Что значит труд кормит а лень портит. Лень портит, а труд кормит: физические и моральные аспекты

«труд человека кормит, а... портит» (пословица)

Альтернативные описания

Вялость, апатия

Добровольная тюрьма

Дочь богатства и мать бедности

Какой порок отчасти нейтрализует прочие пороки?

Матушка, которая прежде времени родилась

Нежелание трудиться, мать пороков

Один из семи смертных грехов

Один из способов выживания для русского человека

Она родилась раньше нас

Склонность к безделью

Черта характера, состояние человека

Мать пороков

Дж. К. Джером писал, что насладиться именно ею по-настоящему может лишь тот, у кого есть куча совершенно неотложных дел

Панацея от всех дел

Если верить русским пословицам, она без соли обедает, до добра не доведет, за пазухой гнездо свила, лежа на печи замерзла

. «... мужика не кормит» (пословица)

Привычка отдыхать перед усталостью

Порок тунеядца

Склонность к тунеядству

Сладкое чувство легкой усталости перед работой

Неохота

. «матушка» бездельника

Обломовский порок

Матушка, которая раньше нас родилась

. «... мужика не кормит»

Празднолюбие

Двигатель прогресса

Диванно-кроватное чувство безделья

. «матушка» всех лежебок

Главная черта лежебоки

Нерадивость

Порок Емели

Нежелание что-либо делать

. «каждый хотел бы знать, как победить..., не вставая с кровати»

. «матушка» любого бездельника

Неохотное настроение

Тяга к безделью

Отвращение от труда (по Далю)

Порок бездельника

Склонность к безделью

Вялость, апатия, отсутствие желания действовать, трудиться

. "... мужика не кормит"

. "... мужика не кормит" (посл.)

. "... мужика не кормит" (пословица)

. "Матушка" бездельника

. "Матушка" всех лежебок

. "Матушка" любого бездельника

. "труд человека кормит, а... портит" (пословица)

Ж. неохота работать, отвращенье от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности, к тунеядству. нареч. свойство или качество это в действии; не хочется, ленюсь. Лень (олицетворение), затвори дверь, замерзнешь! Мне лень, ленюсь, неохота. Лень, лежа на печи, замерзла. Лень одежду бережет, не работая, не обносишься. Коли б не лень, все б мы в бархате ходили! Лень к добру не приставит. Лень себя бережет. Лень прежде нас родилась. Лень без соли хлебает. От лени опузырился (распух). После хлеба, после соли, отдохнуть часок, так завернется сала кусок да лени мешок. Пришел сон из семи сел, пришла и лень из семи деревень. Лень лени и за ложку взяться, а не лень лени обедать. Лень, отвори дверь, сгоришь! Хоть сгорю, да не отворю. Лень выгоняют из-под колек. Кому не лень, так слушай, как врут. Ленца умалит. ленища увелич. Его ленца берет. Лошадь с ланцой. Ленища их одолела. Лошадка с ленцой хозяина бережет, не надорвется и не введет его в убыток. Ленивый, ленущий сев. предавшийся лени, кому лень работать; неприлежный, праздный; нерадивый; вялый, мешкотный, непроворный. Ленивому всегда праздник. Ленивый что богатый: все гуляет. Кто ленив, тот и сонлив. Ленивый сидя спит, лежа работает. Хорошо ленивого по смерть посылать. Ленивому не болит в хребте. Ленивый к обеду, ретивый к работе, его один ленивый не бьет. Ленивому всегда (завсе) праздник. Ленивого дошлешься, сонливого добудишься, а мертвого не дозовешься (а мертвого никогда). Ленивого дошлюсь, сонливого добужусь, а с дураком ничем не развяжусь (с дураком не совладаю). Ленивый шаг, медленный. Ленивые щи, из свежей цельной капусты. Леность ж. свойство ленивого. Леностный, склонный к лени, от ее происходящий. Леностный человек, жизнь. Ленивость ж. леность, но в отвлеченном знач. неупотреб. Ленивство ср. лень и леность, как постоянное свойство; праздношатательство, обычное тунеядство. Ленный, ленивый, леностный. красный день прясть ленно. См. линять. Леноватый, ленный в меньшей степени. Хорош бы парень, да леноват. Ленность, -ватость, свойство, качество познач. прилаг. Ленность, как шалость, может быть случайная и временная; леноватость, как шаловливость, более постоянна. Ленивец м. -вица ж. лентяй м. -тяйка ж. ленгас арх. ленчуг твер. ленивый человек, праздный, тунеяд, бегающий от дела и труда; вялый, плохой работник. Лентяй да шалапай два родных брата. Ленивец, животное Вradipus, тихоброд, аи. Ленивица вологодск. ленивка перм. широкая доска с полатей на печь; вост. широкая лавка у печи, где лежат хворые; она заменяет голбец; лежанка; сиб. уступ берега, в виде лежанки печной, венец, окружающий низменность. Лено(у)ха об. влад. смол. ленивка, лавка у печи. Ленивища об. лентяй в высшей степени, лентяища. Ленушка ж. твер. пск. печная лежанка, голбец, прилавок у печи, для отдыха. Ленить кого, употреб. с пред. из, об, повадить к лени. Лениться, лениваться, быть ленивым. Холопа послать боюсь, а сам идти ленюсь. Не ленись он, так был бы деловой. Он выленился, отленился и взялся за работу. Доленился донельзя. Что-то я заленился. Изленился совсем. Наленился вдоволь. Обленился он шибко. Поленился немного. Подленивается маленько. Все вы переленились, проленились все лето. Разленился и раскис. Лентяить, бездельничать, шляться, шататься, слоняться без дела. Лентяйство ср. ленивство, обычная праздность

