Материалы для автоматизации звуков в форме компьютерной презентации. Презентация "этапы автоматизации звуков" Скачать презентации по автоматизации звуков

Этапы автоматизации звуков

Подготовила

Учитель-логопед

Мартынова О.В.

ГУ «ЛДУУЯСКТ№55»


Автоматизация звуков-

  • этап формирования первичных произносительных умений и навыков
  • Цель: формирование правильного произношения поставленного завука во всех формах речи: в слогах, в словах, словосочетаниях, в предложениях и в свободной речи.

Задачи

  • развивать слухоречевое внимание;
  • вырабатывать правильные артикуляционные уклады;
  • вырабатывать правильное речевое дыхание;
  • развивать интонационную выразительность речи;
  • сочетать коррекцию произношения с развитием фонематического восприятия и формированием звукослогового анализа и синтеза;
  • обогащать и активизировать словарный запас детей;
  • развивать речевое общение.

Необходимо помнить!

  • 1. Автоматизация звуков [с], [з], [ш], [ж], [щ] проводится в следующей последовательности:
  • - в прямых открытых слогах (сы, са; шо, шу, ша; ще);
  • - в обратных слогах (ис, ыс; ас, ос, ус);
  • - в слогах со стечением согласных звуков (сма, смы, смо).
  • 2. Автоматизация звуков [ч], [ц] начинается с произнесения:
  • - обратных слогов (ач-оч-уч; ац-оц-уц);
  • - прямых открытых слогов (ча-чо-чу-чи; ца-цо-цу-цы);
  • - слогов со стечением согласных (что-чте-чту-чти).
  • 3. Звук [л] сначала произносится:
  • - в интервокальном положении между гласными (аллы-алла-алло-аллу);
  • - в слогах со стечением согласных (пла-пло-плы).

Автоматизация изолированного звука

  • Цель: закрепить умение четко произносить звук изолированно
  • Виды работы:
  • «Звуковые дорожки», подвижные игры на звукоподрожание, «кулак-ребро-ладонь» и т.п.

Автоматизация звука в слогах

  • Цель: умение чётко произносить звук в прямых, обратных слогах и слогах со стечением согласных.
  • Опора на эмоциональную сферу. Произнесение слогов с подключением движений и мимики. Произнесение слогов с одновременным отстукиванием ритма с действием.

Автоматизация звука в словах

  • Цель: правильное произношение звука в словах; формировать умение самостоятельно подбирать слова на заданный звук (в начале, в конце, в середине).

Задания и игры:«Покажи и назови», «Чего не стало?», «Что лишнее?», «Один –много», «Жадина», « Назови ласково», « Доскажи словечко» и т.п.


Автоматизация звука в словосочетаниях

  • Цель: правильное произношение звука в словосочетаниях.
  • Соединение слов по смыслу – сложное языковое явление.
  • Словосочетания являются базой для составления предложений.

Задания на усвоение сочетаемости слов

  • C огласование существительного с числительным, прилагательным, местоимением и существительным.
  • Задания: «Найди слову пару», «Исключи лишнее слово», «Повтори слова и добавь своё», «Дополни слово», «Исправь мою ошибку».
  • Игра «Угадай-ка». (Угадай, что это - спелый, сочный, красный, мягкий …). А теперь ты говори о предмете, какой он, а я буду угадывать, что это.

  • Подбери слова, которые отвечают на вопрос какая?(ой, ое, ие);
  • Нахождение и называние предмета по определённому признаку: по цвету, форме, размеру, принадлежности (бабушкин, медвежий, лисий), материалу (стеклянный, глиняный);
  • Изменение прилагательных по родам и числам.
  • Согласование существительных с числительным. Упражнение «Сколько их?».
  • Согласование существительных с прилагательным, с числительным. Упражнение «Сосчитай».

Автоматизация звуков в предложениях

  • Цель: правильное произношение звука в предложениях (в простых, в распространенных).
  • Задача: стимулировать речевую активность; автоматизировать звуки с помощью введения в речь разных типов предложений (утвердительные, отрицательные, простые, составные…).
  • Задания и игры: «Вставь нужное слово и повтори предложение», «Исправь предложение», «Какого слова не хватает?», «Вставь коротенькое слово-предлог», «Вопрос-ответ», «Всё наоборот», «Кто знает, пусть продолжает», «Кто придумает конец, тот и будет молодец», «Один начинает, другой продолжает», «Найди место каждому слово» (деформированное предложение).

