Индивидуальный компьютерный тренинг студентов (извлечение). Скорочтение - шаманство над книгой Компьютерные тренинги

Главный pедактоp - д^ техн. наук, щоф. В. Ю. Кнеллеp

УДК 681.136.54.681.3

КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТРЕНИНГ ОПЕРАТОРОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ: ДЕСЯТЬ "МИФОВ" ... И ЕЩЕ ПЯТЬ.

В. М. Дозорцев

Проанализированы пятнадцать распространенных утверждений относительно возможностей компьютерных тренажеров для обучения операторов технологических процессов. Проанализирована их реальная полезность для тренинга. Показана несостоятельность ряда требований к тренажерам и предложены реалистичные пути достижения желаемых целей обучения с применением традиционных инструментов компьютерного тренинга. Ключевые слова: технологический процесс, модели, компьютерный тренинг операторов.

ЖУРНАЛ В ЖУРНАЛЕ

Измерения [Контроль

Автоматизация: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Необычное названиие этой работы отсылает читателя к недавно появившейся статье М. Снис-би "Тренажеры для обучения операторов: мифы и опасения" , наделавшей много шума в сообществе тренажеростроителей. В ней автор анализирует десять распространенных утверждений относительно возможностей компьютерных тренажеров (КТ), спорных с точки зрения их реализации или дополнительной ценности для тренинга операторов. Пафос статьи - информировать пользователей (и, может быть, не вполне "продвинутых" разработчиков) об иллюзорности таких "преимуществ" и побудить их сосредоточиться на базовых составляющих КТ - высокоточной модели технологического процесса (ТП) и полнофункциональном воспроизведении операторской среды управления.

Хотя не со всеми доводами М. Снисби можно согласиться, уже сама постановка проблемы в его работе представляется весьма полезной для отечественной аудитории с учетом все ширящегося применения КТ на российских предприятиях. Вместе с тем, вышеупомянутые сомнительные утверждения могут быть дополнены, как минимум, пятью новыми, особенно актуальными в россий-

ских условиях. Кроме того, рассмотрение всех 15 "мифов" целесообразно снабдить оценкой их эффективности по критериям "дополнительная полезность/увеличение стоимости" и "дополнительная полезность/потери функциональности", а также оценкой достижимости желаемых целей другими средствами. Это вооружит пользователей возможностью осознанно выбирать состав предлагаемых функций КТ. Собственно, такие задачи и ставятся в настоящей работе.

Предполагается, что читатель знаком с принципами и архитектурой современных КТ. Краткое изложение этих принципов дано в следующем разделе; более детальные сведения на этот счет можно почерпнуть в работе .

АРХИТЕКТУРА СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТРЕНАЖЕРОВ

В техническом составе компьютерного тренажера присутствуют три основных функциональных компонента тренинга: модель технической системы (включая модель ТП и модель системы управления), информационная модель (операторский интерфейс) и модель обучения (интерфейс инструктора).

Модели ТП и системы управления (СУ) реализуются на соответствующих моделирующих станциях, операторские интерфейсы - на рабочих станциях оператора, а инструкторский интерфейс - на рабочей станции инструктора (см. рисунок). Для имитации средств управления "по месту" в состав КТ может входить рабочая станция полевого оператора.

Степень подобия операторской среды и среды управления КТ реальному технологическому объекту определяется тем, каким способом реализуются в тренажере соответствующие компоненты технической системы. При эмуляции эти компоненты имитируются искусственными средствами (с помощью физического или программного моделирования). В этом случае на операторских станциях используется программно имитируемый интерфейс, с определенной степенью подобия отражающий операторский интерфейс реальной распределенной системы управления (РСУ), а работа контроллеров воспроизводится алгоритмически. Однако, в чистом виде эмуляция применима только в тренажерах для обучения типовым технологическим процессам и совершенно непригодна для тренажеров сложных технологических установок.

Альтернативный способ (иногда называемый стимуляция) предполагает использование реально-

го аппаратного и/или программного обеспечения с целью стимулировать их отклик, необходимый для тренинга или инжиниринга.

На практике жизнеспособной является частичная стимуляция. Чаще всего она затрагивает наиболее подвижную часть системы - базу данных РСУ и систему базового регулирования. В то же время логические контроллеры, встроенные системы управления оборудованием и системы расширенного регулирования в меньшей степени подвержены изменениям в течение жизненного цикла установки и, следовательно, могут эмулироваться средствами КТ. Системы противоава-рийной защиты (ПАЗ), хотя и изменяются чаще, обычно снабжены автоматизированными конверторами, упрощающими и удешевляющими их эмуляцию и сопровождение.

Выбор степени использования эмуляции и стимуляции должен учитывать:

Реальное присутствие компонентов системы управления, требующих моделирования в КТ, и реальную ценность их более точного воспроизведения, исходя из целей обучения персонала;

Технические ограничения, возникающие при стимуляции этих компонентов;

Возможное удорожание проекта при использовании стимуляционного подхода.

