Занятие на тему
«Весну встречаем, птиц поджидаем!»
Цель: развивать связную речь у детей, используя приёмы мнемотехники.
Задачи:
Познавательные:
§ Активизировать и расширять словарь детей по лексическим темам «Весна» и «Перелётные птицы»;
§ Учить планировать высказывание, опираясь на графическую модель;
§ Формировать практические навыки словообразования и построения фразы, используя приём картинно – графии;
§ Закреплять знания детей о перелётных птицах и учить использовать их в составлении рассказов.
Развивающие:
§ Развивать связную речь;
§ Стимулировать и поощрять творческие проявления детей;
§ Способствовать развитию восприятия, внимания, логического мышления, памяти.
Воспитательные:
§ Воспитывать интерес к окружающей природе и жизни перелётных птиц, умение заботится о них, быть добрыми, внимательными;
§ Формировать чувство коллективизма , взаимопомощи , доброжелательное отношение друг к другу и гостям;
§ Совершенствовать умение внимательно слушать взрослого и своих товарищей.
Предварительная работа:
Ø Чтение произведений о весне, о жизни перелётных птиц;
Ø Заучивание загадок, стихов, пословиц, поговорок, примет по данным лексическим темам;
Ø Разучивание физкультминуток, пальчиковых игр;
Ø Рассматривание картин, иллюстраций о весне, перелётных птицах.
Оборудование:
ü Картины и иллюстрации о весне:
ü Картинки с изображением перелётных птиц;
ü Игра «Собери и прочитай»;
ü Графический план для составления рассказа;
ü Грачонок (поделка из бумаги);
ü Фуражка лесника;
ü Игрушечное ружьё, берет (для охотника);
ü Мнемотаблицы.
Здравствуйте, дети! Сегодня мы посетим картинную галерею. Тему выставки картин я попрошу прочитать Мишу: «Весну встречаем, птиц поджидаем». Чтобы войти в зал, необходимо выполнить следующее задание, назовите одним словом всё, что я произнесу:
Март, апрель, май. – Весна.
Тает снег, с крыш капает. Капель.
Бежит, звенит, журчит. Ручей.
Участок земли, где снег растаял. – Проталина.
Птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются. – Перелётные птицы.
Домик для птиц. – Скворечник.
Цветок, растущий из-под снега. Подснежник. –
Много воды. – Разлив.
Лёд идёт по реке. – Ледоход.
Проснулся медведь, ёжик. – Пробуждение.
Я сегодня поработаю экскурсоводом. Обратите внимание на эти картины. Что на них изображено?
Ледоход, прилёт птиц, первые дни весны.
Пройдите, пожалуйста, за мной. Что это такое? Кто-то испортил картины? Надо это исправить. Ребята, помогите, пожалуйста. (Дети играют в игру: «Сложи и прочитай». Карточки с иллюстрациями на данные лексические темы разрезаны на три части, их нужно правильно сложить и прочитать, получившиеся слова).
Сейчас мы поиграем в игру «Расскажи про свою птицу». По картинке и графическому изображению вам нужно составить фразу. (Картинки птиц: утка, скворец, соловей, грач, ласточка, кукушка. Графические изображения: открытый клюв с нотками, червячок, гнездо, волнистая линия, скворечник, гусеница).
Соловей звонко поёт песню.
Грач ходит по полю и ищет червячков.
Утка плавает в пруду.
Скворец заселяется в скворечник.
Ласточка строит себе гнездо из травы и глины.
Кукушка клюёт с листочка гусеницу. (Используется приём картинно - графия).
Дети, пока вы реставрировали картины, у вас устали руки и особенно пальчики, я предлагаю для них гимнастику .
Тили – тели, тили – тели -
(Большие пальцы скрещены и сцеплены, остальные плотно прижаты друг к другу. Это - летят « птицы.» и машут крыльями).
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка –
(При перечислении загибают пальцы.)
Серенькое пёрышко,
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж –
Аист, ласточка и чиж –
Все вернулись, прилетели,
(Так же, как в начале «птицы» машут крыльями).
Песни звонкие запели.
(Открывают и закрывают «клювики»).
Дети, я приглашаю вас пройти в следующий зал. Обратите внимание на то, как много здесь иллюстраций разных птиц. А здесь лежат птицы, почему-то отдельно от картин. Что-то на них написано? Предлагаю прочитать: птица, птичка, птенец, птенчик, птицы, птичий (двор), птицелов. Что это за слова, дети?
