Принадлежат слова чтение вот лучшее учение. Чтение — вот лучшее учение

Смолякова Яна

Научно-практическая конференция. «Чтение – вот лучшее учение», - сказал А. С. Пушкин. . Книга - лучший и самый надёжный друг человека на все времена. Книги сопровождают человека всю его жизнь. Они наши помощники. Книги учат нас, что такое хорошо и что такое плохо...

Скачать:

Предварительный просмотр:

Омский Научный центр Сибирского отделения Российской академии наук

Региональная общественная организация «Омский совет ректоров»

Омское региональное отделение Всероссийской общественной организации

«Русское географическое общество»

Детская областная общественная организация

«Научное общество учащихся «Поиск»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Москаленского муниципального района Омской области
«Розентальская основная общеобразовательная школа»

XLVIII

Межрегиональная научно-практическая конференция

школьников и учащейся молодежи

Тема: «Чтение – вот лучшее учение?»

Учебно-исследовательская работа

Научное направление: филология

Выполнила:

ученица 9 класса

МБОУ «Розентальская ООШ»

Смолякова Яна Васильевна

Руководитель:

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Розентальская ООШ»

Веретельникова Ирина Викторовна

Омск - 2015

1.Введение

1.1.История появления первой книги

2.Основная часть

2.1. О проблемах чтения в нашей школе

2.2. Исследование (анкетирование)

2.3. Анализ результатов исследования

3. Заключение

4. Интернет-источники

5. Приложение

Мотивация: « Чтение – вот лучшее учение», - сказал А. С. Пушкин. И я полностью согласна с данным утверждением. Книга - лучший и самый надёжный друг человека на все времена. Книги сопровождают человека всю его жизнь. Они наши помощники. Книги учат нас, что такое хорошо и что такое плохо. Когда читаешь, то развивается память, мышление, появляется потребность говорить красиво. Умение хорошо читать – это и твоё будущее образование, и твоё общение в обществе. И я решила узнать, что читают в нашей школе, как читают, посещают ли ребята библиотеку. Ведь с появлением компьютеров интерес к книге заметно снизился, изменилось отношение людей к чтению, то есть читать стали мало. Я считаю, что любовь к чтению должна прививать не только школа, но и семья. Но… Вот, что я выяснила.

Цель:

Выяснить, что и как читают учащиеся нашей школы, почему снизился интерес к чтению.

Объект исследования : чтение

Задачи :

  • изучить историю появления первой книги
  • показать значение чтения для развития личности
  • провести анкетирование
  • сделать выводы.

Гипотеза : осознание роли и места чтения

Методы и приёмы : сбор, обобщение и анализ информации, анкетирование.

Объект исследования: учащиеся МБОУ «Розентальская ООШ»

Предмет исследования : проблема чтения среди учащихся.

  1. 1.Введение.
  2. 1.1.История появления первой книги.

Сложно сказать, когда люди придумали книгу как хранилище для большого объема мыслей, объединенных (или нет) какой-то единой темой.

А вот история формирования образа книги нам известна.

Первые книги, по свидетельствам историков и археологов, появились в древнем шумерском государстве (территория Месопотамии) и были выполнены на глиняных табличках. Эти прямоугольные таблички расписывали с помощью острой палочки (стилуса) знаками и символами, а потом обжигали так, чтобы табличка затвердела и надписи нельзя было стереть или смять.

Позже появились книги в свитках (такие хранились в знаменитой Александрийской библиотеке древнего Египта). Свитки эти могли быть из пергамента или папируса, и писали на них уже специальными чернилами. В Восточных странах, например, в Китае, книги в свитках были выполнены уже из бумаги, в Европу технология изготовления этого материала пришла значительно позже.

Бумажные книги нередко представляли собой стопку листов, разложенных по порядку в папке для хранения, а также представляли сшитые между собой ленты, то есть как-то скрепленные. А свой современный внешний вид книги приобрели только с изобретением переплета в начале средних веков. В древности с развитием письменности возникла необходимость накапливать полученные знания и передавать их из поколения в поколение. Начали изобретать различные методы хранения и передачи информации. В Европе писали на деревянных дощечках, в Месопотамии - на глиняных табличках, в Индии - на пальмовых листьях.

В Египте был изобретен папирус из стеблей высушенного тростника. Он был очень удобен для хранения написанных текстов. Узкие полоски папируса склеивали между собой и сворачивали в свитки для большего удобства. Так появились первые древние книги - свитки и библиотеки - собрание свитков. В древности, примерно в XI в. до н.э. свою библиотеку имел каждый уважающий себя античный город. Сначала на свитках из папируса писали государственные документы, позже стала появляться литература для чтения: поэзия, философские и исторические труды, романы. Чтение было очень популярно в древнем Риме. Но разворачивать длинные свитки было не очень удобно, поэтому куски папируса стали сшивать вместе и скреплять кожаным переплетом. Так появились первые древние книги.

Позднее книги стали писать на пергаменте. Его делали из шкуры коров, коз и овец, которую вымачивали в известковом растворе, шлифовали и белили мелом. Этот материал был прочнее папируса, но намного тяжелее и дороже. Написанный текст можно было смыть и написать новый. Пергамент пользовался популярностью в эпоху распространения христианства, поэтому писали на нем в основном духовную литературу и сборники молитв. Пергаментные книги тиражировались вручную, их переписывали монахи. В более поздние времена такие книги стали украшаться иллюстрациями, а в переплет вставляли драгоценные камни. Таким образом, книга уже начала приобретать не только историческую, но и художественную ценность.

Из Китая в Европу пришло новое изобретение - бумага. Ее изготавливали из старых тряпок, которые вываривали в огромном чане и выкатывали валиком в тонкие бумажные листы. Первая бумага была не такая красивая, как пергамент, зато очень дешевая, что повлекло за собой распространение книг и популяризацию чтения.

  1. 1.2. Значение чтения для развития личности
  1. Чтение благотворно влияет на развитие человеческого интеллекта. Исследование оксфордских ученых доказало, что чтение приносит для организма пользы не меньше, чем спортивные упражнения, поскольку в процессе чтения литературы человек упражняет весь мозг. В зависимости от способа чтения (читать ради удовольствия или анализируя текст) человеческий организм задействует разные механизмы, позволяющие тренировать познавательные способности мозга.
  2. При чтении включается эффект "погружения" в книгу, когда человек мысленно представляет себя на месте героя, то есть в мозгу начинают функционировать те области, которые в другое время не бывают задействованы. Данный эффект не возникает при просмотре телевизора или в процессе компьютерной игры.
  3. Чтение «правильной литературы» учит высказывать свои мысли, грамотно выстраивать свою речь. Поэтому прочтение художественной литературы хотя бы два часа в день лучше просмотренного фильма.
  4. Чем больше человек читает, анализируя и оценивая поведение и поступки героев произведения, тем больше и лучше формируется его характер и индивидуальность.
  5. Учёные рекомендуют читать научную фантастику, поскольку именно эта литература стимулирует мозговую деятельность, развивает воображение и мышление. Фантастическая литература демонстрирует нам другой мир, там где мы никогда не были и, возможно, никогда не узнали бы о нём. Он может быть отличным от нашего и в плохую и хорошую сторону. Посетив прекрасный мир из книги, мы можем ощутить негодование и недовольство тем, что мы имеем в реальности, и возможно у нас возникнет желание наш реальный мир изменить и улучшить.
  1. Но в современном обществе всё меньше людей осознает необходимость чтения художественной и научной литературы, предпочитая телевидение, социальные сети и компьютерные игры. Хотя учеными из Университета Суссекса было доказано, что 6 минут чтения более чем в 2 раза снижает уровень стресса. И это даже гораздо эффективнее, чем пешие прогулки.
  2. 6. Чтение книг увеличивает словарный запас.
  3. Когда мы читаем произведения разных жанров, то сталкиваемся со словами, которые обычно не используются в повседневной речи. Если какое-то слово нам незнакомо, совсем не обязательно искать в словаре его определение. Иногда о значении термина можно понять по содержанию. Чтение помогает не только в увеличении словарного запаса, но и повышает нашу общую грамотность.

