23.07.2012 17998 Тесты и обзоры 0
">EOS M - основные характеристики:
Премьера бюджетной модели выглядит вполне логичной. Это даст некоторое время на учет возможных ошибок и получение обратной связи от пользователей. В конце концов, спешить все равно уже некуда — все конкуренты давно представили свои беззеркалки. Так что Canon смогла разве что обогнать Leica. Аббревиатура EOS попала в название не случайно. Таким образом Canon хочет подчеркнуть большее сходство с DSLR-камерами, нежели с компактами PowerShot.
Canon EOS M получила 18-мегапиксельный CMOS-сенсор размером 22.3x 14.9 мм, управляющий процессор DIGIC V, новый тип байонета Canon EF-M, а также сенсорный дисплей Clear View II с диагональю 3 дюйма и разрешением 1,04 мегапикселя. А если говорить о том, что экран точно такой же, как и в камере Canon EOS 650D, то следует добавить, что в данном случае его положение фиксированное, ни наклонного, ни наклонно-поворотного механизма здесь нет. Но это оправдано в силу компактности корпуса.
Сенсор выполнен по емкостной технологии, поэтому он прекрасно реагирует на нажатия и вообще очень приятен в работе. Камера также лишена встроенной вспышки и располагает лишь разъемом «hot shoe» для подключения внешней. Имеется возможность регулировки светочувствительности в пределах 100 — 12800 единиц ISO (расширяется до 25600) и коррекции экспозиции в пределах ±3 EV с шагом 1/3 EV.
Процессор DIGIC 5, разработанный Canon, гарантирует превосходную цветопередачу и естественность тонов кожи, а очень короткая выдержка позволяет запечатлеть самое мимолётное мгновение. Съёмка вечером или даже в сложных ночных условиях также не является проблемой для EOS M благодаря диапазону чувствительности ISO от 100 до 12 800 (расширяемому до 25 600).
Canon EOS M вышла очень компактной. Если даже посмотреть на числовые значения габаритов, приходится констатировать, что в жизни она кажется еще меньше. Но это не главное; важно то, что новинка выглядит привлекательно, можно даже сказать, дружелюбно. Округлые формы и фигурное углубление под кнопкой спуска только добавляют эстетичности.
Управление камерой предполагает активное использование сенсорного дисплея, при этом механических кнопок здесь относительно мало. Мало их еще и потому, что это все же камера начального уровня. Лицевая сторона корпуса, который, к слову, выполнен из магниевого сплава, содержит лишь кнопку фиксатора объектива, лампу подсветки автофокуса и крошечную резиновую накладку для комфортного удержания камеры в руках. Здесь же, разумеется, расположен и сам байонет. Крепление металлическое, а вот сам байонет новый — EF-M. Слухи о том, что Canon пойдет по пути Pentax и сделает систему, совместимую с «зеркальной» оптикой, так и остались слухами.
На верхней панели расположилась кнопка спуска затвора, совмещенная с поворотным рычажком выбора режимов съемки. Позиция с символом «А+» отвечает за автоматические режимы съемки. Центральное положение селектора активирует фотосъемку, а пиктограмма с видеокамерой готовит камеру к старту видеозаписи. Здесь все традиционно. Но есть и неприятная особенность. Видеосъемка начинается лишь после нажатия красной круглой кнопки на задней панели. Таким образом, запустить запись в любой момент одним нажатием нельзя. Во всех актуальных беззеркалках Micro Four Thirds, а также в Nikon 1 такая возможность предусмотрена. Либо Canon специально пошла на такой шаг в случае с самой доступной камерой будущей линейки, либо за два года «изучения опыта конкурентов» на такую «мелочь» внимания никто не обратил.
Наверху также расположилась кнопка питания, разъем «горячий башмак» для подключения вспышки и аксессуаров и стереомикрофон.
Тыльная сторона оккупирована дисплеем, а по соседству с ним располагается четыре механические клавиши плюс навигационная кнопка с кнопкой подтверждения в центре. Левую грань занимает заглушка, прикрывающая стандартный набор разъемов — A/V, USB, HDMI и вход для внешнего микрофона.
На нижней корпуса расположен батарейный отсек и порт для карты памяти. Интерес представляет система крепления ремешка — вместо стандартных петель дизайнеры Canon использовали кое-что новое. Система крепления — это два зажима, стыкующихся с ответными частями на корпусе камеры, в результате чего крепление может свободно вращаться на 360 градусов. К удобству вопросов нет, но насколько надежной окажется такая конструкция? Это нам предстоит выяснить в обзоре.
В комплект поставки, помимо самой «тушки», входит один из двух объективов (либо сразу два объектива, либо один из объективов + переходник на оптику EF/EF-S), а также вспышка, ремень, зарядное устройство с аккумулятором LP-E12.
Один из объективов — 18-55/3.5-5.6 — абсолютно стандартное комплектное «стекло» для большинства камер, как зеркальных, так и системных. И хотя вживую мы с ним пока не познакомились, ожидания традиционно скептические. Обычно такой объектив заменяет крышку байонета, а более-менее приличную картинку с него можно получить лишь на диафрагме 7-8. Гораздо более интересным вариантом выглядит объектив EF-M 22/2.0. С учетом кроп-фактора 1.6 он дает эквивалентное фокусное расстояние 35 мм — на мой взгляд, идеальное для большинства задач беззеркальной камеры. У Panasonic в свое время был «блинчик» 20/1.7, который поставлялся в комплекте с Lumix GF1. И хотя эквивалентное фокусное расстояние немного отличается (35 мм против 40), можно с уверенностью говорить, что эти объективы — одного поля ягоды.
Фокусировка происходит как с использованием скоростного фазового метода, так и контрастного, более точного. 31-точечная система автофокуса работает в следящем режиме при съемке видео. Весь отснятый материал сохраняется на карты памяти типа SD/SDHC/SDXC, при этом также реализована поддержка беспроводной технологии Eye-Fi. Заявленный ресурс аккумулятора составляет всего лишь 230 снимков по методике CIPA. Результат скромный, прямо скажем. Но, как показывает опыт, если снимать без вспышки, и не уделять много времени просмотру отснятого материала, легко можно получить результат вдвое больше заявленного.
Каждый элемент камеры EOS M тщательно продуман, чтобы максимально упростить создание высококачественных изображений. Уже с первого прикосновения к яркому, чёткому сенсорному экрану Clear View II диагональю 7,7 см (3,0 дюйма) вы оцените удобство управления EOS M. Выбираете различные режимы и параметры с помощью пиктограмм на экране - или предоставляете камере самостоятельно устанавливать настройки в интеллектуальном автоматическом режиме распознавания типа сцены (Scene Intelligent Auto) в зависимости от типа объекта и условий съёмки, а сами сосредоточьтесь на композиции и выборе наилучшего момента для нажатия кнопки спуска затвора.
Режимы съемки предусматривают как полную автоматизацию процесса, так и съемку с приоритетом диафрагмы, выдержки, а также с полностью ручным управлением экспозицией. Canon EOS M способна сохранять изображения в RAW формате при 14-битном кодировании (это действительно круто, поскольку большинство потенциальных конкурентов предлагает лишь 12-битный RAW), а также производить серийную съемку с частотой 4.3 кадра в секунду.
Владельцы EOS M могут быть абсолютно уверены в возможностях своей камеры, поскольку им предлагается самая универсальная в мире система фотооборудования. Если вы захотите запечатлеть какую-то деталь, снимая крупным планом, или, наоборот, сфотографировать удалённый объект, вы можете установить любой из широчайшего модельного ряда объективов Canon EF с помощью нового адаптера крепления EF-EOS M.
С помощью вспышек Canon Speedlite вы также сможете применить творческие приёмы освещения, сделав свои снимки ещё более интересными. Кроме того, получение уникальных изображений обеспечивают творческие фильтры, такие как «Эффект игрушечной камеры», «Зернистый чёрно-белый» или фильтр, воспроизводящий искажение объектива «рыбий глаз». Фильтры могут применяться ещё до момента съёмки, с предварительным просмотром результата в режиме Live View, позволяя экспериментировать с различными эффектами и выбирать наиболее подходящий.
В случаях, когда обычной фотосъёмки недостаточно, EOS M легко переключается в режим записи высококачественного видео в формате Full HD со стереозвуком. Режим видеовставки (Video Snapshot) помогает создавать динамичные, профессионально смонтированные сюжеты непосредственно в камере.
Камера EOS M работает не только с объективами Canon EFi, аксессуарами и вспышками Speedlite; для неё предусмотрены специальные компактные аксессуары. Два новых объектива EF-M - стандартный зум-объектив EF-M 18-55mm f/3.5-5.6 IS STM и плоский широкоугольный EF-M 22mm f/2 STM - отличаются небольшими размерами и превосходными характеристиками. В них используется новая технология управления с помощью шагового двигателя для исключительно плавной автофокусировки, а также прецизионные оптические элементы Canon. Благодаря компактной конструкции эти объективы идеально дополняют миниатюрную камеру.
Специально для нового устройства разработана и новая внешняя вспышка Speedlite 90EX. Она может использоваться при съемке с объективами с фокусным расстоянием от 24 мм (35 мм в 35-миллиметровом пленочном эквиваленте) и обеспечивает достаточный уровень света для съемки объектов на расстоянии до 9 метров при светочувствительности ISO 100. Режим работы в качестве ведущего устройства обеспечивает беспроводное управление несколькими вспышками, позволяя опытным пользователям экспериментировать с различным эффектами освещения.
