В стратегическом планировании деятельности предприятия, как показывает отечественный и зарубежный опыт, используются самые разнообразные методы и модели.
Методика стратегического планирования - это совокупность методов, приемов разработки, обоснования и анализа прогнозов, стратегических программ и планов всех уровней и временных горизонтов, системы расчетов плановых показателей, их взаимной увязки. Под методом стратегического планирования понимают конкретный способ, технический прием, с помощью которого решается какая-либо проблема планирования, рассчитываются числовые значения показателей прогнозов, стратегических программ и планов .
Различают следующие методы стратегического планирования:
Балансовый метод - это совокупность приемов, способов выявления и обеспечения пропорций и связей через разработку взаимосвязанных балансов. Этот метод предназначен для увязки объема и структуры общественной потребности с материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами и согласованием всех разделов и показателей плана как экономического, так и социального развития. Применение этого метода позволяет выявить и увязать натурально-вещественные и стоимостные пропорции в развитии экономики .
Разрабатываемые в процессе планирования балансы можно классифицировать по следующим признакам:
Балансы, используемые на уровне фирмы, позволяют судить и о ее наличных производственных мощностях, их динамике в прогнозируемом периоде, степени использования, планировать производство продукции фирмы в маркетинговом мониторинге; получить четкое представление о ресурсах фонда времени работы оборудования и производственных мощностей и его использовании в производстве, а также о фонде рабочего времени персонала, его структуры и направлениях экономии; подготовить плановый бюджет фирмы, решить другие, стоящие перед ней задачи.
Ошибочно смешивать балансовый метод с разработкой только одних балансов. Система балансов охватывает все разделы программ и планов, при их составлении используются как балансовый метод, так и все другие методы стратегического планирования.
Нормативный метод основан на определении и применении норм и нормативов. Нормы и нормативы для определенной совокупности показателей взаимосвязаны. Норма - это научно обоснованная мера необходимых затрат ресурсов на изготовление единицы продукции заданного качества. Норматив - это научное обоснованное соотношение в пропорциях, наиболее простое количественное выражение социально-экономических связей, которое охватывает две величины: расход материалов на единицу продукции и потребляемые продукции на душу населения. Все нормативы, применяемые в планировании должны быть прогрессивными и реальными, учитывать достижения научно-технического прогресса, организационно-технологические и социально-экономические ограничения конкретного периода.
На нормах и нормативах основываются все технические, экономические и балансовые расчеты. Непременным условием прогрессивности норм является их пересмотр, в связи с меняющимися условиями производства. В планировании деятельности предприятия обычно используются нормативы следующих показателей: нормативы запасов и удельных расходов сырья, материалов, топлива, электроэнергии, а также нормативы удельных капиталовложений, финансовых затрат на единицу продукции, нормы амортизации, транспортных тарифов, ставок арендной платы, ставок процентов по займам, естественной убыли материальных ресурсов.
Экспертные (оценочные) или эвристические методы. Они основаны на использовании косвенной и неполной информации, опыта специалистов-экспертов, интуиции . Экспертные оценки определяются как коллективное мнение группы специалистов-экспертов. Область применения экспертных оценок определяется в зависимости от ограничений, связанных с трудностями или невозможностью сбора информации обычным путем (отчетность, сплошные или выборочные обследования и т. д.). Разработаны специальные методики получения экспертных оценок, проверки их надежности. Наиболее известными являются Дельфи-метод, метод мозгового штурма, синектики и другие. Упрощенную разновидность экспертных оценок представляют конъюнктурные совещания. Качество экспертных оценок в значительной мере определяется профессиональным опытом экспертов.
С помощью линейного программирования успешно решаются задачи производственного планирования: составление - оптимальной программы выпуска продукции при заданных трудовых и материальных ресурсах, оптимальной загрузки оборудования . Особую группу составляют задачи рационального раскроя промышленных материалов и задачи составления смесей, которые используются во многих отраслях промышленности (металлургической, нефтеперерабатывающей, химической, пищевой и т.д.).
Подавляющее большинство зависимостей в экономике носит нелинейный характер. Поэтому получили свое развитие и другие виды программирования: нелинейное (численное, параметрические), динамическое, стохастическое.
Группа экономико-математических методов планирования отличается тем, что обеспечивает возможность оптимизации плановых решений. Экономико-математические методы в планировании позволяют оценить и принять во внимание эффект от определенных действий работников по достижению цели, в том числе:
Графоаналитический метод дает возможность изобразить результаты экономического анализа графическими средствами. С помощью графиков выявляется количественная зависимость между сопряженными показателями, например, между темпами изменения фондоотдачи, фондовооруженности и производительности труда . Сетевые графики являются разновидностью графоаналитических методов. С их помощью моделируется параллельное выполнение работ в пространстве и времени по сложным объектам, например, реконструкция цеха, разработка и освоение новой техники и др.
Широко применяется метод разрыва. Главной задачей этого метода является определение несоответствия или разрыва между целями предприятия и его возможностями. Если такой разрыв существует, то целесообразно установить, как его заполнить .
Метод разрыва может использоваться для:
Также в стратегическом планировании широко используются методы стратегического анализа. В основе разработки стратегии лежим в обязательном порядке метод стратегического анализа - именно стратегический анализ предваряет формирование стратегического плана.
Стратегический анализ является важнейшим элементом процедуры формирования стратегического плана развития предприятия. Стратегический анализ - это «этап предплановых исследований, на котором системно анализируются факторы внешней, деловой окружающей среды и ресурсного потенциала предприятия для выявления условий для его дальнейшего успешного развития в условиях рыночного хозяйствования» .
Благодаря стратегическому анализу создается необходимая информационная база, позволяющая наиболее эффективным образом провести процесс целеполагания и выбора альтернатив.
Рассмотрим основные направления анализа внешних и внутренних факторов, влияющих на положение компании.
Анализ внешней среды (внешний анализ) представляет собой совокупность действий, предназначенных для исследования макроокружения и конкурентного окружения . Сила воздействия и степень существенности конкретных факторов макроокружения неодинаковы и зависят от географического положения предприятия, характера его деятельности, от действующих в данный момент законодательных актов и нормативных актов местного, национального и международного уровней, степени обеспеченности квалифицированной рабочей силой, а также от величины предприятия.
С целью облегчения идентификации внешней среды организации и ее влияния на деятельность предприятий внешнюю среду можно разделить на экономическую, технологическую, социальную, политическую и этическую.