2. Основная часть

  1. 2. 1. О проблемах чтения в нашей школе
  2. Еще совсем недавно ценность книги и чтения в стране была очень велика. В 70-80 гг. прошлого века говорили о СССР как о «самой читающей стране мира». У большинства людей были домашние библиотеки. Это было престижно иметь дома большую библиотеку. Даже простой шкаф с книгами «вызывал уважение». И я решила узнать, как сейчас обстоит дело, как и что читают ребята нашей школы.
  3. На основании небольшого исследования (анкеты) я узнала, что достаточно большое количество учащихся нашей школы вообще не читают. Особенно те, кто живёт в неблагоприятных условиях. Очень мало, кто имеет домашнюю библиотеку. Это всего лишь 2 %. Чтение совсем не пользуется популярностью у учащихся нашей школы.. Гораздо охотнее они играют в компьютерные игры, проводят время в сетях Интернета и за просмотром телевизионных программ, из-за этого у них снизился уровень текстового мышления. Причина снижения чтения и в распространении мультимедийных технологий, которые занимают с каждым годом все большее место в информационном пространстве. Информация, полученная при помощи компьютера и телевизора, лишена основных свойств, присущих книжному тексту. Сведения подаются в легкодоступной, сжатой форме: в виде схем, таблиц, каталогов, картинок с подписями. Современные обучающие программы очень эффективны и позволяют добиться быстрых результатов, но они не приучают к вдумчивой самостоятельной работе с текстом. Проще выбрать правильный ответ из трех предложенных и щелкнуть по нему мышью, чем перечитывать несколько раз параграф или статью в поисках нужной информации. В ходе нашей работы над проектом я провела анкетирование среди учащихся МБОУ «Розентальская ООШ» и выяснила, что лишь 40 % учащихся увлекаются чтением в свободное от учебы время, читают дополнительную литературу помимо программных произведений. Ребята нашей школы недостаточно хорошо информированы о новых изданиях в мире книжной индустрии, тогда как реклама новых компьютерных игр широко распространена как в Интернете, так и на телевидении. Многие ребята удивлялись, что прочитать книгу-это намного интереснее, чем посмотреть фильм, потому что, читая книгу, ты погружаешься в мир героев, сопереживаешь, хочется помочь им, подсказать. А когда смотришь фильм, то нельзя увидеть внутренний мир героя. А ещё я выяснила, что ребятам лень ходить в библиотеку. И туда они идут лишь тогда, когда это требуется в школе по программе. И не так уж мало ребят, которые обманывают, что посещали библиотеку, а там, якобы, не оказалось нужной литературы. Или ещё хуже: библиотека закрыта. И она «закрыта» для тех ребят, которые вообще не берут книгу в руки. Они-то и учатся плохо, потому что читают плохо: пока они прочитают условие задачи или упражнения, запинаясь на каждом слове, то уже и забыли, о чём читали. И это очень страшно. Раньше ребята начальных классов хоть что-то читали и с большим интересом читали, а сейчас и среди младших школьников мало тех, кто интересуется книгами.
  1. 2.2. Исследование (анкета)- приложение.

Ребятам нашей школы были предложены вопросы для того, чтобы выявить, чем всё-таки для них является чтение: необходимостью, отдыхом или повинностью.

  1. 2.3. Анализ результатов исследовании
  1. Любите ли вы читать?

Вывод: большинство опрошенных читать не любят. Сюда можно отнести и тех, кто затруднялся ответить.

  1. Назовите книги, прочитанные самостоятельно.

Вывод: Всего 6 процентов опрошенных читают художественную литературу. А сказки читают (25%) учащиеся начальных классов и учащиеся 5-6 классов.

  1. Чему отдаёте предпочтение?

Вывод: большинство опрошенных предпочитают посидеть за компьютером или посмотреть мульфильм.

4. Интересуются ли родители вашим чтением?

Вывод: многие родители не интересуются тем, что и как читают их дети.

5. Ходите ли вы в библиотеку?

Вывод: большинство ребят не ходят в библиотеку

6. . Хорошо ли вы читаете?

Вывод : большинство опрошенных плохо читают

7.Мотивы чтения.

Вывод: многие считают, что читать нужно только то, что задано на уроке.

8.Знаете ли вы, что книги необходимы для развития человека?

Вывод: 100 % опрошенных согласны с данным утверждением.

9.Имеете ли вы домашнюю библиотеку?

Вывод: 98% опрошенных ребят домашнюю библиотеку не имеют. Объясняют это тем, что книги сейчас очень дорогие.

10.Когда вы читаете?

Вывод: данный вопрос ещё раз подтверждает, что учащиеся нашей школы читать не любят.

  1. Заключение.

Вывод по анкетированию.

  1. Ученики, участвующие в опросе, знают, что читать надо, что чтение – это увлекательное путешествие в мир науки, в мир великих открытий, в мир познания себя. Но компьютер вытеснил этот мир. Ребята считают, что, сидя за компьютером, они получают полную информацию. Но забывают о том, что лишают себя удовольствия – это чтения. Сегодня ребята все реже находят время для чтения. Ведь намного проще отдыхать, взяв в руки пульт от телевизора или открыв ноутбук, погрузившись в виртуальную реальность компьютерных игр. Не все понимают, что у читающих людей выше шанс построить успешную карьеру. Они даже выглядят моложе и дольше живут. Именно книги дают почву для полета фантазии и развития речи. Ученые давно выяснили, как сохранить ясность ума на протяжении всей жизни: нужно постоянно развивать свой мозг. Один из лучших способов делать это- регулярно и вдумчиво читать. И ещё один момент настораживает - это то, что родителям некогда следить за тем, как читает их ребёнок. А многие родители просто не интересуются чтением своего ребёнка. Если бы именно родители подталкивали своих детей к книге, толку было бы больше.

1.Поможет приобщиться к чтению семья, школа, библиотека.

3.Обязательно делитесь прочитанным с родителями, друзьями, одноклассниками.

4.Создайте свою домашнюю библиотеку разнообразной тематики.

5.Читайте хорошую художественную литературу

6 Читайте не только перед сном, а как можно чаще.

