Вознаграждение за оказание сетевых услуг. Споры между сетевыми организациями по оплате услуг по передаче электроэнергии

Оптовые продавцы и дистрибьюторы товаров, конечными потребителями которых являются физические лица-покупатели, проявляют крайнюю заинтересованность в организации продаж своих товаров через крупные торговые розничные предприятия, которые, как правило, объединены в сети. Причина такой заинтересованности очевидна: сетевые торгово-развлекательные центры посещает большое количество покупателей, а это, в свою очередь, позволяет обеспечить значимый объем продаж, от которого и формируется доход оптовиков и дистрибьюторов.

Сетевые магазины прекрасно осведомлены о своем особом положении, поэтому в свои договоры с поставщиками вносят специфические «правила торговли», которые практически стали обычаем делового оборота в такого рода сделках.

Сетевые магазины считают, что ими оказывается целый ряд услуг дистрибьюторам и оптовым поставщикам. В разных ситуациях аудиторам приходилось встречать следующий перечень услуг:

    плата за заключение договора поставки в торговую сеть (т.н. «входной билет);

    плата за поставку во вновь открывшиеся магазины торговой сети;

    плата за включение товарных позиций в ассортимент магазинов (плата за логистику);

    плата за размещение товаров на полках, выделение для них постоянного и / или дополнительного места, выкладка по определенной схеме (т.н. «мерчендайзинг»).

В результате заключение договора поставки товара через торговую сеть становится обусловленным либо предварительной оплатой, либо специфическими скидками, бонусами, платежами, взыскиваемыми по мере реализации товара.

Справедливости ради нужно отметить, что оптовый поставщик, вступивший в отношения с сетевым магазином, использует созданную сетевым магазином технологию продаж, чем и объясняют сетевые магазины необходимость взимания дополнительной оплаты (скидок, бонусов) с поставщика.

Обосновывая свою позицию, крупные торговые сети указывают, что их деятельность представляет собой сложную технологию по продаже товаров, которая является целостным логистическим комплексом по движению товара от дистрибьютора товара до склада сетевого магазина, далее товар попадает на торговые полки сетевого магазина. Принимая платежи за заключение договора поставки, за открытие нового магазина, за включение товарных позиций в ассортимент, сетевой магазин берет на себя обязательство по адаптации своей технологии продаж применительно к товарному ассортименту каждого нового оптового поставщика, то есть по включению товара дистрибьютора в свою логистическую цепочку, включению в систему учета и контроля за движением товара, резервированию складских помещений на централизованном складе и складе сетевого магазина, ­резервированию мест продажи в торговом зале и осуществлению других процедур.

Если такие действия не будут выполнены, то сетевой магазин не будет готов принять товар от оптового поставщика (дистрибьютора) для дальнейшей продажи покупателям. Аналогично, утверждают «сетевики», при открытии нового магазина у торговой сети появляется обязанность подготовить технологию продаж к приему товара дистрибьютора в свою торговую сеть, в том числе во вновь открывшийся магазин. При назначении платы за услуги по включению товарных позиций в ассортимент магазинов сетевой магазин несет издержки, связанные с обеспечением постоянного присутствия необходимого ассортимента товаров. Кроме того, утверждают «сетевики», ими оказываются услуги поставщикам по оформлению и выкладке товара или по размещению товара на полках в определенных местах в торговом зале.

Соглашаясь с тем, что сетевые магазины действительно осуществляют ряд действий, обеспечивающих работоспособность технологий продаж, следует отметить, что это утверждение составляет лишь часть всей правды. Сетевые магазины как бы говорят поставщикам: «Мы работаем с Вашим товаром, за это мы просим с Вас плату за оказываемые Вам услуги». В этом и заключается лукавство: «сетевики» работают с собственным товаром, так как по договору купли-продажи или поставки права собственности на товар, поступивший от оптовика на склад «сетевика», переходят к последнему. Все действия «сетевика» на самом деле направлены на увеличение собственного объема продаж. Поэтому у оптовиков и дистрибьюторов возникают либо некомпенсируемые убытки, либо налоговые риски, так как в действующем российском законодательстве такого рода расходы не признаются для целей налогового учета. Интересно, что все виды платежей в конце концов, к общему удовольствию оптовиков, могли бы быть включены в итоговую скидку, тем самым исключив какие-либо риски, но это, как мы обоснованно полагаем, не делается только по одной причине: некоторая часть менеджмента «сетевиков» в таком случае лишится своих премиальных (за скидки премии получает один отдел, а за мерчендайзинг - совсем другой).

Ниже мы попытаемся проанализировать налоговые последствия скидок и платежей сетевым магазинам.

Особенности учета скидок и бонусов

Скидки (бонусы) за достижение определенных результатов

К числу внереализационных расходов продавцов относятся расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок (подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ).

В отношении предоставления скидки без изменения первоначальной цены товара до 1 января 2006 года налоговые органы исходили из позиции о невозможности признания такой скидки в качестве расходов продавца, считая, что она должна рассматриваться в качестве безвозмездной передачи имущественного права (данная позиция изложена, например, в письме ФНС РФ от 25.01.2005 г. № 02-1-08/8@). Во избежание негативных последствий в таком случае мы рекомендовали вносить изменения в накладные, выставленные при отгрузке, в счета-фактуры (вариант - отрицательные счета фактуры и накладные). Эти действия весьма трудоемки и, вообще говоря, обязывают продавца подавать уточненные декларации, то есть фактически оформлять предоставление скидки как изменение цены единицы товара, только в таком случае, по мнению налоговых органов, изложенному в указанном письме, продавец может уменьшить свои доходы на сумму предоставленных скидок.

