«Утиные истории» в России, как, впрочем, и в Америке, большинство знает по мультсериалу 1987 года. Однако началось всё гораздо раньше - с комиксов, которые возникли ещё в начале тридцатых. В этой статье и её продолжении мы приглашаем вас в увлекательное путешествие по истории «утиной» вселенной. Зигзаг, заводи!
Вспыльчивый селезень в бескозырке появился на свет в июне 1934-го в мультфильме Уолта Диснея «Маленькая мудрая курочка». В нём ленивый селезень уклонялся от работы, но примчался на дармовое угощение. Уже осенью того же года Дональд дебютировал на страницах газетных комиксов.
Первое появление Дональда, мультфильм «Маленькая мудрая курочка»
Ранний Дональд жил в деревне, был куда эмоциональнее и беззаботнее: у него не было ещё ни подружки, ни племянников, ни богатого дядюшки. Поначалу Дональд оставался второстепенным персонажем в комиксах о Микки Маусе, но со временем вышел на первый план в стрипах серии «Глупые мелодии» (Silly Symphonies).
Да, в ранних газетных комиксах Дональд бывал жёлтым
А в 1937 году у Дональда появились племянники Хьюи, Дьюи и Луи (известные у нас как Билли, Вилли и Дилли). Дядя присматривал за тройняшками, чей отец угодил в больницу после их очередной шалости. Поначалу ребята были отпетыми хулиганами и вечно подшучивали над дядей, но со временем их характер улучшился. Предполагалось, что племянники вернутся домой, когда папа встанет на ноги. Однако в итоге троица осталась с дядей, а о родителях больше не вспоминали. Впервые за почти столетие речь о них завели только в новом мультсериале 2017 года.
Дональд и его племянники в газетных стрипах
Кстати, имена героев локализуют не только у нас. В Финляндии, где Дональд популярен так, что за него иногда голосуют на выборах в знак протеста, селезня зовут Аку Анкка. А в Италии он известен как Паперино.
А в 1942 году настал звёздный час Дональда: издательство Western Publishing получило лицензию на комиксы о диснеевских персонажах. Сюжет первой истории «Дональд Дак ищет пиратский клад» придумали сценаристы студии, а рисунок поручили художнику Карлу Барксу.
Карл тогда работал аниматором на Disney, но его угнетала студийная система, убивающая творчество. Он подумывал уволиться и завести ферму с утками. К счастью, рисовать уток Барксу тоже нравилось - он взял у Western новый заказ и заодно предложил доработать сценарий. Результат так впечатлил редакторов, что со второго номера Карлу доверили ещё и работу сценариста. Cледующие тридцать лет для «Утиных историй» стали эпохой Карла Баркса.
Баркс очень тщательно подходил к рисунку. Например, для иллюстрации затонувших судов он изучал выпуски National Geographic
Дональд у Баркса изменился в лучшую сторону. Он остался вспыльчивым хвастливым лентяем, но научился брать ответственность, перестал быть чересчур эмоциональным и стал внятно разговаривать. Он заботился о племянниках, хоть это и заставляло его отрываться от любимого ничегонеделания. С упорством, с которым Дональд искал себе работу, может сравниться лишь постоянство, с которым он её терял. Впрочем, селезень не унывал. В отличие от своего знаменитого дядюшки, который не умел вовремя остановиться, Дональду для полного счастья хватало малого, например, куска пиццы или стакана газировки.
Дональд в моих историях порой выступает злодеем, но в основном он хороший парень, хоть и делает глупые ошибки, как типичный человек.
Карл Баркс
В 1947 году Баркс выпустил комикс «Рождество на Медвежьей горе». Здесь у Дональда появился эксцентричный дядя-миллионер, живущий в уединённой усадьбе в горах. В этой истории, задуманной как аллюзия одновременно на «Рождественскую песнь» и «Гражданина Кейна», Скрудж хотел поиздеваться над Дональдом и племянниками, чтобы проверить, достойны ли они унаследовать его состояние.