  • «СКАЖИ С РАЗЛИЧНОЙ ИНТОНАЦИЕЙ»
  • Цель: учить ребенка произносить чистоговорку с вопросительной и восклицательной интонацией.
  • Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, разви­вать интонационную сторону речи.
  • «СКАЖИ КАК....»
  • Цель: учить ребенка произносить чистоговорку голосом, разным по тембру.
  • Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, учить проговаривать фразу с необходимей тембром голоса
  • «СКАЖИ МЕДЛЕННО - БЫСТРО»
  • Цель: учить ребенка менять темп речи.
  • Задача: автоматизировать звук в слове и во фразе, рабо­тать над темпом речи.

Автоматизация звука в тексте

  • Цель: правильное произношение звука с тексте; формирование чувства самоконтроля в стихах и рассказах.
  • Задача: формирование навыка правильного употребления падежных окончаний, развивать чувство ритма.
  • Используются: различные пересказы; составление рассказов по сюжетной картине и по серии картин; - составление рассказа по опорным словам, и по плану; стихи-драматизации (чтение по ролям); инсценирование какого-либо сюжета.

Автоматизация звуков в самостоятельной речи

  • 1. Различные пересказы;
  • 2. Составление рассказов по картине и по серии картин;
  • 3. Составление рассказа по опорным словам;
  • 4. Составление рассказа по плану;
  • 5. Стихи-драматизации (чтение по ролям;
  • 6. Инсценирование какого-либо сюжета.
  • Данные игры-упражнения способствуют развитию выразительности речи, формируют произвольное запоминание текстов и движений.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Автоматизация звука [ с ] в словах Для детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: - укреплять мышцы артикуляторного аппарата. - закреплять навык правильного речевого дыхания (вдох носом, выдох ртом) - автоматизировать правильное произношение звука в начале слова. - учить изменять слова по падежам (родит. п.) - учить согласовывать числительные и существительные. - развивать логическое мышление. - развивать зрительное внимание.

Улыбается щенок, зубки напоказ. Я ведь тоже так могу, вот смотри сейчас.

Мои губы – трубочка, превратились в дудочку. Громко я дудеть могу:ду-ду-ду, ду-ду-ду.

Щеткой кухню уберу, наведу там чистоту. Вправо – влево гну щетинки. Не оставлю ни соринки.

Вот так горка, Что за чудо. Выгнулся язык упруго, Кончик в зубы упирается, Бока кверху поднимаются.

Носом – вдох, а выдох ртом, дуем на кораблик. Поплывет красавец наш, Маме за подарком.

Посмотри и скажи, что делают губки при произношении звука “с”? - губки улыбаются. между зубами небольшая щель. - язычок выгибается горкой. - воздушная струя холодная. (произносит звук, поднося ладонь ко рту) - звук глухой (прикладываем к горлышку тыльную сторону ладони) - бывает этот звук, твёрдый как орех или мягкий как вата.

Третий лишний.

Найди отгадку. Ножек четыре, шляпок – одна. Нужен коль станет обедать семья.

Смело в небе проплывает, Обгоняя птиц полет. Человек им управляет. Что же это?

Поднимает великан груз тяжелый к облакам. А если станет душно, себя польет из душа.

Отгадай загадку, кто мы? В ясный день сидим мы дома. Если дождь, у нас работа: Топать, шлепать по болотам.

На четырех ногах стою, ходить я вовсе не могу. Когда устанешь ты гулять, ты можешь сесть и отдыхать.

Два колеса, одна доска, Конструкция его легка. Он без сиденья и без рам. Он мчится по дороге сам.

Закончи предложение. На завтрак у Сони …

Весной на улице ярко светит…

Дети сели обедать за ….

В руках у мамы ….

В реке плавает усатый …

Кого нет?

Чего нет?

Кого нет?

Чего нет?

Посчитай предметы.

Посчитай самолеты.

Посчитай собак.

Посчитай свитера.

Предварительный просмотр:

Презентация: автоматизация звука [с] в начале слова.

Для детей старшего дошкольного возраста.

Подготовила учитель - логопед Филиппова Е. Ю.

ГБДОУ д/с №16.

Слайд №2.

Задачи:

- укреплять мышцы артикуляторного аппарата.

Закреплять навык правильного речевого дыхания (вдох носом, выдох ртом)

Автоматизировать правильное произношение звука в начале слова.

Учить изменять слова по падежам (родит. п.)

Учить согласовывать числительные и существительные.

Развивать логическое мышление.

Развивать зрительное внимание.