М. урал. рыба, вероятно линь

Она раньше нас родилась

Нерадивость Емели

. «... мужика не кормит» (посл.)

Авось да небось доводят до того, что хоть брось.
Авось да как-нибудь до добра не доведут.
Авось небосю родной брат.
Авоська веревку вьет, небоська петлю затягивает.
Авоськал, авоськал, да и доавоськался.
Аршин да кафтан да два на заплаты.
Ах, да рукою мах - а на том реки не переехать.
Ах и ох - не пособники.
Баснями закрома не заполнятся.
Баснями сыт не будешь.
Безделье - мать пороков.
Безделье - сестра болезни.
Беспечному все трын-трава: поехал ни по что, привез ничего.
Борода по колено, а дров ни полена.
Бредет как слепец по изгороди.
Брехать - не топором махать, брехнул - да и отдохнул.
Был бы покос, да пришел мороз.
В дождь избы не кроют, а в вёдро и не каплет.
В комнате грязь - хоть репу сей.
В лес идут, а на троих один топор берут.
В пашне огрехи, а на кафтане прорехи.
В чужих руках всякое дело легко.
Ведрами разольешь, так каплями не соберешь.
Видно неряху по грязной рубахе.
Вилкой - что ýдой 1 , а ложкой - что неводом.
Воду в ступе толочь - вода и будет.
Впрямь долбил Данило, да вкось пошло долбило.
Всей и удали у него - что за ложкой потеть.
Где бы ни работать, лишь бы не работать.
Где много слов, там мало дела.
Где ни поживет, добра не наживет.
Глаза с поволокой, роток с позевотой.
Году не прошло, ан уж и кончили.
Гоняется за мухой с обухом.
Гоняется как медведь за воробьями.
Горница хороша, да окна кривы.
Гулять - не диво, работать лениво.
Дай яичко, да еще и облупленное.
Дела не делает и от дела не бегает.
Делавши - смеялись, а сделавши - плачем.
Делать не заставят, зато и есть не поставят.
Делать - не я, работать - не я, а есть кисель - нет против меня.
Делать спустя рукава.
Дело не медведь - в лес не уйдет.
Дело от безделья.
Длинная нитка - ленивая швея.
Для ленивой лошади и дуга в тягость.
Догулялись мужики: нет ни хлеба, ни муки.
Долго спать - добра не видать.
Долго спать - с долгом вставать.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Доплясались, что без хлеба остались.
Дулась гора родами, а родила мышь.
Ему замеси да и в рот понеси.
Ему лень лениться, а не только шевелиться.
Если косить языком, спина не устанет.
Ест руками, а работает брюхом.
Есть калачи - не сидеть на печи.
Ехал бы воевать, да ленив вставать.
Ехал прямо, да попал в яму.
Еще в пеленках, а лень с теленка.
Живет как птица небесная: не сеет, не жнет.
Живот да головка - всегда у ленивых отговорка.
Жнем рано, а сеем поздно.
За все берется, да не все удается.
За море - по еловы шишки.
Застала зима в летнем платье: а мы чаяли, и зимы не будет.
Зацепившись за пень, простоял весь день.
И готово, да бестолково.
И дурак праздники знает, да будней не помнит.
И камень мохом обрастает.
И поедим, и спляшем, только пашни не вспашем.
Игра игрою, а дело делом.
Из рук вон плохо.
Иного хлебом не корми, только с печи не гони.
Ищет, где по сорок лет Масленица и по три года мелкие праздники.
К готовому костру легко щепу подгребать.
К пустой избе замка не надо.
Кабы мужик на печи не лежал, корабли бы за море снаряжал.
Как жук в навозе копается.
Как куры бродят.
Как ленивая лошадь: что ударишь, то уедешь.
Как медведь в лесу дуги гнет.
Как на охоту идти, так и собак кормить.
Как слон слоняется.
Как собака мух ловит.
Как хочешь зови, лишь хлебом корми.
Как через пень колоду.
Кляча воду возит, а козел бородкой потряхивает.
Кнуты вьет да собак бьет.
Конь с запинкой да мужик с заминкой - не надорвутся.
Корова на дворе, а вода на столе.
Кто долго спит, тому денег не скопить.
Кто зевает, тот воду хлебает.
