Народные посиделки в детском саду. Сценарий праздника Весны «Веселые посиделки» в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель: организация веселого непринужденного общения детей; создание условий для хорошего настроения и комфорта детей, в которых каждый ребенок может проявить инициативу, самостоятельность, творческую импровизацию.

Задачи:

Обучающая:

  • формировать представления детей о традициях и обычаях русской народной культуры, совершенствовать навыки во всех видах исполнительской, музыкально-познавательной и творческой деятельности.
  • продолжать знакомить с русским народным творчеством (игры, хороводы, частушки, песни), с русскими народными музыкальными инструментами. Закрепить собирательный образ осенних праздников, обрядовые действия.
  • учить размещать композицию на всем листе бумаги коллективно.

Развивающая:

  • развивать песенные, танцевальные музыкально-игровые способности детей, умение создавать выразительные образы героев.
  • обогащать словарный запас, совершенствовать навыки выразительности речи, дикции.
  • развивать эстетическое восприятие.
  • способствовать развитию коммуникативных качеств воображения и творческих способностей детей.

Воспитательная:

  • воспитывать интерес к быту, традициям и обычаям наших предков, к устному народному творчеству, музыке, танцу, песне, чувство уважения к народной культуре.
  • обогатить словарный запас музыкальными терминами;
  • формировать умение определять музыкальные инструменты по звучанию; петь выразительно и согласованно, передавать в пении характер песни; выполнять музыкально-ритмические движения слаженно, в такт звучанию музыки;
  • развивать чувство ритма, музыкальные и творческие способности посредством игры на детских музыкальных инструментах;
  • воспитывать коммуникативные навыки, интерес к музыкальным инструментам и желание играть на них.
  • воспитывать интерес к родной природе.

Методические приемы: игровой, наглядный, практический, художественное слово. Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,познавательное развитие.

Оборудование и материал: мультимедийное оборудование, экран, видеоклипы с музыкальным материалом; слайды с фотографиями на тему «Осень»; ватман, сухие листочки, клей, кисточки; детские музыкальные инструменты: бубны, колокольчики, барабаны, дудочки, деревянные ложки, трещотки, аккордеон; платочки, сарафаны и косоворотки; оформление зала панно «Осень золотая».

Предварительная работа : экскурсия в парк для сбора осенних листьев и наблюдения в природе, цикл бесед на тему осени и приобщения детей к истокам русской народной культуры, знакомство с трудом на селе, связанным с уборкой урожая.
Знакомство с пословицами и поговорками о труде и мастерстве, чтение русских народных сказок.
Разучивание стихов, песен, частушек, танцев, хороводов.

Ход развлечения

Хозяйка:

Ой, вы, гости-господа
Долго ль ехали сюда?
По домам сидеть не худо,
А в светелке нашей чудо
Радостно мы все встречаем,
И Покров здесь отмечаем!
Собирайтесь, гости дорогие,
Старые да малые!
Весь люд честной
В наш дом большой,
С песнями да плясками,
С играми да сказками,
С русским квасом
Да с задорным переплясом.

Под музыку песни «Покров Богородицы» дети в русских народных костюмах заходят в зал и становятся в хоровод

1 ребенок:

Вот так чудо-чудеса…
Пожелтели все леса!
Время сказочных даров-
Будем праздновать Покров!

2 ребенок:

Осень землю покрывает
Пёстрым, праздничным ковром.
Так природа поздравляет
Нас с Великим Покровом!

3 ребенок:

Приметы осени во всем встречает взор:
Там тянется, блестя на солнце паутина;
Там скирд виднеется: а там, через забор,
Кистями красными повиснула калина.

Хоровод “На горе-то калина”. (Дети садятся на места)

Хозяйка: А теперь мы посидим, друг на друга поглядим. Вот и наступил месяц октябрь. В октябре лист с дерева облетает – кружится, недаром и зовут его – месяц - листопадник, месяц - предзимник. Расскажите, дети, какие приметы осени вы знаете?

Ребенок: Октябрь пришел – Покров принес.

Ребенок: Говорят, что с Покрова до обеда стоит осень, а после обеда – зима.

Ребенок:

Как на день Покров
Ткали множество ковров.
Первый травяной,
Лета жаркий зной.
А ковер второй –
Из листвы сухой.
Третий ковер – снег,
И он не навек.

Хозяйка: Есть еще такая примета: «Если дуб и береза к Покрову потеряют все листья, то год будет легкий, а если не все, то быть суровой зиме.

Ребенок:

Платочки шелковые –
Желтые, красно-бордовые,
Кто с платочком пляшет,
Да на балалаечке играет,
Тому скучно не бывает.

Русский народный танец под музыку песни Н.Кадышевой и ансамбля «Золотое кольцо» «Подари березка».

Хозяйка: Бабушка седа-бела,
Осенью, зимой мила,
А как лето наступает –
Про бабушку забывают! (Печка)

Хозяйка: К празднику Покрову крестьяне топили печи, пекли блины и «запечатывали углы» своей избы, угощали домового – хранителя дома и очага, чтобы он был сыт и спокоен, и из дома тепло не выдувалось.

Исполняется песня «Мы давно блинов не ели» .

Хозяйка: Затопили печь, побаловали домового, можно и на лавке посидеть, да в окошко поглядеть. С Покрова дня во всей России начинались регулярные девичьи посиделки. Люди собирались в избе, пели, плясали, да не забывали трудиться: шить, вязать и вышивать, да топориком махать.

Ребенок:

Посиделки, вечеринки,
Звезды в праздничной выси –
Это русские картинки
Нашей жизни на Руси.

Хозяйка:

Как говорят в народе: «Рукам работа – душе праздник»

1 ребенок: А еще говорили: «Кто привык трудиться, тому без дела не сидится».

2 ребенок: Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто.

3 ребенок: Не бойся работы - пусть она тебя боится.

4 ребенок: Труд кормит, а лень портит.

5 ребенок: Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

Хозяйка:

У кого там хмурый вид? –
Снова музыка звучит!
Эй, ребята, выходите,
Дружно песню заводите.

Песня «Пошла млада за водой».

1 ребенок:

Для Кадрили русской, старой
Надо лишь четыре пары.
Все хотим Кадриль плясать!
Как же быть? Сидеть, скучать?

2 ребенок:

Мы с тобой скучать не станем,
В круг веселый вместе встанем.
Мы кадриль по кругу спляшем,
Что умеем – все покажем!

Танец «Кадриль»

Хозяйка:

Подходи скорей сюда – будет представление.
На Покров – осенний праздник ждет нас всех веселие!

Инсценировка сказки «Репка»

Ведущая.

Дед и баба дружно жили
И вели свои дела –
Кур водили, хлеб растили,
Внучка радостью была.

Невеликое хозяйство,
Ну, а требует забот –
Жучка дворик охраняет,
Мурка мышек стережет.

Внучка.

