Тема: Звук [ж]. Буква ж
Тип урока: открытие новых знаний
Цели:
Познавательные: создать условия для ознакомления с новым звуком “ж” и буквой, которой он обозначается; рассмотреть особенности нового звука;
Развивающие: содействовать развитию фонематического слуха; познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти и внимания; развитию речи;
Воспитательные: способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы и приёмы: создание ситуации успеха; методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод, проблемный метод.
Средства обучения: мультимедиапроектор, интерактивная доска
Ход урока
I ЭТАП: Организационный
Задачи этапа: подготовка учащихся к работе (мотивация); создание положительной эмоциональной атмосферы.
1. Организация начала урока
а) Считалочка:
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись,
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
б) Слова учителя (к классу):
Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!
II ЭТАП: Актуализация опорных знаний.
Задачи этапа: актуализация знаний, необходимых для усвоения новых знаний.
Составьте из слов предложения. Начертите схему предложения.
Марины, у, кукла, была.
Звали, Лара, куклу.
Игра «Знаете ли вы сказки»
Чтение текста с букваря
III ЭТАП: Формулирование темы и цели.
Задачи этапа: обеспечение понимания учащимися цели учебно-познавательной деятельности.
1. Определение нового звука в слове. Формулирование темы и цели на урок.
Проговорите слово “ЖУК” про себя. Найдите в нём звук, с которым мы ещё не знакомы. Произнесите его (“ж”).
Сформулируйте тему урока, закончив предложение, записанное на доске. (Звук… (“ж”) и буква, которая его обозначает).
Отталкиваясь от темы и опираясь на начало предложений, записанных на доске, сформулируйте цели урока:
Познакомиться со … звуком “ж”;
Учиться отличать … звук “ж” от других звуков;
IV ЭТАП : “Открытие” новых знаний. Знакомство с новым звуком.
Задачи этапа: обеспечить открытие и усвоение учащимися новых знаний о звуке [ж] и букве, которая его обозначает.
1. Выделение нового звука из слова ЖУК,ЖАБА, УЖИ, ЛУЖА. ЛЫЖИ, МОРЖИ, НОЖИ, ГАРАЖИ. Наблюдение за звуком.
Что нужно узнать о звуке? (Согласный он или гласный; если согласный, то твёрдый или мягкий; звонкий или глухой).
Перед нами открывается « Мастерская слова»./характеристика звук/
Ж- согласный, твёрдый, звонкий.
Произнесите слово “ЖУК”, выделяя новый звук. Назовите этот звук. Понаблюдайте за его произношением в зеркало.
В каком положении находятся губы?
В каком положений находятся зубы – сомкнуты или раскрыты?
Где находится кончик языка? (Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов). Что напоминает язычок? (Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки).
Звуковой анализ слов: ЖИРАФ, ЖУК
- Обсудите в паре , какой это звук и почему.
Вывод: Звук “ж” согласный, потому что воздух встречает преграду.
Дети называют разные слова с новым звуком.
Смогли ли вы придумать слова с мягким звуком? (Нет).
Какой можно сделать вывод?
Вывод: Звук “ж” всегда твёрдый.
Звук «ж» звонкий, потому что произносим его голосом и шумом.
Подведём итог первой части урока. Дайте полную характеристику звуку “ж”.
Вывод: Звук “ж” согласный, твёрдый, звонкий.
5. Знакомство с новой буквой.
6. Чтение слогов в Азбуке.
С какими гласными дружит буква “ж”? Как будем читать её? Почему? (“Ж” дружит с гласными “а”, “у”, “о”, “и”).
Прочти слоги самостоятельно; хором. На какие слоги надо обратить внимание? Почему? (Жи).
Это традиционное написание. Буква ж – капризная, ленивая, обозначает только один звук.
Какая буква сигнал опасности? Какая буква – опасное место? Сформулируй правила правописания.
Жи пиши с гласной и
Вспомни другие “опасные” сочетания, похожие на эти. (Ши пиши с гласной и.).
Найди в “Букваре” слоги, записанные в обратном порядке. Прочти самостоятельно; хором; как говорим. Что заметили? Что произошло с последним звуком? Какое ещё открытие можно сделать?
Вывод: Ж – Ш парные.
И ещё один секрет. Как мы называем звук “ш” в зависимости от произношения? (Шипящий).
Звуки “ж” и “ш” так сдружились, что оба носят это название.
Вывод: Ж – Ш шипящие
Обобщение: - Что объединяет буквосочетания? Расскажите о букве “ж”.
7. Физминутка.
V ЭТАП: Первичное закрепление знаний.
