Роспись бересты. Картины на бересте Для рисования требуется

Роспись по дереву, лубу и бересте была развита на Вологодской земле не меньше, чем резьба. Еще в давние времена стали известны районы, расписные изделия которых распространялись не только по территории края, но и вывозились за его пределы.

Особый интерес представляет художественная роспись народных бытовых предметов, занимавшая важное место в декоративном искусстве народов Севера. Роспись по дереву широко бытовала на Мезени и по Северной Двине, по Сухоне и ее притоку Югу и Лузе. Для украшения своего жилища крестьяне расписывали красками стены изб, перегородки в них, двери, печи, деревянную посуду и различную утварь вроде лубяных лукошек, поставцев, дуг, вальков и т.д.

Особенно любимым предметом для украшения среди двинских и сухонских крестьян была прялка. Наиболее частыми были сюжеты, отражавшие мечты крестьянина о счастливой и благополучной жизни: свадебные путешествия, гуляния, чаепития, деревенские посиделки, народные пляски, сцены охоты и т.д. Он чаще всего на прялках двинских крестьян встречается растительный орнамент, мотивы которого отражают любовь художника к северной природе. Двинские и сухонские прялки отличаются красотой украшения. В их росписях на белом или желтом фоне умело сочетаются красный и черный, зеленый и голубой цвета.

На Севере был особенно развит графический тип народных росписей – с четким контуром изображений и последующей раскраской внутри. Крупным центром такой расписной посуды и утвари было Пермогорье на Северной Двине, где уже в XVIII веке расписывали короба и лукошки, туеса и хлебницы, люльки и санки, чаши, стаканы, пивные кружки, а позднее – прялки.

Плавный растительный орнамент с характерным мотивом стрельчатого листа подчеркивает строгую выразительность форм предметов. Стиль пермогорских росписей сложился под воздействием развитых по соседству сольвычегодских и великоустюжских эмалей, чернения по серебру, тиснения и резьбы по бересте. Этот пласт древнерусской культуры дополнили птицы Сирины, единороги и львы из гравюр и лубочных картинок, а в XIX веке сценки и образы реальной жизни, все больше привлекавшие внимание народных мастеров. Поэтому в пермогорской росписи среди пышного травного узорочья можно видеть плывущую рыбу, хлопотливую курицу и гордо вышагивающего петуха, сцены катаний в санях, застолий и чаепитий.

Характерное для народного искусства изображение части вместо целого применил мастер, расписавший туесок из собрания Русского музея: два окошка и кисти от тяжелых занавесей должны обозначать пышные палаты, где происходит праздничное застолье. Тесно сидят за столом пять человеческих фигур в нарядных одеждах и головных уборах. Как картина в раме, сценка выделяется среди густого растительного орнамента.

На прялке, исполненной известным пермогорским мастером Д. А. Хрипуновым в 1911 году, изображены мужчина и женщина за чаепитием. Подробно переданы стол с самоваром, характерный жест, которым держат блюдца. У ног сидящих кошка и собака, расхаживают куры. На медальоне ножки – пряха за работой и мужчина с гармонью в руках. В таких сценках народный художник запечатлевал свои редкие минуты отдыха. Поэтому они выглядят торжественным ритуалом.

Береста, или берёсто, - верхний слой берёзовой коры, прочный, гибкий, мало поддающийся гниению. Из бересты поэтому изготавливали различную хозяйственную утварь. Из пластов коры делали лёгкие лодки-берестянки, сооружали летние жилища – чумы; скальё – листы бересты – использовали при сооружении домов, на бересте писали письма. Неудивительно, что во время раскопок в Новгороде находки вещей из бересты были довольно многочисленными – до 4000 штук.

В народном быту широко применяли традиционные берестяные изделия: туески, или бураки, набирушки, лукошки, заплечники, или пестери, сумки, или зобенки.

Известно, что на лесной территории нашей страны – в бывших Вологодской, Архангельской, Олонецкой, Вятской, Владимировской, Нижегородской губерниях, а также на Урале и в Сибири, в Пермской, Тобольской губерниях, - существовали промыслы, прославившиеся берестяными изделиями. Техника производства берестяной утвари несложна. Любой крестьянин по мере необходимости мог сделать нужные в хозяйстве предметы.