Дети: Это родственные слова.
Логопед: Дополните, пожалуйста, картину, разместив птиц на дереве.
Посмотрите, ребята, какие необычные картины! Мне кажется, что здесь что-то закодировано? Посмотрите внимательно, какая информация закодирована на этой картине?
Дети: Информация о погоде.
Логопед: Надо раскодировать.
Дети: Какой был день?
Солнечный
Облачный
Ветреный
Дождливый, и т. д.
Логопед: Что закодировано здесь?
Дети: Какие были птенцы?
Маленькие
Беспомощные
Желторотые
Пушистые
Голодные
Прожорливые и т. д.
Логопед: Что с ними случилось?
Дети: напугала кошка
Налетел коршун
Прилетела стрела
Не воспитанный мальчик выстрелил из рогатки
Вывалился из гнезда на землю
Сдуло сильным порывом ветра и т. д.
Логопед: Кто мог помочь птенцам?
Добрый человек
Мама с папой
Птичья стая и т. д.
Логопед: Я предлагаю составить рассказ о том, что могло случиться с птенцами. А помогут вам в этом раскодированные картинки.
1) Повторение плана рассказа по мнемотаблицам;
2) Сначала нужно рассказать о погоде;
3) Какими были птенцы?
4) Кто их напугал? (Что случилось с птенцами?);
5) Кто им помог?
Рассказы детей.
Логопед: Кто хочет рассказать о птенцах?
Кто хочет составить другой рассказ?
Оценка рассказов детей: Был ли рассказ Славика похож на Мишин? Ребята, как важно, чтобы в рассказе вы называли с птенцом каких птиц, случилась эта история.
Физкультминутка.
Дети, представьте себя стайкой грачей.
Вот на ветках тч, не кричи!
(Указательный палец поднести к губам, погрозить.)
Чёрные сидят грачи.
Разместились в гнёздышки,
Распустили пёрышки,
(Руки опустить вниз).
Греются на солнышке,
(Обхватить себя и погладить по рукам).
Головой вертят,
(Повернуть голову вправо, влево).
Полететь хотят.
(Встать, руки в стороны).
Кыш! Кыш! Кыш! Улетели!
(Хлопки руками, руки в стороны, лёгкий бег).
Полетали, полетали, прилетели
(Руки в стороны, лёгкий бег).
И опять все в гнёзда сели.
(Присесть, руки вперёд, замкнуть в круг).
Логопед: Дети, представим себя лесником, он осматривал лес и спас птенчиков. Саша будет лесником дядей Ваней. (Предлагаю фуражку лесника. Слушаем рассказ.)
За что можно похвалить нашего Сашу?
Кто ещё хочет рассказать о том человеке, который помог птенцам?
Охотником хочет быть Артём. (Надеваю берет, даю ему ружьё).
Интересный ли был рассказ у Артёма? Какой мы дадим ему совет?
Дети, я прошу вас устроить тишину в группе, кто-то давно постукивает в окно, да это…(показываю грачонка, сделанного из бумаги).
Дети: Грачонок!
«Здравствуйте, ребята! Я слышал, как вы рассказывали о птицах. И очень хочу, чтобы вы сочинили про меня сказочку.
Логопед: Можно я начну сказку? В некотором царстве, в лесном государстве жила-была птичья семья: папа грач, мама грачиха и маленький, чёрненький, очень любознательный грачонок.
Однажды, когда родителей не было дома, грачонок забрался на краешек гнезда и стал всё рассматривать. Он посмотрел вверх, по сторонам, затем наклонил голову вниз и …
Дети: (вывалился из гнезда). Грачонок стремительно падал вниз. Он подумал: «Я сейчас разобьюсь, но я не хочу погибать». Птенец замахал крыльями, закрыв глаза. Когда грачонок открыл глаза, он увидел, что сидит на земле, а перед ним толстая, зелёная гусеница. Вдруг он услышал: «Помоги мне, грачонок! Она меня съест». Грачонок присмотрелся и увидел рядом с гусеницей маленький росточек. Птенчик не задумываясь схватил гусеницу и стал клевать её. Поблагодарил его Росток. А летом превратился в красавца Подсолнуха и угостил грачонка своими вкусными семечками. (Сказку дети сочиняют по цепочке. Я сажу «грачонка» на плечо к ребёнку, тот продолжает сказку.)
Грачонок: «Очень интересная получилась сказка, я полечу в наш грачевник и расскажу её своим друзьям».
