Скачать презентацию свобода и ответственность обществознание 11. Презентация к уроку обществознания "свобода в деятельности человека"


Из французской Декларации прав человека и гражданина (1789). Статья 1 Статья 1 Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Статья 3 Статья 3 Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.












Проблемное задание: Каковы границы свободы в деятельности человека, чем они определяются?. Каковы границы свободы в деятельности человека, чем они определяются?. Обладает ли человек свободой воли, иначе говоря, обусловлены или нет его намерения и поступки внешними обстоятельствами? Обладает ли человек свободой воли, иначе говоря, обусловлены или нет его намерения и поступки внешними обстоятельствами?


«Буриданов осел» чтобы стать абсолютно свободным, человеку пришлось бы освободиться от отношений с другими, а значит, и от самого себя. чтобы стать абсолютно свободным, человеку пришлось бы освободиться от отношений с другими, а значит, и от самого себя. полная свобода одного ведет к полному произволу в отношении другого. полная свобода одного ведет к полному произволу в отношении другого.


Задание: Сторонники первой позиции исходят из акта Божественного творения жизни на Земле. Остается ли при таком понимании необходимости место для свободной воли человека? Сторонники первой позиции исходят из акта Божественного творения жизни на Земле. Остается ли при таком понимании необходимости место для свободной воли человека?




Фрагмент 1: из произведения Н. А. Бердяева «Смысл творчества. Опыт оправдания человека». (Николай Александрович Бердяев () русский философ, в молодые годы увлекался марксизмом, затем перешел на позиции христианства. В 1922 г. вместе с группой философов был выслан из Советской России. Фрагмент 1: из произведения Н. А. Бердяева «Смысл творчества. Опыт оправдания человека». (Николай Александрович Бердяев () русский философ, в молодые годы увлекался марксизмом, затем перешел на позиции христианства. В 1922 г. вместе с группой философов был выслан из Советской России.


Вопросы и задания к тексту 1. Разделяете ли вы вывод Бердяева о противоречивости природы человека? 1. Разделяете ли вы вывод Бердяева о противоречивости природы человека? 2. В чем, на ваш взгляд, проявляется «царственная свобода» человека? 2. В чем, на ваш взгляд, проявляется «царственная свобода» человека? 3. Что свидетельствует о его «рабской зависимости»? 3. Что свидетельствует о его «рабской зависимости»? 4. Был ли человек в своем изначальном существовании на ранних этапах развития свободен или полностью находился во власти необходимости? Какие силы олицетворяли тогда для человека суровую и непреложную необходимость? 4. Был ли человек в своем изначальном существовании на ранних этапах развития свободен или полностью находился во власти необходимости? Какие силы олицетворяли тогда для человека суровую и непреложную необходимость?


Таким образом: Таким образом, уже здесь мы видим разграничение между свободой внешней, достигаемой путем ослабления всех форм социальной зависимости и «покорением природы», и внутренней, связанной с перестройкой всего миросозерцания человека. Таким образом, уже здесь мы видим разграничение между свободой внешней, достигаемой путем ослабления всех форм социальной зависимости и «покорением природы», и внутренней, связанной с перестройкой всего миросозерцания человека.


Проблемное задание: Фрагмент 2: из работы Э. Кассирера «Техника современных политических мифов». (Эрнст Кассирер () немецкий философ. Был ректором Гамбургского университета; с приходом к власти в Германии фашистов эмигрировал, последние годы преподавал в ведущих американских университетах. Фрагмент 2: из работы Э. Кассирера «Техника современных политических мифов». (Эрнст Кассирер () немецкий философ. Был ректором Гамбургского университета; с приходом к власти в Германии фашистов эмигрировал, последние годы преподавал в ведущих американских университетах.