По праву первое место среди берестяных художественных промыслов занимает Шемогодский, названный так по имени речки Шемоксы неподалёку от Великого Устюга, по течению которой были расположены селения мастеров. Тонкий, лёгкий растительный резной орнамент украшает цилиндрические поверхности бурачков, крыши и стены шкатулок, коробок, ларцов. Оттененная золотистой или коричневой, чуть подкрашенной древесиной обрамления, розовато-белая матовая береста выглядит неведомым, необычным материалом, по сути, преображённым трудом мастера в драгоценность.

Не меньшую известность завоевали северорусские промыслы по росписи берестяных изделий. Среди них выделяются туеса, расписанные так называемой пермгорской росписью, получивший название по имени селения Пермгорья на Северной Двине. Их, прежде всего, отличают характерный колорит росписи: на белом или чуть кремовом фоне написаны красным и зелёным цветом в пределах чёткого тёмного контура разнообразные растительные мотивы, сценки из крестьянской жизни, сказочные птицы.

Уфтюжский промысел, что был в селениях по реки Уфтюге, славился сказочностью растительного орнамента, написанного по ярким оранжево-красным, зелёным и даже синим фонам. Формы уфтюжских бурачков бывали необычных пропорций, их зачастую делали вытянутыми или широкими, приземистыми.

Крупные центры росписи берестяных изделий известны на горнозаводском Урале, в Сибирском Зауралье. Яркие и весёлые цветы и букетики, гравюры, декоративная роспись «под малахит», «под яшму», «под черепашку» украшали уральские туеса набирушки и кузовки.

Сибирские или тюменские туеса, на которых писали размашистой кистью ветки, гирлянды пёстреньких цветов, были известны по всей Западной Сибири.

Малоизвестные центры росписи туесов находились в Вятском крае. Вязовские бураки (с. Вяз), бураки из г. Луза делались разного размера и назначения – от детских игрушечных до ведёрных. В росписи вятских бураков сложился собственный, грубоватый стиль исполнения, в ней сочетались открытые тона – красный, синий, жёлтый, зелёный. Для неё характерны небольшие растительные мотивы – цветы, бутоны, листья – и простые композиции, в которых цветы группировались в гирлянды, небольшие букетики. Расписанные масляными красками с применением белительных разживок вятские бураки сразу выделяются среди широко известных разновидностей русской бурачной росписи.

Значительные центры изготовления тиснёных берестяных изделий известны на Рязанщине, русском Севере, в Прикамье, на Среднем Урале. Своеобразные строгие композиции тесненного, или, как говорят старожилы, «чеканного», геометрического узора украшает чусовские бураки, что делали в селениях по нижнему течению реки Чусовой. В чеканку салдинских бураков, которые изготавливали жители деревень, что на уральской речке Прокопьевская Салда, органично включали растительные мотивы и изображения птиц. Очертания отдельных мотивов, чёткие и пластичные, свидетельствовали о высоком уровне металлообрабатывающего уральского промысла, мастера которого делали такие совершенные металлические чеканы и наносили на них разнообразные узоры.

Тобольские тиснёные туески известны разнообразным геометрическим орнаментом. Мастера обращались к местным сюжетам, изображая с помощью специальных штампиков птиц, животных, изредка целые сцены. Как и в любом проявлении народного примитива, стремление расширить границы жанры бытовой вещи, желания ввести в него новое содержание нередко давало интересные в художественном отношении индивидуальные решения.

Совершенно исключительны по своим художественным достоинствам произведения народных мастеров Восточной и Западной Сибири, советского Дальнего Востока. Искусство художественной обработки бересты, существующее там в виде домашнего ремесла, достигло высокого совершенства. Стоит только сказать: «Береста народов Приамурья», как в памяти возникают всевозможных форм короба, поверхность которых украшена чётким изысканным узором. Не с чем нельзя спутать терракотово-белую бересту народов Западной Сибири – хантов, селькупов. Своеобразная техника гравирования позволяет мастерам достигать эффекта классически ясного двуцветного узора.