Солнце жарко пригревает,
Распевать грачам не лень,
Огород дедусь копает,
Засевает целый день!

Внучка. Иду! Иду! (Убегает.)

Дед (качает головой).

Внучка снова у соседки,
Бабка стряпает в дому,
Сам посею нынче репку,
Не доверю никому!
(Поливает, поет.)

Ты расти, расти на диво
И соседям, и родне,
Наливайся так красива –
Будешь гостем на столе! (Уходит.)

Хозяйка.

Вот прошли весна и лето
Осень тихо настает,
По часам как будто репка
Все растет, растет, растет...
(Дед выходит, чешет в затылке, поражен.)

Ох, ты! Репка! Вот так диво!
Знать не зря я припевал –
Так огромна и красива,
До верхушки не достал!
(Поднимается на носочки, заглядывает вверх на листья репки.)

Как, однако, дотянуться?
Я стремянку принесу.
Ох! Упал! (Падает.) Должно споткнулся.
Лучше бабку позову.
Бабка! Бабка!

Бабка. Что ты, милый?

Дед . В огород иди пока!

Бабка . Вот так репка!

Нету силы,
Вместе тянем за бока!
(Тянут репку, поют.)

Дед и Бабка.

Тянем-тянем нашу репку,
То отпустим, то нажмем,
Ох! Засела очень крепко,
Лучше внучку позовем.
(Зовут) Внучка! Внучка! Помоги нам!
В огород иди пока!
Внучка. Вот так репка!

Дед и бабка.

Нету силы,
Вместе тянем за бока!
(Тянут, поют) Тянем-тянем нашу репку,
То отпустим, то нажмем,
Ох! Засела очень крепко.
Лучше Жучку позовем.
(Зовут.) Жучка! Жучка! Помоги нам!
В огород беги скорей!

Жучка . Гав! Гав! Гав! Гав!



То отпустим, то нажмем,
Ох! Засела очень крепко.
Кошку Мурку позовем.
(Зовут.) Мурка! Мурка! Помоги нам!
В огород беги скорей!

Мурка . Мяу! Мяу!

Нету силы. Ты своей не пожалей!
(Тянут, поют) Тянем-тянем нашу репку
То отпустим, то нажмем,
Ох! Засела очень крепко.
Что же? Мышку позовем?
(Зовут.) Мышка! Мышка! Помоги нам!
В огород беги скорей!

Мышка. Пи-пи-пи-и-и!

Ну, нету силы. Ты своей не пожалей
(Тянут, поют.) Тянем-тянем нашу репку
То отпустим, то нажмем!
Ох! (Все падают друг на друга.)
(Говорят друг другу.)
Сидела очень крепко,
Вот теперь мы отдохнем!
(Водят хоровод вокруг репки и поют.)
Ну и репка, что за диво!
В огороде подросла
И огромна, и красива,
И, наверное, вкусна!

Пусть приходит холод, вьюга,
Не страшны нам холода,
Помогали мы друг другу,
Будет на зиму еда!

Хозяйка:

Вытащили дружно репку,
Что в земле сидела крепко.
А сейчас мы отдохнем,
С Дедом все играть пойдем.

Проводится игра «Дедушка»

Выбирается «дедушка», он садится на стул в центре круга. Все играющие, ходят по кругу и поют:

Уж ты, дедушка седой,
Что сидишь ты под водой?
Выглянь на минуточку.
Посмотри хоть чуточку.
Мы пришли к тебе на час,
Ну-ка, тронь попробуй нас.

«Дедушка» встает с места и начинает ловить играющих, которые убегают на места.

Хозяйка:

Вот послушайте, ребятки,
Загадаю вам загадку.
И топчут ее, и режут ее, она не серчает, добром отвечает.
Конечно, же, земля, спасибо тебе милая, спасибо тебе кормилица, низкий тебе поклон.
Эй! Народ удалой!
Песню заводите
Хоровод ведите!

Русский народный хоровод «Земелюшка - чернозем»

Хозяйка:

Вот и пели и плясали,
А стихи мы не читали?
Расскажите, дети, просим,
Про красавицу, про Осень.

Стихи об осени

Ребенок:

Осень, осень, осень,
Тебя в гости просим
С обильными хлебами,
С высокими снопами,
С листопадом и дождём
С перелётным журавлём.

Ребенок:

Ах, художница ты, Осень,
Научи так рисовать.
Я тогда в твоей работе
Тебе буду помогать.

Ребенок:

Тучка глупая не знала,
Что осень здесь настала:
Огневой, лесной наряд
Ливнем тушит час подряд!

Ребенок:

Ох, деревья пожелтели,
На ветру качаются.
Жалко, летние деньки
Быстро так кончаются.

Ребенок.

Осень ты волшебница,
Знатная кудесница.
О тебе скучали мы
В ожиданье красоты!

Ребенок:

Листопад, листопад
Лес осенний конопат!
Налетели конопушки –
Стали рыжими опушки!
Ветер мимо пролетал,
Ветер лесу прошептал:
«Ты не жалуйся врачу,
Конопатых я лечу.
Все рыжинки оборву,
Побросаю их в траву!»

Хозяйка:

Ветер, ветер, ветерок,
Налетел и уволок
Все листочки с деревца,
Разбросал их на поля.
Мы тихонько подойдем,
Лист в корзину соберем,
Осени подарим мы
Наш ковер из листвы.

Проводится коллективная аппликация из природного материала «Осенний ковер».

Хозяйка:

Ходи, хоровод,
Весели честной народ,
На земле, ветрам открытой,
Завершаем праздник мы
В честь румяной, именитой
В звонкой песне не забытой
Нашей матушки-Земли!

Исполняется танец «Русская деревня».

Хозяйка:

Убран хлеб, и тише стало,
Жарко дышат закрома,
Поле спит, оно устало
Приближается зима.
Над селом дымки плывут,
Пироги в домах пекут.
Заходите, не стесняйтесь,
Пирогами угощайтесь.

Дети и все гости приглашаются за столы на чай с пирогами.

Репертуар:

1. Русский народный танец «Кадриль».

2. Русский народный танец под музыку песни Н.Кадышевой и ансамбля «Золотое кольцо» «Подари березка».

3. Русский народный танец «Русская деревня».

4. Русская народная песня «Пошла млада за водой».

5. Песня «Мы давно блинов не ели».

6. Русская народная песня «На горе то калина».

7. Игра «Дедушка».

8. Хоровод « Земелюшка - чернозем».

Литература.

  1. И. Каплунова, И. Новоскольцева. Сборник «Как у наших у ворот».
  2. М.Ю. Картушина. «Русские народные праздники в детском саду». М., 2006.
  3. Е.О. Жмулина. Фольклорный праздник «Посиделки на Покров».
  4. А.С. Куприна, Т.А. Бударина. Знакомство детей с русским народным творчеством».
  5. М.В. Тихонова, Н.С. Смирнова «Красна изба…»

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка музыкального руководителя детского сада»

Цель: Пробуждать интерес к народной культуре. Развивать творческую самостоятельность детей в создании художественных образов, используя русские народные песни, потешки, танцы.

