От удаления лишних слов до анализа настроения автора.
Вот небольшая подборка полезных сервисов, которые пригодятся любому человеку, время от времени пишущему связные тексты на русском языке. Они помогут ускорить процесс редактирования и улучшить его итоговый результат.
Этот сервис обрабатывает текст так, чтобы он хорошо смотрелся внутри HTML-кода или верстки. А именно:
Подробнее о типографике можно почитать 62-ом параграфе Ководства . Если ваша деятельность каким-то образом связана с наполнением контентом/дизайном сайтов, то настоятельно рекомендую как следует присмотреться к этой книге
Известный копирайтер Максим Ильяхов несколько лет назад создал собственную школу, где учит людей писать в так называемом «инфостиле» - максимально доходчиво и без лишней воды. Для того, чтобы человек мог узнать какие именно слова в его тексте не несут смысловой нагрузки, был разработан этот онлайн-сервис. Он находит газетные штампы, балластовые прилагательные, притяжательные местоимения, модальные глаголы и прочие элементы, избыток которых утомляет читателя.
Максим Ильяхов требует доводить свои работы до оценки не ниже 7 по шкале Главреда. Если она больше 9, то текст может получиться сухим и жестким. Иногда проверяю свои тексты, и, как правило, 6,5 – 7 баллов набирается еще до правок. Но основные проблемы, показанные на скриншоте, кочуют из статьи к статье и портят впечатление от текста. Надеюсь избавиться от них в ближайшее время.
Если вы ответственный и трудолюбивый человек, то наверняка стараетесь избегать тавтологии. Этот сервис поможет подобрать похожие по смыслу слова и придать тексту чуть больше художественной выразительности.
Не знаю сколько среди читателей сайт поэтов, но без этого сайта подборка была бы неполной. Если у вас есть маленькие дети, то с его помощью можно играть с ними в игру «Сочини стишок», чтоб развивать у них языковые навыки.
Здесь собраны все действующие на данный момент правила русского языка, учебные пособия, онлайн-упражнения для повышения своего уровня грамотности, а на форуме сидят знатоки, у которых можно проконсультироваться в трудной ситуации. Еще тут можно проверить как пишется то или иное слово.
Этот сервис оценивает читаемость текста по нескольким шкалам (в скобках даны приблизительные пояснения, точные формулы для расчета индексов вы легко найдете сами, если интересно):
В результате выносится вердикт для какой возрастной группы будет понятен проверяемый текст. Опусы IT-журналистов обычно определяются предназначенными для людей 15-16 лет. Это не очень хорошо, так как великолепные тексты проверенных мной русских классиков сайт признает годными для детей 9-11 лет.
Здесь можно проверить соблюдается ли в тексте закон Ципфа. Очень грубо и приблизительно поясню, что это значит.
Для каждого слова в языке рассчитывается его частота употребления. Условно
: для предлога «в» она равна 3, для слова «однажды» 1000, а для «васильковый» 10000. Если слово в тексте встречается намного чаще, чем это положено ему по рангу популярности, то наблюдается несоблюдение закона, которое снижает качество восприятия текста.
После проверки текста будет отображен список из 20 самых популярных слов и рекомендации по оптимальному количеству повторов для каждого слова, которое бы соответствовало закону Ципфа.
Это забавный сервис с дизайном, хранящим светлую память ранних двухтысячных, который находит в тексте слова, соответсвующие определенным эмоциями и выдает предположения о душевном состоянии того, кто его написал.. Если у кого-то получится позитивный результат, отпишитесь о нем пожалуйста.
И напоследок сайт, на котором можно найти отличия между двумя текстами. Да, такая возможность есть в большинстве текстовых редакторов, но иногда бывает удобно делать это именно онлайн.
Потом начались морозы.
В. Бианки
Задание №1. Прочитай текст.
Задание №2.
Задание № 3.
Почему Пик вернулся в норку?
Задание № 4.
Задание №5.
Задание №6.
Мониторинг сформированости у учащихся 2 класса
навыка смыслового чтения текста
ФИ________________________________________________класс________________
Птицы больше не прилетали клевать зерно. Трава плотно легла на землю, и холодный ветер свободно разгуливал по острову.
К тому времени Пик ужасно растолстел. Какая-то вялость на него напала. Ему лень было много шевелиться. Он все реже вылезал из норки.
Раз утром он увидел, что вход в его жилище завалило. Он разрыл холодный рыхлый снег и вышел на луг. Вся земля была белая. Снег нестерпимо сверкал на солнце. Голые лапки мышонка обжигало холодом. Пик поскорей вернулся в норку.
Потом начались морозы.
Плохо пришлось бы мышонку, если б он не запас себе пищи. Как выкапывать зерна из-под глубокого мерзлого снега?
Сонливая вялость все чаще охватывала Пика. Теперь он не выходил из спальни по два, по три дня и все спал. Проснувшись, отправлялся в погреб, наедался там и опять засыпал на несколько дней.
Наружу он совсем перестал ходить.
Под землей ему было хорошо. Он лежал на мягкой постели, свернувшись в теплый, пушистый клубок. Сердчишко его билось все реже, все тише. Дыхание стало слабым-слабым. Сладкий долгий сон совсем одолел его.
Мышки-малютки не спят всю зиму, как сурки или хомяки. От долгого сна они худеют, им становится холодно. Тогда они просыпаются и берутся за свои запасы.