Экономическая внешняя среда включает в себя рынок труда, уровень цен, производительность, высококвалифицированных предпринимателей и управляющих, финансовую и налоговую политику государства, покупателей .
Технологическая внешняя среда подразумевает следующее. Технология является одним из важнейших факторов не только при проектировании продуктов и услуг, совершенствовании способов их разработки, но и при создании организационных структур. В этой связи любое предприятие, стремящееся к успеху на рынке, должно быть в курсе последних достижений технологии.
Социальная внешняя среда складывается из воззрений, ожиданий, желаний, степени интеллигентности и образования, верований и обычаев людей в данной группе общества. В каждом государстве воззрения, убеждения и ценности, ожидания, уровень образования и прочее не совпадают, поэтому эти вопросы следует учитывать в обязательном порядке. С социальной тесно связана этическая внешняя среда, которая включает в себя наборы общепринятых, применяемых на практике стандартов личного поведения.
Политическая внешняя среда - это комплекс, состоящий из законов, постановлений, мероприятий правительственных учреждений, влияющий на все виды организаций. Она включает в себя Законы Республики Беларусь, регламентирующие деятельность предприятия; Постановления Совета Министров, ведомственные постановления; мероприятия правительства (по приватизации, социальной защите и так далее). Все перечисленное определяет «правила игры», которым необходимо следовать каждой организации в Республике Беларусь .
После анализа внешней среды проводится анализ внутренних факторов, присущих организации. К внутренней среде относятся цели, структура, задачи, технология, люди.
Одной из самых распространенных методик анализа и оценки внутренних и внешних факторов, влияющих на положение организации, является SWOT-анализ. Кроме него также применяется PEST-анализ, который представляет собой построение экономических, социополитических и технологических прогнозов для определения долгосрочных возможностей предприятия в условиях прогнозируемых возмущений среды. Свое название PEST-анализ получил от заглавных букв четырех направлений внешних факторов, оказывающих влияние на организацию: политических, экономических, социальных и технологических факторов . PEST-анализ представляет собой таблицу, представленную в Приложении А.
«Оценку сильных и слабых сторон организации и ее внешних возможностей и угроз обычно называют SWOT-анализом» .
Метод SWOT нацелен на анализ внешней и внутренней среды и предназначен для выявления линий связи между сильными и слабыми сторонами, свойственными организации, а также между угрозами и возможностями организации. Метод базируется на первоначальной фиксации (в виде перечня) сильных и слабых сторон, угроз и возможностей, а затем - в выявлении цепочек связи между ними. Метод получил свое название по первым буквам английских слов: S (Strengths) - сильные стороны фирмы; W (weaknesses) - слабые стороны фирмы; O (opportunities) - шансы, возможности, имеющиеся во внешнем окружении; T (threats) - угрозы, таящиеся во внешнем окружении. Общий принцип анализа гласит: «при разработке стратегии необходимо обеспечить соответствие внутренних возможностей организации внешней ситуации» , поскольку стратегия развития предприятия должна быть направлена на максимально эффективное применение имеющихся у организации ресурсов, использование рыночных возможностей и избежание угроз.
Так, анализируя внутреннюю среду, организация анализирует и выявляет сильные и слабые стороны. Как правило, к сильным сторонам организации относятся: репутация солидной, надежной, финансово устойчивой производительной структуры, гибкость реагирования на изменения, концентрация усилий на производстве перспективной продукции, диверсифицированный характер производства, многопрофильность, рассредоточение функционирующего капитала, наличие товарного портфеля (такие «запасные» товары, к производству которых организация может обратиться в случае падения интереса к производимому в текущий момент товару), высокое качество товара, высокий уровень нормативной прибыли, наличие используемых гибких технологических линий, наличие внешнего рынка для сбыта продукции, наличие высококвалифицированного управленческого и исполнительного персонала и другие. Слабыми сторонами организации являются: низкое качество продукции, высокие издержки, непрочные позиции на рынке, отсутствие эффективной стратегии, недостаточный профессионализм сотрудников, ограниченность ресурсов и доступа к ним, нехватка собственного капитала, отсутствие прочных партнерских связей и так далее.
Анализируя внешнюю среду, организация выделяет следующие возможности для себя: высокая покупательская способность населения, недостаточная степень удовлетворения запросов покупателей, выявление перспективных рынков, доступ к источникам заемных средств, наличие рынка высококвалифицированной рабочей силы и другие . Кроме того, организация выделяет следующие угрозы для своего существования (опасности, подстерегающие компанию): сильные конкуренты, невозможность кардинального повышения качества товара, непредсказуемость действий властных общественных институтов, кризисная ситуация в экономике, инфляция с мало предсказуемыми темпами и так далее.
Смысл и назначение анализа на основе метода SWOT - найти стабильное конкурентное преимущество организации (свойственное уже ей или желательное для закрепления). Такое преимущество, с точки зрения менеджера, есть та особенность возглавляемой им организации, которой можно управлять и которую можно использовать так, чтобы получать большую, чем у конкурентов, прибыль .
На основании выделенных сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз составляется матрица SWOT , которая отображена на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 - Итоговая матрица SWOT-анализ
Особенностью анализа внешних факторов является тот факт, что возможности могут достаточно легко перейти в разряд угроз: если организация не воспользуется какой-либо возможностью, то ею воспользуется конкурент. Для осуществления более глубокого анализа внешних возможностей и угроз используется построение вспомогательных матричных форм - матрица возможностей и матрица угроз.
В таблице 1.1 представлены наиболее распространенные возможности и угрозы, выделенные Томпсоном А.А. в работе «Стратегический менеджмент» .