Слайд №3 – 6.

Артикуляционная гимнастика, направленная на укрепление мышц артикуляторного аппарата, для закрепления правильного артикуляционного уклада автоматизируемого звука.

Слайд №3: упражнение «Заборчик». Губы улыбаются, зубы открыты. Удержание под счет до 10. Предварительная работа: чтение стихотворения.

Улыбается щенок,

Зубки напоказ.

Я ведь тоже так могу,

Вот смотри, сейчас.

Инструкция: «Улыбнись и покажи зубки, как щенок в стихотворении. Представь, что твои зубки превратились в заборчик. Держи заборчик закрытым, пока я буду считать»

Слайд №4: упражнение «Трубочка». Губы вытянуты вперед. Удержание под счет до 10. Предварительная работа: чтение стихотворения.

Мои губы трубочка,

Превратились в дудочку.

Громко я дудеть могу:

Ду-ду-ду, ду-ду-ду.

Инструкция: «вытяни губы вперед, чтобы твои губы превратились в трубочку» или «представь, что ты будешь играть на дудочке, для этого тебе нужно сильно вытянуть губы вперед». «Держи трубочку, пока я буду считать»

Слайд №5: упражнение «Чистим зубы». Рот открыт, губы улыбаются. Кончиком языка водить по наружной и внутренней части верхних и нижних зубов (по всей челюстной дуге). Предварительная работа: чтение стихотворения.

Щеткой кухню уберу,

Наведу там чистоту.

Вправо – влево гну щетинки,

Не оставлю ни соринки.

Инструкция: «Представь, что твой язычок это зубная щетка и тебе нужно как следует почистить зубы. Тебе надо водить кончиком языка сначала по верхним, потом по нижним зубам. Слева – направо, а потом справа – налево»

Слайд №6: упражнение «Горка». Широкий кончик языка упирается в нижние зубы, «тело» языка поднимается вверх. Выполняется в несколько подходов под счет до 10. Предварительная работа: чтение стихотворения.

Вот так горка, что за чудо.

Выгнулся язык упруго,

Кончик в зубы упирается,

Бока кверху поднимаются.

Инструкция: «Сильно упри кончик языка в нижние зубки и подними его, представь, что твой язык превратился в горку. Держи ее, пока я буду считать»

Слайд №7-8.

Работа над дыханием. Выработка центрально-направленной воздушной струи, дифференциация вдоха и выдоха (вдох носом – выдох ртом). Упражнение «Кораблик».

Слайд №7.

Предварительная работа: чтение стихотворения.

Носом вдох, а выдох ртом,

Дуем на кораблик.

Поплывет красавец наш,

Маме за подарком.

Инструкция: «Сделай глубокий вдох носом, выдыхай медленно через трубочку. Если ты все сделаешь правильно, наш кораблик поплывет»

Слайд №8.

Ребенок выполняет упражнение, по инструкции. Далее, если он все делает правильно, педагог нажимает на слайд и кораблик начинает медленно двигаться («плыть»). Далее упражнение можно повторить или перейти к следующему слайду.

Слайд №9.

Уточнение характеристик звука [с]. Ребенку предлагается ряд картинок, обозначающих характеристики звука.

Инструкция: «Посмотри на картинки и вспомни чем звук [с] отличается от других. Объясни, что означают эти картинки»

Объяснение:

Губы улыбаются, между зубами небольшая щель (картинка «губы»)

Язык выгибается горкой (картинка «горка»)

Воздух, при произнесении звука холодный (картинка «тучка»). При этом ребенок может себя проверить: произносит звук и подносит ладонь ко рту.

Звук глухой (картинка «колокольчик»). Ребенок произносит звук и прикладывает к горлу тыльную сторону ладони.

Звук бывает твердый и мягкий (картинки «орех» и «вата»)

Слайд №10. Повторение правильного произношения изолированного звука.

Примечание: произнесение может быть длительным или кратковременным.

Инструкция: «Произноси звук [с], пока сыпется песок в часах» или «Произноси звук, пока песок в часах пересыпается сверху – вниз. Потом начинай сначала»

Слайд №11 – 34. Непосредственная автоматизация звука в начале слова.

Слайд №11 – 13. Игра: «Третий лишний»

Ребенку предлагается найти лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя. При этом при правильном выборе картинки, педагог предлагает ребенку нажать на нее. Картинка начинает мигать.

Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи: что (кто) здесь лишнее (лишний). Проверь себя, нажми на картинку. Если она мигает, значит ты прав»

Слайд №11.