Кто косить, а мы - сена просить.
Курица в гнезде, яички неизвестно где, а ты уж в охотный ряд цыплятами торговать.
Ладил дед топорище, окоротил да на чеку и поворотил.
Лежебоке и солнце не в пору всходит.
Лежи, моякуделя, хоть целую неделю.
Лежи на боку да гляди на Оку.
Лежит - неможет, а что болит - не скажет.
Ленивого хорошо за смертью посылать.
Ленивому и гриб поклона не стоит.
Ленивому и лениться лень.
Лентяй да шалопай - два родных брата.
Лень добра не делает, без соли обедает.
Лень голодом изгоняют.
Летом с удочкой - зимой с сумочкой.
Лихо ленивому до лета, а там спи да лежи.
Люди жать, а мы с поля бежать.
Люди за дело, а мы за безделье.
Люди пахать, а мы руками махать.
Люди работают, а он потеет.
Люди с базара, а Назар на базар.
Мажет Клим телегу, едет в Крым по репу.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Мастер - из чашки ложкой.
Много поту, да мало проку.
Много спать - мало жить: что проспано - то прожито.
Молотить - так с краю, а за стол - так в угол полезет.
Мы работы не боимся, на работу не пойдем.
На зубах мозоли натер.
На вашу лень будет еще завтра день.
На печи все красное лето.
На печи по дрова поехал.
На работу - боком, а с работы - скоком.
На словах Волгу переплывет, а на деле - ни через лужу.
Нам бы так пахать, чтоб мозолей не набивать.
Наработался - за ложку берись, а лентяй - без ужина спать ложись.
Не бравшись за топор, избы не срубишь.
Не в коня корм.
Не на то руки даны, чтобы даром болтались.
Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда.
Не переливай из пустого в порожнее.
Не печь кормит, а нивка.
Не пляшет - так прищелкивает.
Не под дождем: постоим да подождем.
Не учи безделью, учи рукоделью.
Ни шатко ни валко, ни на сторону.
Ни швец, ни жнец, ни в дуду игрец.
Ни шьет, ни порет.
Один не тянет, а другой не везет.
Один на низу, семь на возу кричат: «Не заваливай!»
Один пашет, а семеро руками машут.
Орать - не пахать.
От двора до овина - дня половина, от овина до двора - ужинать пора.
От лени мохом оброс.
Оттого телега запела, что давно дегтю не ела.
Пастуху дремать - так стада не видать.
Переводить шило на мыло.
Под лежач камень вода не течет.
Пошла по масло, а в печи погасло.
Работа - с зубами, а лень - с языком.
Работа силушку копит, а лень ее топит.
Работает не прикладая рук.
Рабочий конь на соломе, а пустопляс на овсе.
Ранние пташки росу пьют, а поздние - слезы льют.
Рано взнуздал, да поздно выехал.
С горы - далеко, на гору - высоко, а лучше никак.
С лодырем поведешься - горя наберешься.
С неуменья руки не болят.
С умом задумано, а без ума сделано.
Садит в печь пирожки, а вынимает покрышки на горшки.
Сама себя раба бьет, коль не чисто жнет.
Сбил, сколотил - вот колесо, сел да поехал - ах, хорошо! Оглянулся назад - одни спицы лежат.
Сделал дела: ни к шубе рукава, ни к кувшину дудка.
Сделать на скорую руку.
Сеяли рожь, а косили лебеду.
Сиди у моря да жди погоды.
Сидит - раскис, по бокам развис.
Сидит руки склавши.
Скажи да укажи, да в рот положи.
Сложа руки снопа не обмолотишь.
Сметать дело на живую нитку.
Сначала спичка, затем раскачка, а потом горячка.
Спишь, спишь, а отдохнуть некогда.
Стрелять из пушки по воробьям.
Стряпает день до вечера, а поесть нечего.
Три дня молол, а в полтора съел.
Трутень меда не носит.
У ленивого хозяина и сапоги с ног украдут.
У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.
У него лень за пазухой гнездо свила.
Убить бы день, а ночи не увидим.
Хорошо бы пахать, да рук не марать.
Хорошо на печи пахать, да заворачивать круто.
Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть.
Шить - не сошью, а распороть сумею.


