Как обработать бересту чтобы она была мягкой. Заготовка бересты

Бересту применяли для изготовления различных предметов быта, таких, как рыбачные челны (обласки), туеса, короба, шкатулки, кузовки для хранения соли, крупы, муки, зерна, ягоды, кедрового ореха и другое. Берестяные туеса делали для хранения молока, сметаны, рыбы, мяса. Прочность, гибкость, устойчивость против гниения - вот главные качества этого материала. Все эти продукты могли храниться бесконечно долго, потому что береста обладает великолепными бактерицидными свойствами. Не случайно в березовом лесу воздух в несколько раз стерильнее, чем в операционной. Из специально обработанной бересты изготавливались сумки, одежда, обувь, которые по своим качествам не уступают изделиям из кожи, к тому же они не боятся влаги. Кроме того, береста сочетается с другими природными материалами.

Береста - доступный и хорошо поддающийся обработке материал. Заготавливают бересту в мае - июне, во время сокодвижения. В это время она эластична, легко снимается со ствола, при тиснении на ней остается глубокий рисунок с мягкими краями. Инструментом для снятия бересты служит обыкновенный острый нож. Если нужны большие, цельные куски, то бересту надо снимать со спинных деревьев, диаметром не менее 20 см., по возможности выбирая гладкие места без сучков. Вся наружная сторона коры зачищается с помощью ножа или шкурки и освобождается от грязи грибков и мха.

Перед применением, кору березы размачивают в горячей воде. При такой обработке береста хорошо расслаивается на множество полупрозрачных бело-розовых пленок, а также становится гибкой и прозрачной. Работу эту надо производить аккуратно, не торопясь. Молодую бересту можно не парить, а лишь чуть смочить.

Изделия из бересты абсолютно экологически чистые, так как изготавливаются из натуральных материалов и только вручную. Бересту называют теплым деревом. Даже в холодной комнате она на ощупь очень теплая, потому что обладает большой положительной энергетикой. Достаточно некоторое время посмотреть на нее, подержать в руках - и вы сразу же успокоитесь, если были чем-то взволнованы. Очень часто приходится слышать, что при работе за компьютером, если надевать ободок из бересты, то не чувствуется усталость, а также зачастую нормализует давление.

Каждый посетитель имеет возможность овладеть навыками работы с берестой, под чутким руководством мастера. Вам не только откроются секреты этого удивительного материала, но и вы можете взять на память свое уникальное, неповторимое, авторское изделие.

Мастер-классы проводятся по предварительной договоренности. Дату и время согласовываем по телефону.
Записаться на мастер-класс и задать интересующие вопросы можно по телефону: 8 983 118 26 57

Дмитрий Житенёв | Берёста


Берёста

«Дай коры мне, о Берёза!

Жёлтой дай коры, Берёза…

Генри Лонгфелло. Песнь о Гайавате


Из Толкового словаря живого великорусского языка В.И. Даля. «Берёста - верхний, светлый, ремковый слой берёзовой коры, она идёт кроме высидки дёгтя, на подстилку под тесовые кровли и столько же других нужд, как лыко. Бела берёза, да дёготь чёрен. Кабы не лыко, да не берёста, так бы мужичок рассыпался».


Когда едешь по сибирской или северной реке, вдоль которой расположены редкие посёлки или деревеньки, то на безлюдных и поросших лесом берегах вдруг начинают попадаться ободранные берёзки. Среди своих белоствольных сестёр они выделяются тёмными стволами. Это местные жители брали кору берёзы для своих нужд.


Ведь берёста всегда, испокон веков использовалась сельскими жителями. Много чего полезного можно изготовить из этого уникального природного материала. Вот далеко не полный перечень этих самых изделий. Во-первых, всяческие ёмкости - туески , коробочки и шкатулки, коробички и пестери (об этом я уже писал). Приспособления для оснащения неводов (кибаса-грузила) и сетей (наплава-поплавки), обувь (лапти), рукояти для ножей и даже ножны. Она шла на изготовление обуви (лапти).


Ну и, конечно, берёсту использовали в качестве материала для кровли на чум или шалаш. Народности Дальнего Востока и индейцы Северной Америки делали из берёсты лодки - берестянки и пироги .


Разные ковшики , корцы упоминаются в книге И.Забылина «Русский народ, его обычаи обряды, предания, суеверия и поэзия». Вот что, в частности, там написано об этом. «Корцы отличались от ковшей том, что дно у них было плоское; маленькие корцы назывались корчиками. Их название произошло от того, вероятно, что прежде их делали или из берёзовой коры или из древесных кореньев».