Инструкторская станция

Станции моделирования ТП

Станции моделирования системы управления

д-- Сеть РСУ

Структурная схема компьютерного тренажера

Операторские станции

Станция полевого оператора

ДЕСЯТЬ МИФОВ И ОПАСЕНИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО КТ ПО М. СНИСБИ

Утверждение 1. Одну и ту же модель ТПможно использовать для решения многих задач - от конструирования и инжиниринга установки до обучения операторов пуску, а затем и в качестве виртуального ТП для тренинга операторов после пуска.

Увы, практика тренажеростроения свидетельствует об обратном: создать такую модель, обладающую при этом достаточным быстродействием и робастностью, невозможно. Модель необходимо строить, исходя из ее назначения.

Инжиниринговые модели обычно очень детальны и точны, не столь масштабны и должны легко перенастраиваться. Они рассчитаны на многократное проигрывание и быстрое исполнение. Кроме того, их нет смысла связывать с аккуратно эмулированными СУ и средствами инструкторской поддержки тренинга. В отличие от этого, тренажерные модели, хотя и должны быть достаточно точны, быстры и робастны относительно любых операторских действий, но при этом полномасштабны и поддерживают полный спектр режимов функционирования ТП - от "холодного" старта до максимальной производительности. Таким образом, будучи образованными из общих компонентов, эти разные типы моделей должны "затачиваться" под особые пользовательские требования.

Показательный пример - динамическая модель центробежного компрессора. В инжиниринговом варианте она очень полезна при анализе процесса помпажа и подборе параметров анти-помпажного клапана. Этот феномен развивается в течение нескольких секунд, поэтому модель должна обладать чрезвычайно высокой точностью и, следовательно, рассчитываться с очень маленьким шагом интегрирования. Попытка инкорпорировать такую модель в тренажер создаст ограничения по скорости и устойчивости. И, наоборот, использование тренажерной модели компрессора для инжиниринга не обеспечит необходимой точности. Другой пример - выбор метода описания термодинамических зависимостей. Любой из известных методов хорошо работает только внутри рекомендуемого окна возможных состояний, а тренажерная модель, как известно, должна описывать все возможные состояния моделируемого ТП.

Вывод. Пользователю не следует ожидать, что тренажерная модель во всех своих компонентах будет обладать "инжиниринговой" точностью. Зато эта модель гарантирует правдоподобную динамическую реакцию на любую комбинацию операторских вмешательств и вносимых инструктором изменений в условия функционирования моделируемого ТП. При этом тренажерные модели обеспечивают 2 %-ое попадание в заданные статичес-

кие режимы ТП и 5-10 %-ое - в динамический отклик по ключевым технологическим переменным. Вообще, проблема адекватности тренажерной модели не сводится (и принципиально не может быть сведена) к воссозданию отдельных переходных характеристик объекта. Адекватность должна пониматься (и должна быть обеспечена) в более широком смысле - как технологически обоснованное правильное поведение ТП в целом, т. е. во всем диапазоне состояний, физически возможных управляющих воздействий и внешних возмущений. (Подробнее о проблеме адекватности см. работу ).

Отметим, что для построения инжиниринговых моделей применяются специальные средства, часто разрабатываемые и производителями КТ. Задача пользователя - четко понимать, какие модели ему необходимы и выбирать предложения, позволяющие получить такие модели наиболее эффективно.

Утверждение 2. КТ должны разрабатываться в дружеских пользовательских интерфейсах, что позволит инженерам пользователя легко сопровождать и даже самостоятельно достраивать тренажеры.

Построение КТ требует знаний и опыта в нескольких сложных предметных областях. Разработчикам необходимо детальное понимание ТП как такового, владение методами математического моделирования, знание систем управления и умение организовывать взаимодействие между компонентами КТ. Трудно представить, что такое пересечение продвинутых навыков может быть доступно пользователю, чья основная деятельность посвящена производству.

С другой стороны, профессиональным разработчикам КТ часто удобней (и быстрее) работать в свободной (не пользовательской) среде, лишенной недостатков любой универсальной системы.

Конечно, формально построить тренажерную модель - это значит распознать элементы ТП по технологической схеме и выбрать соответствующие блоки в библиотеке тренажерных модулей. Однако, специалистам очевидно, что жесткого соответствия между блоками технологической схемы и библиотечными модулями нет. Искусство моделирования как раз и состоит в умении оценить ограничения соответствующих модулей и удовлетворить требованиям заказчика с помощью имеющихся средств. Такое искусство приходит только с опытом моделирования и реализованными проектами, и наивно надеяться, что без этого самому продвинутому и мотивированному ин

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСА АВТОМАТИЗАЦИИ ГРУППОВЫХ ТРЕНИРОВОК ОПЕРАТОРОВ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ

КРАСНОВ О.В. - 2014 г.