Задачи:

  1. Знакомить с традициями русских посиделок.
  2. Расширять представление детей о различных формах русского фольклора (поговорки, загадки, пословицы, потешки).
  3. Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков, используемых в русском фольклоре.
  4. Воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость на произведения русского фольклора.

Оформление зала напоминает деревенскую избу: русская печка, стол с самоваром, лавки, на боковой стене полки с глиняной посудой.

Оборудование: Русские народные костюмы для детей и взрослых,), корзинка для Маши с платком, сапогами, рукавицами, карусель, сундучок с дымковскими игрушками: курочка с цыплятами, петушок, конь, козлик, подушки, серьги, бусы, павлопосадские платки, шкатулка со скороговорками, угощение для детей: пряники, конфеты, печенье, баранки.

Предварительная работа: разучивание потешек, пословиц, поговорок, загадок, песен, танцев, инсценировок, игр, работа с шумовым оркестром, изготовление народных костюмов, карусели.

Ход праздника

Дети в русских народных костюмах - гости из трёх деревень. В одежде каждой деревни есть своё отличие. Хозяйка встречает гостей на пороге. Звучит русская народная мелодия.

Хозяйка: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окно глядеть? Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться! Рада видеть вас у себя в гостях, в светлой горнице. Здесь для всех гостей дорогих будет праздник большой, праздник радостный. По обычаю по старинному Посиделками называется. Пожалуйте, гости дорогие, веселья вам да радости!

(Под р.н.м. в зал входят дети 1-ой группы)

Хозяйка: Здравствуйте, проходите, будьте, как дома!

Один из гостей: Не беспокойся, хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не стоим.

Хозяйка: Проходите, горница у меня большая, светлая, всем места хватит. У меня для каждого найдётся и местечко и словечко.

Один из гостей: Гости - люди подневольные, где посадят, там и сидят.

(Хозяйка усаживает гостей на лавку. Входит следующая группа детей)

Хозяйка. Проходите, гости, дорогие! Гостю почёт, хозяйке - честь!

Один из гостей: Туда голуби летают, где их привечают.

(Хозяйка усаживает гостей)

Хозяйка: Собралось у меня гостей со всех волостей. Ну что ж, доброе начало, как говорится, половина дела. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем лм слышно? Всем ли места хватило?

Гость: Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяйке?

Хозяйка: В тесноте, да не в обиде! Сядем рядком, да поговорим ладком. Откуда вы пришли, долог ли был ваш путь?

Гости из Веселухина:

Мы пришли из деревни Веселухино.
Где никогда не смолкает веселье.
Где песни и пляски круглый год.
А стоит наша деревня на перекрёстке двух дорог.
Кто не пройдёт - всяк рассмеётся,
Кто не проедет - всяк спляшет.

Гости из Загадкино:

А мы живём в деревне Загадкино.
У нас все избы полны загадками.
А отгадки так и скачут по улицам.
А живём мы и на горке, и под горкой,
И у речки, и у моря,
Чтобы не было никакого горя!

Гости из Потешкина:

А мы из Потешкина!
У нас всё задом наперёд!
Пойдёшь налево, придёшь направо.
Бросишь высоко, летит далеко.
А живём под горой, на берёзе на большой!

Хозяйка: Вот какие вы весёлые! А с чем вы пришли ко мне? Ведь Веселухино - весёлая деревня.

1 гость: А пришли мы с шуточной песней.

Скоморошина «Во зелёном, во бору»

2 гость: Во саду ли, в огороде,
Да при всём честном народе
Веселуху спляшем вам,
А вы хлопайте все нам!

Танец с ложками.

3 гость: Эй, весёлый народ, становись-ка в хоровод!
Будем в селезня играть, самых лучших выбирать!

Хороводная игра «Селезень и утица».

5 гость: Продолжаем мы веселье,
Все бегом на карусели!

Игра «Карусель».

Хозяйка: Спасибо вам, весёлая ваша деревня. А теперь послушаем гостей из Загадкино. С чем вы пришли?

Гости из Загадкино: С загадками!

1. Без рук, без ног, а рисовать умеет? (Мороз)

2. Бел, да не сахар, ног нет, а идёт? (Снег)

3. Снег на полях, лёд на реках, Вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой)

4. Не барашек и не кот, носит шубу круглый год. Шуба серая - для лета, для зимы - другого цвета. (Заяц)

Хозяйка: Сразу видна деревня Загадкино. Что ни слово, то загадка. Молодцы! А чем нас порадуют гости из Потешкина?

Гости из Потешкина:

1. Пошла Маша на базар, принесла домой товар:
Маша: (Достаёт из корзины покупки)
Родной матушке - платок, посерёдочке цветок,
Братьям-соколам - по козловым сапогам.
Сестрицам-лебедицам - по тёплым рукавицам

2. Курочка-рябушечка, куда пошла?
- На речку.
- Курочка-рябушечка, зачем пошла?
- За водичкой.
- Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?
- Цыпляток поить.
- Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить?
- Пи-пи-пи-пи-пи!

Хозяйка: Для дорогих гостей приготовила я чудесный сундук.

Сундучок мой непростой,
В нём товар расписной.
Здесь спрятались игрушки,
Весёлые зверюшки.
Вынимаем на показ и ведём про них рассказ.

(Хозяйка достаёт из сундучка игрушки, дети читают про них стихи-потешки).

Хозяйка: А песни потешные вы знаете?

Р.н.п. «Петушок».

Хозяйка: Где песня льётся, там легче живётся. Запевайте-ка песню шуточную-прибауточную.

Р.н.п. «Комара женить мы будем»

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

(Дети по очереди соревнуются. Хозяйка хвалит их)

Хозяйка (Родителям): И для этих гостей, званых да почётных, я приготовила скороговорки. Ну-ка, кто из вас скороговорки говорить горазд? Мою шкатулку открывайте, скороговорки вынимайте. Прочитайте-ка скорей, да скажите веселей.

(Желающие достают из шкатулки листки со скороговорками, по очереди проговаривают их)

  1. Летят три пичужки через три пустых избушки.
  2. Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.
  3. Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.
  4. Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.

Хозяйка: Ай да молодцы! Славно у вас получается!

Мальчики (собираются в кружок, шепчутся, потом подходят к девочкам и говорят): Приглашаем танцевать!

Девочки (отворачиваются): Не хотим!

Мальчики (руки в боки): Почему?

Девочки (встают и протягивают руки): Подарки давайте!

Мальчики (смущённо отходят от девочек): Какие подарки?

1 мальчик: Ай, Тари, Тари, Тари!

Куплю Маше янтари! (показывает бусы)

2 мальчик: А останутся деньги?

1 мальчик: Куплю Маше серьги! (показывает серьги)

2 мальчик: А останутся пятаки?