Пик спал спокойно: ведь у него было два полных погреба зерна.
В. Бианки
Задание №1. Прочитай текст.
Задание №2. Озаглавь текст и запиши заголовок
___________________________________________________
Задание № 3. Прочитай текст. Отметь ×, на какой вопрос нет ответа в тексте.
Почему Пик вернулся в норку?
Почему под землей ему было хорошо?
Почему мышонок спал спокойно?
Сколько зерна съедает за зиму мышонок?
Задание № 4. Напиши обобщающее слово к каждой группе.
1.__________________: ягода, игрушка, платье.
2. _________________: приморский, каменный, грустный.
3. _________________: выйти, построить, приехать.
________________________________
Задание №5. Объясни значение слова «запас»
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №6.
навыка смыслового чтения текста
ФИ________________________________________________класс________________
Белка
зёрнышки
Задание №1. Прочитай текст.
Задание №2. Озаглавь текст и запиши заголовок
___________________________________________________
Задание № 3. Отметь ответ значком ✓
Грибы | Малина |
|||||
Зёрнышки | Орехи |
Задание № 4.
Задание № 5.
Объясни значение слова:
Мониторинг сформированности у учащихся 1 класса
навыка смыслового чтения текста
ФИ________________________________________________класс________________
Осень пришла, холода и дожди принесла. Прятались жуки - пауки, а семена и ягоды того и гляди снег засыплет. Пора жителям леса запас на зиму делать, о себе позаботиться.
Водяная крыса картошки с огорода натаскала, в свою норку спрятала. Бурундук из подсолнухов семечек навылущивал, сложил в подземную кладовую. Белка грибы по сучкам развесила, на зиму насушила…
Одна синичка – хохлатка не для себя одной, а для всех на зиму запасла! Жуков – пауков, семена – зёрнышки во все щели совала – прятала. Кто найдёт зимой, тот пусть и угощается.
Задание №1. Прочитай текст.
Задание №2. Озаглавь текст и запиши заголовок
___________________________________________________
Задание № 3. Отметь ответ значком ✓ , какой из названных объектов синичка запасла на зиму?
Грибы | Малина |
|||||
Зёрнышки | Орехи |
Задание № 4.
Перечитай рассказ о синичке. Как ты думаешь, как будет синичка прятать свои припасы? Напиши свой ответ.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 5.
Перечитай рассказ о синичке. Подчеркни незнакомые тебе слова.
Объясни значение слова:
«Вылущивать» - ______________________________________________________________
навыка смыслового чтения текста
ФИ________________________________________________класс________________
Мониторинг сформированности у учащихся 3 класса
навыка смыслового чтения текста
ФИ________________________________________________класс________________
Результаты мониторинга сформированости УУД смыслового чтения текста
учащихся 3 ____ класса
3 четверть 2016-2017 учебного года
№ п/п | Ф.И. ученика | Техническая сторона | Смысловая сторона |
||||
Задание 1. чтение текста (кол-во слов) | Задание 2. умение выделять существенную информацию из текста (+,-) | Задание 3. умение устанавливать причинно-следственные связи (+,-) | Задание 4. Умение осуществлять анализ и синтез объектов с выделением существенных признаков (+,-) | Задание 5. умение строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте (+,-) | Задание 6. умение доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать (+,-) |
||
Итого (% от общего): |
Правильные ответы:
1. 7 0-80 слов в минуту
2. Рыцари, Жизнь рыцарей и т.п.
3. а+ , б- , в+ , г- , д+
4. темно, сыро и мрачно внутри, согреться можно только у камина
5 . военное состязание рыцарей
6. особенности жизни рыцарей в Средние века
Мониторинг качества чтения и понимания текста по Н.Н.Сметанниковой
Мониторинг (отслеживание) качества чтения всё активнее используется как оценочная деятельность в процессе и по результатам обучения.
Мониторинг осуществляет учитель (преподаватель), самомониторинг проводит сам обучающийся. Другими словами, проведение мониторинга является функцией учителя-методолога или методиста чтения.
Мониторинг чтения начинается с создания дескрипторов, где отправной точкой является перечень умений, с6держашийся в Стандартах образования, в частности разделах «Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ» и «Чтение: работа с информацией». В них указываются универсальные учебные действия, которые должны быть сформированы у выпускников начальной школы (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные), а также первичные навыки работы с информацией в результате изучения всех без исключения предметов.
Цель и задачи впечатляют.
Пока же приведём более ориентированный на практику набор дескрипторов, составленный для учителя-методолога чтения, работающего в основной и старшей школе (табл. 1). Его можно также использовать для чтения на иностранном языке в высшей школе.
Работа мониторингового характера должна проводиться на двух типах текстов: художественном и нехудожественном. Количество заданий должно варьироваться в зависимости от возраста читателя и трудности текста. Сами задания группируются по своему назначению.
Первая группа ориентирована на проверку общего понимания содержания текста, куда относится умение находить информацию, заданную в явном виде, но расположенную в одном или в нескольких предложениях в разных местах текста, а также умение разграничивать факты и вымысел, факты и мнения.
Вторая группа заданий проверяет умение извлекать информацию, заданную в неявном виде, т.е. подтекстовую информацию; называть время или место действия, персонажей текста; определять род занятий, основные качества героя; приводить примеры, подтверждающие проявление характера; делать выводы.