Таблица 1.1 - Возможности и угрозы организации в конкурентной среде
Внешние возможности организации |
Внешние угрозы организации |
Обслуживание новых групп потребителей или освоение новых географических рынков или товарных сегментов |
Угроза выхода на рынок новых конкурентов |
Расширение ассортимента для обслуживания новых потребностей покупателей |
Рост продаж товаров-заменителей |
Использование собственных технологий и ноу-хау организации для производства новых видов продукции или организации нового бизнеса |
Растущая конкуренция со стороны новых Интернет- организаций, внедряющих стратегии электронной коммерции |
Использование технологий Интернет и электронной коммерции для радикального сокращения затрат и дальнейшего увеличения объема продаж. |
Ужесточение конкуренции между действующими на рынке организациями, ведущее к снижению прибыли |
Вертикальная интеграция |
Технологические изменения или инновации, приводящие к падению спроса на прежние товары |
Снижение торговых барьеров на привлекательных зарубежных рынках |
Замедление роста рынка |
Новые возможности завоевания доли рынка конкурентов |
Неблагоприятное изменение курсов иностранных валют или торговой политики в других странах |
Возможность быстрого роста из-за резкого роста спроса в одном или нескольких сегментах рынка |
Введение новых регулятивных требований, повышающих издержки организации |
Приобретение конкурирующих или обладающих прогрессивными знаниями и технологиями организаций |
Растущее давление со стороны организаций потребителей и поставщиков |
Возможность эксплуатации новых технологий |
Снижение спроса на товары организации из-за изменения потребностей и вкусов покупателей |
Возможность распространения торговой марки организации на новые географические рынки, упрочение репутации компании |
Неблагоприятные демографические изменения, вызывающие сокращение спроса на продукцию организации |
В первую очередь определяется влияние возможностей на организацию, а затем определяется вероятность реализации возможностей. Таким образом, можно сказать, что организация определяет риск реализации возможностей.
Кроме матричных методов SWOT-анализа, в условиях неопределенности и связанного с нею риска решения принимаются с помощью различных правил, основанных на вероятности наступления определенных условий окружения и на принципе математического ожидания (принцип Байеса). Этот принцип требует, чтобы была выбрана альтернатива действия, которая показывает наибольшую величину математического ожидания, относящуюся к степени достижения цели. При этом под математическим ожиданием понимают сумму всех степеней достижения цели, нацеленных на предмет вероятности их воплощения . На математическом ожидании основаны такие методы принятия решения в условиях риска, как правило минимакса, правило максимакса, правило Гурвича, правило Саваже-Ниханса, правило Лапласа и так далее.
Таким образом, важнейшим предварительным этапом разработки стратегии является стратегический анализ, который дает исходную информацию для принятия обоснованного решения об оптимальной стратегии развития предприятия с помощью современных прикладных методик разработки стратегии.
Введение | 2 | |
1. | Стратегическое планирование, как средство достижения цели | 3 |
2. | Сущность стратегии | 5 |
3. | Цели организации | 8 |
4. | Виды стратегического планирования | 12 |
5. | Принципы стратегического планирования | 13 |
6. | Методы стратегического планирования | 14 |
7.
Преимущества и недостатки стратегического
планирования
8. Заключение
|
15
18
|
|
9. Список использованных источников | 19 |
ВВЕДЕНИЕ
Стратегическое
планирование – это одна из функций
управления, которая представляет собой
процесс выбора целей организации
и путей их достижения на конкурентных
рынках.
Стратегическое
планирование обеспечивает основу для
всех управленческих решений. Поэтому
большинство предприятий и организаций
все более ориентируются на выработку
стратегических планов развития.
Стратегическое
планирование – это выработка
стратегии с помощью формализованной
процедуры, расписанной по этапам, методикам,
технике исполнения и направленной
на построение модели будущего, а также
программы перехода к этой модели.
Разработка
стратегического плана - последнее
достижение в управлении предприятием.
Одно из самых высокоинтеллектуальных
и дорогостоящих инструментов в
менеджменте вообще.
Стратегические
планы должны быть разработаны таким
образом, чтобы они оставались не
только целостными в течение длительного
времени, но и сохраняли гибкость.
Общий стратегический план следует
рассматривать как программу, направляющую
деятельность фирмы в течение продолжительного
периода времени, с учетом постоянных
корректировок в связи с постоянно меняющейся
деловой и социальной обстановкой.
Стратегическое
планирование само по себе не гарантирует
успеха, и организация, создающая
стратегические планы, может потерпеть
неудачу из-за ошибок в организации, мотивации
и контроле. Тем не менее, формальное планирование
может создать ряд существенных благоприятных
факторов для организации деятельности
средних и малых предприятия.
Проецируя все выше написанное
на реальную обстановку в нашей стране,
можно отметить, что стратегическое планирование
становится все более актуальным
для российских предприятий, которые
вступают в жесткую конкуренцию как между
собой так и с иностранными корпорациями.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ.
Стратегическое
планирование представляет собой
набор действий и решений, предпринятых
руководством, которые ведут к разработке
специфических стратегий, предназначенных
для того, чтобы помочь организации
достичь своих целей. Процесс стратегического
планирования является инструментом,
помогающим в принятии управленческих
решений. Его задача обеспечить нововведения
и изменения в организации в достаточной
степени.
Можно
выделить четыре основных вида управленческой
деятельности в рамках процесса
стратегического планирования:
Данный процесс включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт.
Адаптация к внешней среде.
Адаптация охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения предприятия с ее окружением. Предприятиям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям.
Внутренняя координация.
Включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон предприятия с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций. Обеспечение эффективных внутренних операций на предприятии является неотъемлемой частью управленческой деятельности.
Осознание организационных стратегий.
Это
деятельность предусматривает осуществление
систематического развития мышления менеджеров
путем формирования организации предприятия,
которое может учится на прошлых стратегических
решениях. Способность учиться на опыте
дает возможность предприятию правильно
скорректировать свое стратегическое
направление и повысить профессионализм
в области стратегического управления.
Роль руководителя высшего звена заключается
в большем, чем простое инициирование
процесса стратегического планирования,
она также связана с осуществлением, объединением
и оценкой этого процесса.
Стратегическое
планирование может включать следующие
мероприятия 1:
1.
Разработка новых возможностей
фирмы;
2.
Расширение производственной мощности;
3.
Изменение профиля фирмы –
«диверсификация»
4.
Радикальное изменение технологий.
Таким
образом, стратегическое планирование
служит для установления целей организации.
Стратегические
цели – это цели деятельности организации,
достигаемые к концу стратегического
цикла – 1,5-3 года. Они устанавливаются
в 4 сферах:
1)
доходы;
2)
работа с клиентами;
3)
потребности и благосостояние
сотрудников;
4)
социальная ответственность.
СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИИ.
В
понятие «планирование» входит определение
целей и путей их достижения. На Западе
планирование деятельности предприятий
осуществляется по таким важным направлениям,
как сбыт, финансы, производство и закупки.
При этом, конечно, все частные планы взаимоувязаны
между собой. В основу разработки стратегического
плана ложится анализ перспектив развития
организации при определенных предположениях
об изменении внешней среды, в которой
она функционирует.
Стратегия
представляет собой детальный всесторонний
комплексный план. Он должен разрабатываться
скорее с точки зрения перспективы всей
корпорации, а не конкретного индивида.