После 1 января 2006 года в связи с внесенными изменениями суммы выплаченных покупателям премий, скидок продавцы смогут признавать в качестве внереализационных расходов, которые будут признаваться в том периоде, в котором была предоставлена скидка или выплачена премия. Изменения позволяют продавцу в этом случае не подвергать корректировке на сумму скидки цену товара, не переделывать первичные документы и не подавать уточненные налоговые декларации.

Скидки в виде снижения первоначальной цены товара данными изменениями не охватываются, поэтому как до 1 января 2006 года, так и после этой даты они учитываются по одинаковым правилам. В письме Минфина РФ от 15.09.2005 г. № 03-03-04/1/190 разъясняется, что в случае изменения цены товара организации следует внести изменения в первичные документы, а также документы налогового учета; кроме этого, следует подать уточненные налоговые декларации за тот период, в котором произошла реализация ценностей.

Разъяснения, данные Минфином в указанном письме, касаются также и покупателей, получающих скидку. Если предоставляемая скидка влечет за собой изменение цены товара, у покупателя не будет возникать доход. Однако для этого нужно будет внести исправления в соответствии с теми уточненными документами, которые получены от продавца.

В том случае если вследствие выполнения определенных условий договора продавец выплатит (предоставит) покупателю премию (скидку), для покупателя такая скидка будет являться безвозмездно полученным имуществом, подлежащим включению в налоговую базу по налогу на прибыль организаций в соответствии с пунктом 8 статьи 250 Налогового кодекса. Обратите внимание: данное положение распространяется на вышеназванные премии (скидки), полученные покупателем как до 1 января 2006 года, так и после.

Платежи за операции с товаром, поставленным в торговую сеть

Общая позиция налоговиков в отношении платежей за мерчендайзинг, включение в логистическую схему, за промо-акции, которые проводит покупатель (сетевое торговое предприятие), заключается в том, что даже если продавец (поставщик «сетевика») и оплатит такие расходы, то включить их в качестве уменьшающих налоговую базу нельзя. Объяснение простое - «сетевик» совершает действия, направленные на увеличение объемов продаж товаров, уже принадлежащих ему. Последний раз налоговики высказались на эту тему в письме от 03.10.2006 г. № 03-03-04/1/677. По их словам, «затраты в виде платы поставщиком-продавцом покупателю за поставку товаров во вновь открывшиеся магазины торговой сети, включение товарных позиций в ассортимент магазинов, размещение товаров на полках магазинов, выделение для них постоянного и / или дополнительного места в магазине также не могут быть учтены в составе расходов для целей налогообложения прибыли. Указанные операции осуществляются в рамках деятельности покупателя по оказанию услуг розничной торговли и не связаны с деятельностью поставщика-продавца. Поставка приобретенных покупателем товаров во вновь открывшиеся магазины торговой сети, включение товарных позиций в ассортимент магазинов, размещение товаров на полках магазинов, выделение для них постоянного и / или дополнительного места в магазине также не могут рассматриваться как услуги, оказываемые покупателем поставщику-продавцу».

Таким образом, с момента перехода права собственности на товар, поставленный в сетевой магазин, все возможные действия с ним никак не могут быть признаны в расходах поставщика (продавца).

Реклама в сетевых магазинах

Сетевые магазины точно уловили настроение отечественного покупателя: он желает не просто сходить за покупками, но хочет, чтобы одновременно его накормили и развлекли. В результате сетевые торговые центры по сути превратились в торгово-развлекательные центры. Рекламные акции в таких местах весьма эффективны, ведь потенциальный покупатель находится всего в нескольких десятках метров от того товара, который уже выставлен на продажу. Поставщики товаров в сетевые магазины также заинтересованы, чтобы рекламные акции производились с их товарами: это расширяет оптовый оборот. Однако и с позиций делового оборота, и с позиций налогового права расходы на проведение рекламы в торговых центрах не могут быть признаны затратами поставщика, уменьшающими базу по налогу на прибыль.

Но не все так просто. Если обратиться к определению рекламы, то мы увидим, что одним из ее существенных признаков является направленность рекламной информации на неопределенный круг лиц. Именно это условие и не выполняется внутри магазина. Позиция налоговиков в этом вопросе вполне определенная: посетители торговых центров - это клиенты «сетевиков», но не оптовиков. Кроме того, промо-акции с раздачей образцов или сувениров среди клиентов торговых центров, по мнению инспекции, не содержат элемента неопределенности получателей. Призы и подарки, раздаваемые в ходе рекламных акций, в общем случае являются объектом налогообложения по НДФЛ. Однако, в соответствии с пунктом 28 статьи 217 Налогового кодекса, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц доходы, не превышающие 4 000 руб., полученные налогоплательщиком за налоговый период в виде подарков, полученных от организаций, а также в виде любых выигрышей и призов в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг).