КУЛИДА ЕЛЕНА ЛЬВОВНА, ЛЕБЕДЕВ ВАЛЕНТИН ГРИГОРЬЕВИЧ - 2004 г.

Индивидуальный компьютерный тренинг студентов

Общая характеристика индивидуального компьютерного тренинга для студентов

Основной этап заочной формы образовательного процесса связан с управлением самостоятельной учебно-познавательной деятельностью студентов. Главное назначение данного этапа –оптимизация, дидактическое и методическое обеспечение индивидуального освоения учебных программ студентами заочниками. Это достигается активным использованием многообразия дидактических средств, выполненных на бумажных и электронных носителях в неразрывном единстве с информационно-содержательным и контрольно-тренировочным богатством электронных учебников, контрольных и обучающих компьютерных программ, аудио- и видеолекций, специально разработанных учебно-методических систем для проведения различных видов практических занятий.

Использование современных информационных технологий предполагает применение разнообразных форм и методов учебной работы: занятия с обучающими компьютерными программами по учебному расписанию или индивидуально, тестирование для проверки уровня освоения учебной программы, работа с электронным рабочим учебником и др.

Важное место в этой системе занимают индивидуальные компьютерные тренинги (ИКТ) для студентов как вид практических занятий. Они могут использоваться как для обучения и текущего контроля знаний, так и для развития, закрепления практических навыков и умений. Индивидуальные компьютерные тренинги могут проводиться либо по учебному расписанию в составе группы, либо персонально, по индивидуальному плану. Продолжительность занятий определяется учебным планом.

Для проведения ИКТ должны быть разработаны учебно-методические программы, объединенные и встроенные в структурно-логическую схему прохождения учебной дисциплины. По своему дидактическому построению индивидуальный компьютерный тренинг в общем виде включает в себя:

  • перечень решаемых учебных задач;
  • выбор учебных модулей, режимов «обучение», «тест»;
  • определение результата занятий: прохождение теста или эффективность изучения учебного материала и практического исследования в интересах профессионального роста студента;
  • требования к студенту по окончании занятия: необходимый уровень остаточных знаний, приобретение устойчивых навыков и т.п.;
  • оценка уровня достижения поставленных учебных задач и др.

Важнейшей целью тренинга является приобретение практического опыта и работы с современными компьютерными технологиями на фоне процесса усвоения и использования учебного материала конкретной учебной дисциплины в интересах профессиональной подготовки студентов по избранной специальности.

На индивидуальном компьютерном тренинге учебно-методическая программа должна обеспечивать выбор студентами виртуального режима работы с учебным продуктом, его изучение, закрепление, самооценку, итоговый контроль и оценку. При этом используются различные формы обучения, включая:

  • создание студентами специальной учебно-образовательной среды;
  • широкое использование обзорного обучения, создающего целостную картину изучаемой области знания и деятельности;
  • регулярное применение системного заучивания фактов и понятий, входящих в профессиональные словари, а также алгоритмов профессиональных навыков и умений;
  • погружение в сферу развивающего обучения, тренирующего студента в самостоятельном поиске информации, творческом ее осмыслении и самостоятельных действий при решении профессиональных задач.

В зависимости от особенностей учебной дисциплины и уровня подготовки студентов индивидуальный компьютерный тренинг может проводиться в различных модификациях, предусматривающих различные сочетания методического, информационно-содержательного и контрольно-тренировочного блоков. Эти сочетания могут быть подобраны так, чтобы соответствовать традиционным формам заочного обучения и видам самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Возможно также и иное сочетание различных модификаций. Такие возможности системе учебно-методического и программного обеспечения ИКТ придает гибкость, достаточная для учета всевозможных факторов освоения учебной дисциплины, оставляя при этом одинаковыми требования для всех студентов и не снижая качества обучения.

Особо значимым аспектом разработки индивидуального компьютерного тренинга является психолого-педагогическое обоснование внутреннего содержания учебно-методической программы. Оно должно быть таким, чтобы в максимальной степени содействовать самореализации желаний, возможностей и интересов личности студента на фоне его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Компьютерные курсы проходят в Москве (САО) в 7 минутах ходьбы от метро "Дмитровская". Добраться до нашего офиса можете от станции метро "Дмитровская". Офис центра компьютерного обучения находится на территории бизнес-центра. Здесь же расположены лекционные и компьютерные классы.

Количество слушателей на лекционных занятиях не превышает 15 человек, а в компьютерных классах не более 10 человек. Все учебные классы оборудованы современной компьютерной техникой. Занятия проходят в теплой дружественной обстановке и на все Ваши вопросы имеются ответы. К каждому слушателю преподаватели вырабатывают индивидуальный подход. В процессе обучения Вы работаете исключительно только с лицензионными программными продуктами Microsoft, Adobe, Autodesk, Graphisoft и др. Длительность одного занятия составляет 3 часа (4 академических часа) с перерывом 15 минут после второго академического часа.

