Внешнее строение перьев птиц вывод. Внешнее строение птиц

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

История изучения клетки. Клеточная теория.

Заполнить таблицу: «Основные этапы развития клеточной теории» Г од Ученый Вклад в развитие теории

История изучения клетки История изучения клетки неразрывно связана с развитием микроскопической техники и методов исследования. В тайну клеточного строения человек смог проникнуть только благодаря изобретению микроскопа в конце XVI столетия

Захарий Янсен 1590 год Соединив вместе две линзы, впервые изобрел примитивный микроскоп

Роберт Гук 1665 год Впервые описал строение коры пробкового дуба и стебля растений, ввел в науку термин «клетка».

Антони ван Левенгук Усовершенствовал микроскоп. Наблюдал и зарисовал ряд простейших, сперматозоиды, бактерии, эритроциты и их движение в капиллярах. Открыл бактерии. Вторая половина XVII века

Карл Бэр 1827 год Обнаружил яйцеклетку млекопитающих Вывод: каждый организм развивается из одной клетки

Роберт Броун 1831-1833 гг. Обнаружил в растительных клетках ядро – важнейшую составную часть клетки.

Клеточная теория В 1839 г. Теодор Шванн издал в Берлине книгу «Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений», в которой он сформулировал клеточную теорию.

При создании клеточной теории Т. Шванн исходил из открытия М. Шлейдена в 1838 г. клеточного строения растений и гомологичности происхождения клеток.

Первая версия клеточной теории Все организмы, и растительные, и животные, состоят из простейших частей – клеток. Клетка – индивидуальное самостоятельное целое. В одном организме все клетки действуют совместно, формируя гармоничное единство.

Рудольф Вирхов 1858 год Доказал, что клетки возникают из клеток путем размножения, что дополнило клеточную теорию.

XIX век Открыты основные структуры клеток. Изучен процесс деления клетки. А. Вейсман установил: хранение и передача наследственных признаков в клетке осуществляется с помощью ядра.

Основные положения клеточной теории на современном этапе развития биологии

Клетка – элементарная единица живого. Клетка является наименьшей структурно-функциональной единицей живого и представляет собой открытую, саморегулирующуюся, самовоспроизводящуюся систему. Вне клетки жизни нет.

Все клетки сходны по своему химическому составу и имеют общий план строения. Клетки обладают и специфическими особенностями, связанные с выполнением специаль - ных функций и возника - ющими в результате кле - точной дифференцировки.

Клетка происходит только от клетки.

Многоклеточные организмы представляют собой сложно организованные интегрированные системы, состоящие из взаимодействующих клеток.

Сходное клеточное строение организмов – свидетельство того, что все живое имеет единое происхождение.

Домашнее задание § 2.1 стр. 24 – 28.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация разработан с использованием компьютерных технологий, основной теоретический материал отражен в презентации. Проведение урока в такой нестандартной форме способствует повышению мотивац...

Тема урока: Клетка. Клеточная теория строения организмов. (10 класс хим-био группа)Тип занятия: двухцелевой урок (урок систематизации и обобщения знаний, применение знаний, умений и навыков)Методы обу...

Вопрос 1. Расскажите об истории открытия клетки.

Открытие клеточного строения живых ор­ганизмов стало возможно благодаря появле­нию микроскопа, изобретенного в 1590 г. За­харием Янсеном.

Значение микроскопа для исследования строения срезов растительных и животных объектов впервые оценил английский физик и ботаник Роберт Гук. В 1665 г. на срезах проб­ки он обнаружил структуры, напоминающие пчелиные соты, и назвал их ячейками или клетками. Однако Гук ошибался, считая, что клетки пустые, а живое вещество — это кле­точные стенки.

Голландский натуралист Антони ван Ле­венгук во второй половине XVII в. усовершен­ствовал микроскоп и первым увидел живые клетки. Он наблюдал и зарисовал ряд простей­ших, сперматозоиды, бактерии, эритроциты и даже их движение в капиллярах (см. также ответ на вопрос 3 к 1.1).

Вопрос 2. Кем и когда впервые была сформу­лирована клеточная теория?

В XVII-XVIII вв. вопрос о том, входят ли клетки в состав всех растительных и живот­ных организмов, оставался открытым. На него в 1838-1839 гг. окончательно ответили не­мецкие ученые ботаник Матиас Шлейден и зоо­лог Теодор Шванн. Они проанализировали все существующие на тот момент знания о клеточ­ном строении живой природы и сформулирова­ли клеточную теорию. Эта теория постулирова­ла, что все растительные и животные организ­мы состоят из простейших частей — клеток. При этом каждая клетка в определенных гра­ницах представляет собой некое самостоятель­ное целое. Вместе с тем в пределах организма все клетки действуют совместно, образуя гар­моничное единство. Однако Шлейден и Шванн заблуждались, считая, что новые клетки обра­зуются из неклеточного вещества. Это предпо­ложение опроверг немецкий ученый Рудольф Вирхов, который доказал, что всякая клетка происходит от другой клетки.

