на две группы: доставка собственными силами продавца (покупателя) и доставка с привлечением сторонних организаций, оказывающих услуги по перевозке грузов. Практика показывает, что какой бы вариант доставки ни был выбран, ни покупатель, ни продавец не застрахованы от претензий со стороны налоговых органов.

Доставка сторонней компанией

Чтобы увеличить объемы продаж, многие поставщики берут на себя расходы по доставке проданных товаров. При этом в договоре прописывается условие, что соответствующие затраты покупатель должен возместить продавцу. Но не всегда для выполнения такой услуги поставщики располагают собственным транспортом. Выход: заключить договор перевозки со специализированной компанией. И тут возникает проблема с НДС, причем как у поставщика, так и у покупателя.

Будет ли НДС у продавца…

Если для перевозки товаров покупателю поставщик заключает договор с транспортной компанией, то именно ему (как заказчику) реализуются соответствующие услуги. По факту их реализации транспортная компания выставляет в адрес поставщика счет-фактуру и акт. Покупатель товаров же выступает лишь в роли грузополучателя и просто компенсирует поставщику его расходы, связанные с доставкой товара. То есть между покупателем и поставщиком никакой реализации транспортных услуг нет. А раз так, то компенсация расходов поставщика на доставку товаров, выделенная в отгрузочных документах отдельной строкой, облагаться НДС не должна. Однако практика показывает, что налоговики считают иначе. Они настаивают на том, что поставщик реализует покупателю транспортные услуги и должен облагать такую реализацию НДС. Но суды в большинстве своем это мнение не разделяют.

Так, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 26.05.2010 № А66-7801/2009 пришел к выводу, что стоимость компенсации доставки товаров, выделенную в документах поставщика отдельной строкой, облагать НДС не нужно. В этом деле организация осуществляла поставку произведенной продукции покупателям с привлечением транспортной компании. За отгруженную продукцию и ее доставку поставщик выставлял счета-фактуры покупателям, в которых в графе «наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг)» отдельно указывал стоимость доставки как «возмещение транспортных расходов».

Налоговики посчитали, что поставщик, осуществляя реализацию транспортных услуг, в нарушение ст. 146 НК РФ не исчислял НДС с выручки от их реализации. Поэтому его привлекли к ответственности (доначислив налог, пени и штраф). Суд первой инстанции поддержал налоговиков. Логика его рассуждений была следующая. Условия договоров поставки в части возмещения покупателем транспортных расходов нельзя рассматривать как оказание посреднических услуг, поскольку они не содержат положений о вознаграждении поставщика. Реализация услуг признается объектом обложения НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ). При этом дополнительно к цене услуг налогоплательщик обязан предъявить их покупателю соответствующую сумму НДС (п. 1 ст. 168 НК РФ).

Однако и апелляционный и кассационный суды поддержали организацию. Они указали, что возмещение транспортных расходов не создает дополнительного дохода поставщику, поскольку суммы средств, полученных им от покупателей, не превышают сумм, уплаченных перевозчикам. Следовательно, возмещаемые покупателями транспортные расходы в силу ст. 39 и 146 НК РФ не относятся к реализации услуг, а значит, не могут быть признаны объектом обложения НДС. К аналогичным выводам пришел ФАС Уральского округа в постановлении от 14.07.2009 № Ф09-4806/09-С3 (Определением ВАС РФ от 08.09.2009 № ВАС-11613/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).

Итак, суммы возмещения транспортных расходов облагаться НДС поставщиком не должны. Соответственно в накладных их нужно указывать без НДС и в счете-фактуре не отражать (поскольку нет реализации). Отметим, что Минфин России согласен с тем, что если по условиям договора поставки покупатель обязуется возместить понесенные продавцом транспортные расходы, то в счете-фактуре, выставляемом продавцом по отгруженным товарам, услуги по транспортировке товаров, реализуемые перевозчиком, не указываются (письмо от 15.08.2012 № 03-07-11/299).

Чтобы не доводить дело до суда, мы предлагаем следующие варианты выхода из этой ситуации. Первый вариант — на доставку товаров нужно заключить отдельный агентский договор, по условиям которого поставщик обязуется по поручению покупателя организовать доставку товаров, и установить в нем минимальное вознаграждение. В этом случае НДС будет начисляться только на агентское вознаграждение. Второй вариант - включить стоимость доставки в цену товаров и отдельно ее в документах не выделять.

...и вычет у покупателя

Если поставщик под давлением налоговиков все же предъявит покупателю стоимость компенсации транспортных расходов с НДС, у покупателя возникнут проблемы. Налоговики скорее всего откажут ему в вычете такого НДС. Так, в деле, рассмотренном ФАС Северо-Кавказского округа (постановление от 19.05.2009 № А53-10110/2008-С5-46), налоговый орган отказал покупателю в вычете НДС по транспортным расходам, выделенным в документах поставщика товаров отдельной строкой. Обосновал он свою позицию тем, что поставщик самостоятельно не оказывает покупателю транспортные услуги (в этом деле доставка товаров осуществлялась транспортной компанией по договору перевозки, заключенному с поставщиком). Поэтому он не вправе от своего имени оформлять документы на оказание данных услуг, в том числе счета-фактуры. Услуги по доставке товаров фактически оказаны транспортной компанией. Стоимость доставки не включена в стоимость товара, и поставщики общества являются посредниками при оказании этих услуг. Налоговые вычеты по транспортным услугам вправе применить только их первоначальный приобретатель, то есть поставщик. Следовательно, покупатель не имеет права на вычет НДС.

Суд доводы налоговиков отклонил и привел следующие аргументы. Обязанность по оплате стоимости доставки вытекает из обязательственных отношений по поставке товара, участниками которых являются общество и его поставщик, а не транспортная компания, фактически осуществившая доставку. Заключенный сторонами договор поставки не возлагает на поставщика обязательств посреднического характера, свойственных договорам поручения, комиссии или агентирования. Налоговая инспекция не представила доказательств фиктивности хозяйственных операций, по которым заявлен к вычету НДС. В результате суд пришел к выводу, что покупатель обоснованно принял к вычету суммы НДС по доставке.