Подумайте … 1. О каких смыслах понятия «свобода» рассуждает автор в этом отрывке? 1. О каких смыслах понятия «свобода» рассуждает автор в этом отрывке? 2. Как он относится к использованию лозунга политической свободы различными политическими партиями? Чем вызвано такое отношение? 2. Как он относится к использованию лозунга политической свободы различными политическими партиями? Чем вызвано такое отношение? 3. В чем смысл свободы как нравственно-этической категории? 3. В чем смысл свободы как нравственно-этической категории? 4. Какое утверждение точнее отражает авторскую трактовку сущности свободы: 4. Какое утверждение точнее отражает авторскую трактовку сущности свободы: человек рождается свободным; человек рождается свободным; человек становится свободным? человек становится свободным? 5. Как вы понимаете положение: тоталитарное государство уничтожает сам смысл свободы, освобождая при этом человека от личной ответственности? 5. Как вы понимаете положение: тоталитарное государство уничтожает сам смысл свободы, освобождая при этом человека от личной ответственности? 6. Как, по-вашему, связаны понятия «свобода» и «ответственность»? Можно ли нести ответственность в условиях «несвободы»? Бывает ли «безответственная» свобода? 6. Как, по-вашему, связаны понятия «свобода» и «ответственность»? Можно ли нести ответственность в условиях «несвободы»? Бывает ли «безответственная» свобода?


. «Я – свободный человек!» 1. Выбор и ответственность являются неотъемлемой частью свободного общества. 1. Выбор и ответственность являются неотъемлемой частью свободного общества. 2.Никто не может заставить человека жить определенным образом. 2.Никто не может заставить человека жить определенным образом. 3.Невозможно навязывать истины. 3.Невозможно навязывать истины. 4.Каждый может научится свободно выбирать. 4.Каждый может научится свободно выбирать.


5.Свободный человек осознает ответственность за свое здоровье. 5.Свободный человек осознает ответственность за свое здоровье. 6.Необходимо активно участвовать в политической жизни общества. 6.Необходимо активно участвовать в политической жизни общества. 7.Анализировать критически осмысливать информацию СМИ. 7.Анализировать критически осмысливать информацию СМИ.




СВОБОДА- главная ценность цивилизованного общества. СВОБОДА- главная ценность цивилизованного общества.... Свободное общество Нет вмешательства государства в личную жизнь. Нет вмешательства государства в личную жизнь. Свободный человек 1. Уважает свободу других 1. Уважает свободу других 2. Имеет свободу выбора 2. Имеет свободу выбора 3. Чем больше свободы, тем больше ответственности. 3. Чем больше свободы, тем больше ответственности.




Свобода – основанная на позиции необходимости свобода выбора и деятельность с учетом этой необходимости.

Ответственность – социальное отношений к общественным ценностям.

Осознание ответственности – необходимое средство управления поведением личности со стороны общества через ее сознание.


Свободу И. Кант понимает как независимость человека от принуждающего произвола кого бы то ни было. Поскольку свобода может быть совместима со свободой каждого другого человека, соответствующей всеобщему нравственному закону, она должна рассматриваться как единственное первоначальное право, присущее каждому человеку в силу его принадлежности к человеческому роду.


Высшим началом для

И. Фихте является абсолютная свобода, которую должен реализовать в своей деятельности человек.

Человек в своей деятельности абсолютно свободен,но должен действовать в соответствии с принципом долга.


Свобода воли Г. Гегеля означает не что иное, как способность принимать решения со знанием дела.

Свобода, следовательно, состоит в основанном на познании необходимостей природы, господстве над нами самими и над внешней природой.


Понимая человека, людей как часть Природы, подчиненной ее закономерностям, Спиноза считал, что человек должен смиренно переносить все, что выпадает на его долю, т. к. не в силах ее изменить. «Не осмеивать человеческих поступков, не огорчаться ими и не клясть их, а понимать».Человек тем более свободен, чем более он руководствуется разумом, познающим необходимость природы.


Свобода – это демократия, равенство всех перед законом.

Определяющими в развитии общества Руссо считал духовную жизнь, просвещение, ум, сознание. Он настаивал на необходимости замены общественного неравенства новым состоянием равенства, отличным от прежнего.


Свобода личности

определяется

Субъективные причины

Объективные причины

Связаны с индивидуальными

качествами личности:

Приспособление человека к

социально-экономическим

условиям;

Приспособление к социальным

Успешное усвоение ролевых

функций и т.п.