Вопрос 3. Перечислите современные положе­ния клеточной теории.

В наше время цитология, используя дости­жения генетики, молекулярной и физико-хи­мической биологии, очень быстро развива­ется. И хотя основные положения теории Т. Шванна и М. Шлейдена остаются актуаль­ными, полученные данные позволили сформи­ровать более глубокие представления о струк­туре и функциях клетки. На их основе сфор­мулирована современная клеточная теория. Перечислим ее основные положения:

Вопрос 5. Подумайте, для каких представите­лей органического мира понятия «клетка» и «орга­низм» совпадают.

Понятия «клетка» и «организм» совпадают в том случае, если речь идет об одноклеточных организмах. К ним относятся прокариоты, или безъядерные (в частности, бактерии), а из эукариот, или ядерных, — простейшие (такие, как инфузория туфелька, хламидомонада, эвглена зеленая). Их тело состоит из одной клетки, которая реализует все функции орга­низма — обмен веществ, раздражимость, размножение, движение. Выполнению этих функций способствуют разнообразные органо­иды, в том числе специального назначения (например, жгутики и реснички обеспечи­вают движение). Одноклеточные организмы часто способны образовывать скопления — ко­лонии. Однако к колонии еще неприменимо понятие «многоклеточный организм», по­скольку входящие в ее состав клетки имеют однотипное строение (не подразделяются на ткани), слабо взаимодействуют друг с другом и, будучи изолированы от колонии, без особых проблем продолжают самостоятельно сущест­вовать и размножаться.


Инструктивная карточка лабораторная работа выполняется фронтально, на этапе изучения нового материала 1. Рассмотрите тело птицы и найдите на нем отделы тела: голову, шею, туловище, хвост. Установите, как они соединены между собой? 2. Рассмотрите голову птицы, обратите внимание на ее форму, размеры; найдите клюв, состоящий из надклювья и подклювья; на надклювье рассмотрите ноздри; найдите глаза и обратите внимание на особенности их расположения. 3. Рассмотрите туловище птицы, определите его форму. На туловище найдите крылья и ноги, определите их местоположение. 4. Обратите внимание на неоперенную часть ноги - цевку и пальцы с когтями. Чем они покрыты? Вспомните, у каких животных, изученных ранее, вы встречали такой покров. 5. Рассмотрите хвост птицы, состоящий из рулевых крыльев, подсчитайте их число. 6. Рассмотрите набор перьев, найдите среди них контурное перо и его основные части: узкий плотный ствол, его основание - очин, опахала, расположенные по обе стороны ствола. С помощью лупы рассмотрите опахала и найдите бородки 1-го порядка - это роговые пластинки, отходящие от ствола. 7. Зарисуйте строение контурного махового пера в тетради и подпишите названия его основных частей. 8. Рассмотрите пуховое перо, найдите в нем очин, зарисуйте в тетради это перо и подпишите названия его основных частей. 9. На основании изучения внешнего строения птицы отметьте особенности, связанные с полетом. Сделайте записи в тетради.




ФАЗАН Приспособления к различным способам питания Фазана отличает прожорливость, он неутомимый собиратель насекомых - жуков, муравьев, мокриц, пауков, улиток и т.д. Не прочь проглотить молодую ящерицу, змейку, а если подвернется, то и мышонка. Питается также дичками, пшеницей и семенами культурных и диких растений, иногда заглядывает и на виноградники.


Кулик Свой корм кулики добывают в водно-болотных угодьях, к которым относятся низинные болота или топи, дельты рек, илистые поверхности, тундры и литоральные (приливно-отливные) зоны. Во время зимовок и миграций кулики кормятся крошечными моллюсками, улитками, дафниями и червями, которых они находят в иле и песке вдоль кромки воды. Размер и форма клюва куликов так же, как и окраска, являются приспособлением (адаптацией) к условиям их обитания. Кулики с короткими клювами питаются организмами, живущими близко к поверхности. Те, у кого клювы длинные, могут добывать организмы, живущие глубже в иле или песке.






ПЕЛИКАН. Что на обед? Важнейшую роль в питании австралийского пеликана играет клюв с горловым мешком. Клюв пеликана очень чувствителен, и с его помощью птица может находить рыбу (или другие объекты питания) в воде. Для удержания скользкой добычи на клюве есть загнутый книзу «крючок» (на конце верхней челюсти). Когда добыча поймана, пеликан манипулирует ею таким образом, чтобы она развернулась головой вниз в направлении его горла, а потом глотает, сопровождая глоток резкими подергиваниями головы.