В аналогичной ситуации ФАС Уральского округа (постановление от 25.05.2009 № Ф09-3324/09-С3) также поддержал покупателя в его праве на вычет НДС. Он указал, что само по себе перевыставление счетов-фактур покупателю, являющемуся плательщиком НДС, при наличии факта потребления соответствующих услуг не является основанием для отказа в праве на применение налоговых вычетов по НДС. Отметим, что Определением ВАС РФ от 11.09.2009 № ВАС-12036/09 в пересмотре этого дела было отказано.

Итак, шансы отстоять в суде свое право на принятие НДС к вычету у покупателя есть. Но чтобы у него подобных проблем не возникало, поставщику лучше следовать нашим рекомендациям, приведенным в предыдущем разделе.

Доставка перепоручена другим лицам

Спорная ситуация может возникнуть и у поставщика, если фактическую доставку грузов покупателям осуществляет не транспортная компания, с которой у него заключен договор, а ее контрагенты. Здесь у поставщика есть риск, что налоговики могут отказать ему в вычете НДС по счетам-фактурам, предъявленным транспортной компанией за перевозку.

Такая ситуация рассмотрена в постановлении ФАС Центрального округа от 01.07.2009 № А54-3828/2008С8. С целью обеспечения доставки товара покупателям между заводом и транспортной компанией был заключен договор транспортной экспедиции. По его условиям транспортная компания брала на себя обязательства по организации доставки продукции завода покупателям. В некоторых случаях доставка товаров осуществлялась по железной дороге силами ОАО «РЖД», с которым у транспортной компании был заключен договор. По таким перевозкам заводу выставлялись счета-фактуры, где продавцом транспортных услуг значилась транспортная компания. Налоговики отказали заводу в вычете НДС по этим счетам-фактурам, поскольку транспортные услуги фактически оказывались ОАО «РЖД», а не транспортной компанией. Однако суд указал, что для целей возмещения НДС не имеет значения, оказывались ли услуги по перевозке транспортной компанией лично, либо были ей перепоручены и фактически выполнены сторонней организацией. Поставщик имеет полное право принять такой НДС к вычету.

На наш взгляд, доводы налоговиков абсолютно необоснованны. Статьей 805 ГК РФ прямо предусмотрено, что экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, если это не запрещено договором. По договору транспортной экспедиции экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ). То есть, по сути, экспедитор оказывает заказчику посреднические услуги. С этим согласен и Минфин России. Так в письме от 01.11.2012 № 03-07-09/148 специалисты финансового ведомства указали, что экспедиторы могут выставлять заказчику счета-фактуры по услугам третьих лиц в порядке, предусмотренном для комиссионеров (агентов). Так, не позднее пяти календарных дней, считая со дня оказания экспедитором услуги, он должен выставить клиенту счет-фактуру, в котором нужно выделить в самостоятельные позиции виды услуг, приобретенные экспедитором у третьих лиц на основании их счетов-фактур. К такому счету-фактуре следует приложить копии счетов-фактур, полученных экспедитором от организаций, оказывающих услуги экспедитору, а также копии соответствующих первичных документов.

Итак, чтобы снизить риск претензий налоговиков, с транспортной компанией, которая будет осуществлять организацию доставки товаров до покупателей, поставщику нужно заключить именно договор транспортной экспедиции и прямо в нем указать, что экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц.

Доставка собственными силами

Если у поставщика есть собственный или арендованный транспорт, он может организовать доставку товаров до покупателей собственными силами. Кроме того, купленный товар может забрать со склада поставщика и сам покупатель. Однако и при самостоятельной доставке могут возникнуть проблемы.

Доставка - отдельный вид деятельности?

Когда поставщик организует доставку товаров до покупателей собственными силами, а в регионе, где он работает, введен ЕНВД, его может подстерегать следующая проблема: нужно ли рассматривать доставку как самостоятельный вид деятельности (оказание автотранспортных услуг) и применять по нему ЕНВД? Напомним, что на ЕНВД может переводиться деятельность по оказанию автотранспортных услуг при условии что организация (индивидуальный предприниматель) владеет не более чем 20 транспортными средствами (подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

Минфин России считает, что доставка не является отдельным видом деятельности, когда одновременно выполняются следующие условия:

  • договором поставки предусмотрена обязанность продавца по доставке товара покупателю;
  • стоимость услуг по доставке входит в цену продаваемого товара.

При их соблюдении доставка покупателю проданного товара (собственным или арендованным транспортом) является составной частью деятельности продавца по реализации товара (письма Минфина России от 07.03.2012 № 03-11-11/76, от 13.04.2011 № 03-11-06/3/45 и от 22.01.2009 № 03-11-09/13). Если же в договорах поставки стоимость доставки выделена отдельно и не включается в стоимость реализованных товаров или если доставка осуществляется по отдельному договору, ее можно признать самостоятельным видом предпринимательской деятельности (письма Минфина России от 07.03.2012 № 03-11-11/76 и от 31.01.2008 № 03-11-04/3/33).

Анализ арбитражной практики показывает, что налоговые органы на местах не разделяют позицию финансистов. Они полагают, что, если доставка осуществляется поставщиком в рамках договора поставки, ее нельзя рассматривать как отдельный вид деятельности независимо от того, выделена отдельно стоимость доставки или нет.

У судов нет единого мнения на этот счет. Так, ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 21.08.2012 № А78-4149/2011 пришел к выводу, что оформление отдельных документов (счетов-фактур и актов) на доставку и раздельное указание в договоре поставки стоимости товаров и доставки является достаточным основанием для выделения перевозки в отдельный вид деятельности. Аналогичная позиция содержится в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.03.2012 № А78-5193/2011 и Северо-Западного округа от 12.01.2011 № А44-1665/2010.