Таким образом, при получении физическими лицами от организации указанного дохода, не превышающего 4 000 руб., организация не признается налоговым агентом, поскольку в таких случаях на организацию не возлагается обязанность исчисления, удержания у налогоплательщика и перечисления в бюджет НДФЛ. Соответственно, организация не обязана предоставлять в налоговые органы сведения о таких доходах, полученных физическими лицами. Тем не менее она обязана вести персонифицированный учет физических лиц, получивших указанные подарки и призы. В случае если стоимость призов и подарков одному и тому же физическому лицу превысит в налоговом периоде 4 000 руб., организация будет признана налоговым агентом и, соответственно, на нее будут возложены обязанности, предусмотренные для налоговых агентов статьей 226 Налогового кодекса.

Наличие персонифицированного учета, в свою очередь, подтверждает позицию налоговиков в том, что круг адресации в рекламной акции является поименованным, то есть определенным. Именно это и было констатировано в постановлении ФАС Московской области от 28.04.2005 г. № КА-А40/3274-05. Так, обязанность распространителя рекламных образцов товара вести персонифицированный учет по НДФЛ делает перечень получателей товаров определенным (тогда как по закону круг лиц должен быть неопределенным), а произведенные расходы по этой причине не признаются рекламными, даже если осуществлены в целях продвижения товара на рынке .

Естественно, эти проблемы известны соответствующим службам сетевых магазинов, поэтому оптовым поставщикам выставляется жесткое условие - товары, сувениры, подарки в обеспечение рекламных акций должны предоставляться отдельно от поставки, а сами акции проводятся персоналом поставщика (или нанятым им агентом).

Каким может быть выход?

Учитывая особую роль сетевых магазинов для оптовых продавцов, мы полагаем, что поиск компромиссного решения должен быть направлен на согласование возможности включения всех дополнительных платежей «сетевикам» (мерчендайзинг, логистика, открытие нового магазина, промо-акции и т.п.) в премию (скидку) за достижение определенного результата, предусмотренную подпунктом 19.1 пункта 1 статьи 265 Кодекса, за счет применения повышенного процента такой скидки (бонуса) . Главное при этом - не выйти за пределы разрешенных 20 процентов, указанных в статье 40 Налогового кодекса.

Единственным препятствием у такого способа взаимодействия с «сетевиками» является их внутренняя структура: сотрудники подразделений этих организаций, насколько нам известно, получают поощрительные выплаты за оплаченные поставщиками дополнительные услуги (оплату все того же мерчендайзинга, оплату промо-акций, получение возмещений за логистику, оплату «за вход» в новые магазины и т.п.).

Если в самом договоре и / или приложениях к нему будет прямое упоминание о том, что указанная скидка (бонус) за достижение результата содержит компоненты, не признаваемые налоговиками, то эта часть скидки (бонуса) не будет признана для целей налогообложения. Соответственно, цель, к которой нужно стремиться, - это оставление в договоре упоминания только об одной скидке «за достижение определенного результата», пусть и увеличенной, и исключение упоминаний о каких-либо иных дополнительных скидках и платежах.

Скидки и НДС

Отдельно отметим, что существуют проблемы с исчислением и уплатой НДС в связи с применением скидок. Эту тему мы уже ранее раскрывали, однако более поздние разъяснения налогового ведомства заставляют совсем по-другому взглянуть на данную проблему. В частности, в письме Минфина от 28.09.2006 г. № 03-04-11/182 дана трактовка, принципиально меняющая отношения между оптовиками и розничными сетями (в части, касающейся исчисления НДС, при предоставлении скидок, основания возникновения которых описаны выше).

Фискальное ведомство констатировало, что в тех случаях, когда денежные средства, полученные налогоплательщиком, не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), они не подлежат налогообложению НДС. Поэтому бонусы (скидки), полученные покупателем товаров от продавца по результатам продаж за определенный период, налогом на добавленную стоимость не облагаются.

Эта точка зрения может приводить к парадоксальным результатам. Дело в том, что расчеты между оптовиками и «сетевиками» производятся с одновременным зачетом скидок, что с учетом вступившей с 1 января 2007 года в силу новацией (а именно - п. 4 ст. 168 НК РФ) приводит к необходимости раздельного учета расчетов по остатку суммы сделки и НДС. Поясним сказанное на примере.

Пусть розничная сеть выполнила некоторое условие по объемам продаж и получила право на применение бонуса (накопительной скидки) на сумму 118 тыс. руб. Тем временем по продолжающемуся контракту поставщик должен поставить в розничную сеть очередную партию своего товара на сумму 118 тыс. руб., включая НДС (18 тыс. руб.). С учетом указанного выше письма и п. 4 ст. 168 сторонам придется выполнить следующие проводки:

Поставщик Покупатель
Дебет Кредит Сумма Содержание операции Дебет Кредит Сумма Содержание операции
62 90.1 100 000 Отгружен то­вар (цена без НДС) 62 91 118 000 Начислен бонус за достижение результата
62 90.1 18 000 Учтен НДС по отгрузке 41 60 100 000 Оприходован товар
90.3 68 18 000 Начислен НДС по отгрузке 19 60 18 000 Выделен НДС по поставлен­ному товару
44 60 (76) 118 000 Учтены обя­зательства по бонусу 60 62 118 000 Произведен зачет на сумму бонуса
60 (76) 62 100 000 Произведен зачет на часть суммы бонуса 60 51 18 000 Перечислен НДС по постав­ленному товару
68 51 18 000 Уплачен НДС в бюджет по операции реализации товара 68 19 18 000 Поставлен НДС к вычету
51 62 18 000 Получен НДС от покупателя

Таким образом, несмотря на то, что стороны имели равные однородные встречные обязательства, они смогли зачесть только суммы без НДС, а кажущаяся симметрия операций - на самом деле зачет, произведенный в пользу покупателя, потому что на его стороне осталась дебиторская задолженность, а у продавца - кредиторская задолженность.