1 мальчик: Куплю Маше башмаки! (показывает)

1 мальчик: А останутся грошики?

2 мальчик: Куплю Маше ложки! (Показывает ложки)

1 мальчик: А останутся полушки?

2 мальчик: Куплю Маше подушки! (Показывает подушки)

3 мальчик: А я сквое купил платок, посерёдочке цветок.

(Достаёт из-за спины платок)

Мальчики берут полушалки и приглашают девочек танцевать. Исполняется «Парный танец с платками» р.н.м.

Хозяйка: Всем известно, что подружки - мастерицы петь частушки. И вы, парни, не зевайте, девчатам тоже помогайте.

Частушки под аккомпанемент шумовых инструментов.

Хозяйка: Ай да бубны, ай да ложки!

Поиграйте-ка ещё немножко.

В исполнении шумового оркестра звучат р.н.п. «Травушка-муравушка», «Подгорка»

Хозяйка: Спасибо вам, гости дорогие, что повеселили, потешили. Да играми и плясками сыт не будешь. Приготовила я для вас угощенье - пряники да печенье, баранки да конфетки. Угощайтесь, детки!

Хозяйка угощает детей.

1 гость: Посидели, повеселились, пода и честь знать.

2 гость: Спасибо, хозяюшка, за веселье, да за угощенье.

Хозяйка: Хороша песня ладом,
А сказка складом.
Посиделкам нашим - конец,
А кто слушал - молодец!

Пришло время расставанья. До свиданья!

Дети: До свиданья!

Под р.н.м. дети выходят из зала.

«ПОСИДЕЛКИ В РУССКОЙ ИЗБЕ»

Открытое занятие по патриотическому воспитанию детей с участием сотрудников Полтавского музея

Цель: формировать у детей представления о русской избе и традициях русского народа

Задачи:

Познакомить детей с внутренним убранством русской избы;

Познакомить с традициями русского народа;

Знакомить детей с новыми русскими пословицами и поговорками о труде;

Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: пословицам, поговоркам, загадкам;

Обогащать словарный запас новыми и уменьшительно – ласкательными словами;

Обобщить знания детей о народных промыслах;

Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору;

Предварительная работа:

Беседы по ознакомлению с окружающим: «Предметы русской старины», « Русская изба»;

Чтение русских народных сказок, былин;

Рассматривание иллюстраций;

Слушание русских народных песен, колыбельных, сказок;

Организация и проведение с детьми русских народных игр;

Разучивание поговорок и пословиц о труде; разучивание дразнилок, русских народных песен.

Методы и приемы:

Игровой (появление интерьера русской избы);

Наглядный (презентация на тему: «Посиделки в русской избе», показ предметов старины);

Практический (лепка из соленого теста);

Словесный (беседы, рассказ воспитателя);

Музыкальный (русская народная песня «В деревне, то было в Ольховке», игра: «Калыта; Цапки; Калачи»);

Тип занятия: комбинированное;
Форма организации занятия: групповая;
Материал: лучина, шкатулка, карточки с пословицами, предметы быта и утварь русской старины, презентация на тему: «Посиделки в русской избе», бусы, соленое тесто, блюдо, поднос, доски разделочные (по количеству детей), 2 протвеня.

Ход занятия:
В: - Здравствуйте добрые молодцы и красные девицы! Рассаживайтесь поудобнее. (Дети садятся на стульчики)




В: - Ребята, а знаете, почему Русь называют деревянной? Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Как называли такие дома? (Изба). Правильно!
В: - Сейчас мы с вами попадем в то время, когда жили ваши прабабушки и прадедушки и узнаем, как же раньше люди жили, чем они занимались, как развлекались. Для этого мы возьмемся за руки, закроем глаза. Превращение начинается.
Музыка (Волшебство)
-Куда же это мы с вами попали? (в русскую избу). Правильно- Ребята, раньше в избах не было света, и в старину пользовались лучиной (вот такая палочка), поджигали ее, и она освещала избу и благодаря этому взрослые вечерами могли заниматься своим ремеслом. А каким ремеслом они могли заниматься?

Д: В: Правильно.
В: - Посмотрите на убранство русской избы. Украшением ее всегда был и остается до сих пор КРАСНЫЙ УГОЛ - это место где стоят иконы, вышитое полотенце покрывает их от пыли, есть лампадка, где зажигали свечу в праздничные и горестные для семьи дни. В этом же углу всегда находился большой стол, где сразу могла разместиться вся семья. Около стола стояли лавки. В центре избы – русская печь, в которой не только готовили, но и спали на ней. Народная мудрость гласит: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Все это хозяйство у печи называлось бабьим кутом. Здесь было все, что нужно ей, чтобы приготовить обед и накормить домашних животных. А готовить приходилось много, ведь семьи были большие.


То печет блины,
То показывает сны. (печка) Что это?

Д: Печь

В:

1-й ребенок: Печку называли – печь-матушка. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Топили печь дровами – березовыми, ольховыми. Служила она для обогрева избы и в печке готовили еду: щи, кашу, пекли пироги

Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля … (чугунок)
- Покажите мне, пожалуйста, а где в нашей избе чугунок стоит.

2-й ребенок: Чугунок – это посуда, в которой варили щи и кашу, картошку, парили репу. Еда, приготовленная в чугунке в русской печи была очень вкусная.

В: А вот и следующая загадка
Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдаёт,
А сам на отдых идёт. (ухват)
- А давайте посмотрим, где у нас ухват в избе? (дети показывают)

3-й ребенок: Ухват – это палка с надетой на нее металлической рогаткой. Он был нужен для перемещения чугунков в печи.

Хозяюшка: Затем чугунок с пищей ставили на стол и все кушали приготовленную еду.

Маленький черпачок,

Красненький колпачок.

Три раза в день берется

И опять на место кладется.

(Рассматривание деревянных ложек.)

4-й ребенок: Деревянные ложки и миски – посуда, которую люди делали из дерева своими руками. Ею пользовались во время еды.

В: Молодец, угадайте, а что это за предмет?

Стоит бычок

Подбоченивши бочок.

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит. (самовар)

Расскажи нам…………………как пользовались самоваром

5-й ребенок: Самовар – при помощи углей кипятили в нем воду для чая. Вода была вкусная, с дымком. По вечерам у самовара собиралась вся семья.

В: А еще Вечерами женщины собирались и пряли пряжу вот на этом предмете и вели беседы

В: расскажи нам…………………..что это

6-й ребенок: Прялка – это предмет на котором русские женщины пряли пряжу, а из пряжи вязали одежду. (рассматривание прялки)

Молодцы, ребята, хорошо отгадываете загадки, и рассказываете о предметах быта русской избы.

Ой, посмотрите, какая красивая шкатулка. Давайте посмотрим, что в ней.



Дело мастера боится.