Из берёсты гнали дёготь, который использовался не только для смазки тележных осей и кожаной обуви, но и как лекарство для человека и домашних животных.


Раньше ведь не знали, что такое рубероид, вот и применяли берёсту для кровли. Я, например, когда жил на Печоре, то сделал себе погреб, выкопав огромную яму, а перед тем, как засыпать её, покрыл листами берёсты для того, чтобы дождевая вода не проникала в погреб. Вероятно, ни один синтетический материал не заменит эту кровлю. Эвенки испокон веков покрывали свои чумы листами берёсты, применяли её в качестве подстилки на постели. Да много ещё чего полезного можно извлечь их применения этого природного материала. Это производство даже называли «берёстовое дело».


Позволю себе привести длинную цитату из книги «Сельскому учителю о художественных народных ремёслах Сибири и Дальнего Востока» (М., «Просвещение», 1983).


«Пожалуй, самым распространённым материалом в быту у хантов и манси является берёста. Они искусно выделывают и сегодня самую разнообразную посуду для своих повседневных нужд и для продажи, изготовляют покрышки для летних жилищ - тиски, ночные колыбели (в отличие от дневных - из дерева).


Берёсту ханты и манси снимают с дерева три раза в году, в период наиболее интенсивного движения соков: весной по насту, в июле, когда цветёт шиповник, и осенью, когда опадает лист. Вначале делают вертикальный надрез, до луба. Затем - два горизонтальных, определяющих размер снимаемой части коры. Отдирают руками справа налево. Соскабливают самый белый шероховатый верхний слой.


Вот как раз это и показывает нам Рэй Мирс, побывавший и в нашей стране.



Прежде чем из берёсты что-либо делать, её необходимо проварить. Для этого отдельные куски берёсты свёртывают в трубки, ставят вертикально в котёл, заливают поверх водой, плотно укрывают мхом и варят в течение 10-12 часов. Берёста становится эластичной, годной для последующего употребления. Иногда берёсту так же проваривают в рыбьем жиру, и тогда она становится особенно прочной, не пропускает влагу и не делается хрупкой на морозе. Берёсту в изделиях сшивают сухожильными нитками из жил оленя, лося, а иногда и волосяными нитками из конских волос…

В хозяйстве народов Приамурья берёста использовалась чрезвычайно широко. Охотники и рыбаки покрывали ею шалаши в летнее время, её употребляли на подстилки для спанья в шалашах, из берёсты делали колыбели, лодки, веера, всевозможные предметы домашнего обихода, трафареты узоров для рукоделия и т.п.


В конце мая, июне, июле мужчины, вооружившись специальными длинными (до 30-40 см) ножами с рукоятями длиной 80-100 см, отправлялись в тайгу за берёстой. Они отыскивали толстые берёзы с ровным, без изъянов берестяным покровом. На дереве делали длинный, до 1-1,5 м, вертикальный разрез, внизу и вверху его - два горизонтальных, кольцевых. Некоторые снимали берёсту «винтом», делая спиралевидные разрезы на коре.


Заготовленную кору для придания ей эластичности варили: её свёртывали в толстые рулоны, перевязывали их и ставили в большие котлы, подвешенные над кострами на улице. В воду иногда добавляли костяки различных рыб, так что при варке получалось нечто вроде слабого рыбного бульона. Удэгейцы между слоями берёсты прокладывали листья папоротника, а сам рулон заворачивали в кедровую кору. Процесс варки продолжался 3-5 часов. Если рулон был очень высок, сильно выступал из воды, его после варки переворачивали другим концом вниз и варку продолжали. Обработанная таким образом берёста становилась мягкой и эластичной, как кожа, её можно было сшивать крапивными нитками. Из такой берёсты изготовляли тиски - полотнища, которыми накрывали шалаши, укрывали от дождя поклажу в лодках, подстилали их в шалашах; берёсту сшивали в несколько слоёв по длине, делая полотнища в 3-4 м, их окаймляли берестяными каймами, чтобы края не рвались. Рыбаки и охотники в летнее время возили эти полотнища, свёрнутые в рулоны, с собой, они были нужны постоянно



Для изготовления сумочек, мешков, вёдер, коробок, шляп, корзинок берёсту чаще всего не варили, но осторожно нагревали над огнём, отчего она размягчалась и становилась гибкой, а также расслаивалась на тонкие пласты, что было необходимо для орнаментации изделий».