Порядок расчетов по договору оказания услуг определяется сторонами в соответствующем его пункте. О том, какие бывают способы расчета и как их лучше отобразить в договоре, вы узнаете далее из статьи.

Особенности отражения условия о вознаграждении в договоре оказания услуг

Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ за оказанные услуги заказчик должен произвести оплату. Порядок и сроки оплаты определяются сторонами в договоре об оказании услуг (п. 1 ст. 781 ГК). При этом, как разъяснил Конституционный суд России в постановлении от 23.01.2007 № 1-П, условие оплаты вознаграждения не может быть поставлено в зависимость от достижения или недостижения результата, на который рассчитывает заказчик.

Скачать форму договора

Например, оплата за юридические услуги не может зависеть от того, какое будет принято решение суда в результате оказания таких услуг. Так, к существенным условиям договора относится его предмет, причем законодатель не закрепил за ним достижение определенного результата. В качестве предмета подразумевается осуществление исполнителем заказанного вида деятельности, за что и надлежит платить вознаграждение.

На основании разъяснений Конституционного суда можно сделать вывод, что стороны при заключении договора о возмездном оказании услуг в отношении установления цены, порядка и размера оплаты, а также сроков исполнения вольны в выборе. При этом вид оказываемых услуг, являющийся предметом договора, не может быть изменен даже по соглашению сторон. А вот размер и сроки внесения оплаты могут варьироваться даже в процессе выполнения договора — путем внесения изменений в двухстороннем порядке.

Виды вознаграждений по договору оказания услуг

Что касается прописываемых условий о вознаграждении исполнителю за оказанные услуги, то они могут быть различны:

Не знаете свои права?

  • Оплата оговоренной суммы по итогу выполнения договора. Сторонами, как правило, оговаривается срок платежа — например, в течение 3 дней после подписания акта об оказании услуг.
  • Выплата вознаграждения и компенсация расходов исполнителя. Они могут быть оплачены в один день на основании выставленного исполнителем счета, либо вознаграждение может быть выплачено по итогу выполнения услуг, а компенсация — по ходу выполнения договора либо позднее, после предоставления всех подтверждающих документов.
  • Предоплата — в стопроцентном размере или в какой-то части (50%, 25% или в фиксированной сумме). В связи с тем, что к договорам об оказании услуг, согласно ст. 783 ГК, применимы положения о подряде и бытовом подряде, в соответствии с п. 1 ст. 711 ГК в договоре может быть предусмотрена и предоплата, причем как в стопроцентном объеме, так и частично (ст. 735 ГК). Предоплата вносится до момента оказания услуг. Для ее внесения также устанавливается определенный срок — например, в течение 5 дней после подписания договора. Окончательный расчет, как правило, производится по итогам оказания услуг исполнителем.

Компенсация расходов — как их стоимость отражается в договоре?

В условиях о порядке расчетов по договору оказания услуг может быть отображено требование о компенсации расходов исполнителя (п. 2 ст. 709 ГК). Также в договорах о возмездном оказании услуг цена может и не отображаться — тогда за полученные услуги заказчик должен будет заплатить по сопоставимой стоимости для аналогичного вида услуг (п. 3 ст. 424 ГК).

Поэтому, во избежание недоразумений в дальнейшем, в договоре рекомендуется сразу четко прописать, как, в каком размере выплачивается вознаграждение исполнителя и как компенсируются его затраты заказчиком (включаются в цену договора или доплачиваются потом при предоставлении подтверждающих расходы документов). Так, расходы исполнителя могут быть выражены в процентном отношении к сумме вознаграждения, а могут рассчитываться по смете или по факту — в рублях.

Расходы, если их размер известен на момент заключения договора, закладываются сразу в цену договора либо отражаются отдельно в одном из его пунктов, в смете/расчете, которые прикладываются к договору в виде его неотъемлемой части. Если же сумма расходов на момент заключения договора неизвестна, то в нем указывается, что заказчик обязуется компенсировать все расходы исполнителя, связанные с выполнением порученного задания.

Порядок осуществления расчетов определяется сторонами при заключении договора. При этом сам факт выплаты вознаграждения исполнителю не может зависеть от результата его деятельности. Заказчик платит за то, что исполнитель по его поручению оказал определенные услуги.

Размер вознаграждения либо сразу определяется в фиксированной сумме, либо может содержать постоянную часть и переменную (расходы, которые компенсирует заказчик), либо вообще в договоре может быть не указано о сумме оплаты, тогда расчет производится в сопоставимых ценах на такие же услуги. Оплата может быть произведена на условиях полной/частичной предоплаты либо в полном объеме по итогу оказания услуг.