EOS M доступна в элегантном чёрном, глянцевом белом, серебристом или красном цветовом исполнении в стильном, компактном корпусе.
Маркетологи Canon не пошли на демпинг, установив цену в 799.99 долларов США за комплект с объективом EF-M 22 mm F2.0 STM. Причем это озвученная цена для рынка США. Европейские же цены будут выше. Самым разумным приобретением на данный момент выглядит комплект с фикс-объективом. А вот с ценой на переходник Canon явно погорячилась — 200 долларов за него — явный перебор. И почти наверняка можно утверждать, что со временем стоимость адаптера будет пересмотрена в меньшую сторону.
Тестовые фотографии:
Shooting Mode: Aperture-priority AE Tv (Shutter Speed): 1/320 secAv (Aperture Value): f/8.0 ISO Speed: ISO100 Lens: EF-M18-55mm f/3.5-5.6 IS STM White Balance: AWB Picture Style: Landscape |
Tv (Shutter Speed): 1/60 sec Av (Aperture Value): f/2.8 ISO Speed: ISO100 Lens: EF-M22mm f/2 STM White Balance: AWB Picture Style: Portrait |
Shooting Mode: Manual exposure Tv (Shutter Speed): 1/250 secAv (Aperture Value): f/8.0 ISO Speed: ISO400 Lens: EF-S18-135mm f/3.5-5.6 IS STM White Balance: AWB Picture Style: Portrait |
По приведенным снимкам видно — качество снимков, выдаваемых зеркальными камерами начального уровня, успешно достигнуто. При внимательном разглядывании полноразмерных картинок можно заметить, что резкость не так высока, как хотелось бы.
Сравнение внешнего вида EOS M и
Выводы:
В общем, первые впечатления от Canon EOS M очень неоднозначные. И если анонс доказал, что ожидание было оправданным, то премьера Canon не позволяет удержаться от вопроса «что же вы делали два года?». С выводами, впрочем, пока стоит подождать. Многое может измениться после Photokina и основательного протестирования камеры.
Технические характеристики EOS M:
Как коммерческий фотограф, я использую цифровые камеры EOS, в основном серии 1D, уже более 10 лет. В моем арсенале 14 объективов, включая пять светосильных L-объективов и три Цейсса. Можно однозначно сказать, что основные инструменты я выбрал много лет назад, объективы меняю редко, а камеры - регулярно. Во времена плёнки я в поездки брал с собой Лейку Minilux. Года два назад я искал для путешествий цифровую камеру размером поменьше, но с сенсором реальных размеров - идея сенсора «с ноготок» меня никогда не согревала. Я перебрал все имевшиеся на рынке компактные камеры со сменной оптикой, и в конце выбрал EOS 550D. С такой камерой я ездил во все поездки последних лет.
Canon EOS DIGITAL REBEL XSi, Zeiss Distagon 21/2,8, ISO 100, f/9, 30 с.
Но тоска по эквиваленту Minilux осталась - хотелось найти компактную камеру с премиальным качеством. Поэтому я с удовольствием согласился протестировать кит EOS M + EF18-55.
Я задал себе ряд вопросов и попробовал ответить на них с помощью этой камеры. Если вас интересует логика моих ответов, просмотрите все главы (предупреждаю: много фото). Если вам важны только конечные выводы - переходите прямо к заключению.
Инструкции читают только маркетологи 🙂 - беру камеру и ныряю в метро для первого теста. Ставлю ISO в режим AUTO, режим съёмки в программу P, позволяю малышке самой выбирать точку автофокуса по лицам. Несколько кадров, просмотр результатов на экране - и я чувствую себя как дома.
Интерфейс CANON EOS M получен путём скрещивания полного меню старших камер EOS и знакомых жестов Айфона. На корпусе минимум кнопок - зато есть возможность выбрать любой параметр в допустимых пределах прямо на сенсорном экране, что очень удобно. Система поиска лиц в кадре работает, хотя и не очень быстро. Автофокус уверенный, но для street-фото недостаточно реактивен.
Canon EOS M, EFM 18-55/3,5-5,6 IS, ISO 6400, f/5,6, 1/60 с.
Пытаюсь оценить разрешение системы сенсор/объектив и снимаю пальчики пассажира метро, сидящего напротив меня. Легко читаю отпечатки пальцев, а заодно вижу первые шумы на тёмной ткани.
Canon EOS M, EFM 18-55/3,5-5,6 IS, ISO 6400, f/5,6, 1/25 с, 60% кадра.
Посмотрев картинку на экране с увеличением 100%, я чётко понимаю: у меня в руках не мыльница, а камера с матрицей уровня средней зеркалки. Китовый объектив EFM 18-55/3,5-5,6 IS достаточно резок и раскрывает все достоинства сенсора.
Отсутствие поворотного экрана на EOS M усложняет съёмку «скрытой камерой» и с нижних ракурсов, но в целом камера удивлённых взглядов не привлекала - ведь маленькая собака до старости щенок! Очевидно, что конструкторы старались сделать её максимально компактной, поэтому зафиксировали экран и не стали встраивать видоискатель. Тем не менее в камере есть встроенный затвор, но нет прыгающего зеркала.
Фрагмент предыдущего кадра с полным разрешением
EOS M с точки зрения моего компьютера
Прихожу домой, вставляю SD-карту в компьютер - и моя основная программа Apple Aperture читает RAW-файлы (поэтому все примеры в данной статье получены конвертацией из RAW), показывает все мета-теги (неверно определяя родной китовый зум как Canon EF-M 22 мм f/2 STM, но правильно называя все «взрослые» L-объективы), позволяет видеть активную точку автофокуса.
Я не проверял родную программу Canon DPP, но уверен, что она повторяет все возможности, доступные для старших камер EOS, включая полное управление с компьютера по USB.
ИТАК, первые выводы «с точки зрения технолога»
Выхожу на улицу в поисках лучшего света и сюжетов. Хочу увидеть, как камера работает при разном свете. На практике убеждаюсь в верности ранних выводов. Все кадры в этом разделе сняты EFM 18-55/3,5-5,6 IS, Auto ISO. Для статичных сюжетов я задавал диафрагму (Aperture Priority - приоритет диафрагмы).
Canon EOS M, ISO 3200, f/8, 1/80 с, фок. расст. 40 мм, 60% кадра
Для высококачественной съёмки с рук на EOS M (без дополнительной борьбы с шумами) можно рекомендовать максимальную чувствительность ISO 3200. Обратите внимание на чистые цвета и правильный баланс белого - DIGIC 5 на работе!
Для туристической съёмки я часто выбираю панорамный формат 16:9, его удобно смотреть на большой плазменной панели. Обратите внимание на правильную экспозицию в данном кадре - опять спасибо матричному замеру и процессору DIGIC 5.
Canon EOS M, ISO 400, f/8, 1/60 с, экспокоррекция +1,67 EV, фок. расст. 45 мм, формат 16:9.
Маленький совет для читателей Fototips - Если вы нашли достойный сюжет, снимите его несколько раз, с запасом. После отбора технически совершенных кадров я обычно нарезаю разные варианты кадрировки сюжета. При просмотре слайд-шоу на широкоэкранной панели выберите режим одновременного отображения нескольких фотографий (в Aperture это Оригами или Скользящие панели/Sliding Panels). Тогда компьютер автоматически заполнит весь экран без полей. Мозаика фрагментов лучше передаёт контекст фотоистории.
Натюрморт в московском дворике
Canon EOS M, ISO 640, f/8, 1/60 с, экспокоррекция +1,67 EV, фок. расст. 45 мм
Экспозиция (с учётом введённой мною поправки +1,67 EV) правильная, снег имеет фактуру. Надписи на бутылке прекрасно читаются - спасибо матрице в 18 мегапикселей.
Посмотрите на цвета в этой серии - мне они положительно нравятся: я снимал под мокрым снегопадом, режим Auto ISO поднимал чувствительность до 1250 ISO, и тем не менее мы видим чистые коммерческие цвета, характерные для полноценных зеркалок, а не мыльниц.
Canon EOS M, ISO 500, f/5,6, 1/50 с, экспокоррекция +0,67 EV, фок. расст. 32 мм.
При импорте в программу Aperture я применил стандартную процедуру улучшения AUTO, которая выполняет автоматическую коррекцию Levels и добавляет Vibrancy 20%. Файлы JPEG, записанные параллельно с этими RAW-файлами (режим STANDARD) ожидаемо выглядят более блёклыми, но похожие JPEG можно получить прямо из камеры, если установить режим обработки LANDSCAPE.
Canon EOS M, ISO 800, f/5,6, 1/60 с, экспокоррекция +0,67 EV, фок. расст. 32 мм
Сочетание высокого разрешения, насыщенного цвета и точного баланса прекрасно передаёт фактуру дерева.
Canon EOS M, ISO 1250, f/5,6, 1/100 с, экспокоррекция +0,67 EV, фок. расст. 55 мм.
По традиции интернет-форумов, посвящённых фототехнике, тест считается неполным, если нет фото стены. Восполним этот пробел с московским колоритом 😉
Canon EOS M, ISO 800, f/5,6, 1/80 с с рук, экспокоррекция +0,67 EV, фок. расст. 55 мм.