Берестяные изделия якутов отличаются разнообразием применяемых техник – они любят и резьбу, и гравирование, и процарапывание. Часто встречается соединение нескольких материалов в украшении берестяной посуды – бисер и конский волос, тальник и металлические литые детали, всевозможные цветные подкладки под вырезанные отверстия. Всё это позволяет достигать впечатления особой торжественности и праздничности якутских берестяных изделий, будь то короб для приданного, входная дверь в берестяной дом – урасу – или всего-навсего маленькая сувенирная коробочка.

Все разнообразные берестяные изделия народов России можно разделить на несколько групп в зависимости от способа их изготовления, от характера и размера используемой бересты. Прежде всего нужно выделить вещи, сделанные из целого куска бересты. Они наиболее просты по формам, их проще всего сделать. К таким вещам относятся низкие широкие открытые сосуды – чекманы, кузовки, набирушки. Значительную группу представляют плетёные изделия. Именно среди них можно наблюдать удивительное богатство форм, размеров – и маленькие походные солонички, и огромные сумки-заплечники, плетёная обувь – бродни, и простые по очертаниям чехлы для точила. Наиболее сложные и трудоёмкие предметы утвари, такие как уже известные нам бураки, короба, относятся к третьей группе сшивных изделий. Совершенно естественно, что разнообразными являются и способы украшения берестяных изделий: выскабливание и гравирование, тиснение и резьба, роспись разного рода красками.

В Поволжье, на русском Севере и Урале, в Западной Сибири встречаются особой формы берестяная утварь, характерная как для русских, так и для карел, коми, хантов, манси. Долгое общение с ними дало русским некоторые типы берестяных изделий, например солоницу с крышкой, основным украшением которой являются рельефные зубчики несколько слоёв бересты, накладываемых друг на друга. Эти треугольные зубчики создают оригинальную чешуеобразную поверхность. Вместе с самими вещами были восприняты их древние местные названия, например «чекман» - широкая и низкая четырёхгранная открытая посудина, распространенная в Свердловской и Тюменской областях.

В Сибири якуты восприняли от русских некоторые способы художественного оформления берестяных изделий – сочетание прорезного орнамента с цветными подкладками.

В прошлом из бересты плели небольшие солоницы и крупные ёмкости для хранения муки, круп. Для них употреблялась лента из бересты шириной в 1-2,5 см. Берестяную ленту опускали ненадолго в горячую воду, она становилась эластичной. Такой берестой обматывали треснувший горшок и она после высыхания крепко стягивала все трещины. Такое плетение из лент получалось очень прочным.

Солоница - сосуд для когда-то дорогого и очень необходимого продукта. Недаром деревянные солоницы в виде баранчика или уточки любовно украшали резьбой и росписью. В крестьянском быту дорожные солоницы плели из бересты. благодаря двойному слою плетения достигалась почти полная герметичность, что предохраняло соль от воды. Солоницы - это чаще всего плоские или квадратные коробочки с узкой горловиной - иногда в виде птицы.

Изготовление изделий из пластовой бересты. Очень были распространены изделия, сделанные из целых пластов бересты: лукошки, заплечники для грибов и ягод, чекманы. Прямоугольный слой бересты складывали по полам, по бокам сшивали лентой из лозы. В получившиеся от изгибов и вывернутые наружу уголки донышка вставляли палочку-замок, которая даёт необходимую жёсткость конструкции. Горловину посудины стягивают дополнительным обручем из бересты.

Бурак, или туесок, лёгкий, удобный, был неотъемлемой частью домашнего обихода крестьянина и жителя ремесленных посёлков. В жару в нём хорошо сохранялся прохладный квас. В бураках держали молоко и крупы, пряности и соли. Собирали в них грибы и ягоды. Не обходились без бурака и на рыбалке. Известны бурачки уплощённой овальной формы – в них удобнее, чем в обычных круглых туесках, хранить пойманную рыбу. В соответствии с потребностью бураки делали разного размера, объёмом от половины стакана до четырёхведёрных. Когда везли продавать готовый товар, в большие бураки вставлял меньшие, составляя наподобие матрёшек комплекты. Самым распространённым был 2-3-литровый бурак, высотой 20-28 см, диаметром 12-20 см.