Задачи этапа:
Чтение рассказа ЖУК по букварю- хором
2. Выборочное чтение
VI ЭТАП: Итог урока
Задачи этапа: провести анализ и дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
1. Игра «Ворота открытий»
Какие открытия сделал на уроке?
Вернёмся к нашим целям. Как вы считаете, смогли ли мы реализовать все цели?
С кем ещё может дружить буква “ж”?
Эта буква широка и похожа на жука.
И при этом точно жук
Издаёт жужжащий звук.
VII ЭТАП: Домашнее задание.
Задачи этапа: мотивировать детей на поисковую работу, чтение.
Если хотите узнать что-то интересное о жуке и его друзьях, найдите и прочтите в других книгах и журналах. Расскажите нам на следующем уроке, что интересного вы узнали о них.
МО начальных классов средней школы
№ 6 им.Ж.Баласагуна
ОБУЧЕНИЕ
РУССКОЙ ГРАМОТЕ
1 класс
Тема: Звук [ж]. Буква ж
Тип урока: открытие новых знаний
Учитель: Кулаева С.Х.
Ольга Королева
Презентация «Звук [Ж], буква «Ж» для детей подготовительной группы
1. Организационный момент : игра "Без чего не бывает этого слова" (Дети называют последний слог названного логопедом слова. Не бывает слова "Луна" без "на".)
2."Знакомство со звуком " Детям предлагается ряд картинок, посмотрев на которые, они дорлжны отгадать, какой звук сегодня пришел в гости.
3. Краткая характеристика звука
4. "Хлопай, не зевай". Выделение звука Ж из звукового и слогового ряда на слух.
5. "Повтори - ка" Дети повторяют слогоряд (типа жа-жи-жо) (на экране - черный слайд)
6. "Найди, где спрятался звук ". Детям раздаются листы, дублирующие задание на экране, дети обводят картинки, в которых есть звук Ж .
7. "Третий - лишний" (4 слайда)
8. "Зарядка для глаз"
9. "Зажги свет". Детям раздаются листы, дублирующие задание на экране, дети ставят крестики в окошках (начало - серезина - конец, под картинками, в которых есть звук Ж .
10. Физкультминутка.
11. «Измени слово» .(Черный экран)
Дети должны так изменить слова, чтобы в них появился звук [ж] : друг - дружок, пирог - пирожок, сапог - сапожок, снег - снежок, рог - рожок, луг - лужок, творог - творожок, флаг - флажок.
12. «Сочиняем вместе» . (Черный экран)
Логопед читает рассказ, а дети дополняют его словами, подходящим по смыслу и имеющими в своем составе букву ж .
"У девочки по имени (Женя) есть собачка по кличке (Жучка) . Однажды они пошли в лес. Женя под дубом собирала (желуди) . Жучка гонялась за летающим (жуком) . Вдруг Женя услышала лай. Это Жучка заметила большого колючего (ежа) с маленькими (ежатами) . Женя позвала Жучку, а еж и ежата убежали под елку. В. Волина"
13. Знакомство с буквой .
14. Работа в тетрадях (рисование узора, печатание большой и маленькой букв Жж , слогов с буквой Ж ).
15. "Буквоед " Восстановление целостности букв в предложении с последующим его прочтением.
За основу взяты следующие материалы :
1. Лиманская О. Н. "Конспекты логопедических занятий". Второй год обучения. - М.:ТЦ Сфера, 2009. - 176 с. - (Логопед в ДОУ) .
2. Косенко Ю. А. "Учусь грамоте" Пособие и рабочая тетрадь по развитию фонематических процессов и подготовке к обучению грамоте .
Публикации по теме:
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная,.
Конспект логопедического занятия для подготовительной группы «Звук [Ц] и буква «Ц» Конспект логопедического занятия для подготовительной группы Тема: «Звук и буква «Ц» Цель: Закрепление знаний о букве и звуке «Ц», различение.
Тема: Звук [Ы] и буква ы. Цели: Уточнить артикуляцию звука [ы]; Упражнять детей в образовании существительных множественного числа; Познакомить.
Конспект занятия «Звук [О] и буква О» для старшей группы Цели: коррекцианно-образовательные: _ познакомить детей с буквой О, её графическим изображением; – закрепить понятие «гласные звуки»; –.
Методическая разработка занятия по обучению грамоте для детей старшей группы «Звук [Ш], буква Ш» Цель: изучение буквы «Ш», звука «Ш» Задачи: Учить анализировать звук Дать понятие «шипящий» звук Учить определять место звука.
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы «Звук [ч]. Буква Ч» по мотивам сказок К. И. Чуковского Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №32 Выборгского района Санкт-Петербурга Методическая разработка.