1 Т. е. удочкой.

V. ЧЕЛОВЕК И СЕМЬЯ

Конспект внеурочного занятия

Направление внеурочной деятельности: духовно-нравственное

Тема: «Труд кормит, а лень портит».

Класс : 3

Цель :обобщить знания детей о труде и лени в пословицах и поговорках.

Задачи:

Образовательные: р асширять информационную базу учащихся, знакомство с сокровищницами общечеловеческой культуры уточнять и расширять запас конкретных представлений по данной теме; способствовать развитию восприятия, внимания, логического мышления памяти, используя стихи, пословицы, поговорки.

Развивающие: развивать логические мыслительные операции, устную речь младших школьников.

Воспитательные: прививать любовь к устному народному творчеству; формировать чувства коллективизма, взаимопомощи, доброжелательное отношение к гостям и друг другу; совершенствовать умение внимательно слушать взрослого и своих товарищей.

Метапредметные:

Познавательные – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы, выделение проблемы, выполнение сравнения, аналогии, установление причинно-следственных связей;

Регулятивные – принимать поставленную задачу познавательной деятельности; оценивать познавательную деятельность в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные - умение слушать и понимать других;формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы.

владение диалогической и монологической речью.

Личностные: оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания

Средства обучения (интернет-ресурсы): презентация, проектор, дидактический материал (карточки).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вводная часть (мотивация и актуализация познавательной деятельности)

- Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно видеть вас всех на занятии. Вы все в хорошем настроении. Я надеюсь, что и работать на занятии вы будете хорошо, будете внимательны, активны.

Внимательно послушайте стихотворение и скажите о чём оно?

Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, нож...
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям.
Придёт пора, настанет час,
И мы трудиться будем.

О чём стихотворение?

Рассмотрите фотографии.

Людей, каких профессий вы видите на них?

Что объединяет этих людей?

Кто догадался, о чём будем говорить на занятии?

Давайте прочитаем тему занятия: “Труд человека кормит, а лень портит”

Как вы понимаете эту пословицу?

Хорошо, молодцы.

Приветствуют учителя.

О труде

Отвечают.

Эти люди трудятся, выполняют определенную работу.

О труде

Человек, который трудится, будет зарабатывать деньги, чему-то учиться, а ленивый человек ничего не делает.

2. Основная часть занятия (10 минут)

На нашем занятии будут часто звучать слова, представленные на слайде. Что эти слова обозначают?

Труд

Трудолюбие

Трудолюбивый

Лень

- Начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется “Два плуга”. Внимательно послушайте. О чем этот рассказ?

Два плуга”

Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл в работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был ещё лучше, чем, в то время как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? – спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

От труда, мой милый, - отвечал тот.

– А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

О чём этот рассказ?

Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро?

Что случилось с плугом, который пролежал без дела?

Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах?

Какой вывод можно сделать, прослушав рассказ?

Дети, на доске написаны пословицы. Какая, по вашему мнению, пословица подходит к этой сказке? Почему?

КТО НЕ РАБОТАЕТ - ТОТ НЕ ЕСТ.

КАК ТЫ К РАБОТЕ, ТАК И РАБОТА К ТЕБЕ.