Бархатистая, с сеткой тонких редких полосок поверхность бересты красива сама по себе. Характерные для естественной окраски бересты оттенки золотисто-медовых, приглушенных красновато-коричневых тонов великолепно гармонируют друг с другом. Несмотря на это, в народном искусстве существуют другие, очень разнообразные способы декоративного оформления берестяных изделий. Наряду с выскабливанием, или процарапыванием, есть тиснение, резьба и роспись.

Тиснение по бересте – один из древних видов украшений берестяных изделий. Широко распространена была техника нанесения рисунка на бересту с помощью штампиков или чеканов. Подобно набойке на тканях, тиснение узора на бересте позволяет достигать большого разнообразия композиционных решений. При всей своей простоте тиснение позволяет достигать высокого художественного качества изделия, обогащая своеобразную поверхность бересты рельефным рисунком.

В Прикамье славились тиснённые бураки, что делали мастера Чусовских городков в прошлом столетии. По чистоте работы и по накладке на наружной стороне красивых узоров они считались лучшими. Чусовские бураки имеют характерный рисунок тиснения, который наносится костяными чеканами на наружный слой бересты.

Тагильские чеканенные бураки известны на Урале. Их тиснение похоже на чусовское, только отдельные его элементы выполнены тоньше. Основным элементом рисунка является бусинка: ряды бусинок в дорожниках, звёздочки в розетках, ромбах. Иногда вместо розетки в центр квадрата ставится цветок или куст с птицами.

Бураки с упрощённым рисунком тиснения делали там, где не было крупных производств берестяной утвари. В них схематически повторялась известная композиция с полоской по краю поля и крупной орнаментальной фигурой в центре. Известен другой рисунок тиснения, построенный на ином композиционном принципе, тогда по всему полю в определённом ритме разбросаны звёздочки или группы розеток. Их расположение напоминает узор народной набойки. Как будто бурачок обтянут куском ткани, с характерным для неё простеньким звёздчатым рисунком.

Резьбу по бересте русские мастера применяли довольно широко наряду с другими способами её украшения - гравировкой и тиснением. Прорезные отверстия в виде полулунок, ромбов, овалов и кругов в сочетании с цветными и слюдяными подкладками характерны и для якутской прорезной бересты. Небольшие слюдяные окошки эффектно выделяются на фоне мелкого, графически чёткого гравированного узора либо чёрной сетки из конского волоса, оплетающей пояски и прочие детали берестяного изделия.

Вырезанными из бересты геометризованными изображениями оленьих рогов, птиц украшали короба в Западной Сибири.

Наиболее виртуозной была прорезная, или просечная, береста на русском Севере. В окрестностях Великого Устюга, в Шемогодье издавна существовал крестьянский промысел по изготовлению берестяных изделий с прорезным орнаментом. Лёгкий геометрический рисунок решётки резали на меленьких туесках: он складывался в узорные полосы, крупные розетки и спирали.

Роспись по бересте. Расписная береста - один из интересных и самобытных видов народного творчества. В разных районах сложились особые способы росписи берестяных изделий. Чаще всего расписывали берестяные туески, или бураки. Обычно поверхность бурака окрашивали каким-либо ярким цветом, чаще это были оранжево-красные, золотисто-охристые, реже тепло-зелёные, голубые, коричневые или синие тона. Форма и конструкция туеска определяли композицию росписи. Пояски и крышку выделяли контрастной к цвету фона краской: синей к оранжевому, тёмно-красной к жёлто-оранжевому. Замочный шов, соединяющий края наружного слоя туеска, обрамляли рядами небольших растительных мотивов. На передней стороне туеска размещали цветок, букет, изображение птицы. Но они занимают не только видимую часть цилиндрической поверхности туеска, но и немного заходят за её пределы, разрастаясь в боковые стороны, как бы предлагая зрителю рассмотреть роспись со всех сторон.