  1. Опрос проводился и среди учителей. Стыдно было бы, если учителя не любили бы читать. Все любят почитать хорошую книжку, а также журналы и газеты. Наши педагоги имеют домашнюю библиотеку. И, конечно, они понимают и знают, что ни телевизор, ни компьютер не может заменить чтение. Педагоги считают, что читая, они отдыхают душой. Многих книга успокаивает после напряжённого трудового дня. И они стараются нам привить любовь к чтению, устраивая конкурсы чтецов, литературные композиции, привлекают к участию в различных конкурсах, связанных с чтением и литературой. Да и когда участвуешь в любом конкурсе, то всё равно обращаешься к разным источникам. А ещё наши учителя организовывают посещение библиотек (районной, сельской и школьной). Я надеюсь, что ситуация в нашей школе изменится в положительную сторону. И всё-таки я хочу произнести фразу «Чтение –вот лучшее учение» не со знаком вопроса, а радостно крикнуть: «Чтение – вот лучшее учение!»

Продолжаем цикл статей в поддержку чтения , основная задача которых – воспитание у молодого поколения стойкого интереса к чтению и читательской культуры. В этих материалах содержатся конкретные рекомендации, сценарии литературных мероприятий, игры, упражнения и многое-многое другое (ссылки на все статьи приведены в конце страницы).


Дорогие друзья! Мы надеемся, что вас тоже волнуют проблемы, связанные с чтением, которые возникли в результате снижения интереса к чтению у наших сограждан, падения уровня читательской культуры и грамотности. Особенно у детей и подростков.

Сегодня чтение для многих людей не является жизненной необходимостью, а Книга перестала быть другом, нравственным авторитетом, воспитателем. Постепенно исчезают связанные с чтением традиции, в том числе семейные, на которые опирались предшествующие поколения. Известно, что в старину книги хранили очень бережно, передавая от поколения к поколению как бесценный дар. Ведь именно книги содержат мудрые мысли и важные сведения, накопленные человечеством, являются лучшими собеседниками и врачевателями души. В большинстве семей обязательно собиралась не только взрослая, но и детская библиотека, формировалась привычка семейного чтения, особенно перед сном. Читали и дети, и взрослые, читали вслух. Было принято дарить книги, вместе обсуждать прочитанное.

А что сегодня? А сегодня книга утрачивает свое значение. В результате утрачивается духовный опыт и традиции, накопленные поколениями, что приводит к существенному снижению уровня грамотности населения, резкому падению общей культуры личности, разобщенности людей, скудоумию. "Люди перестают мыслить, когда перестают читать," – учит Дени Дидро, французский писатель и философ-просветитель. Во все времена на Руси у просвещенных людей Книга считалась источником знаний, главным учителем. И мы недаром озаглавили нашу статью известным высказыванием А.С.Пушкина «Чтение – вот лучшее учение!» .

И сегодня именно те, кто напрямую связан с воспитанием подрастающего поколения, уже забили тревогу. И мы в их числе. Нашими призывами мы пытаемся привлечь внимание общественности, а нашими статьями, имеющими практическую ценность (рекомендации, игры, упражнения, сценарии мероприятий, литературные конкурсы и т.п.) , – привить интерес к чтению и научить читать, но не буквы складывать, а читать вдумчиво, продуктивно, получая от самого процесса удовольствие.

Известно, что воспитание любви к чтению и культуры чтения происходит в эмоционально благоприятной обстановке, часто с применением определенных методов и приемов стимулирования интереса к чтению и совершенствования техники чтения (в указанных ниже статьях они описаны достаточно подробно). Увлекательные и грамотно организованные мероприятия (как школьные, так и в кругу семьи) способны решить проблемы большинства современных школьников, связанные с отсутствием привычки читать вдумчиво , выработать у них потребность в самостоятельном чтении. Любой учитель, воспитатель, родитель, библиотечный работник при желании может внести свой вклад в это чрезвычайно благородное дело. Даже превратить занятия по преодолению трудностей чтения в незабываемую увлекательную игру думающему человеку не составит большого труда. А мы всегда готовы помочь.

Мы планируем продолжить наш литературный конкурс для школьников «Я – писатель», как только найдем учредителя или просто спонсора (). Когда это произойдет, сразу на главной странице сайта появится Положение о конкурсе. Следите. Одной из тем авторской творческой работы обязательно станет наряду с темой «Мой вклад в поддержку русского языка» и тема «Мой вклад в поддержку чтения».
А вы, дорогие школьники , уже сейчас можете присылать свои сочинения на адрес Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . И уже сейчас лучшие работы мы опубликуем на страницах нашего сайта с соблюдением вашего авторства (не забудьте указать полное имя, фамилию, класс, название и место образовательного учреждения). А потом, когда конкурс начнет свою работу, эти сочинения обязательно будут рассмотрены нашим жюри. В прошлом сезоне мы опубликовали в статье очень интересные работы школьников-конкурсантов на эту тему. Читайте, они необыкновенные.

Для большей убедительности наших намерений и действий мы приводим 17 причин в пользу чтения, описанных Шведской академией детской книги.

  • Книга – это развлечение и приключение. Она способна заставить нас плакать и смеяться. Книга может утешить и подсказать выход из трудной ситуации.
  • Книга развивает нашу речь, расширяет наш словарный запас.
  • Книга пробуждает нашу фантазию и учит нас мыслить образами.
  • Книга рождает у нас новые вопросы, над которыми стоит задуматься.
  • Книга развивает наше мышление. Из нее мы узнаем понятия, которые помогают нам мыслить, и новые идеи. Она расширяет горизонты нашего мира.
  • Из книг мы узнаем о других странах, кто, где и как живет, о природе, технике, истории – обо всем на свете, что нас интересует.
  • Книга учит нас сопереживать. Она позволяет нам почувствовать себя в положении другого человека и понять, что он чувствует.
  • Книга побуждает нас задуматься о том, что верно, а что ошибочно, что хорошо, а что плохо.
  • Книга объясняет нам, как устроен мир и как все в нем взаимосвязано.
  • Книга открывает нам, что на один вопрос может быть несколько ответов и что на любую проблему можно посмотреть с разных сторон.
  • Книга помогает нам понять нас самих. Ты больше уверен в себе, когда знаешь, что есть люди, которые думают и чувствуют так же, как и ты.
  • Книга открывает нам, что все люди разные. Читая книги, написанные в разные эпохи и в разных культурах, ты становишься терпимее, учишься преодолевать предрассудки.
  • Книга – лучшее средство от одиночества. Ее можно читать, где угодно. Книги можно бесплатно взять в библиотеке.
  • Книга – часть культурного наследия. Она дарит нам общность впечатлений и знаний.
  • Хорошую детскую книжку хочется читать вслух. Такое чтение приносит радость и детям и взрослым. Книга – это мост между поколениями.
  • Детская книга – это результат труда многих людей: писателя, художника, редактора, печатника, дизайнера, корректора, фотографа, библиотекаря, издателя, продавца книжного магазина и др. Она обогащает культурную среду. Книга является важным предметом культурного экспорта и представляет нашу страну за рубежом.
  • Детская книга – это первая встреча с литературой – бесконечным миром, который остается с нами на всю жизнь.

Добавим, что человек, который не дружит с книгой, вряд ли может быть интересным собеседником, чья речь богата афоризмами, сравнениями, фразеологизмами и т.п. Отметим, например, что результат работы школьника над пословицами и фразеологизмами очень хорошо отражает качество и частоту его общения с книгой.