В «Рождестве» Скрудж стар, бородат, опирается на трость и носит очки
Скрудж из «Рождества на Медвежьей горе» был моей первой версией богатого старого дядюшки. Я сделал его слишком старым и слабым - и только потом понял, что он должен быть более подвижным. Дряхлый старик не смог бы воплотить всё, что я для него запланировал.
Карл Баркс
Скруджа придумывали на один раз, но старый скряга приглянулся публике, и Баркс стал снова использовать его в историях о Дональде, иногда даже в качестве злодея. Заметив популярность персонажа, в издательстве предложили построить сюжет очередной истории вокруг него. Так в 1952 году в Four Color вышел комикс «Всего лишь бедный старичок». С этого момента Скрудж начал перетягивать одеяло на себя. Теперь главным искателем приключений стал он, а Дональду и компании осталась роль не всегда добровольных помощников.
Скрудж скуп, сварлив и раздражителен, но своё состояние он заработал абсолютно честно
Сценаристы мало заботились о создании единой хронологии историй об утках, поэтому среди фанатов нередко возникали споры, чьи сюжеты считать каноническими. Большинство сходилось во мнении, что настоящий канон - только работы Карла Баркса.
Карл Баркс. Человек, который создал «Утиные истории» такими, какими мы их знаем (Фото: Alan Light | CC BY-SA 2.0)
Карл всегда хотел стать художником, но мешала бедность. Чтобы свести концы с концами, Баркс брался за любую работу: был фермером, лесорубом, погонщиком мулов, изготовителем заклепок и печатником. Но все свободное время он уделял самообразованию. Карл изучал картины любимых художников, пытаясь скопировать их стиль и найти свой.
В 1935 году Баркс нанялся аниматором в Disney, где снял 36 короткометражек про Дональда. Но этой работой Карл остался недоволен, считая, что студийные ограничения убивают творчество. В 1942-м он ушёл в издательство Western, которое вскоре получило лицензию на «утиные комиксы». Здесь он и обрёл своё подлинное призвание.
Баркс создал около 500 «утиных историй». Именно он придумал Скруджа и большинство второстепенных персонажей - Винта Разболтайло, Глэдстоуна Гандера, Флинхарта Гломгольда, Магику де Гипноз и братьев Гавс . Как правило, Карл один делал всю работу: писал сценарий, рисовал эскизы и раскрашивал иллюстрации.
Долгие годы его имя оставалось неизвестным - правила Disney запрещали указывать художников и сценаристов. Поколения фанатов знали Баркса только как «Хороший утиный художник». Тайна его личности раскрылась лишь в конце 1960-х, когда Баркс отошёл от дел. Он умер в 2000 году, чуть-чуть не дожив до ста лет.
Перечитывая собственные истории, я понял, что заложил в них философские идеи, о которых в то время и не догадывался. Думаю, философия в моих комиксах консервативная. На мой взгляд, цивилизация достигла пика в 1910 году - с тех пор мы катимся под гору. Старая культура обладает такими качествами, каких новоделу не достичь. Взгляните на эти замечательные соборы и дворцы! Сейчас такое не строят.
Мне кажется, стоит сохранить старые идеалы и методы работы - честь и честность. Надо позволять другим верить в собственные идеалы, не нужно стричь всех под одну гребёнку. Вот что мне не нравится в современной политической системе: она всех пытается сделать одинаковыми.
Говорят, Вандербилты и Рокфеллеры - злодеи, потому что сколотили состояния на эксплуатации бедняков. А я считаю, каждый должен иметь возможность забраться так высоко, как может, если он никого не убивает и не истязает. А небольшая эксплуатация свойственна нам от природы. Это видно и в поведении животных - каждый в какой-то мере эксплуатирует каждого.
Карл Баркс
После ухода Баркса на покой Western Publishing продолжали выпускать комиксы о Скрудже и Дональде. Но с уходом «старой гвардии» качество историй упало, и редактора частенько перепечатывали старые сюжеты. Вечно так продолжаться не могло, и в 1984 году Western обанкротились. Но «утки» недолго искали новый дом. Незадолго до этого фанаты Баркса Брюс Гамильтон и Росс Кохрейн основали издательство Another Rainbow, открыли импринт Gladstone и купили лицензию на печать «уток».