Так же как и в росписи по дереву, применяется небольшое количество красок. Активную роль играет цвет фона, от которого зависит цветистость и яркость росписи. По закону цветового контраста на тёплых тонах холодные цвета кажутся ярче и наоборот.

Отличается характерным сочетанием белого, золотисто-кремового фона с мелким растительным орнаментом из копьевидных листьев, завитков, цветочков, среди которых изображаются разнообразные сцены крестьянской жизни: чаепитие, посиделки, прядение и ткачество, охота, а также фантастические птицы Сирины, львы, единороги. Подобная роспись украшает всевозможную крестьянскую утварь: прялки и ткацкие станки, лубяные лукошки, грабли; токарную, бондарную и резную посуду: ставцы, скопкари, солоницы, жбаны и др.

Уфтюжские туески, необычные по пропорциям, вытянутые или приземистые, отличаются лёгкой гармоничной кистевой росписью, цветовая гамма которой определяется оранжево-красной окраской фона. Сказочный букет из распускающихся листьев и условных цветов-розеток украшает переднюю сторону туеска, а сзади, у замочного шва, параллельно ему расположены ряды листочков. Уфтюжские мастера любили изображать птиц-кутушек. В одном случае она стоит, выпятив грудку, распустив веером хвост, на другом туеске птичка как бы оглядывается. Немногочисленные мотивы известны во множестве вариантов цветового и композиционного решения.

Для грунтовки, окраски и росписи применяют клеевые краски из сухих порошков-пигментов. Можно работать водорастворимыми красителями, темперой и гуашью.

Среди росписей уральских бураков выделяется одна разновидность, известная под названием "крестьянской", предназначенная её изготовителями, ремесленниками Нижнего Тагила, для сельских жителей.

На ярком цветном фоне, красном, зелёном или голубом, выделяется пышный букет из трёх крупных цветов. Они образуют группу в форме треугольника, которую расширяют до круга и делают зрительно более устойчивой написанные между ними мелкие цветочки со спиральными лепестками. У каждого цветка по два горизонтально расположенных листа. Букет столь велик, что заходит за пределы отведённого ему пространства, охватывая тулово бурака, и переходит на ограничивающее живописное поле горизонтальные пояски.

Наряду с такой живописно-объёмной росписью существовала роспись более графичная. Обычно в такой манере изображались на зелёном фоне ветки с чёрными стеблями и кудрявыми листьями, оранжевыми и голубыми цветами. Стебли и листья оживляли светлые мазки, выявляющие их форму.


Картины на бересте

Мастер-класс подготовила Наджафова Гюльшен Ингилаб кызы, педагог дополнительного образования МАОУ ДО ДДТ СП « Станция юных натуралистов», объединение « Природа и фантазия», Пермский край, город Нытва

Мастер-класс проводит Старкова Юлия, ученица 3 класса, объединение « Природа и фантазия»

Береста — наружная часть березы. Из бересты изготавливаются различные предметы быта - лапти, корзины, короба, туеса, шкатулки. В берестяных туесах хлеб хранится долго, а молоко не скисает. Сегодня из бересты делают сувениры, она широко используется при оформлении интерьера, на бересте рисуют картины. Предлагаем и вам попробовать свои силы в рисовании на бересте!