Связаны со свободой общества:

С господством людей над силами

природы, что характеризуется

уровнем развития производительных

Господство людей над своими

собственными отношениями, что

определяется характером

производственных отношений


СВОБОДА

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

СВОБОДА

ПОЛИТИЧЕСКАЯ

  • наличие гражданских прав, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность;
  • справедливое национально-государственное устройство;
  • всеобщее избирательное право и т.д.
  • свобода от эксплуатации;
  • равноправные экономические отношения;
  • свобода экономического действия и т.д.

СВОБОДА

ДУХОВНАЯ

СВОБОДА

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ

  • свобода как способность человека

действовать на основе познания

закономерностей природного и

социального мира.

  • свобода выбора мировоззрения;
  • свобода выбора вероисповедания;
  • свобода выбора идеологии;
  • свобода духовной пропаганды.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Чем больше свободы дает человеку общество, тем больше его

ответственность за пользование этими свободами


Ответственность - социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.


Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

Выделяют следующие виды ответственности :

  • историческая, политическая, нравственная, юридическая
  • индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.

«Люди страшатся свободы» (Э.Фромм)

«Человек выбирает себя. Человек делает самого себя, постепенно обретает свою сущность. Нет заданной человеческой природы, индивид создает себя сам» (Ф.Достоевский).

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

СВОБОДА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА МБОУ «СОШ» пст.Казлук Выполнили: Никонова Светлана, Абукова Ирина Учитель: Костюкова А.К.

2 слайд

Описание слайда:

Как понятие “свобода” было связано с политической борьбой в Новое и Новейшее время? Свобода личности в различных ее проявлениях выступает сегодня важнейшей ценностью цивилизованного человечества. Значение свободы для самореализации человека было осмыслено еще в древние времена. Стремление к свободе, освобождению от пут деспотизма, произвола пронизало всю историю человечества. С особой силой это проявилось в Новое и Новейшее время. Все революции писали слово «свобода» на своих знаменах. Мало кто из политических лидеров и революционных вождей не клялся привести руководимые им массы к подлинной свободе. Но хотя подавляющее большинство заявляло о себе как о безусловных сторонниках и защитниках свободы личности, смысл, вкладываемый в это понятие, был различным.

3 слайд

Описание слайда:

К чему может приводить неограниченная свобода выбора? Как бы не стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной, безграничной свободы быть не может. Прежде всего потому, что полная свобода одного означало бы произвол в отношении другого. К примеру, кому-то в ночную пору захотелось послушать громкую музыку, включив на полную громкость магнитофон, человек осуществил свое желание, поступил свободно. Но его свобода в данном случае ущемила право многих других полноценно высыпаться в ночное время. Помимо прав и свобод человека есть еще и обязанности. Абсолютно свободным человек быть не может. А один из ограничителей здесь - права и свободы других людей.

4 слайд

Описание слайда:

Как свобода трактуется в христианском вероучении? «Свобода есть осознанная необходимость». Эти слова принадлежат немецкому философу Г. Гегелю (1770-1831). Что же стоит за этой формулой, ставшей почти афоризмом? Все в мире подчинено силам, действующим непреложно, неотвратимо. Эти силы подчиняют и деятельность человека. Но что же это за силы? На этот вопрос дают разные ответы. Одни усматривают здесь Божий промысел. Им предопределено всё. В чем же тогда состоит свобода человека? Ее нет. «Мы ничего не делаем по свободной воле, но все в зависимости от предвидения Божьего» (М. Лютер). Свобода, прежде всего, означает возможность выбора между добром и злом.

5 слайд

Описание слайда:

Как влияет знание объективных законов природы на сознательную деятельность людей? В обобщенном виде представленную позицию можно выразить словами немецкого философа и социолога Ф. Энгельса (1820-1895): «Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей».

6 слайд

Описание слайда:

В чем выражается общественная необходимость? Если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком, он ее раб, если же она познана, то человек обретает «способность принимать решения со знанием дела». Необходимость есть выражение закономерного, объективного, обусловленного хода развития событий.