В основном Gladstone переиздавали старые комиксы, но искали и свежую кровь. Именно тогда они наняли молодого и совершенно неизвестного тогда художника Дона Росу. Тот привлёк редактора своей неколебимой уверенностью, что именно ему суждено возродить «Утиные истории».
Дон Роса. Если Баркс создал «Утиные истории», то Роса их превратил в упорядоченную вселенную (Фото: Darrenmambo | CC BY-SA 3.0)
В своём первом комиксе «Сын Солнца» Роса нарочно копировал стиль Баркса
Как и Баркс, Роса был самоучкой и учился рисовать по творчеству кумиров. Первые работы Росы для Gladstone - явное подражание Барксу: сюжеты он придумывал сам, но фон и позы героев перерисовывал из старых комиксов. Роса считал каноном только истории Баркса и ориентировался на них. Он перенёс действие в 1950-е и 1960-е годы, когда происходили события комиксов «Хорошего утиного художника», и сочинил ряд продолжений к его сюжетам.
С годами Роса и сам стал культовым комиксистом, сравнимым с Барксом. Его вклад в «Утиные истории» огромен. Он вернул интерес к уткам и проделал огромную работу, систематизируя комиксы Баркса. Проанализировав болтовню Скруджа о родне и былых похождениях, Роса составил его фамильное древо и написал биографию богатого селезня - графический роман «Жизнь и времена Скруджа Макдака».
«Жизнь и времена Скруджа Макдака» вдохновили лидера Nightwish Туомаса Холопайнена написать к этому комиксу саундтрек. Обложку альбома нарисовал сам Роса.
1867 Скрудж родился в Глазго в семье Фергуса Макдака и Дауни О’Дрейк. Он был старшим ребёнком, позже у него появились сёстры Матильда и Гортензия.
1877 Чтобы заработать, Скрудж становится чистильщиком обуви. Первый клиент обманывает мальчика, расплатившись десятицентовой монеткой, бесполезной в Шотландии. Скрудж на всю жизнь сохранит монетку как символ успеха и поклянётся, что больше никому не удастся его провести.
1880 13-летний Скрудж уезжает в США и устраивается юнгой на речной пароход своего дяди Ангуса Макдака.
1882 Ангус уходит на пенсию и отдаёт пароход племяннику, но банда братьев Гавс уничтожает судно. Скрудж решает попытать счастья на Диком Западе.
1896–1899 После безуспешных попыток найти золото Скрудж приезжает на Клондайк, и ему улыбается удача. На Клондайке Макдак знакомится с владелицей салуна Золотцем Голди. Любовь к ней он сохранит на всю жизнь.
1902 Скрудж становится миллиардером и переезжает в деревушку Даксбург, штат Калисота.
1930 Макдак становится самым богатым селезнем в мире, но в погоне за наживой забывает о семье и окончательно с ней ссорится.
1942 Впав в депрессию, Скрудж решает уйти на покой и отгораживается от всего мира в своей усадьбе на Медвежьей горе.
1947 Скрудж встречается со своим племянником Дональдом и внучатыми племянниками Билли, Вилли и Дилли. В нём просыпается интерес к жизни, и вместе они отправляются навстречу приключениям.
1967 Неканоничная дата - подобно Барксу, Скрудж умирает в возрасте ста лет после жизни, полной приключений.
Семейное древо Макдаков от Дона Росы
«Утиные истории» стали одним из первых диснеевских сериалов, показанных в Советском Союзе. А следом в СССР проникли и комиксы. С 1989 года издательство «Эгмонт» выпускало комиксы про Микки Мауса, а в начале девяностых линейку пополнили «Утиные истории», «Микки-детектив», «Русалочка» и «Аладдин». Несколько лет комиксы продавались во всех киосках, но со второй половины 1990-х их популярность сошла на нет. Возвращения Скруджа пришлось ждать почти двадцать лет - с осени 2016 года АСТ выпускает сборники классических комиксов Баркса и Росы.
А 1987 году «Утиные истории» пережили главное в своей истории событие. Студия Disney начала выпускать мультсериал, основанный во многом на комиксах Карла Баркса… Но это уже другая история.