Заготовка и хранение бересты

Бересту добывают только с рубленных или с поваленных деревьев. Заготовить бересту можно в любое время года. Весной и летом береста бывает наиболее прочная и гибкая, зато осенью, когда трава уже пожухла и листва с деревьев опала, хорошо видны поваленные берёзы. Береста легко снимается со стволов диаметром от 20 см и больше. Основной инструмент для заготовки бересты - острый нож и ножницы. На спиленном стволе надо сделать надрез сверху вниз, стараясь не задеть древесину, иначе она будет мешать снятию бересты. Край разреза нужно аккуратно отогнуть и дальше сдирать бересту руками вокруг ствола до другого края того же надреза. Таким образом можно заготовить довольно широкие полосы. Береста для поделок должна быть гладкой, ровной, без дефектов (порезов, трещин); горизонтальные полоски, характерные для березы, не должны быть круглыми. Кора берёзы покрыта чечевичками - поперечными штрихами чёрного или тёмно-коричневого цвета, которые придают бересте неповторимое своеобразие и привлекательность. С функциональной точки зрения, это своеобразные поры, которые заполнены рыхлой тканью и которые, будучи открытыми летом (бытует и такое их название, как « форточки»), обеспечивают газообмен, важный для растения, т. е. берёза через них дышит. С наступлением холодов чечевички заполняются веществом, специально вырабатывающимся деревом, и закрываются, защищая березу от морозов. Отсюда понятно, что береста особенно прочна весной, когда чечевички ещё закупорены. Благодаря чечевичкам, которые бывают крупными и мелкими, короткими и протяженными, на березе складывается своеобразный узор, который отличает её от деревьев других пород. Кроме того, они усиливают декоративное звучание изделия.

Для хранения заготовленную бересту обязательно надо сложить стопкой под пресс, предварительно высушив 2-3 недели в нежарком месте (тогда береста не будет коробиться). Необходимо проследить за тем, чтобы между пластами оставалось некоторое расстояние для просушки. Если же береста слишком пересохнет и станет ломаться, то её можно смочить водой и ещё раз слегка подсушить. Хранят бересту в тёмных, сухих и проветриваемых помещениях (чердак, подвал, сарай, кладовка). Сложенная пластами береста может храниться годами. Хранящаяся в сырых помещениях береста покрывается плесенью, отчего на ней появляются пятна. При длительном хранении бересты на свету она изменяет цвет, становится светлой.

Роспись

Распиная береста — один из самых самобытных видов народного искусства. В разных областях России бытовали свои, особые приемы росписи берестяных изделий. Для росписи обычно используют темперу или гуашь, а для закрепления росписи — масляные лаки. Сегодня чаще всего расписываются берестяные туески и посуда. Традиционно в росписи используют красный, жёлтый, реже зелёный, коричневый, голубой или синий цвета. Форма и назначение окрашиваемого изделия определяют композицию росписи. В основном в росписи используют растительные мотивы — цветы и листья. Так же как и в росписи по дереву, здесь применяется небольшое количество красок. Главную роль играет цвет фона, от которого и зависит яркость росписи.

Перед тем, как расписывать поверхность берестяного изделия, место под роспись необходимо загрунтовать. Грунтовку готовят из смеси мела со столярным клеем и доводят до состояния густой сметаны. Грунт наносят тонким слоем на наружную поверхность, тщательно разглаживая его в углублениях. Для этого используют небольшой шпатель. Затем берестяное изделие сушат при комнатной температуре в течение 6-8 часов, после чего зачищают мелкой шкуркой, чтобы поверхность была ровной. Затем следует окраска белилами, сначала жидкими, потом более густыми, и сушка, после чего берестяное изделие расписывается и лакируется. Лакируют бересту дважды, просушивая каждый слой в течение суток.

На бересте также можно рисовать темперными красками, а также гелевой ручкой, тушью или гуашью.

Нам понадобятся:

береста;

рамки;

лишайники;

клей « Момент»;

чёрная гелевая ручка;

белая гуашь;

тонкаякисточка.

Подготовка бересты к росписи

Прежде чем начать рисовать на бересте, при помощи канцелярского ножа снимаем верхний тонкий, частично отслоившийся слой коры, и отслаиваем нижний слой, убирая грубые наросты бересты, чтобы она выпрямилась. Эту часть работы лучше выполнить взрослому.




Внимательно приглядываемся к бересте, к её наростам: может быть, они что-то напоминают. Можно дать волю своему воображению и пофантазировать, на что могут быть похожи наросты (облака, горы, деревья, кусты, снежные сугробы…). Основными сюжетами таких картин являются пейзажи, церкви, деревья, дома, ручьи и поля. А времена года, которые изображают на таких картинах чаще всего — зима либо ранняя весна, когда снег ещё не сошёл. Потому, что краски лета и осени не гармонируют с белизной бересты. Продумываем композицию и делаем предварительные эскизы на листе бумаги, что значительно облегчит дальнейшую работу. Так как это триптих « Времена года», мы готовим три эскиза.