Презентация «Обучение грамоте. Звук [А] и буква «А» В настоящее время подготовка дошкольников к обучению грамоте является для родителей наиболее важным аспектом подготовки ребенка к школе.
Прочитайте слоги и соединения.
Читайте быстро. Не ошибайтесь!
КУ КА КЫ КИ
КАШ КАС
ГА КА ДА ТА БА ПА ВА
РЕП ЩЕП
Составьте с одним из слогов 14 слов.
Отгадайте загадку
Чёрен, а не ворон,
Рогат, а не бык,
С крыльями, а не птица.
Звук [ж] –
согласный,
звонкий,
твёрдый,
жираф
жёлуди
журавль
жар-птица
жабы
[ Ж ]
[ ж ]
Буква жэ –
звук [ж] –
согласный,
парный,
звонкий,
бывает всегда твёрдым [ ж ]
лы ж и
Ж ж
Посмотри-ка: буква Ж
На жука похожа,
Потому что у неё
Шесть жучиных ножек.
На что похожа буква.
Это - Ж, А это - К, Целый жук и полжука.
(А. Шибаев)
Выучи скороговорку
Встретил в чаще ёж ежа:
-Как погода,ёж?
И пошли домой, дрожа,
Сгорбясь,съёжась, два ежа.
Мне очень нравится ЖИРАФ –
Высокий рост и кроткий нрав.
Жирафа – он ведь выше всех –
Боятся даже львы.
Но не вскружил такой успех
Жирафу головы.
Легко ломает спину льву
Удар его копыта,
А ест он листья и траву –
И не всегда досыта…
Мне очень нравится Жираф,
Хотя боюсь, что он не прав!
Буква Ж желе сварила. Угощенья всем хватило: Двум жирафам, жеребенку, Желторотому цыпленку.
РАСПЕЧАТАТЬ
www.copoka.com / abc_bukvi_vokrug_nas.htm - буква ж
www.raskraska.com / raskraski /270/25.html - буква ж (раскраска)
www.dobrieskazki.ru / vkusnaya-azbuka.htm - буква ж (раскраска)
zveri911.ru/juk_bombardir.php – жук
www . raskraska . ru / tale / usacheva / u .../ us 8. htm - жуки
otvetin.ru/animalrasten/9305-vse...sny.html – уж
tlc.howstuffworks.com/family/how...frog.htm – жаба
folk.uio.no/dansh/muha/ - букашечка
www.u-mama.ru / read /article.php%3...d%3D1410 – картинка из сказки « Муха-Цокотуха » К. Чуковского
Lenagold.ru – жираф, ёжики, божья коровка, жуки с музыкальными инструментами, зайцы, зонт, звезда,
Змея, земляника.
Аудиофайлы для роликов взяты с сайта http://alphabook.ru
Слайды с написанием письменных букв из презентации Чулихиной Е. А.
«Анимированный плакат Письменные буквы русского алфавита».
На 4 и 11 слайде стихотворение Б. Заходера.
www.diary.ru /~the-life-of-vulgar...ag%3D761 – буква з (зима)
www.razvitierebenka.com/2010/03/..._22.html – буква з
fromuz.com/forum/index.php%3Fsho...6st%3D90 – бизе
blogs.mail.ru/mail/neftida_k/ - замок
open.salon.com/blog/rodger_reed – золото
www . liveinternet . ru / community / le ...8776156/ - замок
www.symbolsbook.ru/Article.aspx%...id%3D225 – зеркало
dentmy . ru / vybor - zubnoj - shhetki / - зубок
www.sunhome.ru/wallpapers/11453 - заяц
http://piterhunt.ru/pages/animals/anim/zayac/bel.htm - заяц
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Посмотри – буква Ж
Ж УК ЖУК – начинается с буквы Ж, жук жужжит – ЖЖЖЖЖЖЖ, давай пожужжим вместе
Вот она – буква Ж Ж
Ж Ж ж ж ж Посмотри, сколько буковок!!! И это все буквы Г
Жук – это насекомое. Железо – металл, из него делаю различную технику и вещи. Например машина железная, ножницы железные, Желтый – это цвет. Желтое солнце, желтый банан Ж ук Ж елезо Ж ёлтый
Букву Ж сложим из палочек. Посмотри! Сначала положим одну палочку на стол вот так…..а сверху еще одну палочку так….получилась Ж Ж
ЖА-ЖА-ЖА-ЖА-ЖА-ЖА-ЖА Мы увидели ежа Ж А
ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ Сидит муха на еже Ж Е
ЖИ-ЖИ-ЖИ-ЖИ-ЖИ-ЖИ-ЖИ Муха, муха, не жужжи! Ж И
ЖО-ЖО-ЖО-ЖО-ЖО-ЖО-ЖО Стало к вечеру свежо Ж О
ЖУ-ЖУ-ЖУ-ЖУ-ЖУ-ЖУ-ЖУ Очень громко я жужжу Ж У
ЖИ-ЖИ-ЖИ-ЖИ-ЖИ-ЖИ-ЖИ Ешь конфету, не лижи! Ж И
ЖА-ЖЕ-ЖИ-ЖО-ЖУ-ЖИ-ЖА Всё про муху и ежа! Ж А Ж Е Ж И Ж О Ж У Ж И Ж А
Ж ЖА ЖО ЖУ ЖИ ЖЭ ЖЕ ЖЁ ЖЮ ЖЯ
Ж И Р А Ф Ж
Буква Ж, звук [ж] Ж
Запомни! Ж И, Ш И пиши с И
Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» 4. Форма организации урока: групповая 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) 6.Класс: 1 7.Автор
·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...