Третья группа - концептуальные вопросы - проверяет умение определять тему, основную мысль текста, идею и проблему, а такжепоследовательность мыслей и деталей; формулировать свои впечатления и объяснять их; подтверждать суждения примерами из текста и личного опыта. Сюда же относится умение восстанавливать информационные лакуны текста.
Четвёртая группа направлена на проверку умения называть тип книги, откуда взят текст, его вид, тип, жанр; называть предметную область и связанные с текстом темы для обсуждения текста в широком контексте. Сюда же относят задания, связанные с языковыми характеристиками текста.
Таблица 1
Дескрипторы для самооценки компетентности в области чтения и интегративных умений
Чтение |
|
1-й этап |
- Понимаю тему, общее содержание, проблему и идею текстов, а также простых коротких описаний, особенно если они содержат иллюстрации- пояснения. - Понимаю короткие простые информационные тексты путём вычленения в них знакомых названий, слов, терминов, простых основных предложений, иногда отдельных фрагментов текста. - Понимаю короткую письменную инструкцию, особенно если она содержит иллюстрации. - Узнаю знакомые слова, названия и простые предложения в объявлениях. - Понимаю короткие простые сообщения, например, в письме (в том числе на цифровом носителе). - Могу найти информацию в таком виде материалов, как карта города, расписание, описание товаров и услуг (в том числе на цифровом носителе). |
2-й этап |
- Понимаю простые информационные тексты средней длины, содержащие наиболее употребительную интернациональную лексику. - Понимаю тему, общее содержание, проблему и идею простых повествовательных текстов. - Понимаю достаточно короткие описания. - Могу найти информацию в таком виде материалов, как карта города, рекламные объявления, буклеты, брошюры, меню, расписание, прогноз погоды (в том числе на цифровом носителе). - Могу найти необходимую информацию в таких видах письменных материалов, как письма, открытки, брошюры, описывающие предметы, места, события, людей (в том числе на цифровом носителе). - Понимаю короткие письма личного характера (в том числе на цифровом носителе). - Понимаю стандартные деловые письма, телефаксные и электронные сообщения на знакомые темы (в том числе на цифровом носителе). - Понимаю инструкции, знаки и объявления, вывешенные в общественных местах - на улицах, железнодорожных станциях, а также на рабочем месте. |
3-й этап |
- Умею свободно читать учебные тексты с разной скоростью и различным образом в соответствии с учебной задачей. Понимаю информационноописательные учебные тексты. - Могу найти и понять необходимую мне информацию общего характера в таких материалах, как письма, брошюры и короткие официальные документы (в том числе на цифровом носителе). - Могу просмотреть один текст средней длины или несколько коротких текстов, чтобы найти конкретный ответ на вопрос, необходимый мне для выполнения определённой учебной задачи (поисковое чтение). |
4-й этап |
- Понимаю информационно-описательные и повествовательные тексты, а также простые тексты, содержащие точку зрения и систему аргументов по учебной тематике. - Могу вычленить главное и детали текста. - Умею достаточно легко читать основные типы учебных текстов с различной скоростью и различным образом в соответствии с учебной задачей. - Понимаю чётко написанные инструкций. - Имею базовый словарный запас для чтения. - Понимаю личную и деловую корреспонденцию, написанную простым языком (в том числе на цифровом носителе). |
5-й этап |
- Могу достаточно легко и по-разному читать основные типы учебных текстов с различной скоростью в соответствии с необходимостью и потребностями. - Имею адекватный словарный запас для чтения несложной художественной и нехудожественной литературы; при возникновении трудностей умею пользоваться словарём (в том числе на цифровом носителе). - Могу вычленить главное и детали текста в простых научно-популярных статьях по знакомым проблемам. - Определяю значимость статей по целому ряду тем и могу решить, имеет ли смысл прочесть их более подробно (в том числе на цифровом носителе). - Понимаю статьи на современные темы, в которых автор занимает определённую позицию или выражает конкретную точку зрения. - Понимаю инструкции по использованию технических средств. |
6-й этап |
- Могу достаточно быстро и легко читать все типы учебных текстов и без затруднений понимаю основное содержание. - Понимаю основные выводы в чётко организованном тексте, в котором отстаивается какая-то точка зрения. - Понимаю основную логику доказательства в рамках текста, но не все детали. - Понимаю описание событий, чувств и пожеланий в текстах и в личной корреспонденции в объёме, достаточном для того, чтобы переписываться с другом или знакомым. - Имею адекватный словарный запас для понимания содержания классических и современных художественных текстов, книг и газетных статей, но при возникновении трудностей умею пользоваться словарём. - Читаю и понимаю художественную литературу. - Читаю корреспонденцию, относящуюся к сфере моих интересов, и без затруднений понимаю основное её содержание (в том числе на цифровом носителе). - Понимаю статьи, лежащие в области моих профессиональных интересов, и при необходимости могу воспользоваться словарём. |
7-й этап |
- Понимаю любую корреспонденцию, иногда прибегая к словарю (в том числе на цифровом носителе). - Полностью, точно и отчётливо понимаю все детали длинного и сложного текста любого вида, типа, жанра, при условии, что могу повторно прочесть те разделы, которые вызвали затруднения. |
8-й этап |
- Понимаю и могу интерпретировать письменную речь практически во всех её формах, включая абстрактные, структурно-сложные художественные или нехудожественные тексты, написанные книжным или разговорным языком. |
«Мониторинг чтения»
Цель данной стратегии - определение качества чтения.