Стратегический план должен обосновываться
обширными исследованиями и фактическими
данными. Поэтому необходимо постоянно
заниматься сбором и анализом огромного
количества информации об отраслях народного
хозяйства, рынке, конкуренции и т.п.
Модель
процесса стратегического планирования
представлена на рис.1.
Рис 1. Модель процесса стратегического планирования
Процесс
стратегического планирования включает
следующие этапы:
а)
определение миссии предприятия
– установление смысла существующего
предприятия, его предназначение, роль
и место в рыночной экономике;
б)
формулирование целей и задач. Цели
и задачи должны отражать уровень, на
который необходимо вывести деятельность
по обслуживанию потребителей. Они должны
создавать мотивацию людей, работающих
на предприятии;
в)
оценку и анализ внешней среды
– исследование двух ее компонентов:
макросреды и непосредственного
окружения предприятия. Этот анализ
включает изучение влияния на предприятие
таких компонентов как: состояние экономики,
правовое регулирование, политика, покупатели,
поставщики;
Анализ
внешней среды помогает получить
важные результаты. Он дает организации
время для прогнозирования возможностей,
время для составления плана на случай
возможных угроз и время на разработку
стратегий, которые могут превратить прежние
угрозы в любые выгодные возможности.
С
точки зрения оценки этих угроз и
возможностей роль анализа внешней
среды в процессе стратегического
планирования заключается по существу
в ответе на три конкретных вопроса:
1.
Где сейчас находится предприятие?
2.
Где, по мнению высшего, руководства,
должно находиться предприятие в будущем?
3.
Что должно сделать руководство,
чтобы предприятие переместилось
из того положения, в котором находится
сейчас, в то положение, где его хочет видеть
руководство?
Угрозы
и возможности, с которыми сталкивается
предприятие, обычно можно выделить в
семь областей (Рис. 2).
г)
оценку и анализ внутренней среды
– исследование, позволяющее определить
те внутренние возможности и потенциал,
на которые может рассчитывать предприятие
в конкурентной борьбе в процессе достижения
своих целей. Она исследуется по направлениям:
исследование и разработка; производство;
маркетинг;
д)
разработка и анализ стратегических альтернатив.
В нем принимаются решения о том, как предприятие
будет достигать своих целей и реализовывать
корпоративную миссию.
В
распоряжении предприятия имеются
четыре стратегических альтернативы -
ограниченный рост, рост, сокращение и
сочетание этих вариантов.
Ограниченный
рост.
Стратегической
альтернативой, которой придерживаются
большинство организаций, является ограниченный
рост. Для стратегии ограниченного роста
характерно установление целей от достигнутого,
скорректированных с учетом инфляции.
Стратегия ограниченного роста применяется
в зрелых отраслях промышленности со статичной
технологией, когда организация в целом
удовлетворена своим положением.
Рост
Стратегия
роста осуществляется путем ежегодного
значительного повышения уровня краткосрочных
и долгосрочных целей над уровнем показателей
предыдущего года. Стратегия роста применяется
в динамично развивающихся отраслях с
быстро изменяющимися технологиями.
Сокращение
Альтернативой,
которую реже всего выбирают руководители
и которую часто называют стратегией последнего
средства, является стратегия сокращения.
В рамках альтернативы сокращения может
быть несколько вариантов:
1.
Ликвидация.
2.
Отсечение лишнего.
3.Сокращение
и переориентация.
Сочетание
Стратегии
сочетания всех альтернатив будут, скорее
всего, придерживаться крупные фирмы,
активно действующие в нескольких отраслях.
Стратегия сочетания представляет собой
сочетание любой из трех упомянутых стратегий.
На
стратегический выбор, осуществляемый
руководителями, влияют разнообразные
факторы. Вот некоторые из них:
1.
Риск
2.
Знание прошлых стратегий
3.
Реакция на владельцев
4.
Фактор времени
Определение
миссии и целей осуществляется руководством
высшего звена организации, а
их реализация - руководителями и исполнителями
всех уровней.
Взаимосвязи
элементов стратегического выбора
имеют большое значение для осознания
сложности процесса стратегического
планирования и необходимости создания
системы стратегического управления
организацией, помогающей ей преодолеть
эти трудности.
Динамичная
природа организаций затрудняет
применение одной специфической
модели процесса стратегического планирования,
но при разработке конкретной модели
можно ориентироваться на ее общий
вид.
Существуют
и такие этапы стратегического
планирования как:
ВИДЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ.
Долгосрочное
(перспективное) планирование
. Поскольку
при разработке планов идут от будущего
к настоящему, планы, рассчитанные на более
короткий срок, становятся составной частью
перспективных. Перспективные планы отражаются
долгосрочные цели и генеральную стратегию
действий. Разрабатываемые альтернативные
стратегии, в план не включается, а отражаются
в специальных программах, содержащихся
в приложениях. Перспективные планы включают
в себя показатели и предложения, которые
отражаются в обобщенных, чаще всего финансовых,
показателях. Перспективные планы разрабатываются
на срок от 5 до 10 лет.
Среднесрочное
планирование.
В их основе лежит реальный
спрос на продукцию организации, изменение
ее характеристик в ближайшем будущем,
перестройка технологии производства,
финансовые ограничения, конъюнктура,
риск потери партнера и др. Среднесрочные
планы разрабатываются на срок от 1 до
5 лет.
Краткосрочное
планирование.
Такое планирование охватывает
период в несколько недель или месяцев.
Оно нацелено на регулирование текущего
использования ресурсов и реализуется
через составление календарных программ
производства и контроля за ним, управления
материальными запасами и полученными
кредитами.
Оперативное
планирование.
В задачу оперативного
планирования входит контроль за ежедневной
загрузкой оборудования, последовательность
операций, расстановка работников и др. 2
Таким
образом, стратегическое планирование
является важной составляющей управления
предприятием, которое основано на разработке
долгосрочных целей и методов их достижения.
В то же время на предприятии разрабатываются
различные виды стратегических планов,
которые должны быть взаимосвязаны между
собой.
ПРИНЦИПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ.
Стратегическое
планирование основано на ряде принципов. 3
Первый
принцип стратегического планирования:
Стратегическое планирование в компании
осуществляется по принципу «сверху
вниз», то есть важнейшие направления
корпоративной стратегии определяют
целевые установки стратегических
планов отделений.