Надо ли говорить, что и сегодня в тайге не обойтись без берёсты. Пироги и берестянки делают едва ли, но мелкие коробочки пользуются успехом у таёжного люда и до сего времени. Правда, в большинстве эти изделия идут на сувениры. Кое-что можно сделать и самому. Не надо только для этого валить огромную берёзу. Берёсту можно добыть на лесосеках, которые в действии, по-моему, круглый год.


Как же изготовить из берёсты туесок? Довольно просто, но только для того, кто имеет хоть какие-то навыки в работе с древесиной. Но попытка, как говорят, не пытка…


Отрезок берёзового бревёшка надо брать в начале или середине июня. В это время кора, как говорят, у берёзы сама падает.



Во-первых, со ствола или толстого сука надо снять так называемый скoлотень (1 ). Это будет внутренняя часть туеска. С более толстого отрезка надо снять два куска коры. Один несколько длиннее, чем окружность сколотня, и пошире его (2 ), а второй - такой же длины, но поуже (3 ). В них делают вырезы так, как показано на рисунках. Стрелочки потом будут вставляться в треугольные вырезы. Расстояния а и б должны быть равны.


Все делается на глазок и подгоняется, как говорится, по месту.


Сколотень (4 ) обёртывают широкой полосой так, чтобы её наружная сторона была внутри и прилегала к такой же у сколотня (5 ). Стреловидные вырезы, осторожно сминая, вставляют в треугольные вырезы. Выступающий верхний край сколотня немного распаривают и аккуратно загибают на обёртку (6 ). Нижний же обёртывают узкой полосой и так же закрепляют замком (7 ). Это, собственно и есть замок. Однако перед этим вставляют донышко, которое вместе с крышкой готовят заранее. Из тонкой кедровой, берёзовой или осиновой дощечки аккуратно вырезают (лобзиком или просто ножиком) два кружка (донышко и крышку) диаметром каждый чуть больше внутреннего диаметра сколотня. Когда берёста высохнет окончательно. Донышко будет прилегать к ней так плотно, что вода не просочится. Крышку надо несколько раз вынуть и вставить, чтобы она не «срослась» с туеском. Однако с первого раза едва ли всё хорошо получится.



Чтобы легко было вынимать-вставлять крышку, надо приделать к ней ручку. Можно просто просверлить по центру дырочку и вставить в неё петельку из нетонкой верёвочки или из полоски той же берёсты (7 сверху).


Однако лучше сделать настоящую ручку (рисунок справа - 1). Для этого в крышке просверливают два отверстия, в которые ручка и будет вставлена. Она делается из сырого ивового прута необходимой длины и толщины (опять же на глазок - 2). Среднюю часть срезают вдоль наполовину, чтобы легче было согнуть и ручка бы не сломалась(3). Концы подгоняют по диаметру отверстий в крышке так, чтобы они выступали с нижней стороны. В этих концах шилом или буравчиком просверливают дырочки, в которые вставляют деревянные клинышки (4).


Крышку с такой ручкой снимать легко и удобно.



На Верхней Печоре повсеместно и до сего времени используют берестяные коробички. Сделать такую элементарно просто. Лист берёсты необходимой величины кладём на землю наружной стороной вниз и сгибаем противоположные стороны (1 и 2 ). Затем сгибаем углы (3 ), прижимаем их к торцам, прокалываем дырочки ножом или твёрдой острой палочкой и скрепляем заострёнными прутиками. Времени на это уходит не больше 5-10 минут.




А вот какое приспособления для хранения слепней, которых использовали как наживку при ловле хариуса используют сибиряки. Его я нашёл в книге Юрия Анатольевича Герасимова «Тропой таёжного охотника» (Чита, 1960 г.). Кстати он тоже охотовед и ещё перед Войной (в 1940 году) закончил наш Московский Пушно-меховой институт. Цитирую:


«Охотник нарезал из бересты шесть прямоугольников размером 6 на 8 сантиметров. Короткие стороны он нагрел над огнем и завернул так, что получились правильные квадраты. Из них он собрал глухую кубическую коробочку. Затем на одной стороне прорезал окошко, а над ним, под завернутые края бересты задвинул, как в пенале, берестяную полоску, служащую крышкой».


Вот такая получилась коробочка. Её можно использовать и для каких-нибудь других целей.