Ход работы:
Шаг 1. Подберите текст и определите его вид, тип и фрейм.
Шаг 2. Подготовьте задания и распределите их по группам.
Шаг 3. Определите время для выполнения работы, чтения и выполнения заданий.
Шаг 4. Подготовьте оценочную шкалу выполнения задания, включающую: оценку и классификацию верно выполненных заданий, общее количество баллов, а также ихраспределение по уровням чтения:
98-100 баллов - высокий уровень.
91-97 баллов - высокий средний уровень.
75-90 баллов - средний уровень.
61-74 балла - низкий средний уровень.
51-60 баллов - низкий уровень.
Задания по сложности могут быть базового и продвинутого уровня. Первые имеют коэффициент 1-2, вторые - 3.
Шаг 5. Познакомьте обучающихся с целью работы, требованиями и критериями оценивания.
Предтекстовая информация:
Работа состоит из информационного текста и 16 заданий к нему, которые делятся на 4 группы в зависимости от назначения (Таблица 2).
Таблица 2
Определение заданий в соответствии с выделенными группами
Группа |
№ заданий |
Общее количество заданий |
1,8,16 |
||
2,3,4,6, 12 |
||
5,7,10,14,15 |
||
9, 11,13 |
Всего: 16 заданий.
Из них:
ВО (выбор ответа): 9 заданий.
КО (краткий, лаконичный ответ): 3 задания.
РО (развёрнутый ответ): 4 задания.
Таблица 3
Направленность заданий |
Задания с ВО |
Задания с открытым ответом |
|
КО |
РО |
||
Извлечение фактической информации, информации в явном виде, факты и мнения. |
8, 10, 16 |
||
Подтекстовая информация. |
5,6,7 |
||
Концептуальная информация. |
2,11, 12 |
3,4 |
|
Язык, структура текста. |
9, 13 |
Время выполнения работы:
Чтение (при скорости более 120 слов в мин.) - 2 мин.
Выполнение заданий - 40 мин.
Проверка выполнения - Змии.
Оценка заданий:
Верно выполненные задания:
№1,2,5,6,7,9,11,12,13 - 1 балл. Итого: 9 баллов.
№ 3, 4,8,10,14,15,16 - 2 балла. Итого: 14 баллов.
Всего: 23 балла.
Менее 14 баллов - низкий уровень.
14 - 16 баллов - низкий средний уровень.
17-19 баллов - средний уровень.
20 - 21 балла - высокий средний уровень.
22 - 23 балла - высокий уровень.
Трудность работы: выше среднего.
Количество заданий базового уровня: 10,
Количество заданий продвинутого уровня: 6.
ТЕКСТ
Откуда пошло выражение „перейти Рубикон“?
К середине I века до нашей эры римская Республика была обессилена восстаниями покорённых провинций и ожесточённой борьбой в самом Риме между различными группами рабовладельцев, которая переходила в кровопролитные гражданские войны.
Гай Юлий Цезарь - выдающийся политический деятель Римской империи - создал в Риме «союз трёх» - триумвират, состоящий из Цезаря, Помпея и Красса. Правление римскими владениями было разделено между триумвираторами. Цезарь правил Галлией, Помпей - Римом и Испанией, Красс - Сирией.
Галлия занимала пространство от Альп и Рейна до Атлантического океана. Все эти области, а также Северная Италия были населены 1леменами кельтов, которых римляне называли галлами.
Пока Цезарь был в Галлии, погиб Красс. С его смертью триумвират распался. Помпей, оставшийся в Риме, увидел в Цезаре опасного соперника в борьбе за власть и сблизился с его врагами. Подстрекаемый Помпеем, сенат потребовал, чтобы Цезарь распустил армию и приехал в Рим для отчёта. Цезарь отказался выполнить это требование и в 49 году до нашей эры двинул свои войска на Рим.
У пограничной реки Рубикон он остановился, обдумывая положение. Перейти с войсками через границу значило объявить войну Республике. Он приказал воинам идти вперёд. Со словами: «Вперёд... Жребий брошен, Рубикон перейдён!» Цезарь начал междоусобную войну. Она увенчалась установлением его диктатуры в Римской империи.
Вопросы и задания к тексту «Откуда пошло выражение „перейти Рубикон“?»
1. Найдите утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста:
Гай Юлий Цезарь -
а)выдающийся финансист;
б)правитель Рима и Испании;
в)выдающийся политический деятель;
г)руководитель восстания рабов.
2. Когда была установлена диктатура в Римской империи?
а)в середине I века до н.э.;
б)в 49 году н.э.;
в)в 49 году до н.э.;
г)в I веке н.э.
3. Где Гай Юлий Цезарь принял решение об объявлении войны Римской империи? В каком состоянии он находился в этот момент? Дайте развёрнутый ответ.
4. «Помпей, оставшийся в Риме, увидел в Цезаре опасного соперника…». Почему? Что в тексте помогает в ваших рассуждениях?
5. О чём главным образом рассказывается в тексте?
а)о создании триумвирата;
б)о нравах Римской империи;
в)о начале междоусобной войны;
г)о том, как Цезарь шёл к власти.
6. Цезарь сказал: «...жребий брошен», потому что:
а)он его уронил;
б)принял решение;
в)отступать было некуда;
г)медлить было нельзя.