КТО ЛЮБИТ ТРУДИТЬСЯ, ТОМУ БЕЗ ДЕЛА НЕ СИДИТСЯ.

ПО ТРУДУ И НАГРАДА.

Ребята, все вы читаете рассказы, сказки. Назовите мне произведения, в которых рассказывается о трудолюбивых и ленивых героях?

Как относятся к ленивым людям? - Почему?

- Что труд даёт человеку?

- В наше время человек в обществе ценится по труду. Труд – источник радости, удовольствия. От труда зависит благополучие человека. Мы знаем, как счастливы люди, которые много умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.

Сейчас я каждому из вас раздам листочки, где написаны качества человека. Вам нужно отметить “+” те качества, которые должны быть у трудолюбивого человека.

    Старательность

    Добросовестность

    Завистливость

    Умение заставить себя

    Необязательность

    Умение трудиться

- В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки о труде. Сейчас мы проверим, как знаете пословицы о труде вы.

Игра “Доскажи пословицу”.

    Деревья смотри в плодах, а людей......

    Терпенье и труд....

    Под лежачий камень.....

    Маленькое дело....

    Не спеши языком....

    Любишь кататься - .....

    Делу время....

    Ищи невесту не в хороводе......

    Человек от лени болеет, а....

    У лентяя Федорки всегда.....

    Бездельник, что бесплодное.....

А теперь прочитайте пословицу и объясните её смысл.

Не сиди, сложа руки – не будет и скуки.

Была бы охота – будет ладиться работа.

Физминутка.

Давайте попробуем отгадать кроссворд и узнаем, куда лентяя гоняли из-под палки.

Что больше пугает лентяя, когда утром надо умываться?

Какая из оценок чаще всего в дневнике у лодыря?

Какое состояние любит лентяй больше всего?

Какая главная черта характера лентяя?

Что на уроке заменяет лентяю кровать?

Так куда же загоняют лентяя из-под палки?

-Правильно, ребята.

Ленивые школьники скучают на уроках, плохо учатся. Они не хотят выполнять никаких поручений, не любят чисто писать в тетрадях, читать книги. Они не воспитывают в себе привычку трудиться, помогать окружающим в делах. Ленивые дети хотят жить так, как мечтал об этом один ученик из стихотворения Б.Заходера “Петя мечтает”.

Если б мыло приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло,
Хорошо бы это было!
Если б книжки и тетрадки
Научились быть в порядке,
Знали все свои места –
Вот была бы красота!
Вот бы жизнь тогда настала!
Знай, гуляй, да отдыхай!
Тут и мама б перестала,
Говорить, что я лентяй!

Скажите, сбудутся ли когда-нибудь мечты Пети? Почему?

Показ картинки с комнатой, где всё аккуратно прибрано.

Какие люди живут здесь?

У хороших хозяев тёплый, гостеприимный, уютный дом. В такой дом всегда хочется прийти, потому, что в нём царит доброжелательная атмосфера. Наверно всякий человек стремится к тому, чтобы у него был такой дом. Добиться этого может каждый, но кирпичики своего дома надо закладывать уже сейчас. Кто научился многое делать сам, тот никогда не будет в тягость другим и не окажется беспомощным.

Составьте правила трудолюбивого школьника.

Воспринимают.

– вид деятельности, результат которого закреплён в материальных и духовных ценностях.

– любовь к труду, нравственное качество, проявляющиеся в стремлении к труду.

– любящий трудиться.

– отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью.

Воспринимают, анализируют.

-О труде и лени.

Потому что он трудился

Он потемнел и покрылся ржавчиной

Труженика и лентяя

Труд человека красит, а безделье его уродует. Только в труде можно проявить все свои лучшие качества. Без труда человек заржавеет и заболеет.

Сказки “Морозко”, “Золушка”, “Два мороза”, Е.Пермяк “Пичугин мост»

Их не любят. Ленивые хотят пить, есть, одеваться, но не любят делать это своим трудом. Значит, на него работают другие.

Труд даёт радость, благополучие, здоровье. Если ты трудишься хорошо, то и к тебе будут относиться хорошо

Выполняют задание

Смотри в делах

Все перетрут

И вода не течет

Лучше большого безделья

Спеши делом

Люби и саночки возить

Потехе час

А в огороде

От труда здоровеет

Отговорки

Если мы будем заниматься каким-нибудь делом, то время пройдёт быстро и нам не будет скучно.