Итоги первой фотосессии
По моему скромному мнению:
Мы все любим поэкспериментировать. Интригующей особенностью EOS M является возможность использовать полноразмерную оптику CANON EF/EF-S через адаптер. Я установил объектив Canon EF 70-200/4 L на спичечный коробок EOS M. Получил (с учётом кропа) эквивалент зума 110-320/4 - настоящую находку для шпионов. Посмотрим, что творится вокруг моего дома.
Canon EOS M + EF-M Lens Adapter + EF 70-200/4 L, ISO 100, f/4, 1/3 с со штатива, фок. расст. 200 мм, автофокус по освещённым окнам в правой трети кадра.
Вся конструкция получается плохо сбалансированной - вес объектива в разы больше веса камеры, поэтому ставлю её на штатив (отдельное спасибо за гнездо на адаптере) и использую автоспуск. Встроенный затвор не вносит вибраций, за треть секунды экспозиции, пока самолет чертит полоску в небе, получаю резкую картинку небоскрёба в километре от моего дома. Могу различить жалюзи на окне в зоне фокусировки. Очень нравится цвет, недостижимый для мыльниц.
Сидоров, к доске!
Из любопытства заглянул на урок в соседней школе (300 метров от точки съёмки). На кадре легко могу проверить посещаемость, а также оценить, во что одет класс и учительница.
Canon EOS M + EF-M Lens Adapter + EF 70-200/4 L, ISO 100, f/4, 1/6 с со штатива, фок. расст. 200 мм, автофокус по освещённым окнам в центре кадра.
Результат теста длиннофокусных объективов
EF-M Lens Adapter обеспечивает стопроцентную интеграцию нашей камеры со всей линейкой EF/EF-S объективов CANON. Работоспособны самые удивительные комбинации, однако (за счёт ничтожного веса и размера камеры EOS M) во всех вариантах центр масс будет смещён в сторону объектива. Резкие фото возможны, но, как правило, потребуют работы со штатива.
Отдельно скажу про скорость фокусировки: на фокусных расстояниях, близких к «китовым» (то есть на широкоугольных объективах) она адекватная. При росте фокусного расстояния она заметно замедляется. Все длинные объективы работают в темпе черепахи. И проблема здесь в энергетике: крошечный аккумулятор EOS M может двигать килограммы стекла, но небыстро и недолго.
Таким образом, использование стандартной EF-оптики будет оставаться уделом экспериментаторов и коллекционеров. Реальные пользователи EOS M купят для него «родные» (читай китовые) объективы. Насколько они хороши?
Я решил побыть студентом, которому на день рождения друзья подарили кит EOS M: засунул комплект в рюкзак и поехал на Воробьёвы Горы, в гущу событий.
По дороге в Универ
Canon EOS M + EF-M 18-55 kit lens + поляризационный фильтр, ISO 100, f/8, 1/125 с, фок. расст. 29 мм.
Яркое солнце и голубое небо. Небо шепчет: «Поляризационный светофильтр!»
Ура! Он стандартного размера 58 мм, и он у меня всегда с собой. Снимаю через Pol-фильтр все кадры на улице. Всё получается здорово - бери и грузи в стоковое агентство.
На широком угле
Canon EOS M + EF-M 18-55 kit lens + поляризационный фильтр, ISO 100, f/5,6, 1/100 с, фок. расст. 18 мм.
Вид на родной Универ «для мамы» - открыточная резкость на диафрагме 5,6. Замер отработал очень точно, коррекция была на нуле.
Canon EOS M + 18-55 kit lens + поляризующий фильтр, ISO 100, f/7,1, 1/160 с, фок. расст. 18 мм.
Вид на Универ для друзей - повышенная глубина резкости на диафрагме 7,1. Цвета будут хорошо смотреться на страничке Facebook, так что лайки обеспечены.
Canon EOS M + 18-55 kit lens + поляризационный фильтр, ISO 100, f/7,1, 1/125 с, фок. расст. 35 мм.
Легко наводимся по морде зверя - хотя она у края кадра, но покрывается огромной зоной фокусировки. Повышенная глубина резкости на диафрагме 7,1. Высокое разрешение подчеркивает фактуру камня и чугуна. Правильный цветовой баланс. Большой динамический диапазон яркостей.
Ещё один правильный кадр в сток.
Canon EOS M + 18-55 kit lens + поляризационный фильтр, ISO 100, f/5,6, 1/80 с, фок. расст. 47 мм.
Такой обложки для моей хроники на Facebook нет ни у кого. Selfrespect («самоуважуха»)…
Пара фоток на паре
Canon EOS M + 18-55 kit lens, ISO 400, f/4,5, 1/50 с, фок. расст. 24 мм.
Свет от окна голубой, свет от люминесцентных трубок зелёный. Как здесь правильно ставить баланс, я не знаю - у меня для этого есть DIGIC 5.
Canon EOS M + 18-55 kit lens, ISO 400, f/5,6, 1/30 с, фок. расст. 50 мм.
Снимаем портрет навскидку, выбирая зону автофокуса касанием экрана. На фокусе 50 мм максимальное значение диафрагмы - f/5,6. Это не позволит размыть фон, но об этом знаю только я. Все равно картинка будет звонче и человечнее, чем инстаграмма с iPhone. Баланс белого в программе APERTURE ставлю на «skin tone», и лишняя синева уходит, а глаза остаются голубыми.
Canon EOS M + EF-M 18-55 kit lens, ISO 100, f/5,6, 1/320 с, фок. расст. 51 мм.
Что там пишет профком? - А, ладно, дома прочитаем - так удобнее.
Дома возник резонный вопрос: а как с режимом MACRO? Нужен ли специальный объектив для пересъёмки документов или, скажем, цветка, или просто интересного мелкого объекта? Пробуем переснять плитку шоколада; для этого ставим студийные вспышки с рассеивателями - и неожиданный успех с первого кадра!
Canon EOS M + EF-M 18-55 режим MACRO, ISO 100, f/22, 1/100 с, фок. расст. 55 мм.
EOS EF-M 18-55 весьма прилично работает в режиме среднего макро, не претендуя на передачу объекта в масштабе 1:1, но прекрасно справляется с объектами размером примерно 10х15 см.
Для сравнения я снял один и тот же сюжет - конфеты ручной работы (размером 2,5 см, коробка 5,5 см) китовым объективом, а затем весьма практичным Canon EOS EF-S 60 мм f/2,8 MACRO на камере EOS 550D. Знатоки могут погадать, какой кадр снят какой комбинацией. Я лично не вижу заметной разницы и считаю, что владельцу Canon EOS M + EF-M 18-55 короткий макрообъектив не нужен.
Для любителей шарад: оба сюжета сняты в студии на ISO 100, f/22, 1/100 с.
Определите: где был EOS M + EF-M 18-55 в режиме MACRO, а где был EOS 550D с реальным макрообъективом EOS EF-S 60 мм f/2,8 MACRO?
РЕЗЮМЕ «С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СТУДЕНТА»
Как только стало понятно, что китовым объективом можно прилично снять 90% сюжетов, у меня возник вопрос: а нужны ли EOS M другие, пусть и родные объективы Canon EF? Нужна ли вспышка?
Метро и Новогодняя Москва
У меня есть длинный творческий проект - портреты посетителей Московского метрополитена. Технически это всегда сложная съёмка - света крайне мало, а на фотовспышку первым прибегает дежурный по станции, который сыт фотосессиями, как удав в крольчатнике. Но съёмка в метро для меня - это всегда посещение Театра Характеров в исторических декорациях. Подойдет ли EOS M для такой задачи?
Canon EOS M + EF 50/1,2 L, ISO 640, f/2, 1/80 с, фок. расст. 50 мм.
Для такой съёмки EOS M имеет два явных преимущества перед любым смартфоном и «мыльницей» - настоящий сенсор и настоящий объектив. Сенсор огромного (по меркам смартфонов) размера гораздо чувствительнее и передаёт больше деталей. Объективы компактных камер-«мыльниц» редко имеют фокусное расстояние больше 12 мм. Объективы даже самых качественных компактов имеют заметные искажения геометрии получаемой картинки - это следствие оптимизации в пользу уменьшения размера. Китовый объектив EOS M не маленький: он сопоставим с размерами самой камеры, но геометрия картинки у него правильная.
Canon EOS M + EF-M 18-55 kit lens, ISO 1600, f/5, 1/50 c, фок. расст. 41 мм.
Московское метро - общедоступный музей минералов и прикладного искусства, который безнадёжно испорчен плохим освещением. Снимаем без вспышки, в надежде что процессор DIGIC 5 вытянет цвет - и он не подводит.
Я в восторге от графики и машинерии Московское метро - не случайно метробоссы держатся за монопольное право на фотосъёмку подземки, как сюзерен за фамильный герб.
Canon EOS M + EF-M 18-55 kit lens, ISO 1600, f/3,5, 1/25 с, фок. расст. 18 мм.
Undeground Madonna - Московская мама укутывает ребёнка на последних ступенях эскалатора, перед выходом в город, скованный 20-градусным морозом. Снимаю без вспышки, освещение люминесцентными лампами, настойка APERTURE White Balance Auto (Тemperature & Tint). Успеваю сделать только один кадр, выбирая правильную точку фокуса касанием.
Canon EOS M + EF-M 18-55 kit lens, ISO 1600, f/7,1, 1/125 с, фок. расст. 18 мм.