В то же время ФАС Северо-Кавказс­кого округа в постановлении от 12.02.2010 № А32-18385/2008-19/278 отметил, что деятельность организации по доставке готовой продукции до заказчика может подлежать обложению ЕНВД только в случае, если данные услуги осуществляются по отдельно оформленному договору перевозки груза.

На наш взгляд, доставка товаров, обусловленная обязательствами поставщика по договору поставки, является составной частью торговли и в отдельный вид деятельности выделяться не должна независимо от определения ее стоимости (отдельно или в цене товара). Чтобы избежать такой спорной ситуации, рекомендуем не выделять стоимость доставки в документах отдельной строкой, а включать ее в стоимость товаров.

Проблемы самовывоза

Если товары со склада забирает сам покупатель, поставщик оформляет их отпуск накладной по форме ТОРГ-12 и никаких транспортных документов не выписывает. Но у покупателя при этом могут возникнуть проблемы. Дело в том, что для учета расходов при расчете налога на прибыль они должны быть подтверждены документально.

На практике встречаются случаи, когда налоговики требуют подтвердить расходы на доставку товаров при самовывозе товарно-транспортной накладной (форма № 1-Т, утверждена постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78). Однако суды это мнение не разделяют (постановления ФАС Уральского округа от 23.04.2012 № Ф09-2412/12, Восточно-Сибирского округа от 13.01.2011 № А19-3787/2010, Центрального округа от 11.02.2011 № А68-4748/08-108/13 и Северо-Кавказского округа от 02.03.2010 № А53-2634/2009). Так, ФАС Поволжского округа в постановлении от 13.05.2010 № А55-14780/2008 указал, что обязанность по оформлению товарно-транспортных накладных возникает у грузоотправителя только в случае осуществления перевозки товаров силами автотранспортной организации по договору перевозки груза. Если же доставка товаров осуществляется транспортом покупателя (самовывоз) без привлечения автотранспортной организации, составления товарно-транспортных накладных не требуется.

Минфин России также считает, что при самовывозе ни транспортная, ни товарно-транспортная накладная не нужна. Ведь услуги по перевозке покупателю не оказываются. Затраты на перевозку груза при самовывозе и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом (письма от 22.12.2011 № 03-03-10/123, от 02.09.2011 № 03-03-06/1/540 и от 17.08.2011 № 03-03-06/1/500). Заметим, что отсутствие товарно-транспортной накладной в подобной ситуации не может служить основанием и для отказа в принятии к вычету сумм НДС по приобретенным товарам (письмо Минфина России от 30.10.2012 № 03-07-11/461).

Мы полностью согласны с тем, что при самовывозе товарно-транспортную накладную оформлять не нужно. Ведь из указаний по заполнению формы № 1-Т следует, что товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Она составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя и определяет взаимоотношения грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей. В случае самовывоза товара покупатель перевозит свой собственный товар. То есть и грузоотправителем, и перевозчиком, и грузополучателем является он сам. Поэтому составление товарно-транспортной накладной не имеет никакого смысла. И даже если налоговики будут настаивать на обратном, есть все шансы отстоять свою позицию в суде.

Согласно статье 510 Гражданского кодекса РФ, по договору поставки товар покупателю доставляет поставщик. Обязанность передать товар покупателю может считаться исполненной в момент предоставления ценностей в распоряжение покупателя, указанного им лица или в момент сдачи груза перевозчику (п. 1, 2 ст. 458 Гражданского кодекса РФ). Рассмотрим возможные варианты ценообразования.

Цена товара включает расходы на доставку до покупателя

Поскольку договорная цена товара включает стоимость его транспортировки, в первичных документах и счетах-фактурах стоимость транспортных услуг отдельно не указывается. При этом стоимость доставки фактически увеличивает НДС, ведь он уплачивается уже с конечной цены товара (с учетом его транспортировки) (п. 1 ст. 154 Налогового кодекса РФ).

В целях налогообложения прибыли в доходах поставщика признается выручка от реализации, которая исчисляется исходя из всех поступлений, связанных с за реализованные товары, без учета НДС (п. 1 ст. 248, п. 2 ст. 249 Налогового кодекса РФ). Поэтому в выручку от реализации товара входит его полная стоимость, которая сформирована с учетом цены за доставку. При этом затраты на доставку товара покупателю учитываются у поставщика при налогообложении прибыли в составе расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 253, ст. 320 Налогового кодекса РФ).

Правда, по мнению (письмо от 19 марта 2007 г. № 03-03-06/1/157), расходы на доставку товаров могут включаться в состав материальных расходов только до момента перехода на товар к покупателю. Поэтому, если поставщик доставляет товар до склада покупателя, право собственности на товар по условиям договора не должно переходить к покупателю ранее даты передачи этого товара ему на складе.

Цена товара не включает стоимость доставки до покупателя

Если продавец не включает транспортные расходы в цену товара, а для его доставки покупателю привлекает транспортные организации, то в договоре с покупателем должно быть прописано, что продавец в части транспортных услуг является посредником между перевозчиком и покупателем. В этом случае договор купли-продажи между продавцом и покупателем будет содержать элементы агентского договора по типу комиссии так как продавец действует при организации доставки от собственного имени.

Если сумма вознаграждения за доставку указана в договоре отдельно (сверх цены товара), то для продавца она является доходом от реализации, как и выручка от продажи товаров покупателю. Иные суммы, полученные поставщиком для выполнения обязательств по организации доставки, не признаются доходом в целях налогообложения прибыли (подп. 9 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Причем затраты поставщика на доставку товара не учитываются в целях налогообложения прибыли - их учитывает покупатель. Поэтому поставщик, выполняя обязательства по доставке товара в качестве агента, обязан обеспечить покупателя документами, подтверждающими транспортные расходы:

  • отчетом агента (ст. 1008 Гражданского кодекса РФ) с копиями документов, подтверждающих расходы агента (накладной, ТТН, счетов-фактур, выставленных перевозчиком);
  • актом выполненных работ и счетом-фактурой на сумму вознаграждения (если оно предусмотрено в договоре).