Девяностые годы можно вспоминать по-разному. Для кого-то это лихая эпоха «дикого капитализма» и малиновых пиджаков. А для кого-то - время уютного детства, игр на Dendy и Sega и диснеевских мультиков по выходным. И первыми на экраны нашей страны ворвались задорные утки. Их массовая популярность в России, как, впрочем, и в Америке, началась в 1987 году с мультсериала «Утиные истории», однако первые комиксы о Дональде и его племянниках возникли ещё в начале тридцатых. В этой статье мы приглашаем вас в увлекательное путешествие по «утиной» вселенной. Зигзаг, заводи!
Все началось с Дональда
ПЕРВОЕ ПОЯВЛЕНИЕ ДОНАЛЬДА, МУЛЬТФИЛЬМ «МАЛЕНЬКАЯ МУДРАЯ КУРОЧКА». ЛЕНИВЫЙ СЕЛЕЗЕНЬ УКЛОНЯЛСЯ ОТ РАБОТЫ, НО ПРИМЧАЛСЯ НА ДАРМОВОЕ УГОЩЕНИЕ
ДОНАЛЬД И ЕГО ПЛЕМЯННИКИ В ГАЗЕТНЫХ СТРИПАХ
Кстати, имена героев локализуют не только у нас. В Финляндии, где Дональд популярен так, что за него иногда голосуют на выборах в знак протеста, селезня зовут Аку Анкка. А в Италии он известен как Паперино.
ДА, В РАННИХ ГАЗЕТНЫХ КОМИКСАХ ДОНАЛЬД БЫЛ ЖЁЛТЫМ
Дональд у Баркса остался вспыльчивым хвастливым лентяем, но научился брать ответственность и стал внятно разговаривать. Он заботился о племянниках, хоть это и заставляло его отрываться от любимого ничегонеделания. С упорством, с которым Дональд искал себе работу, может сравниться лишь постоянство, с которым он её терял.
«Дональд в моих историях порой выступает злодеем, но в основном он хороший парень, хоть и делает глупые ошибки, как типичный человек.»
Карл Баркс
БАРКС ОЧЕНЬ ТЩАТЕЛЬНО ПОДХОДИЛ К РИСУНКУ. НАПРИМЕР, ДЛЯ ИЛЛЮСТРАЦИЙ С ЗАТОНУВШИМИ СУДАМИ ОН ИЗУЧАЛ ВЫПУСКИ NATIONAL GEOGRAPHIC
Скрудж выходит на сцену
В «РОЖДЕСТВЕ» СКРУДЖ СТАР, БОРОДАТ, ОПИРАЕТСЯ НА ТРОСТЬ И НОСИТ ОЧКИ
«Скрудж из «Рождества на Медвежьей горе» был моей первой версией богатого старого дядюшки. Я сделал его слишком старым и слабым - и только потом понял, что он должен быть более подвижным. Дряхлый старик не смог бы воплотить всё, что я для него запланировал.»
Карл Баркс
Скруджа придумывали на один раз, но старый скряга приглянулся публике, и Баркс стал снова использовать его в историях о Дональде, иногда даже в качестве злодея. Заметив популярность персонажа, в издательстве предложили построить сюжет очередной истории вокруг него. Так в 1952 году в Four Color вышел комикс «Всего лишь бедный старичок». С этого момента Скрудж начал перетягивать одеяло на себя. Теперь главным искателем приключений стал он, а Дональду и компании осталась роль не всегда добровольных помощников.
Хороший утиный художник
Долгие годы его имя оставалось неизвестным - правила Disney запрещали указывать художников и сценаристов. Поколения фанатов знали Баркса только под прозвищами вроде «Хороший утиный художник». Тайна его личности раскрылась лишь в конце 1960-х, когда Баркс отошёл от дел. Он умер в 2000 году, чуть-чуть не дожив до ста лет.