Canon EOS M + EF-M 18-55 kit lens, ISO 1600, f/5, 1/80 с, фок. расст. 18 мм.
EOS M + EF-M 18-55 kit прекрасно передают цвет, соль и атмосферу морозного декабрьского вечера в Москве.
Canon EOS M + EF-M 18-55 kit lens, ISO 100, f/3,5, 1/30 с, фок. расст. 18 мм.
Canon EOS M + EF-M 18-55 kit lens, ISO 200, f/3,5, 1/30 с, фок. расст. 18 мм.
Я выхожу на площадь Восстания, к Новинскому бульвару, где уже во всю блестят новогодние огоньки. Всё ещё достаточно светло, но я вижу другую картинку, хочу сделать блики на заднем плане активными элементами композиции - и перехожу на сторону СВЕТОСИЛЫ.
Canon EOS M + EF 85/1,8 USM lens, ISO 400, f/5,6, 1/25 с, фок. расст. 85 мм.
Гирлянды в баре напротив как бы подбежали ближе и заискрились. Их тёплый цвет согрел замерзающую ёлочку. Более длинное, чем у китового, фокусное расстояние объектива Canon EF 85/1,8 USM собрало картинку в плотную композицию, похожую на банковское новогоднее поздравление. Это стоит денег!
Canon EOS M + EF 85/1.8 USM lens, ISO 400, f/2, 1/80 с, фок. расст. 85 мм.
Федор Шаляпин, обладатель одного из первых трёхзначных номеров от российско-шведской телефонной компании ERICCSON в Москве (в 1910 году), оценил бы красоту новогодней иллюминации и совершенство боке объектива EF 85/1,8 USM на диафрагме 2.
Московская эклектика - смесь классицизма с неоном и триколором. Но цвета верные.
Canon EOS M + EF 85/1,8 USM lens, ISO 1600, f/2,8, 1/160 с, фок. расст. 85 мм.
Canon EOS M + EF 85/1,8 USM lens, ISO 3200, f/2,8, 1/40 с, фок. расст. 85 мм.
Ночь на Садовом кольце играет габаритами авто и колоннадами фасадов. Фотографические шумы под контролем, можем двигать ISO вверх.
Где-то между диафрагмой 2,5 и 2 лежит зыбкая грань, за которой исчезает нерезкий фон и на картинку с неба спускается БОКЕ. Фотка, на которую снизошло БОКЕ, перестаёт быть просто фоткой и переходит в элитный класс Фотографий.
Мистическую природу БОКЕ подтверждают два следующих примера, снятых на вечернем Арбате: БOKE есть в первом кадре (фок. расст. 50 мм, f/2) и начисто отсутствует во втором (фок. расст. 85 мм, f/2,5) вопреки законам оптики, дающим преимущественное право БОКЕ более длинным объективам.
Canon EOS M + EF 50/1,2 L, ISO 640, f/2, 1/60 с, фок. расст. 50 мм.
Canon EOS M + EF 85/1,8 USM lens, ISO 3200, f/2,5, 1/100 с, фок. расст. 85 мм.
Завершая прогулку по новогодней Москве, я с удивлением обнаружил, что ни разу не вспомнил о штативе (на холоде такие мысли редко приходят в голову). Я всегда имел запас чувствительности, даже при съёмке в темноте. Если света было мало, я ставил выдержку 1/15 секунды. Даже с длиннофокусным EF 85/1,8 мне удалось получить резкие кадры - встроенный затвор EOS M не привносит лишних вибраций.
Canon EOS M + EF 85/1,8 USM lens, ISO 3200, f/2,5, 1/15 с, фок. расст. 85 мм.
Нейтральный цветовой баланс установлен по цвету гранитных ступеней.
Я зарабатываю деньги, снимая людей. Поможет ли мне EOS M?
Ложка мёда в горячем шоколаде
Я 10 лет использую для съёмок людей цифровые камеры CANON. Основные жанры - студийный портрет, корпоративная фотосъёмка, репортаж о важных событиях (например свадьба), съёмка людей разных профессий в необычных условиях. Основным инструментом всё это время были камеры CANON серии 1D в сочетании со светосильными объективами 35/1,4L, 50/1,2L, 85/1,2L, 135/2L, 200/1,8L.
Мой выбор камер CANON 1D mark II-IV определялся тем, что доля кадра, покрываемая точками фокусировки в этих моделях, составляет примерно 60% поля в средней части кадра. Почему это важно для портрета?
Как известно, при работе на открытой диафрагме 1,2-1,8 при фокусном расстоянии более 85 мм глубина резкости может быть очень маленькой - всего несколько сантиметров. Даже на диафрагме 2-2,8 границы резкого поля очень малы и требуют чёткой дисциплины от фотографа. Если мы хотим получить резкие глаза/ресницы героя, то ОБЯЗАНЫ накрыть глаз точкой фокусировки, даже если глаза находятся у края кадра. Традиционный репортажный метод «фокус по центральной точке + рекомпозиция» (focus with central AF point + recompose) не работает на открытой диафрагме светосильных объективов - при перекомпоновке кадра после фокусировки неизбежно происходит смещение плоскости фокуса, и важный объект (глаза) становится нерезким. 60% покрытие центра кадра точками автофокуса в камерах CANON 1D mark II-IV существенно облегчает задачу - велика возможность выбрать точку фокусировки как можно ближе к критической точке (глазам).
Пример портретной съёмки на CANON 1D mark IV
Шоколатье месье Пойет из городка Вивей, Швейцария.
Canon EOS 1D mark IV + EF 100mm f/2,8L Macro IS USM, ISO 2000, f/3,5, 1/100 с, фок. расст. 100 мм.; программа APERTURE показала все точки автофокуса и выделила активную точку красным цветом.
В данном случае я использовал макрообъектив вместо отсутствовавшего под рукой 135/2 L. По этому снимку с экрана компьютера можно определить, что доступные точки фокусировки камеры 1D mark IV покрывают 50% центра кадра вдоль короткой и 60% центра вдоль длинной стороны кадра. Это позволяет не использовать при съёмке центральную («паспортную») композицию, то есть делает портрет более интересным.
Вернемся к нашей малышке EOS M. Несмотря на то, что основные технологии для этой камеры заимствованы из EOS 650 (которая не может похвастаться большим числом широко расставленных точек автофокуса), система автофокусировки и её топология здесь совершенно иная. Эта система использует постоянно сканируемое изображение с матрицы для поиска точки оптимального фокуса (максимального контраста) и может работать непрерывно. Кроме того, выбираемые зоны автофокуса закрывают практически 80% поля кадра.
С точки зрения портретной фотографии Canon EOS M имеет ряд ценных качеств:
Canon EOS M + 18-55 kit lens + поляризационный фильтр, ISO 100, f/5, 1/60 с, фок. расст. 44 мм.
Друг с физфака, правильный портрет. Я поленился доставать вспышку на морозе - блики в зрачках оживили бы глаза…
Canon EOS M + 18-55 kit lens, ISO 100, f/5,6, 1/8 с, фок. расст. 55 мм, фото обработано в программе Portrait Professional V.11.1.10.
Обратите внимание:
Я мог бы легко поднять чувствительность до ISO 800 и гарантировать более надёжную выдержку 1/60 с. Но даже в этом случае я не могу исправить два фундаментальных недостатка этого портрета:
Господа, вам не кажется, что из-за указанных недостатков Портрет коллеги незаметно превратился в Портрет Кружки на фоне хозяйки?..
Из истории вопроса
В дореволюционных книгах по кулинарии половина глав начиналась со слов «Возьмите хороший кусок мяса …»
Если я бы начинал писать пособие для юного портретиста, непременно начал бы его фразой «Возьмите хороший светосильный объектив с фокусным расстоянием не менее 80 мм…»
Причем я имею ввиду именно ФИЗИЧЕСКОЕ фокусное расстояние, а не маркетинговые «эквиваленты».
Почему я настаиваю именно на 80 мм? Из моей практики я вижу, что все более короткие объективы при съёмке портрета крупным планом искажают пропорции лица и передают нос крупнее, чем в реальной жизни. Размер матрицы не имеет значения - на кропнутых матрицах фотограф вынужден отходить дальше от героя, что маскирует, но не устраняет широкоугольного эффекта всех объективов короче 80 мм.
Почему нужна оптика со светосилой 1,2-1,8? Ведь современные сенсоры позволяют качественно снимать на высоких ISO «тёмными» (f/5,6) объективами? Неотъемлемым свойством светосильных объективов (при съёмке на открытой диафрагме) является ограниченная глубина резкости. Открывая или закрывая диафрагму, опытный фотограф может контролировать степень размытия фона, то есть добиться концентрации внимания (акцента) на главном герое.
Canon EOS M + EF 50/1,2 L, ISO 200, f/2, 1/80 с, фок. расст. 50 мм.
Пассажир Московского метро. При желании я мог бы ещё больше открыть диафрагму и добиться полного размытия фона. Зона фокусировки выбрана по лицу героя и не потребовала смены кадрирования (recompose) перед съёмкой.
Бочка дёгтя
Похоже, EOS M могла бы стать неплохой портретной камерой - хороший сенсор, плавный спуск, огромное поле автофокуса. Чего не хватает? Родного портретного объектива. Пока в продаже есть только китовый зум и близкий по углу зрения Canon EF-M 22 мм f/2 STM. Конкуренты CANON уже продают несколько портретных объективов, среди них жемчужиной блестит Olympus M.Zuiko Digital ED 75 мм f1,8.