Базой для НДС у агента является только сумма посреднического вознаграждения (п. 1 ст. 156 Налогового кодекса РФ). Если вознаграждение агента учтено в цене товара (не прописано в договоре поставки отдельно), то объектом обложения НДС является только стоимость реализации товара.

Счет-фактуру, полученный от транспортной организации, поставщик регистрирует в журнале учета полученных счетов-фактур. В книге покупок поставщика он не отражается.

Расходы на доставку товаров покупатель компенсирует поставщику

Согласно разъяснениям Минфина России (письмо от 10 марта 2005 г. № 03-03-01-04/1/103), если в соответствии с условиями договора расходы транспортной организации возмещаются покупателем, то эти расходы отражаются в бухучете на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». В данном случае поставщик не оказывает услуг по доставке товара покупателю, в связи с чем у него не возникает обязанности начислить НДС и предъявить его покупателю со стоимости транспортных услуг (подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ).

Если между покупателем товаров и поставщиком не заключен посреднический договор на организацию доставки товаров до склада покупателя, то у поставщика отсутствуют основания выставлять в адрес покупателя счет-фактуру, в который переносятся показатели счета-фактуры, полученного от транспортной организации. Основанием для возмещения расходов на перевозку товара будет являться отчет организации с приложенными копиями перевозочных документов, выставленных транспортной организацией в адрес поставщика.

Разногласия в данном случае возникают при квалификации дохода и расхода в налоговом учете.

В письмах Минфина России от 19 марта 2007 г. № 03-03-06/1/157, от 3 октября 2006 г. № 03-11-04/2/195 указано: если в договоре поставки отражено, что покупатель сверх цены компенсирует транспортные расходы, тогда сумма компенсации в налоговом учете считается доходом поставщика. В то же время оплата поставщиком доставки груза будет являться расходом.

Заметим, что некоторые судьи такие суммы возмещения от покупателей за доставку товара не признают в целях налогообложения доходом поставщика. А сумму расходов на доставку товаров, уплаченную транспортной компании и подлежащую возмещению покупателем, - расходом поставщика (постановления ФАС Центрального округа от 31 июля 2006 г. № А35-6168/04-С3, ФАС Северо-Западного округа от 28 февраля 2005 г. № А05-6138/04-12).

Другая проблема связана с практикой применения статьи 162 Налогового кодекса РФ, согласно которой компенсация покупателем расходов на доставку товаров увеличивает облагаемую базу по НДС у поставщика как «иные поступления, связанные с реализацией». С суммы такой компенсации поставщик должен исчислить НДС по расчетной ставке, выставить себе счет-фактуру в одном экземпляре и зарегистрировать его в книге продаж. Покупатель при этом право на вычет не получает.

С. Хвостова ,
заместитель - практики ООО АКФ «Экспертный центр “Партнеры”»

Многие из вас заходят на Avito хотя бы раз в неделю. Одни за конкретной вещью, другие вслепую и за выгодой. Я среди последних.

Согласитесь, в сайтах объявлений есть своя магия ! И один недостаток, многим уже знакомый.

Если нужную вещь продают в другом городе, вы в пролёте. Нет вариантов безопасно, удобно забрать её – только альтернативные способы на свой страх и риск.

Так что не скрою: давно мечтал о сервисе, который взял бы доставку на себя и выступил гарантом покупки. Чтобы я не заморачивался, не тратил нервы. Не переговаривался с продавцом и не переводил деньги за честное слово.

Хочу молча заплатить с карты, подождать пару дней и получить желаемое в посылке. Короче, я хочу «Avito Доставку» .

Что это за доставка такая с Avito? Откуда взялась?

«Avito Доставка» – новый официальный сервис Avito, доставляющий вещи из объявлений обычных людей по всей России. Он берёт на себя все этапы пересылки и открывает шикарные перспективы, иначе не скажешь.

Теперь не нужно ограничивать свой поиск регионом или городом. Если нужную вещь продают дешевле в другом конце страны, она станет вашей.

Пример. Вася продаёт смартфон в Уфе, а Серёга хочет купить его в Казани. Avito заберёт смартфон у Васи и привезёт его в пункт выдачи рядом с Серёгой. Даже деньги между ними перечислит, сэкономив их нервы.

Если же Вася решит обмануть, то вскоре получит смартфон обратно и не увидит денег.

Продавцы тоже в выигрыше: при включенной доставке ваши вещи потенциально захочет купить вся Россия, а не только ближайшие город и/или область.

Для продавца доставка. Её оплачивает покупатель. Сумма не зависит от размера посылки, и в неё уже включена возможность бесплатного возврата товара на месте.

Как воспользоваться «Avito Доставкой»? Куда нажимать?

Если вы продавец: галочка включения доставки есть на странице создания объявления.

Повторяю. Чтобы включить «Avito Доставку» для своего объявления, нужно просто кликнуть на одну галочку. Больше ничего не нужно. Доставка для продавца абсолютно бесплатна.

Если покупатель хочет воспользоваться доставкой, вам приходит уведомление. Откроете ссылку, введёте данные своей карты для зачисления денег. Выберете пункт выдачи, везёте туда товар в течение двух дней.

Как только покупатель заберёт товар у курьера или в пункте приёма, на вашу карту поступят деньги – ровно та сумма, за которую продавали.

Пример. Вася продает смартфон за 7000 рублей . Когда Серёга заберёт этот смартфон, Васе на карту поступит 7000 рублей .

Комиссия Avito Доставки для продавца отсутствует. Он ничего не теряет.

Очень крутая тема, если честно.

Если бы ребята сделали процесс нудным и бюрократическим (как обычно с любой отправкой), народ бы просто не заморачивался. Но тут от продавца почти ничего не требуется: галку поставил и ждёшь. Удивило, что даже не надо писать вес, размеры товара, как заставляют в службах доставки.