Приведем в пример упражнения , которые являются подходящим материалом для тестирования (О.Холодова. Юным умникам и умницам. 3 класс. Рабочая тетрадь, 2 часть) .

1. Составь пары, подобрав к фразеологизмам из первого столбика близкие по смыслу



2. Составь пары, подобрав к фразеологизмам из первого столбика противоположные по смыслу фразеологизмы из второго столбика.

Тема: Чтение – вот лучшее учение.

Цель: образовательная: раширение кругозора учащихся;

воспитательная: привитие любви к чтению книг;

развивающая: развитие познавательного интереса.

Ход классного часа.

  1. Организация класса.

II. Сообщение цели.

(Звучит музыка В.Шаинского «Вместе весело шагать». В класс входят книги.)

1-я книга:

Здесь учатся многоуважаемые первоклассники? Наконец-то мы вас разыскали. Мы знаем, что вы уже научились читать, и ещё нам рассказывали, что головы у вас умные, сердца добрые и справедливые, глаза зоркие, а руки умелые.

Мы хотим поближе познакомиться с вами, такими замечательными ребятами. Мы, мудрецы, живём в книжном царстве – мудром государстве.

2-я книга: Сколько звёзд на небесах,

Столько цветов в лесах,

Сколько капель в Днепре,-

Сколько книг на земле!

Есть с ладошку одни,

Есть – большие тома,

Проживают они

Вместе с вами в домах.

Учитель: Новых книг живые строки

Открывают путь широкий.

Жить без книг мы не могли бы,

Книгам добрым, интересным –

Мы всем классом шлём привет!

Для чего нужны книги?

Чтение – вот лучшее учение!

III. Беседа.

Учитель: «Всем хорошим во мне я обязан книгам», - писал А.М.Горький. С самого детства жизнь человека неразрывно связана с книгой. Величайшим счастьем для ребёнка является встреча в детстве с книгами. Сначала это волшебный мир сказок. Сказки учат человека быть человечными. Они заставляют огорчаться из-за чужого несчастья, радоваться радостям другого, переживать за героев сказки.

Но не только сказки учат человека добру и справедливости. Нет такой области в жизни и деятельности человека, которая не была бы связана с книгой. Одни книги учат добру, другие – любви к природе, третьи хранят и передают человеческие знания. Книги – добрые учителя человека. Любая книга может помочь человеку в трудную минуту. Помочь советом, ответить на любой вопрос.

Русская народная пословица говорит: « Кто много читает, тот много знает». Книги рассказывают нам о многом: о нашей Родине, её просторах, о её лучших людях и их труде, о научных открытиях.

Что нового вы узнали за последнее время?

Откуда вы это узнали?

В последнее время издаётся огромное количество детских книг, журналов.

Каждый ребёнок может выбрать любую интересующую его литературу. Что больше всего вы любите читать?

Чем привлекает вас эта тема?

В настоящее время изданы различные серии энциклопедий. Это «Что такое, кто такой?», «Я познаю мир», «Почемучка» и другие.

Другая пословица говорит, что «Книга – наш помощник в труде». Рабочий читает книги о станках, чтобы лучше ими управлять, колхозник, о том, что надо сделать, чтобы вырастить богатый урожай, врач, о том, как лучше лечить людей, чтобы они меньше болели, учитель, о том, как лучше учить и воспитывать детей. Каждый человек постоянно находится в поиске новых знаний, а где их можно получить?

Книги помогают понять окружающую нас жизнь. Поэтому читать их надо внимательно, не спеша, не пропуская страниц. Мы бережно должны относиться к книге.

1-я книга :

Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками. Мне будет стыдно, если меня возьмут другие читатели. Не пишите на мне ни ручкой, ни карандашом – это так некрасиво. Если вы не закончили читать, то вложите в меня закладку, чтобы я могла удобно и спокойно отдохнуть. Помогите мне остаться чистой, а я помогу вам стать умными, грамотными и эрудированными.

Учитель:

- Чтобы узнать, хороший ученик или нет, достаточно посмотреть на его книги. Ученик, который любит читать, бережно относится к книгам, они у него всегда в порядке, а у нерадивого ученика все листочки завёрнуты, грязные. Об этом и говорят наши книги.

(Выходят две ученицы. Их костюмы – обложки книг. Одна красиво оформлена, а другая – рваная, растрепанная. Ученик, сидя за партой, громко читает стихотворение М.Ильина «Две книжки»).

Однажды встретились две книжки,

Разговорились меж собой.

Ну, как твои делишки? –

Одна спросила у другой.

Ох, милая, мне стыдно перед классом,

Хозяин мой обложки вырвал с мясом!

Да, что обложки… Оборвал листы!

Из них он делает кораблики, плоты

И голубей…

Боюсь, листы пойдут на змей,

Тогда лететь мне в облака!

А у тебя целы бока?

Твои мне незнакомы муки,

Не помню я такого дня,

Что бы не вымыв чисто руки,

А посмотри-ка на мои листочки,

На них чернильной ты не увидишь точки,

Про кляксы я молчу – о них

И говорить-то неприлично…

Зато и я его учу

Не как-нибудь, а на «отлично».

Ну, мой на тройках едет еле-еле

И даже двойку получил на той неделе.

IV . Итог.

  • Чем помогли вам книги?
  • Часто, читая книги, задумываешься над своими поступками. Книга самый главный учитель. Она учит жизни, учит любить и уважать человека, поэтому нельзя относиться к книге, как к вещи, без которой легко можно обойтись. Как хорошо, что в жизни есть мудрые и добрые друзья и советники – книги! Читайте книги и вы станете мудрее и умнее.

VII краевой конкурс учебно-исследовательских работ «Муравьишка»

для обучающихся 1 - 6 классов

Кудымкарский район

МАОУ «Кувинская средняя общеобразовательная школа»

Литературоведение

Влияние техники чтения

на успеваемость учащихся

Истомина Виктория Валерьевна,

3 класс, МАОУ «Кувинская средняя общеобразовательная школа»,

342601692,

Отинова Татьяна Анатольевна,

9091140293

Пермь, 2018

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

1. Что такое чтение? …………………………………………………………...4

1.1 Что такое чтение? ……………………………………………………….4

2. Практическая часть

2.1. Анкетирование учеников класса……………………………………….8

2.2.Выполнение домашних заданий по литературе……………………….10

2.3.Упражнения на развитие навыка чтения……………………………….11

Заключение………………………………………………………………….. 14

Библиографический список ……..………………………………………….15

Приложения…………………………………………………………………..16

Моя бабушка говорит, что раньше нашу страну называли самой читающей в мире. А сегодня дети мало читают, все больше телевизор смотрят или сидят за компьютером. Я подумала и решила проверить, действительно ли современные дети стали меньше читать? Беседуя с одноклассниками я поняла, что многие ребята совершенно не любят читать. Мне стало интересно, а влияет ли чтение как-то на учебу? Решила провести исследования.

Тема: Влияние техники чтения на успеваемость учащихся.

Цель работы: определить влияние значимости техники чтения в успешности обучения школьников.

Задачи:

1. Выяснить отношение учащихся нашей школы к чтению.

2. Изучить результаты техники чтения нашего класса.

3. Выявить уровень взаимосвязи техники чтения и качества успеваемости.

Объект исследования : учащиеся нашей школы.