«Перечитывая собственные истории, я понял, что заложил в них философские идеи, о которых в то время и не догадывался. Мне кажется, философия в моих комиксах консервативного толка: на мой взгляд, цивилизация достигла пика в 1910 году. С тех пор мы катимся под гору. Старая культура обладает такими качествами, каких новоделу не достичь. Взгляните на эти замечательные соборы и дворцы! Сейчас такое не строят. Мне кажется, нам стоит сохранить старые идеалы и методы работы - честь и честность. Надо позволять другим верить в собственные идеалы, не нужно стричь всех под одну гребёнку. Вот что мне не нравится в современной политической системе: она всех пытается сделать одинаковыми.»
Карл Баркс
Жизнь и времена Дона Росы
ДОН РОСА. ЕСЛИ БАРКС СОЗДАЛ «УТИНЫЕ ИСТОРИИ», КАКИМИ МЫ ИХ ЗНАЕМ, ТО РОСА ИХ УПОРЯДОЧИЛ
«ЖИЗНЬ И ВРЕМЕНА СКРУДЖА МАКДАКА» ВДОХНОВИЛИ ЛИДЕРА NIGHTWISH ТУОМАСА ХОЛОПАЙНЕНА НАПИСАТЬ К ЭТОМУ КОМИКСУ САУНДТРЕК. ОБЛОЖКУ АЛЬБОМА НАРИСОВАЛ САМ РОСА
В СВОЁМ ПЕРВОМ «УТИНОМ» КОМИКСЕ «СЫН СОЛНЦА» РОСА НАМЕРЕННО КОПИРОВАЛ РИСУНКИ БАРКСА
ХОТЯ ВСПЫЛЬЧИВОСТЬЮ БОЛЬШЕ СЛАВИТСЯ ДОНАЛЬД, СКРУДЖ В МОЛОДОСТИ ТОЖЕ БЫЛ НЕ ДУРАК ПОДРАТЬСЯ
МАКДАК В ЛИХУЮ «ЭПОХУ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО НАКОПЛЕНИЯ КАПИТАЛА» НА ДИКОМ ЗАПАДЕ
Жизнь Скруджа (хронология Дона Росы)
1877. Чтобы заработать, Скрудж становится чистильщиком обуви. Первый клиент обманывает мальчика, расплатившись десятицентовой монеткой, бесполезной в Шотландии. Скрудж на всю жизнь сохранит монетку как символ успеха и поклянётся, что больше никому не удастся его провести.
1902. Скрудж становится миллиардером и переезжает в деревушку Даксбург, штат Калисота.
1942. Впав в депрессию, Скрудж решает уйти на покой и отгораживается от всего мира в своей усадьбе на Медвежьей горе.
1947. Скрудж встречается со своим племянником Дональдом и внучатыми племянниками Билли, Вилли и Дилли. В нём просыпается интерес к жизни, и вместе они отправляются навстречу приключениям.
1967. Неканоничная дата - подобно Барксу, Скрудж умирает в возрасте ста лет после жизни, полной приключений.
СЕМЕЙНОЕ ДРЕВО МАКДАКОВ ОТ ДОНА РОСЫ
«Утиные истории» (DuckTales)
НЕЗАБЫВАЕМУЮ ЗАГЛАВНУЮ ТЕМУ МУЛЬТСЕРИАЛА НАПИСАЛ МАРК МЮЛЛЕР, И БЕЗ НЕЁ ТЕПЕРЬ НЕВОЗМОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ «УТИНЫЕ ИСТОРИИ». ДАЖЕ В ПЕРЕЗАПУСКЕ ЕЁ СОХРАНИЛИ
Шоу могло выйти в синдикацию, только преодолев определённый барьер - для мультсериалов он составлял 65 серий. Disney нужно было снять их ещё до начала переговоров с покупателями. Это был большой риск: в случае провала студия могла потерять 20 миллионов долларов. Нужно было понять, на что ставить.