Я не могу знать планов CANON, но, надеюсь, компания выпустит светосильный портретник и подтвердит, что EOS M - это всерьёз и надолго. Использование имеющихся EF-объективов технически возможно, но практически менее удобно, чем на коробках типа EOS 650D.
Мнения, высказываемые онлайн первыми пользователями этой камеры, в значительной степени совпадают с моими впечатлениями. Коротко перескажу основные замечания:
Никто не понимает EOS M (дискуссия на fredmiranda.com)
Мнение Масая Маэда, Canon (интервью dpreview.com)
С точки зрения техники все понятно; как дела с ценой? Я очень не понимаю российские цены, поэтому сравню актуальные цены на киты в Америке:
Canon EOS-M Mirrorless Digital Camera with EF-M 18-55mm f/3.5-5.6 IS STM - 780$
Canon EOS-M Mirrorless Digital Camera with EF-M 22 f/2 STM Lens - 699$
Canon EF-M Lens Adapter Kit for Canon EF / EF-S Lenses - 189$
Для сравнения приведем цену кита EOS 650D и цену аналогичной камеры SONY:
Canon EOS Rebel T4i Digital Camera with EF-S 18-135 мм f/3.5-5.6 IS STM Lens - 859$
Sony Alpha NEX-5R Black Digital Camera Kit W/ 18-55 мм Lens - 649$
Анализ с точки зрения бухгалтера:
Преимущества EOS M
Недостатки EOS M
А теперь немного помечтаем - какой могла бы быть EOS M…
Девочка Фарида, Москва 1994. Leica Minilux, Summarit 1:2,4/40 мм, Fujifilm 100.
Я никогда не учился в балетной школе Большого театра, но, по всей видимости, там знают, как ставить героев на крыло. Думаю, в Большой магической формуле построения совершенства есть такие советы:
Если бы эти советы были услышаны, следующая камера в системе EOS M в 2014 году выглядела бы так:
Надир Чанышев Коммерческий фотограф QEP Portrait
В середине прошлого года японская компания Canon, мировой лидер в сфере производства цифровых продуктов и решений для обработки изображений, представила в Лондоне свою первую системную фотокамеру EOS M (в данном случае М имеет значение Mirrorless, т.е. «беззеркалка») со сменной оптикой и байонетом EF-M. Интересно, что среди крупных игроков компания Canon была последней, выпустившей камеру подобного класса: например, у Sony уже были аппараты серии NEX, у Panasonic – Lumix G, у Nikon – «Nikon 1», у Samsung – NXT и так далее. Естественно, для нового байонета понадобится и новая оптика, а ее пока совсем негусто – светосильный «блинчик» EF-M 22 мм F2.0 STM и «китовый» зум-объектив EF-M 18-55 мм F3.5-5.6 IS STM. Однако объективы EF и EF-S совместимы посредством адаптера для крепления EF-EOS M.
Из сильных сторон Canon EOS M стоит отметить полноценный APS-C-сенсор, гибридный автофокус и процессор DIGIC 5, которые он получил от зеркальной камеры EOS 650D, широкий диапазон выбора значения ISO, большой 3-дюймовый сенсорный экран со специальным олеофобным покрытием и довольно компактные размеры.
Средняя стоимость KIT’а - около 30 000 рублей, «Body» - 18 000 рублей.
В мире дизайна фото- и видеокамер примерно такая же ситуация, что и с мобильными телефонами: массогабаритные характеристики изменяются, но внешний вид остается примерно одинаковым.
Фотоаппарат Canon EOS M имеет прямоугольную форму со следующими размерами: 108,6x66,5x32,3 мм. Верхние углы немного скошены, экран слегка выступает. Справа на оборотной стороне находится выступ для большого пальца, со стороны объектива слева - небольшой бугорок для упора пальцами правой руки. Откровенно говоря, держать EOS M одной рукой совершенно неудобно: устройство норовит выскользнуть, поскольку от правого борта до объектива слишком маленькое расстояние, и «тушку» приходится удерживать чуть ли не двумя пальцами, которые, к тому же, упираются в «стекло». Кроме того, не надо забывать про немалый вес – около 500 граммов.
Корпус выполнен из магниевого сплава и доступен в четырех цветовых решениях: красном (глянцевое покрытие), белом и сером (полуглянцевое покрытие), черном (шероховатый материал).
На правом и левом торцах расположены металлически пластинки. Они очень легко царапаются, по крайней мере, на аппарате черного цвета потертости сильно заметны – они обнажают металл светлого цвета. В остальном проблем никаких не возникло: корпус собран хорошо - нет ни скрипов, ни хруста.
На правом и левом боках сверху расположены маленькие штырьки. На них надеваются специальные держатели, прикрепленные к ремешку. Чтобы снять держатель, необходимо повернуть рычажок против часовой стрелки.
Canon EOS M (справа) и Sony NEX-5
На лицевой панели расположена светодиодная подсветка автофокуса (светит она красным светом примерно на 3 метра), справа сверху - ИК-датчик для дистанционного управления, справа снизу - кнопка разблокировки объектива и крепление объектива. На самом креплении находятся штифт фиксации объектива, контактная площадка и индексная метка крепления объектива EF-M.
Справа за прочной пластиковой заглушкой: вход для внешнего микрофона (3.5 мм), miniHDMI выход, A/V выход miniUSB.
Сверху все более привычно: два стереомикрофона, «горячий башмак» (поддерживаются 90EX, 220EX, 270EX, 270EX II, 320EX, 420EX, 430EX, 430EX II, 550EX, 580EX, 580EX II, 600EX, 600EX-RT, Macro-Ring-Lite, MR-14EX, Macro Twin Lite MT-24EX, передатчик Speedlite ST-E2, передатчик Speedlite ST-E3-RT), метка фокальной плоскости, маленькое отверстие, где прячется динамик, диск установки режимов (авто, ручные установки, видео) с кнопкой спуска затвора (мягкая, имеет два режима – полунажатие и нажатие), утопленная в корпус круглая кнопка включения/выключения устройства и индикатор состояния (светится зеленым или красным в зависимости от выполнения операции).
Со стороны дисплея расположены следующие элементы: сверху справа - отдельно выделенная кнопка записи видео, чуть ниже - три круглые кнопки: «Меню», «Просмотр», «Информация». Между ними находится круглый селектор с круговой прокруткой по часовой и против часовой стрелки, а также с пятью позициями: вверх – выбор режима съемки, вниз – удаление, влево – фиксация AE/FE, вправо – установка диафрагмы/компенсации экспозиции.
На нижнем торце – гнездо штатива, крышка отсека аккумулятора и карты памяти (SD, SDHC или SDXC (UHS-I)).
В данной модели используется дисплей диагональю 3 дюйма (физический размер 64х43 мм), разрешение - 1040000 точек, соотношение сторон 3:2, угол охвата 100%, угол обзора около 170 градусов, тип матрицы IPS (Clear View II). Качество картинки под различными углами отличное, но под определенным ракурсом изображение слегка приобретает фиолетовый или желтоватый оттенок. Яркость подсветки экрана регулируется в очень широком диапазоне. Максимальной яркости вполне достаточно, чтобы разглядеть информацию в солнечный день.
Для того, чтобы проще было управлять фотоаппаратом, над экраном установили сенсорный слой емкостного типа с поддержкой «pinch-to-zoom», т.е. вы вправе не только касаться дисплея, но еще и масштабировать изображение.
В целом, отличный экран, с хорошим запасом яркости, естественными цветами (под углами не искажаются) и очень чувствительной сенсорной зоной (можно управлять даже в матерчатых перчатках, если выставить в настройках специальный пункт).
Матрица экрана
В Canon EOS M установлена съемная литий-ионная (Li-Ion) батарея емкостью 875 мАч, 7.2 В, 6.5 Втч. Модель LP-E12. Аккумулятор легко найти в интернет-магазинах, но за «оригинал» вам придется отдать 2 500 – 3 000 рублей. Собственно, как всегда.
По заявлениям производителя, полного заряда аккумулятора должно хватить примерно на 200 - 230 снимков. Эти данные частично подтвердились на практике:
В среднем батарейка разряжается при съемке 120 фотографий и записи нескольких роликов, общее время которых не превышает 15 минут.
Вверху слева на экране присутствует индикатор аккумулятора. Он состоит из четырех делений. Заряд отображает верно. В настройках есть пункт «Энергосбережение»: автоотключение ЖК-экрана после 15/30 с или 1, 3, 5, 10 или 30 мин.; автоотключение питания после 0/30 с или ожидание 1, 3, 5, 10 мин. и запретить.
Для полного заряда батареи от сетевого адаптера потребуется примерно два часа, а вот к USB подключать, увы, бесполезно.
В камере EOS M от Canon используется CMOS сенсор APS-C (Advanced Photo System type-C), размер которого составляет 22,3 x 14,9 мм. Общее количество пикселей - приблизительно 18.5 миллиона, а эффективное – 18 миллионов.
Отношение линейного размера стандартного кадра 35-мм фотопленки к линейному размеру кадра EOS M – 1.6 (кроп-фактор). Раньше подобные матрицы устанавливались в основном в зеркальных фотоаппаратах, а сейчас все чаще встречаются и в беззеркалках. Затвор с электронной первой шторкой и механической второй шторкой.