7. Какова главная мысль текста?
а)объяснить происхождение выражения «перейти Рубикон»;
б)показать, к чему может привести недоверие;
в)раскрыть значение слова «диктатура»;
г)показать роль Цезаря в истории.
8. Напишите, каким словосочетанием из текста автор характеризует Цезаря.
9. В какой из сборников надо поместить этот текст?
а)сборник исторических рассказов для детей;
б)легенды и мифы Древней Греции;
в)сборник научных статей;
г)рассказы из серии ЖЗЛ («Жизнь замечательных людей»).
10. Значение какого слова объясняется в тексте?
а)триумвират;
б)сенат;
в)диктатура.
Обоснуйте свою точку зрения.
11. Восстановите последовательность, в которой встречаются следующие предложения:
А) ...римская Республика была обессилена...
Б) она увенчалась установлением...диктатуры...
В) Цезарь...двинул свои войска на Рим.
Г) правление римскими владениями было разделено...
Д) Цезарь распустил армию и приехал в Рим для отчёта.
а)А, Б, Г, В, Д.
б)А,Г,Д,В,Б.
в)В, Г, А, Б, Д.
г)Г, А, Д, Б, В.
12. Что означает выражение «перейти Рубикон»?
а)переправиться через реку;
б)объявить войну;
в)идти вперёд;
г)принять решение.
13. «Перейти Рубикон» - это:
а) скороговорка;
б) пословица;
в) крылатое выражение;
г) олицетворение.
14. Приходилось ли тебе «переходить Рубикон»? Напиши об этом в 4-5 предложениях.
15. Знаешь ли ты другие крылатые выражения? Приведи 1-2 примера, объясни их значение.
16. Гай Юлий Цезарь пожелал править единолично и погубил римскую Республику. Справедливо ли это мнение? Дай краткий ответ и объясни его.
Таблица 4
Принципы оценивания качества выполнения заданий к тексту
«Откуда пошло выражение «перейти Рубикон»?»
№ вопроса |
Ответ |
Принципы оценивания |
Верный ответ - «в». |
Верный ответ - 1 балл. |
|
Верный ответ - «в». |
Отсутствие ответа, неверный ответ - 0 баллов. Верный ответ - 1 балл. |
|
Цезарь принял решение об объявлении войны на берегу пограничной реки Рубикон. В момент принятия решения он колебался, тщательно обдумывая его. «У пограничной реки Рубикон он остановился, обдумывая положение...» |
Отсутствие ответа, неверно указано место - 0 баллов. Дан ответ только на один из пунктов вопроса (указано только место принятия решения или описано состояние Цезаря); только на один из пунктов вопроса дан правильный ответ - 1 балл. Дан верный ответ на оба пункта вопроса - 2 балла. |
|
Со смертью Красса неизбежно встал вопрос о переделе территорий. Цезарь как выдающийся политический деятель и полководец представлял для Помпея опасность. Это подтверждается следующими выражениями: Гай Юлий Цезарь - выдающийся политический деятель; создал в Риме триумвират. |
Отсутствие ответа, неверно указаны причины опасений Помпея - 0 баллов. Верное объяснение не подтверждается примерами из текста, объяснение является неполным или же приведены не все примеры из текста - 1 балл. Даны верные ответы на оба вопроса - 2 балла. |
|
Верный ответ - «г». |
Отсутствие ответа, неверный ответ ~ 0 баллов. Верный ответ - 1 балл. |
|
Верный ответ - «б». |
Отсутствие ответа, неверный ответ -- 0 баллов. Верный ответ ~ 1 балл. |
|
Верный ответ - «а». |
Отсутствие ответа, неверный ответ - 0 баллов. Верный ответ - 1 балл. |
|
Выдающийся политический деятель Римской империи. |
Отсутствие ответа, неверный ответ - 0 баллов. Верный ответ - 1 балл. |
|
Верный ответ - «а». |
Отсутствие ответа, неверный ответ - 0 баллов. Верный ответ - 1 балл. |
|
Верный ответ - «а». Триумвират - «союз трёх», состоящий из Цезаря, Помпея и Красса. |
Отсутствие ответа, неверный ответ - 0 баллов. Верный ответ с отсутствием обоснования - 1 балл. Верный ответ и верное обоснование - 2 балла. |
|
Верный ответ - «б». |
Отсутствие ответа, неверный ответ - 0 баллов. Верный ответ - 1 балл. |
|
Верный ответ - «г». |
Отсутствие ответа, неверный ответ - 0 баллов. Верный ответ - 1 балл. |
|
Верный ответ - « в ». |
Отсутствие ответа, неверный ответ - 0 баллов. Верный ответ - 1 балл. |
|
Данный вопрос предполагает ответ в нескольких развёрнутых предложениях, описывающих личный опыт ребёнка в ситуации принятия сложного решения. |
Отсутствие ответа, неверный ответ - 0 баллов. Неразвёрнутый ответ - 1 балл. Развёрнутый ответ - 2 балла. |
|
Данный вопрос предполагает ответ в нескольких предложениях. |
Отсутствие ответа, неверный ответ, неверное объяснение крылатых выражений - 0 баллов. Приводится 1-2 крылатых выражения без объяснения их значения - 1 балл. Приводится 1-2 крылатых выражения с верным объяснением их значения - 2 балла. |
|
Верный ответ «Нет». Это мнение несправедливо, так как решение Цезаря идти на Рим было вынужденным. |
Отсутствие ответа, неверный ответ - 0 баллов. Верный ответ без объяснения - 1 балл. Верный ответ с объяснением - 2 балла. |
Портфель педагога-читателя по Н.Н.Сметанниковой
Технология « Portfolio » («Портфель»), как было сказано выше, относится к группе аутентичной оценочной деятельности. В соответствии с поставленной целью сбора и презентации информации «Портфель» может быть преимущественно рабочим, отчётным и рефлексивным. В нашем случае педагоги-читатели собирают «Портфель-отчёт». Целью документа является подтверждение усвоения и присвоения стратегий работы с текстом.