В МУЛЬТСЕРИАЛЕ ДЕНЬГИ СЛУЖИЛИ СКРУДЖУ НОСТАЛЬГИЧЕСКИМ НАПОМИНАНИЕМ О БЫЛЫХ ПРИКЛЮЧЕНИЯХ. ОН МОГ ВСПОМНИТЬ, КАК ЗАРАБОТАЛ КАЖДУЮ ИЗ СВОИХ МОНЕТОК
Производство анимации отдали в Азию - тайваньской студии Wang Film и японской Tokyo Movie Shinsha. Американская пресса за это обвинила Disney в попытке снимать мультфильмы по дешёвке, хотя на деле сэкономить не вышло - упавший курс доллара только увеличил затраты. Каждый эпизод «Утиных историй» обходился в 300 тысяч. Но время подтвердило правоту Disney. Сейчас «Утки» считаются классикой, а уровень их анимации - эталонным.
К озвучке сериала привлекли опытных актёров. Роль Скруджа доверили легендарному комику Алану Янгу (1919–2016), чья карьера началась ещё в 1940-х. Янг не раз возвращался к этой роли: последний раз он озвучил Скруджа за четыре месяца до своей смерти, в эпизоде мультсериала «Микки Маус».
Премьера состоялась 18 сентября 1987 года. Поначалу пресса скептически отнеслась к «Утиным историям», обвинив сериал в низком качестве, обелении Скруджа и несоблюдении духа комиксов. Но публика была в восторге. Рейтинги оказались так высоки, что Disney заказали дополнительные серии - в итоге «Утки» продержались четыре сезона.
В чём причина успеха? Уже со вступительных аккордов заставки «Утиные истории» увлекали зрителей в мир, полный приключений. Мир, где мечтатель Скрудж каждую неделю приглашал отправиться на поиски короны Чингисхана, Атлантиды или Затерянного мира. Юным зрителям показывали богатство и многообразие мира и поощряли его исследование. По «Утиным историям» нельзя выучить историю Великих географических открытий, Гражданской войны в США или золотой лихорадки на Клондайке, но сериал показывал, что учиться и узнавать новое интересно. Недаром Скрудж говорил, что своим кругозором обязан книгам.
КОМИКСЫ БАРКСА ВДОХНОВИЛИ АВТОРОВ «ИНДИАНЫ ДЖОНСА». А СОЗДАТЕЛИ «ЗАВЕТНОЙ ЛАМПЫ» ОСТАВИЛИ В КАРТИНЕ НЕМАЛО ОТСЫЛОК К «ИНДИАНЕ»
ДЕЙСТВИЕ «ЧЁРНОГО ПЛАЩА» РАЗВОРАЧИВАЕТСЯ В МИРЕ «УТИНЫХ ИСТОРИЙ», НО ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ЗИГЗАГА И ТЕХНОДАКА (ОН ЖЕ СУПЕРКРЯК) МЕЖДУ СЕРИАЛАМИ ПОЧТИ НЕТ ПЕРЕСЕЧЕНИЙ
Утки в России
«Чёрный плащ» (Darkwing Duck)
ПРЕДПОЛАГАЛОСЬ, ЧТО СПЕЦАГЕНТ УТКА ДВА НУЛЯ БУДЕТ НОСИТЬ БЕЛЫЙ СМОКИНГ И ЧЁРНУЮ МАСКУ
«УТИНЫЕ ИСТОРИИ» СТАЛИ ПЕРВЫМ АМЕРИКАНСКИМ МУЛЬТСЕРИАЛОМ, ПОКАЗАННЫМ В СССР, А «ЧЁРНЫЙ ПЛАЩ» - ПЕРВЫМ В НОВОЙ РОССИИ
Но были у Плаща и уникальные особенности. В отличие от коллег, он был жутко тщеславен, упрям и самовлюблён и делал всё, чтобы прославиться. Впрочем, и на огромное эго ЧП находилась управа в виде дочки Гусёны. Она давила на лучшие стороны характера Кряка, вынуждая его принимать верные решения.
«Кряк-Бряк» (Quack Pack)
По сюжету мультсериала «Кряк-Бряк» племянники снова живут с Дональдом, позабыв о Скрудже. Дональд уволился с флота и стал телеоператором - ездит по миру и снимает сюжеты для программы «Вокруг планеты». Из энергичных детей братья превратились в ленивых заносчивых подростков, которые готовы на всё, чтобы избежать школы и работы по дому. Из их проделок не выходит ничего путного, и троица вынуждена из кожи вон лезть, чтобы исправить свои ошибки.