Чтобы очистить матрицу от пыли, необходимо зайти в настройки и выбрать «Очистка сенсора». Система может это делать и автоматически при включении или отключении камеры.
В комплекте вы найдете объектив Canon EF-M 18-55mm f/3.5-5.6 IS STM. Весит он около 210 граммов, размеры – 60,9х61 мм, диаметр фильтра - 52 мм. Эквивалентное фокусное расстояние для 35-мм пленки – 29 – 88 мм. Состоит из 13 элементов и 11 групп, лепестков диафрагмы – 7, минимальная дистанция фокусировки – 250 мм. Естественно, присутствует стабилизатор, эквивалентный 4-м ступеням выдержки. Для более плавной и бесшумной фокусировки при съемке видео используется STM-моторчик (привод фокусировки с шаговым двигателем).
Объектив выполнен из металла и окрашен в темно-серый цвет. На вид достаточно прочный. Для трансфокации необходимо поворачивать центральное кольцо против часовой стрелки.
Для включения устройства необходимо нажать на соответствующую кнопку. Включение аппарата занимает чуть менее 2-х секунд, а «просыпается» примерно за секунду.
На «Диске режимов» представлены следующие режимы:
Интеллектуальный режим . В нем вам доступен выбор работы автофокуса (слежение, FlexiZone, по точке) и качества снимков. Кроме того, можно использовать зумирование изображения для более точной наводки на резкость.
Ручной режим . В данном режиме настраиваются все параметры камеры: метод фокусировки, функция AF (servo или one shot), качество, художественные фильтры, баланс белого, стиль изображения, автокоррекция яркости, режим замера (оценочный, частичный, точечный, центрально-взвешенный).
Ручная экспозиция видео . Полная свобода творчества при съемке видео: ручной выбор диафрагмы, выдержки, значения ISO, включения или отключения ServoAF (в этом режиме система автофокуса определяет скорость движения объекта, рассчитывает его положение в момент съемки и заранее перемещает линзы в объективе так, чтобы тот получился в фокусе). В отдельном меню («Q») выбираются: работа автофокуса (слежение, FlexiZone, по точке), качество, разрешение и количество кадров, видеофрагменты (отключить или снимать по 4 секунды), ББ, стиль изображения, автокоррекция яркости.
Камера способна делать фотографии не только в формате JPEG, но и в формате RAW. Вы вправе выбрать параметры сохранения, например только JPEG (приблизительно 4.3 к/с для 17 изображений), только RAW или JPEG+RAW. Причем в RAW можно писать и в режиме непрерывной съемки (6 кадров в секунду). Обработка данных происходит в течение 3-5 секунд на карту памяти 10-го класса.
Фото RAW сохраняются в расширении CR2 (новый формат, в старых камерах Canon использовался CRW), максимальный размер которых может быть до 40 МБ. У меня в среднем выходили файлы по 25 – 30 МБ.
Размер изображения:
Настройки:
Что касается автоматической фокусировки камеры - замечаний много. Во-первых, на небольших дистанциях (250-300 мм) фокус наводится с большим трудом. Во-вторых, при слабой освещенности фокус очень долго ищет «цель», а в нормальных условиях освещения довольно часто ошибается с наведением на резкость.
Большинство современных фотокамер умеют ограничивать значение ISO. Данная модель тоже способна это делать. Как мне кажется, функция очень полезна при съемке в тех случаях, когда необходимо выжать из камеры максимально светлый кадр, но при этом не «переборщить» с шумами на высоких ISO. Автодиапазон может быть установлен в пределах от 400 до 6400.
Для подавления шума в настройках выбирается уровень подавления, в том числе для серийной съемки (собираются данные с 4-х кадров) и для кадров, сделанных при большой выдержке.
Как ни странно, но «шуметь» кадры начинают уже со значения ISO равного 800. При светочувствительности 1600 – 3200 шумы примерно одинаковы. Однако надо отдать должное, что даже при ISO 12800 картинка более-менее сносная, и в экстренных ситуациях это значение вполне может выручить.
Ниже приведены фотографии с разным значением ISO.
Остальные функции:
Большую часть кадров я делал в «Интеллектуальном» режиме. На мой взгляд, аппарат отлично справлялся в автомате. Конечно, есть небольшие нарекания к балансу белого, особенно в условиях смешанного освещения, но это все легко исправлялось в любом графическом редакторе. Динамический диапазон Canon EOS M достаточно большой. Например, при съемке объектов на ярком солнце детализация в тенях практически не падает.
Примеры фото – 18 мм и 55 мм:
Примеры фотографий в сложных условиях освещения:
Примеры макросъемки:
Остальные примеры фото:
Пример фото с эффектами:
Фотокамера Canon EOS M умеет снимать видео в разрешениях 1920х1080 пикселей (29,97, 25, 23,976 кадров/с), 1280 x 720 (59,94, 50 кадров/с) и 640 x 480 (30, 25 кадров/с). Максимальная продолжительность около 30 минут, максимальный размер файла 4ГБ. Формат записи, к сожалению, MOV – не самый удобный для чтения на ПК, ТВ и других медиастанциях.
В максимальном качестве параметры видеофайла следующие:
Фокус достаточно быстрый, но до скорости наводки на резкость, как в видеокамерах, еще далеко. Я обычно «примеряю» каждую фото- или видеокамеру на «себя», т.е. удобно ли мне было бы снимать видеообзоры и репортажные съемки? В данном случае отвечу: скорее да, чем нет. Самое главное, здесь есть множество настроек, о которых я говорил ранее: выставление выдержки, диафрагмы, ISO и так далее.
Зато все остальное оставляет приятное впечатление: отличное качество фотографий, множество ручных настроек не только в фото, но и в видеорежимах. Отдельной похвалы заслуживает качественная матрица экрана с очень чувствительным сенсором (управлять можно даже в перчатках), что немаловажно в зимнее время года.
Конкурентов полна коробочка: начиная с Sony NEX-5/NEX-6, Samsung NX1000, и заканчивая Nikon J1/J2/V1, Panasonic Lumix GX1/GF5/G5.
Технические характеристики | |
Матрица | |
Общее число пикселов | 18.5 млн |
Число эффективных пикселов | 18 млн |
Физический размер | 22.3 х 14.9 мм |
Кроп-фактор | 1.6 |
Максимальное разрешение | 5184 x 3456 |
Тип матрицы | CMOS |
Чувствительность | 100 - 6400 ISO, Auto ISO, ISO6400, ISO12800, ISO25600 |
Функция очистки матрицы | есть |
Функциональные возможности | |
Баланс белого | автоматический, ручная установка, из списка, брекетинг |
Вспышка | подавление эффекта красных глаз, башмак, брекетинг |
Стабилизатор изображения (фотосъемка) | отсутствует |
Режимы съемки | |
Скорость съемки | 4.3 кадр./сек |
Таймер | есть |
Время работы таймера | 2, 10 c |
Формат кадра (фотосъемка) | 3:2 |
Объектив | |
Поддержка сменных объективов | байонет Canon EF-M |
Объектив в комплекте | есть |
Видоискатель и ЖК-экран | |
Видоискател | отсутствует |
ЖК-экран | 1040000 пикселов, 3 дюйма |
Тип ЖК-экрана | сенсорный |
Экспозиция | |
Выдержка | 30 - 1/4000 с |
Выдержка X-Sync | 1/200 c |
Ручная настройка выдержки и диафрагмы | есть |
Автоматическая обработка экспозиции | с приоритетом затвора, с приоритетом диафрагмы |
Экспокоррекция | +/- 3 EV с шагом 1/3 ступени |
Замер экспозиции | мультизонный, центровзвешенный, общий (Evaluative), точечный |
Брекетинг экспозиции | есть |
Фокусировка | |
Подсветка автофокуса | есть |
Ручная фокусировка | есть |
Фокусировка по лицу | есть |
Память и интерфейсы | |
Тип карт памяти | SD, SDHC, SDXC |
Форматы изображения | 2 JPEG, RAW |
Интерфейсы | USB 2.0, видео, HDMI, аудио |
Питание | |
Формат аккумуляторов | свой собственный |
Количество аккумуляторов | 1 |
Емкость аккумулятора | 230 фотографий |
Запись видео и звука | |
Запись видео | есть |
Формат записи видео | MOV |
Максимальное разрешение роликов | 1920x1080 |
Максимальная частота кадров при съемке HD-видео | 50/60 кадров/с при разрешении 1280x720, 25/30 кадров/с при разрешении 1920x1080 |
Запись звука | есть |
Другие функции и особенности | |
Дополнительные возможности | крепление для штатива, дистанционное управление, GPS, датчик ориентации |
Дата начала продаж | 2012-10-15 |
Размеры и вес | |
Размер | 109x67x32 мм, без объектива |
Вес | 298 г, с элементами питания; без объектива |
Цена | Около 30 000 рублей |
Роман Белых (
Компактный дизайн. Превосходное качество изображения. Делайте четкие снимки с безупречной передачей цветов, которые можно распечатать в разных форматах (вплоть до A2) с передачей мельчайших деталей. Датчик APS-C с 18 млн. пикселей имеет габариты, идентичные цифровым зеркальным фотокамерам EOS, предлагая такое же превосходное качество снимков. Правильная настройка для каждого снимка. При компоновке фотографии с использованием EOS M технология интеллектуального сценарного режима камеры также анализирует предмет, оценивая цветовые характеристики, яркость, движение, и даже обнаруживает присутствие людей. Эта информация используется для выбора наиболее подходящих параметров камеры, обеспечивая наилучшие возможные результаты. Свобода самовыражения. Камеру EOS, предоставляющую качество цифровой зеркальной фотокамеры в компактном корпусе, можно брать с собой куда угодно. Меняйте объективы EF-M и точку обзора и наслаждайтесь поддержкой объективов EF и EF-S с дополнительным адаптером для крепления EF-EOS M. Подробнее о модели:CANON EOS M Kit белый (EF-M 18-55mm f/3.5-5.6 IS STM) + 90EX CANON EOS M Kit черный (EF-M 18-55mm f/3.5-5.6 IS STM) + 90EX Для того чтобы оставить отзыв, необходимо зарегистрироваться . |
mywoodisgood
(Начинающий фотограф со стажем 0-3 года) Дата: 26.06.2018 12:13:27 |
Dmitry N.