Предмет исследования : чтение и успеваемость учащихся.

Гипотеза: если низкая техника чтения учащихся, то и низкое качество успеваемости.

Мною использовались следующие методы исследования:

    Изучение литературы и источников Интернета по данной теме.

    Проведение анкетирования.

    Анализ полученных результатов.

    Формулировка выводов.

Ценность полученных результатов заключается в том, что учащиеся начнут не только больше читать, но и полюбят это занятие. А это значит, что они лучше будут учиться.

Для написания работы мы использовали Интернет-ресурсы, пословицы и поговорки, упражнения из «Занимательной педагогики».

I . Что такое чтение?

1.1. Что такое чтение?

Чтение – главное умение человека в жизни, без которого он не сможет постичь окружающий мир. «Книга – это учитель без платы и благодарности. Каждый миг дарит тебе откровения мудрости.» (А.Навои)

Чтение – это процесс преобразования буквенных символов в словесные, процесс получения информации из книги. Чтение – главное умение человека в жизни, без которого он не сможет постичь окружающий мир.

Навык чтения – это и то, чему учат, и одновременно то, посредством чего ученик сам учится.

Книга развивает кругозор. Ведь это так интересно заглянуть в неё и представить прошлое: сражения, царей, рыцарские турниры, войны, географические и научные исследования, узнать об истории своей Родины и познать культуру и религию других народов. Об одном и том же событии можно прочитать и художественную и научную литературу. Это помогает создать яркую, целостную картину события.

Книга развивает мышление и фантазию. Мысленно побывать в других странах и городах, представить и очутиться во временах динозавров или в будущем. Телевидение же даёт нам готовую «картинку» в которой за тебя пофантазировал режиссёр фильма. Читая книгу представляешь персонажей и окружающую обстановку совершенно иначе.

Книги помогают нам принимать правильные решения. Иногда, смотря на героев книги, мы узнаём самих себя или своих друзей, мы учимся на чужих ошибках и стараемся их не допускать.

Читая любое произведение, мы становимся грамотнее, как в устной, так и в письменной речи. Мы пополняем свой словарный запас, тем самым делаем себя более интересным человеком.

Нашла несколько исследований, которые расскажут, какие конкретные навыки улучшаются, когда мы читаем. Теперь проводить время с книжкой будет еще приятнее.
1. Чтение уменьшает стресс. Предпочитаете прогуляться или послушать музыку, чтобы избавиться от стресса? Ученые из Университета Сассекса считают, что вместо этого вам стоит почитать книгу. Чтение было признано наиболее эффективным способом уменьшить стресс. Всего 6 минут чтения более чем на две трети снижает уровень стресса.
2.Чтение поможет избавиться от бессонницы.
Чтение - один из наиболее эффективных способов успокоиться и настроиться на сон. Яркий свет от телевизора или телефона посылает в мозг сигнал о том, что пора просыпаться. Чтение книги с приглушенным освещением имеет противоположный эффект - мозг понимает, что самое время отдохнуть.
3. Чтение делает вас более чуткими.
Во время чтения вы наверняка сопереживаете героям книги. Исследования показывают, что, проникаясь художественным произведением, человек учится сочувствию и эмоциональному пониманию другого человека в реальной жизни.
4. Чтение делает вас более привлекательными.
Высокий интеллектуальный уровень делает вас более привлекательным для людей. Возможность поддержать беседу на любую тему и блеснуть эрудицией при знакомстве дает больше шансов, что человек отдаст предпочтение именно вам.
5. Чтение улучшает память и мыслительные способности.
Всякий раз, когда вы читаете, вы тренируете мозг. Каждый раз он создает новые связи для сохранения полученной информации. Исследования выяснили, что у постоянно читающих или пишущих людей снижение мыслительной активности происходит гораздо медленнее, чем у тех, кто редко дает подобные нагрузки на мозг.
6. Чтение расширяет словарный запас.
Когда вы читаете, то сталкиваетесь со словами, которые обычно не используются в повседневной речи. Если какое-то слово незнакомо, не обязательно искать его в словаре. Иногда значение можно понять по общему содержанию. Чтение помогает не только в увеличении словарного запаса, но и повышает общую грамотность.
7. Чтение делает вас хорошим рассказчиком.
Чем больше чужих историй вы читаете, тем лучше будете рассказывать свои. Вы научитесь отфильтровывать ненужную информацию и лучше подавать нужную. Чем увлекательнее будут ваши истории, тем интереснее вы будете казаться другим, тем убедительнее для них будут ваши слова.

Но нельзя забывать о том, что книги нужно читать предназначенные для своего возраста. Глупо, если в шестнадцать лет человек читает сказки «Теремок» и «Репка», а пятилетнему малышу мама на ночь читает «Мертвые души» Н.В.Гоголя.

Кто не слышал поговорку «Книги – лучшие друзья!»? Это действительно так, и это нужно признать! К сожалению, сейчас любовь к чтению заметно погасла – все заменил вездесущий компьютер и ненасытный Интернет.

Если сравнить чтение с другими современными развлечениями, как например, просмотр кинофильмов, увлечение музыкой, игра в компьютерные игры, то его преимущество состоит, хотя бы в неоспоримой пользе для развития мыслительных способностей.

Дети и подростки, часто читающие литературу, имеют более высокий интеллект, чем те, кто пренебрегает этим полезным занятием. Это ли не доказательство всего вышесказанного? Более того, многие известные люди, добившиеся в жизни успехов, признаются, что ни на что не променяют свои библиотеки и возможность почитать любимую книгу.

При чтении необходимо одновременно понимать прочитанное, мыслить, проявлять волевые качества, включать процессы памяти, внимания, восприятия. От скорости чтения зависит процесс развития школьника. Быстро читают обычно те дети, которые читают много, а, значит, усваивают много информации. В целом навык чтения складывается из двух сторон: смысловой и технической. Под главной смысловой стороной чтения понимают, что читатель понимает слова, употреблённые в прямом и переносном смысле, понимает содержание отдельных глав и абзацев.

В техническую сторону чтения входит несколько составляющих: во-первых, правильность чтения, т.е. умение прочитывать правильно слова без искажений, замены или перестановки букв, слогов, слов. Во-вторых, умение понимать содержание текста, его смысл. В-третьих, выразительность – умение эмоционально передать читаемое, соблюдая знаки препинания автора и понимая их смысл. В-четвёртых, это способ чтения. Различают четыре способа чтения:1) побуквенный, 2) слоговой, 3) плавный слоговой с прочтением целыми словами, 4) чтение целыми словами. В-пятых, это темп чтения, т.е. скорость прочитывания слов в минуту. Навык чтения формируется в период обучения в начальной школе, поэтому в начальных классах есть свои нормы чтения. К концу 4 класса по требованиям программы ученики должны читать не менее 90 слов в минуту.

Однако существуют и другие мнения. Некоторые педагоги и учёные считают, что оптимальная скорость чтения – это чтение в темпе разговорной речи, т.е. 120 – 150 слов в минуту. Именно к такому темпу приспособился артикуляционный аппарат человека.