Еще одним из методов снижения затрат на электроэнергию для потребителей юридических лиц, у которых есть на балансе линии электропередач или трансформаторные подстанции является получение тарифа на передачу электроэнергии по своим электрическим сетям. В основном такими объектами владеют промышленные потребители. Таким образом, после получения тарифа на передачу электроэнергии произойдет снижение стоимости электроэнергии для юридических лиц . Как произвести расчет тарифа на передачу электроэнергии и что такое вообще услуги по передаче электрической энергии об этом и пойдет речь в этой статье.

Почему это может быть актуально для потребителей?

Потому что многие крупные потребители, у которых на балансе есть объекты электросетевого хозяйства (линии электропередач, трансформаторные подстанции) от которых запитаны не только сам потребитель, но и объекты других собственников (так называемые субабоненты). Получается, услуги по передаче электроэнергии собственником осуществляется, более того, он обязан содержать эти объекты электросетевого хозяйства в надлежащем состоянии, а использовать их будет не только указанный собственник, но также и субабоненты, подключенные к ним. Таким образом, электроэнергия для предприятий, на чьем балансе есть линии электропередач будет дороже, чем электроэнергия для предприятий, у которых нет электросетевого хозяйства. При этом, в соответствии с п.5 «Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, собственник объектов электросетевого хозяйства не вправе препятствовать перетоку электроэнергии через его сети и требовать за это плату. Также собственник линий электропередач и трансформаторной подстанции должен оплачивать потери электроэнергии, которые возникают в элементах сети.

Возникает резонный вопрос, а кто же компенсирует указанному собственнику затраты на содержание этих объектов.

Ответ содержится в п. 6 «Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче», в котором говорится о том, что «указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии». Т.е. собственник таких объектов может произвести расчет тарифа на передачу электроэнергии по своим сетям (произвести расчет НВВ - необходимой валовой выручке от оказания услуг по передаче электроэнергии), собрать определенный перечень документов и обратиться за установлением тарифа на передачу электроэнергии в местный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (РЭК или комитет по тарифам). В свою очередь, РЭК оценивает и производит расчет величны НВВ сетевой организации и принимает решение об установлении тарифа на передачу электрической энергии в отношении компании. Т.е. предприятие получает статус сетевой организации.

Что это значит на практике? Собственник объектов электросетевого хозяйства заключает договор оказания услуг по передаче электроэнергии с вышестоящей сетевой организацией (либо с гарантирующим поставщиком - с кем заключать договор оказания услуг зависит от принятой в регионе схеме расчетов «котел сверху или снизу»), также он заключает договор купли - продажи электроэнергии в целях компенсации потерь в его объектах электросетевого хозяйства с гарантирующим поставщиком и обращается в местный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов с заявлением об установлении для него тарифа на услуги по передаче электроэнергии по его электрическим сетям. Стоит отметить, что тариф ему может быть установлен, начиная с любого месяца (например, с 15 июня, а не с 1 января следующего года, как зачастую на этом настаивает местный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов). Таким образом собственник должен предпринять ряд действий, чтобы ему установили тариф на передачу электроэнергии по его электрическим сетям.

После выполнения всех мероприятий (расчета тарифа на передачу электроэнергии, расчета НВВ, подготовки документов для получения статуса сетевой организации и т.д.) указанному собственнику устанавливается индивидуальный тариф на передачу электроэнергии для взаиморасчетов с вышестоящей сетевой организаций или другим получаетелем платы за передачу электроэнеергии (так называемый "котлодержатель"). После этого, указанный собственник наделяется статусом сетевой организации и имеет право получать плату за оказанные им услуги по передаче электроэнергии по установленному тарифу за каждый кВт.ч. электроэнергии, переданной по своим сетям.
Таким образом путем получения тарифа на передачу электроэнергии по своим сетям, потребитель может снизить конечный тариф на электроэнергию для предприятий, тем самым снизив затраты на электроэнергию (стоимость электроэнергии для компаний).

Важно!!! Если у потребителя есть на балансе объекты электросетевого хозяйства, но субабоненты к его сетям не присоединены (объекты электросетевого хозяйства используются только для «личных» целей), то в таком случае указанный собственник имеет право провести указанные выше мероприятия, получить тариф на передачу электроэнергии и требовать оплаты за оказанные «самому себе» услуги по передаче электроэнергии. Однако, 7 марта 2014 года подписано постановление Правительства РФ №179, в соответствии с которым, такие электросетевые компании (оказывающие услуги по передаче электроэнергии "сами себе") относятся к моносетевым компаниям при соответствии ими любому их двух критериев:

1. Максимальная мощность "основного потребителя" составляет более 80% от всей максимальной мощности всех потребителей, присоединенных к электросетям этой сетевой организации.

2. Годовой объем отпуска электроэнергии "основному потребителю" составляет более 80% от всего отпуска электроэнергии такой сетевой компании за последний год.

Если один из этих двух критериев выполняется, то оплату за оказанные услуги по передаче электроэнергии такой сетевой компании должен производить непосредственно "основной потребитель" по утвержденному для сетевой организации тарифу на передачу электроэнергии.

Т.е. просто напросто бремя содержания электросетей перекладывается на основного потребителя.

