Торцевая крышка в сборочном узле обозначена номером 9.
Рис. 2
На рисунке 2 представлен эскиз детали крышка. На нем указаны исполнительные поверхности (ИП), основные конструкторские базы (ОКБ), вспомогательные конструкторские базы (ВКБ).
На эскизе детали обозначены поверхности:
Исполнительные поверхности (ИП) - это поверхности, c помощью которых деталь выполняет свое функциональное назначение.
Для данной детали это поверхности - 3, 4, 5
Основные конструкторские базы (ОКБ) - поверхности, служащие для присоединения данной детали к другим деталям, поверхности которыми определяется положение детали в изделии.
Для данной детали это поверхности - 4, 5
Вспомогательные конструкторские базы (ВКБ) - сопрягаемые поверхности, служащие для присоединения к данной детали других деталей сборочного соединения.
Для данной детали это поверхности - 3, 7
Свободные поверхности (СП) - поверхности, служащие лишь для оформления требуемой конфигурации детали.
В данном случае исполнительные поверхности служат для удержания подшипников качения и крепления крышки к изделию, а вспомогательные конструкторские базы фиксируют положение этих подшипников. Основные конструкторские базы определяют положение детали относительно изделия.
Для данной детали это поверхности - 1, 2, 6.
В таблице 3 представлены характеристики ИП, ОКБ, ВБ (см. рис.2).
Таблица 3
Характеристика поверхностей детали
Номер поверхности |
Признаки поверхности |
|||
назначение |
точность |
Качество |
||
наружная цилиндрическая |
свободная |
|||
свободная |
||||
внутренняя цилиндрическая |
сопрягаемая |
|||
прилегаемая |
||||
наружная цилиндрическая |
сопряжение |
|||
наружный торец |
свободная |
|||
внутренний торец |
прилегаемая |
В таблице 3 обозначены технические требования к детали. (см.рис.2). Точность и качество поверхностей приняты в соответствии с рекомендациям.
Таблица 4
Техническое требование |
Назначение технического требования и способ его обеспечения |
Схема контроля |
|
Обеспечить шероховатость наружной цилиндрической поверхности (5) (см. Рис. 2) |
Обеспечивает контактную жесткость и прочность соединения деталей. |
Профилограф - профилометр "АБРИС - ПМ7.4" |
|
Соосность внутренней цилиндрической поверхности (3) Ш52 к наружной цилиндрической поверхности (5) Ш72 (см. Рис. 2) |
Необходимое условие для посадки подшипников качения в отверстии корпуса. |
Измерения выполняются с помощью измерительной головки 1 укрепленной на конструкции 2, как отклонение от круглости детали 3. |
|
Параллельность поверхностей (2) и (4) (см. Рис. 2) |
Измерение отклонения от разности расстояния между плоскостями необходимо для точности сборки узла и плотного прилегания к изделию. |
Измерения выполняются с помощью измерительной головки 1 укрепленной на стойке 2. |
|
Точность размера Ш 72 h8 наружной цилиндрической поверхности (5) (см. Рис. 2) |
Измерение отклонения точности размера для точности сборки узла. |
Штангенциркуль электронный двусторонний тип I ГОСТ16689 |
|
Отклонение от круглости 0,025 мм от d=72 мм |
Измерение отклонений от круглости формы согласно ГОСТ 24643-81 «Основные нормы взаимозаменяемости. Допуски формы и расположения поверхностей. Числовые значения» необходимо для точности сборки узла. |
Кругломерт КРЦ-400 |
Технические требования к деталям
Примечание: Обозначение номеров поверхностей см. на рис 2.
Подробности Машиностроение и материалообработкаОтклонение от круглости – наибольшее расстояние от точек реального профиля до прилегающей окружности Т круглости - наибольшее допускаемое значение отклонения от круглости.
Поле допуска круглости – область на плоскости, перпендикулярной оси поверхности вращения или проходящей через центр сферы, ограниченной двумя концентрическими окружностями, отстоящими одна от другой на расстоянии, равном допуску круглости Т .
Частные виды отклонения от круглости – овальность и огранка.
Овальность – реальный профиль представляет овальнообразную фигуру, max или min диаметры которого находится во взаимно перпендикулярных направлениях (биение шпинделя токарного или шлифовального станка, дисбаланс детали).
Огранка - реальный профиль представляет собой многогранную фигуру с четным или нечетным количеством граней. Возникает чаще всего при бесцентровом шлифовании - изменение положения мгновенного центра вращения детали.
Для определения отклонений от круглости применяют одно- , двух- и трехточечные приборы, кругломеры.
Отклонение профиля продольного сечения – отклонение от прямолинейности и параллельности образующих.
Дифференциальные параметры.
Конусообразность - отклонение профиля продольного сечения, при котором образующие прямолинейны, но не параллельны.
Бочкообразность - отклонение профиля продольного сечения, при котором образующие не прямолинейны и диаметры увеличиваются от краев к середине сечения.
Седлообразность - отклонение профиля продольного сечения, при котором образующие не прямолинейны и диаметры уменьшаются от краев к середине сечения.
Отклонение от цилиндричности – наибольшее расстояние от точек реальной поверхности до прилегающего цилиндра. Понятие отклонение от цилиндричности характеризует совокупность отклонений формы всей поверхности детали.