План сбора «Портфеля» следующий:
1. Портрет педагога-читателя
1) Информация о себе в свободной форме и формате (текст, фотографии). В разделе I данного пособия вы определили свой педагогический и учебный стиль. Помогло ли это вам в работе группы?
2) Потребность в выборе семинара, её осознанность.
3) Мои ожидания и планируемый результат (Что я ожидаю от семинара? Чему планирую научиться?). Портрет собирается на первых занятиях семинара. Затем информация добавляется.
2. Коллектор
Сюда собирается материал, полученный извне. Артефактами могут быть тексты и планы работы, библиография и отрывки из изучаемой литературы.
3. Рабочие материалы
В данный раздел собираются материалы, апробированные в практике преподавания.
4. Достижения
В данный раздел попадает один урок с использованием стратегий, который преподаватель считает успешным. Сюда относится текст, вопросы и задания, ход работы, работы учащихся.
5. Рефлексия
Для оценки своей работы преподавателю предлагается ответить на три вопроса:
1) Что я знаю , чего не знал раньше?
2) Что я умею делать , чего не умел ранее?
3) Что я теперь делаю , чего ранее не делал?
Для оценки качества проделанной работы преподавателю предлагается ответить на три вопроса и написать синквейн.
1) Отвечали ли занятия вашим ожиданиям?
2) Какова ваша оценка занятий: 5, 4, 3, 2.
3) Каковы ваши пожелания?
Синквейн
1) Семинар « Стратегии чтения »
(два прилагательных)
3) _____________________________
(три глагола)
4) ____________________________
(предложение из 4 слов)
5) _________________________
(отношение к семинару)
Диагностика «Компетенции чтения»
Какой я читатель?
Умение оценивать себя как читателя - первый шаг к читательскому росту. Сегодня существует множество методов и приёмов оценки, и анкетирование - одно из них. Рассмотрим ниже три документа. Вот первый.
Анкета читателя
Меня зовут (ФИО) _____________________________________________________________
Ребёнком я был (а)____________________________________________________ читателем
(прилагательное)
Я любил (а) __________________________________________________________________
(что делать с книгой?)
Сейчас я назвал(а) бы себя_____________________________________________ читателем
(3 прилагательных)
У меня есть 3 дорогие мне книги. Это:
2 . ___________________________________________________________________________
3.___________________________________________________________________________
Сегодня я читаю_______________________________________________________________
В ближайшее время я планирую прочесть__________________________________________
Заполняя эту анкету, читатели сравнивают себя сегодняшнего и вчерашнего, вспоминают любимые книги детства, юности, зрелой жизни. Здесь очень важны две последние строчки. В них заключено ожидание того, что отвечающий является человеком читающим, имеет устойчивую потребность в чтении, связывает свой досуг с чтением, и у него (неё) есть намеченный список книг для чтения.
Среди дорогих и читаемых книг учителя чаще всего называют книги А. Гайдара («Тимур и его команда», «Голубая чашка»), «Синюю птицу» М. Метерлинка, «Двух капитанов» В. Каверина, рассказы и пьесы А. Чехова, рассказы М. Зощенко, стихи К. Чуковского, произведения В. Быкова, В. Аксёнова, К. Булычёва, А. Дюма, Д. Оруэлла, С. Моэма. Среди современных писателей популярными считаются: Б. Акунин, Д. Рубина, П. Санаев, П. Коэльо, X. Мураками, Д. Пеннак, Е. Вильмонт, Т. Устинова, П. Дашкова, Е. Гришковец.
Учителя также отмечают произведения, связанные с воспитанием и жизнью в школе (Е. Ямбург «Педагогический декамерон», П. Санаев «Похороните меня за плинтусом», А. Иванов «Географ пропил глобус» и др.). В запланированном чтении, как правило, упоминаются новинки книжного рынка. Обсуждение читаемых книг помогает составить новый список книг для чтения.
Второй документ - анкета читательских предпочтений.
Анкета читательских предпочтений
1. Категория читателя:
- Читаю книги постоянно (01).
- Читаю две и больше книг в месяц (02).
- Читаю 1-2 книги в полгода (03).
- Не удаётся читать (04).
2. Социальный статус:
- Пол.
- Возраст.
- Образование.
- Род занятий.
- Место жительства.
- Количество книг в домашней библиотеке.
3. Какие из прочитанных в этом году книг вам понравились больше всего?
- Детективы.
- Фантастика, приключения.
- Зарубежная классика.
- Современная отечественная художественная литература.
- Современная зарубежная художественная литература.
- Исторические романы.
- Русская классика.
- Книги русского зарубежья.
- Поэзия.
- Философия.
- Профессиональная литература.
- Садоводство, кулинария.