Материалы: http://www.dmitriyzhitenyov.com/index/berjosta/0-46


Заготовлять бересту лучше всего весной. Самая лучшая береста - ровная, с красивым рисунком (узкими полосками) - у одной из наиболее распространенных разновидностей березы - березы пушистой. Эта береза растет на большей территории нашей страны. Своеобразная особенность березы пушистой, позволяющая легко отличать ее от другого вида березы, бородавчатой, - это мелкий густой пушок, покрывающий молодые побеги и листья. Береза пушистая образует второй ярус в сосновых или редких еловых лесах, встречается в местах низменных и пойменных, заливаемых в весеннюю пору водой.

Самую крепкую и плотную бересту дают березы, выросшие на сухих и каменистых почвах. А у деревьев, растущих на торфяниках и болотах, кора ломкая, с сучками, имеет неровную, изъеденную поверхность.

Инструментом для снятия бересты служит обыкновенный острый нож. Для изделий, которые предлагаются в этой главе, бересту снимают пластами и лентой. Для заготовки пластовой бересты на стволе березы делаются горизонтальные надрезы, для заготовки ленты-лыка - спиральные, вокруг ствола. Если вам нужны большие, цельные куски, то бересту надо снимать со спиленных деревьев, диаметром не менее 20 см, по возможности выбирая места гладкие и без сучков.

Вся наружная (белая) сторона коры зачищается с помощью ножа или шкурки и освобождается от грязи и росших на березе грибков и мха. Внутренняя сторона освобождается от остатков пористой, коричневой коры березы и протирается влажной тряпкой. Для больших изделий подходит и такая толстая береста. Для мелких - толстая береста распаривается и расслаивается на два-три слоя просто руками, без дополнительных инструментов. Работу эту надо производить аккуратно, не торопясь. Молодую и свежеснятую бересту можно не парить, а лишь чуть смочить.

Бересту, снятую любым из перечисленных способов, для сохранности надо просушить и держать в сухом, затемненном и прохладном месте. Пластовую бересту больших размеров лучше хранить под грузом, уложив пласты друг на друга.


Берестяные пласты хорошо окрашиваются анилиновыми красителями. Сначала из бересты вытягивают дубильные вещества. Для этого ее замачивают в мыльном растворе или растворе пищевой соды. А затем бересту закладывают в горячий раствор с красителем на 2-3 часа, в зависимости от задуманного тона. Для просушки окрашенную бересту вешают на веревочку, зацепив за кончик листа простыми канцелярскими скрепками или прищепками для белья. Не ждите, когда она полностью высохнет, снимите ее чуть раньше - лучше работать с чуть влажной берестой. Если нужно выпрямить бересту, то тонкие пласты можно просто прогладить утюгом.

Очень красив и цвет некрашеной бересты, если ее покрыть бесцветным спиртовым лаком. Для этого лак нужно чуть подогреть и нанести на бересту мягкой волосяной кисточкой.

Режут по бересте кончиком очень хорошо заточенного ножа, бритвой или ножницами. В местах закруглений следует пользоваться маленькими ножницами с закругленными концами, а для вырезания отверстий, наоборот, с острыми концами или ножом. Повторяющиеся кружочки можно пробивать пробойником.


Чтобы береста лучше прикреплялась к выбранной основе, например к толстому картону или к другому куску бересты, надо приклеить к изнаночной (внутренней) стороне бересты тонкую бумагу и только потом вырезать рисунок. Клеить нужно жидким столярным клеем или ПВА. Если вы используете клей ПВА, то желательно затем прогладить приклеенную бересту через плотную бумагу не очень горячим утюгом.

В любом случае склеенное изделие или его части следует поставить на некоторое время под пресс для выравнивания, чтобы предотвратить возможное скручивание и деформацию.

Виды декоративной обработки бересты и типы берестяных изделий.

Все изделия, изготовленные из бересты, можно разделить на типы :

· Изделия из берестяного цилиндра. Для их изготовления необходима береста͵ снятая целиком с отрезка берестяного ствола. Таким способом изготавливают туеса, шкатулки.

· Изделия из цельного пласта бересты. Для изделий такого типа используют куски бересты, снятые с дерева по окружности ствола. Изделия изготавливают, выкраивая из полотна бересты плоские детали или формы и монтируя их каким-либо способом в объёмно-простраственую форму. Таким образом изготавливают коробы, черпачки, коврики, рубашки для туесов.

· Изделия из полос бересты. Для изготовления изделий данного типа используют узкие полоски бересты, нарезанные непосредственно со ствола или из предварительно подготовленных пластов, которые переплетаются особым образом во взаимноперпендикулярных направлениях. Таким образом изготавливают корзинки, солонки, хлебницы и мн.др.

