Производство гражданских вертолётов в России в 1997-2009 годах, штук
Основная статья: Авиационная промышленность России
Стратегия развития авиационной промышленности РФ на период до 2015 года Активы российского авиастроения сконцентрированы в двух профильных интегрированных структурах: Объединённая авиастроительная корпорация (в неё входят крупнейшие самолётостроительные предприятия) и Оборонпром (в неё входят крупнейшие вертолётостроительные и двигателестроительные предприятия). Эти компании включают в себя 214 предприятий и организаций, в том числе 103 - промышленные, 102 - НИИ и ОКБ. Общая численность занятых в российской авиационной промышленности - более 411 тыс. человек. Крупнейшими научными центрами авиастроения являются: ВИАМ, ЦИАМ, ЦАГИ, ЛИИ, ГосНИИАС, ОНПО «Технология» .
По объёму выпускаемой продукции военного самолётостроения Россия находится на 2-м месте в мире, вертолётостроения - на 3-м месте в мире (6 % мирового рынка вертолётов) .
В 2010 году объём выручки российских предприятий авиапрома составил более 504 млрд рублей, из которых 31 % - доля самолётостроения, 18 % - вертолётостроения, 24 % - двигателестроения, 8 % - агрегатостроения, 11 % - приборостроения, 8 % - производства спецтехники. За этот год в России было выпущено более 100 военных самолётов.
После саммита БРИК в апреле 2010 года, стало известно, что ведутся переговоры с бразильской аэрокосмической корпорацией Embraer о совместной разработке и производстве самолёта для российской региональной авиации. Вероятно, речь идёт о использовании мощностей Казанского авиационного завода .
Существуют оценки, согласно которым в случае объединения российского и украинского авиапрома, самолётостроители двух стран способны образовать третий по значимости - после США и Западной Европы - центр мирового авиастроения . В апреле 2010 года ОАК и украинская государственная компания «Антонов» договорились о создании компании, координирующей совместное производство самолётов Ан-124, производство самолётов Ан-148, Ан-70 и Ан-140. Предполагается также, что ОАК получит контроль над «Антоновым» в обмен на пакет акций ОАК.
Российские производители авиационной промышленности сотрудничают (кооперация, совместные производства) практически со всеми ведущими мировыми производителями, среди которых корпорации Боинг, Airbus, Snecma, бразильской Embraer, ряд итальянских концернов из группы Finmeccanica (например, Agusta Westland, Alenia Aeronautica) , с французскими производителями (12 компаний) , с китайскими производителями , с рядом украинских заводов .
В последнее время российскими авиастроителями заключены многомиллиардные твёрдые контракты на поставку гражданских самолётов иностранным авиаперевозчикам (SSJ-100 и МС-21 , общая сумма более $7 млрд).
В структуру Роскосмоса, по данным официального сайта агентства, входит 66 предприятий. . Крупнейшие предприятия космической промышленности:
По данным на 2006 год за Россией было примерно 11 % мирового рынка космических услуг . Согласно Государственной стратегии развития ракетно-космической промышленности, доля продукции российской ракетно-космической промышленности на мировом рынке к 2015 году должна достигнуть 15 % .
По интенсивности космической деятельности (по количеству запущенных космических кораблей и количеству запущенных космических аппаратов) Россия занимает лидирующие позиции на протяжении последних нескольких лет .
По объёму финансирования гражданской космической деятельности по данным последних лет Россия занимает шестое место в мире .
В настоящее время агентством Роскосмос заключены межправительственные соглашения о сотрудничестве в космической деятельности с 19-ю странами; среди них США, Япония, Индия, Бразилия, Швеция, Аргентина и страны, входящие в Европейское космическое агентство (ЕКА)
В марте 2010 года Франция заказала у России 14 ракет-носителей «Союз» на $1 млрд . В ноябре 2011 года, в свете успешного сотрудничества РФ и Франции в ходе подготовки и запуска ракеты-носителя с французского космодрома Куру, стало известно о заключении контракта на строительство 21 ракеты-носителя «Союз», оценочная стоимость не менее 32 млрд, руб. (также помимо данного контракта российские и французские специалисты займутся разработкой ракеты-носителя нового поколения)
См. также Международный авиационно-космический салон (МАКС) (Заключено контрактов на сумму: в 2005 - $5 млрд, в 2007 - $3 млрд, в 2009 - $10 млрд).
АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
совокупность предприятий, занятых конструированием, производством и испытаниями самолетов, ракет, космических аппаратов и кораблей, а также их двигателей и бортового оборудования (электрической и электронной аппаратуры и др.). Эти предприятия принадлежат государству или частным владельцам. Авиационно-космическая промышленность имеет важное политическое и экономическое значение. Ею в значительной мере определяются промышленный потенциал и престиж государства: ее предприятия поставляют свою продукцию на внутренний и внешние рынки, обеспечивают заказами другие отрасли хозяйства, предоставляют большое количество рабочих мест.
РЫНКИ СБЫТА
Сбыт авиационно-космической продукции осуществляется по пяти основным направлениям.
Военные самолеты и ракеты.
Военные самолеты различаются по назначению. Истребители перехватывают самолеты противника, атакуют воздушные и наземные цели, совершают дозорные и разведывательные полеты. Задачи бомбардировщиков - поражение отдаленных наземных объектов. Для поражения близких объектов применяются штурмовики; они меньше бомбардировщиков и уступают им в бомбовой загрузке. Самолеты-корректировщики действуют совместно со штурмовиками. Назначение транспортных и учебных самолетов ясно из их названий. Транспорты, истребители и штурмовики некоторых типов используются как самолеты-заправщики или носители средств радиоэлектронной войны. Вертолеты особенно эффективны как средства спасения, но есть их типы, которые выполняют функции штурмовиков и транспортных летательных аппаратов. Существуют военные самолеты для решения и многих других специальных задач.
ЛЕТНЫЕ ИСПЫТАНИЯ истребителя F-117 "Стелс", одного из самых совершенных двухдвигательных самолетов этого типа.
СТАРТ БАЛЛИСТИЧЕСКОЙ РАКЕТЫ "Трайдент". Справа видна мачта атомной подводной лодки, запустившей ракету.
СТАРТ РАКЕТЫ "Ариан" (Европейское космическое агентство).
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ СПУТНИК "Пионер А"
ПАССАЖИРСКИЙ ЛАЙНЕР "Боинг-747" в сборочном цеху самолетостроительного завода Сиэтла.
Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .
Здесь рассматриваются основные (силовые) элементы конструкций самолетов и воздушно космических летательных аппаратов, современные материалы и важные конструктивные особенности авиационно космической техники. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКТИВНЫХ… … Энциклопедия Кольера
Динамика индекса промышленного производства в России в 1991 2009 годах, в процентах от уровня 1991 года … Википедия
Запрос «МКС» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Международная космическая станция … Википедия
Отрасль промышленности, осуществляющая научные исследования, разработки, опытное строительство, испытания и серийное производство летательных аппаратов, авиационных двигателей, бортовых систем и оборудования. Поставщиками многих комплектующих… … Энциклопедия техники
Область научно исследовательских и опытно конструкторских работ, которая первоначально ограничивалась проектированием, разработкой и производством самолетов, а затем включила в круг своих интересов все средства передвижения над поверхностью земли … Энциклопедия Кольера Энциклопедия Кольера
Историю военной авиации можно отсчитывать с первого успешного полета воздушного шара во Франции в 1783. Признанием военного значения этого перелета стало принятое в 1794 решение французского правительства об организации воздухоплавательной службы … Энциклопедия Кольера
Авиационно-космическая техника - основная область инженерии, занимающаяся созданием и развитием летательных и космических аппаратов. Она разделена на две основные части: авиационная техника и техника астронавтики. Авиационная техника была первоначальным термином, но технологии полета использующиеся в космическом пространстве дало шаг другому термину, более широкому «аэрокосмический инжиниринг», который используется и по сегодняшний день. Аэрокосмическая промышленность, в частности, филиал космонавтики, часто называют её .
Летательные аппараты подвергаются суровым условиям, таким как: изменения, производимые атмосферным давлением и температурой, структурные нагрузки, приложенные к летательному аппарату.
Зарождение аэрокосмической техники как науки можно наблюдать с конца XIX - начала XX веков, хотя работа сэра Джорджа Кейли датируется последним десятилетием XVIII века до середины XIX века. Один из самых важных людей в истории воздухоплавания , Кейли был пионером в области авиационной техники . Ранее знания об авиационной технике во многом были эмпиричными, некоторые понятия и навыки были взяты из других областей инженерного дела . Ученые поняли некоторые ключевые элементы аэрокосмической техники в XVIII веке. Много лет спустя, после успешных полетов братьев Райт, в 1910-е года развитие авиационной техники произошло за счёт необходимости в разработке военных самолетов для Первой мировой войны . Первое определение авиационно-космической техники появилось в феврале 1958 года . Определение объединяло атмосферу Земли и космическое пространство в единую сферу и тем самым охватило оба термина: самолеты (аэро) и космические аппараты (космос). В ответ на первый запуск СССР первого спутника Земли в космос 4 октября 1957 года, инженеры аэрокосмической отрасли США запустили первый американский спутник 31 января 1958 года. Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства было основано в 1958 году как ответ в результате Холодной войны .