За любую работу нужно браться с желанием и тогда всё получится.

Отгадывают кроссворд

Нет, потому что человеку нужно самому все делать: умываться, трудиться, тогда у него все будет в порядке.

Аккуратные, трудолюбивые.

Составляют.

1. Красиво застилай свою постель и делай это каждое утро.

2. После занятий убирай книги и другие учебные принадлежности на своё место.

3. Если насорил – собери мусор, вытри пыль.

4. Следи за своими вещами, чистотой обуви.

3. Заключительная часть (рефлексия познавательной деятельности) (2 мин.)

Наше занятие подошло к концу.

Что вам больше всего понравилось?

Какие задания у вас вызвали затруднения?

Надеюсь, на сегодняшнем занятии вы узнали для себя что-то новое и сможете применять полученные знания в дальнейшем.

Все большие молодцы. Спасибо за занятие!

Выполняют рефлексию познавательной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнение.

Конспект занятия в старшей группе

"Труд человека кормит, а лень портит".

Задачи:

1. Обогащать представление о людях разных профессий, их нравственных качествах. Развивать самостоятельность в играх.

2. Воспитывать уважение к взрослым людям, ценностное отношение к человеческому труду.

Материалы: демонстрационные картинки с изображением людей разных профессий; схемы для составления описательных рассказов; мяч; флажок, предметы для организационного момента – ножницы, фен, поварешка, кастрюля, ножницы, нитки с иголкой, кисточка, краски, градусник, шприц, шпатель, конфеты, весы, гитара, труба.

Предшествующая работа:

Беседы «Профессии наших мам», «Профессии наших пап», «Кем я мечтаю стать».

Ход занятия:

1.Приветствие.

2.Беседа.

Воспитатель: Как называется наша страна?

Дети: Россия.

Воспитатель: Что можно сказать о нашей стране?

Дети: Богатая, красивая, большая.

Воспитатель: Кто делает нашу страну большой, красивой, богатой?

Дети: Люди труда, люди разных профессий.

Воспитатель: А что такое профессия?

Дети: Это основное занятие человека, его трудовая деятельность.

Воспитатель: Что нужно для того, чтобы получить профессию?

Дети: Хорошо учиться, много знать и уметь, закончить школу, специальное учебное заведение

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по «городу профессий». Чтобы попасть в «город профессий» нам надо выполнить задание на внимание.

Игра на внимание «Кто больше назовёт профессий»

(игра с флажком в кругу)

Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием. А теперь отправимся в «город профессий»:

3.Физкультминутка: «Летчик»

Быть шофером хорошо (бегают по кругу, «рулят»)

А летчиком лучше. (бегают по кругу, руки в стороны)

Я бы в летчики пошел,

Пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин, (останавливаются, «наливают»)

Завожу пропеллер: (круговые движения правой рукой)

«В небеса мотор вези, (бегают по кругу, руки в стороны).

Чтобы птицы пели».

Воспитатель: Наши самолёты приземлились. Вот мы и оказались в «городе профессий»!

Игра «Кому что…»

На столе лежат разные предметы (молоток, ножницы, иголка с ниткой, поварешка…)

Воспитатель: Посмотрите, какой беспорядок! Кто-то оставил предметы.

Кому нужны эти предметы? (Людям разных профессий). Назовите их, для чего они нужны и положите к нужной картинке. (Парикмахер, повар, швея, художник, доктор, продавец, музыкант).

Воспитатель: Я думаю, что ножницы оставил кто? И для чего предмет нужен? и т.д.

Дети поочередно берут предметы, называют, кому они нужны, раскладывают возле картинок с профессиями.

Воспитатель: Молодцы, вы помогли навести порядок в «городе профессий», отдали предметы тем, кому они пригодятся в их работе.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Что будет, если…»

Повара перестанут готовить пищу?

Врачи перестанут лечить людей?

Учителя перестанут учить детей?

Строители перестанут строить дома?

Все водители откажутся сесть за руль?

Полицейские перестанут выходить на службу?

4. Составление описательного рассказа о профессиях людей по схеме.

Воспитатель: Любите ли вы загадки? Тогда отгадайте мою:

Ежедневно спозаранку

В руки он берет «баранку»

Крутит, вертит так и сяк,

Но не съест ее никак.