В: - А какие вы пословицы знаете?
()
()
()
()
()
()
-Молодцы, ребята!
- Взрослые в старину трудились, и детей приучали к труду начиная с 5 лет. Как вам сейчас. Дети помогали взрослым: лаком покрывали изделия, раскрашивали, девочкам дарили маленькие прялки и учили их прясть, а мальчики учились гвозди забивать. Посмотрите на эту посуду. Из чего она сделана? (из дерева и глины). Правильно, раньше вся посуда была деревянная и глиняная. А скажите, какой росписью раскрашена эта посуда? Молодцы!

В старину дети не только помогали взрослым, но и любили играть. Давайте и мы с вами поиграем.

Молодцы, ребята, садитесь на стульчики

- Вот так “всем миром” коротали время долгими зимними вечерами за работой, разговорами, весёлой шуткой, разными сказками. А вы знаете, какие-нибудь шутки-дразнилки?(да) . Расскажите их.
У нас Арина маленька,
Чуть повыше валенка
В лапотки обуется,

Упал Фома в кадушку,
Задавил лягушку,
Задавил мышонка
И три поросёнка. (…………………..)
. Обманули простака-
На четыре кулака,
На щелбан и на подушку,
На зелёную лягушку. (…………………)
Коля, Коля, Николай,
Сиди дома, не гуляй,
Чисти картошку,
Ешь понемножку. (…………….)
Плакса, вакса,
Гуталин
Проглотил
Горелый блин. (………………..)
- Молодцы. Но парни и девушки на посиделках не только работали, но и песни пели.

Давайте и мы с вами споем русскую народную песню –

«Во деревне, то было в Ольховке».
- Ай да молодцы! А сейчас, красны девицы и добры молодцы приглашаю вас к столу. (Дети садятся за стол).
В: - Когда я была маленькой, мне моя бабушка всегда говорила - «Умелые руки не знают скуки». А знаете почему? Я всегда ей во всем помогала. Давайте и вы мне сейчас поможете тесто замесить, да калачи испечь в нашей печке. А перед тем, как тесто месить надо печь затопить, дров в топку положить, да лучше березовых, они жарче горят! . Для того, чтобы работа спорилась, нужно сказать приговорочку, а вы мне ребята поможете.


Я колю, колю дрова,
Колю дрова на чурочки -
Гори огонь в печурочке!
Гори, гори жарче, печь,
Будет Дуня пышки печь.

- Ай, да молодцы, вот и печь наша разгорелась, теперь можно и тесто месить.
Над квашнёй сижу,
Пятернёй вожу,
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место.


Под моею крышей,
Собрались мыши,
Заяц, белка, жаба. Цап!

В: Вот и тесто подоспело,
Нужно взяться нам за дело.
Напечь калачи всем дружно.
В: - Берем кусочек теста скатываем его колбаской, вот так и соединяем по кругу, получается у на вот такая баранка, и кладем ее на противень. Вот и налепили мы с вами калачей, теперь поставим их в печку.А пока калачи пекутся, расскажу я вам одну историю.

- Как вы думаете, какая же из девочек стала взрослая? Почему? .

- Ну, что ж ребята «Делу время, а потехе час», давайте поиграем в игру Калачи

Бай, качи, качи, качи, Испекли мы калачи, С пылу с жару из печи

Все румяны, горячи. Налетели тут грачи Похватали калачи.

Вот и поспели наши калачи. Красивые румяные, не зря мы с вами постарались. Молодцы! А сейчас проходите к столу пить чай из самовара, как делали наши бабушки.

Музыка (Волшебство)

- Понравилось вам путешествие? (да).
- Как называется жилище из бревен, которые строили на Руси? (русская изба)
- Чем освещали избу, когда темнело?(лучиной)
- Каким ремеслом занимались люди в старину?
- Как называлось событие, когда парни и девушки собирались в какой-нибудь избе для работы и развлечений? (посиделки)
- Что было главным украшением избы? (красный угол, печка).
- Молодцы, ребята!

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ПОСИДЕЛКИ В РУССКОЙ ИЗБЕ»

Подготовила: воспитатель МБДОУ

«Полтавский»д.с. «Родничок» Вагнер Е.И.

2013г.

Открытое занятие по патриотическому воспитанию детей с участием сотрудников Полтавского музея

Цель: формировать у детей представления о русской избе и традициях русского народа

Задачи:

Познакомить детей с внутренним убранством русской избы;

Познакомить с традициями русского народа;

Знакомить детей с новыми русскими пословицами и поговорками о труде;

Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: пословицам, поговоркам, загадкам;

Обогащать словарный запас новыми и уменьшительно – ласкательными словами;

Обобщить знания детей о народных промыслах;

Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору;

Предварительная работа:

Беседы по ознакомлению с окружающим: «Предметы русской старины», « Русская изба»;

Чтение русских народных сказок, былин;

Рассматривание иллюстраций;

Слушание русских народных песен, колыбельных, сказок;

Организация и проведение с детьми русских народных игр;

Разучивание поговорок и пословиц о труде; разучивание дразнилок, русских народных песен.

Методы и приемы:

Игровой (появление интерьера русской избы);

Наглядный (презентация на тему: «Посиделки в русской избе», показ предметов старины);

Практический (лепка из соленого теста);

Словесный (беседы, рассказ воспитателя);

Музыкальный (русская народная песня «В деревне, то было в Ольховке», игра: «Калыта; Цапки; Калачи»);

Тип занятия: комбинированное;
Форма организации занятия: групповая;
Материал: лучина, шкатулка, карточки с пословицами, предметы быта и утварь русской старины, презентация на тему: «Посиделки в русской избе», бусы, соленое тесто, блюдо, поднос, доски разделочные (по количеству детей), 2 протвеня.

Ход занятия:
В : - Здравствуйте добрые молодцы и красные девицы! Рассаживайтесь поудобнее. (Дети садятся на стульчики) . В старину, встречая гостей, всегда говорили: «Дай Бог тому, кто в нашем дому, чтобы хорошо было все: и житье, и бытье, и здоровьице».
Русь деревянная – края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
В: - Ребята, а знаете, почему Русь называют деревянной? Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Как называли такие дома? (Изба). Правильно!
В: - Сейчас мы с вами попадем в то время, когда жили ваши прабабушки и прадедушки и узнаем, как же раньше люди жили, чем они занимались, как развлекались. Для этого мы возьмемся за руки, закроем глаза. Превращение начинается. (Дети становятся в круг, берутся за руки, раскрываются шторы и открываются декорации русской избы.)
Музыка (Волшебство)
-Куда же это мы с вами попали?
(в русскую избу). Правильно- Ребята, раньше в избах не было света, и в старину пользовались лучиной (вот такая палочка), поджигали ее, и она освещала избу и благодаря этому взрослые вечерами могли заниматься своим ремеслом. А каким ремеслом они могли заниматься?