В «КРЯК-БРЯК» ПЛЕМЯННИКИ НАКОНЕЦ СТАЛИ ОТЛИЧАТЬСЯ. У КАЖДОГО СВОИ УВЛЕЧЕНИЯ, ОНИ ОДЕВАЮТСЯ НЕСКОЛЬКО ПО-РАЗНОМУ, ХОТЬ И СОХРАНИЛИ ЛЮБИМЫЕ ЦВЕТА
Утки в играх
Duck Tales, 1989
Darkwing Duck, 1992
Возвращение уток
В НОВЫХ «УТИНЫХ ИСТОРИЯХ» НАМ ВПЕРВЫЕ ПОКАЗАЛИ ИЗОБРАЖЕНИЕ МАМЫ БЛИЗНЕЦОВ
Те из нас, кто провел свое детство в 90-е годы, прекрасно помнят бессчетное количество выходных, проведенных вместе с дядюшкой Скруджем, Дональдом, Билли, Вилли и Дилли, Поночкой, миссис Клювдией, Зигзагом Маккряком, Пупсом и Винтом Разболтайло. Утки отправлялись в опасные путешествия и посещали множество диковинных мест. Они открыли для нас Клондайк и Дикий запад, Древнюю Грецию и средневековую Скандинавию, Атлантиду и даже затерянный мир с самыми настоящими динозаврами.
Но далеко не все знают, что Дональд Дак впервые засветился на киноэкране в короткометражном анимационном фильме «Мудрая маленькая курочка», а остальное утиное семейство обязано своим появлением комиксам (кроме Зигзага Маккряка - этот персонаж дебютировал именно в анимационном сериале). С середины 1930-х годов Дональд Дак и остальные утки занимали всё более значимое место на страницах газет и журналов, пока, наконец, на прилавках магазинов не появились целые серии комиксов, посвященные исключительно утиным историям.
«Утиные истории» - это полные опасностей путешествия дядюшки Скруджа и Дональда в самые экзотические уголки земного шара, поиск древних сокровищ, гонки и погони, загадки и секреты… Настоящие приключенческие истории в духе Жюля Верна, Майна Рида и Марка Твена.
2. Расширяют кругозор и побуждают учиться
Наши герои зачастую оказываются в самых интересных и необычных уголках Земли. Они ищут затерянные миры, погибшие цивилизации и древние секреты. Конечно, чтение «Утиных историй» не заменит урок истории или географии, но некоторые яркие детали смогут пробудить у юных читателей желание узнать больше об описываемых местах, событиях или героях.
3. Подают правильный пример
Скрудж Макдак - самый богатый селезень в мире, который свое состояние нажил собственным тяжким трудом. Истории о нем учат, что для достижения результата надо работать, работать и еще раз работать.
4. Поднимают важные этические и экологические вопросы
Что важнее: богатство или семья? Можно ли жульничать для достижения собственных целей? Как правильно вести себя в лесу? Почему стоит бережно относиться к природе? Авторы часто поднимают в своих комиксах важные темы, которые их волнуют.
5. Учат, что семья - это главное
Утки могут постоянно ссориться друг с другом из-за чего угодно. Но в приключения они всегда отправляются вместе, заботятся друг о друге и забывают о любых противоречиях перед лицом настоящей опасности.
Над комиксами об утках в разное время трудилось множество достойных художников и сценаристов, но особого внимания заслуживают двое - Карл Баркс и Дон Роса. Долгая, насыщенная и попросту удивительная жизнь Карла Баркса заслуживает отдельного рассказа (который вы можете почитать ). Сейчас мы лишь упомянем, что именно Баркс превратил Дональда Дака из шумного назойливого приятеля Микки Мауса в самостоятельного персонажа, отважного искателя приключений, неутомимого, пусть и не всегда везучего работягу, и любящего, хоть и порой вспыльчивого семьянина. Именно Карл Баркс подарил читателям дядюшку Скруджа, братьев Гавс, Винта Разболтайло, Магику де Гипноз и множество других хорошо знакомых героев. Комиксы Карла Баркса служили источником вдохновения для многих поколений мальчишек и девчонок. Например, композитор, музыкант и лидер популярной группы Nightwish Туомас Холопайнен написал целый музыкальный альбом, основанный на комиксах «Жизнь и времена Скруджа Макдака».