Воспитатель: Мне бы хотелось послушать ваши загадки - описания о разных профессиях. А для выполнения этого задания, вам нужно разделиться на группы (по три человека). Пройдите к своим столам. (Дети садятся за столы).

Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат картинки с изображением людей разных профессий. Вам нужно рассказать о профессии, не называя её, а мы должны отгадать, о какой профессии вы нам рассказали. А чтобы рассказ получился точным и полным вы можете использовать план-схему. Воспитатель: Давайте вспомним, что обозначают рисунки на схеме:

1. Рука - что делает человек данной профессии.

2. Геометрические фигуры - какие предметы нужны ему для работы.

3.Сердце - какими качествами должен обладать человек данной профессии.

Образец рассказа: Этот человек подстригает людей и делает им красивые модные прически. Для работы ему нужны: ножницы, расчески, фен, бигуди, духи. Он должен быть внимательным, вежливым, аккуратным.

Самостоятельные рассказы детей.

Воспитатель: Молодцы, хорошо потрудились. Мне очень понравились ваши рассказы.

5. Рассматривание пособия «Что перепутал художник?»

Воспитатель: Пока мы с вами играли, к нам приходил Весёлый художник, он принёс вам картину, на которой изображены люди разных профессий. Но мне кажется, что с этой картиной что-то не так?

Давайте объясним, что перепутал художник. (Ответы детей)

6. Пословицы о труде.

Воспитатель: Ребята молодцы! Вам понравилось наше путешествие? Что вам больше запомнилось?

Не забывайте, что все профессии важны, все профессии нужны.

Давайте вспомним пословицы о труде. (Дети отвечают)

Труд человека кормит, а лень портит.

Тот труда не боится, кто умеет трудиться.

Терпение и труд всё перетрут.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Труд кормит, а лень портит.


Дело не медведь, в лес не уйдет.

Вариант. Дело не волк, в лес не убежит.

С работой не стоит торопиться; еще успеется, есть занятия поважнее. Так обычно говорит тот, кто не спешит с выполнением какого-либо дела, откладывает его.

Делу время, а потехе час.

Основное время надо посвящать делам, работе, а забавам, веселью отводить только досуг.

Лиха беда начало.

Вариант. Лиха беда почин.

Похожая по смыслу . Хорошее начало — половина дела.

Всегда очень трудно начинать какое-нибудь дело, даже если знаешь, что это необходимо. Поэтому так важно начать, причем вовремя, дальше пойдет легче и успех будет гарантирован. Слово «лихой» имеет тут значение решительный, молодецкий, удалой.

Конец - делу венец.

Варианты . Конец — всему делу венец.

Конец дело венчает.

Не диво дело начать — диво кончить.

Кончил дело, гуляй смело.

Так с удовлетворением говорят, когда благополучно завершено большое трудное дело и можно отдохнуть. Венец — это головной убор, корона, которой венчают во время торжественного обряда.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Похожая по смыслу. Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.

Любое дело требует усилий; для получения результата нужно потрудиться, иначе никакого дела не сделаешь.

Больше дела — меньше слов.

Лучше больше сделать, чем много обещать. Если есть работа, много говорить некогда.

Глаза боятся, а руки делают.

Этой пословицей можно подбодрить того, кто принимается за сложное дело, которому не видно конца. Кажется, что с этой работой невозможно справиться, но, начав ее, понимаешь, что преодолеть трудности все-таки можно.

Пословицы народов мира

Много работающий долго живет (осетинская").

Дураку сон сладок, умному труд дорог (эстонская).

Человека узнают не по речам, а по делам (чувашская).

Ни одной овцы волк лежа не поймал (немецкая).

Не бойся медлить, бойся остановиться (китайская).

Не в свои сани не садись.

Эта пословица является предостережением о том, что лучше не заниматься делом, которого не знаешь. Также не стоит пытаться занимать место, которое тебе не предназначено.

За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь .

Если берешься сразу за несколько дел (обычно очень выгодных), то, скорее всего, ни одно из них не сможешь сделать хорошо или довести их до конца. Лучше сосредоточиться на выполнении одного дела.

Кто не работает, тот не ест.

Похожие по смыслу . Не потрудиться, так и хлеба не добиться. Работать не заставят, так и есть не поставят.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

Используется как призыв к работе, адресованный ленивому, нерадивому человеку или как объяснение того, почему он ничего не получил. Пословица известна многим народам.

Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

Эта пословица — призыв довести начатое дело до конца, когда человек, столкнувшись с трудностями, готов сдаться перед ними. А еще так говорят, если кто-то не может отказаться от взятых на себя обязательств, несмотря на то что возникли проблемы. Гуж — часть конской упряжи, которую нужно сильно натягивать. «Дюж» означает «дюжий», то есть очень сильный.

Кто везет, того и погоняют.

На того, кто безропотно выполняет любую работу, как правило, и взваливают больше всего. Ведь погонять того, кто не хочет везти груз, намного сложнее.

Дерево смотри в плодах, а человека — в делах.

О человеке следует судить по поступкам, по результатам его дел, его внешность и слова могут быть обманчивыми.

Не боги горшки обжигают.

Вариант. Не святые горшки лепят.

Так говорят, когда хотят подбодрить человека, который начинает новое дело и сомневается в том, что он с ним справится.

Обжигать горшки — значит подвергать их воздействию огня, чтобы придать им твердость, прочность.

Трутням праздник и по будням.

Похожая по смыслу. У ленивого Емели семь воскресений на неделе.

Бездельники никогда не работают, а потому у них каждый день — как праздник (в стародавние времена крестьяне не работали только по воскресеньям и в праздники). В этой поговорке ленивого человека называют трутнем, поскольку в пчелиной семье трутни — это нерабочие пчелы.

Труд человека кормит, а лень портит.

Похожая по смыслу. От лени человек хворает, а от труда делается здоровым.

Трудом человека создано все на земле, и сам человек совершенствует себя, трудясь. От безделья же и лени он теряет свои навыки и умения, притупляются все его чувства.

Сегодняшней работы на завтра не откладывай.

Похожая по смыслу . Отложишь на день, на все десять затянется.

Всегда нужно стараться сделать работу как можно быстрее; если ее отложишь, то выполнение может затянуться очень надолго. Чем раньше начнешь, тем быстрее закончишь.

Не испортив дела, мастером не будешь.

Все приходит с опытом, поэтому, чтобы стать мастером, придется много трудиться, и на этом тернистом пути будут и ошибки, в этом нет ничего страшного. Главное — осознать их и научиться делать правильно.

Ест за вола, а работает за комара

Так пренебрежительно говорят о том, кто увиливает от работы, о лодыре.

Заработанный ломоть лучше краденого каравая.

Похожая по смыслу. Лучше честным трудом добытая черствая корка, чем сдобный пирог, да краденый.

Зарабатывать на жизнь нужно честным трудом. Пусть у тебя будет не так много всего, зато ты будешь спокойно спать. Добытое неправедным путем добро счастья не приносит.

Какие труды, такие и плоды.

Похожая по смыслу. Что заработал, то и получил.

Результат труда зависит от приложенных усилий. Часто неудачи и проблемы, преследующие человека, являются результатом его поведения.

Поработаешь до пота, так покушаешь в охоту.

Чтобы достичь успеха и благосостояния, нужно усердно трудиться.

Кто любит труд, того люди чтут.

Трудящийся человек всегда пользуется почетом и уважением. Поэтому надо начинать работать, помогать родителям с детства, стараться узнавать больше о профессиях, тогда, когда вырастешь, сможешь выбрать себе любимое дело.

Любишь кататься — люби и саночки возить.

За все удовольствия приходится платить. Поэтому нужно помнить, что после приятных минут в жизни наступают такие, когда тебя могут ожидать хлопоты и даже неприятности.

Терпенье и труд все перетрут.

Чтобы достичь результата, надо не только приложить много труда, но и уметь терпеть. Нельзя опускать руки. Преодолевая все трудности, нужно настойчиво идти к своей цели.

Мелкая сошка. Это выражение ассоциируется у нас с сохой — орудием землепашца, которое «мелко пашет». Но у слова «соха», «сошка» было и еще одно, давно исчезнувшее значение: так именовалось определенное пространство земли, с которого рассчитывали и взимали в старой Руси налоги. Чем беднее был земледелец, тем мельче была его доля в «сохе». Поэтому о таком пахаре более состоятельные соседи и говорили пренебрежительно «мелкая сошка». Позже этим выражением стали иронически называть вообще людей незначительных, не имеющих никакого влияния, веса в обществе.

© 2024 sun-breeze.ru
Новые идеи бизнеса - Животные и растения. Заработок в интернете. Автобизнес