Д: (шить, вязать, вышивать, прясть пряжу, лапти плести, лепить игрушки). В: Правильно.
В: - Посмотрите на убранство русской избы. Украшением ее всегда был и остается до сих пор КРАСНЫЙ УГОЛ - это место где стоят иконы, вышитое полотенце покрывает их от пыли, есть лампадка, где зажигали свечу в праздничные и горестные для семьи дни. В этом же углу всегда находился большой стол, где сразу могла разместиться вся семья. Около стола стояли лавки. В центре избы – русская печь, в которой не только готовили, но и спали на ней. Народная мудрость гласит: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Все это хозяйство у печи называлось бабьим кутом. Здесь было все, что нужно ей, чтобы приготовить обед и накормить домашних животных. А готовить приходилось много, ведь семьи были большие.

Сейчас я вам загадаю загадки о предметах быта, а вы постарайтесь их угадать.
То печет блины,
То показывает сны. (печка) Что это?

Д: Печь

В: Для чего она служила и из чего была сделана?

1-й ребенок: Печку называли – печь-матушка. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Топили печь дровами – березовыми, ольховыми. Служила она для обогрева избы и в печке готовили еду: щи, кашу, пекли пироги

В: Молодцы, послушайте дальше

Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля … (чугунок)
- Покажите мне, пожалуйста, а где в нашей избе чугунок стоит.
(дети показывают). Расскажите мне о нем

2-й ребенок: Чугунок – это посуда, в которой варили щи и кашу, картошку, парили репу. Еда, приготовленная в чугунке в русской печи была очень вкусная.

В: А вот и следующая загадка
Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдаёт,
А сам на отдых идёт.
(ухват)
- А давайте посмотрим, где у нас ухват в избе?
(дети показывают)

Подскажите мне, что такое ухват и для чего служил он?

3-й ребенок: Ухват – это палка с надетой на нее металлической рогаткой. Он был нужен для перемещения чугунков в печи.

Хозяюшка: Затем чугунок с пищей ставили на стол и все кушали приготовленную еду.

Маленький черпачок,

Красненький колпачок.

Три раза в день берется

И опять на место кладется.

(Рассматривание деревянных ложек.)

4-й ребенок: Деревянные ложки и миски – посуда, которую люди делали из дерева своими руками. Ею пользовались во время еды.

В: Молодец, угадайте, а что это за предмет?

Стоит бычок

Подбоченивши бочок.

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит. (самовар)

Расскажи нам…………………как пользовались самоваром

5-й ребенок: Самовар – при помощи углей кипятили в нем воду для чая. Вода была вкусная, с дымком. По вечерам у самовара собиралась вся семья.

В: А еще Вечерами женщины собирались и пряли пряжу вот на этом предмете и вели беседы

В: расскажи нам…………………..что это

6-й ребенок: Прялка – это предмет на котором русские женщины пряли пряжу, а из пряжи вязали одежду. (рассматривание прялки)

Молодцы, ребята, хорошо отгадываете загадки, и рассказываете о предметах быта русской избы.

Ой, посмотрите, какая красивая шкатулка. Давайте посмотрим, что в ней . (в шкатулке пословицы и поговорки о труде).

Красна птица опереньем, а человек – уменьем.
Кто работы не боится, тот и пляшет, и поёт.
Дело мастера боится.
Торопливый дважды одно дело делает.
В: - А какие вы пословицы знаете? (дети рассказывают пословицы).
1. Любишь кататься – люби и саночки возить. ()
2. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. ()
3. Делу - время, потехе - час. ()
4. Сделал дело – гуляй смело. ()
5. Семь раз отмерь – один раз отрежь. ()
6. Терпение и труд, всё перетрут. ()
-Молодцы, ребята!
- Взрослые в старину трудились, и детей приучали к труду начиная с 5 лет. Как вам сейчас. Дети помогали взрослым: лаком покрывали изделия, раскрашивали, девочкам дарили маленькие прялки и учили их прясть, а мальчики учились гвозди забивать.
(по ходу рассказа воспитатель показывает детям расписную посуду, прялку). Посмотрите на эту посуду. Из чего она сделана? (из дерева и глины). Правильно, раньше вся посуда была деревянная и глиняная. А скажите, какой росписью раскрашена эта посуда? (хохломская и городецкая роспись). Молодцы!

В старину дети не только помогали взрослым, но и любили играть. Давайте и мы с вами поиграем.

Игра:

Калыта

Молодцы, ребята, садитесь на стульчики .(дети садятся на стульчики).
- В старину в каждой деревне, в каждом селе устраивали посиделки. Парни и девушки - собирались в какой-нибудь избе, чтобы себя показать, на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах и забавах. На посиделки приходили после трудового дня. Посиделки были праздником. Но молодых людей не всегда отпускали родители. Нужно было хорошо поработать дома, чтобы заслужить это. Да если и отпустят – обязательно работу дадут: напрясть пряжи из шерсти, связать кружево. Юноши плели лапти, делали короба, туески.
- Вот так “всем миром” коротали время долгими зимними вечерами за работой, разговорами, весёлой шуткой, разными сказками. А вы знаете, какие-нибудь шутки-дразнилки?
(да) . Расскажите их.
У нас Арина маленька,
Чуть повыше валенка
В лапотки обуется,
Как пузырь надуется. (……………….)
Упал Фома в кадушку,
Задавил лягушку,
Задавил мышонка
И три поросёнка. (…………………..)
. Обманули простака-
На четыре кулака,
На щелбан и на подушку,
На зелёную лягушку. (…………………)
Коля, Коля, Николай,
Сиди дома, не гуляй,
Чисти картошку,
Ешь понемножку. (…………….)
Плакса, вакса,
Гуталин
Проглотил
Горелый блин. (………………..)
- Молодцы. Но парни и девушки на посиделках не только работали, но и песни пели.

Давайте и мы с вами споем русскую народную песню –

«Во деревне, то было в Ольховке». (Поют песню, показывая сценку).
- Ай да молодцы! А сейчас, красны девицы и добры молодцы приглашаю вас к столу. (Дети садятся за стол).
В: - Когда я была маленькой, мне моя бабушка всегда говорила - «Умелые руки не знают скуки». А знаете почему? Я всегда ей во всем помогала. Давайте и вы мне сейчас поможете тесто замесить, да калачи испечь в нашей печке. А перед тем, как тесто месить надо печь затопить, дров в топку положить, да лучше березовых, они жарче горят! (воспитатель кладет дрова в печку) . Для того, чтобы работа спорилась, нужно сказать приговорочку, а вы мне ребята поможете .

(пальчиковая гимнастика – «Я колю, колю дрова…»).
Я колю, колю дрова,
Колю дрова на чурочки -
Гори огонь в печурочке!
Гори, гори жарче, печь,
Будет Дуня пышки печь.