Второй
принцип стратегического планирования:
Стратегии компании ставится в соответствие
важнейшим ориентирам и целевым
показателям ее развития.
Третий
принцип стратегического планирования:
Стратегические планы отделений разрабатываются
таким образом, чтобы они соответствовали
корпоративной стратегии компании, а их
реализация была направлена на достижение
целевых показателей его развития.
Четвертый
принцип стратегического планирования:
Стратегический план отделения является
базой для разработки проекта бюджета
отделения, который должен быть направлен
на достижение определенных, на очередной
год целей.
Пятый
принцип стратегического планирования:
Регулярно проводится мониторинг хода
выполнения корпоративной стратегии
компании и стратегических планов отделений.
На основании мониторинга может быть принято
решение об уточнении тех ли иных аспектов
стратегических документов.
Таким
образом, при разработке стратегии
предприятие должно руководствоваться
вышеуказанными принципами.
МЕТОДЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Выделяют два основных метода планирования – балансовый и нормативный. 4
ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ.
Основное
преимущество стратегического планирования
состоит в большей степени в обоснованности
плановых показателей, в большей вероятности
реализации планируемых сценариев развития
событий.
Современный
темп изменений в экономике является
настолько большим, что стратегическое
планирование представляется единственным
способом формального прогнозирования
будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает
высшему руководству фирмы средства создания
плана на длительный срок, дает основу
для принятия решений, способствует снижению
риска при принятии решений, обеспечивает
интеграцию целей и задач всех структурных
подразделений и исполнителей фирмы.
В
отечественной практике управления
предприятиями стратегическое планирование
применяется редко. Однако в промышленности
развитых стран оно становится скорее
правилом, чем исключением. Особенности
стратегического планирования: должно
дополняться текущим; стратегические
планы разрабатываются на совещаниях
высшего руководства фирмы ежегодно; годовая
детализация стратегического плана осуществляется
одновременно с разработкой годового
финансового плана (бюджета); большинство
западных компаний считает, что механизмы
стратегического планирования должны
быть усовершенствованы.
Наряду
с явными преимуществами стратегическое
планирование имеет ряд недостатков,
которые ограничивают сферу его применения,
лишают его универсальности в решении
любых хозяйственных задач.
Недостатки
и ограниченные возможности стратегического
планирования: стратегическое планирование
не дает и не может дать в силу
своей сущности детального описания
картины будущего. То, что оно может дать
- качественное описание состояния, к
которому должна стремиться фирма в будущем,
какую позицию может и должна занимать
на рынке и в бизнесе, чтобы ответить на
главный вопрос - выживет или нет фирма
в конкурентной борьбе; стратегическое
планирование не имеет четкого алгоритма
составления и реализации плана. Его описательная
теория сводится к определенной философии
или идеологии ведения бизнеса. Поэтому
конкретный инструментарий во многом
зависит от личных качеств конкретного
менеджера, а в целом стратегическое планирование
- симбиоз интуиции и искусства высшего
менеджмента, способность менеджера вести
фирму к стратегическим целям. Цели стратегического
планирования обеспечиваются за счет
следующих факторов: высокого профессионализма
и творчества служащих; тесной связи организации
с внешней средой; обновления продукции;
совершенствования организации производства,
труда и управления; реализации текущих
планов; включения всех работников предприятия
в реализацию целей и задач предприятия;
процесс стратегического планирования
для своего осуществления
и т.д.................
Приведены принципы и методы стратегического планирования. Исследован инструментарий стратегического анализа , разработки стратегии предприятия и стратегического плана . При осуществлении процесса стратегического планирования разработке стратегии развития предприятия использован анализ внутренней и внешней среды: PEST-анализ, модель пяти сил М. Портера, управленческое обследование, анализ «цепочки ценностей » М. Портера и система управленческого анализа McKinsey CVP-анализ (Cost Volume Profit; затраты объем прибыль), SWOT-анализ . На основе проведенного на предприятии анализа внутренней и внешней среды, а также SWOT-анализа , предложена стратегия предприятия . Среди всех методов портфельного анализа в рамках стратегического планирования авторы выделяют три наиболее известных: метод Бостонской консультативной группы (БКГ); модель McKinsey; модель ADL/LC (концепция жизненного цикла). Обоснован комплексный стратегический план , а так же система его реализации и управления, поскольку разработанная ранее стратегия является обобщенным представлением о направлениях развития организации. Проводимые авторами исследования базируются на использовании следующих групп методов: программно-целевые; экономико-математические методы (имитационное моделирование систем массового обслуживания; теория производственных функций; динамическое моделирование) и методы сетевого планирования
Совершенствование инструментального обеспечения анализа внешней среды в целях адаптивного управления промышленным предприятием
2019 / Михайлова Ольга Петровна, Сучков Александр ИгоревичПрименение методов стратегического анализа при обосновании конкурентной стратегии организации
2013 / Маракулина Ирина Викторовна, Анфертьева Надежда ИвановнаИнструменты стратегического планирования предпринимательских структур: пути адаптации к современным условиям
2009 / Кролевец П.С.Оценка стратегического планирования на примере ОАО «Бурятзолото»
2013 / Маринина О.А., Асламова Ю.А.Методы анализа внешнего окружения предприятия туристско-рекреационной сферы
2017 / Чебаненко Алёна Сергеевна, Столяренко Алёна ВладимировнаАнализ архитектуры лечебного центра: SWOT-анализ
2015 / Грубич Татьяна Юрьевна, Шролик Анастасия ВладимировнаМетоды диагностики внешней среды региона и корпорации в стратегическом управлении
2017 / Ермоленко Владимир Валентинович, Ланская Дарья Владимировна, Геращенко Максим МихайловичSWOT-анализ: от стратегии организации к стратегии личностного роста
2018 / Романов Евгений Валентинович, Дроздова Татьяна Валентиновна, Романова Екатерина ВладимировнаКоличественный автоматизированный SWOTи pest-анализ средствами АСК-анализа и интеллектуальной системы «Эйдос-Х++»1
2014 / Луценко Евгений ВениаминовичМетодологические аспекты формирования и стратегического развития бизнес-модели организаций малого бизнеса
2018 / Вострокнутов Александр Евгеньевич, Лойко Валерий ИвановичThe principles and the methods of strategic planning were shown in the article. We have investigated the tools of strategic analysis , strategy development and enterprise strategic plan . In the implementation of the strategic planning process the strategic development of the company we use the analysis of internal and external environment: PEST-analysis, five forces model of Michael Porter, administrative examination, analysis of the “value chain ” by M. Porter and system management analysis of Mc Kinsey CVP-analysis (Cost Volume Profit), SWOT-analysis . On the basis of the analysis of the company’s internal and external environment, as well as the SWOT-analysis , we have proposed a business strategy . Among all the methods of portfolio analysis in strategic planning, the authors identify three of the most famous ones: the method of the Boston Consulting Group (BCG); model of McKinsey; Model of ADL / LC (a concept of life cycle). We have also substantiated a comprehensive strategic plan , as well as its system implementation and management, because the previously developed strategy was a generalized idea of the direction of the organization. The research made by the authors was based on the use of the following groups of methods: target program; economic-mathematical methods (simulation of queuing systems, theory of production functions, dynamic modeling) and methods of network planning
Методология любой науки представляет собой единство мировоззренческих и методологических принципов и методов научного познания, а также специфических, частных методов научного исследования и практической реализации результатов.