Комиксы Карла Баркса оказали огромное влияние на юного Дона Росу, и мальчик сам решил стать художником-комиксистом. Он вырос с абсолютной уверенностью в том, что именно ему суждено стать следующим величайшим рассказчиком «Утиных историй» после Карла Баркса. И уверенность Росы оправдалась на все сто: многие фанаты «Утиной вселенной» считают его единственным заслуживающим внимания продолжателем дела Карла Баркса.
За свою долгую карьеру Карл Баркс написал свыше семи сотен историй про Уток. Вклад Дона Росы в «Утиную вселенную» гораздо скромнее - Дон написал около девяноста историй.
В настоящий момент на русском языке вышли следующие тома Дона Росы:
Получается, что действия в комиксах «Жизнь и времена Скруджа Макдака» разворачиваются раньше всех остальных историй о Скрудже и компании и охватывает восемьдесят лет жизни. На страницах этих томов Скрудж ищет золото в Австралии и Клондайке, бороздит просторы Тихого океана и ходит по Миссисипи, путешествует по Южной Африке и Индонезии, ссорится с американскими шаманами и знакомится с 26-м президентом США Тедди Рузвельтом и, наконец, основывает собственную бизнес-империю в вымышленном американском штате Калисота.
Теоретически, «Последнего из клана Макдаков» и «Самого богатого селезня в мире» можно читать до знакомства со всеми остальными утиными комиксами, но тогда из этих историй исчезнет часть очарования. Биография Скруджа Макдака интересна тем, что она рассказывает, сколько приключений и испытаний он пережил прежде чем стал собой. Она показывает, как Скрудж из бедного чистильщика обуви превратился в самого богатого селезня в мире. И лучше сначала познакомиться с таким персонажем на пике его славы, а после узнать о его становлении. И это подводит нас непосредственно к Карлу Барксу.
Сейчас на русском языке доступны и готовятся к изданию следующие тома Карла Баркса:
Однако именно по этой причине читать истории о Дональде и Скрудже в хронологическом порядке - не лучшая идея. Карл Баркс не сразу вышел на свой высокий уровень, дядюшка Скрудж не сразу стал самим собой, и первые истории о нем могут смутить неподготовленных читателей или даже отбить желание знакомиться с новыми приключениями героев.
Хронологический порядок хорош для давних фанатов или академических исследователей творчества автора. Всем остальным советуем начать чтение с самых интересных, культовых историй, и уже потом расширять свое знакомство с утиным семейством. Любопытно, что такого подхода придерживаются и сами издатели, выпустившие первым делом седьмой, двенадцатый и одиннадцатый тома за авторством Карла Баркса. Первые пять томов серии, содержащие самые ранние произведения Баркса, еще не вышли даже на английском языке.
Самым подходящим томом для знакомства с дядюшкой Скруджем считается «Всего лишь бедный старичок». Одноименный комикс из этого тома - это первая история со Скруджем Макдаком в главной роли. Именно здесь самый богатый селезень в мире из второстепенного персонажа комиксов о Дональде Даке превратился в главного героя своих собственных историй. Также в этот том вошел не менее культовый комикс «Возвращение в Клондайк» - одно из первых путешествий в прошлое Скруджа, в котором он показан не дряхлым мультимиллиардером, а нищим, молодым и энергичным искателем приключений, способным на любовь и сострадание.
Ну а тем, кому интереснее Дональд, который до появления дядюшки Скруджа был самостоятельным искателем приключений, следует начать с «Тайны старого замка» и продолжить «Рождеством на Медвежьей горе», в котором впервые появляется богатый сварливый старый дядюшка Дональда. Карл Баркс изначально рассматривал Скруджа как проходного одноразового персонажа, но в итоге Скрудж задержался в комиксах уже на семьдесят лет.