Кроме того, с 2015 году для сетевых компаний постановлением Правительства РФ от 28.02.2015 утвержены критерии отнесения организации к сетевым компаниям. Вот эти критерии. Если организация не удовлетворяет указанным критериям , то не она не имеет право на получение индивидуального тарифа на передачу электрической энергии.

В случае, если указанные собственники не имеют желания или возможности проводить указанные мероприятия, то они могут заключить договор аренды и сдать находящиеся в собственности объекты электросетевого хозяйства в аренду специализированным организациям, для которых оказание услуг по передаче это основной вид деятельности. Размер арендной платы определяется индивидуально и зависит в этом случае от множества факторов: степени износа объектов, величины перетока электроэнергии через объекты электросетевого хозяйства и мн. другое.

Процессы реформирования электроэнергетики привели к разделению единого процесса энергоснабжения на два самостоятельных вида коммерческой деятельности: оказание услуг по передаче электроэнергии и поставка электроэнергии. При этом договор энергоснабжения как правовая форма взаимоотношений между потребителем и поставщиком сохранился, однако содержание такого договора как вида договора купли-продажи претерпело ряд существенных изменений.

До 2003 года передачу энергии по сетям и ее продажу осуществляла по договору энергоснабжения одна организация. Договор содержал обязательства как по продаже энергии (мощности), так и в сфере оказания услуг по ее передаче.

В ходе реформирования отрасли законодатель запретил юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям совмещать деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии1.

Указанный запрет предопределил глобальные реорганизации АО «Энерго» и выделение самостоятельных сетевых и энергосбытовых организаций.

Законодатель запретил сетевым организациям заниматься деятельностью по купле-продаже электроэнергии, а значит, и заключать договоры купли-продажи, за исключением отдельных случаев, указанных в законе.

Энергоснабжающим организациям, в свою очередь, законодатель запретил заниматься деятельностью по передаче электроэнергии, однако правомочия энергосбытовых организаций определены немного иначе.

Как уже было сказано, самостоятельно энергоснабжающая организация оказывать услуги по передаче электроэнергии не может, однако она не лишена возможности, заключая с абонентом договор энергоснабжения, принимать на себя обязательство заключить в интересах потребителя договор с сетевой организацией на оказание услуг по передаче энергии.

В пункте 6 Правил функционирования розничных рынков2 установлено, что для надлежащего исполнения договоров энергоснабжения гарантирующий поставщик урегулирует в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением в отношении точек поставки на розничном рынке обслуживаемых этим гарантирующим поставщиком покупателей электрической энергии, а также урегулирует отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевыми организациями, к электрическим сетям которых присоединены соответствующие энергопринимающие устройства.

Этим объясняется коренная трансформация предмета договора энергоснабжения. Договор энергоснабжения приобрел признаки смешанного договора, изменились права и обязанности энергосбытовой организации в части оказания услуг по передаче электроэнергии. Если раньше энергосбытовая организация, заключая договор энергоснабжения, принимала на себя обязательства самостоятельно доставить (транспортировать) электроэнергию до энергопринимающих устройств потребителей, то сейчас энергосбытовая организация принимает на себя обязательства урегулировать отношения, связанные с передачей электроэнергии, с соответствующей сетевой организацией.

Иными словами, энергосбытовая организация в целях надлежащего исполнения обязательств, принятых на себя по договору энергоснабжения, действуя от своего имени но за счет потребителя, должна заключить договор с сетевой организацией3.

Энергосбытовые организации заключают один договор оказания услуг по передаче электрической энергии в интересах всех своих абонентов. При этом, как правило, для того чтобы доставить электроэнергию до потребителей, необходимо задействовать несколько сетевых организаций.

На практике при заключении вышеуказанных договоров между сбытовой и сетевой компаниями возникает немало споров, которые зачастую разрешаются в судебном или административном порядке.

В настоящей статье будет освещен ряд материальных и процессуальных аспектов споров, возникающих при заключении договоров оказания услуг по передаче электрической энергии между энергосбытовыми и сетевыми организациями.

Прежде чем описывать суть разногласий, следует разобраться в причинах их возникновения. В связи с этим примечателен тот факт, что пик преддоговорных споров между сетевыми и энергосбытовыми организациями приходится на период с 2009 по 2010 годы.

Подобная судебная активность прежде всего связана с рядом изменений законодательства в области тарифного регулирования, которые произошли в течение 2007–2008 годов.

В частности, приказом ФСТ РФ от 28.11.2006 № 318-э/15 были внесены изменения в пункт 54 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2. Текст пункта был дополнен положением, согласно которому начиная с 2008 года тарифы на услуги по передаче электрической энергии на одном уровне напряжения устанавливаются одинаковыми для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе, независимо от того, к сетям какой организации они присоединены.

Вышеуказанный приказ вводит с 2008 года так называемый котловой метод расчета тарифа.

В условиях действия индивидуальных тарифов каждая сетевая организация, участвующая в передаче электроэнергии, получает свой индивидуальный тариф на передачу электроэнергии только по своим сетям. Соответственно, с каждой сетевой организацией в индивидуальном порядке потребитель заключает договор. Подобные индивидуальные договоры предусматривают обязанность сетевой организации передать электрическую энергию от верхних до нижних границ собственных сетей, следовательно, ответственность и точки поставки для каждой сетевой организации определяются границами собственных сетей.