Учебный класс оборудован современными компьютерами и готов принять группы численностью до 10 человек.

На компьютерах установлено лицензионное программное обеспечение Microsoft, Adobe, Autodesk, Graphisoft.

Лекционный класс расчитан на учебные группы численностью до 12 человек.

Время проведения занятий

Центр компьютерного обучения проводит компьютерные курсы ежедневно утром, днем и вечером. Мы предлагаем доступное дополнительное профессиональное образование, исходя как из стоимости учебных курсов, так и времени обучения. Понимая, что большинство наших слушателей работает, учится в ВУЗах или занято ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей, наш образовательный центр открывает учебные группы и проводит занятия не только по будням, но и по выходным. Вам необходимо ознакомится с предложенными вариантами обучения и выбрать удобное для Вас.

Группа обучения Дни обучения Начало занятий Окончание занятий Перерыв
утренняя будни 09:30 12:30 11.00 - 11.15
утренняя выходные 10:00 13:00 11.30 - 11.45
дневная будни 12:30 15:30 14.00 - 14.15
дневная будни 15:30 18:30 17.00 - 17.15
дневная выходные 13:00 16:00 14.30 - 14.45
вечерняя будни 18:30 21:30 20.00 - 20.15

Будни (будние дни) - понедельник, вторник, среда, четверг, пятница. Выходные - суббота, воскресенье. Занятия проходят не обязательно каждый будний день или выходной. Возможна частичная занятость при прохождении обучения на компьютерных курсах в зависимости от режима обучения. Например, в будние дни занятия проводятся по понедельникам, средам и пятницам. Или в выходные, но только по субботам.

Режимы обучения

Графики работы и занятости наших слушателей не позволяет проводить профессиональное обучение, подготовку и переподготовку в одном едином для всех режиме. Поэтому центр компьютерного обучения предлагает Вам несколько режимов обучения. В зависимости от дней проведения занятий и интенсивности прохождения учебной программы мы разработали для Вас следующие варианты:

Время проведения занятий устанавливается для любого режима обучения фиксированным. Например, занятия проходят по понедельникам, средам и пятницам с 15:30 до 18:30.

В основном мы открываем группы обучения по какому-либо курсу численностью от 4 до 10 человек. Занятия проходят по вышеописанным режимам обучения. Но если Вы желаете обучаться на компьютерном курсе по персональному графику, по индивидуальной учебной программе, со 100% вниманием преподавателя именно на Вас, тогда мы рады Вам предложить индивидуальное обучение. В зависимости от численности учебных групп центр компьютерного обучения предлагает Вам два варианта:

  1. индивидуальное обучение
  2. групповое обучение (группа слушателей численностью от 4 до 10 человек)

ГБОУ детский сад № 430

Педагог – психолог, Радостева Светлана Александровна.

Тренинг «Суд над компьютерными играми»

Цель : профилактика компьютерной зависимости среди подростков.

Задачи:

  1. Способствовать осознанию своих желаний и формирование умения формулировать позитивные и реалистичные цели.
  2. Формирование целостного представления о своем жизненном пути.
  3. Способствовать умению брать на себя ответственность за сегодняшнюю жизнь и свое собственное будущее.
  4. Формирование цельного позитивного взгляда на себя.
  5. Снятие психоэмоционального напряжения участников.

Время проведения: 1,5 – 2 часа.

Материал: бейджи на каждого участника; ручки, карандаши на каждого участника; бумага А4; маркеры (черного, синего и красного цветов); ватман; подушка

Ход занятия :

Знакомство «Смысл моего имени»

Ведущий предлагает познакомиться и сделать это следующим образом: всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ. Одновременно с оформлением визиток участникам нужно подумать над заданием: придумать «перевод» своего имени с неизвестного языка. Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя, а затем сообщить, как оно «переводится». Можно или вспомнить действительный перевод имени, или придумать свой, который может состоять даже из нескольких предложений.

Главная идея этого упражнения - дать возможность при первом знакомстве подчеркнуть свою индивидуальность.

Принятие правил

Ведущий : Для работы нашего тренинга необходимо выработать правила, которым бы подчинялись все участники группы и сам ведущий. Я предлагаю для обсуждения список данных правил. Вы можете что-то вычеркнуть или добавить свое.