Приведем некоторые элементы аэрокосмической техники:
В основе большинства из этих элементов лежит теоретическая физика, например, гидродинамика для аэродинамики или уравнений движения для динамики полета. Существует также большие эмпирические компоненты. Исторически сложилось так, что эмпирический компонент был получен из испытаний масштабных моделей и прототипов, либо в аэродинамических трубах или в свободной атмосфере. Совсем недавно достижения в вычислительной технике позволили использовать вычислительную гидродинамику для моделирования поведения жидкости , уменьшая время и счет, потраченный на аэродинамической трубе тестирования. Кроме того, аэрокосмическая техника решает интеграцию всех компонентов, которые составляют воздушно-космическое транспортное средство (в том числе подсистемы питания, связь , жизнеобеспечение и т.д.) и его жизненный цикл (проектирование, температура, давление, радиация , скорость, время жизни).
Авиационно-космическая техника может быть изучена в качестве дипломной работы степени бакалавра, магистра и доктора наук в аэрокосмических инженерных отделах во многих университетах, и в механических инженерных отделах. Некоторые учреждения различают авиационную технику и астронавтику. Подготовка в области химии , физики , математики , имеет большое значение для студентов, обучающихся в области авиационно-космической техники.
В английском языке выражение «учёный в области ракетостроения» (англ. rocket scientist ) иногда используется в переносном смысле, чтобы описать очень умного человека, так как ракетостроение рассматривается как практика, требующая больших умственных способностей, особенно в технической и математической областях. Термин иронически используется в выражении «это не ракетостроение» (англ. It"s not rocket science ), чтобы указать, что задача проста.
В период научно-технической революции стала активно развиваться авиационная и ракетно-космическая промышленность, которая явилась отдельной отраслевой структурой машиностроения.
Данный вид производства выступает обособленным структурным подразделением, который производит конструирование, выпуск самолетов, ракет, космических кораблей и другой техники. Кроме того, отрасль занимается проведением испытательных работ указанных летательных аппаратов.
Как правило, собственником авиационных и ракетно-космических предприятий выступает государство, в отдельных случаях – частное лицо. Государственное производство такой промышленности играет важную роль для любой страны, так как повышает ее потенциал и престиж. Это происходит в силу обеспечения имеющихся потребностей внутри государства и реализации продукции за его пределы. Кроме того, данное производство дает возможность предоставления занятости граждан, а также удовлетворяет запросы других отраслей промышленности, нуждающихся в использовании некоторых категорий такой продукции
Выпуск авиационной продукции в самом начале использовался исключительно в военных целях. Со временем стали появляться и гражданские аппараты. По такой же схеме произошло становление ракетно-космической промышленности, которая выпускает для гражданских целей спутники с метеофиксирующими функциями, спутники для связи и так далее. Эти два вида промышленности были объединены между собой в одну целостную структуру, которая занимается выпуском разнообразных моделей летательных аппаратов, применяемых в двух направлениях.
Одно из таких направлений – это гражданский выпуск летательных средств. Сюда можно отнести производство самолетов, вертолетов, ракет, космических летательных аппаратов и других воздухоплавательных средств, используемых исключительно в мирное время для гражданских нужд.
Второе направление – военное производство летательных аппаратов, которые применяются в военный период времени или для удовлетворения военных потребностей государства. Кроме выпуска основных моделей, производятся также и запасные специальные детали к ним. Это всевозможные агрегаты, узлы и другие запасные части. Основное влияние на производство авиационной и ракетной промышленности оказывают инновационные материалы, которые выпускаются в металлургии и промышленности химического типа.
Производство ракет и другой авиации невозможно без использования составляющих компонентов электронной промышленности. Любой самолет оснащен электронным оборудованием, имеющим название «авионика». Более сложные летательные аппараты – спутники или ракетные установки – всегда оснащаются электронными компонентами, но уже более сложного вида.