- Ай, да молодцы, вот и печь наша разгорелась, теперь можно и тесто месить. (воспитатель берет блюдо с тестом начинает перемешивать тесто). Чтобы тесто было вкуснее, в старину, когда его замешивали, приговаривали:
Над квашнёй сижу,
Пятернёй вожу,
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место.
- Вот и тесто замесили, а пока оно доходит, мы ребятки поиграем в «цапки».
Проводится игра «В цапки». Дети встают в круг. Водящий вытягивает руку ладонью вниз. Каждый играющий ставит свой указательный палец под ладонь водящего. Все говорят слова:
Под моею крышей,
Собрались мыши,
Заяц, белка, жаба. Цап!
При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен водящим, тот выбывает из игры.
В: Вот и тесто подоспело,
Нужно взяться нам за дело.
Напечь калачи всем дружно.
(воспитатель раздает детям уже приготовленное тесто, все вместе лепят калачи складывают их на противень, ставят в печку)
В: - Берем кусочек теста скатываем его колбаской, вот так и соединяем по кругу, получается у на вот такая баранка, и кладем ее на противень. Вот и налепили мы с вами калачей, теперь поставим их в печку.А пока калачи пекутся, расскажу я вам одну историю.
«Жили в одной деревушке две девчушки, Настенька и Алёнушка. Настенька очень любила наряжаться в мамины вещи, надевать бусы, туфли и всем говорить «Я уже стала взрослая! ». Алёнушка в тоже время убирала игрушки, подметала пол в избе и тоже говорила: «Я уже стала взрослая! ».
- Как вы думаете, какая же из девочек стала взрослая? Почему?
(Алёнушка стала большой, потому что она помогает маме . А Настя только, любит наряжаться).
Так вот ребята, в народе говорят «По одёжке не суди, по делам гляди».
- Ну, что ж ребята «Делу время, а потехе час», давайте поиграем в
игру Калачи

Бай, качи, качи, качи, Испекли мы калачи, С пылу с жару из печи

Все румяны, горячи. Налетели тут грачи Похватали калачи.

Вот и поспели наши калачи. Красивые румяные, не зря мы с вами постарались. Молодцы! А сейчас проходите к столу пить чай из самовара, как делали наши бабушки. (Воспитатель достаёт из печи калачи).

Музыка (Волшебство)
Ну, что ребята пришло время возвращаться нам из старины в наше время и в наш детский сад. Давайте возьмемся за руки, закроем глаза, и скажем раз-два-три домой попади.
- Понравилось вам путешествие?
(да).
- Как называется жилище из бревен, которые строили на Руси?
(русская изба)
- Чем освещали избу, когда темнело?
(лучиной)
- Каким ремеслом занимались люди в старину?
(шили, вязали, плели лапти, пряли пряжу).
- Как называлось событие, когда парни и девушки собирались в какой-нибудь избе для работы и развлечений?
(посиделки)
- Что было главным украшением избы?
(красный угол, печка).
- Молодцы, ребята!

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени.

Россия – родина для каждого из нас, мы живем в этой стране, любим и гордимся ею. Но вряд ли мы можем с уверенностью сказать о том, что хорошо знаем духовную жизнь нашего народа, историю и культуру страны, как нам бы того хотелось.

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Духовный и творческий патриотизм надо прививать с раннего детства, но педагог не сможет пробудить чувство любви к Родине у ребенка, не будучи сам патриотом.

Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, а всячески доносить это до людей, в первую очередь, начиная с ребенка. Знакомя с русскими народными сказками, играми, песнями, потешками, хороводами, загадками, усложняя и насыщая знания с возрастом.

Поэтому, работая над проектом по приобщению детей к русской культуре и традициям, я разработала сценарий развлечения «Посиделки».

Была проведена большая работа по постановке танца с ложками, разучивание пословиц и поговорок, разучивание оркестра на русских народных инструментах, частушек, привлечение родителей к пошиву русских народных костюмов, изучение русских народных игр и развлечений и т.д.


ПОСИДЕЛКИ

Ведущая 1:

Начинаем, начинаем!

Всех на праздник приглашаем!

И девчонок, и мальчишек,

И тихонь, и шалунишек!

Ведущая 2:

На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить.

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

Ведущая 1: Сегодня мы с вами поиграем, потанцуем, споем частушки и поводим хороводы!!!Вспомним как наши предки проводили свое свободное время без телевизоров, планшетов и телефонов.

Ведущая 2: а начнем мы с показа русских народных костюмов, которые сшили родители с детьми.

Звучит русская народная музыка, дети по очереди показывают свои костюмы.

Ведущая 2: А кто вам шил костюмы? Мамы!!!

«Мать – это живое начало мира и его бесконечность».

«Мать – символ жизни, святости, вечности, тепла и любви.»

В Русской семье было свойственно взаимоуважение, безусловное почитание женщины-матери. Материнство считалось главной целью женщины!!!

Церковные и светские правила требовали беречь и опекать мать. Моральный облик выросших детей определялся их заботой о матери. А пока дети были маленькие, мамы пели им колыбельные (звучит народная колыбельная, девочки качают кукол).

Ведущая 1: А сейчас дети прочитают стихи о матери (читают стихи).

Ведущая 2: На Руси собирались на посиделки в русской избе.

В тесноте, да не в обиде. Нет в мире нигде дома уютнее, чем русская изба.

Срублена она была из сосновых брёвен, воздух в ней пахнет смолой. Особенно хорошо в избе было зимой. За окном Дедко Морозко, да бабка Вьюга, снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно.

/Дети по очереди говорят пословицы/

1) Наша изба ровно тепла – на дворе метель, а у нас тепло!

2) Домом жить – не лукошко шить!

3) Домом жить – не развеся уши ходить!

4) Домом жить – обо всём не тужить!

5) Дом вести – не лапти плести.

Ведущая 1: Хозяюшка в дому, что оладушек в меду:

Она приберёт, она позовёт,

Она одна за всех отвечает!

Молодцы, ребята. Вон сколько пословиц про избу знаете!

Ведущая 2: но сидеть нам не годится!!!

Эй, нарядный народ

Покажи умение:

В танцах, да пенье.

Танец с ложками.

Ведущая 2: Мы сейчас смотрели пляски, а теперь пойдем играть!!! Игра плетень.

Ведущая 1: Берет матрешку в руки.

Матрешка на окошке

Под ярким сарафаном.

А вся семья в матрешке,

Как в доме деревянном.

Поют матрешки в хоре.

Живут, не зная горя,

И дружно, и счастливо,

И весело на диво!

Частушки про матрешек.


Ведущая 2:

Веселимся мы, играем,

И нисколько не скучаем.

Ждет вас новая игра –

«Золотые ворота»!

Описание работы: сценарий данного мероприятия «Весёлые посиделки» предназначен для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ и рекомендован к проведению с детьми старшего дошкольного возраста. Посвященный фольклорной тематике, он, вместе с соответствующими декорациями, костюмами и музыкальными номерами, потешными аттракционами, непременно вызовет у детей интерес к русскому народному творчеству.

Цель: Воспитывать любовь к народному творчеству.