Логопед: Дети, мне очень хочется узнать, понравилась ли вам экскурсия в картинную галерею. Если понравилась, то улыбнитесь. Что вам понравилось больше всего?
По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну .
На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.
Весну закликали несколько раз. Зачастую закличку Весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему. Но, тем не менее, существуют даты, которые считаются для заклички наиболее подходящими. Одна из таких дат - 22 марта. Второй раз Весну звали-закликали именно в этот день .
22 марта - этот день совпадает с астрономическим днем весенного равноденствия - днем, когда наступает Весна, днем, когда длина светлого времени суток равна длине темного времени суток. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить… В этот день на Руси праздновали праздник Жаворонки .
В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. У русских повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок или кулик.
Обрядовое дерево
Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.
Выпекание жаворонков
Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек - "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.
Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.
Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на плетень, подбрасывали кверху и выкрикивали песенки-заклички.
Хоровод «Ручеек»
Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.
Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.
Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…
Ещё один праздник, связанный с птицами приходится на 7 апреля, когда Весну звали в третий (последний) раз . На Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут птицы.
Поэтому издревле существовал такой красивый обычай в этот праздник отпускать птиц на волю, чтобы вместе с птицами полную свободу от зимы обретала и природа, чтобы вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступала весна.
«Исстари на Руси заведено, чтобы в этот день освобождать птиц на волю. В Москве этот обряд [совершался] ... против Охотного ряда. Сюда с утра приходит народ, покупает птиц и своими руками выпускает их из клетки на волю. Прежде на исполнение этого обычая стекались со всех сторон и только одна темная ночь прекращала сборище».
Выпуская птиц приговаривали:
Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
Составление рассказа на тему «Как птицы весну встречают »
Цели : закрепить представления детей о характерных признаках весны в неживой природе ; показать связь весенних изменений в неживой и живой природе; обобщить знания детей о весенних изменениях в жизни птиц ; развивать умения наблюдать , сравнивать, анализировать, делать выводы; воспитывать интерес и бережное отношение к природе; обобщить представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т. д., их разнообразии; вспомнить с детьми деление на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания; активизировать словарь : перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, прилёт, размножение.
Методические приёмы :
Чтение рассказа , беседа, загадки; дидактическая игра «Доскажи словечко» , «Справочное бюро» , «Перелётные и зимующие птицы » ; рассматривание иллюстраций ; коллективное и индивидуальное рассказывание , динамическая пауза.
Оборудование :
Иллюстрации и фотографии с изображением птиц , птичьих стай.
Графическая модель - клюв птиц .
Предварительная работа :
Чтение художественной литературы;
Изучение лексической темы «Весна » ;
Рассматривание иллюстраций и картинок по изучаемой теме;
Наблюдения на прогулке;
Рисование, аппликация, лепка по теме «Весна » , «Птицы » .
1. Организационный момент. Развитие слухового внимания , восприятия.
Игра «Доскажи словечко» .
Я раскрываю почки Посевы поливаю.
В зелёные листочки. Движения полна.
Деревья одеваю, Зовут меня …. Весна .
Какие изменения в неживой природе происходят весной ?
- Отгадайте загадку :
Снится ночью пауку Прилетит – плохи дела.
Чудо-юдо на суку : А кого паук боится?
Длинный клюв и два крыла. Угадали? Это… птица .
Сегодня птицы приглашают нас в свои гнёзда.
2. Составление рассказа на тему «Как птицы весну встречают » . Развитие диалогической речи .
Вспомните, ребята, отличительный признак птиц ? (Тело покрыто перьями.)
По оперению мы обычно и узнаём птицу . А чем они ещё отличаются? (Формой тела, клюва, цветом оперения, голосом) .
Каких птиц мы называем перелётными, а каких зимующими?
Распределите картинки с изображением птиц на две группы и дайте каждой группе общее название . (Птицы перелётные и зимующие) .
Ребята, а почему многие птицы улетают осенью от нас? (Отсутствие пищи – насекомых, рептилий) .
Что позволяет птицам вернуться весной в родные края ?
Каждая перелётная птица возвращается в родные края в определённое время.
Отгадайте загадки.
Всех перелётных птиц черней ,
Чистит пашню от червей
Взад- вперёд по пашне вскачь.
А зовётся птица… . Грач.