Для выпуска ракетно-космических и авиационных аппаратов требуется соответствующее оборудование, способное производить подобную продукцию. Кроме новых современных оснащенных станков также немаловажную роль играет и высокий профессионализм работников, занятых в данной промышленности. При выпуске космической и ракетной продукции часто необходимо использование ряда дополнительных функций. Например, для ракет потребуется дополнительная прецизионная обработка.
Факторами, влияющими на успешное развитие производства и выпуск аппаратов авиационной и ракетной промышленности являются:
Одними из самых перспективных составляющих в данной сфере выступают космическая техника и авиалайнеры.
В данный период времени авиационно-космическая и ракетная промышленность реализуется в следующих областях применения:
Авиационная и ракетно-космическая промышленность вышла на достаточно высокий уровень производства и востребованности. На данном этапе времени эта сфера занимает одно из главенствующих звеньев во всей современной цивилизации.
Сегодня Самарский авиакосмический комплекс представляет собой интегрированную систему, включающую сырьевые и энергетические предприятия, заводы-изготовители комплектующих изделий, заводы-сборщики, а также все профильные научно-исследовательские организации и аэрокосмический университет, готовящий специалистов в этой области.
Достижения разработчиков и создателей авиационной и космической техники в Самарской области неразрывно связаны с именем генерального конструктора двигателей НК - Николаем Кузнецовым. Его именем названо предприятие, на котором он много лет трудился.
Авиакосмический комплекс Самарской области - это:
Среднемагистральные самолеты Ту-154 разных модификаций;
Ракетоносители космических кораблей "Восток", "Восход", "Союз", "Молния", "Прогресс";
Двигатели ракетоносителей, авиационные двигатели;
Космические аппараты типов "Космос", "Фрам", "Ресурс", "Фотон", "Бион", "Эфир";
Двигательные установки для ракетоносителей;
Агрегаты для самолетов Ту-204, Ту-334, Ту-154, Ил-90-300, Ил-114, Миг-29, Миг-32, Су-27, Су-29, двигателей НК-22, НК-86, НК-88.
В настоящее время в Самарской области работает 12 предприятий и организаций авиационной промышленности, подведомственных Российскому агентству по промышленности. Эти предприятия занимаются как производственной деятельностью, так и научными исследованиями в области авиации. Общая численность работающих - около 28 тыс. человек, суммарный годовой объем производства по итогам работы в 2006 году составил 5,7 млрд. рублей.
Лидер авиастроения в Самарской области - ОАО "Авиакор-авиационной завод", освоивший серийное производство нового регионального самолета АН-140. Проект Ан-140 реализован без малейшей поддержки со стороны федеральных структур, а исключительно на средства предприятия и при финансовой поддержке Правительства Самарской области.
Самарский авиакосмический комплекс представлен несколькими базовыми предприятиями: ОАО "СНТК им. Н.К. Кузнецова", ОАО "Моторостроитель", ОАО "Самарское конструкторское бюро машиностроения", ОАО "Металлист-Самара", ЗАО "АвиакорПром", ГНПРКЦ "СКБ-Прогресс", ОАО "Авиаагрегат", ОАО "Старт", ОАО "Агрегат" и другие.
Лёгкая промышленность в Самарской области представлена текстильной, трикотажной, швейной, меховой и обувной подотраслями.
Легкая промышленность области представлена предприятиями практически всех подотраслей: текстильной, трикотажной, швейной, меховой и обувной. Наибольшим удельным весом обладает продукция швейной и текстильной подотраслей.
В этой отрасли в области работает более 400 предприятий различных форм собственности. Они имеют оборонную значимость, обеспечивают население товарами первой необходимости, а также удовлетворяют потребность в текстильных товарах и спецодежде предприятия области.
Самое крупное предприятие - ЗАО "Новокуйбышевская фабрика трикотажного полотна". Не менее значимыми являются ЗАО "НФТП", ЗАО "Самарская трикотажная фабрика", ООО "Русь Плюс", ОАО "Самарская швейная фабрика", ОАО ПШО "Волга", ОАО "Новокуйбышевская швейная фабрика", ОАО "Сызранская швейная фабрика", ООО "Меховая компания "Отрада", ООО "Промкомбинат облпотребсоюза", ООО "Чапаевский завод мешкотары", ЗАО "Обувьпром", ООО "Учебно-производственный комбинат".
По итогам работы за 2012 год предприятия легкой промышленности реализовали продукцию собственного производства и оказали услуги в текстильном и швейном производстве на сумму более 2 млрд. рублей.