II . Практическая часть

2.1. Анкетирование учеников класса

Как вы вообще представляете жизнь без книг? Это же скучно и неинтересно! Многие дети в свободное время играют в компьютерные игры или смотрят по телевизору мультфильмы, сериалы. Какой от них толк? Чему может научить Губка Боб или Терминатор? А книга – это ключ к знаниям. Читая, её ты узнаешь много нового и полезного для себя. Даже древние люди говорили: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

Книга развивает кругозор. Ведь это так интересно заглянуть в неё и представить прошлое: сражения, царей, рыцарские турниры, войны, географические и научные исследования.

Мне стало интересно узнать, любят ли читать ребята из нашего класса и нашей школы. Заходили в любой класс или, проходя по коридору, задавали вопрос учащимся: «Любишь ли читать?»

По ответам ребят стало понятно, что любят читать единицы. Многие мотали головой, что это занятие им не нравится.

Я решила узнать какое место чтение книг занимает у моих одноклассников. Для этого провела анкетирование. В анкете был вопрос «Чем я люблю заниматься в свободное время?» и пять вариантов ответа:

    Гулять с друзьями;

    Смотреть телевизор;

    Играть на компьютере или телефоне

    Заниматься спортом.

Надо было выбрать и отметить один вариант проведения свободного времени. В результате при подсчете голосов оказалось, что читать в свободное время любят 6 человек, столько же гулять с друзьями, два человека – смотреть телевизор,1 человек - заниматься спортом и 3 человека – играть в компьютер.

Эту же анкету писали ребята из шестого класса. По результатам видно, что любит читать один человек, а шесть человек не мыслят себя без игры на телефоне или компьютере.

В школьную библиотеку из нашего класса записаны все, но посещают 5 человек, ещё 5 человек посещают ее 1-2 раза в месяц. Остальные дети в этом учебном году еще не посетили. Хотя ребята из 2 «б» класса посещают постоянно. Если в среднем учащиеся 2 «а» класса прочитали 2 книжки, то учащиеся 2 «б» 6 книжек.

На вопрос, «С какой целью ты посещаешь библиотеку?» мы получили очень интересные ответы. 48 человек ответили, что ходят за книжками, чтобы их прочитать, а 6 человек, чтобы поиграть в шашки. По этим данным видно, что не любят многие ребята нашей школы читать, не думают, что чтение влияет на успеваемость.

Проведя анкетирование, я узнала, что только 6 учеников с удовольствием читают в свободное время. Остальные же читают не по собственному желанию, а по заданию учителя и требованиям родителей.
Я решила проверить помогает ли умение быстро читать в учении.

В нашем классе мы проверили технику чтения своих учеников. Проверка показала, что из 18 учащихся 8 читают на «5», 4 на «4», 3 на «3» и 3 на «2».

Далее я решила выяснить: сколько учеников в нашем классе ударников. Из журнала стало известно, что из 18 аттестованных учащихся 12 ударников. Это те, которые читают выше нормы или норму.

Значит, можно сделать вывод, что учеба зависит от чтения.

В классе мы ввели домашнее чтение, т. е. ребята должны каждый день читать по три страницы, родители должны подписываться в дневник, подтвердить, что ученик прочитал. Это учитывается в таблице, которое ведут сами ребята. По этой таблице видно, у кого низкая техника чтения они дома дополнительно читают очень редко.

2.2.Выполнение домашних заданий по литературе

Я посчитала количество слов в одном из параграфов учебников 2 и 6 классов и проверила исследование, сколько времени необходимо на выполнение домашнего задания.

Посчитала количество слов в киргизской сказке «Мудрый старик» в литературном чтении учебника 2 класса. Текст состоит из 527 слов. Ученик при скорости чтения 100 слов в минуту прочитает этот текст за 5 минут. Для лучшего запоминания текста желательно перечитать ещё раз (+5 мин.) на вопросы потратит ещё 10 минут. На пересказ ещё 5 минут. Итого для приготовления домашнего задания по литературному чтению ученику понадобилось 25 минут времени. А если ученик читает во 2 классе 23 слова, то на чтение уйдет 21 минута. Плюс еще 20 минут для повторного чтения-осмысления, еще на пересказ минут 10. Всего необходимо ученику с таким чтением около часа. Конечно же для ученика второго класса это очень большая нагрузка. Ученик устает и плохо усваивает материал. Как следствие – падает успеваемость.

В старших классах объём информации увеличивается в 2-3 раза. Взяли пример из 6 класса. Учебник литературы с произведением «Бежин луг» И.Тургенева. Объём слов данного параграфа – 5954 слова. Со скоростью чтения 100 слов в минуту ученик прочитает почти за час, ответы на вопросы потратит 10 минут, а на пересказ 15минут. Всего на эту работу ученик потратит полтора часа.

При скорости 30 слов в минуту, около трех часов на чтение этого произведения. Если добавить время, проведенное в школе (5 уроков) 4,5 ч. получается целый рабочий день взрослого человека (а ведь необходимо ещё время для отдыха). Из-за слишком большой нагрузки ученик быстро утомляется, плохо усваивает материал и становится неуспевающим.

2.3.Упражнения на развитие навыка чтения

1.Чтение перевёрнутого текста. Страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевёрнутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нём читать.

Это упражнение способствует:

Формированию в памяти ребенка целостных образов слов и букв.

Развитию умения сочетать побуквенный анализ с прогнозированием окончания слов.

2.Корректировка деформированных предложений

Дети очень любят загадочные, заколдованные предложения. Пусть ученик попробует найти в этих предложениях смысл, расставив слова верно в нужной форме.

1. стоящего мимо осторожно автомобиля проходи

2. дали каши Маше манной нашей

3. летом одним и зимой цветом

4. рыбу на ловят рыбаки рыбалке

5. ко мне друзья пришли мои на праздник

6. у деда Мороза красивые легкие сани были

7. любимое дерево мое белая береза

8. в саду в нашем расцвела клубника

9. мы электричке на доехали до станции

10. ледяная крутая и длинная горка была

3.Восполнение пропусков букв в словах

Предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами. Пропуски отмечаются пробелами или точками.

Восполнение пропусков способствует быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова, учитывая и соотнося его первые и последние буквы в едином зрительном образе. Упражнение формирует умение учитывать контекст каждого слова, обращать внимание на соседние слова, забегая глазами вперед, что типично для хорошо сформированного навыка чтения.

Это упражнение способствует так же развитию словесно-логической памяти, благодаря остановкам из-за пропуска букв возникает необходимость удерживать в памяти прочитанное ранее. Например: Ш - а С - - а по ш ---е и с- с--а с---у.

4.Мнимое слово

Один ученик в ходе чтения произносит неправильно слово, а другой прерывает чтение и прочитывает слово с исправлением.

Расширение поля зрения

5.Одной из причин низкой техники чтения может явиться малый угол зрения. Раз угол зрения мал, то в поле зрения такого читателя попадает меньше букв (частей строк), чем вообще возможно. И здесь изобретены приемы, помогающие расширить угол зрения: один из таких приёмов «ёлочка». (Приложение)

Задача состоит в том, что бы глядя в центр на цифру видеть одновременно два слога одного слова.

6.Чтение с повтором. Каждое предложение читается следующим образом: Звезды-…; Звезды – огромные…; Звезды – огромные раскаленные… ; Звезды огромные раскаленные шары.

7. Чтение по кругу. Текст читается три раза по 1 минуте (все время начинать с одного места). Каждый раз отмечается место остановки. Затем считается сколько слов прибавилось от места 1 остановки до места остановки 3.