- Справочники, словари.
- Мемуары.
- Научно-популярная литература.
- Женский роман.
4. Назовите 4-5 авторов понравившихся книг.
2
3
4
А
Беглое и гибкое чтение про себя текстов из разных источников с полным пониманием.
Достаточно беглое и гибкое чтение текстов своего уровня из разных источников с хорошимпониманием.
Самостоятельное беглое и гибкое чтение текстов своего уровня из разных источников с хорошим пониманием затруднено.
Угадывание значений слов, непонимание текста при трудностях техники чтения в случае самостоятельного чтения текстов своего уровня.
Б
Точный, полный и грамотный пересказ текста, включающий его основную мысль и основные положения, важные детали, представ - ленные в тексте и подтексте, выдвижение обоснованных гипотез о содержании текста.
Достаточно точный, полный и грамотный пересказ текста, включающий основную мысль, почти все основные положения и детали, изложенные в тексте, некоторые детали подтекста; возможна контекстуальная догадка.
Пересказ, включающий некоторые положения текста и детали, изложенные в тексте, но нет логической схемы изложения от общего, важного, к частному, возможно отрывочное понимание подтекста; контекстуальная догадка, угадывание и фантазирование.
Воспроизведение отдельных положений текста без их организации, без разделения на основное и второстепенное, без понимания подтекста; контекстуальная догадка подменяется угадыванием и фантазированием.
В
Ясное и уверенное разделение фактов и мнений, реальности и фантазий.
Разделение фактов и мнений, реальности и фантазий.
Трудности при разделении фактов и мнений.
Нет разделения между фактами и мнениями.
Г
Беглое выразительное, чёткое, фонетически и коммуникативно-грамотное чтение вслух.
Беглое, фонетически и коммуникативно-близкое к грамотному, чтение вслух.
Медленное чтение, с коммуникативными ошибками, которые иногда исправляются самостоятельно с нескольких попыток.
Медленное чтение вслух с большим количеством ошибок, которые не исправляются самостоятельно.
Д
Самостоятельный поиск информации в различных источниках поисковое чтение для извлечения информации.
В большинстве случаев осуществляется поиск информации с помощью чтения.
Может осуществляться поиск с посторонней помощью, требуется напоминать о том, что скорость и виды чтения меняются в зависимости от его цели.
Не умеет работать с разнообразными источниками информации, не знает, какую информацию и как извлекать, не умеет читать по-разному в зависимости от разных целей чтения.
Е
Увлечённый читатель, который предпочитает проводить свободное время за чтением.
Читает при необходимости, иногда для себя в свободное время.
Читает, когда «надо», для себя в свободное время не читает.
Плохо читает про себя, избегает чтения.
Педагоги анализируют своё качество чтения по следующим параметрам: чтение про себя (А), пересказ и интерпретация (Б), разделение фактов и мнений (В), чтение вслух (Г), поисковое чтение и информационная грамотность (Д), качества читателя (Е).
Составив карту качества своего чтения (например, А1, В2, ВЗ, Г1, Д2, Е1), читатель знакомится с различными уровнями чтения и понимает, что является хорошим читателем, если достиг высшего и среднего уровней.
1 |
2 |
3 |
4 |
Высший уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
В дальнейшем учителя могут использовать эту таблицу для наблюдения за качеством чтения своих учащихся. Материалы впоследствии включаются в первый раздел «Портрет» Рабочего Портфеля (Portfolio ).
Мы разделяем точку зрения Джона Дьюи, что рефлексивная запись важных положений является «сердцем» интеллектуальной организации и дисциплины ума. Поэтому в «Школе педагогического мастерства» педагоги собирают свой «Портфель-отчёт», который включает пять разделов: «Портрет», «Коллектор», «Рабочие материалы», «Мои достижения», «Рефлексия и планы».
Раздел «Портрет» - это своего рода визитная карточка автора, который предстаёт перед нами и как читатель, и как педагог. В разделе «Коллектор» собираются материалы, получаемые извне. Работа над тем или иным заданием размещается в разделе «Рабочие материалы». Лучшие работы войдут в раздел «Мои достижения». Туда же попадут и работы учащихся.
«Портфель», по мнению П.Я. Гальперина, становится для педагога «материализованной формой процесса усвоения», протоколом, летописью, дневником обучения, его оценкой собственной деятельности и профессиональной подготовки, апробацией извлеченного материала в реальном учебном процессе или другой социальной практике.
В эпоху, когда писать и иметь свою аудиторию при желании может любой человек, выделиться сложно. Излагать мысли емко и чётко, как Довлатов, или красиво и захватывающе, как , хотят все. В наше время «вода» в тексте может начисто отбить желание его прочесть. Ты должен писать либо интересно, либо полезно. В противном случае исход ясен: результат твоего труда никому не будет нужен.
Поэтому нужно либо оттачивать своё мастерство, либо походить на литературные курсы, либо воспользоваться самым простым методом – проверить свой текст на сервисах и программах, которые оценят твою писанину по шкале «читаемости». Но помни, что они не научат тебя писать, как . Так что если не умеешь, никто не поможет, засунь свою «писню» куда подальше и не смущай ей даже компьютерный интеллект.
Один из таких инструментов, который, как мне кажется, является самым популярным, – Hemingway. Он назван в честь писателя, который славился лаконичностью и простотой стиля письма. А его задача – помочь другим писателям достичь того же. Hemingway определяет сложность каждого предложения для читателя и подсказывает, какие из них стоит упростить. Делается это исходя из количества слов, частоты использования пассивного залога и глаголов.