(Фотограф-любитель со стажем 4-10 лет) Дата: 06.01.2017 20:42:26 |
citromax
(Опытный фотограф-любитель со стажем 25+ лет) Дата: 29.03.2014 19:26:01 |
Рано или поздно, но вдоволь наигравшись с мобильной цифровой фотографией, начинающий фотограф задумывается о приобретении камеры со сменной оптикой. И если кроме высокого качества полученного контента пользователю важна компактность, то многие склоняют свой выбор в пользу беззеркальных фотоаппаратов. И производители все прекрасно понимают, тем самым постоянно обновляя свои модельные ряды для удовлетворения потребностей самых разнообразных пользователей. К таковым относится и компания Canon, которая этой осенью представила системную беззеркальную камеру начального уровня - Canon EOS M 10.
Попробуем на практике разобраться, насколько интересен этот аппарат для среднестатистического пользователя. Согласно доброй традиции, предлагаем начать обзор новинки с технических характеристик:
Производитель и модель |
||
Тип, класс |
Цифровой фотоаппарат, беззеркальный |
|
Светоприемный элемент |
Матрица CMOS типа APS-C (22,3 x 14,9 мм); эффективное количество пикселей - 18 Мп |
|
Процессор |
||
Формат сохранения изображения |
JPEG (совместимость с Exif 2.3 (Exif Print)) |
|
MP4 (видео: MPEG-4 AVC (H.264), звук: MPEG-4 AAC-LC (стерео)) |
||
Разрешение |
RAW: (3:2) 5184 x 3456, (4:3) 4608 x 3456, (16:9) 5184 x 2912, (1:1) 3456 x 3456 |
|
1920 х 1080, 1280 x 720, 640 х 480 до 30 к/с |
||
Светочувствительность |
ISO 100 - 12 800, можно увеличить до значения H: 25600 |
|
Диапазон выдержки |
||
Режим экспонометра |
Оценочный замер, частичный замер по центру, точечный замер, центровзвешенный замер |
|
Компенсация экспозиции |
±3,0 EV (с шагом 1/3 EV) |
|
Hybrid CMOS AF II (АФ с определением фазы/контрастности): 49 точек автофокусировки |
||
Фокальный затвор с электронным управлением |
||
Беспрерывная съемка |
4,6 к/с для прибл. 1000 изображений в формате JPEG, 7 изображений в формате RAW |
|
Стабилизация изображения |
Не поддерживается (стабилизация изображения поддерживается объективом) |
|
Поворотный, сенсорный, ЖК, sRGB ClearView II, 3", разрешение 1 040 000 точек, соотношение сторон 3:2 |
||
Видоискатель |
||
Микрофон |
Встроенный стереомикрофон |
|
Встроенный, монофонический |
||
Встроенная (ведущее число 5 при ISO 100) |
||
Носители данных |
SD, SDHC, SDXC (совместимый с UHS-I) |
|
Интерфейсы |
mini-HDMI (Type C/Mini) и mini-USB |
|
Коммуникационные возможности |
802.11b/g/n Wi-Fi и NFC |
|
Аккумулятор |
Литий-ионный, сменный, Canon LP-E12 (875 мА·ч) |
|
Зарядное устройство |
||
Объектив |
Canon EF-M 15-45mm f/3.5-6.3 IS STM |
|
108 x 66,6 x 35 мм |
||
301 г (с батареей и носителем данных) |
||
Официальная гарантия |
12 месяцев |
|
Сайт производителя |
Внешний вид, расположение элементов
В дизайне Canon EOS M10 прослеживается концепция, заложенная со времен Canon EOS M и Canon EOS M2: тонкий корпус с плавными линиями и без выступающих частей. По сравнению со своими прародителями, в новинке появилась встроенная вспышка складной конструкции, но отсутствует «горячий башмак». При сопоставлении со старшей моделью , аппарат выглядит довольно упрощенно, что подчеркивает его направленность на нетребовательных пользователей.
Основная часть конструкции фотоаппарата выполнена из качественного и немаркого пластика с немного шершавой облицовкой. Металлический только байонет. Пыле- и влагозащитой корпус не обладает, поэтому под дождем лучше не испытывать судьбу, хотя легкая изморозь не должна ему повредить. Качество сборки находится на очень высоком уровне: все детали хорошо подогнаны, а в процессе эксплуатации ничего не скрипит и не продавливается. Кстати, тушка фотоаппарата представлена на рынке в черной и белой расцветке, а объективы линейки EF-M доступны в темно-сером и светло-сером окрасе.
Габариты и вес (108 x 66,6 x 35 мм и 301 г) Canon EOS M10 сопоставимы с компактной (109,6 x 62,8 x 35,7 мм и 283 г), что делает новинку отличным вариантом для повседневного использования - занимает мало места и абсолютно не обременяет при транспортировке. Правда, во многом зависит от используемого объектива.
Эргономика устройства явно рассчитана на начинающего фотографа или на тех, кто привык снимать, отдав все настройки на откуп автоматике. Хотя при желании все необходимые параметры можно подкорректировать и вручную. Отсутствие обилия аналоговых элементов управления компенсируется сочетанием быстрого меню настроек с сенсорным экраном, что так просто и понятно современному пользователю. А вот чего действительно не хватает, так это хоть небольшой рукоятки-выступа для более удобного удержания. Отчасти ситуацию спасает упор для большого пальца и страховка в виде нашейного ремешка, но съемка одной рукой (особенно с зум-объективом) вызывает некоторые трудности. Из приятных особенностей отметим расположение отсека для карты памяти на боковой грани, доступ к которому остается даже при установке на штатив.
Объектив
Крепление объектива осуществляется через байонет Canon EF-M. На данный момент можно рассчитывать на использование всего пяти версий объективов. При этом следует отметить, что специально для этой камеры был создан компактный зум-объектив Canon EF-M 15-45mm f/3.5-6.3 IS STM, который будет основным в «китовых» комплектах.
Наш же экземпляр прибыл в виде образца для прессы и комплектовался объективом Canon EF-M 18-55mm f/3.5-5.6 IS STM, о котором более детально можно узнать из обзора . Расширить парк оптики можно с помощью монтажного переходника Canon Mount Adapter EF-EOS M , который позволяет использовать решения Canon EF и EF-S. Также с помощью неофициальных адаптеров М42 или М39 можно устанавливать и старые мануальные объективы.
Дисплей, видоискатель
Камера Canon EOS M10 оборудована 3-дюймовым (7,5 см) жидкокристаллическим экраном sRGB ClearView II (TFT) с обычным соотношением сторон 3:2. Его разрешение составляет приблизительно 1 040 000 точек (то есть 720 x 480 пикселей). Он полностью идентичен старшей модели и характеризуется высокой детализацией, приятной цветопередачей с хорошим уровнем контрастности и широкими углами обзора. Уровень яркости подсветки достаточно хороший (доступно пять ступеней регулировки) и позволяет рассмотреть информацию даже в солнечный день. Присутствует неплохой антибликовый фильтр.
Дисплейный блок оснащен откидной конструкцией, правда, только в вертикальной плоскости (на 180° вверх). Это позволяет удобно снимать с нижнего положения либо делать автопортреты или видеоблогинг, однако ограничивает съемку с верхнего положения, например, держа камеру на вытянутых руках над головой (правда, ничего не мешает просто перевернуть аппарат и тогда кнопка спуска окажется под большим пальцем левой руки). Разработчики позаботились и о возможности сенсорного управления, которое обеспечивает съемку или выбор точки фокусировки/слежения за объектом в одно касание. Также можно листать, увеличивать и проигрывать отснятый контент, осуществлять навигацию по меню и изменять другие параметры. Технология мультитач работает быстро и четко, без ложных срабатываний и прочих неудобств, в том числе и при довольно морозной погоде.
Видоискателя камера лишена, в том числе и в качестве дополнительного аксессуара из-за отсутствия «горячего башмака», который является привилегией старшей модели.
Интерфейс , возможности настройки
Фотоаппарат Canon EOS M10 получил традиционный и довольно удобный графический интерфейс, присущий фирменным зеркальным аппаратам начального уровня и старшей беззеркалке . Основное меню представлено в виде трех горизонтальных вкладок («SHOOT», «SETUP» и «C.Fn»), которые в свою очередь делятся на дополнительные подменю. Они наполнены всевозможными функциями и настройками, открывающими доступ к почти всем параметрам камеры. Проблему отсутствия механического диска выбора режимов решили достаточно просто - добавив пиктограмму в виде буквы «P» в левый верхний угол экрана (также доступно из основного меню). Стоит отметить, что переключение между режимами происходит в два касания: первое выводит справочную информацию (полезно для новичков), а второе непосредственно активирует выбранный режим. Конкретно в нашем тестовом экземпляре (версия прошивки ver. 1.0.0) не работал режим «Приоритет выдержки» и действия отрабатывались аналогично программному режиму «P», независимо от указанного значения выдержки.