  1. Доверительный стиль общения. Для того, чтобы участники максимально доверяли друг другу, следует принять единую форму обращения друг к другу на «ты». Это психологически уравнивает всех, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта и т.д.
  2. Общение по принципу «здесь и теперь». Во время занятий все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
  3. Персонификация высказываний. Во время занятий нужно отказаться от безличной речи. Поэтому мы заменяем высказывание типа: «Большинство людей считают, что...» - на - «Я считаю, что... »; «Некоторые из нас думают... » - на - «Я думаю... » и т.п.
  4. Искренность в общении. Во время работы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т. е. только правду. Если нет желания высказаться искренне и откровенно, лучше промолчать.
  5. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не разглашается. Мы уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился. Это помогает нам быть искренними, способствует самораскрытию. Мы доверяем друг другу и группе в целом.
  6. Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: «Ты мне не нравишься», а говорим: «Мне не нравится твоя манера общения». Мы никогда не скажем: «Ты плохой человек», а просто подчеркнем: «Ты совершил плохой поступок».
  7. Как можно больше контактов и общения с различными людьми. Разумеется, у каждого из нас есть определенные симпатии, кто-то нам нравится меньше, с кем-то более приятно общаться. Но во время занятий мы стремимся поддерживать отношения со всеми членами группы, и особенно с теми, кого меньше знаем.
  8. Активное участие в происходящем. Во время занятия мы включены в работу. Активно смотрим, слушаем, чувствуем себя, партнера и коллектив в целом.
  9. Правило внимательного слушания. Когда высказывается кто-то из товарищей, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он хочет. Помогаем ему, всем своим видом показывая, что слушаем его, рады за него, интересуемся его мнением, внутренним миром. Не перебиваем и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого задаем свои вопросы, благодарим или спорим с ним».

Правила обсуждаются группой, принимаются или отвергаются. После этого их необходимо оформить на листе ватмана.

Ведущий : Наверное, нет такого человека на свете, который бы знал о компьютере, но не знал о компьютерных играх. Пожалуй, чаще случается наоборот: компьютер покупают для того, чтобы играть в компьютерные игры и не подозревают, что кроме этих самых игр существует много занятных и полезных вещей, которые можно делать с компьютером и на нем... Мы играем в разные компьютерные игры, но задумывались ли мы о том, что дают нам эти самые игры помимо затраченного времени и полученного морального удовольствия? Есть ли у вас друзья, которые целыми сутками пропадают в виртуальном пространстве, которые увлекаются играми и интернетом до такой степени, что забывают о пище и остальном мире? Так что это - простое хобби или... зависимость от компьютера?!

Упражнение «Ассоциации»

Ведущий: «Сейчас возьмите листочки и напишите на них слово «Компьютер» так, как вам хочется. Теперь напишите рядом с этим словом ваши ассоциации с ним, писать можно все, что приходит в голову».

На столах лежат части открытки (монитор, мышь, процессор). Участникам необходимо с помощью только жестов объединиться в группы так, чтобы из отрезных частей открытки получилась сюжетная картинка. Затем группы рассаживаются за столами, соответствующими той открытке, которую они собрали (на столах лежат аналогичные целые открытки).

В образовавшихся микрогруппах участники обсуждают, что общего и какие отличия есть в их ассоциациях к слову «Компьютер», после рассказывают о своих результатах всей группе.

Рефлексия:

- Что вы сейчас чувствуете?

- Какие мысли возникли у вас, когда вы слушали списки других люди?

Ведущий : Работая за компьютером, спрашивали ли вы себя о том, какое влияние может оказать это чудо техники на ваше здоровье и здоровье близких вам людей? Задумывались ли вы над тем, сколько болезней может возникнуть после многочасового сидения в сети Интернет? Давайте подумаем, по каким признакам можно понять, что у человека появилась компьютерная зависимость?

Признаки компьютерной зависимости

Когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, подросток выражает яркое нежелание делать это;

Если все же ребенка отвлекли от компьютера, то он становится очень раздражительным;

Ребенок не способен запланировать время, когда он закончит игру на компьютере;

Ребенок расходует очень много денег, чтобы обновлять программы на компьютере и приобретать все новые и новые игры;

Подросток забывает о домашних делах и обязанностях, об учебе;

Сбивается полностью график питания и сна, ребенок начинает пренебрегать своим собственным здоровьем;

Чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, подросток начинает злоупотреблять кофе и другими психостимуляторами;

Прием пищи происходит без отрыва от компьютера;

Когда ребенок начинает играть или работать на компьютере, он ощущает эмоциональный подъем;

Происходит постоянное общение с окружающими людьми на различные компьютерные темы;

Ребенок испытывает чувство эйфории, когда находится за компьютером;

Он предвкушает и продумывает со всеми подробностями свое последующее нахождение в мире компьютерной фантастики, что способствует улучшению настроения и захватывает все помыслы, много мечтает о том, как скоро он начнет играть.

Упражнение «За и против»

Ведущий предлагает участникам разделиться на две группы: первая – приводит доводы, что человек не может сделать без компьютера, а вторая – что компьютер не может дать человеку. Каждая группа четко аргументирует свою точку зрения, приводит примеры (исторические, литературные, из личной жизни). В процессе обсуждения оппоненты не только настаивают на своем, но и опровергают мнение соперника.