Структурные элементы методологии стратегического планирования:
Методологический подход в стратегическом планировании выражается в целенаправленном использовании логики познания, научных принципов и методов причинно-следственного и ситуационного анализа, выбора и оценки решений в процессе разработки прогнозов, проектов программ и планов всех направлений, уровней и временных периодов.
В методологии стратегического планирования следует выделить его системность, характеризующуюся качественными элементами методологического подхода: комплексный, структурно-функциональный, программно-целевой, мультипликативный, социально-нормативный, ресурсосберегающий и динамический.
В широком смысле методология стратегического планирования – это органическое единство теории познания, аналитического, логического, системного, прогнозного и оценочного подходов к разработке целей, концепций, программ и планов развития объекта управления.
Планирование является специфичной формой процессов общественной практики людей. В управлении – это приоритетная функция выработки, анализа, обоснования и принятия стратегических решений в виде прогнозов, программ, проектов и планов с учетом альтернативных возможностей и вариантов реализации.
В экономической теории отмечается двойственность функции управления "подготовка и принятие решения", которая в развернутом плане включает постановку целей и задач субъекту управления и разработку мер, обеспечивающих их достижение и решение. По своему содержанию эта деятельность является предметом планирования.
В природе и общественной жизни заложен механизм причинно-следственных связей, приобретающих применительно к развитию видов и процессов деятельности людей свойство планомерности.
Планомерность – это сознательное достижение поставленной цели посредством предварительного определения действий с учетом их последовательности, взаимосвязи, соразмерность со своими ресурсами и возможностями по отношению к воздействиям окружающей среды.
Формы планирования разнообразны и связаны со всеми функциями и задачами управления на всех его уровнях: мегаэкономическом – межгосударственном, макроэкономическом – общегосударственном (федеральном), мезоэкономическом – региональном (субъектов федерации, территориальном и местном управлении), отраслевом, межотраслевых образований и т.п., микроэкономическом – объединения предприятий, предприятия и домашние хозяйства.
Концепция стратегического планирования основывается на учете следующих факторов:
Методология стратегического планирования
http://www. strategy. *****/strategy2.htm - Стратегическое планирование Международный институт Питирима Сорокина и Николая Кондратьева (Минск)
Сформулируем вкратце (рис. 1) основные положения современной методологии стратегического планирования.
Рис. 1. Методология государственного стратегического планирования (СП)
1. Миссия стратегического планирования.
Целью государственного стратегического планирования, его миссия – выбрать систему стратегических приоритетов социально-экономического, инновационно-технологического, экологического и территориального развития (региона), которая обеспечит оптимальную траекторию динамики на перспективу с учетом реальных условий и ограничений (внутренних и внешних), и определить набор средств, путей, ресурсов движения по этой траектории в долгосрочной (среднесрочной перспективе).
В этом определении нужно обратить внимание на следующие моменты:
2. Горизонт стратегического плана. Перспективы, на которую рассчитан стратегический план, должна быть достаточной для успешного решения крупных проблем, связанных со сменой поколений моделей, поколений техники и технологических укладов, изменения траектории экономической, экологической и территориальной динамики. Оптимальным является с этой точки зрения долгосрочный стратегический план в 20-30 лет. В то же время, очевидно, что достижения долгосрочных целей требует определенных, более коротких этапов, имеющих свои особенности (например, на разных фазах экономических циклов). Поэтому долгосрочный стратегический план сочетается со среднесрочным (на 5-10 лет), что позволяет периодически отодвигать горизонт и в случае необходимости корректировать набор приоритетов и обобщающие показатели. Следовательно, стратегическое планирование как и при своем возникновении в России (в СССР), должно носить двухступенчатый характер, сочетая более общую долгосрочную перспективу с более детализированной среднесрочной. В таком смысле, стратегическое планирование является непрерывным и волнообразным, как непрерывна и волнообразна сама жизнь. Отказ от дальнего ведения, долгосрочных целей и приоритетов ведет к стратегической слепоте, к суетливому действию властей методом "проб и ошибок", к цели стратегических ошибок, за которые расплачиваются страна и население.
3. Объект стратегического планирования. Обычно объектом государственных стратегических планов считается развитие экономики, его основные параметры – темпы роста ВВП, инфляция, инвестиции и т. д. Однако и здесь, как и в прогнозировании, нужен Цивилизационный подход, учет взаимосвязи и взаимодействия всех элементов структуры цивилизации, элементов ее генотипа. Траектория экономической динамики зависит прежде всего от первичных факторов и ограничений – демографических (изменений численности и структуры населения, уровня его здоровья и образования, безработицы и миграции) и природно-экологических (обеспеченность развития и жизнедеятельности основными видами природных ресурсов, уровня загрязнения окружающей среды и иных экологических ограничений); и. к тому же, сама экономика является не самоцелью, а лишь средством обеспечения уровня, качества жизни и безопасности населения; в этом состоит и высшая, конечная цель существования и функционирования государства. Экономическая динамика непосредственно определяется технологической динамикой, инновационно-технологическим обновлением ресурсов и приоритетов производства в процессе смены поколений техники и технологических укладов. Сама экономика как объект стратегической динамики многоаспектна, - ее нельзя свести только к изменению ВВП, следует учитывать множество других обобщающих показателей и процессов – темпы изменения уровней и соотношения цен и инфляции, динамику и диспропорцию реальных доходов разных групп населения, уровень развития (объем) и направленность цивилизаций, институциональные преобразования, функционирование финансово-кредитного механизма, внешнеэкономические связи и т. д. Кроме того, нужно принимать во внимание какое влияние на экономическую динамику окажет государственно-политический фактор и фактор духовного воспроизводства (развитие науки, образования, культуры, этику и идеологию).