Можно много говорить о технике чтения, но не следует забывать и здоровье. Существуют правила гигиены чтения.

Правило 1. Как можно меньше смотреть телевизор.

Правило 4. Не забывать про активные виды деятельности для укрепления здоровья. Для укрепления зрения предпочтительнее занятия футболом, хоккеем, баскетболом, волейболом, теннисом.

Правило 5. Постоянно следить и укреплять своё зрение с помощью упражнений. Раз в год проверять зрение у врача.

Заключение

В ходе выполнения работы мы пришли к выводу, что чтение является самым важным фактором, влияющим на успеваемость. Причем навык чтения должен быть сформирован уже в начальной школе, только тогда учащиеся среднего и старшего звена могут добиться успехов в обучении.

Итак, результаты проведённой нами исследовательской работы привели нас к выводу, что именно книги являются источником знаний, делают нас умнее, образованнее. Именно чтение книг влияет на успеваемость школьников. Прав великий русский писатель А.С. Пушкин: «Чтение – вот лучше учение!»

Библиографический список

1. Вдовина Е.Л. Формирование навыков чтения. – М. Просвещение, 2006. -185с.

2. Хаблин Д.А. Формирование учебных навыков. – М.: Просвещение, 1989. -105с.

3. Шакирова Е. П., Токарева О.А. Профилактика нарушений зрения и осанки у детей. - Киров. 2005 – 76 с.

4 .

Цели и задачи урока:

Образовательные:

  • повторить тему «Устное народное творчество. Пословицы и поговорки»;
  • способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по древнерусской литературе;
  • дать понятие о летописи и летописании на Руси;

Развивающие:

  • повышать творческую активность учащихся, развивать интерес к изучению древнерусских летописей;
  • совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас языка учащихся.

Воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях, которые содержатся в книгах, чуткости и внимательности к слову, любви к чтению.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Место данного урока в теме: Первый урок в данной теме.

Метод: Комбинированный, интегрированный с использованием компьютерных технологий.

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийная аппаратура;
  • презентация урока <Приложение 1 >
  • рисунки, иллюстрации;
  • выставка книг «Книга в твоей жизни»:
  1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать. Книга для учащихся старших классов. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Когда книга учит.– М.: Педагогика, 1991.
  3. Дацкевич В. Как делают книгу. – М.: Детская литература, 1987.
  4. Линкова И.Я. Ты и твоя книга. Книга для чтения. – М.: Просвещение, 1981.
  5. Николаева Л.А. Учитесь быть читателем. Старшекласснику о культуре работы с научной и научно-популярной книгой. – М.: Просвещение, 1982.
  6. Немировский Е.П. Путешествие к истокам русского книгопечатания. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1991.
  7. Смирнов-Сокольский Ник. Рассказы о книгах. – М.: Книга, 1977.
  8. Павлов И. Про твою книгу. – Л.: Детская литература, 1991.
  9. Тимаев Р. Живи, книга! Практические советы о том, как продлить жизнь книги. – М.: Молодая гвардия, 1978.
  10. Чирва А. Книга в твоих руках. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1985.
  11. Цюрупа Э. Умеешь ли ты читать? Книга о книгах и людях, их написавших. – М.: Советская Россия, 1967.

Ход урока

I. Организационный момент. Слайд 1

1. Сообщение темы урока и постановка задачи. Слайд 2

Учитель. «Чтение – вот лучшее учение». Так называется наш урок литературы, а эпиграфом к нему станет пословица: «Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно».

Что такое пословица ? (краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль ).

Какие пословицы о книге вы знаете?

2. Проверка домашнего задания (учащиеся зачитывают пословицы).

С книгою жить – век не тужить.
Одна книга тысячи людей учит.
Дом без книги – день без солнца.
С ручейка – река, с книг – знания.
Книга – лучший друг. <Слайд3 >

II. Создание проблемной ситуации .

Учитель. Давайте вспомним тему нашего урока: «Чтение – вот лучшее учение». Можно ли назвать это высказывание пословицей? Это слова Пушкина, который всю свою жизнь посвятил книгам. О значении книги и ее роли в жизни человека говорили многие русские поэты и писатели, в том числе и Паустовский. Слайд 4.

О пользе «учения книжного» размышляли люди во все времена, с тех самых пор, как научились читать. Как вы думаете, когда могла быть произнесена следующая фраза? <Слайд 5> « …Велика ведь бывает польза от учения книжного… Это ведь реки, напояющие Вселенную, это источники мудрости… ими мы в печали утешаемся…» (Из «Повести временных лет» )

Фронтальный опрос:

Назовите столицу Древней Руси? (Киев)

При каком князе Киев стал культурным центром Древней Руси? (Ярослав Мудрый)

В каком веке началось летописание на Руси? (в ХI веке)

Что такое летопись? (описание событий по годам)

Кто был первым русским летописцем? (киево-печерский монах Никон, в 1073 г. составил летопись, его труд продолжили другие; в 1113 году монах Киево-Печерской лавры Нестор составил «Повесть временных лет»; до нас дошла переработанная, переписанная монахом Выдубецкого монастыря Сильвестром).

III. Объяснение новой темы.

Рассказ о русском летописании. Слайд 6.

Работа с иллюстрациями «Сильвестр, монах Выдубецкого монастыря, пишет летопись» (стр. 56 учебника «Литература» 6 кл.) и репродукция картины художника ХIХ века В.Васнецова «Нестор-летописец» (форзац учебника).

Учитель. Произведения древнерусского искусства – иконы, книжные миниатюры – отличались от картин и рисунков художников нашего времени. Сравним древнерусскую миниатюру «Сильвестр, монах Выдубецкого монастыря, пишет летопись» (стр. 56) и репродукцию картины художника ХIХ века В.Васнецова «Нестор-летописец» (форзац). Тема одна, но изображение монаха-летописца разное.

Васнецов изображает то, что мы увидели бы, если бы вошли в келью монаха-летописца. Тяжелые своды монастырского здания, каменные плиты пола, на них толстые книги. Перед наклонным столиком сидит старец и пишет гусиным пером в книге. Он весь углублен в работу. Подробно выписаны детали одежды, столик и все, что находится на нем. Позади летописца – окно, сквозь которое видны далекие поля, город с храмами, небо, облака.

Всмотримся в древнерусскую миниатюру . Это келья? Почему же она снаружи монастыря? Почему столик – где-то позади летописца? Почему летописец не пишет, а словно вслушивается во что-то?

Перед древнерусским художником стоят особые задачи: не запечатлеть увиденное, а указать, что за видимым миром есть мир невидимый. Летописец не просто записывает жизненные факты, а исполняет Божью волю, передает людям Высшую правду.

Поэтому-то он и вслушивается в Слово истины, доносящееся с неба. В левом верхнем углу миниатюры мы видим это Небо, от которого протянулись лучи к уху летописца, а его поза и выражение лица исполнены глубокого благоговейного внимания. На свитке, который как бы парит в воздухе, написано: «Вначале было Слово» – так начинается Евангелие от Иоанна.