Грачи прилетают одними из первых. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерно и остатки пищи у жилья человека. Потом начинают строительство гнёзд. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. Потом они меняются, но не оставляют гнездо без присмотра, иначе его займёт другая пара.
Своё гнездо он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песня и полёт
Вошли в стихотворения. (Жаворонок) .
Эта птица светло- коричневого цвета с тёмными пестринками. У нас в России, в средней полосе, издавна люди определяют приход весны по первой песне жаворонка.
Прилетел к нам, наконец,
Самый лучший наш певец.
Дни и ночи напролёт
Он поёт. (Соловей) .
Особенно хорошо поют соловьи, когда цветёт сирень. Наиболее активно соловьи поют до появления птенцов. Потом отцу семейства будет не до пения – надо помогать самке кормить птенцов.
Он живёт на крыше дома.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист) .
В народе считается, что аист приносит мир и счастье в дом, на крыше которого поселился. Недавно учёные сделали открытие : оказывается, аисты могут спать на лету.
На шесте- дворец
Во дворце- певец,
А зовут его … скворец.
Широким и важным шагом, беспрестанно кланяясь и озираясь по сторонам, шествует скворец за плугом, выдёргивая дождевых червей. Скворец – пересмешник. Он умеет передавать всё, что услышит. В его концертах можно услышать не только голоса других птиц , но и кваканье лягушек, рычание собаки и мяуканье кошки. В народе говорят : увидал скворца – знай, весна у крыльца .
Воспитатель выставляет картину, изображающую скворцов.
Давайте, ребята, внимательно рассмотрим картину и составим рассказ о скворцах по плану :
1. Как выглядят птицы .
2. Как устраивают свои гнёзда?
3. Как заботятся о потомстве.
Выслушиваем 2-3 детей с рассказом о птицах .
Люди с давних времён с большим уважением, любовью и заботой относятся к птицам . Много загадок, сказок, потешек и небылиц живут в народе. Давайте послушаем некоторые из них.
Где ты, где ты, ласточка
Целый день летала?
Солнцу золотому косу заплетала.
Нашей Любице не спится-
Прилетай к нам, аист- птица ,
С тихой дрёмой, с крепким сном,
Дрозд метёлкой двор метёт- дрозд гостей сегодня ждёт,
У него на день рожденья
Червяки на угощенье.
Угостим тебя зерном,
Напоим водицей.
Прилетай к нам, аист- птица .
Был на Руси праздник – встречали в этот день весну . Пекли печенье в виде жаворонков. Забирались на крыши изб и пели : «Уж вы, жаворонки, жавороночки, прилетите к нам, принесите вы нам лето тёплое, весну красную ».
А сейчас каждый год мы празднуем День птиц в конце марта – перед прилётом скворцов. Скажите, ребята, какую роль играют птицы в жизни человека ? Что может сделать человек для птиц и чего делать не должен?
Из дальних стран домой вернулись птицы :
Трещат дрозды, кричат клесты, синицы.
Давно пора ложиться спать, а птицы тараторят .
Не просто так кричат- себе жилища строят.
3. Динамическая пауза. Координация речи с движением .
Капли звонко капали (прыжки на месте,
Все сосульки плакали (качаем головой, прижав руки к щекам) .
Солнце светит ярко (руки вверх, потягиваемся,
Нам, сосулькам, жарко (обмахиваемся) .
С нас течёт уже вода (наклон вниз,
Мы растаем навсегда (выпрямляемся) .
4. Итог занятия .
Дидактическая игра «Справочное бюро» . Работники справочного бюро должны много знать о птицах , чтобы ответить на все вопросы. Я буду задавать вопросы, а вы, как работники бюро, будете отвечать. За каждый правильный ответ вы получите жетон «Друг птиц » .
Какие птицы здесь живут ? (Изображения озера, луга, леса, кустарника ) .
Чьё это гнездо?
Что каждый из нас может сделать, чтобы помочь птицам ?
Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо поработали. Активно и доброжелательно играли и общались. Хорошо придумали небольшой рассказ на заданную тему .
22 марта по народному календарю день Жаворонки. По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну.
Весна
На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.
Выпуская птиц приговаривали:
Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
Весну закликали несколько раз. Зачастую закличку Весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему.
В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну.Из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок или кулик. Но, тем не менее, существуют даты, которые считаются для заклички наиболее подходящими. Одна из таких дат - 22 марта. Второй раз Весну звали-закликали именно в этот день.