7 слайд

Описание слайда:

Какова связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность». Понятие «ответственность» связано не только с внешними формами воздействия на человека, ответственность выступает важнейшим внутренним регулятором его деятельности. Тогда мы говорим о чувстве ответственности, долга. Оно проявляется прежде всего в сознательной готовности человека следовать установленным нормам, оценивать свои поступки с точки зрения их последствий для окружающих, принимать санкции в случае допущенных нарушений. За каждый неосмысленный выбор последует наказание.

8 слайд

Описание слайда:

Какое общество можно считать свободным? Свободное общество – одно из основных ценностей современного мира. Основные свободы и права вошли в конституции всех демократических государств. В экономической сфере такого общества царит свободное предпринимательство, основанное на началах конкуренции, в политической сфере существует разнообразие политических партий, политический плюрализм, демократические принципы государственного устройства. Это общество свободомыслия.


Page 2 «Свободные установления тогда хороши, когда они у людей, себя уважающих, а стало быть, уважающих и долг свой, долг гражданина». (Ф.М.Достоевский) «Свобода есть право делать все, что дозволено законом». (Ш.Монтескье) «Свобода есть право делать все, что дозволено законом». (Ш.Монтескье) «Свобода не в том, чтобы не сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой». (Ф.М.Достоевский)


Page 3 Свобода в истории философии Волюнтаризм абсолютизирует свободу воли, доводя её до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности. Фатализм рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор. Марксизм понимает свободу как осознанную необходимость. Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования.


Page 4 Этапы развития идеи свободы 1.Определение свободы как осознанной необходимости. 2.Возможность и способность выбирать. 3.Когда все существующие варианты выбора человека не устраивают, и он обладает силами создать, сотворить новую возможность, до этого не существовавшую.


Page 5 Свобода – это самостоятельность социальных и политических субъектов (в том числе и личности), выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями. Что значит быть свободным? Существует ли абсолютная свобода? Каковы границы свободы, чем они определяются? Откуда идут принуждение или необходимость?


Page 6 Абсолютная свобода «Буриданов осёл». «Мы ничего не делаем по свободной воле, но все в зависимости от предвиденья Божьего» (М.Лютер) «Свобода есть осознанная необходимость» (Гегель) Быть свободным – значит познать объективные законы и принимать решения на основе и с учетом этого знания.




Page 8 Человеческая деятельность не может получать цель извне, в своей внутренней жизни индивид абсолютно свободен. Цели человеческой деятельности должны формулироваться в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека. Границей такой свободы могут быть только права и свободы других людей. Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими его членами.


Page 9 Свобода человека – основа современных демократических режимов, основная ценность либерализма. Она находит выражение в законодательном закреплении фундаментальных прав и свобод граждан. В современном обществе все явственнее обнаруживается тенденция к расширению свободы человека.


Page 11 Меня не интересует, свободен ли человек вообще, я могу ощутить лишь свою собственную свободу. У меня нет общих представлений о свободе, но есть лишь несколько отчетливых идей. Проблема «свободы вообще» не имеет смысла, ибо так или иначе связана с проблемой Бога. Чтобы знать, свободен ли человек, достаточно знать, есть ли у него господин. Эту проблему делает абсурдной то, что одно и то же понятие и ставит проблему свободы, и одновременно лишает ее всякого смысла, так как в присутствии Бога это уже не столько проблема свободы, сколько проблема зла. Альтернатива известна: либо мы несвободны и ответ за зло лежит на всемогущем Боге, либо мы свободны и ответственны, а Бог не всемогущ. 1. Что Камю считает основным критерием в определении свободы человека? 2. Как вы понимаете сформулированную автором альтернативу? 1. Что Камю считает основным критерием в определении свободы человека? 2. Как вы понимаете сформулированную автором альтернативу?



© 2024 sun-breeze.ru
Новые идеи бизнеса - Животные и растения. Заработок в интернете. Автобизнес