· Изделия, декорируемые слоеной берестой. Для получения отельных слоев пласт бересты, снятый с дерева, разделяют на слои при помощи тупого ножа или руками. Слои в дальнейшем подвергают различного вида способам декоративной обработки или используют для изготовления аппликаций.

Виды декоративной бересты:

Одним из древнейших способов украшения берестяных изделий является тиснение – нанесение рисунка методом вдавливания орнаментальных элементов. Рисунок наносят при помощи специальных приспособлений (штампов или чеканов) , ударяя по ним молотком..

Наибольшее распространение получили рисунки со стилизованным изображением птиц, зверей, орнаменты с растительными мотивами, изображения простейших геометрических фигур и знаков (полоски, звездочки, круги, треугольники).

Резьба по бересте – изготовление ажурных полос путем сквозного прорезания рисунка и удаления вырезанных элементов. В этой технике выполняют как несложные геометрические и растительные орнаменты, так и сюжетные композиции.

Резьбу производят при помощи ножей-резаков, ножниц, штампов, просœечек. Ажурные полосы, полученные в результате вырезания элементов, используют для украшения утилитарных предметов, а также оформляют в виде самостоятельных художественных произведений.

При декорировании утилитарных предметов часто выполняют многослойные композиции из ажурных полос бересты: последовательно наклеивают их друг на друга от фонового рисунка сетки к разработанным элементам верхнего слоя орнамента.

Частным случаем резьбы является процарапывание – прорезание бересты на небольшую толщину с удалением верхнего слоя вырезанных элементов. В результате получают рисунок из элементов, незначительно отличающихся по тону от фона.

Роспись по бересте – нанесение на поверхность изделий красочного рисунка или графического узора при помощи кистей, писчих перьев, других изобразительных средств. Расписывают крышки шкатулок, туесков, отдельные детали бытовых предметов.

Эскиз росписи должна быть как сюжетным, так и декоративным, чаще всœего с использованием стилизованных природных форм. Тональность росписи выбирают исходя из сложившихся традиций промысла и общей композиции изделия. Учитывая зависимость отиспользованной палитры выделяют виды росписи:

Полихромная (многоцветная)

Монохромная (тональная), которая должна быть выполнена как в живописной, так и в графичной манере.

Роспись закрепляют лакированием.

Плетение – способ изготовления изделий из узких полос бересты способом объёмного формования путем их полотняного переплетения. Для плетения из бересты применяют узкие ленты, шириной 1-3 см. Небольшие сувенирные изделия изготавливают из ленты шириной 5-7 мм. Применение вида плетения определяется назначением изделия и сложностью его формы, а также материалом, применяемым при этом. Специфика плетения основана на свивании лент между собой, чередуясь через одну с лентами основы - образуется клетчатый узор (прямой или косой)

Аппликация из бересты – наклеивание отдельных деталей, вырезанных из слоеной бересты различных цветовых оттенков и фактуры на декорируемую поверхность в соответствии с эскизом композиции. Эта техника проста и доступна. Одна из главных задач – поиск выразительных сочетаний цветовых пятен. Способом аппликации украшают поверхность утилитарные предметов, а также изготавливают самостоятельные сюжетные композиции сувенирного типа.

Для выполнения аппликации бересту сортируют по цвету. Подбирают кусочки разного тона. Для аппликации разрабатывают достаточно стилизованный эскиз с четкими границами делœения участков. На рабочем эскизе желательно пометить направление чечевичек в каждой детали. А также отметить особенности фактуры. Цветовое делœение можно пометить пятнами одного цвета͵ но различной насыщенности.

Точную копию рабочего эскиза разрезают на отдельные детали, при этом их нумеруют, чтобы не перепутать при наклеивании на фон. По подготовленным лекалам с изнаночной стороны подобранной бересты размечают карандашом или ручкой контуры деталей и вырезают их, срезая намеченную линию. Вырезанные детали наклеивают на тонкую бумагу и сушат под прессом. Подготовленные детали наклеивают на подготовленный фон (картон, фанера, дерево, текстиль и др.) в соответствии с эскизом, начиная с заднего плана. При этом клеем смазывают детали, а не фон, промазывая от середины к краям. Мелкие элементы аппликации смазывают спичкой. Готовую аппликацию сушат под прессом. Очень красивы ажурные аппликации из натуральной или окрашенной черной тушью бересты.

Часто поверхность берестяных изделий подвергают декоративной отделке.