Описание: картинки – помидор, огурец, Слива.

Примерный ответ ребенка: лишняя слива, потому что это фрукт, а помидор и огурец – овощи.

Слайд №12.

Описание: картинки – медведь, собака, заяц.

Примерный ответ ребенка: лишняя собака, это домашнее животное, а заяц и медведь – дикие животные.

Слайд №13.

Описание: картинки – комбинезон, шуба, сарафан.

Примерный ответ ребенка: лишний сарафан, потому что это летняя одежда, а шуба и комбинезон – зимняя.

Слайд № 14 -19. Игра «Найди отгадку».

Ребенку предлагается несколько слайдов с картинками, среди которых есть ответы на загадки, читаемые педагогом. Слайды показываются без текста. Если ребенок отвечает правильно, ему предлагается нажать на картинку, которая начинает вращаться.

Слайд №14.

Описание:

Ножек четыре, шляпок одна.

Нужен коль станет обедать семья (Ответ: стол)

Слайд №15.

Описание:

Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полет.

Человек им управляет, что же это (Ответ: самолет)

Слайд №16.

Описание:

Поднимает великан груз тяжелый к облакам,

А если станет душно, себя польет из душа (Ответ: слон)

Слайд №17.

Описание:

Отгадай загадку, кто мы? В ясный день сидим мы дома.

Если дождь у нас работа: топать, шлепать по болотам (Ответ: сапоги)

Слайд №18.

Описание:

На четырех ногах стою, ходить я вовсе не могу.

Когда устанешь ты гулять, ты можешь сесть и отдыхать (Ответ: стул)

Слайд №19.

Описание:

Два колеса, одна доска, конструкция его легка.

Он без сиденья и без рам. Он мчится по дороге сам (Ответ: самокат)

Слайд №20-24. Игра закончи предложение.

Педагог читает ребенку начало предложения, которое он заканчивает, используя предложенные на слайдах картинки.

Слайд №20.

Описание: на завтрак у Сони … (картинка «сыр»)

Слайд №21.

Описание: весной на улице ярко светит … (картинка «солнце»)

Слайд №22.

Описание: дети сели обедать за … (картинка «стол»)

Слайд №23.

Описание: в руках у мамы … (картинка «сумка»)

Слайд №24.

Описание: в реке плавает усатый … (картинка «сом»)

Слайд №25 – 28. Игра «Чего (кого) нет?»

Ребенку предлагается ряд слайдов, на который расположены четыре картинки. Педагог или ребенок нажимает на слайд, после чего одна картинка исчезает. Ребенок должен ответь на вопрос: «Чего (кого) не стало?» или «Чего (кого) нет?». Подбор картинок может осуществляться с учетом лексической темы.

Примечание: задание может выполнятся в двух вариантах.

1. Ребенка просят запомнить все картинки, после чего закрыть глаза. Педагог самостоятельно убирает одну картинку и просит ребенка назвать ее по памяти.

2. Ребенок сам нажимает на экран, после чего картинка убирается и ребенок отвечает на вопрос «чего (кого) нет?»

Слайд №25.

Описание: картинки – сом, свинья, слон.

Выполняется по второму варианту. Ребенку предлагается сначала назвать все предложенные картинки, затем нажимать по очереди на каждую картинку и отвечать на вопрос: «Кого нет?»

Слайд №26.

Описание: стул, диван, кресло, шкаф. Лексическая тема: мебель.

Слайд №27.

Описание: коза, овца, кошка собака. Лексическая тема: домашние животные.

Слайд №28.

Описание: машина, самолет, трамвай, поезд. Лексическая тема: транспорт.

Слайд №29 – 31. Игра «Посчитай предметы (от одного до пяти)».

Ребенку предлагается ряд слайдов с изображением одинаковых предметов (животных), которые ему необходимо посчитать.

Слайд №29.

Инструкция: «посмотри на экран и посчитай, сколько на нем стульев, вот так один стул, два стула …»

Слайд №30.

Инструкция: «посмотри на экран и посчитай, сколько на нем столов»

Слайд №31.

Инструкция: «посмотри на экран и посчитай, сколько на нем собак»

Слайд № 32 – 34. Игра «Считаем, не пропускаем»

Слайд №32.

Инструкция: «Посчитай только самолеты, которые есть на картинке»

Слайд №33.

Инструкция: «Посчитай всех собак»

Слайд №34.

Инструкция: «Посчитай только свитера».