Следовательно, стратегический план должен охватывать всю структуру цивилизации – демографические и природно-экологические, технологические и экономические, государственно-политические и социокультурные факторы. Однако степень и формы воздействия на каждый из этих групп факторов неодинаковы, - если одни из них являются объектом непосредственного воздействия государства, то на другие (демографические, государственно-экономические, социокультурные группы факторов) можно оказывать лишь косвенное влияние, учитывая в то же время их обратное воздействие на экономику.
4. Учет циклов и кризисов. Долгосрочный горизонт стратегического планирования требует учета неизбежных колебаний экономической, цикличной и иной динамики по фазам циклов – как среднесрочных (в среднем десятилетних), так и долгосрочных, полувековых (кондратьевских). Необходимо заранее оценивать, когда придет время очередного кризиса, определять его диагноз, характер, последствия, ограничения, встраивать в систему стратегического планирования антикризисные программы. При этом следует учитывать как внутренние, так и внешние цикличные колебания, которые могут не в полной мере совпадать по времени и характеру. В условиях глобализации и открытости экономики могут возникать внезапно и приводить к крупным потрясениям и негативным последствиям. Нужно иметь наготове типовой набор средств и методов реакций на кризис, чтобы приводить их в действия, как только кризис станет очевидным, корректируя в случае необходимости показатели и балансы среднесрочных и долгосрочных стратегических планов.
5. Индикативный характер стратегических планов. В силу перечисленных выше факторов, а также смешанного характера рыночной экономики, следует избегать чрезмерной директивности обобщающих показателей (индикаторов) стратегических планов, их чрезмерной детализации, чтобы не оказаться в положении: "Гладко было на бумаге, да забыли про овраги". Индикаторы должны носить ориентирующий характер для самостоятельных товаропроизводителей, холдингов, регионов, муниципальных образований . Объектом для органов исполнительной власти, государственного сектора экономики обобщающие показатели стратегического плана должны носить обязательный характер. Они должны утверждаться органами законодательной власти , за их выполнение нужно отчитываться. В противном случае стратегический план будет лишь сослагательной суммой добрых пожеланий, "облаком в штанах", прикрывающим неэффективность и безответственность государственных чиновников и нанятых государством топ-менеджров.
6. Балансовый метод. Чтобы стратегические планы были реальными и выполнимыми, а не плодом бурных фантазий и волюнтаристских устремлений, они должны опираться на систему перспективных балансов – как по основным видам ресурсов (трудовых, природных, энергетических, сырьевых, финансовых), так и по распределению и использованию общественного продукта в соответствии с методами input-output, (затраты-выпуск) предложенными нобелевским лауреатом Василием Васильевичем Леонтьевым и развитыми в многомерной воспроизводственно-циклической макромодели. Каждый этап стратегического планирования должен сопровождаться и проверяться с помощью балансовых расчетов. Система модели должны быть готова и к тому, чтобы при неожиданных возможных проявления возмущений провести многошаговые расчеты их факторов и последствий и обосновать необходимые коррективы в индикаторы (показатели) и балансы стратегических планов.
7. Многоуровневый характер стратегических планов. Социально-экономическая система многомерна и многоуровнева, она членится по разным основаниям – по народнохозяйственным комплексам и отраслям, по регионам и муниципальным образованиям, по экономическим укладам, имеет обширные и быстро растущие связи с зарубежными странами, мировым рынком. Поэтому необходим основанный на принципах механизма согласования стратегических планов разных субъектов и иерархических уровнях: федеральных, региональных и муниципальных; национальных и международных; государственных и корпоративных и т. п. Многомерное согласование интересов должно осуществляться как при разработке стратегического плана, так и при его выполнении. Нужна открытость этого процесса; закрытость на руку непрофессионалам, либо преследующим свои корыстные интересы чиновникам и бизнесменов.
8. Профессионализм стратегического планирования. Из перечисленных выше характерных черт стратегического планирования очевидно, что им должны заниматься профессионалы высокого класса. Непрофессионализм, отсутствие исполнителей и ЛПР (лиц, принимающих решения) стратегического мышления, научной подготовки и профессиональных навыков приводят к крупным, а порой и трагическим ошибкам и просчетам. Вспоминается предостережение И. Крылова: "Беда коль пироги начет печь сапожник, а сапоги тачать пирожник". Необходимо обеспечить подготовку, переподготовку повышения квалификации, стажировку, непрерывное дистанционное обучение госслужащих (особенно высоких рангов) и топ-менеджеров науки, искусства, стратегического планирования.
9. Законодательная база стратегического планирования. Стратегически-инновационная функция государства – важнейшая и сложнейшая, и она должны быть законодательно закреплена. До сих пор нет федерального закона о стратегическом планировании, а его элементы, представленные в Федеральном законе от 20.07.95 фактически не выполняются, либо не выполняются в сроки высшими органами исполнительной власти. Нужен базовый федеральный закон, определяющий цели, структуру, порядок разработки. Рассмотрение и выполнение долгосрочных и среднесрочных стратегических планов, мониторинг за их выполнение и ответственность за невыполнение. Концепция такого закона разработана и представлена на общественное обсуждение (сайт www. strategy. *****).
Рассмотрим некоторые положения теории и методологии стратегического планирования, изложенные и в учебнике "Прогнозирование и стратегическое планирование социально-экономического развития ".
Принципы и формы стратегического планирования
Стратегическое планирование в общем случае представляет собой процесс определения целей организации (социально-хозяйственной структуры) и их изменений, а также ресурсов, необходимых для их достижения, и политики, направленной на приобретение и использование этих ресурсов1.
Приведенное определение сложилось как обобщение опыта стратегического планирования в крупных организациях (в корпорациях). Дальнейшее изложение приемов и принципов стратегического планирования несет на себе печать этого опыта, хотя и будет стремиться выйти на уровень их применимости к более масштабным и сложным структурам, таким, как национальные и региональные экономики. И главный вопрос применимости соответствующих принципов – в степени адекватности условий стратегического развития организаций (корпораций) и макросистем .
Можно выделить четыре главных компонента, которыми определяются содержание и особенности стратегического планирования и управления применительно к социально-хозяйственной системе: цели и средства их достижения, время (горизонт) решений и пространственная структура системы. Ключевым компонентом в стратегиях, понятно, являются цели системы (организации), которые, однако, мало что будут значить на практике, если они рассматриваются в отрыве от остальных трех компонентов.