Если вы покупатель: если рядом с объявлением отображается иконка грузовика, то продавец готов отправить товар с помощью сервиса «Доставка».

Когда определитесь, кликнете на доставку, оплатите её плюс стоимость товара с банковской карты. Всё, процесс пошёл.

Как только продавец передаст товар в пункт приёма, вы получите уведомление. Получить заказ сможете в ближайшем пункте выдачи, его можно выбрать.

Пример. Серёга покупает смартфон за 7000 рублей . Доставка из Уфы в Казань обойдётся в 355 руб.

Итого покупатель заплатит 7355 рублей .

Остается договориться с продавцом о доставке, написав ему сообщение. А дальше заплатил и спокойно ждёшь. Не говоря уже о том, что теперь можно купить товар по объявлению в любой точке России, не ограничивая себя рамками города и региона. И не бояться, что тебя обманут, ничего не вышлют и так далее.

Почему лично мне нравится «Avito Доставка»

Как покупатель, я не хочу рисковать, чтобы слушать отговорки про закрытую почту, потерянную посылку и прочие сказки. А в роли продавца я не хочу бегать на почту и узнавать, куда делась моя посылка, действительно ли она не дошла и так далее.

«Avito Доставка» не только доставляет вещь между городами или в городе, но и сводит к минимуму риск для обоих участников сделки. Каждый этап автоматизирован. Есть уведомления об отправке, доставке. Есть контроль и ответственные за статус ситуации.

Лично я вижу в этом главное преимущество сервиса. Никаких «а вдруг»: заплатил, отправил, получил.

Как «Avito Доставка» борется с мошенниками?

Разное в жизни бывает. Но если в этом замешаны деньги, то хочется каких-то гарантий. Особенно от мошенничества. Вот, что поднял из условий оказания услуг:

1. Продавец не отправит – деньги вернут. Окей, заплатили и ждёте. Но тут продавец пропадает. В обычной ситуации вы бы просто попали , а тут иначе.

Если в течение 3-х дней продавец не принесёт товар в пункт выдачи, деньги вернутся на счёт покупателя в полной мере и без комиссий . Никаких выяснений, кто куда делся, это уже не ваши проблемы.

2. Avito не перечисляет деньги сразу. Нет ничего неприятнее, чем осознание, что тебя сейчас очень легко обмануть. Бывает такое, что продавец получил деньги, якобы отправил товар, но с доставкой творится что-то не то. Иногда потому, что никакой доставки нет…

С «Avito Доставкой» продавец получит деньги только тогда, когда доставка подтвердится, а покупатель примет товар и распишется, что не имеет претензий. До этого момента Avito хранит деньги покупателя и выступает в роли гаранта.

3. Покупатель имеет возможность проверить посылку. На это даётся 15 минут на месте выдачи товара. Если что-то не понравилось, покупатель вправе отказаться и отдать вещь обратно. Останется объяснить причину возврата, чтобы получить деньги назад на карту.

Так что не врите и не преувеличивайте в своих объявлениях. Иначе только время потеряете.

Стоит ли пробовать «Avito Доставку»

Как по мне, однозначно стоит.

Плюсы для покупателя ?

Теперь вы можете выбирать вещи на Avito намного свободнее. Вместо варианта, который находится рядом, можно взять более выгодный, но из другого города . И можно свободно найти что-то уникальное, необычное, чего в вашем регионе нет, но очень хочется. Особенно это круто в регионах и маленьких городах, где объявлений мало.

Не придётся заполнять кучу документов: вы просто получаете посылку, никакой бюрократии.

Да и продавцу вообще почти ничего делать не надо, чтобы предложить свой товар всей России.

Вместо расчетов стоимости доставки, слежкой за посылкой и решением конфликтов вы просто ждёте уведомление и получаете деньги на карту .

В итоге продаёте быстрее, экономите не только время, но и деньги, а ещё нервы.

Для своих следующих объявлений я включу эту фишку. Посмотрю, как это будет работать на практике. Ещё теперь перестану ставить фильтр по городу при поиске нужных вещей. Можно без сомнений выбирать «Вся Россия» , что и вам советую.

Услуга отправки и доставки пригодится как нельзя кстати продавцам с необычными товарами, спрос на который сильно варьируется в областях и городах. Например, разные раритетные штуки теперь будут покупать гораздо бодрее, особенно из регионов.

По исследованиям американских маркетологов, для 59% покупателей интернет-магазинов цена доставки оказывает влияние на решение о покупке, а 44% вообще отказываются что-либо покупать из-за высокой цены на доставку. Статистика утверждает, что больше всего корзин бросают на этапе оплаты, когда к стоимости товара плюсуется еще и доставка. Дойдя до этого момента, покупатель начинает сомневаться, действительно ли ему так уж нужен этот товар. Если доставка бесплатная, то сомнений, скорее всего, не возникнет. Но доставлять товар бесплатно могут позволить себе далеко не все. И хотя такой вариант наиболее привлекателен для покупателя, даже крупные игроки рынка берут за доставку деньги.

Борис Лепинских, директор интернет-магазина е96.ru

«На стоимость доставки влияет два важных фактора. Первое - себестоимость доставки. Мы точно знаем, сколько для нас стоит последняя миля в каждом городе. Второе - рынок. Мы смотрим, сколько стоит доставка аналогичных товаров у наших основных конкурентов в категории (например, мебель или крупная бытовая техника) и встаем «не выше рынка».
Вообще при формировании цены доставки возможны разные ситуации:

а) стоимость доставки в цене и маржи хватает - самая классная ситуация;
б) стоимость доставки отдельно и тогда она практически покрывает наш кост на доставку - тоже хорошо;
в) различные ситуации «дотирования последней мили», когда мы вынуждены снижать стоимость доставки «в рынок», чтобы не потерять продажи».

Стратегий стоимости доставки всего три: бесплатная, условно-бесплатная и безусловно-платная. И у каждой есть свои плюсы и минусы.