Задачи:

· Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;

· Развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений;

· Дать представление о различном характере народных песен, танцев, игр, хороводов;

· Доставить детям радость.

Взрослые:

· Ведущая

· Хозяйка

· Домовой Кузя

Дети:

· Колобок

· Медведь

· Машенька

Атрибуты :

· Четыре клубка пряжи

· Лисья рукавичка

· Корзинка с рыбой

· Платочек для игры, 8 платков для танца

· 2 ведра, коромысло, снежки

· 8 деревянных ложек

· Короб, пирожки

Анализ : На основе данного сценария был проведен фольклорный праздник с детьми подготовительной к школе группе детского сада «Колосок». Стоявшая изначально цель - воспитывать у детей любовь к народному творчеству была достигнута: дошкольники с интересом рассматривали использованные декорации, с удовольствием исполняли русские народные напевы и танцы, с неподдельным задором участвовали в играх фольклорного характера. Детям к изучению были представлены пословицы, поговорки, песни, которые, несомненно, послужили развитию эстетического восприятия народного творчества. Сюжет мероприятия, его действующие персонажи, пляски, песни вызвали у детей огромный интерес, о чем свидетельствовал высокий уровень их концентрации на происходящем на протяжении всего праздника.

Ход мероприятия

Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: прялка, стол, скамьи, вышитые полотенца, плетёные кружева, деревянные, расписные и гончарные изделия, русские народные игрушки и т.д..

/ На середину зала выходит ведущая (воспитатель) /

Ведущая : На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод -

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить.

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

/ Под русскую народную мелодию «Коробейники» выходит Хозяйка и встречает гостей /

Хозяйка: Милости прошу гости дорогие. Гости званые, желанные. Занимайте места, где кому нравится. Будьте как дома.

/ Входят дети подготовительной группы /

Мальчик: Не беспокойся, Хозяйка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим.

/ Хозяйка рассаживает детей /

Хозяйка: У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.

Мальчик : Гости - люди подневольные, где посадят, там и сидят.

Хозяйка : Редкий гость никогда не в тягость.

Девочка: Дома сидеть - ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.

Хозяйка : Давно я Вас жду - поджидаю, праздник без Вас не начинаю. Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Мальчик : Гостям то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяйке?

Хозяйка: В тесноте, да не в обиде. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба.

Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней пахнет смолой. Особенно хорошо в избе зимой. За окном Дедко Морозко, да бабка Вьюга, снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно.

/ Дети по очереди говорят пословицы /

1) Наша изба ровно тепла - на дворе метель, а у нас тепло!

2) Домом жить - не лукошко шить!

3) Домом жить - не развеся уши ходить!

4) Домом жить - обо всём не тужить!

5) Дом вести - не лапти плести.

6) Хозяюшка в дому, что оладушек в меду:

Она приберёт, она позовёт,

Она одна за всех отвечает!

Хозяйка: Молодцы, ребята. Вон сколько пословиц про мою избу знаете, и про меня не забыли.

Ведущая : Хозяюшка, а мы песню про твою избу знаем. Хочешь послушать?

Хозяйка: С удовольствием, я Вам даже подыграю.

/ Исполняется песня «Русская изба», музыка и слова З. Я. Роот /

Хозяйка:

Вот спасибо мои милые, песня и впрямь про мою избу.

Ну, хватит песни распевать, пора и за работу браться.

Есть у меня для Вас, красны девицы и добры молодцы, одно задание: все нитки мои кот Васька размотал (игрался), помогите мне их в клубочки смотать. Мальчики будут нитки держать, а девочки - сматывать. Как музыка зазвучит, надо ниточку в клубочек наматывать, а как прекратится - хватит Вас и ниточку мотать. Понятно ли задание? Начинаем соревнование.

/ Проводится соревнование «Смотай нитку в клубок» /

Хозяйка : Ну-ка, как вы потрудились? Чей же клубочек больше, да тяжелее? (Хвалит детей)

Работать-то Вы - мастера, а плясать-то умеете».

Ведущая : Веселил нас много раз хороводный перепляс,

Сколько удали, задора, сколько радости во взоре!

/ Исполняется хороводный перепляс «Полянка» (русская народная мелодия) /

Хозяйка: Ребята, как Вы думаете, почему в моей избе так тепло и уютно? (ответы детей)

Правильно! Весь день печка пыхтит - старается. Хлеб печёт, щи, да кашу варит.

Печь избу согревает, да освещает.

Хозяйка : Кто это из-за печи со мной разговаривает?

Хозяйка: Запечный житель? Кто бы это мог быть? А как тебя зовут, запечный житель? Может, ты из-за печки вылезешь, да снами поговоришь?

Хозяйка: Слыхали, слыхали. Как не слыхать? Говорят, ты по ночам любишь пугать стонами, да охами. И не только людей, но и животных домашних? Правда это? А?

Хозяйка: Обижаться не надо - уж очень мы с ребятами хотим на тебя посмотреть. Ребята,

Хочется Вам увидеть настоящего Домового?

Дети: Да!!!

Хозяйка : Тогда давайте дружно позовём его все вместе: «Домовой, Домовой, приходи к нам Домой». А ну, повторяйте все вместе со мной, да подружнее.

/ Хозяйка вместе с ребятами повторяет призыв несколько раз. Наконец, появляется Домовой».

Кузя: (неуверенно) Здра-а-асте, это Вы меня звали?

Хозяйка: Мы, мы, Домовой. Как мы тебе рады, правда, ребята? Проходи, садись к печке, здесь тебе будет уютнее.

Кузя: Спасибо. Добрая ты, видать, Хозяюшка. И меня в гости пригласила, и всех ребят

Научила, как это сделать. И сама какая красавица. Да какая мудрая - ты Хозяюшка чудная!

Хозяйка: Спасибо, спасибо. Захвалил ты меня, а про себя то нам расскажешь?

Кузя : Ну…так и быть - слушайте! (поёт)

Я хозяйственный такой -

Добрый Кузя Домовой.

Сказки сказывать могу,

Всем испечь по пирогу.

Эх, раз, ещё раз

Кузя спляшет Вам сейчас.

Чтобы в доме был покой,

Рад стараться Домовой,

Чтобы мир был и лады -

Охраняю от беды.

Эх, раз, ещё раз

Кузя спляшет Вам сейчас.

Хозяйка: Прекрасная песня. Так тебя Кузей зовут? Давайте поиграем с Кузей, порадуем его.

/ Проводится игра «Домовой». Дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню:

Кузя, Кузя Домовой мы хотим играть с тобой.

Ты на месте повернись, вправо, влево наклонись,

Приседай и вставай, да и нам заданье дай.

Ты на печке не лежи, что нам делать покажи!

(Кузя в центре круга выполняет соответствующие движения. С окончанием пения дети останавливаются и повторяют движения, которые им показывает Кузя.)/

© 2024 sun-breeze.ru
Новые идеи бизнеса - Животные и растения. Заработок в интернете. Автобизнес