Заклички 22 марта
22 марта - этот день совпадает с астрономическим днем весенного равноденствия - днем, когда наступает Весна, днем, когда длина светлого времени суток равна длине темного времени суток.
Обрядовое дерево
Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.
Выпекание жаворонков
Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек - "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.
Хоровод «Ручеек»
Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.
Обряд отпускания птиц на волю
Ещё один праздник, связанный с птицами приходится на 7 апреля, когда Весну звали в третий (последний) раз. На Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут птицы.
Конечно Масленица
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное
учреждения города Москвы
«Школа с углубленным изучением английского языка №1208
Имени Героя Советского Союза М.С. Шумилова
Дошкольное отделение
Структурное подразделение №7
Выполнила:
Воспитатель Додуева Татьяна Анатольевна
Москва 2017
Тема: «Как птицы весну встречают»
Программные задачи. Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразии; учить делить на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания. Активизировать словарь: перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, прилёт, размножение.
Материал: Иллюстрации и фотографии с изображением птиц, птичьи стаи; записи «Голоса птиц», графическая модель с клювами птиц.
Ход занятия:
Воспитатель: Хотите знать, какие птицы возвращаются к нам первыми, а какие последними? Послушайте рассказ, который прислал нам дед Знай (читает рассказ В. Бианки «Прилёт, пролёт, отлёт»). Кто скажет, какие птицы прилетают первыми, и какие – последними. А кто улетает весной на север?
В народе говорят: увидал скворца – знай, весна у крыльца (выставляет картину, изображающую скворцов). И, правда, скворцы появляются в конце марта. Давайте внимательно рассмотрим картинку и составим рассказ о скворцах по следующему плану: как они выглядят, как устраивают свои гнёзда, как заботятся о птенцах. А поможет нам письмо от деда Зная.
А теперь послушайте «говорящее письмо» от деда Зная (грамзапись «Голоса весеннего леса»).
Воспитатель: как красиво поют птицы, особенно соловей! Недаром говорят, что в лесу он – первая скрипка, самая трепетная, самая звонкая и самая нежная. Послушайте его пение ещё раз. А теперь давайте прочитаем ещё одно письмо от деда Зная (читает рассказ М. Богданова)
«Сквозь призывный щебет пернатых властно доносится щёлканье соловья. Соловей – одна из самых распространённых у нас певчих птиц. Все перышки его окрашены в однообразный бурый цвет, который на брюшке светлее и переходит в белый (выставляет картину). Большие тёмные глаза придают особую прелесть соловушке.
Питаясь только насекомыми, соловей на зиму улетает в тёплые края. Весной соловьи прилетают на родину – в то время, когда деревья и кустарники начнут одеваться листьями. Вернувшись, домой, соловьи отыскивают свои старые жилища и начинают петь. Затем соловьи-родители принимаются вить гнёзда, которые помещаются около земли, в кустах смородины, крыжовника или других кустарников. В глухих старых лесах соловьи не держаться. Они поселяются на опушках леса, берегам рек, склонам оврагов, где много кустарников.
Охотно держатся они в садовых кустах и цветниках, где растут розы и другие цветущие растения. Птенцы соловьёв выходят из яиц голые и слепые. Соловей помогает самочке высиживать яйца и кормить птенцов, распевая в то же время свои чудные песни.
Во второй половине июня молодые соловьи уже покидают гнёзда, а соловей перестаёт петь. Всю оставшуюся часть лета соловья ведут тихую, скрытую жизнь и не поют.
На всём свете нет никакой певчей птицы, которая пела бы лучше соловья».
Воспитатель: Когда соловья возвращаются в родные места? Почему? Почему соловьи любят кустарники? Как они выводят птенцов? Вспомните грамзапись, которую мы слушали, и скажите: чем пение соловья отличается от пения других птиц?
Игра «Справочное бюро».
Воспитатель объясняет, что работники справочного бюро должны много знать о птицах, чтобы суметь ответить на все вопросы. Работниками бюро становятся желающие. Спрашивающие должны оценить правильность ответа. В конце игры награда: значки «Друг птиц»
Примерные вопросы для игры:
Какие птицы здесь живут? (показывается карточка с изображением озера, луга, леса, кустарника)
Чьё это гнездо? (показываются изображения гнёзд, о которых рассказывалось ранее)
Кто как поёт? (грамзапись голосов дятла, кукушки, соловья)
Что каждый из нас может сделать, чтобы помочь птицам зимой?
Как надо охранять птиц?