Урок обучения грамоте. Гласный звук у. Буквы у,У. Презентация.
Презентация к уроку обучения грамоте содержит слайды, раскрывающие суть нового материала. В игровой форме вводится новый звук и буква. Ставится проблема, пути её решенияотрены две. В ходе урока преду...
Слайд 2
При постановке правильного произношения звука Ш, проводится целенаправленная работа над речевыми движениями, которые не сформировались у ребёнка в процессе речевого развития. Каждое артикуляционное упражнение в соответствии с выполняемым действием имеет своё название. Картинка-образ служит образцом для подражания предмету или действиям выбранного предмета. ПОМНИТЕ! Важно не количество,а правильный подбор и качество выполнения артикуляционных упражнений.
Слайд 3
Чёткость Плавность Дифференцированность Точность Равномерность Устойчивость Переключаемость
Слайд 4
улыбнуться приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу загнув кончик языка и боковые края вверх, потянуться языком вверх. Чтобы звук красивым вышел, шире язычок и выше.Сделаем из язычка чашечку подняв бока. Эту чашку по бокам к верхним мы прижмём зубам, Вот теперь над чашкой можно дуть красиво, осторожно, Чтобы ветерок бежал, чтобы “Ш” как шёлк шуршал.
Слайд 5
Чтоб поднять нам настроение, Съедим вкусное варенье. Слегка приоткрыть рот широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Слайд 6
Вот качели на аллее, Язычок сел на качели. Рот открыть широко. Попеременно тянуться высунутым языком к носу и к подбородку.
Слайд 7
МАЛЯРКрасить комнаты пора,Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, Язык к нёбу поднимаем, Поведём вперёд-назад- Наш маляр работе рад!
Улыбнись; открой рот; подними язык к бугорочкам; води, поглаживая кончиком языка,как кисточкой,по нёбу вперёд-назад; следи, чтобы кончик языка не высовывался изо рта, а губы и нижняя челюсть не двигались.
Слайд 8
А на лестнице у Веньки Посчитаем мы ступеньки. Улыбнуться открыть рот установить язык в форме чашечки на верхней губе перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы удерживать в каждом положении 3-5 секунд). Ступеньки
Слайд 9
…еребёнок …аворонок …ираф
Слайд 10
…илетка …елудь …ук …аба
Слайд 11
ё..ик сне…инка лы…ник
Слайд 12
моро…еное бакла…ан но… но…ницы
Слайд 13
СЛОГИ СЛОВА СВЯЗНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
Слайд 14
Жа-жа-жа, жа-жа-жа тут ежата у ежа. Жу-жу-жу, жу-жу-жу как-то уж пришел к ежу. Жи-жи-жи, жи-жи-жи мне ежаток покажи. Жу-жу-жу, жу-жу-жу я с ужами не дружу. Жа-жа-жа, жа-жа-жа уж уходит от ежа.
Слайд 15
жи-жи-жи, жи-жи-жи В нашем доме этажи. жа-жа-жа, жа-жа-жа Подо мной два этажа. жа-жа-жа, жа-жа-жа Hадо мной два этажа. же-же-же, же-же-же Hа каком я этаже?
Слайд 16
Я на ветке сижу. Букву Ж все твержу. Зная твердо букву эту, Я жужжу весной и летом. С длинной шеей своей стал он выше всех зверей.
Слайд 17
Живёт в норке, грызёт корки. Короткие ножки, боится кошки На прогулке бегуны одинаковой длины.Кони эти рыжи, а зовут их…