Презентация: «Составь пары слов по звучанию»

Цель: развитие фонематического восприятия, совершенствование умения подбирать слова, близкие по звуковому составу.

Ребѐнок нажимает мышкой, называет появившиеся картинки. Затем на нижнем поле возникает картинка, к ней нужно подобрать подходящую по звучанию картинку с верхнего поля. Нажав на картинку мышкой, ребѐнок по звуку проверяет правильность своего выбора.

Затем, нажав мышкой на нижнее поле (картинка при этом перемещается), ребѐнок ещѐ раз проговаривает получившуюся пару слов. Можно предложить составить предложения с данными словами.

Презентация: Игра «Найди место звука ш»

Цель: закрепить умение определять место звука Ш в названии картинок. Ребёнок, нажав мышкой на нужный квадрат, по звуку услышит, правильно ли он определил положение звука Ш в слове.

Презентация: «Дифференциация звуков С-Ш»

Цель: закрепить умение детей различать звуки С-Ш в словах, словосочетаниях, предложениях.

Закрепить умение образовывать притяжательные местоимения;

Закрепить умение составлять предложения с союзом «а»;

Закрепить умение правильно употреблять в речи существительные в предложном падеже единственного числа.

Игра-презентация «Доскажи словечко»

Автоматизация звука Л

Перебирая картинки, ребёнок должен подобрать подходящее к чистоговорке по рифме слово. Если ответ правильный, ребёнок услышит звук, а если картинка подобрана неправильно — звука не будет.

После этого ребёнок повторяет чистоговорку.

Выполнила учитель-логопед 1-ой категории
Березняк Ирина Анатольевна
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 54» г. Саратова

Цикл презентаций для автоматизации звука С для индивидуальных и подгрупповых занятий для дошкольников и младших школьников, имеющих ОНР, ФФНР и ФНР. Для презентаций использовался речевой материал из пособия Л.Н.смирновой "Играем со звуками", картинки с разных сайтов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цикл презентаций для индивидуальных и подгрупповых занятий по закреплению произношения и автоматизации звука [С] - [Ш] для дошкольников и младших школьников, имеющих ФНР, ФФНР и ОНР.

Автоматизация звука в словах

1. Мы учим звук С - Автоматизация звука в словах в начале, середине и конце слова. Игра

« Четвёртый лишний»

Миска, носок, лиса, стул (в этом слове звука [С] в начале слова)

Самолёт, самокат, самосвал, абрикос (в этом слове звука [С] в конце слова)

2. Проговори слова тройками - Автоматизация звука в словах в начале, середине и конце слова. Обращаем внимание на изменения значений слова при заменах одной или двух букв.

3. Повтори слова – Единственное и множественное число существительных мужского женского, среднего рода.

4. Чего не бывает – Родительный падеж существительных мужского женского, среднего рода.

5. Предлог рядом. – Творительный падеж

Автоматизация звука в предложениях и словосочетаниях.

6. Что у нас, а что у вас.

7. Что с чем рядом.

8. Из чего сделан предмет – образование качественных и относительных прилагательных.

Автоматизация звука в потешках, чистоговорках и скороговорках.

9.Чудесная сумочка + Игра « Четвёртый лишний»

Колбаса , сыр, сырок, сахар.(в этом слове звука [С] в середине слова)

Колбаса, кусочек фасоль, соль. (в этом слове звука [С] в начале слова)

10. Повтори чистоговорки

11. Повтори скороговорки

Литература.

1.Л.Н.Смирнова ИГРАЕМ СО ЗВУКАМИ. Речевой дидактический материал. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2004.Составитель: Бахарева И. Н.

2. Картинки с разных сайтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для автоматизации звука [ш] в рассказе "Шуба для Пушка"

Закрепляя заданный звук с помощью презентации можно быстрее добиться необходимого результата, так как ребенку будет интресно не только услышать историю про Пушка, но и увидеть ее своими глазами....

Цикл презентаций по автоматизации звука С для дошкольнико имладших школьников.

Цикл презентаций для автоматизации звука С для индивидуальных и подгрупповых занятий для дошкольников и младших школьников, имеющих ОНР, ФФНР и ФНР. Для презентаций использовался речевой материал из п...

Игровые формы автоматизации звуков у старших дошкольников.

Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов еще в большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Дети с нарушениями в речевом развитии обычно интеллектуально здоровы, сле...

© 2024 sun-breeze.ru
Новые идеи бизнеса - Животные и растения. Заработок в интернете. Автобизнес