С помощью чёрной гелевой ручки переносим на три кусочка бересты рисунки. Для летнего пейзажа определяем линию горизонта. Для изображения воды риски (штрихи на бересте) располагаем горизонтально. Чтобы подчеркнуть, что это вода, рисуем лодочку. Тонкой кисточкой набираем белую гуашь и рисуем лёгкие облака и их отражения в воде.


Для изображения осени берём бересту с большим наростом, напоминающим скалу. На скале рисуем осенние деревья с опадающей листвой. Так как осенью погода пасмурная,
белой гуашью рисуем сероватые размытые облака.


Третья картина — это зимний пейзаж . Наросты бересты могут превратиться в домик, холм, лес на дальнем плане. Прорабатываем передний план, вводим детали: кустик, небольшую веточку, дерево и т.п. Белыми штрихами изображаем сугробы, деревья, кустарники. Для более выразительного восприятия подчеркиваем тень и глубину чёрной гелевой ручкой. Чёрные наросты на бересте лучше забелить гуашью. Рисуем белые облака.


Картины готовы, остаётся только приклеить их на основу и положить под пресс на 24 часа. Затем можно приклеить на передний план лишайник для придания объёма,
а также оформить триптих в рамки.


Занятие 4.

Тема: Творчество В. Петрова художника-земляка, «Народного мастера Воронежской области». Мастер-класс« Художественная роспись по бересте».

Цель: Познакомить с творчеством художника-земляка В.Петрова, показать простейшие приёмы росписи по бересте.

Задачи:

    Развитие эстетических чувств и воображения.

    Привитие уважения и почтения к березе, к историческому прошлому своей Родины, развитие интереса к народным промыслам и традициям своей страны, края.

    Воспитание чувства радости и удовлетворения от полученных результатов.

Ход ООД

1.

Ребята, сегодня я познакомлю вас с творчеством нашего земляка, Петрова Валерия Ивановича, мастера художественной росписи по бересте. Валерий Иванович (фото) выпускник Бутурлиновского педагогического училища художественно-графического отделения. Занимается обработкой бересты с 1997 года. Разработал индивидуальную технику рисунка акварелью на бересте. Основная тематика его работ - православное зодчество и памятники русской архитектуры. В 2004 году Валерий Иванович создал детскую художественную студию в Доме культуры села Елизаветовка Павловского района, где обучает детей классическому рисунку и работе с берестой. Мастер активно участвует в выставках и фестивалях от областных до всероссийских. В V Московской Межрегиональной выставке-конкурсе он представлял Воронежскую область и вошел в пятёрку лучших мастеров России, работающих с берестой.

Впервые в истории Павловского района в 2012 году местному жителю было присвоено звание «Народный мастер Воронежской области». Валерий Петров занимается этим ремеслом15 лет, написал более тысячи картин. В копилке произведений художника – изображение Троице-Сергиевой лавры, Задонского Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря, Белогорского Воскресенского мужского монастыря и другие.

Павловский художник участвует во многих выставках, конкурсах, фестивалях по всей стране. Он – участник Всероссийских фестивалей в Москве, Чебоксарах и Воронеже, лауреат Воронежского областного конкурса декоративного творчества 2011 года, дипломант VII межрегионального фольклорного фестиваля «Лето красное», прошедшего в Белгородской области.

Картины Валерия Петрова выставляются в Павловском краеведческом музее. Ему также делают заказы. Так, например, перед визитом в Павловск митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия городская администрация попросила художника написать картину с изображением павловского Казанского храма, которая и была впоследствии передана в дар митрополиту.

    Мастер-класс« Художественная роспись по бересте».

Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о волшебном дереве – березе! Мы с вами имеем представление о народных промыслах и их видах. Красота и необычность росписи на бересте не оставит вас равнодушными. Материал береста – так прост, доступен, но уникален, потому что рисунки на каждом из кусочков бересты индивидуальны и неповторимы! Именно за это качество еще с древних времен полюбили бересту народные умельцы и художники. Береста уникальна и волшебна по своей сути: гибкая и пластичная, непромокаемая и прочная, не гниет!, Бесценная, но дешевая, простая, но красивая!

В древней Руси слово «береза» означало «светлый и белый». Из бересты крестьяне делали: туеса, корзины, туески, набирушки, лукошки, детские погремушки-шаркунки, солонки, плошки. Строители использовали бересту для изоляции от сырости. По бересте можно выполнять: резьбу, теснение, выжигание, аппликацию, роспись.

Бересту называют теплым деревом. Даже в холодной комнате она на ощупь очень теплая, потому что обладает большой положительной энергетикой. Достаточно некоторое время посмотреть на нее, подержать в руках – и вы сразу же успокоитесь, если были чем-то взволнованы.

Бересту нельзя заготавливать с живых берез. Снимают берёсту с дров, чурок заготовленных на дрова, с упавших деревьев в лесу (она легко отслаивается).

Хранят бересту , сложив ее в стопку изнаночной стороной вниз. Сверху желательно положить гнет, чтобы во время хранения пласты не скручивались. Хранить бересту лучше всего в прохладном затемненном помещении или в кладовке. Воздух в помещении не должен быть очень сухим и теплым.

Чтобы береста легко расслаивалась, ее надо замачивать в соленой воде.

Вглядевшись в кусочки бересты, в ее естественные природные узоры: черточки, пятна, наросты, - вы различите силуэты зверей, птиц, изображения лесных цветов, россыпи звезд и блеск северного сияния.

Этапы выполнения росписи на бересте:

1. подобрать бересту по цвету и фактуре

2. почистить бересту – подготовить под роспись

3. приклеить бересту на твердый картон

4. нарисовать эскиз на бумаге

5. перевести рисунок на бересту

6. разметить детали

7. расписывать бересту в соответствии с эскизом

Поэтапный показ выполнения работы.

Продуктивная деятельность.

Посмотрите, какие красивые работы у вас получились! Береста - это хороший материал для творчества, в нем самом уже заключена половина работы, нужно только уметь внимательно рассматривать основу для картины. Когда ваши картины высохнут, мы устроим выставку для родителей.

Источники:

Роспись бересты — древний вид народного творчества. Для росписи изделий из бересты мастера применяли разные приёмы, но цвета росписи были традиционными: красный, жёлтый, зелёный. Коричневый и сине-голубой тоже использовались, но реже.

В наши дни, как и в далёком прошлом, расписываются корзинки, коробки, шкатулки, посуда и ёмкости для хранения продуктов.

Так называемые туески для хранения чая, соли, а также сухарницы, конфетницы .

Все эти берестяные изделия расписываются растительными мотивами, причудливыми птицами или сценками из жизни людей. На поверхности берестяного изделия расцветают цветы невиданных форм, появляются букеты и дополняют роспись листья и завитки.

Подготовка бересты

Перед тем как расписать изделие из бересты его необходимо подготовить. Подготовка состоит в том чтобы место расположения росписи было ровным, поэтому его грунтуют. В состав грунтовки входит мел и столярный клей Смесь должна быть как густая сметана. Поверхность покрывают слоем грунтовки, наносят её на поверхность тонким слоем и разравнивают шпателем. Потом изделие из бересты сушится при комнатной температуре (6-8 часов), затем обрабатывается наждачной бумагой (мелкой) и окрашивается белилами (в 2 слоя) и вновь сушится. Теперь береста готова к росписи. Выбранный рисунок наносят на изделие и затем расписывают красками (гуашь, темпера). Последний этап росписи - лакировка. Роспись лакируют в два слоя, причём каждый слой после нанесения масляного лака просушивают в течение 24 часов.

© 2024 sun-breeze.ru
Новые идеи бизнеса - Животные и растения. Заработок в интернете. Автобизнес