Особенность применения «котловых» тарифов по методу «котел сверху» заключается в том, что заключать договор на оказание услуг по передаче электрической энергии с потребителем может только сетевая организация, имеющая статус «котлодержателя», поскольку только для «котлодержателя» устанавливается тариф для расчетов с конечными потребителями. Все другие сетевые организации, действующие в регионе, получают тариф для расчета с «котлодержателем» и не имеют права заключать договоры оказания услуг по передаче электрической энергии непосредственно с потребителями.

Иными словами, независимо от того, к сетям какой сетевой организации непосредственно присоединены энергопринимающие устройства потребителя, последний должен заключать договор с сетевой организацией, имеющей статус «котлодержателя». Это связано с особенностями государственного регулирования субъектов естественных монополий. В частности, в пункте 6 Правил недискриминационного доступа4 указано, что сетевая организация, для которой не утвержден в установленном законом порядке тариф, не имеет права требовать оплаты за услуги по передаче электрической энергии по ее сетям, соответственно, она не может напрямую заключать договоры с потребителями. При «котловой» схеме тариф для расчетов с конечными потребителями получает вышестоящая сетевая организация – «котлодержатель», нижестоящие сетевые организации получают тариф для взаиморасчетов с «котлодержателем», с которым заключается соответствующий межсетевой договор.

Вышеописанная особенность тарифного регулирования лежит в корне большинства проблем, возникающих в процессе заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии.

Сетевая организация, заключая договор с потребителем в условиях действия «котлового» тарифа, обязана принять на себя обязательства «доставить» электрическую энергию непосредственно до энергопринимающих устройств потребителя, а в случае, если для этого необходимо задействовать электрические сети нижестоящей сетевой организации, «котлодержатель» обязан заключить с ней соответствующий межсетевой договор.

Иными словами, договор, заключаемый с «котлодержателем», должен содержать положения, регулирующие взаимоотношения с нижестоящими сетевыми организациями: порядок информационного обмена, ответственность, порядок оплаты и т. д.

На практике «котлодержатель» зачастую отказывается принимать на себя ответственность за действия нижестоящих сетевых организаций. Это выражается в отказе включать в условия договора положения об ответственности за качество электроэнергии при ее передаче по нижестоящим сетям, что является неприемлемым для сбытовых компаний. Как уже было отмечено выше, сбытовые компании не вступают в прямые взаимоотношения с нижестоящими сетевыми компаниями, соответственно, они не имеют прямых механизмов компенсации убытков, связанных с отклонением качества электроэнергии при ее передаче по нижестоящим сетям. В связи с этим наиболее целесообразным представляется возложение данной ответственности на «котлодержателя», который имеет договорные отношения со всеми нижестоящими сетевыми организациями и, соответственно, имеет возможность урегулировать вопросы качества электроэнергии в соответствующих межсетевых договорах. Кроме того, «котлодержатель» имеет возможность взыскать убытки с нижестоящих сетевых организаций в регрессном порядке.

Разрешая подобные разногласия в рамках преддоговорных споров, суды, к сожалению, не всегда встают на сторону сбытовых компаний5. В большей степени это связано с тем, что межсетевые взаимоотношения весьма слабо урегулированы в отраслевом законодательстве.

Тем не менее не следует забывать о том, что оборот электроэнергии – это сфера гражданских правоотношений, и регулируется она прежде всего положениями Гражданского кодекса.

Наиболее похожими на взаимоотношения между «котлодержателем» и нижестоящей сетевой организацией являются взаимоотношения между генеральным подрядчиком и субподрядчиком.

Передача электроэнергии является услугой, однако в соответствии со статьей 783 ГК РФ общие положения о подряде и положения о бытовом подряде применяются к договору возмездного оказания услуг.

В соответствии со статьей 706 ГК РФ генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком.

Таким образом, отказ «котлодержателя» принимать на себя ответственность за нижестоящие сетевые компании незаконен. В связи с этим судебная практика должна двигаться в указанном направлении.

Не менее жаркие споры возникают по поводу положений договора, регулирующих порядок актирования услуг.

Обязательства по оплате услуг сетевой организации формируются по полезному отпуску электроэнергии6. При этом на сетевую организацию законодатель возложил обязанность по ведению коммерческого учета электроэнергии7.

Как правило, в конце расчетного месяца сетевая организация осуществляет сбор данных коммерческого учета электроэнергии и направляет эти данные сбытовой компании в виде соответствующего акта. В случае согласия сбытовой организации с данными коммерческого учета на основании указанного акта формируется акт об оказании услуг по передаче эклектической энергии.

Сетевые компании заинтересованы в том, чтобы данные о полезном отпуске актировались сбытовой компанией своевременно, поскольку на основании этих данных производится оплата услуг. В связи с этим сетевые компании нередко требуют включения в условия договора положений, согласно которым в случае, если от сбытовой компании в определенный срок не поступит возражений по данным о полезном отпуске электроэнергии, акт считается принятым автоматически.

Подобное условие в договоре необходимо сетевым компаниям для того, чтобы исключить возможные злоупотребления со стороны сбытовых компаний, которые могут уклоняться от подписания актов и, соответственно, от оплаты услуг.