Бесплатная доставка

Самый любимый покупателями и самый невыгодный, на первый взгляд, для продавца вариант. Но поскольку любовь к халяве у человечества неистребима, бесплатная доставка существенно повышает продажи.

По статистике, 84% посетителей интернет-магазинов выберут для покупки площадку с бесплатной доставкой.

Конечно, иногда бывает, что стоимость заказа ниже цены за доставку, но общие объемы продаж позволяют компании безболезненно пережить такие случаи.

Дмитрий Покатаев, руководитель интернет-магазина «Кухни Столетти»:

«Все зависит от доходов магазина, если маржа позволяет, то не стоит отпугивать покупателей дополнительной наценкой за доставку. Хотя иногда бывает, что закажут одну табуретку, довезти ее до покупателя стоит дороже, чем она сама. Конечно, обидно платить за такой заказ из своего кармана, но мы всегда с этим мирились».

Стратегия бесплатной доставки для всех может быть выгодной компании, специализирующейся на продаже небольших и легких товаров и для бизнеса с большим количеством повторных продаж, например, продукты, готовая еда, вода. Поскольку не нужно тратить деньги на привлечение новых клиентов, их можно перераспределить на оплату доставки уже существующим.

Условно бесплатная доставка

Стратегия 1: от чека

Чаще всего бесплатная доставка имеет какие-то условия и ограничения. Одно из них – минимальная стоимость заказа . Как правило, люди стремятся добрать товаров до нужной суммы, чтобы получить бесплатную доставку. Тут срабатывает психология: за одну и ту же цену я получу больше товаров. Причем стоимость приобретенных дополнительно товаров чаще всего выше цены за доставку. Если минимальная цена покупки 1,5 тысячи рублей, в корзине товаров на 1 тысячу, а доставка стоит 250-300 рублей, то большинство предпочтет что-то еще купить на 500 рублей.

Доход: 600х30=18000 рублей

Валовая прибыль: 18000 -(600х0,8х30)=3600

Расходы на доставку: 150х30=4500

Чистая прибыль: 3600-4500= -900 рублей

Получается, что предложив бесплатную доставку при покупке на 600 рублей, компания работает себе в убыток на 900 рублей. Путем несложных подсчетов получаем, что в ноль компания выходит при сумме заказа 750 рублей:

Чистая прибыль будет равняться нулю при валовой прибыли равной расходу на доставку. Рассчитываем доход. Доход = валовая прибыль х 100/ прибыль с заказа (4500х100/20=22500)

Сумма заказа = доход/количество заказов (22500/30=750)

То есть компании будет выгодно бесплатно доставлять заказы дороже 750 рублей.

Яков Гринемаер, интернет-магазин «ГИГАНТ-ДВЕРИ.Ру»:

«В проекте ГИГАНТ-ДВЕРИ.Ру мы решили сделать бесплатную доставку для заказов от определенной суммы. Для клиентов это приятная неожиданность и один из маркеров нашей заботы. Из таких приятных мелочей складывается общее позитивное впечатление о работе с нами. Для нас это важно, чтобы покупатель остался доволен и поделился своим приятным впечатлением с друзьями, написал отзыв. Когда объем заказа не позволяет обеспечить бесплатную доставку при плановом объеме маржинальной прибыли, то мы делаем доставку платной. Ценообразование мы строим «от рынка», чтобы наши условия по доставке были «обычными», не отпугивали покупателя. Нередко себестоимость доставки оказывается выше цены для клиента, поэтому маржинальность товара должна давать возможность компенсировать эти расходы».

Стратегия 2: от товара

Бесплатная доставка «для избранных товаров» подойдет, если необходимо избавиться от излишков залежалого товара, например, футболок не самого популярного цвета или обуви неходового размера. Можно предложить бесплатную доставку при покупке нескольких товаров, это подтолкнет покупателей к тому, чтобы оставить в вашем магазине больше денег. Можно ограничить акцию с бесплатной доставкой по времени.

Стратегия 3: от выгоды

Еще один вариант бесплатной доставки – «только для...». Владельцы клубных карт или те, кто оплатит покупку каким-то определенным способом (только наличными или только картой определенного банка). Затраты на доставку в этом случае компенсируются какой-то выгодой для продавца.

При онлайн-оплате интернет-магазин убивает сразу двух зайцев: моментально получает “живые” деньги на свой счет и страхуется от невыкупа товара.

Стратегия 4: от удаленности

Многие локальные компании ограничивают бесплатную доставку одним городом или несколькими районами. Это связано с тем, что география доставки существенно влияет на ее стоимость. Время, как известно, деньги. Один курьер может доставить за час несколько заказов в одном районе, но на поездку в соседний город, откуда заказали пресловутую табуретку, придется потратить полдня. В денежном выражении стоить эти доставки будут очень по-разному.

«Бесплатная доставка есть, но только при покупке от определенной суммы и только по городу Челябинску. При междугородней доставке мы за свой счет довозим до терминала транспортной компании. Изначально доставку взяли на себя, так как это тогда было нашим конкурентным преимуществом, а сейчас уже обязательное требование рынка».

5 вариантов, когда бесплатная доставка работает на вас


Прежде чем предложить своим клиентам бесплатную доставку, подумайте, не разорит ли вас.