Рефлексия:

Какие чувства вы испытывали во время выполнения упражнения?

Трудно ли было отстаивать свое мнение?

Что для себя открыли?

Что чувствуете сейчас?

Ведущий: Давайте подумаем, есть ли у компьютерных игр положительные стороны? Отрицательные? Какие?

Положительные стороны компьютерных игр

- логические и обучающие игры; учат детей счету, иностранному алфавиту;

Интересное развлечение и способ занять свое свободное время;

Возможность стать главным героем игрового пространства, что нереализуемо в обычном мире;

Общение с другими игроками (в многопользовательских играх). Более половины заядлых игроков говорят о том, что именно возможность «живого» общения больше всего привлекает и удерживает их в игре;

Познавательность. Можно побродить, скажем, по Древнему Египту или поучаствовать в восстании Спартака.

Отрицательные стороны компьютерных игр

Вырабатывается привычка уходить от проблем в «виртуал», что негативно сказывается на умении решать свои проблемы вообще;

Отрицательно сказываются на физическом здоровье, так как игровой процесс построен в первую очередь на эмоциональности и сам по себе не требует от игрока физической активности. Особенно страдает зрение;

Отрицательно отражаются на нервной системе и психике, утомляемых постоянными перегрузками, вызванными многочасовым сидением за монитором. Игроманы стараются проводить максимум из доступного времени за компьютером, часто жертвуя сном ради игры; большинство игроманов в жизни замкнутые, не общительные люди, отвыкшие (либо не научившиеся) общаться напрямую без помощи компьютера;

После яркой, насыщенной событиями игры сложно переключатся на реальный мир, с его повседневными рутинными заботами.

Ведущий : А теперь предлагаю послушать рассказ.

Упражнение «Компьютер»

– Володенька, погуляй во дворе. Денек-то, какой славный, солнечный, – предложила мама.

– Завтра пойдем на рыбалку, я же тебе давно обещал, – раздался голос папы.

Володя сидел у компьютера и молчал, отвечать было некогда. Армия инопланетян вторглась на Землю. Летающие тарелки кружили в воздухе. Володе выдали новое мощное оружие!

– Что ты, внук, прилип к компьютеру? На улицу третий день не выходишь. Выключай свой ящик, пойдем на рынок. Поможешь мне, – послышался голос бабушки.

– Ба, отстань, – попросил мальчик. – У меня земля погибает. Инопланетяне ворвались в город.

– Я сейчас выключу электричество и всех твоих врагов сразу уберу, – рассердилась бабушка.

«Что делать? Если бабушка выключит электричество, я не успею закончить игру. Помоги, ты же самый умный», – умолял Володя компьютер. Мальчику показалось, что компьютер понимает его. Картина улицы приблизилась. Из-за угла показался инопланетянин. Он рогами вышиб из рук мальчика оружие, и выпустила в него ядовитую струю. Володя словно провалился сквозь стену.

Дальнейшие события Володя помнил с трудом. Он бегал, стрелял, кого-то спасал. Очнулся мальчик возле старинной крепости. Володя страшно устал и лег на траву возле каменной стены.

«Странно, здесь нет запахов», – подумал Володя. Мальчик вспомнил, как сладко пахнут цветы.

– Нельзя лежать. В правилах игры этого нет, – раздался металлический голос компьютера.

– Но я хочу полежать на травке, – возразил Володя. – Хотя на твоей траве лежать неинтересно. Она искусственная. Нет жуков, муравьев, разных цветочков. Даже разглядывать нечего.

– Разглядывать траву не нужно, – возразил металлический голос. – Создай свою армию, дерись…

– Я больше не хочу драться. Если бы ты знал, как хорошо на речке летом, в воде плескаться.

– Не понимаю, – перебил мальчика компьютер, – от воды все портится.

– Здорово смотреть на костер. Пламя играет, сверкает, – вспомнил мальчик.

– Не понимаю, где пламя? – заволновался металлический голос.

– Я просто мечтаю, – объяснил Володя. – Мечтаю поехать на рыбалку.

– Расскажи мне про рыбалку.

– Я уже сто лет не был на рыбалке. Все с тобой играл.

– Этого не может быть. Тебя не было сто лет назад, а мне всего два года, – возразил компьютер, но мальчик только рукой махнул в ответ.

Голос замолчал. Перед глазами Володи начали появляться картинки, одна интереснее другой: гробницы с сокровищами, подводные царства, космические станции. Мальчик закрыл глаза и стал вспоминать запах маминых духов.

Вдруг все закружилось, и Володя увидел над собой испуганные лица мамы, папы и незнакомой женщины в белом халате.

– Спасибо, доктор, что привели его в чувство, – встревожено сказала мама.