Предметы изображены лишь для того, чтобы указать на главное (нет правдоподобного и точного выписывания деталей). В центре – фигура летописца, а все остальное расположено вокруг него, чтобы указать: перед нами летописец. Столик с двумя чернильницами (черные и красные чернила), перочинный нож (чинить перья), стул и подножие (рабочее место летописца) – все обозначено точно, хотя и расположено необычно. Монастырское здание позади, как бы вне стен – указать, что летопись пишется в монастыре: вот этот монах.

Как же писали первые книги? Как относились к книгам в Древней Руси? Послушаем ваших одноклассников.

IV. Сообщения учащихся.

Красная строка (читает ученик). Слайд 7.

Письменность на Руси появилась в конце Х века. В то время книги писали от руки.

Слова в книге не отделялись друг от друга. Когда переписчик хотел отделить одну часть от другой, он делал отступ от левого края страницы. На месте отступа он рисовал красной строкой или несколькими красками первую букву. Он делал ее гораздо больше, чем остальные.

Строка с отступом, на которой писец рисовал начальную букву, получила название красной строки.

В ХVI веке на Руси появилось книгопечатание. В книгах продолжали делать отступы для выделения новой мысли, но начальную букву уже не разрисовывали. Однако по-прежнему строку с отступом называли красной строкой. Позже появилось и слово «абзац», которым стали обозначать и отступ, и часть текста.

Книгопечатание (читает ученик). <Слайд 8>

Изобретение книгопечатания – одно из удивительных творений человеческого ума. Столетия не пощадили многих казавшихся современникам непревзойденными изобретений, основные же принципы книгопечатания остаются неизменными на протяжении веков.

Конечно, современные ротационные машины несравнимы с первопечатным станком Иоганна Гутенберга, который напоминал пресс для отжимки винограда. Но основы книгопечатания – пунсон и матрица , подвижные литеры , печатная форма и книжный блок – сохранились.

Книга есть и будет основой духовной жизни народа. Черные оттиски букв на белой бумаге, листы, собранные в книгу, – лучшее универсальное хранилище мысли, вдохновляющий источник новых идей.

Первопечатник Иван Федоров (читает ученик). <Слайд 9>

В центре Москвы стоит памятник: человек средних лет, одетый в длинный кафтан, держит в руках только что отпечатанный лист будущей книги. Это памятник Ивану Федорову. За что же ему поставлен памятник в столице нашей Родины?

Перенесемся в ХVI век. В те времена в России еще не умели печатать книги. Их многие месяцы переписывали от руки особые переписчики – писцы. Рукописных книг было мало, и стоили они дорого.

И вот в 1553 году в Москве была построена первая книгопечатня, а первопечатником стал Иван Федоров.

Шрифт печатных книг Ивана Федорова был похож на буквы рукописных книг. Первую букву главы он выделял красной краской. Сколько красных букв, столько глав в книге. Начало главы Иван Федоров украшал великолепными заставками-орнаментами.

Много книг напечатал за свою жизнь Иван Федоров.

V. Библиотекарь <Слайд10>

В XVI веке после возникновения книгопечатания и появления первой печатной книги Ивана Федорова в России было выпущено до конца столетия не более 50 наименований книг, в XVII веке – около 1000, в XVIII – до 500 тысяч наименований.

Каждый 4-й экземпляр книг, выпускаемых теперь во всем мире, – это книга, изданная в нашей стране. Мир знаний и духовных богатств широко раскрылся для всех.

Поэт А.Блок заметил: «Книга – великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться» Пользоваться книгой – значит знать, из чего она состоит. Каждый учебный год на первом уроке вы знакомитесь с учебником и вспоминаете основные элементы книги. Посмотрите внимательно на экран. Все ли слова вам знакомы? <Слайд 11>

VI. Учитель. Словарная работа.

Фронтиспис <Слайд 12>. Происходит от двух латинских слов frontis – «лоб» и аspiecio – «смотреть» – рисунок, отражающий главную идею или наиболее характерные моменты содержания книги и помещенный на одном развороте (рядом) с титульным листом.

VII. Библиотекарь.

Книга, по словам М.Горького, «наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворенных человечеством». И подтверждением этих слов станет занимательная страничка нашего урока.

1. Знаете ли вы? Книга – великан. <Слайд 13>. Книга высотой в два этажа. Скажете: таких книг не бывает. И ошибетесь! Такие книги есть! Некоторые из них находятся в Монголии. В одной из таких книг насчитывается 236 томов. Книги эти созданы в древности. В те времена мастерам-искусникам приходилось текст каждой страницы полностью вырезать на деревянной доске. Столько же труда вкладывалось в иллюстрации, которые до сих пор удивляют нас тонкостью рисунка и богатством колорита.

2. Это интересно! «От доски до доски». <Слайд 14>, Старые рукописные книги ценились на вес золота. Чтобы они лучше сохранялись и чтобы ими было удобнее пользоваться, переплеты делались из деревянных дощечек. Их обтягивали тонкой кожей или дорогой материей. Сохранилось выражение «от доски до доски». Оно напоминает об этих дощечках и обозначает «прочитать книгу от начала до конца».

3. Есть над чем подумать. Символ благосостояния нашего народа. <Слайд 15>. ВДревней Руси книги писали гусиными, лебяжьими, павлиньими перьями. Обложки делали из дощечек, обтянутых кожей. И украшали драгоценными камнями, золотыми и серебряными застежками. Такая книга стоила больших денег. Одну книгу можно было обменять на табун лошадей, на целое стадо коров. Значит, символомблагосостояния в Древней Руси была книга. А в ХХ веке? 60-е гг. – телевизор; 70-е гг.– магнитофон; 80-е гг. – видео; начало 90-х гг. – компьютер; начало ХХI в. – Интернет. За чем же будет Будущее???Будет ли в нем место для книги?

VII. Учитель.

Вы уже знаете, что в рамках подготовки к проведению Всероссийской акции «Открытый урок чтения» среди учащихся 5-11-х классов и родителей в гимназии проводился опрос на тему «Может ли компьютер заменить книгу?» Общие итоги по школе еще не подведены. Я ознакомлю вас с результатами анкетирования нашего класса и зачитаю самые интересные высказывания ваших родителей.

Может ли компьютер заменить книгу?

Из высказываний родителей : «Читать книгу интереснее, но когда нужно что-то узнать или получить какую-нибудь информацию, с компьютером это можно сделать быстрее и легче» (мама Алины С.); «Книга – это что-то живое, а компьютер – это экран, который излучает. Его нельзя долго читать. Это искусственный лист» (мама Лилии М.); «В компьютере можно найти любую информацию и разные тексты книг, но читать приятнее и интереснее, держа книгу в руках» (мама Эльвиры Ф.); «Благодаря книге, мы становимся образованнее, мудрее, лучше понимаем окружающий мир» (мама Эльмиры Г.).

VIII. Библиотекарь. Обзор книжной выставки: «Книга в твоей жизни»

IХ. Учитель.

Обратим внимание еще на один эпиграф к нашему уроку.

Книга – учитель, книга – наставница,
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук. (В.Боков)

«Велика есть польза от учения книжного…» Как прав был древний летописец! Оживают под его пером в «Повести временных лет» события и люди Древней Руси. Прочитаем и мы отрывки из этой книги.

© 2024 sun-breeze.ru
Новые идеи бизнеса - Животные и растения. Заработок в интернете. Автобизнес