1. Для большинства берестяных изделий применяют прозрачную отделку, т.к. сама береста обычно имеет красивую и характерную окраску. Прозрачная отделка не только придает бересте определœенную окраску, т.к. разные места древесины неравномерно поглощают краситель, но и подчеркивает естественные варианты текстуры. Способы:

Вощение – покрытие воском или восковыми мастиками (с добавлением канифоли и скипидара)

Лакирование – производят в несколько слоев лаком от самого густого до самого жидкого, со шлифованием каждого лакового слоя.

Полирование при помощи специальной политуры (глянцевой или полуглянцевой)

Можно поверхность берестяных изделий покрывать растительным маслом (чистым или с добавлением олифы – 15-20%), дает глубокий, свежий и концентрированный цвет.

2. Непрозрачная отделка – скрывает текстуру бересты. Используется как вспомогательное оформление (масляными или нитроцеллюлозными красками и эмалями, золочением и серебрением).

Опаливание используют для придания изделиям особого колорита или контраста. Способ красив в сочетании с деталями из светлой бересты, с медными или латунными элементами. Опаливание осуществляется погружением бересты в горячий песок (варьируя температуру и время выдержки)

Виды декоративной обработки бересты и типы берестяных изделий. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Виды декоративной обработки бересты и типы берестяных изделий." 2017, 2018.

После заготовки бересты впрок, необходимо позаботиться о хранении бересты. Берестяная лента, снятая со ствола, должна быть скручена в клубок и непременно белой стороной вверх. Если полосу не скрутить сразу, то для работы она уже не подойдёт и усилия, потраченные на заготовку бересты, пропадут даром. Это то что касается берестяных лент, предназначенных в основном для плетения.
Другое дело, если снята пластами. Пласты бересты нужно разместить между листами фанеры, а потом ещё сверху груз. Зачем? Да чтобы заготовленная береста не скручивалась при хранении. Между пластами обязательно нужно оставлять небольшое расстояние.

К условиям хранения бересты несколько требований. Одно из них — сухое и проветриваемое помещение. В сырости у бересты появляются пятна плесени. Работа с таким природным материалом не принесёт удовольствия, к тому же дышать спорами плесени вредно для здоровья. Другое — хранить бересту нужно в тёмном помещении. Почему? Потому что при хранении бересты на свету, она светлеет, то есть теряет свой свет.

Подготовка бересты к работе

Прежде чем приступить к работе с берестой её нужно подготовить. Сначала очистить от пыли и мусора. Для этого внутреннюю сторону бересты протирают мягкой сухой тряпкой, а по наружной стороне бересты можно пройтись наждачной бумагой, причём все наплывы и утолщения предварительно срезаются ножом.

Следующий этап подготовки природного материала - расслаивание .

Проще говоря, бересту надо разделить на тонкие (1-2 слоя) или толстые (3 и более слоёв) заготовки. Для этого ножом подцепляется слой бересты нужной толщины и осторожно отделяется. Толщина заготовок зависит от того какое изделие будем делать. Только нужно помнить, что очень тонкая заготовка может оборваться в самый неподходящий момент.
Размачивание бересты, как этап подготовки материала, требуется в том случае, если береста хранилась долго или она старая.

Распаривание необходимо для толстой бересты, чтобы разделить на слои. Затем слои укладываются под лист фанеры и ставится груз, чтобы береста была гибкой и не скручивалась.
Размоченная и распаренная береста легко поддаётся расслаиванию становится прочной гибкой, легко обрабатывается не боится сырости и плесени.

Окрашивание . Природный цвет бересты очень красивый. Береста в своём натуральном виде не очень-то и нуждается в окрашивании. Изделия из неокрашенной бересты традиционны и привлекают своей естественностью. Но если нужна окрашенная береста, значит надо покрасить. Прежде чем окрашивать, бересту нужно вымочить в растворе мыла или пищевой соды, для того чтобы освободить её от дубильных веществ. Затем бересту закладывают в горячий раствор красителя на несколько часов. Интенсивность окраски зависит от времени окрашивания. Анилиновый краситель хорошо окрашивает пласты бересты. Окрашенную бересту ополаскивают и развешивают на верёвке, закрепив бельевыми прищепками для просушки. Важно не пересушить. Тонкие заготовки можно просто прогладить утюгом.
Теперь когда береста подготовлена к работе можно приступать. В работе с берестой используется: аппликация,

© 2024 sun-breeze.ru
Новые идеи бизнеса - Животные и растения. Заработок в интернете. Автобизнес