Обычно выделяется генеральная цель развития организации (системы) – самое широкое по смыслу решение, принимаемое организацией (или правительством) в рамках стратегического планирования. Выбор генеральной цели означает определение или уточнение миссии организации (системы). Миссия обобщенно характеризует, что представляет собой организация, зачем последняя существует и каково ее единственное в своем роде место на пространстве развития. Для страны (региона) понятие миссии, конечно, не совсем подходящее, здесь лучше оперировать понятием генеральной цели.
Как только определена генеральная цель организации (системы), можно выбирать подцели и общие задачи. Они могут иметь количественную и качественную форму, но должны носить достаточно протяженный во времени (устойчивый) характер. Формулируемые на основе целей и подцелей задачи суть конкретные, привязанные к определенным срокам результаты, которых организация намерена добиться в ходе реализации своей стратегии. В этом ключе стратегия организации (системы) предстает как общее направление, на котором следует искать пути достижения целей.
Применительно к хозяйственной организации содержательным результатом стратегического планирования принято считать такого рода перемены в ее облике и функционировании:
Вполне очевидно, что для социально-хозяйственной системы (национальная экономика, регион и др.) спектр содержательных целевых характеристик стратегических программ должен быть иным, более широким по функциям и менее детализированным. Но общий смысл стратегического подхода к перспективам в рамках макросистем во многом близок к тому, что реализуется в ходе стратегического управления успешными корпорациями. Главное заключается в отходе от сугубо ситуативного реагирования на изменения среды и переходе к реагированию упреждающему, предусматривающему заблаговременное включение в действие новых факторов, способных в той или иной степени целенаправленно менять саму среду.
Стратегическое планирование на уровне социально-хозяйственной системы может быть успешным при условии взвешенного отношения к реальным возможностям и противоречиям принципов стратегического планирования и управления.
Во-первых, стратегическое управление – это не только и не просто заранее составленный план , это еще и тип (модель) поведения . Мир слишком сложен, поэтому детальное выстраивание стратегии применительно к социально-хозяйственной системе от первого шага до конца – бессмысленно, если не имеется в виду постоянная конкретизация стратегий и переложение части целевых ориентиров в форму индикативных планов и конкретных проектов. Стратегии следует разрабатывать постепенно, шаг за шагом, по мере того как происходит "обучение" органов (персонала) стратегического управления и отсекаются идеи, не оправдавшие себя.
Во-вторых, успех приходит в тех случаях, когда стратегия проектируется и направляется высшим руководством организации (применительно к национальной экономике – главой государства или правительства). Поэтому один из ключевых принципов состоит в выполнении функций стратегического планирования самими высшими управляющими. Какой бы важной ни была роль профессиональных плановиков в процессе стратегического планирования, не они творцы стратегий, они в сущности - не более, чем помощники. Вместе с тем реальная занятость высшего руководства обычно такова, что его роль как архитектора стратегий нередко сводится всего лишь к одобрению вариантов стратегий, а не к их "выстраиванию". К тому же, роли и интересы политических руководителей серьезно отличаются от ролей и интересов руководителей фирм: мотивация политических деятелей в значительной степени привязывается к выборным циклам. Поэтому субъекты ответственности за стратегию в масштабе социально-хозяйственных систем должны быть связаны с общественными интересами и демократическим контролем в историческом ключе. Создание механизмов ответственного участия в стратегическом процессе экспертов и планировщиков-профессионалов, с одной стороны, и высшего руководства, с другой - одна из самых сложных проблем стратегического планирования на уровне макросистем.
В-третьих, стратегические процессы в социально-хозяйственных системах являются сложным сочетанием обеспечения готовности к масштабным переменам и факторов стабильности . В стратегически ориентированной системе высшему руководству надо уметь поддерживать равновесие и порядок, обеспечивать общую эффективность структуры и при этом одновременно необходимо быть новаторами, реформировать организационную структуру , адаптироваться, реагировать, обучаться. Поэтому, в серьезных работах по стратегическому управлению стратегия подается как понятие, связанное не с переменами, а со стабильностью. Именно стремление к устойчивости и постоянству побуждает организации к разработке и реализации стратегий2.
В-четвертых, затраты средств и времени на формирование стратегических планов должны быть достаточными, но не слишком большими. "Сама природа стратегических решений, позволяющая плановику не спешить с выбором, может способствовать, - замечают У. Кинг и Д. Клиланд, - оттяжке с принятием решения до получения дополнительной информации. А так как никакая информация не может считаться достаточной, существует опасность, что стратегические решения не будут приняты вообще"3. Поэтому чрезмерная увлеченность научно-интеллектуальными проработками стратегий и обоснованиями планов может создать "паралич управления" по причине самой склонности к аналитике.
Разработка и периодические уточнения Концепции социально-экономического развития страны предусмотрены Федеральным законом РФ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" от 01.01.01 г. Однако на практике такая концепция не разрабатывается и не публикуется.
Введение в регулярную практику процедур разработки на основе долгосрочных прогнозов стратегических планов социально-экономического развития страны связано на современном этапе с преодолением предвзятостей, сложившихся среди значительной части российской "элиты" в трактовке вопросов совместимости "стратегических планов и программ" на макроуровне с рыночным характером экономической системы. Эти предвзятости, породившие примитивизацию постулатов, взятых в качестве методологической базы рыночных реформ, в какой-то степени в ретроспективном ключе могут быть объяснены (и оправданы) скоротечностью тогда событий и издержками острой политической борьбы, но дальнейшее упорствование в данном вопросе не может быть допущено, какие бы изощренные доводы из области теорий "разгосударствления" и т. п. не приводились приверженцами "чистого рынка".
"Сегодня – впервые за долгое время – мы можем прогнозировать нашу жизнь не на несколько месяцев, даже не на год, а на десятилетия вперед", подчеркнул президент в послании Федеральному собранию Российской Федерации от 01.01.01 г. Эта важная констатация - свидетельство радикально изменившихся условий трансформирования нашей экономики и одновременно показатель возросшей зрелости концептуального видения механизмов стратегического развития страны.
1 Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М.: Прогресс, 1982. С. 26.
2 См .: Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер. с англ. СПб: Изд-во "Питер", 2000. С. 303.
3 Стратегическое планирование и хозяйственная политика. - М.: Прогресс, 1982. С. 145.