В режиме Write с экрана убираются все элементы, поэтому писать становится очень комфортно.
Веб-версия сервиса бесплатна, а текстовый редактор для PC и OS X стоит 9,99 доллара.
Создан для проверки текста в информационном стиле, например, для новостей. Но если ты хочешь сделать свой собственный стиль более лаконичным и избавиться от лишних слов, то этот сервис также пригодится. Он привлечет твое внимание к так называемым стоп-словам: отглагольным существительным, повторам, модальным глаголам, пассивным оборотам, канцеляризмам и клише, – а также предложит, чем их можно заменить. Правда, инструмент работает только с русским языком. Но в общем-то в этом нет ничего плохого.
С помощью пяти индексов читабельности Readability поможет вычислить, насколько твоя писанина понятна читателям, и на какую аудиторию она рассчитана. Тем не менее, иногда результаты сервиса выглядят несколько сомнительными, например, «Критика чистого разума» Иммануила Канта, по версии Readability, вполне доступна для понимания молодым людям 17-19 лет.
Сервис проверки текстов по многим параметрам, включая уникальность, проверку орфографии, выделение ключевых слов. Нас интересует функция анализа водности и спамности (частоты употребления определенного слова или фразы).
Ну, что сказать, сервис дает развернутый анализ текста, выделяет часто употребляемые слова отдельно и в группы. По клику на кнопке «Подробнее» под результатами соответствующих проверок выделяет цветом те фрагменты в тексте, которые считает проблемными. По клику на «?» предоставляет подробные определения каждого параметра в целом и относительно данного текста в частности. Это всё плюсы. Но какой же он долгий… Очень старается проверять орфографию, но у него это, мягко говоря, получается отвратительно. Так что придётся держать при себе словарь и учебник русского языка.
Сервис проверки качества контента. Находит в текстах канцеляризмы (конструкты и словосочетания, характерные для официально-делового стиля, но не для литературной речи), выделяет «воду», отмечает перебор запятых и другие «некрасивости».
Главный его плюс – выдаёт очень скрупулезный анализ. Сервис подчеркивает фрагменты, которые, по его мнению, нуждаются в корректировке. По клику на слове дает обоснование, почему считает оборот неудачным, предлагает варианты замены и заметки на близкие темы, что является большой редкостью для подобных сервисов.
Данная программа анализирует, насколько чувственно и эмоционально написан твой текст. Только на русском и украинском языке. Это не онлайн-сервис, а скачиваемая программа. После проверки через нее твой тест получит штампы «медлительного», «эмоционального» и даже «тихого». Довольно забавно. Кстати, программа может автоматически оценивать текст прямо во время его написания в Word.
Однако и она не совершенна. Не указывается, какие именно слова или обороты влияют на эмоциональную окраску текста, поэтому непонятно, что делать с полученной информацией. Переписывать бесконечно тоже не выход.
Сервис проверки стилистики текста. Определяет наличие тавтологий (необоснованных повторений, тождественных смысловых конструктов) и близко расположенных слов, сходных по смыслу или имеющих похожее звучание. Очень полезная возможность, если тебе надо добиться максимального благозвучия текста. Помогает «причесать» текст после долгой работы над ним, когда глаз «замыливается». Пускай он выглядит скучно, пускай с некоторыми его решениями можно поспорить, главное, что он выполняет свою работу.
Водность – это слова и обороты, которые не несут информационной нагрузки. «Тошнота» – это не желание выплеснуть наружу содержимое желудка, а частота слов или фраз, употребляемых в тексте. И задача Textmarket – выявлять это.
Вообще, сервис просто замечательный. На странице с анализатором даются развернутые объяснения понятий водности и тошноты текста и советы по трактовке полученных цифр. То есть тебе объясняют причины подобных оценок и называют 5 самых используемых слов. Кроме того, в анализаторе можно включить текстовый редактор с богатой функциональностью, так что можно заниматься редактированием и прочей работой над тестом, не покидая страницы. Жаль только, не даёт рекомендаций, как наладить свою шизофазию.
Сервис проверки орфографии и пунктуации онлайн - это уникальный бесплатный сервис поиска ошибок и опечаток.
Эффективный алгоритм сайт находит множество ошибок, среди которых:
На нашем сервисе вы сможете не только узнать уникальность текста, но и проверить его орфографию и пунктуацию. При проверке текста можно так же легко избавиться и от опечаток, которые не всегда заметны при быстром наборе. При использовании данного сервиса вы будете уверены в качестве текста.
Исправление ошибок в тексте онлайн, проверка орфографии и пунктуации позволят проверить грамотность текста.
Проверка ошибок онлайн поможет найти ошибки и опечатки в тексте. Проверка текста на ошибки пригодится при анализе любого текста, если вы хотите проверить его качество и найти имеющиеся ошибки. Если же у вас возникают трудности в первую очередь с пунктуацией, а не с орфографией, оцените возможность проверки запятых. Сервис укажет на проблемные места, где были найдены лишние или отсутствующие знаки препинания, например, несколько запятых подряд или непарные скобки.
Одной из ключевых особенностей бесплатной проверки на ошибки на сайт является возможность исправить их прямо в тексте. Алгоритм проверки прост.