ВИДЫ ПЕРЬЕВ контурные КроющиеМаховыеРулевые пуховеПух Кроющее перо Покровные перья придают телу птицы обьтекаемую форму Маховое перо ассиметрич ное опахало создает аэродинами ческие силы Пуховое перо Пух - прекрасный термоизоляционный материал Лишено опахала.


ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННИЕ СТРОЕНИЕ ПЕРЬЕВ несомкнутое опахало Контурного пера Сомкнутое опахало Контурного пера Пуховое перо Контурное перо Опахало пера образованно парными бородками отходящими от центрального стержня. В сомкнутой его части Крошечные крючочки одной бородочки сцеплены с выемками соседней. В несомкнутой части опахала Бородочки не сцеплены. Контурные перья с сомкнутыми опахалами обеспечивают полет



Тема урока: Класс Птицы. Внешнее строение птиц видов 2400 видов6000 видов


Почему же птица, которая тяжелее воздуха, всё-таки отрывается от земли? Находится в воздухе длительное время? Проблема. Мешает полёту: 1. Птица тяжелее воздуха 2. На птицу действует сила тяжести, направленная вниз 3. Воздух при полёте создаёт сопротивление. Что должно способствовать полёту: 1.1 Птица должна стать легче 2.2 Должна появиться сила, поднимающая птицу вверх 3.3 Уменьшить действие силы трения




Строение передних конечностей птицы. Рассмотрите на рисунках передние конечности лягушки, ящерицы, птицы. Укажите названия одинаковых отделов. Используйте сведения о сходстве в строении конечностей земноводных, пресмыкающихся и птиц для вывода об их родстве. Чем объясняются отличия крыла птицы и передних конечностей других наземных животных?








Роговые чехлы, одевающие клюв, менее тверды, чем зубы, но зато они легче, могут принимать любую форму, растут всю жизнь и самозатачиваются. Из-за того, что передние конечности птиц превратились в крылья, шея и голова с клювом отчасти взяли на себя их работу.


Строение задних конечностей птицы (Д). Рассмотрите задние конечности птицы. Какие функции они выполняют? Найдите у птицы голень, стопу, колено. Сосчитайте, сколько пальцев у рассматриваемой вами птицы, определите, как они расположены, чем заканчиваются. Обратите внимание на ноги, найдите неоперённую часть – цевку. Определите, к какому отделу относится цевка. Закрасьте название этого отдела в таблице. БедроГоленьСтопа Рассмотрите роговые чешуйки на цевке. Назовите животных, изученных ранее, у которых вы встречали такой покров.


ЗАДНИЕ КОНЕЧНОСТИ (НОГИ) Из-за того, что передние конечности превратились в крылья, задние конечности у птиц никогда не утрачивают главной функции опоры о субстрат и ходьбы. В отличие от пресмыкающихся у птиц ноги подпирают тело снизу. Сросшиеся кости плюсны образовали еще один рычаг цевку. Она прочная, легкая и одета роговыми щитками.


Сильные ноги очень важны при взлете и посадке: при взлете они дают начальный толчок, а при посадке действуют как амортизаторы. Взлетая, птица резко и сильно отталкивается ногами. Взлет и посадка Перед посадкой птица выставляет ноги вперед и расправляет крылья.


Изучение строения пера птицы Изучите контурные и пуховые перья в лабораторной работе на диске. (На контурном пере найдите бородки первого порядка узкие толстые пластинки, радиально отходящие от стержня, и расположенные на них бородки второго порядка, которые заканчиваются крючочками). Сравните строение контурных и пуховых перьев. Сделайте вывод о роли пуховых и контурных перьев в жизни птиц. В предложенных вам наборах перьев найдите контурные и пуховые. На контурном пере найдите длинный плотный стержень ствол, его основание очин, и мягкие опахала. Обратите внимание на легкость пера, прочность его ствола. Разрежьте ствол поперек. Обратите внимание на то, что он представляет собой трубку. Объясните, отличаются ли по прочности трубка и сплошной стержень. Проткните опахало контурного пера острием карандаша, а затем попытайтесь соединить его пальцами. Что у вас получилось? Объясните роль плотного опахала в жизни птиц. Рассмотрите, как располагаются перья на теле птицы. Обратите внимание, что они как бы налегают друг на друга (как черепица на крыше). Объясните значение такого расположения перьев.


Черты приспособленности птицы к полёту ПризнакиФункции Беззубые челюсти Форма тела Крылья Перья Хвост Цевка Голова становится более лёгкой Уменьшение силы трения Создание подъёмной подъёмной силы Образование летательной поверхности Создание тяги Посадочное устройство

© 2024 sun-breeze.ru
Новые идеи бизнеса - Животные и растения. Заработок в интернете. Автобизнес