На месте и пара привычных меню быстрых настроек: полноэкранное (вызывается кнопкой «INFO») и в виде боковых столбиков (вызывается кнопкой ввода «Q» в центре пятипозиционного блока управления). В подменю «C.Fn III» можно настроить элементы управления по собственному усмотрению, однако доступных вариантов крайне мало - клавиши «Спуска» (AF/фиксация AE, AE/ AF нет фиксации AE) и «Видеозаписи» (видеозапись, просмотр глубины резкости, не назначено). В режиме «Live View» на дисплей можно вывести сетку, гистограмму и основные параметры. А вот уровня горизонта в камере нет.
Также предлагаем более наглядное видео по возможностям управления камерой.
Аппаратная часть, функциональность
В основе Canon EOS M10 используется фирменная CMOS-матрица типа APS-C (22,3 x 14,9 мм, кроп-фактор 1,6) с эффективным разрешением 18 Мп и низкочастотным фильтром. За обработку получаемого изображения, оптимизацию динамического диапазона, быстродействие и достаточно эффективное шумоподавление отвечает фирменный процессор DIGIC 6. Для защиты матрицы от пыли используется ультразвуковой фильтр.
Аппарат демонстрирует хорошую скорость работы и высокую степень отзывчивости на совершаемые действия, будь то просто перемещение по меню или переключение режимов съемки. «Задумывается» камера лишь во время склейки HDR. Процесс включения и создания первого кадра занимает около 1,5 с, что даже быстрее, чем у старшей модели.
Показатель серийной съемки Canon EOS M10 неплох и составляет в среднем 4,6 к/с. Буфер данных в паре с картой памяти показал такие результаты: RAW и RAW+JPEG - по 7-8 кадров (далее стабильные 2,5 к/с в RAW+JPEG и 3-3,5 к/с в RAW), JPEG - более 100 кадров без потери скорости (теоретический предел, согласно официальным данным, около 1000 кадров).
Камера оборудована классическим фокальным затвором с электронным управлением. Диапазон выдержки варьируется от 30 до 1/4000 секунды с шагом 1/3 EV. Присутствует возможность указывать выдержку от руки (bulb).
Canon EOS M10 оборудована гибридной системой автофокусировки Hybrid CMOS AF II (аналогичная система использовалась в Canon EOS M2, в то время как Canon EOS M3 может похвастать более современным третьем поколением). Она включает в свой состав 49 точек определения фазы и контраста. Режимы вполне стандартные. При ручной фокусировке доступна возможность увеличения зоны наведения (в 5 или 10 раз на выбор) и подсвечивание резких краев объекта (focus peaking).
Встроенная вспышка имеет оригинальную конструкцию, которая дает небольшое пространство в творчестве с возможностью направлять световой поток в необходимую зону. Ведущее число равно 5 при значении ISO 100, что характерно для обычных компактов. Выдержка синхронизации с комплектной вспышкой составляет 1/200 секунды. Разъем синхронизации с внешней вспышкой, как и «горячий башмак», отсутствует, но можно воспользоваться портативной вспышкой Canon HF-DC2.
Среди коммуникационных интерфейсов отметим встроенные модули NFC и Wi-Fi. Для начала работы необходимо установить фирменное приложение Canon Camera Connect на мобильное устройство под управлением ОС Android или iOS . Присутствует возможность выполнения базовых действий.
Качество изображения
Примеры фотосъемки камеры Canon EOS M 10
Примеры фотосъемки камеры Canon EOS M 10 в режиме « HDR »
Отснятый с помощью Canon EOS M10 материал отвечает уровню любительских зеркалок Canon EOS 650D и Canon EOS 700D, которые оснащаются схожими матрицами. Ожидаемо хорошо проявила себя автоматика, подбирая адекватные параметры экспопары и баланса белого в зависимости от ситуации, в том числе и в относительно непростых условиях освещения. Итоговая картинка в целом характеризуется достойной детализацией и хорошей резкостью почти по всему полю кадра (исключение - небольшие угловые зоны), приятными цветами и контрастностью. Из интересного отметим режим «HDR»: если с шаблоном «Натуральный» разница практически не видна, то остальные обеспечивают довольно интересную и яркую картинку, но местами с немного неестественной цветопередачей.
Пару слов стоит сказать и о системе автофокусировки. Если при хорошем освещении в 90% случаев процесс наводки на объект съемки достаточно быстрый и точный, то при недостаточном автоматика частенько отказывалась фокусироваться, в том числе и при задействовании лампы подсветки. Следящий же автофокус волне хорош - цепкий, хорошо ведет цель и быстро находит ее при коротких потерях из вида.
Примеры фотосъемки камеры Canon EOS M 10 со значениями ISO 100, 200, 400, 800, 1600, 3200, 6400,12800 и 25600
Примеры фотосъемки камеры Canon EOS M 10 с активированной системой шумоподавления (JPEG ): многокадровое, высокое, среднее, слабое, выкл. для ISO 6400 и ISO 25600
Результаты наших традиционных тестов показали, что камера Canon EOS M10 может смело снимать при значениях светочувствительности до ISO 1600 включительно. При ISO 3200 можно получить приемлемые фотографии, но становятся заметными шумы и небольшое падение насыщенности цветов. При ISO 6400 артефакты четко выражены, но в некоторых случаях может помочь система шумоподавления или обработка при съемке в RAW - можно смело использовать в блогах, социальных сетях или для домашней печати на форматах до А4. Значение ISO 12800 и 25600 сопровождаются обилием цифровых шумов.
Canon EOS M 10: пример записи видео днем в разрешении 1080p при скорости 30 FPS
Видеосъемка возможна с максимальным разрешением 1920 x 1080 (Full HD) в формате MP4 при 30 к/с с прогрессивной разверткой и стереозвуком (но микрофоны очень легко задуваются). Общий битрейт достигает 25 Мбит/с, что является средним значением. Запись видео возможна как в режиме «Auto», так и «M». Разъемы для внешнего микрофона или наушников не предусмотрены.
Как для любительского уровня, картинка вполне приемлемая: детализация средняя, а изображение плавное, в том числе благодаря цепкому автофокусу и OIS. Однако задуваемость микрофонов вносит свои коррективы в поиски безветренных мест и положений.
Автономная работа
Питание Canon EOS M10 осуществляется силами литий-ионного аккумулятора Canon LP-E12 емкостью 875 мА∙ч (7,2 В; 6,2 Вт∙ч). Согласно официальным данным, его ресурса должно хватить на 255 снимков при температуре +23˚С и 210 снимков при 0˚С. В реальных условиях получилось отснять 150 кадров и около 7 минут видео, но при температуре окружающей среды -15˚С. Этот показатель будет изменяться в зависимости от настроек аппарата и активности самой съемки, в том числе и в большую сторону, если отключить модули беспроводной связи и не использовать вспышку. Если же в планах активная съемка, например, во время путешествия, то рекомендуем приобрести дополнительный аккумулятор.
В комплект поставки входит компактное зарядное устройство Canon LC-E12E со съемным сетевым кабелем. Процесс восстановления заряда аккумулятора занимает ориентировочно 1,5 часа. Возможность зарядки от USB отсутствует.
Итоги
Canon EOS M 10 - любительская системная камера с упором на простоту при съемке. Без учета объектива ее корпус имеет довольно компактные размеры и минимум аналоговых элементов управления, что с лихвой компенсируется возможностями поворотного сенсорного экрана и однозначно должно прийтись по душе новичкам. Благодаря матрице APS-C с эффективным разрешением 18 Мп фотоаппарат гарантирует достаточно качественные фотографии даже в автоматическом режиме при ISO 1600, впрочем, приемлемым (для любительского класса) можно считать и значение ISO 3200. В наличии имеется множество разнообразных режимов, функций, творческих фильтров и настроек: по функциональным возможностям устройство практически ничем не уступает старшей модели линейки беззеркалок. Среди коммуникационных модулей присутствует 802.11b/g/n Wi-Fi и NFC, которые дают возможность подключаться к устройствам для удобного просмотра, обмена и печати отснятого материала, а также для базового удаленного управления камерой.
К недостаткам новинки можно отнести отсутствие хотя бы небольшой рукоятки-выступа для более удобного удержания, скромный парк оптики для байонета Canon EF-M, отсутствие «горячего башмака» и качество работы системы автофокусировки при недостаточном освещении. Также в нашем экземпляре не работал режим «Приоритет выдержки» (рекомендуем при покупке проверить данный момент).
В целом мы имеем добротную беззеркальную камеру для начинающих фотографов, в том числе и для тех, кто хочет перейти от мобильной фотографии к более «взрослой» технике с сохранением относительной компактности, простоты управления и возможности получения контента уровня зеркальных фотоаппаратов начального класса.
Преимущества:
Особенности:
Недостатки:
Выражаем благодарность украинскому представительству компании Canon за предоставленный для тестирования фотоаппарат.
Статья прочитана 23660 раз(а)
Подписаться на наши каналы | |||||