Поле допуска – область в пространстве ограниченная двумя соосными цилиндрами.
Отклонение формы плоских деталей.
Отклонения от плоскостности - наибольшее расстояние от точек реальной поверхности до прилегающей плоскости в пределах нормируемого участка.
Частные случаи – выпуклость, вогнутость.
При применении отклонений от прямолинейности и плоскостности используют поверочные линейки или концевые меры.
Различают два вида требований к форме поверхности:
1. Требование к форме поверхности на чертеже отдельно не указано. В этом случае следует считать, что все отклонения формы поверхности по своей величине не должны превышать допуск размера данного элемента детали.
2. Требование к форме поверхности указано на чертеже специальным знаком. Это означает, что форму поверхности данного элемента требуется выполнить точнее, чем его размер и величина отклонения формы будет меньше, чем величина допуска размера.
Комплексные параметры – параметры, предъявляющие требования одновременно ко всем видам отклонений формы поверхности.
Частные параметры - параметры, предъявляющие требования к отклонениям, имеющим конкретную геометрическую форму.
В процессе обработки деталей неточности станка и упругие отжатия вызывают случайные изменения размеров, поэтому отклонения формы носят не ярко выраженный характер (овальность, огранка, конусообразность и т.д.), а имеют сложный вид.
Профиль обработанной поверхности имеет случайный характер, т.к. размеры детали в различных сочетаниях имеют различные размеры. Эта разноразмерность и есть отклонение формы.
Корпусные детали машин являются базовыми деталями, на которых устанавливается большая часть агрегатов машины, точность относительного положения которых должна обеспечиваться как в статике, так и в процессе работы агрегата под нагрузкой. В соответствии с изложенным, корпусные детали долж-ны иметь требуемую точность, обладать необходимой жёсткостью и виброусто-йчивостью, что обеспечивает требуемое относительное положение соединяемых деталей и узлов, правильность работы механизмов и отсутствие вибраций.
Конструктивное исполнение корпусных деталей, материал и необходимые параметры точности определяются, исходя из служебного назначения деталей, требований к работе механизмов и условий их эксплуатации. При этом учитываются технологические возможности получения изделий заданной геометрии и размеров, конфигурации, возможности обработки резанием и др.
Корпусные детали машин можно разделить на группы (рис. 17.1). детали
Рис. 17.1. Группы корпусных деталей:
а) коробчатого типа – цельные и разъёмные; б) с гладкими внутренними
цилиндрическими поверхностями; в) корпус сложной пространственной формы; г) детали с направляющими поверхностями; д) детали типа кронштейнов, угольников
этих групп обладают определенной общностью служебного назначения, что означает наличие совокупности одинаковых поверхностей и идентичное по форме конструктивное исполнение. Это, в свою очередь, определяет особенности технологических решений, обеспечивающих достижение требуемых параметров точности при изготовлении деталей каждой группы.
Первая группа – детали коробчатой формы в виде параллелепипеда, габариты которых имеют одинаковый порядок. В большинстве случаев основными базами таких корпусов являются плоские поверхности, а вспомогательными – главные отверстия и торцы, предназначенные для базирования валов и шпинделей.
Конструкцию и размеры корпусов определяют условия размещения в них необходимых деталей и механизмов. Они оснащены рёбрами и перегородками, обеспечивающими их жёсткость. С этой же целью бобышки и приливы, на которых расположены главные отверсстия. Корпуса коробчатой формы могут быть цельными или разъёмными; плоскость разъёма может проходить по осям главных отверстий.
Вторая группа – детали с гладкими внутренними цилиндрическими поверхностями, протяжённость которых превышает их диаметральные размеры. К этой группе относятся блоки цилиндров двигателей и компрессоров, корпуса золотников, пневмо- и гидроаппаратуры и др. В соответствии со служебным назначением к внутренним цилиндрическим поверхностям предъявляются повышенные требования к точности диаметральных размеров и точности геометрической формы. Эти поверхности обычно работают на износ. Поэтому к ним предъявляются высокие требования по шероховатости и износостойкости.
Третья группа – корпусные детали сложной пространственной геометрической формы. Это корпуса газовых и паровых турбин, центробежных насосов, коллекторов, тройников, вентилей и др.
Четвёртая группа – корпусные детали с направляющими поверхностями – столы, каретки, салазки, суппорты, ползуны, планшайбы и др. В процессе работы эти детали совершают возвратно-поступательное или вращательное движение по направляющим поверхностям, обеспечивая точное относительное перемещение обрабатываемых заготовок и инструмента.
Пятая группа – корпусные детали типа кронштейнов, угольников, стоек, плит и крышек. Эти детали объединяют наиболее простые по конструкции изделия, выполняющими функции дополнительных опор для обеспечения требу-емой точности относительного положения отдельных механизмов, валов, зубчатых колёс.
Основными базами, с помощью которых корпусные детали присоединяются к станинам, рамам или др. корпусам, в большинстве случаев являются плоские поверхности или сочетание плоской поверхности и одного или двух базовых отверстий. При этом чаще всего реализуются схемы базирования по трём плоскостям или по плоскости и двум отверстиям. Вспомогательными базами корпусных деталей являются главные отверстия, а также плоские поверхности и их сочетания, которые определяют положение различных присоединя-емых узлов и деталей – крышек, фланцев и др.