Включение или невключение вышеописанного положения в договор должно определяться исключительно по взаимному согласию сторон. Разрешение данного разногласия в судебном порядке неэффективно, поскольку суды при разрешении преддоговорных споров руководствуются прежде всего действующим законодательством, которое не предусматривает автоматического актирования. Поэтому суды отказывают во включении данного положения в договор.

Говоря о процессуальной стороне споров, связанных с заключением договоров с сетевой организацией, необходимо отличать уклонение от заключения договора от наличия разногласий по условиям проекта договора.

Лицо вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор лишь в случае, если на его оферту (проект договора) от стороны, для которой заключение договора обязательно, не последует извещение об акцепте или об акцепте оферты на иных условиях либо последует извещение об отказе от акцепта.

Если в ответ на предложение о заключении договора направлялись проекты договоров и протоколы разногласий или согласования разногласий, данные действия нельзя квалифицировать в качестве уклонения от заключения договора, следовательно, отсутствуют основания для понуждения к заключению такого договора.

Таким образом, в тех случаях, когда сетевая компания отказывается принять условия договора, предлагаемые сбытовой компанией, последняя не вправе требовать в судебном порядке понудить сетевую компанию заключить договор. Действия сбытовой компании могут быть направлены только на разрешение в судебном порядке спора о содержании договора, т. е. предметом иска должно быть не понуждение заключения договора в порядке статьи 426 ГК РФ, а рассмотрение преддоговорного спора на основании статьи 446 ГК РФ.

В виду того что указанные иски имеют разные предметы и различные фактические и правовые основания, заявление иска о понуждении к заключению договора в ситуациях, когда между сторонами имеют место разногласия по условиям будущего договора, влечет отказ в удовлетворении иска о понуждении к заключению договора.

Следует иметь в виду, что если суд, рассматривая иск о понуждении к заключению договора, фактически урегулирует разногласия, возникшие между сторонами в связи с заключением договора, то он выйдет за пределы заявленных требований.

Для предъявления иска о понуждении к заключению договора необходимо соблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования данного спора. Указанный порядок предполагает направление истцом оферты ответчику. При этом оферта, должна содержать все существенные условия будущего договора8. Несоблюдение претензионного порядка влечет оставление искового заявления без движения9, а в тех случаях, когда оно установлено судом после принятия искового заявления к производству, исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения10.

Следует отметить, что истцом по делам о понуждении к заключению публичного договора может выступать только потребитель. Сетевая компания понуждать потребителя к заключению такого договора не вправе. Данный подход распространяется и на требования сетевой организации заключить дополнительное соглашение к договору. Что же касается иска об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, то он также может быть предъявлен, по общему правилу, только потребителем. Однако если указанный иск был предъявлен сетевой организацией и потребитель против этого не возражал, то в этом случае арбитражный суд будет исходить из того, что спор передан на его рассмотрение по соглашению сторон.

Следует обратить внимание на то, что вынесение судебного решения о понуждении к заключению договора не означает, что договор считается заключенным автоматически с момента вступления в законную силу такого решения. Данное решение исполняется сторонами путем совершения действий по заключению такого договора. Решение суда является основанием для возникновения у ответчика обязанности заключить договор на указанных в решении условиях.

При передаче возникших при заключении договора разногласий на рассмотрение суда перед ним возникает вопрос о поиске компромисса в формулировании спорных договорных условий. Если возникшее договорное разногласие регулируется диспозитивной нормой права, то суды, как правило, формулируют условие договора так, как указано в диспозитивной норме. Однако на уровне Высшего Арбитражного Суда РФ сложилась практика, согласно которой суд при определении условий договора не ограничен применением только диспозитивной нормы и должен исходить из соблюдения баланса интересов обеих сторон11.

Немаловажным также является то, что судебная практика при рассмотрении преддоговорных споров идет по пути минимизации спорных условий в договоре путем исключения тех из них на стадии рассмотрения преддоговорных споров, которые не являются существенными в силу предписания закона и без которых договор может существовать.

В заключение хотелось бы отметить, что судебная процедура определения договорных условий неэффективна, поскольку достичь баланса интересов между сторонами в судебном порядке практически невозможно. В связи с этим судебную процедуру урегулирования споров следует расценивать как исключительную, и, как всякое исключение, она должна применяться только в тех случаях, когда в этом есть реальная необходимость.

1 Статья 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике».

2 Постановление Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики».

3 Следует заметить, что правовое положение энергосбытовой компании во взаимоотношениях с сетевой компанией и потребителем в правовой доктрине остается спорным (см, например: С.О. Рецелов. Проблемы оказания услуг по передаче электрической энергии в договоре энергоснабжения // Налоги. – 2008. – № 24). Формулировки, примененные автором настоящей статьи при описании положения энергосбытовой организации, использованы исключительно в целях облегчения восприятия текста и никоим образом не характеризуют отношение автора к данной проблеме.

4 Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям».

5 См. решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 13.08.2010 по делу № А38-1435/2010.

6 Пункт 136 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики».

7 Пункт 159 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики».

8 Пункт 1 статьи 435 ГК РФ.

9 Статья 128 АПК РФ.

© 2024 sun-breeze.ru
Новые идеи бизнеса - Животные и растения. Заработок в интернете. Автобизнес