7 способов погубить интернет-магазин

  1. Предложить бесплатную доставку крупногабаритных товаров. Если пиццу может доставить курьер на велосипеде, то шкаф или холодильник нужно погрузить в грузовую машину, довезти до места, поднять до квартиры. То есть помимо транспортных расходов придется оплачивать и работу минимум двух грузчиков.
  2. Бесплатная доставка курьерской службой. Профессиональные доставщики рассчитывают стоимость своих услуг исходя из расстояний и веса или объема посылки. Если ваш клиент покупает стул и везти его нужно в соседний город, то бесплатная доставка не только съест прибыль от заказа, но и уведет магазин в минус.
  3. Если магазину часто возвращают товары или отказываются выкупать заказ, то бесплатная доставка принесет только убытки.
  4. При торговле низкомаржинальными товарами невыгодно делать бесплатную доставку. Интернет-магазинам, продающим товары повседневного спроса, бытовую химию, товары для детей имеет смысл предлагать бесплатную доставку за минимальную сумму заказа.
  5. Если доставка дороже покупаемого товара, то продавец не сможет взять ее оплату на себя.
  6. Бесплатная доставка при ограниченном выборе способов доставки. С этим сталкиваются интернет-магазины, торгующие по всей России. Например, в отдаленные регионы можно отправить заказ только Почтой России.
  7. Сложная доставка. Если в цепочке доставки товара 2 или более звеньев, то делать ее бесплатной невыгодно. Например, забрать товар на складе и довезти до ЖД-терминала, перевезти в контейнере в другой город, доставить до места назначения.

Платная доставка

В этой стратегии также существует несколько вариантов. Все они базируются на усредненных расчетах, то есть кто-то из покупателей платит больше, чем услуга стоит на самом деле, а кто-то меньше. Иногда часть расходов на доставку компания оплачивает сама.

Иван Баздрин, интернет-магазин товаров для сна «Соната»:

«В нашем магазине стоимость доставки в случае, если она платная, покрывает не более 50% расходов. У нас крупногабаритный товар и необходима доставка до двери, а это плюс грузчики. Их работу мы оплачиваем сами».

Стратегия 1: одна цена

Один из вариантов платной доставки установка единой цены . При расчетах необходимо учитывать множество факторов: кроме среднего чека, выручки и прибыли нужны данные о географии, доле возвратов, ценах курьерских служб, если вы пользуетесь сторонними ресурсами, или расходах на содержание собственных курьеров.

Посмотрите пример формулы расчета единого тарифа на доставку одного заказа

При этом оптимальная цена должна позволить не только работать не в убыток себе, но и не отпугнуть клиентов. Для расчетов стоимости доставки нужно будет приравнивать ее либо к весу заказанных товаров, либо к их количеству.

Чаще всего компании устанавливают фиксированные цены на доставку в зависимости от суммы заказа, объемов, географии или еще каких-то параметров.

Обычно тут работает одно правило: чем больше платит покупатель за товар, тем меньше он платит за доставку.

Доставка тостера стоимостью 500 рублей и внешнего диска стоимостью 5 тысяч рублей (мы берем товары примерно одинаковые по весу и габаритам) будет стоить одинаково, допустим, 150 рублей. Но выручка у магазина от этих двух покупок отличается в 10 раз. Так что вполне логично перераспределить стоимость доставки в зависимости от цены: за доставку тостера взять 200 рублей, а за доставку диска – 100 рублей.

Стратегия 2: реальные затраты

В каждом конкретном случае, в зависимости от того что покупают, сколько покупают и куда все это нужно везти, формируется своя цена за доставку. Интернет-магазины, выбравшие такой вариант оплаты доставки, устанавливают на сайте специальный калькулятор, который производит расчеты по каждому заказу.

Еще один вариант – предоставит покупателю выбрать самому, кто ему доставит товар. Обычно в этом случае на странице с условиями доставки указан список предприятий и компаний.

Какой вариант оплаты доставки выбрать?

Стоит предложить покупателю несколько вариантов доставки на выбор, тем более что количество способов доставки тоже сказывается на продажах.

По оценке службы международной доставки Parcel, чтобы увеличить число заказов на 10% достаточно добавить на сайт больше вариантов доставки.

Британская компания Hermes провела аналогичное исследование и выяснила, что 25% покупок не состоялись из-за ограниченного выбора способов доставки.

Чтобы не прогадать, все тщательно проанализируйте.

  • Не стоит делать доставку бесплатной только потому, что это нравится покупателям. Такой шаг должен быть экономически обоснованным.

Вера Фролова, интернет-магазин одежды didriknaurale.ru

У нас нет бесплатной доставки. Нет её потому, что мы работаем со всей страной, и стоимость доставки может колебаться от 90 до 900 рублей и даже выше. Нам невыгодно компенсировать клиенту даже часть доставки, а работать ради работы тоже не интересно. Есть заказы, от которых проще отказаться, чем их реализовать. Кроме того, мы работаем с категорией, которая хоть и имеет высокую маржу в сезон, но также имеет и межсезонные распродажи, когда уровень маржи просто не позволяет предложить клиенту бесплатную доставку. Распродажа на нашем сайте есть все время.
Мы относимся к малому бизнесу, и вопрос рентабельности и издержек для нас стоит остро - у нас нет возможности бесконечно инвестировать в бизнес просто ради оборотов и ожидания прибыли когда-то потом. Да и по последним тенденциям даже у крупных конкурентов бесплатность доставки стала акцией, а не обязательной опцией. Одно время у нас был пункт выдачи, мы сотрудничали с Озоном и Боксберри в качестве пункта самовывоза. И могли оценить долю бесплатных доставок у крупнейших магазинов (у большинства она была платная), а также увидеть процент отказа от заказов, знаем сколько клиентов не приходит чтобы выкупить товар. Эта информация позволила нам определить свою политику доставки и, оценив службы доставки, сделать выбор своего поставщика услуг.
Цена за доставку формируется просто: мы выбрали для себя оптимального по соотношению цена-качество-скорость доставки поставщика курьерских услуг. Также мы предлагаем и альтернативный способ доставки - вездесущую почту России, она довезет хоть до Камчатки. И в некоторые регионы доставка Почтой гораздо дешевле. Для близлежащих городов Челябинск, Тюмень, Пермь и т.п. доставка может произойти уже на следующий день и людям это нравится. В Москву доставка в среднем 2-3 дня, что тоже очень быстро. По Екатеринбургу мы доставляем в пункты выдачи СДЕК или собственной доставкой на дом. Когда доставка осуществляется Почтой, то мы не используем наложенный платеж. Во-первых, многократно сталкивались с задержкой доставки и в результате отказом клиентов получать заказ и огромными затратами на необеспеченную услугу. Однажды у нас была задержка в 30 дней АВИА доставки в Яр-сале. Общие затраты были равны стоимости заказа, который клиент не выкупил из-за задержки. Кстати, никто ничего нам не компенсировал. Во-вторых, при оплате наложенным платежом с клиента взимается комиссия. Расчет суммы наложенного платежа, чтобы клиент не платил комиссию, процесс затруднительный и должен производиться каждый раз вручную. Поэтому сейчас, если клиент хочет доставку именно Почтой России, то мы предлагаем ему сделать предоплату заказа.
  • Стоит сравнить прибыль от продажи разных товаров и установить расценки на доставку в зависимости от прибыли.