– Не волнуйтесь, обморок прошел, – ответила доктор. – Пусть посидит дома.

Володя испуганно подскочил:

– Нет, я не хочу сидеть дома, папа обещал, что мы завтра на рыбалку поедем.

– Но ты слишком слабый, – попыталась возразить доктор.

– Слово мужчины нарушать нельзя, – подмигнул папа сыну.

Рефлексия:

Почему мальчик не мог оторваться от компьютера?

Почему мальчику стало скучно жить в компьютерном мире?

По каким причинам ребенок уходит в виртуальный мир?

Что для себя открыли?

Упражнение «Волшебная подушка»

Цель: Упражнение дает возможность подросткам выразить свои желания и при этом почувствовать, что другие участники группы внимательно выслушивают эти желания и принимают их всерьез.

«У нас есть волшебная подушка. Я ее положу в центр круга. Каждый по очереди может на нее сесть и рассказать нам о каком-нибудь своем желании. Возможно, оно будет связано с кем-то из группы, или со мной, или со школой. Но это может быть и совсем другое желание. Например, чтобы вы нашли хорошего друга, чтобы у вас была собака…Тот, кто сидит на подушке, будет всегда начинать словами: «Я хочу… » Все остальные будут внимательно его слушать.

Рефлексия:

Что вы чувствуете сейчас?

Легко ли было рассказать окружающим о своем желании?

Ведущий: Скажите, строите ли вы планы на будущее? Чего вы хотите добиться в жизни? Ставите ли вы перед собой какие-нибудь цели? А что такое цели? Цель – это то к чему необходимо стремиться в жизни.

Упражнение «Понимание целей»

Цель: Способствует раскрытию неосознанных жизненных целей, пониманию взаимодействия между целями и повседневной деятельностью.

« Напишите вверху на первом листе: «Каковы мои цели в жизни?». Потратьте 2 минуты, чтобы ответить на этот вопрос. Пишите все, что приходит вам в голову, каким бы общим, абстрактным или тривиальным написанное ни казалось. Вы можете включить сюда личные, семейные, карьерные, социальные, общественные или духовные цели. Дайте себе еще 2 минуты, чтобы просмотреть весь список и сделать дополнения и исправления. Отложите первый лист в сторону.

Возьмите второй лист и напишите вверху: «Как бы я хотел провести следующие три года?». Потратьте 2 минуты, чтобы ответить на этот вопрос. Потратьте еще 2 минуты на то, чтобы просмотреть список. Этот вопрос должен помочь вам выявить ваши цели более отчетливо, чем первый. Отложите в сторону и этот список.

Чтобы увидеть свои цели с другой точки зрения, напишите на третьем листе: «Если бы я знал, что мне осталось жить 6 месяцев начиная с сегодняшнего дня, как бы я их прожил?». Этот вопрос нужен, чтобы выявить, что важно для вас, но о чем при этом вы до сих пор даже не задумывались. Снова потратьте на ответы 2 минуты и еще 2 минуты на то, чтобы проверить список, и отложите лист в сторону.

На четвертом листе выпишите 3 цели, которые считаете наиболее важными из всех перечисленных. Сравните все четыре списка.

Обсуждение :

Есть ли темы, проходящие красной нитью через все разнообразие ваших желаний?

Не принадлежат ли все ваши цели к одной категории, например социальной или личной?

Появляются ли какие-то цели во всех трех первых списках?

Не отличаются ли цели, которые вы выбрали как самые важные, от остальных перечисленных вами целей?

Ведущий: А что такое счастье? Счастливы ли вы? А счастливы ли подростки, которые уходят в виртуальный мир? Иногда люди забывают, что счастье - это состояние души, и оно не определяется немедленным удовлетворением всех желаний или уровнем материального благосостояния. Счастье - это положительные эмоции. Чем чаще человек испытывает их, тем меньше нервного напряжения возникает в его организме, а значит, тем он здоровее. Известно, что больше всего долгожителей в горных селениях. Там встречаются старцы, которым 100 и более лет. Что же так благотворно действует на людей? Ученые долго искали причину этого явления и пришли к выводу, что главное здесь - добросердечность, доброжелательное отношение к окружающим. Эти качества переходят из поколения в поколение, что и образует полезный «микроклимат».

Счастливый человек продлевает жизнь тем, кто с ним контактирует. Он умеет доставлять счастье другому: сказать добрые слова, поблагодарить, попытаться рассмешить, чтобы поднять настроение. Счастливый бережет счастье другого, поэтому он деликатен. На такого человека приятно смотреть, с ним приятно общаться. Своим видом он говорит: «Я счастлив; я спокоен; я уверен в себе; я знаю, чего хочу; я люблю этот мир и желаю счастья людям... Быть счастливым не означает жить без проблем, быть свободным от несчастья. Это значит: считать их частью своей жизни и уметь переживать огорчения.