По общему правилу поставщик должен доставить товар покупателю сам (Пункт 1 ст. 510 ГК РФ) Между тем доставка бывает разной: как собственным транспортом, так и с помощью сторонней организации, как оплачиваемая отдельно, так и учитываемая в цене товара. Влияет ли это на оформление документов, выставляемых покупателю, и зависит ли от этого ваш на доставку товара? Об этом - наш сегодняшний разговор.

Ситуация 1. Стоимость доставки включена в цену товара
Если стоимость доставки не выделена в договоре отдельно, то доставка - лишь способ исполнения вашей обязанности по передаче товара покупателю (Пункт 1 ст. 458 ГК РФ). Поэтому составлять акт об оказании услуг по доставке вам не надо: ведь услуг по доставке вы не оказываете. А вот какие накладные надо выписать на товар, зависит от того, кто будет доставлять товар - вы сами или сторонняя организация:
(если) вы доставляете товар собственным транспортом, достаточно будет передать покупателю только товарную накладную по форме N ТОРГ-12. Оформлять накладную по форме N 1-Т (ТТН) не нужно (Пункт 2 ст. 785 ГК РФ);
(если) товар перевозится привлеченным транспортом, то вы выпишете покупателю ТТН.

Ситуация 2. Доставка - отдельная услуга
А как быть, если стоимость доставки выделена в договоре? Это уже самостоятельная услуга, оказание которой должно быть оформлено первичным документом. И это зависит от того, каким образом будет организована доставка - собственным транспортом или сторонней организацией. Поэтому покупателю надо выписать:
(если) товар покупателю будет доставлять сторонняя организация - ТТН. Оформлять отдельный акт на доставку товара в этом случае не надо. Ведь все данные о перевозке есть в транспортном разделе ТТН;
(если) вы доставляете товар собственным транспортом - накладную по форме N ТОРГ-12 и акт на оказание услуг по доставке. Выписывать товарно-транспортную накладную в этом случае не надо. Однако учтите, что у вашего покупателя могут появиться проблемы: налоговики могут исключить из налоговых расходов транспортные услуги, так как на них не оформлена ТТН. И тогда доказывать правомерность расходов на доставку покупателю придется в суде.

НДС с доставки

Если доставка - отдельная услуга , то она облагается НДС по ставке 18% (и в случае, когда товар доставляется собственным транспортом, и тогда, когда это делает транспортная компания) (Подпункт 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Что касается входного НДС, предъявленного вам транспортной компанией, то вы вправе принять его к вычету (Статьи 171, 172 НК РФ). И не забудьте выставить своему покупателю счет-фактуру (Пункт 3 ст. 168 НК РФ).

А как быть, если стоимость доставки включена в стоимость товаров, реализация которых облагается по ставке 10%? Применять правило п. 1 ст. 153 НК РФ и отдельно рассчитывать НДС с такой доставки по ставке 18% не надо. Ведь доставка товара покупателю в такой ситуации не является самостоятельным видом деятельности продавца. Но, придерживаясь такой позиции, знайте, что она вряд ли понравится налоговикам. И, скорее всего, правомерность применения 10%-ной ставки НДС вам придется доказывать в суде. А суды вас поддержат.

Учитываем стоимость доставки в налоговом учете

Здесь все зависит от того, как покупатель оплачивает доставку: в цене товара или отдельно .
В ситуации 1 затраты по доставке являются для вас лишь расходами, связанными с реализацией товаров (Подпункт 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).
В ситуации 2 вы учтете в своих доходах как выручку от реализации товаров, так и выручку от оказания услуг по их доставке.
Расходы же будут учитываться так:
- при доставке собственным транспортом : заработная плата водителей будет учитываться в составе расходов на оплату труда (Статья 255 НК РФ), амортизация транспортных средств - в сумме начисленной амортизации (Статьи 256 - 259 НК РФ), затраты на ремонт автомашин - в составе расходов на ремонт основных средств (Статья 260 НК РФ), ГСМ - в прочих расходах (Подпункт 11 п. 1 ст. 264 НК РФ) и т.д.;
- при доставке товаров сторонней организацией - в составе материальных расходов как услуги производственного характера (Подпункт 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Перевозка товара собственным транспортом и уплата ЕНВД

И еще о такой проблеме хотелось бы упомянуть. Если стоимость доставки выделена в договоре отдельно, налоговые органы могут попытаться доначислить вам ЕНВД. Конечно, при условии, что в вашем регионе для транспортных услуг введена вмененка. Но Минфин России разъяснял, что такая доставка - это не самостоятельный вид предпринимательской деятельности, а всего лишь способ исполнения обязанности продавца по передаче товара. А ЕНВД нужно платить, только если при доставке заключается отдельный договор перевозки груза. Поэтому в случае претензий со стороны налоговиков вы можете с ними поспорить, опираясь на разъяснения финансового ведомства. Кстати, с тем, что платить ЕНВД в таких случаях не надо, согласны и суды.

Как видим, проще всего, когда стоимость доставки включена в цену товара. И никакого риска, что вас признают плательщиком ЕНВД.

© 2024 sun-breeze.ru
Новые идеи бизнеса - Животные и растения. Заработок в интернете. Автобизнес