Счастье - это не какая-то несбыточная и далекая мечта; оно в нас самих, рядом с нами. Мы умеем быть счастливыми, когда думаем не о том, чего хотим, а о том, что имеем; нам есть за что благодарить судьбу.

Упражнение «Счастье»

Сейчас я предлагаю вам составить список всего того, за что вы можете быть благодарны судьбе в настоящий момент. Проследите, чтобы в ваш список было включено все, что стоит благодарности: солнечный день, сбережения (даже если сумма не очень велика), свое здоровье, здоровье членов семьи, жилье, пища, красота, любовь, мир». Далее эти списки источников счастья зачитываются участниками по очереди.

Рефлексия:

Что вы чувствуете сейчас?

Какие мысли возникли у вас, когда вы слушали списки других люди?

Было ли что-то для вас открытием?

Какое у вас сейчас настроение?

Упражнение «Смех»

Ведущий : Говорят, если человеку грустно, то он может сам себя рассмешить. Давайте проверим, сможем ли мы без всякого повода посмеяться и поднять себе настроение?

Настройтесь повеселиться просто так, буквально без и кого повода. У каждого в жизни были такие моменты, когда смех появлялся без причины. Просто смешно - и все тут. Смех - прекрасная эмоциональная разгрузка, освобождение от напряжения, отличный отдых после трудной умственной деятельности.

На несколько секунд закроем глаза и вспомним состояние, которое каждый из нас испытал в своей жизни, когда мы смеялись безудержно, от души, просто до слез. Итак, сейчас мы посмеемся все вместе, ха-ха-ха!

Рефлексия:

Что вы чувствуете сейчас?

Понравилось ли вам упражнение?

- Поднялось ли у вас настроение?

Упражнение «Я - подарок для человечества»

Цель : Повышение уверенности в себе, снижение тревожности.

«Каждый человек - это уникальное существо. И верить в свою исключительность необходимо любому из нас. Подумайте, в чем состоит ваша исключительность, уникальность. Подумайте над тем, что вы действительно являетесь подарком для человечества. Аргументируйте свое утверждение, например: Я подарок для человечества, потому что я...».

Рефлексия:

За время работы узнали ли вы для себя что-то новое?

Сравните свои ощущения и чувства в начале занятия и сейчас.

Происходит обсуждение - подводятся итоги.


Вы никогда не работали с компьютером? Вы с завистью смотрите на стучащих по клавиатуре подростков, которые в считанные секунды находят любую, интересующую их информацию, общаются в он-лайне с друзьями или играют в неведомые Вам компьютерные игры? Вы мечтаете приобрести ноутбук (или у Вас уже есть новый компьютер) и научиться выполнять свою работу с их помощью на уровне уверенного пользователя ПК, открыв для себя безграничный мир всемирной сети Интернет? Вы хотите повысить свой профессиональный уровень и изучить секреты работы с Word, Excel, Outlook Express - программами, необходимыми Вам для ежедневной работы? Приходите на наши компьютерные курсы!

Курсы компьютерной грамотности позволят Вам быстро и качественно освоить основы работы с персональным компьютером и изучить основные программы, необходимые для организации Вашей повседневной трудовой деятельности. На занятиях компьютера для чайников начиная с азов работы в Windows (основой изучаемого программного обеспечения), знакомства с понятиями «файл», «папка», «панель задач», «рабочий стол», «ярлык», «окно», Вы пошагово изучите основную терминологию оператора персонального компьютера и освоите умения работы с электронными носителями информации. Вам не нужно будет постоянно искать посторонней помощи, чтобы создать документ, найти нужный файл или папку, настроить мышь, клавиатуру или установить необходимую Вам программу. Вы приобретёте навыки оперирования основными функциями Вашего ПК и освоите работу с текстом, электронными таблицами, изучите основную терминологию Internet .

Компьютерное обучение позволит Вам легко редактировать, форматировать документы, откроет секреты работы с основными функциями текстового редактора Word. Научившись работать с таблицами в Excel, с электронной почтой благодаря возможностям Outlook Express, Вы по достоинству оцените, насколько удобными в практике работы оказываются умения работать с ПК. Учебный материал ориентирован на курс «Компьютер для начинающих», поэтому обучение компьютерной грамотности проводится на доступном уровне с разъяснением и практическим применением каждой изучаемой функции.

Закончив компьютерное обучение, Вы приобретёте необходимые в современном мире всеобщей компьютеризации знания уверенного пользователя ПК, подтверждённые удостоверением об окончании компьютерных курсов. Вы значительно повысите свой профессиональный уровень и получите основы компьютерной грамотности для последующего развития собственных умений и навыков, самосовершенствования, а также - базу для последующего изучения новых, интересующих Вас компьютерных программ.

© 2024 sun-breeze.ru
Новые идеи бизнеса - Животные и растения. Заработок в интернете. Автобизнес